Протокол разногласий что это
Протокол разногласий
Оформление протокола разногласий составляется обычно к различного рода договорам. Он фиксирует правки, исправления, коррективы, вносимые какой-либо из сторон к подписываемому документу.
Зачем нужен протокол разногласий
Роль протокола разногласий довольно проста: на стадии подготовки договора урегулировать правовые взаимоотношения между поставщиком и потребителем таким образом, чтобы они удовлетворяли интересам обеих сторон. Чаще всего протокол разногласий бывает востребован тогда, когда компании пользуются типовыми договорами, которые, по вполне понятным причинам, не могут в равной степени полностью подходить всем заказчикам и партнерам.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
У некоторых может возникнуть вполне резонный вопрос: почему нельзя внести необходимые исправления сразу в текст договора. Надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев между организациями так и происходит. Однако, если одна из сторон использует публичный договор (договор оферты), зарегистрированный в ее учетной политике, разногласия можно урегулировать только таким способом.
Кто составляет протокол разногласий
Как правило, протокол разногласий пишет представитель компании, которая является клиентом. Кто именно из сотрудников будет вносить исправления, значения не имеет, важно лишь одно условие: данный человек должен обладать достаточной квалификацией и определенным уровнем знаний в области законодательства. Чаще всего это юрист предприятия или начальник структурного подразделения, к компетенции которого относится данный договор. Иногда править текст может и секретарь, но в любом случае после составления бланк договора необходимо передать на подпись руководителю или иному, уполномоченному действовать от его имени лицу.
Какие правки можно вносить
По сути, в протокол разногласий можно включать любые правки – главное условие, чтобы они не противоречили действующим законам РФ. Кроме того, их желательно в устной форме заранее согласовать со второй стороной.
Обычно основные пункты договора в протоколе не затрагиваются, исправления носят частичный характер (например, меняется размер предварительного взноса по оплате товаров или услуг, срок поставки и т.п. моменты).
Срок составления протокола разногласий
По закону срок составления данного документа составляет тридцать дней. Однако, на практике этот период значительно короче, поскольку обычно компании заинтересованы в том, чтобы заключить договор как можно раньше.
После получения протокола, автор договора, также в тридцатидневный период обязан известить контрагента о том, согласен ли он с внесенными правками или же отклоняет их.
Договор может быть подписан только тогда, когда обе стороны полностью удовлетворены всеми положениями договора. С момента его подписания, все возникающие в дальнейшем споры и разногласия по поводу его содержания могут решаться в судебном порядке (если, конечно, сторонам не удастся договориться мирным путем).
Что, если вторая сторона не хочет подписывать протокол
Такие случаи крайне редки – обычно контрагентам удается договориться. Но если все же это случилось, то договор утрачивает законную силу и считается недействительным или незаключенным.
Правила составления протокола разногласий
На сегодня нет унифицированного, обязательного к применению образца протокола разногласий, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по шаблону разработанному внутри компании и утвержденному в его учетной политике. При этом, вне зависимости от того какой вариант будет выбран, данный документ должен включать в себя ряд необходимых сведений:
Следует отметить, что к одному договору может составляться несколько протоколов разногласий, ровно до того момента, пока договор не будет полностью учитывать потребности обеих сторон.
Правила оформления протокола
Протокол разногласий может быть написан на стандартном листе формата А4 или на фирменном бланке организации – второй способ удобен тем, что не нужно лишний раз вносить реквизиты фирмы. Его можно написать от руки или же напечатать на компьютере – это также не играет роли.
Протокол должен содержать «живые» подписи руководителей обеих компании или их представителей.
Удостоверять документ печатью не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица имеют законную возможность не прибегать для визирования документов к печатям и штампам. Однако, если желание такое есть — закон не запрещает.
С того момента, как протокол будет подписан, он становится частью основного договора, в тексте которого должна быть отметка о том, что договор действителен с учетом этого документа.
Протокол разногласий составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть заверен надлежащим образом – далее
После того, как протокол будет согласован, правки вносятся в договор, а сам документ передается на хранение в архив предприятия.
Как составить протокол разногласий, чтобы заключить выгодную сделку и выиграть в суде, если возникнет спор
В чем суть протокола разногласий
Когда обязательно составлять протокол разногласий, а когда желательно
Как составить протокол разногласий (правила + пример)
Что учесть при составлении протокола разногласий, чтобы заключить выгодную сделку и выиграть в суде, если возникнет спор
В чем суть протокола разногласий
Законодатель дает весьма расплывчатое определение «протокола разногласий», подразумевая под ним акцепт на иных условиях (ст. 445 ГК РФ).
Учитывая, что акцепт должен быть безоговорочным (438 ГК РФ), протокол разногласий – это исключение из общих правил, ведь он позволяет одновременно и согласиться с предложением оферента, и изменить некоторые условия оферты. Протокол разногласий – это сразу и частичный отказ от оферты, и «неполный» акцепт, и новая оферта. Говоря простыми словами, НАПРАВЛЯЯ КОНТРАГЕНТУ ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ, ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР, НО С ПОПРАВКАМИ. Если контрагент подписывает протокол, он подтверждает, что дискуссионные пункты будут действительны не в начальной редакции договора, а в редакции протокола.
Когда составлять протокол разногласий обязательно, а когда желательно
Как составить протокол разногласий (правила + пример)
Что учесть при составлении протокола разногласий, чтобы заключить выгодную сделку и выиграть в суде, если возникнет спор
1. Всегда составляйте протокол разногласий, даже если знаете, что контрагент не пойдет навстречу
2. Делайте отметку, что условия в протоколе – существенные
3. Фиксируйте в протоколе срок, когда вторая сторона должна вернуть вам подписанный экземпляр
4. Не начинайте работать, не пересылайте аванс контрагенту, пока он не подписал протокол разногласий
5. Подписывайте основное соглашение только после того, как партнер подпишет, а вы получите протокол разногласий
6. Обращайте внимание на числа
Как оформить протокол разногласий к договору
Что такое протокол разногласий, оферта и акцепт с юридической точки зрения?
Если разногласия договаривающихся сторон по каким-то причинам на момент получения оферты еще не устранены, то приходится брать на вооружение такой документ, как «протокол разногласий». С правовой точки зрения в зависимости от содержания протокол разногласий может быть по сути:
1. Акцептом оферты на иных условиях (п. 1 ст. 445 ГК РФ) – как правило, когда договор является обязательным для одной из сторон (например, его стороной является монополист). Тогда договор считается заключенным с момента, когда акцептант направил оференту подписанный протокол разногласий. Дальнейшие споры между сторонами об условиях сделки возможны только в судебном порядке (п. 2, 3 ст. 445 ГК РФ).
2. Отказом от акцепта и одновременно встречной офертой (ст. 443 ГК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49). Это наиболее часто встречающийся вариант. В данном случае договор будет считаться заключенным только когда все его существенные условия, изложенные в протоколе разногласий, примет первоначальный оферент. Поэтому стороны могут обмениваться такими протоколами разногласий неоднократно (эдакий «пинг-понг документами»), пока не придут к соглашению по всем существенным условиям.
Так выглядела стандартная ситуация конца прошлого века (эра доэлектронной переписки):
Возможны и иные ситуации, например, когда договор заключается в рамках контрактной системы закупок и, по сути, происходит все то же самое, только обмен документами идет дистанционно через электронную площадку.
Либо когда договор в рамках оказания государственной или муниципальной услуги (например, о предоставлении участка в аренду, выкупе земельного участка арендатором и т.п.) изначально составляют соответствующие органы, а у лица, обратившегося к ним за услугой, остается только возможность подготовить протокол разногласий к проекту договора. На практике эти органы принимают во внимание только технические правки и исправление откровенных ошибок, а вот на попытки поменять сами условия предоставления услуги чаще всего отвечают отказом.
Для признания документа офертой или акцептом на нем должна стоять подпись руководителя организации (или иного уполномоченного надлежащим образом лица). Соответственно, и протокол разногласий должен быть подписан полномочным лицом.
Если следовать буквальному толкованию гражданского законодательства, протоколом разногласий является документ, подписанный полномочным лицом организации, в котором сформулированы изменения условий полученной такой организацией оферты. Причем правовой статус документ обретает именно с момента направления его второй стороне.
Протокол разногласий может подписать не обязательно тот, кто был ранее назван в преамбуле проекта договора. Главное – чтобы это был человек, обладающий надлежащими для этого полномочиями. Например, договор мог быть изначально подписан генеральным директором, а после получения к нему от контрагента протокола разногласий этот второй документ может подписать заместитель, действующий на основании доверенности.
Протокол разногласий составляется по количеству сторон, участвующих в договоре.
Сроки направления протоколов разногласий определены в ГК РФ:
Бывает и так, что при получении договора и до его подписания на первоначальных условиях либо до их изменения протоколом разногласий акцептант уже начинает их исполнять. Например, созвонились, и по телефону оферент сказал, что согласен на изменение условий, но документально это еще не оформили и радостный акцептант уже начал исполнять договор, положившись на «честное купеческое слово» контрагента. А потом то ли руководство там сменилось, то ли начальник рангом повыше занял более жесткую позицию и оферент отказался менять первоначально предложенные им условия сделки. А акцептант уже товар отгрузил или деньги перечислил. Что тогда?
На юридическом языке это называется «акцепт конклюдентными действиями». И любой суд расценит это как согласие акцептанта на предложенные ему первоначальные условия сделки на основании п. 3 ст. 438 ГК РФ (если иное не предусмотрено правовыми актами или самой офертой).
Если договор впоследствии будет проходить процедуру государственной регистрации (например, долгосрочный договор аренды) лучше обойтись без протоколов разногласий и вносить все правки в первоначальный проект или в крайнем случае вынести разногласия в дополнительное соглашение к договору. Это упростит процедуру регистрации договора.
Заметим, что сфера применения протокола разногласий становится все уже. В большинстве случаев стороны предпочитают электронный формат взаимодействия для согласования условий сделки (например, переписка по электронной почте), а потом готовится итоговый вариант договора, который уже всех устраивает. Классические варианты с протоколами разногласий к договору чаще встречаются в практике работы:
От теории к практике
Рассмотрим классическую ситуацию оформления протокола разногласий:
Протокол разногласий к договору: для чего нужен, как правильно составить и подписать?
Суть протокола разногласий в том, что если его подпишет ваш контрагент, то в части спорных условий вы будете руководствоваться не договором, а протоколом разногласий. Также если вы направляете в письменном виде свои разногласия к договору, то договор будет считаться заключенным, только если контрагент примет ваши предложения или вы согласуете новую редакцию на компромиссных условиях.
Учтите, что в некоторых случаях вы обязаны составить протокол разногласий. В частности, если вы не согласны с условиями договора, заключение которого обязательно для вас. Например, если договор является публичным. При этом контрагент, получивший протокол, может передать разногласия на рассмотрение суда.
Как составить протокол разногласий?
Какой-либо установленной формы для протокола разногласий нет. Вы можете указать в нем все сведения, которые считаете нужными. Ниже вы сможете скачать форму протокола разногласий.
Включите в протокол разногласий:
Учтите, что к отдельным видам протоколов разногласий (например, протоколу к госконтракту) могут предъявляться специальные требования.
Как подписать договор с протоколом разногласий?
Чтобы подписать договор с протоколом разногласий, поставьте на договоре соответствующую отметку. Рекомендуем написать от руки на последней странице перед подписью: «Договор подписан с протоколом разногласий». Без этой отметки будет трудно доказать, что вы не согласны с некоторыми условиями договора.
Договор с проставленной отметкой и сам протокол разногласий вручите под подпись вашему контрагенту или же направьте почтой. Рекомендуем сделать это письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае вы сможете доказать, какие документы вы направили и когда контрагент их получил.
В какой момент вступит в силу договор, подписанный с протоколом разногласий?
Пока вы не согласуете разногласия, договор не будет считаться заключенным.
В некоторых случаях вы можете передать разногласия на рассмотрение суда в течение 6 месяцев с момента их возникновения:
Если вы начали исполнять договор, не согласовав спорные условия, договор будет считаться заключенным без этих условий.
Что будет, если контрагент направил протокол согласования разногласий?
Если другая сторона не согласна с вашими предложениями, она может составить протокол согласования (урегулирования) разногласий. В такой документ обычно включают первоначальный вариант спорного условия, ваш вариант и новую формулировку, которую предлагает контрагент.
Если вы подпишете поступивший от контрагента протокол согласования разногласий, то будете должны исполнить договор в редакции данного протокола.
Вы также можете отказаться от заключения договора (если только вы не обязаны заключить договор) или продолжить переговоры по спорным условиям.
Исключить множество рисков еще на стадии заключения договора помогут юристы “Двитекс”. Мы специализируемся на комплексной юридической поддержке бизнеса: согласование договоров, включение особых условий для будущей защиты, проверка контрагентов при подписании контрактов, документальное оформление разногласий и другие юридические услуги, которые необходимы компаниям в соответствующей сфере бизнеса.
Оставить заявку
Суть протокола разногласий в том, что если его подпишет ваш контрагент, то в части спорных условий вы будете руководствоваться не договором, а протоколом разногласий. Также если вы направляете в письменном виде свои разногласия к договору, то договор будет считаться заключенным, только если контрагент примет ваши предложения или вы согласуете новую редакцию на компромиссных условиях.
Учтите, что в некоторых случаях вы обязаны составить протокол разногласий. В частности, если вы не согласны с условиями договора, заключение которого обязательно для вас. Например, если договор является публичным. При этом контрагент, получивший протокол, может передать разногласия на рассмотрение суда.
Как составить протокол разногласий?
Какой-либо установленной формы для протокола разногласий нет. Вы можете указать в нем все сведения, которые считаете нужными. Ниже вы сможете скачать форму протокола разногласий.
Включите в протокол разногласий:
Учтите, что к отдельным видам протоколов разногласий (например, протоколу к госконтракту) могут предъявляться специальные требования.
Как подписать договор с протоколом разногласий?
Чтобы подписать договор с протоколом разногласий, поставьте на договоре соответствующую отметку. Рекомендуем написать от руки на последней странице перед подписью: «Договор подписан с протоколом разногласий». Без этой отметки будет трудно доказать, что вы не согласны с некоторыми условиями договора.
Договор с проставленной отметкой и сам протокол разногласий вручите под подпись вашему контрагенту или же направьте почтой. Рекомендуем сделать это письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае вы сможете доказать, какие документы вы направили и когда контрагент их получил.
В какой момент вступит в силу договор, подписанный с протоколом разногласий?
Пока вы не согласуете разногласия, договор не будет считаться заключенным.
В некоторых случаях вы можете передать разногласия на рассмотрение суда в течение 6 месяцев с момента их возникновения:
Если вы начали исполнять договор, не согласовав спорные условия, договор будет считаться заключенным без этих условий.
Что будет, если контрагент направил протокол согласования разногласий?
Если другая сторона не согласна с вашими предложениями, она может составить протокол согласования (урегулирования) разногласий. В такой документ обычно включают первоначальный вариант спорного условия, ваш вариант и новую формулировку, которую предлагает контрагент.
Если вы подпишете поступивший от контрагента протокол согласования разногласий, то будете должны исполнить договор в редакции данного протокола.
Вы также можете отказаться от заключения договора (если только вы не обязаны заключить договор) или продолжить переговоры по спорным условиям.
Исключить множество рисков еще на стадии заключения договора помогут юристы “Двитекс”. Мы специализируемся на комплексной юридической поддержке бизнеса: согласование договоров, включение особых условий для будущей защиты, проверка контрагентов при подписании контрактов, документальное оформление разногласий и другие юридические услуги, которые необходимы компаниям в соответствующей сфере бизнеса.
119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Политика конфиденциальности
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.