Процентиль по весу ребенка что это
Прибавка роста и веса
Врач-педиатр. Врач высшей категории
Важно, чтобы показатели веса и роста были в одном центильном коридоре, но не более двух смежных. Тогда мы можем говорить о гармоничном развитии. Если разрыв более двух центильных коридоров — развитие дисгармоничное. Тогда мы можем думать либо о несбалансированном питании либо о патологии, связанном с ожирением (паратрофией), либо белково-энергетической недостаточностью (гипотрофией).Кроме того, нельзя забывать и о конституциональных особенностях ребенка, о генетической предрасположенности. Поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с соседским. Чтобы говорить о здоровье ребенка, мы оцениваем его состояние по очень многим критериям. Это и нервно-психическое развитие, данные лабораторного обследования, анамнез, наследственность. Сколько раз в моей практике встречались дети, которые набирали в весе 400-450 г. ежемесячно, к году едва набирали 7,8-8 кг. Но при этом дети уже в 10 месяцев начинали ходить, произносить слоги, выполняли сложные инструкции.
Мы поговорим о прибавке веса и роста для доношенных детей. У недоношенных детей показатели прибавки веса и роста отличаются по степени недоношенности. Кроме того, дети могут рождаться с внутриутробной гипотрофией.
Таблицы для девочек и мальчиков различны по цифровым показателям, но на 1 году жизни эти различия совсем минимальные.
Центильные таблицы для оценки физического развития девочек от 0 до 12 мес.
Процентиль по весу ребенка что это
Масса тела к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:
Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).
Оценка физического развития
Масса тела девочки в возрасте 6 месяцев составляет 5,5 кг. Воспользуемся графиком «Масса тела к возрасту»: точка на графике находится ниже красной кривой, значит у ребенка недостаточная масса тела и необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу-педиатру.
Длина тела/рост к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:
Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается длина тела/рост (см). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие длине тела/росту с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (длина тела/рост, см).
Оценка физического развития
Рост мальчика в возрасте 2-х лет составляет 88 см. Воспользуемся графиком «Длина тела/рост к возрасту»: точка на графике располагается на уровне 50-го перцентиля, соответственно, рост ребенка находится в пределах средних значений для его возраста.
Масса тела к длине тела. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 2-х лет (перцентили) От 2 до 5 лет (перцентили)
Масса тела к длине тела/росту
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается длина тела/рост ребенка (см). Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (длина тела/рост, см), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).
Вес ребенка по данным УЗИ
Во время беременности каждая женщина испытывает страх и волнение по поводу здоровья малыша. Один из важных критериев нормального внутриутробного развития – вес ребенка. Чтобы определить вес малыша в утробе матери используют данные, полученные во время проведения ультразвукового исследования. Современные аппараты УЗИ максимально точно рассчитывают массу тела ребенка автоматически.
В медицинском центре Диана вес плода определяется на любом сроке беременности при помощи инновационного ультразвукового оборудования.
Зачем определять вес ребенка по УЗИ?
На протяжении беременности масса тела малыша увеличивается от нескольких миллиграмм до нескольких килограмм. Это происходит за счет роста и развития мягких тканей, органов, костей, мышц, жировой прослойки. Динамика набора – важный критерий внутриутробной диагностики.
Определение веса ребенка по параметрам УЗИ проводится с такими целями:
От чего зависит внутриутробный вес плода?
Врачами установлена зависимость динамики набора от ряда факторов:
Кроме того, по данным статистики первый ребенок женщины рождается в среднем на 30% легче, в сравнении со всеми последующими детьми.
Нормы веса ребенка по УЗИ
Врачами разработаны нормы набора веса по месяцам беременности. Однако незначительные отклонения от этих показателей не обязательно говорят о развитии патологии. Чтобы контролировать состояние малыша, нужно несколько раз пройти ультразвуковое исследование во время вынашивания плода.
До 4 акушерской недели беременности определить вес плодного яйца практически невозможно, так как эмбрион только формируется. На этом этапе сперматозоид проникает в яйцеклетку, после чего она направляется в матку. Только после имплантации оплодотворенных клеток в стенку матки, можно определить вес эмбриона по УЗИ.
Расчетные средние показатели веса ребенка по УЗИ представлены в таблице. Данные указаны для эмбриональных сроков беременности.
Научная электронная библиотека
Шапошникова Н. Ф., Деларю Н. В., Заячникова Т. Е., Давыдова А. Н.,
1. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства, в основном, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.
Физическое развитие детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.
Для оценки физического развития детей до 1 года используют следующие показатели:
● пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
● статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры физического развития представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.
Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей. Физическое развитие недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка.
При оценке физического развития у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцептуальный и корригированный возраст.
Гестационный возраст – число полных недель, прошедших между первыми сутками последней менструации и датой родов.
Постконцептуальный возраст – общий (то есть гестационный плюс постнатальный) возраст недоношенного ребенка в неделях с начала последнего менструального цикла матери. Например, 7-недельный ребенок (ребенку 1 месяц 3 недели), родившийся на 25-й неделе гестации, трактуется как ребенок с постконцептуальным возрастом 32 недели.
Постнатальный возраст – это фактический (календарный) возраст, то есть число месяцев, прошедших после рождения ребенка.
Для расчета корригированного возраста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношенный. Физическое развитие недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту.
Оценку показателей производят преимущественно двумя способами: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.
Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).
Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25–50–75-го центиля.
Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динамики показателей антропометрии в зависимости от срока гестации. Кривые роста, как правило, содержат три измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой степенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов позиционирования.
Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)
Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)
Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окружности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели физического развития, свойственные 80 % недоношенных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свойственные только 7 % условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцентиля – это области очень низких и очень высоких показателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3 % случаев. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту.
Транзиторная потеря массы тела у недоношенных детей составляет до 10–20 %, в норме восстанавливается к 3–4 неделям жизни. Масса тела глубоконедоношенных детей удваивается к 2,5–3,5 месяцам, утраивается к 5–6 месяцам, а к году увеличивается в 4–7 раз. Недоношенные дети по физическому развитию сравниваются с доношенными детьми к 2–3 годам жизни, а с массой тела менее 1000 г – только к 6–7 годам. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1–3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы глубоко недоношенные дети сохраняют «гармоничную» задержку физического развития.
Ежемесячная прибавка длины тела в первом полугодии составляет 3–4 см, во втором полугодии – 0,5–2,5 см в месяц, в среднем за год рост увеличивается на 27–38–40 см. Глубоко недоношенные дети растут быстрее.
Первый период вытягивания (ускоренного роста) у недоношенных детей наблюдается на 1–2 года позже, чем у доношенных детей.
Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07–0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем, увеличение окружности головы в первом полугодии – 3,2–1 см, во втором полугодии – 1–0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15–19 см и достигает 44,5–46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения.
Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5–2 см ежемесячно.
Физическое развитие недоношенных детей на первом году жизни
Перцентильные (процентильные) таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек
Перцентильные таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек от 2 до 20 лет. На рис. 1 и 2 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Центильные таблицы (или графики) показывают количественные границы роста и массы тела.
Таблицы составлены для мальчиков и девочек различного возраста по показателям роста, веса, окружности груди и головы. То, как ваш ребенок растет, является простым и точным способом определения общего состояния его здоровья и развития.
Перцентильные (процентильные) таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек
ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Рис.1
ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Рис.2
Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.
Что такое перцентили (процентили)?
По-английски это слово означает «процент». Средняя линия — 50-я перцентиль — это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика — 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика — 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль — это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я — это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Центильные таблицы физического развития мальчиков:
Центильные таблицы физического развития девочек:
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.