Противодействие коррупции в организации с чего начать
Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания
Об этом говорится в новых рекомендациях ведомства по внедрению в организациях антикоррупционных мер. В прошлом году общий размер штрафных санкций за коррупционные правонарушения превысил 900 млн руб. и было вынесено 11,7 тыс. обвинительных приговоров. «Методичка» Минтруда призвана помочь предпринимателям устранить риски привлечения к ответственности
Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.
Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?
Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
Под «противодействием коррупции» закон понимает следующую триаду:
Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
10 апреля 2019 г. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на пленарном заседании Совета Федерации сообщил, что «прокурорами в 2018 г. выявлена 231 тысяча нарушений антикоррупционного законодательства, треть из них связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей». Очевидно, что остальное – это нарушения, выявленные в организациях, включая частный сектор. «По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб.», – рассказал Юрий Чайка.
Чаще организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Предусмотренный этой статьей штраф может стать чувствительным для любой крупной организации и привести к банкротству компании небольшой: верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения (см. таблицу 1).
Также не допускается участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.
Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
Сумма незаконного вознаграждения | Санкция |
---|---|
Меньше или равна 1 млн руб. | От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. | От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 20 млн руб. | От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения |
С недавних пор для повышения собираемости штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ органы прокуратуры активно применяют новеллу – вступившую в силу с начала года ст. 27.20 КоАП РФ («Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Только за первые четыре месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более 100 млн руб. – и постановления уже исполнены.
Согласно сводной статистике силовых ведомств, озвученной Юрием Чайкой на упомянутом выше заседании Совфеда, в 2018 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти у 2 тыс. из них было конфисковано имущество. А это уже персональная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом: по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»), 291.2 («Мелкое взяточничество»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп»).
К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.
По итогам 2018 г. почти половина всех коррупционных преступлений относится к указанным составам. Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по «полноценным» статьям о даче и получении взятки осужден 2451 человек, а по статье о мелком взяточничестве – 2408 человек. Это указывает на существенный рост рисков для менеджеров и собственников компаний, которые традиционно дарят подарки должностным лицам партнерских компаний или госструктур.
Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп
Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.
Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.
Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.
Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?
Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.
В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:
Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.
Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.
Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?
То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.
18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».
Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.
Новые документы содержат важные рекомендации:
Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.
За какие ошибки компании привлекают к ответственности?
1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.
Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.
3. Мало кто задумывается о том, что все чаще при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») суды учитывают деятельность организации по принятию мер антикоррупционного характера.
Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.
1 Комплаенс – это система внутренних правил и процедур в компании, обеспечивающих соответствие деятельности юридического лица российскому, иностранному и международному законодательству, требованиям надзорных органов и отраслевым стандартам. Как комплаенс-программы позволяют руководителям организаций предотвратить риски назначения наказания в виде лишения свободы и банкротство из-за многомиллионных штрафов – читайте в новости «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста».
2 Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях».
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.
6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.
Противодействие коррупции в организации с чего начать
(с изменениями на 8 апреля 2014 года)
I. Введение
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
— информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
— определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
— методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
2. Термины и определения
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
— получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
— получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
— разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
— разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений:
— о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
— об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
II. Нормативное правовое обеспечение
1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
1.1. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.
1.2. Ответственность юридических лиц
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего
Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.
1.3. Ответственность физических лиц
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.
Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
— однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);
— совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);
— принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);
— однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81).
2. Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и зарубежное законодательство
Организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:
— в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;
— в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.
Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
специально для ГАРАНТ.РУ
Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.
Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.
Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.
Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.
Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.
Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.
Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.
Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.
Рекомендуем ознакомиться с:
Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.
Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях»).
Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.
Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:
При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).
Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:
Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.
Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.
Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Совет 7. Проверяйте контрагентов.
Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).
Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.
Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.
8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.