Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Протоколы разногласий и урегулирования разногласий: как составить

Протокол разногласий позволяет изменить «неудобные» условия сделки. В документе нужно зафиксировать отличия и предложить свой вариант условий. Разногласия можно выставить относительно срока исполнения договора, порядка оплаты, оснований для расторжения и т.д. Заключённым договор будет считаться в том случае, если стороны достигли соглашения по всем существенным вопросам. Порядок составления и рассмотрения протокола разногласий регламентируется 445 ГК РФ.

На практике нередко возникает вопрос: «Как составить протокол разногласий?» Разберём на примере.

Как и в какой форме составлять протокол разногласий

Подготовкой протокола разногласий занимается сторона, несогласная с предложенными условиями. Законом не установлена какая-то конкретная форма, поэтому составить протокол разногласий можно в свободной форме. Например, перечислить условия текстом или составить таблицу (рисунок 1).

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Главное, чтобы требования были понятны второй стороне сделки.

В каких случаях рекомендуется составлять протокол разногласий по договору

Протокол разногласий необходимо подготовить в двух случаях (таблица 1).

Когда нужно составлять протокол разногласий

В силу прямого требования к данному типу соглашений

В силу нормы пункта 1 статьи 445 ГК РФ

Например, для договоров поставки такое требование присутствует в статье 507 ГК РФ. Если одна сторона сделки направила протокол разногласий, вторая обязана или согласиться на изменения, или предложить еще один вариант согласования спорных условий.

Например, компания обязана заключить договор. Если она получила оферту, но не акцептовала ее и не отказалось от сделки, необходимо подготовить протокол разногласий.

Часто причинами для составления протокола разногласий являются:

Оформить протокол можно и в иных случаях — для наилучшего согласования условий сделки и во избежание проблем и споров.

В какой срок направляется протокол разногласий

Протокол разногласий нужно отправить в течение 30 дней с момента получения проекта договора. Аналогичный срок установлен для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить спор не удалось (п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).

Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).

Каков порядок подписания договора с протоколом урегулирования разногласий

Процедуру подписания типового договора и протокола разногласия к нему можно разделить на три этапа.

И протокол разногласий, и протокол урегулирования разногласий являются неотъемлемыми приложениями к основному договору и вступают в законную силу вместе с ним.

Как быть, если вторая сторона не подписывает протокол урегулирования разногласий

Обычно стороны договора урегулируют разногласия до тех пор, пока не придут к компромиссу.

Но случаются и саботажные ситуации, когда одна из компаний цепляется то к первому, то ко второму, то к третьему пункту. В этом случае втора сторона может подать в суд иск о понуждении к заключению договора. В суд потребуется представить основной договор, протокол разногласий (желательно ранее подписанный) и протокол урегулирования разногласий.

Как составить договор урегулирования разногласий

Составить протокол урегулирования разногласий, может наделённый необходимыми полномочиями и обладающий достаточными знаниями сотрудник компании. Если компания крупная, эту задачу целесообразно получить специалистам договорного отдела. Форма протокола урегулирования разногласий аналогична форма протокола разногласий (рисунок 2).

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Договор урегулирования разногласий должен удостоверить директор.

Обратите внимание на ряд значений, которые нужно указывать в документе для того, чтобы его признали законным:

Также нужно подробно прописать пункты, которые подверглись редактированию (их начальный вариант, вариант предложенный второй стороной и тот, который согласован и является действительным).

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается представителями обеих сторон.

Как долго нужно хранить протокол урегулирования разногласий

На протяжении всего периода действия протокол урегулирования разногласий нужно держать совместно с протоколом разногласий и основным договором.

После утрата актуальности весь пакет бумаг следует отправить в архив и хранить в соответствии с локальными актами организации и действующим законодательством РФ.

Узнайте больше о нюансах оформления документов, составления протоколов согласования условий договора и других тонкостях договорной работы на курсе повышения квалификации «Специалист договорного отдела» в Учебном центре «Финконт».

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Источник

Как оформить протокол разногласий к договору

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Что такое протокол разногласий, оферта и акцепт с юридической точки зрения?

Если разногласия договаривающихся сторон по каким-то причинам на момент получения оферты еще не устранены, то приходится брать на вооружение такой документ, как «протокол разногласий». С правовой точки зрения в зависимости от содержания протокол разногласий может быть по сути:

1. Акцептом оферты на иных условиях (п. 1 ст. 445 ГК РФ) – как правило, когда договор является обязательным для одной из сторон (например, его стороной является монополист). Тогда договор считается заключенным с момента, когда акцептант направил оференту подписанный протокол разногласий. Дальнейшие споры между сторонами об условиях сделки возможны только в судебном порядке (п. 2, 3 ст. 445 ГК РФ).

2. Отказом от акцепта и одновременно встречной офертой (ст. 443 ГК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49). Это наиболее часто встречающийся вариант. В данном случае договор будет считаться заключенным только когда все его существенные условия, изложенные в протоколе разногласий, примет первоначальный оферент. Поэтому стороны могут обмениваться такими протоколами разногласий неоднократно (эдакий «пинг-понг документами»), пока не придут к соглашению по всем существенным условиям.

Так выглядела стандартная ситуация конца прошлого века (эра доэлектронной переписки):

Возможны и иные ситуации, например, когда договор заключается в рамках контрактной системы закупок и, по сути, происходит все то же самое, только обмен документами идет дистанционно через электронную площадку.

Либо когда договор в рамках оказания государственной или муниципальной услуги (например, о предоставлении участка в аренду, выкупе земельного участка арендатором и т.п.) изначально составляют соответствующие органы, а у лица, обратившегося к ним за услугой, остается только возможность подготовить протокол разногласий к проекту договора. На практике эти органы принимают во внимание только технические правки и исправление откровенных ошибок, а вот на попытки поменять сами условия предоставления услуги чаще всего отвечают отказом.

Для признания документа офертой или акцептом на нем должна стоять подпись руководителя организации (или иного уполномоченного надлежащим образом лица). Соответственно, и протокол разногласий должен быть подписан полномочным лицом.

Если следовать буквальному толкованию гражданского законодательства, протоколом разногласий является документ, подписанный полномочным лицом организации, в котором сформулированы изменения условий полученной такой организацией оферты. Причем правовой статус документ обретает именно с момента направления его второй стороне.

Протокол разногласий может подписать не обязательно тот, кто был ранее назван в преамбуле проекта договора. Главное – чтобы это был человек, обладающий надлежащими для этого полномочиями. Например, договор мог быть изначально подписан генеральным директором, а после получения к нему от контрагента протокола разногласий этот второй документ может подписать заместитель, действующий на основании доверенности.

Протокол разногласий составляется по количеству сторон, участвующих в договоре.

Сроки направления протоколов разногласий определены в ГК РФ:

Бывает и так, что при получении договора и до его подписания на первоначальных условиях либо до их изменения протоколом разногласий акцептант уже начинает их исполнять. Например, созвонились, и по телефону оферент сказал, что согласен на изменение условий, но документально это еще не оформили и радостный акцептант уже начал исполнять договор, положившись на «честное купеческое слово» контрагента. А потом то ли руководство там сменилось, то ли начальник рангом повыше занял более жесткую позицию и оферент отказался менять первоначально предложенные им условия сделки. А акцептант уже товар отгрузил или деньги перечислил. Что тогда?

На юридическом языке это называется «акцепт конклюдентными действиями». И любой суд расценит это как согласие акцептанта на предложенные ему первоначальные условия сделки на основании п. 3 ст. 438 ГК РФ (если иное не предусмотрено правовыми актами или самой офертой).

Если договор впоследствии будет проходить процедуру государственной регистрации (например, долгосрочный договор аренды) лучше обойтись без протоколов разногласий и вносить все правки в первоначальный проект или в крайнем случае вынести разногласия в дополнительное соглашение к договору. Это упростит процедуру регистрации договора.

Заметим, что сфера применения протокола разногласий становится все уже. В большинстве случаев стороны предпочитают электронный формат взаимодействия для согласования условий сделки (например, переписка по электронной почте), а потом готовится итоговый вариант договора, который уже всех устраивает. Классические варианты с протоколами разногласий к договору чаще встречаются в практике работы:

От теории к практике

Рассмотрим классическую ситуацию оформления протокола разногласий:

Источник

Юридические аспекты работы с протоколами разногласий (часть 1)

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

В каких случаях составляется протокол разногласий?

В процессе согласования тех или иных условий договора стороны не сразу могут договориться по всем вопросам его содержания. Разногласия могут касаться как коммерческих договоренностей, так и отдельных правовых нюансов формулировок. Если предложенный одной стороной проект договора в какой­-то части не устраивает другую сторону, конечно, можно до бесконечности проводить переговоры и согласовывать спорные моменты по телефону и посредством ­переписки по электронной почте. Но это не всегда эффективно, особенно когда взаимопонимания нужно достичь не просто двум лицам во время их телефонного разговора, а нескольким лицам с каждой стороны (менеджер по закупкам «утюжит» условия и цену поставки, юрист – формулировки, бухгалтер смотрит на них через призму тонкостей налогового и бухгалтерского учета и т.д.), или когда заключение этого договора имеет ключевое значение для вашей компании. В таких случаях возникает необходимость в урегулировании разногласий путем их фиксации и согласования в специально составляемом документе – протоколе разногласий.

Строго говоря, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) возможность составления протоколов разногласий устанавливается применительно к определенным договорам:

Однако на практике протоколы разногласий принято составлять к любым проектам договоров, когда стороны посчитают это необходимым, исходя из своих интересов, хотя это и не является обязательным в силу закона. Такую возможность дает применение так называемой аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Обычно протоколы разногласий оформляются той организацией, которая получила проект договора, уже подписанный другой стороной, но сама готова его подписать только при условии внесения изменений и/или дополнений в содержание этого документа. В связи с этим иногда возникает вопрос: насколько целесообразно оформлять протокол разногласий к проекту договора или лучше вести переговоры по поводу доработки текста самого проекта? Сразу оговоримся, что ответ на этот вопрос зависит от многих факторов:

Существует также одна тенденция, характерная для очень многих компаний, в рамках деятельности которых требуется заключение большого количества однообразных договоров (например, для организаций оптовой и розничной торговли это договоры поставки и возмездного оказания маркетинговых услуг, для строительных компаний – договоры строительного подряда, для медицинских и образовательных организаций – соответственно, договоры на оказание медицинских и образовательных услуг и т.п.). При ведении такого бизнеса часто разрабатываются и утверждаются типовые договоры, которые в ­последующем ­регулярно используются в хозяйственной деятельности. Это существенно облегчает работу создателю типовой формы. Но если контрагент хочет внести в нее изменения и/или дополнения, работать с таким скорректированным контрагентом текстом договора будет уже сложнее: придется отслеживать, какие именно изменения были внесены другой стороной в ранее направленный текст. Чтобы это было ­легче делать, организация­-разработчик типовой формы договора настаивает на том, чтобы все возможные изменения и дополнения оформлялись в виде отдельного документа – протокола разногласий, из содержания которого четко видно, какие пункты сторона хочет поменять/ дополнить или исключить / добавить, а какие готова оставить в ранее предложенном виде. Так, проект договора по типовой (примерной) форме с протоколом разногласий зачастую рассматривается юридической и другими ответственными службами только в части, касающейся непосредственно разногласий, в то время как проект договора, в полной мере соответствующий типовой (примерной) форме, может и вовсе проходить согласование только в службе, инициировавшей заключение данного договора, при необходимости – также в бухгалтерии или ином подразделении, ответственном за планирование и осуществление платежей по данному виду договоров, и далее поступать на подпись ­уполномоченному на подписание договора лицу.

Однако даже в такой ситуации не следует пренебрегать проверкой соответствия полученного от контрагента договора тексту направленного ему проекта по электронной почте. Ведь все бывает, и перед распечаткой текста в него могли внести несанкционированные правки, особенно если файл не был защищен от редактирования. Только ответственность за такую проверку опять­-таки обычно возлагается на подразделение, в функционал работников которого входит первичное рассмотрение поступающих в компанию договоров – юрист и бухгалтер для такой, по сути, технической работы по сверке типовой (примерной) формы и поступившей от контрагента не нужен. С ней может вполне справиться секретарь, корректор, обладающий соответствующими навыками работы и понимающий значение протокола ­разногласий в процедуре заключения договора.

Если же вы получили обычный проект договора 2 и не видите необходимости фиксировать возникшие расхождения позиций сторон в виде протокола разногласий, можно по согласованию с ответственным лицом контрагента просто внести требуемые корректировки непосредственно в электронную версию проекта договора и направить ее контрагенту на согласование либо обсудить спорные вопросы в ходе ­переписки посредством электронной почты или даже устно. В небольших компаниях в отношении указанных договоров такой способ согласования условий подчас оказывается эффективнее составления и­подписания «официального» протокола разногласий.

Отличие протокола разногласий от иных документов договорно­-правовой работы

К сожалению, при составлении протоколов разногласий не всегда учитываются особенности, отличающие его от других, похожих на первый взгляд документов, составляемых в процессе договорно­правовой работы.

Приложение к договору

Дело в том, что и протокол разногласий, и приложение к договору являются неотъемлемыми частями самого договора. Но назначение этих документов различно. Протокол разногласий фиксирует позицию сторон по отношению к тем условиям проекта договора, которые в ходе его рассмотрения сторонами вызвали разногласия. В то время как приложения к договору имеют своей целью, как правило, разгрузить содержание основного текста договора путем вынесения его ­отдельных условий в приложения.

Например, в качестве приложений к договору на практике часто оформляются:

Источник

Протоколы разногласий и урегулирования разногласий: как составить

Протокол разногласий позволяет изменить «неудобные» условия сделки. В документе нужно зафиксировать отличия и предложить свой вариант условий. Разногласия можно выставить относительно срока исполнения договора, порядка оплаты, оснований для расторжения и т.д. Заключённым договор будет считаться в том случае, если стороны достигли соглашения по всем существенным вопросам. Порядок составления и рассмотрения протокола разногласий регламентируется 445 ГК РФ.

На практике нередко возникает вопрос: «Как составить протокол разногласий?» Разберём на примере.

Как и в какой форме составлять протокол разногласий

Подготовкой протокола разногласий занимается сторона, несогласная с предложенными условиями. Законом не установлена какая-то конкретная форма, поэтому составить протокол разногласий можно в свободной форме. Например, перечислить условия текстом или составить таблицу (рисунок 1).

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Главное, чтобы требования были понятны второй стороне сделки.

В каких случаях рекомендуется составлять протокол разногласий по договору

Протокол разногласий необходимо подготовить в двух случаях (таблица 1).

Когда нужно составлять протокол разногласий

В силу прямого требования к данному типу соглашений

В силу нормы пункта 1 статьи 445 ГК РФ

Например, для договоров поставки такое требование присутствует в статье 507 ГК РФ. Если одна сторона сделки направила протокол разногласий, вторая обязана или согласиться на изменения, или предложить еще один вариант согласования спорных условий.

Например, компания обязана заключить договор. Если она получила оферту, но не акцептовала ее и не отказалось от сделки, необходимо подготовить протокол разногласий.

Часто причинами для составления протокола разногласий являются:

Оформить протокол можно и в иных случаях — для наилучшего согласования условий сделки и во избежание проблем и споров.

В какой срок направляется протокол разногласий

Протокол разногласий нужно отправить в течение 30 дней с момента получения проекта договора. Аналогичный срок установлен для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить спор не удалось (п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).

Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).

Каков порядок подписания договора с протоколом урегулирования разногласий

Процедуру подписания типового договора и протокола разногласия к нему можно разделить на три этапа.

И протокол разногласий, и протокол урегулирования разногласий являются неотъемлемыми приложениями к основному договору и вступают в законную силу вместе с ним.

Как быть, если вторая сторона не подписывает протокол урегулирования разногласий

Обычно стороны договора урегулируют разногласия до тех пор, пока не придут к компромиссу.

Но случаются и саботажные ситуации, когда одна из компаний цепляется то к первому, то ко второму, то к третьему пункту. В этом случае втора сторона может подать в суд иск о понуждении к заключению договора. В суд потребуется представить основной договор, протокол разногласий (желательно ранее подписанный) и протокол урегулирования разногласий.

Как составить договор урегулирования разногласий

Составить протокол урегулирования разногласий, может наделённый необходимыми полномочиями и обладающий достаточными знаниями сотрудник компании. Если компания крупная, эту задачу целесообразно получить специалистам договорного отдела. Форма протокола урегулирования разногласий аналогична форма протокола разногласий (рисунок 2).

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Договор урегулирования разногласий должен удостоверить директор.

Обратите внимание на ряд значений, которые нужно указывать в документе для того, чтобы его признали законным:

Также нужно подробно прописать пункты, которые подверглись редактированию (их начальный вариант, вариант предложенный второй стороной и тот, который согласован и является действительным).

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается представителями обеих сторон.

Как долго нужно хранить протокол урегулирования разногласий

На протяжении всего периода действия протокол урегулирования разногласий нужно держать совместно с протоколом разногласий и основным договором.

После утрата актуальности весь пакет бумаг следует отправить в архив и хранить в соответствии с локальными актами организации и действующим законодательством РФ.

Узнайте больше о нюансах оформления документов, составления протоколов согласования условий договора и других тонкостях договорной работы на курсе повышения квалификации «Специалист договорного отдела» в Учебном центре «Финконт».

Источник

Протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий

Составление протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий – документ, необходимый в тех случаях, когда между компаниями возникает несогласие по некоторым пунктам в заключаемом договоре.

Роль документа

На самом деле существует два основных способа для того, чтобы утрясти спор или разногласие по поводу того или иного договора:

Первый путь не всегда возможен. Например, если в учетной политике фирмы зафиксировано требование по поводу применения в деятельности только рамочных договоров, составлять индивидуальные документы по каждому конкретному случаю попросту нельзя. Как раз в таких ситуациях на помощь и приходит прокол разногласий: в документе указываются те пункты, с которыми контрагент не согласен и пишутся их отредактированные версии. Вместе с этим документом составляется и протокол урегулирования разногласий, который подтверждает тот факт, что спорные моменты в договоре между сторонами благополучно устранены.

Для чего пишут протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий

Как правило, протокол урегулирования разногласий регистрирует следующие основные моменты: изменение некоторых разделов основного договора, отмену части пунктов или же напротив включение дополнительных условий.

Представители некоторых компании полагают, что протокол урегулирования разногласий может вполне заменить дополнительное соглашение к договору. Это не совсем так.

Дело в том, что существует принципиальная разница между этими двумя документами: протокол подписывается вместе с договором на этапе его заключения, допсоглашение же можно заключить в любой момент действия договора.

Порядок подписания договора с протоколом урегулирования разногласий

Процедура подписания типовых рамочных договоров с применением протокола разногласий довольно проста.

После чего оба эти документа считаются неотъемлемым приложением к основному договору и вступают в законную силу одновременно с ним.

Если вторая сторона не подписывает протокол урегулирования разногласий

По закону, договор является делом сугубо добровольным, то есть заставить кого-либо подписать его невозможно. Как правило, при наличии разногласий стороны договора стараются решить их до тех пор, пока не придут к условиям, устраивающим обе организации.

Однако, встречаются прецеденты, когда одна из сторон фактически саботирует процесс заключения договора, цепляясь то к одному, то к другому, то к третьему его пункту. В таких случаях вторая сторона может обратиться в суд с иском к понуждению к заключению договора.

При этом в судебную инстанцию понадобиться представить основной договор, протокол разногласий (желательно ранее подписанный) и протокол урегулирования разногласий.

Кто составляет документ

Протокол урегулирования разногласий может составлять любой сотрудник организации, наделенный необходимыми полномочиями и обладающий достаточным уровнем образования, знаниями и навыками, нужными для составления подобного рода документов.

На крупных предприятиях все договоры проходят через юридический отдел, специалисты которого и вносят в документ требуемые правки путем составления протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий.

В небольших фирмах данными вопросами может заниматься руководитель структурного подразделения, которое подписывает договор (например, начальник отдела продаж), секретарь или руководитель предприятия. В любом случае, документ должен быть удостоверен директором, автограф которого будет свидетельствовать о том, что все внесенные в протокол урегулирования разногласий сведения верны, с ним согласованы и одобрены.

Образец протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий

На сегодня единого унифицированного образца протокола урегулирования разногласий нет, так что компании могут писать его в произвольном виде или использовать шаблон, утвержденный в учетной политике фирмы. Правда, есть ряд значений, которые все же необходимо указывать в документе для того, чтобы он был признан законным:

Протокол урегулирования разногласий и протокол согласования разногласий в чем разница

Как оформить протокол

Как и к составлению документа, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особых требований: его можно писать от руки или в печатном виде, на простом листе А4 формата или фирменном бланке организации.

Важное условие лишь одно: он должен быть подписан представителями обеих сторон.

При этом визировать документ может как руководитель предприятия, так и любой другой работник, обладающий правом подписи подобных документов. Печатями заверять протокол не обязательно: с 2016 года юридические лица освобождены от обязанности применять в своей работе печати и штампы.

Протокол составляется в двух экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон.

Как хранить протокол урегулирования разногласий

К вопросу хранения протокола урегулирования разногласий подход должен быть однозначным: весь период действия его необходимо держать совместно с протоколом разногласий и основным договором.

После утраты актуальности он, в составе остального пакета бумаг, отправляется в архив организации, где содержится ровно столько времени, сколько положено по закону или установлено внутренними локальными актами компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *