Процесс фотосинтеза относится к процессам потому что
§ 22. Фотосинтез
1. Фотосинтез является процессом пластического или энергетического обмена? Почему?
Фотосинтез является процессом пластического обмена, т.к. сопровождается синтезом органических веществ из неорганических и происходит с поглощением световой энергии.
2. В каких органоидах растительной клетки происходит фотосинтез? Что представляет собой фотосистема? Какую функцию выполняют фотосистемы?
Фотосинтез происходит в зелёных пластидах – хлоропластах.
Фотосистемы – особые пигмент-белковые комплексы, расположенные в мембранах тилакоидов хлоропластов. Существует два типа фотосистем – фотосистема I и фотосистема II. В состав каждой из них входит светособирающая антенна, образованная молекулами пигментов, реакционный центр и переносчики электронов.
Светособирающая антенна функционирует наподобие воронки: молекулы пигментов поглощают свет и передают всю собранную энергию в реакционный центр, где находится молекула-ловушка, представленная хлорофиллом а. Поглотив энергию, молекула-ловушка переходит в возбуждённое состояние и отдаёт один из своих электронов специальному переносчику, т.е. окисляется. Таким образом, фотосистемы выполняют функцию поглощения света и преобразования световой энергии в химическую.
3. Охарактеризуйте световую и темновую фазы фотосинтеза по плану: 1) место протекания; 2) исходные вещества; 3) происходящие процессы; 4) конечные продукты. Какие продукты световой фазы фотосинтеза используются в темновой фазе?
Световая фаза фотосинтеза
1) мембраны тилакоидов
2) Н2О, окисленный НАДФ (НАДФ + ), АДФ, Н3РО4 (для протекания световой фазы также необходимы фотосинтетические пигменты (хлорофиллы и др.), но их нельзя назвать исходными веществами световой фазы)
3) поглощение света фотосистемами, фотолиз воды, транспорт электронов на внешнюю сторону тилакоида и накопление протонов внутри тилакоида (т.е. возникновение электрохимического потенциала на мембране тилакоида), синтез АТФ, восстановление НАДФ +
4) АТФ, восстановленный НАДФ (НАДФ•Н+Н + ), побочный продукт – молекулярный кислород (О2)
Темновая фаза фотосинтеза
1) строма хлоропласта
2) СО2, АТФ, восстановленный НАДФ (НАДФ•Н+Н + )
3) синтез глюкозы (восстановление СО2 до органических веществ), в ходе которого происходит гидролиз АТФ и окисление НАДФ•Н+Н +
4) глюкоза (С6Н12О6), окисленный НАДФ (НАДФ + ), АДФ, Н3РО4
В темновой фазе фотосинтеза используются такие продукты световой фазы как НАДФ•Н+Н + (служит источником атомов водорода для синтеза глюкозы) и АТФ (служит источником энергии для синтеза глюкозы).
4. Докажите справедливость утверждения: «От фотосинтеза непосредственно или косвенно зависит все живое на Земле».
Все живое на Земле зависит от фотосинтеза – либо непосредственно, либо, как в случае животных, косвенно. Фотосинтез делает энергию и углерод доступными для живых организмов и обеспечивает выделение кислорода в атмосферу, что необходимо для всех анаэробных организмов. Человечество зависит от фотосинтеза еще и потому, что оно использует ископаемое органическое топливо, которое образовалось за миллиарды лет.
5. Сравните по различным признакам процессы фотосинтеза и аэробного дыхания. Укажите черты сходства и различия.
Черты сходства:
1. Сложные многостадийные процессы, протекающие с участием ферментов.
2. Фотосинтез и заключительный (кислородный) этап аэробного дыхания протекают в двумембранных органоидах (хлоропластах и митохондриях соответственно).
3. Окислительно-восстановительные процессы, которые сопровождаются переносом электронов по электрон-транспортным цепям внутренних мембран соответствующих органоидов, возникновением разности потенциалов на этих мембранах, работой АТФ-синтетазы и синтезом АТФ.
Различия:
1. Процесс фотосинтеза относится к пластическому обмену т.к. сопровождается синтезом органических веществ из неорганических и происходит с поглощением световой энергии. Процесс аэробного дыхания относится к энергетическому обмену, поскольку происходит расщепление сложных органических веществ и высвобождение заключённой в них энергии.
2. Фотосинтез протекает только в клетках фототрофных организмов, а аэробное дыхание – в клетках большинства живых организмов (в том числе и фототрофов).
3. Различные исходные вещества и конечные продукты. Если рассматривать суммарные уравнения фотосинтеза и аэробного дыхания, то можно заметить, что продукты фотосинтеза фактически являются исходными веществами для аэробного дыхания и наоборот.
4. Переносчиками атомов водорода в процессе дыхания служат НАД и ФАД, в фотосинтезе – НАДФ.
6. Человек за сутки потребляет примерно 430 г кислорода. Дерево средней величины поглощает около 30 кг углекислого газа в год. Сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом на год?
За год человек потребляет: 430 г × 365 = 156 950 г кислорода.
Рассчитаем химическое количество углекислого газа, поглощаемого за год одним деревом:
М(СО2) = 12 + 16 × 2 = 44 г/моль. n(СО2) = m : М = 30 000 г : 44 г/моль ≈ 681,8 моль.
Поглощение 6 моль углекислого газа сопровождается выделением 6 моль кислорода. Значит, поглощая за год 681,8 моль углекислого газа, дерево выделяет 681,8 моль кислорода.
Найдём массу кислорода, выделяемого деревом за год:
М(О2) = 16 × 2 = 32 г/моль. m(О2) = n × M = 681,8 моль × 32 г/моль = 21 817,6 г
Определим, сколько деревьев необходимо, чтобы обеспечить одного человека кислородом. Количество деревьев = 156 950 г : 21 817,6 ≈ 7,2 дерева.
Ответ: для того, чтобы обеспечить одного человека кислородом, в среднем понадобится 7,2 дерева (допустимыми ответами будут «8 деревьев» или «7 деревьев»).
7. Исследователи разделили растения пшеницы на две группы и выращивали их в лаборатории в одинаковых условиях, за исключением того, что растения первой группы освещали красным светом, а растения второй группы — зеленым. У растений какой группы процесс фотосинтеза протекал более интенсивно? Как вы думаете, с чем это связано?
Фотосинтез протекал более интенсивно у растений, освещаемых красным светом. Это связано с тем, что основные фотосинтетические пигменты – хлорофиллы – интенсивно поглощают красный свет (а также сине-фиолетовую часть спектра), а зелёный отражают, что и обусловливает зелёную окраску этих пигментов.
Что такое фотосинтез? История открытия процесса, фазы фотосинтеза и его значение.
Оглянитесь вокруг! Пожалуй, в каждом доме есть хотя бы одно зеленое растение, а за окном несколько деревьев или кустарников. Благодаря сложному химическом процессу происходящего в них фотосинтеза стало возможно зарождение жизни на Земле и существование человека. Разберем историю его открытия, суть процесса и реакции, которые протекают в разных фазах.
История открытия фотосинтеза
В настоящее время школьники впервые знакомятся со сложными процессами фотосинтеза уже в 6 классе.
Но еще 300-400 лет назад ответ на вопрос «откуда растения берут питательные вещества для строительства своих клеток?» занимал умы ученых во всем мире.
Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой.
Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов.
Ученый сделал вывод. что почва практически не дает строительного материала растениям, а все необходимые вещества растение получает из воды.
После ван Гельмонта различные ученые повторили его опыт, и сложилась так называемая «водная теория питания растений».
Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В. Ломоносов. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог.
И как часто бывает в науке, помог его величество случай.
Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И через некоторое время погибла. К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружил Джозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительству ученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способами очистки испорченного воздуха. И тут церковным мышам не повезло. Они стали участницами различных опытов английского ученого.
Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал.
В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее.
И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, что Пристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям.
Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками. А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка.
Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.
Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.
А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке. В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности. Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.
Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.
Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света. И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1.
Значение фотосинтеза для жизни на Земле
И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека.
Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т. е. растений, что обитают на поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80% кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли, которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышать животным в экстремальных, практически лишенных растительности регионах нашей удивительной планеты.
Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировался защитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космической и солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушу из глубин океана.
Подробнее о «великой кислородной революции» можно прочитать в учебнике «Биология 10-11 классы» под редакцией А.А. Каменского на портале LECTA.
К сожалению, в настоящее время кислород потребляют не только живые существа, но и промышленность. Уничтожаются тропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообмена и увеличению дефицита кислорода.
Определение и формула фотосинтеза
Определение и формула фотосинтеза
Слово фотосинтез состоит из двух частей: фото — «свет» и синтез — «соединение», «создание». Если подходить к определению упрощенно, то фотосинтез — это превращение энергии света в энергию сложных химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов. У зеленых растений фотосинтез происходит в хлоропластах.
Схема фотосинтеза, на первый взгляд, проста:
Вода + квант света + углекислый газ → кислород + углевод
или (на языке формул):
Если копнуть поглубже и посмотреть на лист в электронный микроскоп, выяснится удивительная вещь: вода и углекислый газ ни в одной из структурных частей листа непосредственно друг с другом не взаимодействуют.
Фазы фотосинтеза
К фотосинтезу способны не только растения, но и многие одноклеточные животные благодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.
Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующих эукариот. В состав хлоропластов входят:
Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фаза происходит с участием квантов света. Название темновая фаза вовсе не означает, что процесс происходит в темноте. Более точное определение — светонезависимая. Т.е. для реакций, происходящих в этой этой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременно со световой, только в других отделах хлоропласта.
Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтеза происходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода. На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы), а кислород — лишь побочный продукт реакции.
Световая фаза фотосинтеза
Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадая на хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронов и скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. После того, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжает воздействовать на воду, вызывая фотолиз Н2О.
Положительно заряженные протоны водорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.
Получается такой бутерброд: с одной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой – положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняя мембрана тилакоида.
Гидроксильные ионы идут на производство кислорода:
Когда количество протонов водорода и электронов достигает максимума, запускается специальный переносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водорода в строму, где их подхватывает специальный переносчик никотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфический переносчик протонов водорода в реакциях углеводов.
Прохождение протонов водорода через АТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата или фотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.
На этом световая фаза фотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновую фазу.
Повторим ключевые процессы световой фазы фотосинтеза:
У некоторых растений фотосинтез идет по упрощенному варианту, который называется «циклическое фосфорилирование» и разбирается этот процесс в учебнике «Биология 10-11 классы» под редакцией А. А. Каменского на портале LECTA.
Фотосинтез
Типы питания
Фотосинтез
Ниже вы увидите сравнение строения хлорофилла и гемоглобина. Обратите внимание, что в центре молекулы хлорофилла находится ион Mg.
В высшей степени гениально значение процесса фотосинтеза подчеркнул русский ученый К.А. Тимирязев: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического»
Более подробно мы обсудим значение фотосинтеза в завершение этой статьи. Фотосинтез состоит из двух фаз: светозависимой (световой) и светонезависимой (темновой). Я рекомендую использовать названия светозависимая и светонезависимая, так как они способствуют более глубокому (и правильному!) пониманию фотосинтеза.
Светозависимая фаза (световая)
Эта фаза происходит только на свету на мембранах тилакоидов в хлоропластах. В ней принимают участие различные ферменты, белки-переносчики, молекулы АТФ-синтетазы и зеленый пигмент хлорофилл.
Хлорофилл выполняет две функции: поглощения и передачи энергии. При воздействии кванта света хлорофилл теряет электрон, переходя в возбужденное состояние. С помощью переносчиков электроны скапливаются с наружной поверхности мембраны тилакоидов, тем временем внутри тилакоида происходит фотолиз воды (разложение под действием света):
Гидроксид-ионы отдают лишний электрон, превращаясь в реакционно способные радикалы OH, которые собираются вместе и образуют молекулу воды и свободный кислород (это побочный продукт, который в дальнейшем удаляется в ходе газообмена).
При достижении критической разницы, часть протонов проталкивается на внешнюю сторону мембраны через канал АТФ-синтетазы. В результате этого выделяется энергия, которая может быть использована для фосфорилирования молекул АДФ:
Кислород удаляется из клетки как побочный продукт фотосинтеза, он совершенно не нужен растению. АТФ и НАДФ∗H2 в дальнейшем оказываются более полезны: они транспортируются в строму хлоропласта и принимают участие в светонезависимой фазе фотосинтеза.
Светонезависимая (темновая) фаза
При участии АТФ и НАДФ∗H2 происходит восстановление CO2 до глюкозы C6H12O6. В светонезависимой фазе происходит цикл Кальвина, в ходе которого и образуется глюкоза. Для образования одной молекулы глюкозы требуется 6 молекул CO2, 12 НАДФ∗H2 и 18 АТФ.
Таким образом, в результате темновой (светонезависимой) фазы фотосинтеза образуется глюкоза, которая в дальнейшем может быть преобразована в крахмал, служащий для запасания питательных веществ у растений.
Значение фотосинтеза
Значение фотосинтеза невозможно переоценить. Уверенно утверждаю: именно благодаря этому процессу жизнь на Земле приобрела такие чудесные и изумительные формы, какие мы видим вокруг себя: удивительные растения, прекрасные цветы и самые разнообразные животные.
Хемосинтез был открыт русским микробиологом С.Н. Виноградским в 1888 году. Большинство хемосинтезирующих бактерий относится к аэробам, для жизни им необходим кислород.
Значение хемосинтеза
Хемосинтезирующие бактерии являются неотъемлемым звеном круговорота в природе таких элементов как: азот, сера, железо.
Усвоение нитратов происходит за счет клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений, однако важно помнить, что клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии, в отличие от нитрифицирующих бактерий, питаются гетеротрофно.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Фотосинтез растений
Что такое фотосинтез растений?
Фотосинтез — это процесс, в котором растения и другие организмы используют энергию света для превращения углекислого газа и воды в простую сахарную глюкозу. При этом фотосинтез обеспечивает основной источник энергии практически для всех организмов.
Основная функция фотосинтеза состоит в том, чтобы преобразовать солнечную энергию в химическую энергию и затем сохранить эту химическую энергию для будущего использования. По большей части живые системы планеты приводятся в действие этим процессом. Это не особенно эффективно по стандартам человеческого инжиниринга, но оно делает свою работу. Фотосинтез происходит в областях клетки, называемых хлоропластами.
Фотосинтез имеет далеко идущие последствия. Как и растения, люди и другие животные зависят от глюкозы в качестве источника энергии, но они не могут производить ее самостоятельно и в конечном итоге должны полагаться на глюкозу, вырабатываемую растениями. Кроме того, кислород, которым дышат люди и другие животные, – это кислород, выделяющийся во время фотосинтеза. Люди также зависят от древних продуктов фотосинтеза, известных как ископаемое топливо, для обеспечения большей части нашей современной промышленной энергии. Эти ископаемые виды топлива, в том числе природный газ, уголь и нефть, состоят из сложной смеси углеводородов, остатков организмов, которые полагались на фотосинтез миллионы лет назад. Таким образом, практически вся жизнь на земле, прямо или косвенно, зависит от фотосинтеза как источника пищи, энергии и кислорода, что делает его одним из самых важных биохимических процессов, известных.
Продукты фотосинтеза растений
Фотосинтез происходит у зеленых растений, морских водорослей и некоторых бактерий. Эти организмы являются настоящими сахарными фабриками, производящими миллионы новых молекул глюкозы в секунду. Растения используют большую часть этой глюкозы, углевода, в качестве источника энергии для создания листьев, цветов, фруктов и семян. Они также превращают глюкозу в целлюлозу, структурный материал, используемый в их клеточных стенках. Однако большинство растений производят больше глюкозы, чем используют, и хранят ее в форме крахмала и других углеводов в корнях, стеблях и листьях. Затем растения могут использовать эти резервы для получения дополнительной энергии или строительных материалов. Каждый год фотосинтезирующие организмы производят около 170 миллиардов тонн дополнительных углеводов, около 30 тонн на каждого человека на земле.
Чрезвычайно важным побочным продуктом фотосинтеза является кислород, от которого зависит большинство организмов.
К продуктам фотосинтеза растений относятся:
Хлорофилл и фотосинтез растений
Фотосинтетические клетки содержат специальные пигменты, которые поглощают энергию света. Различные пигменты реагируют на различные длины волн видимого света. Хлорофилл, основной пигмент, используемый в фотосинтезе, отражает зеленый свет и наиболее сильно поглощает красный и синий свет.
У растений фотосинтез происходит в хлоропластах, которые содержат хлорофилл.
Хлорофилл А является основным пигментом, используемым в фотосинтезе, но существует несколько типов хлорофилла и множество других пигментов, которые реагируют на свет, включая красные, коричневые и синие пигменты. Эти другие пигменты могут помочь направить световую энергию на хлорофилл А или защитить клетку от фотоповреждений.
Например, фотосинтетические протисты, называемые динофлагеллятами, которые ответственны за «красные приливы», (часто приводят к предупреждению употребления в пищу моллюсков), содержат различные светочувствительные пигменты, как хлорофилл, так и красные пигменты, ответственные за их предупреждающее окрашивание.
Фазы фотосинтеза растений
Внутри хлоропласта фотосинтез происходит в две отдельные фазы:
Фотосинтез. Фаза I
Составляет световые реакции, потому и называется световой.
Приводимая в действие световой энергией, вода окисляется: она разделяется на электроны и протоны с высокой энергией. Эти электроны и протоны используются для восстановления окисленного электронного носителя NADP до его восстановленной высокоэнергетической формы NADPH. Энергия, полученная во время световых реакций, также используется для преобразования низкоэнергетического АДФ и неорганического фосфата в высокоэнергетическую АТФ. Продуктом отходов (но одним из важнейших для аэробных организмов, таких как мы) является кислород, обозначенный цифрой. Все это происходит в тилакоидных мешочках с выходом световых реакций, перемещающихся в строму для поддержки второй фазы фотосинтеза.
Фотосинтез. Фаза II
Вторая фаза фотосинтеза использует продукты Фазы 1 в качестве входных данных (исключая кислород, который проникает в атмосферу). Фаза 2 известна как цикл Кальвина, в честь биохимика из Беркли Мелвина Кальвина, который получил Нобелевскую премию за совместное открытие цикла в 1961 году. Поскольку цикл Кальвина не зависит напрямую от света, вторую фазу называют темновой.
Во время цикла Кальвина ключевым внешним входом является диоксид углерода. Используя энергию от АТФ, а также электроны и водород от обогащенного энергией восстановленного электронного носителя NADPH, диоксид углерода восстанавливается, превращаясь в трехуглеродный глицеральдегидфосфат или G3P, которые могут быть преобразованы в глюкозу или что-либо еще, в чем нуждается растение.
Фотосинтез в листьях растений
Структура листа это компромиссы между максимизацией площади поверхности для поглощения света при минимизации потерь воды. Чтобы предотвратить потерю воды, восковая кутикула покрывает верхний и нижний эпидермис. Основная функция эпидермиса — защитная, и большая часть способа защиты заключается в выделении воскообразного слоя на уровне восковой кутикулы.
Вода попадает в лист через пучки сосудистой ткани, которые мы обычно называем венами. Вены также позволяют сахару покидать лист и перемещаться в другие части растения, где они могут, в растении, таком как картофель, превращаться в полисахариды, такие как крахмал, для длительного хранения энергии.
Углекислый газ попадает в растение через поры на нижнем эпидермисе. Эти поры называются устьицами, и они образованы защитными ячейками, которые могут изменять форму, чтобы регулировать размер отверстия устья, даже до точки закрытия, когда растение испытывает недостаток воды.
Внутри листа находятся две другие фотосинтетические ткани. Чуть ниже верхнего эпидермиса находится слой плотно прижатых фотосинтезирующих клеток, которые подвергаются большей части фотосинтеза в растениях, мезофилла палисада. Непосредственно под этим слоем находятся фотосинтетические клетки, которые гораздо более распространены, известные как губчатый мезофилл. Когда защитные камеры находятся близко к воде, этот слой служит резервуаром углекислого газа, который позволяет продолжить фотосинтез даже в замкнутой системе. То есть до тех пор, пока весь газ не будет зафиксирован.
Вода поглощается корнями растения и перемещается по сосудистой системе тканями, известными как ксилемы. Вода поступает в лист и поглощается в фотосинтетических клетках путем осмоса, в сочетании с углекислым газом для производства глюкозы и кислорода. Глюкоза либо используется клеткой напрямую, либо переносится в сосудистую ткань, которая транспортирует глюкозу в другие клетки, неспособные к фотосинтезу (т.е. корни) в сосудистой ткани, известной как флоэма.
Фотосинтез в клетках растений
Как известно, фотосинтез осуществляется в хлоропластах.
Если рассмотреть хлоропласт под микроскопом, можно увидеть несколько остатков его бактериального происхождения. Как и митохондрии (еще один эндосимбионт), хлоропласты имеют двойную мембрану, пережиток древнего эндоцитоза (когда его цианобактериальный предок был поглощен более крупной клеткой и по какой-то причине не переварился). Внешняя мембрана, является остатком пузырька, который принадлежал клетке, которая охватила исходный хлоропласт. Внутренняя мембрана, является остатком мембраны этого исходного хлоропласта.
Хлоропласты поглощают солнечный свет и используют его в сочетании с водой и углекислым газом для производства продуктов питания для растения. Они улавливают световую энергию солнца, чтобы произвести свободную энергию, запасенную в АТФ и НАДФН, посредством процесса, называемого фотосинтезом.
Хлоропласты встречаются только в растениях и фотосинтезирующих водорослях. (Люди и другие животные не имеют хлоропластов.)
Хлоропласты представляют собой дискообразные органеллы, найденные в цитозоле клетки. Они имеют внешнюю и внутреннюю мембраны с межмембранным пространством между ними. Если вы пройдете через два слоя мембраны и достигнете места в центре, вы обнаружите, что он содержит мембранные диски, известные как тилакоиды, расположенные во взаимосвязанных стопках, называемых грана.
Мембрана тилакоидного диска содержит светособирающие комплексы, которые включают хлорофилл, пигмент, который придает растениям зеленый цвет. Тилакоидные диски являются полыми, и пространство внутри диска называется тилакоидным пространством или просветом, в то время как заполненное жидкостью пространство, окружающее тилакоиды, называется стромой.
Хлоропласты являются одной из многих уникальных органелл в организме.
В этом отношении они похожи на митохондрии, но встречаются только в растениях и протистах.
Обе органеллы окружены двухклеточной композитной мембраной с межмембранным пространством; оба имеют свою собственную ДНК и участвуют в энергетическом обмене; и у обоих есть сетчатки, заполняющие их внутренние пространства.
Значение фотосинтеза для растений
– Фотосинтез обеспечивает пищу для растений. Процесс фотосинтеза происходит в зеленых растениях, которые являются основными производителями в пищевой цепи.
– Фотосинтез необходим для поддержания жизни. Это основной источник кислорода и энергии для всех живых организмов.
– Фотосинтез помогает в росте и развитии растений.
– Он превращает атмосферный углекислый газ (выделяемый при дыхании и других видах деятельности) обратно в кислород.
– В процессе фотосинтеза образовавшиеся углеводы, используются для создания клеточных структур — клеточных стенок целлюлозы.
Деревья и другие зеленые растения практикуют дыхание также как животные, но они также практикуют фотосинтез. Вот почему экологи классифицируют зеленые растения как «производителей», а большинство других форм жизни — как «потребителей». Речь идет об энергии. Хорошо, есть и разложители, но это уже другая история, и они все еще зависят от энергии, получаемой производителями.
Деревья часто считаются главным генератором кислорода для планеты, но это не совсем верно. Большая часть планеты покрыта водой, и коллективный фотосинтез низших водорослей является настоящей кислородной машиной.
Тем не менее, деревья и леса действительно являются значительными производителями кислорода. Однако, если бы кислород был единственным преимуществом деревьев и лесов, мы могли бы легко жить без них. А некоторые леса на самом деле производят больше углекислого газа, чем кислорода. К счастью, преимущества как деревьев, так и лесов простираются далеко за пределы чего-то такого узкого, как производство кислорода.
Фотосинтез важен для живых организмов, потому что это источник кислорода номер один в атмосфере. Без фотосинтеза углеродный цикл не состоялся бы, жизнь, требующая кислорода, не выжила бы, и растения погибли бы. Зеленые растения и деревья используют фотосинтез для производства пищи из солнечного света, углекислого газа и воды в атмосфере: это их основной источник энергии. Важность фотосинтеза в нашей жизни — это кислород, который он производит. Без фотосинтеза на планете практически не было бы кислорода.