Противопожарные риски что это
Как независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска влияют на проведение проверок пожарным надзором в 2021 году с учетом действия ФЗ № 248
Как наличие независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) и расчета пожарного риска влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), планирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью. Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.
В том же Положении говориться, что наличие в отношении объекта защиты положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) учитывается органами государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН) при отнесении объекта защиты к определенной категории риска как один из критериев добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.
Проще говоря, если в органе ГПН имеется зарегистрированное в установленном порядке положительное заключение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), то при определении категории риска данного объекта защиты это обстоятельство скажется в сторону понижения категории риска (а чем ниже категория, тем реже проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия).
Как видите, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения контрольных (надзорных) мероприятий органами ГПН, а лишь влияет на их периодичность.
В свою очередь наличие на объекте просто расчета пожарного риска никами образом не влияет на периодичность проведения плановых контрольные (надзорные) мероприятия.
Независимая оценка и Расчет пожарного риска: сходства и различия
В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, для того чтобы увеличить промежуток времени между плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями, имея на руках зарегистрированное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) с выводом о выполнении условий соответствия его объекта требованиям пожарной безопасности, и руководствуясь пунктом 56 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган ГПН мотивированное заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска.
Порядок подачи заявления определен Административным регламентом предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 14 декабря 2018 г. № 600.
Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов защиты, на которых выполнена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) или расчет пожарного риска
В соответствии с пунктом 43 Положения в случае представления в установленном порядке в орган ГПН (подразделение ГПН) расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется:
соответствие исходных данных, а также параметров и характеристики объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска лицом (лицами), проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
На основании пункта 44 Положения в случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушений порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности и (или) противопожарного режима.
Исходя из анализа документов, которыми должны руководствоваться сотрудники органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ФЗ № 248, Положение, приказ МЧС России от 17.02.2021 № 88 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»), наличие на проверяемом объекте расчета по оценке пожарного риска (который в том числе может входить в состав комплекта документов о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности)) учитывается сотрудниками органов ГПН как один из возможных вариантов условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Если смотреть на этот вопрос со стороны правообладателя объекта защиты, то наличие расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность в части выбора условий подтверждение объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с учетом возможности обоснования отступлений от выполнения требований пожарной безопасности, о которых мы уже упоминали в этой статье.
Итак, что мы получаем в итоге:
наличие на объекте защиты положительного заключения независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) по-прежнему является преимуществом, влияющим как на периодичность контрольных (надзорных) мероприятий, так и на порядок их проведения (в случае если при независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) проводился расчет по оценке пожарного риска);
наличие одного лишь расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность правообладателя объекта защиты при выборе возможных условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности с целью обоснования перед проверяющими органами вопросов, связанных с подтверждением обеспечения его пожарной безопасности.
Противопожарные риски что это
от 27 ноября 2014 года
Порядок проведения оценки пожарного риска
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты.
2. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.
К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.
К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания.
К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
4. Оценка пожарного риска проводится в случаях:
а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
5. Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
7. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:
а) риск гибели персонала производственного объекта;
б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории).
Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
8. Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года.
Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.
9. Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.
10. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.
11. Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.
12. Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:
а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;
б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках;
в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м и одновременным нахождением не более 50 человек.
13. Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев.
Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.
14. Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.
15. Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Методики должны быть:
а) научно обоснованными;
б) соответствовать рассматриваемым опасностям;
в) повторяемыми и проверяемыми.
17. Методики должны содержать порядок:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) вычисления пожарного риска.
18. В методики должны быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, результаты научных исследований, накопленный отечественный и международный опыт в области оценки пожарных рисков.
19. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
20. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии подтверждения их компетентности, позволяющей выполнять эти расчеты по оценке пожарного риска.
21. Процедура подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска и проверка их деятельности на предмет соответствия выполняемых расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
22. Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия выполняемых ими расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется не чаще одного раза в 2 года.
24. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводившие расчеты по оценке пожарного риска, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в расчетах при оценке пожарного риска.
II. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска
25. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на проведение расчетов по оценке пожарного риска, направляют заявку (заявление) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К заявлению прилагаются:
— копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенные в установленном порядке;
— копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;
— руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:
— заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке пожарных рисков на объектах защиты, находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации;
— порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке пожарных рисков;
— организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
— процедуру оценки пожарных рисков, включая:
а) этапы оценки пожарных рисков:
— прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки пожарных рисков;
— заключение договора на проведение оценки пожарных рисков;
— подготовку и утверждение программы проведения оценки пожарных рисков и персонального состава экспертной группы;
— обследование объекта защиты;
— подготовку документации по оценке пожарных рисков и выдачу отчета на объект защиты;
— ведение реестра выданных отчетов по оценке пожарных рисков;
направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки пожарных рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей;
б) порядок подготовки и установления срока действия отчетов по оценке пожарных рисков;
в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки пожарных рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;
г) порядок ведения архивов;
д) страхование гражданской ответственности при проведении оценки пожарных рисков;
е) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае неподтверждения компетентности, не позволяющей выполнять расчеты по оценке пожарного риска;
ж) документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по проведению оценки пожарных рисков;
з) сведения о квалификации персонала.
Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах. Персонал заявителя по оценке пожарных рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;
и) сведения о наличии материально-технической базы.
26. Заявитель, претендующий на проведение оценки пожарных рисков, должен иметь в штатной численности не менее 3 специалистов, имеющих высшее техническое образование или среднее специальное образование и обладающих соответствующим (не менее 5 лет) стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности.
III. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска
27. Результаты расчетов оценки пожарного риска обосновываются и оформляются таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной оценке.
28. Расчеты оценки пожарного риска следует документировать в форме отчета, в который включаются:
б) список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
в) сведения о подтверждении компетентности на проведение расчетов по оценке пожарного риска;
Противопожарные риски что это
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 июля 2020 года N 1084
О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2020 года N 1084
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Оценка пожарного риска проводится путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на:
а) анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
5. Результаты расчета по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, содержащего:
а) наименование и адрес объекта защиты;
б) анализ пожарной опасности объекта защиты;
в) исходные данные для проведения расчета по оценке пожарного риска;
г) наименование использованной методики расчета по оценке пожарного риска;
д) значения расчетных величин пожарного риска для объекта защиты;
е) вывод о соответствии или несоответствии расчетных величин пожарного риска соответствующим нормативным значениям пожарных рисков, установленным Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные:
а) характеристика объекта защиты, включающая:
количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности;
время функционирования объекта защиты (нахождение на объекте защиты охраны и других сотрудников во время, когда основной вид деятельности не осуществляется, во время функционирования не включается);
количество эвакуационных выходов с этажа и (или) из здания, их размеры;
количество лестниц и (или) лестничных клеток, по которым проходят пути эвакуации, их тип и параметры (ширина маршей, ширина площадок, ширина выходов с этажей, ширина выходов из лестничных клеток);
количество, площадь и места размещения зон безопасности (пожаробезопасных зон) для людей, относящихся к маломобильным группам населения;
поэтажные планы объекта защиты;
данные о высоте этажей (помещений);
б) сведения о наличии, работоспособности систем противопожарной защиты, для системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре указывается тип системы;
в) сведения о количестве и размещении людей на объекте защиты, в том числе относящихся к маломобильным группам населения, а также не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, действия по транспортировке которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой;
г) описание рассматриваемых сценариев (сценария) пожара с указанием:
места возникновения пожара;
расчетной области (помещения или системы помещений, учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояние проемов);
принятой пожарной нагрузки;
максимальной площади очага пожара;
е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара;
ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
7. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием наружных установок (оборудования), приводятся следующие исходные данные:
а) наименование и место расположения объекта защиты на генеральном плане (схеме размещения) объекта, ситуационный план объекта;
б) данные о природно-климатических условиях, характерных для территории, где расположен объект защиты (максимальная температура воздуха, направление и скорость ветра);
в) данные о распределении на объекте защиты веществ и материалов, их пожарной опасности, количестве и параметрах потоков веществ, обращающихся (хранящихся) в наружной установке, в транспортных трубопроводах (каналах);
г) параметры используемых опасных веществ (температура, давление, агрегатное состояние);
е) данные о применяемых системах безопасности (наличие и места размещения запорной арматуры, чувствительности и времени срабатывания систем контроля утечек, газоанализаторов, наличие систем контроля и управления системами безопасности, алгоритм работы системы при развитии аварии).
8. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием магистральных трубопроводов, дополнительно к исходным данным, указанным в пункте 7 настоящих Правил, приводятся следующие исходные данные:
а) диаметр (условный диаметр) трубопровода, толщина стенки, материал стенки трубопровода;
б) глубина заложения;
г) наличие переходов через искусственные препятствия (автомобильные дороги, железные дороги и инженерные коммуникации);
д) прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки;
е) наличие и материал футляров (кожухов);
ж) использование систем защиты от коррозии, использование улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации.
9. Требования к порядку оформления отчета по результатам расчета по оценке пожарного риска устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.