Проточка и расточка в чем разница
Точение (обтачивание и растачивание)
Аннотация
Точение (обтачивание и растачивание). Здесь речь идет о процессе тонкого точения как одной из финишных операций, которую применяют для обеспечения высокой точности при незначительной шероховатости поверхностей обрабатываемой заготовки. Приведены рекомендуемые режимы резания.
Точение – это лезвийная обработка резанием поверхностей вращения и торцовых поверхностей. Обработку наружных поверхностей называют точением или обтачиванием, обработку внутренних поверхностей называют растачиванием.
Обтачивание цилиндрических поверхностей производят прямыми и отогнутыми резцами с продольным движением подачи. Обработку торцов выполняют подрезными резцами с поперечным движением подачи к центру или от центра заготовки. В первом случае торец получается слегка вогнутым, во втором – слегка выпуклым, но шероховатость поверхности меньше. Протачивание канавок проводят с поперечным движением подачи специальными резцами, у которых форма и размеры главной режущей кромки соответствуют протачиваемой канавке. Аналогично выполняют и отрезание обработанной заготовки, но используют другие резцы: с прямой или наклонной главной режущей кромкой. В последнем случае торец отрезанной заготовки детали получается более чистым.
Растачивание внутренних цилиндрических поверхностей выполняют расточными резцами, закрепленными в резцедержателе в направлении оси заготовки, с продольной подачей. Растачивание гладких сквозных отверстий проводят проходными резцами, а ступенчатых и глухих – упорными расточными резцами.
Сверление, зенкерование и развертывание центральных отверстий выполняют соответствующим режущим инструментом, закрепленным в пиноли задней бабки. При этом задняя бабка закреплена на направляющих станины, а перемещение пиноли с инструментом осуществляется вручную.
Нарезание резьбы производят специальными резьбовыми резцами (форма резца берется в соответствии с формой нарезаемой резьбы). Суппорт получает продольное перемещение от ходового винта. Величина подачи должна быть равна шагу нарезаемой резьбы.
Обработку конусов выполняют либо широким резцом с поперечной подачей (длина образующей полученной поверхности – не более 30 мм), либо с продольной подачей проходного резца при повернутых салазках суппорта.
Тонкое точение (растачивание и обтачивание) применяют для обес-печения высокой точности при незначительной шероховатости поверхностей обрабатываемой заготовки. Его выполняют на высоких скоростях резания (100… 1 000 м/мин) в зависимости от обрабатываемого материала. Так, для заготовок из чугуна скорость резания составляет 100… 150 м/мин, для стальных – 150…250 м/мин, для заготовок из цветных сплавов – до 1 000 м/мин. Величина подачи инструмента при этом устанавливается для предварительного прохода 0,15 мм/об, для окончательного – 0,01 мм/об. Глубина резания при тонком точении соответственно 0,2…0,3 мм для предварительной обработки и 0,05…0,01 мм – для окончательной.
Ввиду малого сечения снимаемой стружки, небольших сил резания и незначительного нагрева заготовки исключается получение значи-тельного деформированного слоя на обработанной поверхности. Из-за небольших упругих деформаций технологической системы обеспечивается точность обработки по 6 – 8-му квалитетам, для цветных металлов и сплавов – даже по 5 – 6-му квалитетам. Шероховатость обработанной поверхности у заготовки из стали и чугуна Rа 2,5…0,63 мкм, из цветных сплавов – Rа 0,32…0,16 мкм.
Тонкое растачивание широко применяют при обработке точных отверстий под подшипники качения и скольжения, отверстий в картерах коробок передач, задних мостов и других деталей автомобилей. Тонкое обтачивание используется реже. В автомобилестроении его применяют при обработке заготовок поршней и других деталей двигателя.
Тонкое точение часто применяют перед операциями хонингования, суперфиниширования, полирования и осуществляют на высокооборотных (10000… 15000 об/мин) станках высокой точности и жесткости. Инструментом служат резцы, оснащенные твердыми сплавами, алмазом, эльбором и другими износоустойчивыми материалами.
Операцию точения осуществляют на станках токарной группы: универсальном токарно-винторезном станке, в патронных револьверных станках, токарном гидрокопировальном автомате, токарно-карусельных станках, четырехшпиндельных прутковых автоматах параллельного действия, многошпиндельных автоматах последовательного действия, вертикальных многошпиндельных полуавтоматах, лоботокарных станках и др.
Что делать, если DIA дисков не подходит на ступицу машины
Многим автовладельцам знакомо чувство досады, когда увиденные на витрине и очень понравившиеся диски на машину не подходят. А ещё обиднее, когда все их параметры такие, как нужно, кроме одного, и чаще всего в такой ситуации оказывается неподходящим диаметр ступичного отверстия. Всегда ли можно нивелировать этот вопрос, и что делать, если DIA оказался не по размеру?
1. Каким должно быть центральное отверстие
Прежде чем искать пути обхода, позволяющие посадить неродной диск на ступицу своего автомобиля, уточним, что именно означает аббревиатура DIA. Это сокращение от слова «Hub Diameter», что дословно переводится как «посадочный диаметр». Так называется размер центрального отверстия в диске, соответствующий по диаметру посадочному пояску на ступице.
2. Если ЦО больше, чем надо
Увеличение центрального отверстия на дисках вполне допустимо, но с одним условием – если вы нашли адаптер нужного размера. Что это такое? Это вкладыш – центровочное кольцо из металла или пластика, внешний диаметр которого соответствует отверстию на диске, а внутренний ступичному диаметру. Поэтому на кольцах всегда указывается два размера, что мы и видим на фото.
Центровочные колечки
Иногда разница между этими окружностями составляет всего 1 мм, и у владельца машины возникает желание одеть эти диски и ездить так. Чем это чревато?
• При неплотном прилегании диска к ступице, колесо вынужденно центрируется крепёжными элементами – болтами или шпильками. Им приходится принимать на себя все ударные нагрузки, в результате чего они деформируются или попросту ломаются.
• При неравномерном креплении колеса диск смещается со своей оси, появляется радиальное биение, устранить которое на балансировочном станке невозможно. При этом на определённой скорости может бить руль, возникает неприятная вибрация кузова, что может способствовать самопроизвольному откручиванию колёс.
• Но даже если этого не случилось, то машине обеспечен ускоренный износ рулевой рейки, амортизаторов, шаровых опор и всех резинок на подвеске. И это не говоря уже о преждевременном и неравномерном истирании протектора на шинах, которые и так являются довольно дорогостоящим удовольствием для каждого водителя.
• Чтобы избежать такого внушительного количества проблем, стоит поискать или диски с правильным ступичным отверстием, или адаптеры, цена которым максимум 150 руб. за штуку (если алюминиевые) и 50 руб., если пластиковые. Тем более что нормальные магазины, торгующие дисками, чаще всего имеют в продаже и ассортимент центровочных колец.
• Кроме того, многие производители целенаправленно выпускают универсальные диски, с двойной сверловкой, которые можно ставить на разные автомобили. При этом центральное отверстие имеет больший из возможных диаметров, а переход на меньший предусматривается именно за счёт ступичных адаптеров.
Примечание: В основном такие варианты предлагаются для легковых машин, с размером ступицы, не превышающей 73 мм. Такого не бывает, чтобы можно было снять диски с большого джипа и одеть их на маленький седан.
3. Если отверстие на диске меньше ступицы
Глупо, конечно, покупать для автомобиля заведомо неподходящие колёса. Зачем протачивать диски, если без проблем можно найти родной размер? Но иногда приходится.
Ситуации ведь бывают разные. Например, модель машины довольно редкая, и диски с нужными параметрами просто не найти в магазинах. Или допустим, человек не может позволить себе купить новый комплект, а на рынке есть подходящий вариант, но только немного не помещается на ступицу вашей машины.
На заметку: Чтобы определить точную разницу, нужно воспользоваться штангенциркулем, и замерить диаметр ступицы и диаметр отверстия на диске, как показано на фото.
Перед тем, как выбрать бу диски, замерьте ступичное отверстие
4. Самостоятельная расточка стальных дисков
В таком случае, автовладельцы часто обращаются к токарям с просьбой о расточке, или ищут ответ на вопрос: как самому проточить ЦО литого диска. Конечно, это работа не для гаража, потому что необходимо снять слой металла, и сделать это надо точно. Снимете лишнее – испортите диски.
Максимум, что можно сделать в домашних условиях – это убрать 1-2 мм, если диски железные. Для этого можно использовать дрель с лепестковым кругом, подогнанным по диаметру к отверстию диска.
Фиксация лепесткового круга
Проточка ЦО на железном диске
Примерка колеса
Но это штамповка. А можно ли проточить литые диски изнутри? На этот вопрос ответим далее.
5. Проточка литого диска
Вообще, делать это нежелательно, так как прочность диска в точке его крепления к ступице при механическом воздействии ослабевает. Он может при движении попросту треснуть. Если и точить, то совсем немного, и делать это лучше в нормально оборудованной мастерской.
• При этом диск укладывается на стол координатно-расточного станка. В его пазах имеются шпильки и надета ступица, чтобы можно было качественно зафиксировать диск.
Фиксация диска перед расточкой
• Для грубой центровки устанавливается конус, который опускается в ЦО диска, после чего на шпильки наворачиваются гайки.
Грубая центровка конусом
• Затем конус снимают и ставят на его место микрометр, с помощью которого определяется более точное положение диска на столе. То есть, осуществляется полноценная центровка.
• Далее устанавливается резец и начинается проточка диска. Подготавливается нутромер и фиксируется на том размере, до которого нужно расширить отверстие.
Приблизительная расточка
• Первичная подгонка осуществляется приблизительно, точное значение достигается уже в финале.
Определение нутромером точного параметра отверстия
• Готовые, расточенные диски останется только примерить.
Готовое отверстие после финальной расточки
Работа по расточке отверстий у четырёх дисков обойдётся порядка 3000-3500 руб. Если эту сумму, вкупе со стоимостью б/у дисков (и уж тем более новых), вы сочтёте вполне приемлемой – дело ваше. Но за их состоянием придётся регулярно следить, ведь маленькая трещина вокруг ЦО может вырасти в большую проблему.
5. Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей
При покупке дисков в магазине проблем с выяснением их размерности не возникает. Все параметры указаны на ценнике, а если нет – так можно прочитать на упаковочной коробке. Если же родного размера в продаже не оказалось, консультант всегда подскажет, от какого авто подходят колесные диски на вашу машину.
В основном, подобная информация может понадобиться автовладельцу, если он приобретает колёса с рук. О том, как выбрать литые диски бу, будет рассказано далее.
6. Модели и размеры. Таблица параметров.
Так как при подборе дисков нужно ориентироваться не только по DIA и радиусу, но и по разболтовке и вылету, приведём таблицу с основными параметрами дисков наиболее популярных автомобилей. В ней будет видно, от каких авто подходят диски на тот или иной автомобиль.
Бренд автомобиля
Модель
ET (от и до)
Хоть в таблице перечислены далеко не все марки и модели машин, надеемся, что эта информация поможет сориентироваться в параметрах. Но перед тем, как выбрать диски на авто, необходимо точно замерить на них ступичное отверстие.
Ширина, диаметр и вылет указаны на диске
Вылет (ЕТ) можно прочитать на обороте диска – где именно, на фото показано стрелкой. Что касается PCD, то его придётся высчитывать по формуле, в зависимости от количества отверстий. Более подробно об этом вы можете прочитать на нашем сайте о том, какие бывают разболтовки колес