Просветление в йоге что это
Просветление – духовное совершенство сознания
С популяризацией восточных техник, таких как медитации, дыхательные практики, йога, у многих людей возник интерес не только к практикам, но и к философии. Одним из самых популярных понятий, которое вызвало интерес у многих стало просветление. Это абстрактное, мистическое понятие привлекает людей отчасти из-за некой загадочности, отчасти из-за распространения образа «просветленного» человека, которого не касаются беды, заботы, беспокойства и страхи. Для изучения ведической философии, понимание того, чем является просветление важно не только для формирования правильного представления об этом понятии, но и для того, чтобы защититься от мисконцепции, которая может сбить человека с пути. Итак, важно разобрать что такое просветление и в чем его суть?
Просветление – что это такое?
Просветление – возвышенное состояние сознания, в котором человек испытывает полное счастье, вне зависимости от внешних обстоятельств.
Такое сознание очищено от изначального невежества и позволяет созерцать свою духовную суть, что является причиной безусловного счастья, свободы от беспокойств и невосприимчивости к различным страданиям. В таком сознании естественным образом проявляются такие качества как бесстрашие, терпение, самообладание, смирение, независимость, невосприимчивость к оскорблениям, милосердие, сострадание и многие другие. Вместе с тем из такого сознания уходят негативные, порочные качества, такие как гнев, вожделение, ненависть, зависть, жадность и т.д.
Просветление является точкой развития, которая дает непосредственный доступ к безграничному счастью, которое исходит из духовной сути человека. Достижение этой точки не может быть случайным или спонтанным и требует не просто практики, а последовательной практики.
Состояние просветления
Состояние просветления описывается как достижение полного и неизменного счастья от постижения своего истинного Я. Сознание обретает умиротворение, непоколебимого чувства спокойствия и безмятежности. Человек перестает разделять все на хорошее и плохое, на свое и чужое, все для него становится источником радости и счастья. Состояние просветления означает что человека покидает страх, сомнения, тревоги, печали и скорби. Человек, осознав свою истинную суть, больше не видит противоречий, он осознает свое место в мире, а также полностью понимает себя. Деятельность превращается не в повинность ради выживания, а в непрерывный поток, без всякого сопротивления.
Просветленное сознание не делит вещи или людей по каким-либо категориям, и для такого сознания становится равным золото и камень, богатый и бедный, глупый и умный. Видя себя с духовной точки зрения, человек начинает смотреть глазами знания на других, не на внешние оболочки, а именно на духовную суть.
Просветление достигается либо путем аштанга-йоги, либо путем ниргуны.
Аштанга-йога
Путь аштанга-йоги подразумевает освоение восьми ступеней йоги:
Аштанга означает «восьмиступенчатая», то есть прежде чем достигнуть степени самадхи, просветления, человеку предстоит пройти 7 ступеней, восьмой же является искомая цель – просветление. Яма и Нияма являются десятью морально-нравственными принципами:
Нияма
Следование этим десяти принципам основа пути просветления. Далее необходима асана – контроль тела и пранаяма – контроль дыхания. Без контроля тела и дыхания невозможно продолжительно медитировать, а без продолжительной медитации невозможно достичь подлинной концентрации. Далее следует пратьяхара – отвлечение чувств от объектов созерцания. Пратьяхара означает, что человек должен прекратить созерцать то, что приносит наслаждение и страдание, очищая тем самым ум и не позволяя ему увлекать за собой внимание. За пратьяхарой следует дхарана – подлинная концентрация, означающая, что ум полностью сконцентрирован на внутренней сути, отвлечен от попыток наслаждаться материальным миром и подготовлен к медитации.
Эти шесть ступеней являются подготовкой к дхьяне, медитации, которая и является процессом приводящим к просветлению, самадхи. В ходе медитации, человек выкристаллизовывает свое сознание, концентрируя его на объекте медитации. Медитируя, человек очищает сознание настолько, что способен узреть свою истинную, духовную суть, достичь состояния духовного сознания, то есть самадхи, просветления.
Это авторитетный метод и разные направления ведической мысли по-разному описывают момент просветления. Иногда упоминается, что будучи привлечённым настолько чистым сознанием, Верховный Господь прикасается к практикующему, тем самым полностью очищая его от всякой скверны и невежества. Иногда говориться, что момент самадхи означает момент предельной концентрации, который позволяет узреть духовную реальность. Однажды узрев мир настоящим, человек уже никогда не сможет смотреть на него глазами обусловленного живого существа, тревожащегося за положение в этом бренном, изменчивом мире. Самадхи означает, что человек узрел не только свою собственную суть, но и сущность всего мира достигнув собственными силами момента концентрации и вынырнув из океана страданий материального мира и круговорота рождения и смерти.
Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.
Самадхи означает что человек узрел абсолютную истину и больше не вовлечен в участие в материальной жизни, как марионетка, которой управляет иллюзия, майя. Но для такого состояния необходима серьезная практика и не менее серьезная подготовка. Ведическая литература описывает, что даже великие мудрецы практикующие этот метод не всегда доходили до конца. Некоторым было достаточно услышать шум колокольчиков на ногах проходящей вдалеке девушки, чтобы ум потерял равновесие и сбился с процесса постижения истины. Не следует считать просветление чем-то обыденным и бытовым, чего можно достигнуть за несколько месяцев или несколько лет. Просветление – это абсолютное состояние сознание, достигнув которого, человек уже не возвращается назад.
Путь аштанга-йоги труднодоступен для современных людей, так как подразумевает, что во время практики должна присутствовать полная сосредоточенность на своей внутренней сути, без всякого отвлечения на внешние объекты. Представить возможность бросить все и каждодневно осваивать ступени аштанга йоги для среднего человека практически невозможно. Это связано с финансовой, моральной и культурной стороной. Средний человек из нашего общества не может себе позволить уехать от всех из-за финансов и привязанностей, а также потому что мы не так воспитаны, такой путь не учтен в нашей культуре, менталитете, воспитании.
Теоретически мы можем представлять что отшельничество на самом деле исполнимо, хотя и трудно, но на деле это окажется для среднего человека чем-то невозможным, что закончится простым отказом от этой идеи после непродолжительной попытки.
Aрджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильной, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.
Недостатком аштанга-йоги является и то, что она чрезмерно трудна даже для людей рожденных в подходящей культуре. В ведической литературе описывается, что даже для более совершенного жителя Двапара-юги, прошлой эпохи, в которую люди были более способны к духовной практике, метод аштанга-йоги чрезмерно сложен, что уж говорить о нас, если мы живем в Кали-югу. Житие в Кали-югу указывает на невероятную трудность в практике аштанга-йоги, фактически делая её невозможным методом достижения просветления. Поэтому для достижения просветления лучше рассмотреть метод ниргуны.
Путь просветления
Гуна с санскрита переводится как «веревка» или «качество». Ниргуна означает состояние сознания лишенное качеств или избавленное от пут. Причиной невозможности достичь просветления просто так является обусловленность сознания материальными качествами. Аштанга-йога направлена на то, чтобы просветление достигалось путем сознательного выхода из обусловленного состояния за счет концентрации и усилий. Будто с луковицы снимается слой за слоем, в попытке достигнуть некой сердцевины, то есть сознания. Метод ниргуны направлен на то, чтобы обусловленность просто исчезла путем одухотворения сознания. В этом случае луковица как бы становится тождественной сердцевине.
Сознание по своей сути духовно, так как сознание присутствует только там, где есть душа. Одухотворить сознание, означает одухотворить ту часть внутренней природы человека, которая является материальной. У человека есть ум, разум и ложное эго, которые и составляют тонкое тело. Это тонкое тело по сути и есть обусловленность, привязывающая к осознанию себя как тела. Одухотворить тонкое тело означает сделать его тождественным душе, сделать его не причиной обусловленности, а причиной освобождения, просветления.
Просветление методом ниргуны
Говорится, что раскаленное железо приобретает качества огня: оно сияет, обжигает и способно породить огонь. Также и сознание соприкасаясь с духовными объектами способно одухотвориться и приобрести не материальные качества, а духовные.
Ниргуна означает отсутствие качеств, именно материальных качеств, которые становятся причиной порабощения сознания. Этот метод достаточно прост технически и доступен для каждого. Такая практика не обязывает радикально менять образ жизни, куда-то уезжать или резко становиться кем-то другим.
Первое, что следует понять – это сами качества от которых придется избавляться. Существует три гуны, три качества:
Саттва-гуна ближе всего отражает знание и истину, давая живому существу ощущение счастья, легкости и чистоты. Раджа-гуна побуждает живое существо наслаждаться материальной жизнью, подталкивая человека к активной деятельности ради её плодов. Тама-гуна означает безумие, полное поглощение иллюзией, отсутствие знания, апатию, лень, инерция сознания, бессилие. Первое что необходимо сделать – это достичь саттва-гуны, как наиболее приближенного качества к просветлению.
Духовное просветление
Духовное просветление возможно только с уровня саттва-гуны, который является не конечной целью, а необходимым условием, платформой для практики. Достигнув саттва-гуны, следует начать практиковать духовную жизнь, означающую взаимодействие с духовными объектами в сознании. Тут мы вспоминаем принцип перенятия качеств, как железо перенимает качества от огня, так и сознание соприкасаясь с духовными объектами способно перенять от них духовные качества, которые и вытеснят качества материальные. Единственный духовный объект, который доступен сознанию и обладает достаточным могуществом для перенятия качеств, является Бог. Бог по сути – это абсолютное проявление духовной энергии, её повелитель и источник, нет ничего духовнее чем Верховный Господь. Перенять духовные качества означает вовлечь своё сознание в осознание Бога, то есть постоянно памятовать о Нём, служить Ему, молиться, медитировать на Его образ и следовать Его наставлениям.
Духовная практика служения Богу, путем памятования о Нём и посвящения деятельности, неизбежно приведет к тому, что сознание станет трансцендентным: постепенно одухотворится и лишится материальных качеств, которые и обуславливают живое существо. Раджа-гуна и тама-гуна полностью исчезнут, как тьма исчезает при появлении света, а саттва-гуна превратиться в шуддха-саттву, чистую саттву, одухотворенную.
Таким образом сознание станет не причиной обусловленности, а причиной освобождения, просветления. Луковица станет тождественна сердцевине и будет лишь подспорьем в духовной жизни, а не препятствием. Познав же вкус духовной жизни, человек больше не захочет возвращаться к материальной.
Человеку любознательному, который усвоил эту науку, нечего больше узнавать. В конце концов, тот, кто отведал самого чудесного на вкус нектара, не захочет пить ничего другого.
Духовное просветление становится процессом, который с одной стороны не требует от человека ничего радикального, с другой стороны преобразует его изнутри, избавляя от страданий и даруя высшее счастье. Достигнув духовного просветления, становится возможно познать высший вкус, который и будет вовлекать сознание во все большее погружение в духовную жизнь, созерцание своего истинного Я и Абсолютной истины.
Суть просветления
Таким образом, суть просветления заключается не в мистических абстрактных практиках, которые сопровождаются сложной философией, больше похожей на попытку оправдать собственную беспорядочность. Суть просветления заключается в достижении такого уровня духовного потенциала, который раскроет духовное счастье. Причем раскроет таким образом, который привлечет сознание к тому, чтобы от него не отступать. С этой точки зрения, суть просветления это скорее образ жизни, исходящий из духовного счастья, нежели просто состояние бытия. Точнее это и состояние бытия тоже, но из этого состояние и исходит определенный образ жизни заключенный в том, что живое существо черпает счастье внутри себя и в деятельности, а не в наслаждениях и впечатлениях.
Некоторые люди ошибочно принимают ощущение счастья от правильной жизни за состояние просветления, о чём любят активно докладывать окружающим. Но этому не следует уделять внимание, так как подлинное просветление немногословно и не привлекает к себе внимания, находя счастье не в восхищении окружающих, а внутри своего сердца.
Духовное просветление воплощает собой отражение не мистического постижения мира, а простого отражения нашей истинной духовной сущности через познание себя и победы над обусловленностью. Каждое живое существо является душой, предназначением же души является служение Богу. Просветление – это состояния, когда между истинным Я и бытием нет ничего, таким образом, что именно истинное Я становится причиной формирования бытия. Бытия духовного, наполненного счастьем и подлинного блаженства.
Состояние Самадхи. Как достичь просветления?
Современные люди проявляют все больше интереса к древним восточным духовным практикам. В мире, полном забот и тревог, занятия йогой и медитацией являются настоящим спасением от стресса.
В многочисленной духовной и эзотерический литературе нередко описывается самадхи – особое состояние сознания, достижение которого является высшей целью йоги. Давайте узнаем, что же представляет собой самадхи и какой путь нужно пройти, чтобы достичь его.
Что такое самадхи?
Древние ведические тексты и йога-сутры описывают это состояние, как цель, к которой должен стремиться каждый йог. Ведь йога – это не просто набор физических упражнений для тренировки тела, как считают непосвященные люди, а сложнейшая духовная практика, направленная на развитие человеческого сознания.
Человек, достигший самадхи, получает следующее:
Виды самадхи
Просветление является сложным, многоуровневым процессом, поэтому существует несколько уровней или ступеней состояния самадхи. Выделяют: савикальпа самадхи, нирвикальпа самадхи, сахаджа самадхи. Каждое из этих состояний имеет свои индивидуальные особенности и отличия.
Савикальпа самадхи
Когда человек входит в это состояние, его ум перестает работать, но только частично. Он на короткий период теряет ощущение пространства и времени, воспринимая их совершенно не так, как в обычной жизни. Человек как бы попадает в другой мир, который можно назвать миром недовыполненных желаний: часть дел уже завершена, а часть еще остается несделанной. Человек воспринимает себя в качестве инструмента для совершения тех или иных дел. Если дела есть – инструмент нужен, если их нет, то инструмент уже не требуется, а значит человеку больше нечего желать.
Савикальпа самадхи достигается в процессе концентрации на каком-либо объекте. В медитации человек на некоторое время погружается в Абсолют, освобождается от своей личности, но потом неизбежно возвращается в обычное состояние сознания.
Савикальпа самадхи включает в себя несколько стадий. Это состояние можно сравнить с учебным классом: как в каждом классе есть преуспевающие и отстающие ученики, так и в савикальпа одни люди достигают наивысшей стадии просветления, а другие – только начального уровня.
Находясь в состоянии савикальпа, человек может мыслить и генерировать идеи, однако они не оказывают на него влияния. Несмотря на динамичную внутреннюю деятельность, его ум расслаблен и безмятежен.
Эта ступень просветления открывает человеку понимание Высшей Истины, но не освобождает от двойственности субъекта и объекта. Достичь этой стадии сравнительно легко, если регулярно заниматься медитацией.
Нирвиальпа самадхи
Эта ступень просветления предполагает полное погружение в состояние блаженства. В таком состоянии границы между внутренним и внешним мирами размываются, исчезает двойственность субъекта и объекта. Человеческий ум ощущает только не двойственную пустоту. Исчезают все мысли, эмоции, понятия, идеи, а вместо них приходит ощущение абсолютного покоя и блаженства, которое полностью поглощает человека.
В состоянии нирвикальпа самадхи субъект наслаждения является одновременно и объектом этого наслаждения, и самим наслаждением. Это и называется отсутствием дуальности (двойственности). Объяснить это состояние словами практически невозможно, его можно только почувствовать.
Погружаясь в транс, человек не воспринимает окружающую реальность, а когда возвращается в свое обычное состояние сознания, снова становится таким, как был. Нирвикальпа самадхи позволяет ощущать мир без обычных органов чувств, а также полностью останавливает мыслительную деятельность. Кроме этого, в медитации у человека замедляется или полностью прекращается дыхание и отсутствует пульс.
Достичь нирвикальпа самадхи нелегко, однако продвинутые йоги стремятся к этому состоянию. Его достижению способствует полный контроль над сознанием и беспристрастность. Мудрецы утверждают, что достижение этой стадии просветления позволяет полностью избавиться от кармы и остановить цикл перерождений. В результате душа перестает воплощаться в различных телах и сливается с Богом или Абсолютом.
В нирвикальпа самадхи человек может пробыть несколько часов или дней. После выхода из медитации некоторые йоги не могли разговаривать и даже думать, они забывали, как их зовут и сколько им лет. Способность возвращаться из самадхи в обычный мир тоже нужно тренировать. Многие люди, которым удалось побывать в этом состоянии, утверждали, что им было так хорошо, что совсем не хотелось возвращаться к обычной жизни, в этот несовершенный мир.
Учителя йоги предупреждают, что если находиться в состоянии нирвикальпа самадхи длительное время (более 18 дней), то душа может разъединиться с физическим телом и человек уже не сможет вернуться к обычной жизни. Некоторые просветленные специально стремились к тому, чтобы войти в самадхи и больше никогда не возвращаться к мирским делам. Но это возможно только в том случае, если человек выполнил все свои земные задачи. В противном случае Абсолют не позволит его душе покинуть тело.
Сахаджа самадхи
Эта стадия просветления предполагает нахождение сознания в наивысшей точке развития в то время, как тело человека продолжает жить в физическом мире и выполнять свои обязанности. Достигнув этого состояния, человек полностью трансформируется в бессмертную душу и осознает себя частью Абсолюта, а физическое тело воспринимает в качестве инструмента для решения повседневных задач.
Таким образом, человек живет в физическом мире, но его сознание уже не принадлежит этому миру. Он непрерывно ощущает единство с Богом и является ярким доказательством того, что Абсолют находится везде.
Самадхи, как часть восьмиступенчатой йоги
Классическая традиция йоги основывается на системе, описанной древним мудрецом Патанджали в трактате «Йога-сутры». Согласно официальным данным Патанджали жил во II в. до н.э., а знания, которые он описывал в своем труде, по его же утверждению, существовали задолго до его рождения. Таким образом, корни практики йоги уходят глубиной в древность.
Система йоги Патанджали имеет восемь ступеней и называется Аштанга-йогой («аштанга» в переводе с санскрита означает «восемь»). Эти ступени или принципы йоги направлены на достижение просветления и освобождения от майи (иллюзии). Древние считали, что физический мир – это майя, иллюзия, и цель каждого мудреца – освободиться от него и стать частью Абсолюта.
Рассмотрим все восемь ступеней Аштанга-йоги более подробно.
Ступень 1. Яма
Яма представляет собой моральные принципы, которые йог обязуется неукоснительно соблюдать. Это базовая ступень йоги, без которой невозможен дальнейший духовный путь. Яма включает в себя пять принципов:
Ступень 2. Нияма
Нияма предполагает соблюдение определенных обетов, личностного самоконтроля. Нияма тоже включает в себя пять принципов, которые дисциплинируют йога и помогают ему в развитии.
Ступень 3. Асана
Эта ступень йоги предполагает развитие тела с помощью специальных упражнений. Комплекс упражнений состоит из особых статических поз. Эти упражнения призваны натренировать тело, растянуть мышцы и суставы для того, чтобы человек мог долгое время медитировать, находясь в одной позе и не шевелясь. Параллельно упражнения укрепляют здоровье, повышают выносливость организма.
Ступень 4. Пранаяма
Пранаяма – это дыхательные упражнения, предназначенные для успокоения ума. Беспокойный ум препятствует медитации, поэтому каждый йог стремится достичь гармонии и ментального равновесия. Дыхательные упражнения позволяют накачать тело жизненной энергией (праной) и правильно ее распределить. Главная задача этой ступени йоги – научиться максимально замедлять дыхание, вплоть до полной его остановки.
Ступень 5. Пратьяхара
Это переходный этап от внешних практик к внутренним. Суть пратьяхары заключается в том, чтобы перестать реагировать на объекты внешнего мира и переключить внимание на внутренние процессы. Как правило, умом обычного человека управляют чувства. Йог же стремится взять чувства под контроль и развернуть сознание внутрь. Только освоив в совершенстве четыре предыдущие ступени, можно полностью отрешиться от физического мира, сконцентрировавшись на мире внутреннем.
Ступень 6. Дхарана
Эта стадия предполагает концентрацию на внешних или внутренних объектах. Таким объектами могут быть: огонь, звук, дыхание, какой-либо образ и пр. Практика концентрации позволяет «собрать» ум в одной точке, не давая ему распыляться на разные объекты.
Ступень 7. Дхъяна
Это предпоследняя ступень йоги. Она предполагает непрерывную концентрацию, то есть медитацию. По сути, дхъяна – это та же самая дхарана, только более высокого уровня. В этом состоянии йог находится непрерывно и ни на что не отвлекается.
Ступень 8. Самадхи
Пройдя предыдущие семь ступеней, йог достигает состояния самадхи, то есть просветления. На этом этапе осознание собственной индивидуальности исчезает и сознание человека сливается с сознанием Бога.
Как достичь самадхи?
Люди, всерьез интересующиеся йогой и другими духовными практиками, задаются вопросом: может ли обычный человек достичь самадхи или это удивительное состояние сознания доступно только избранным? Достижение просветления – дело нелегкое, однако если задаться целью, то можно обрести его. Конечно, человек, живущий в современном мире, не сможет в совершенстве освоить все ступени восьмиступенчатой йоги, однако некоторые из этих практик вполне под силу ему.
Для начала необходимо изучить «Йога-сутры» Патанджали и другие ведические тексты. Эти книги довольно популярны среди эзотериков, поэтому переведены на многие языки, в том числе на русский. Есть немало людей, которые активно занимаются йогой и медитацией и уже получали опыт самадхи.
Раньше для медитации йоги использовали уединенную пещеру, в которую не проникал свет и звуки снаружи. Таким образом практикующий лишал органы чувств информации, поступающей из внешнего мира, и направлял сознание внутрь. В современном мире существуют специальные камеры сенсорной депривации, позволяющие человеку полностью отрешиться от внешнего мира и погрузиться в глубокую медитацию.
Камера представляет собой небольшой закрытый бассейн, наполненный соленой водой. Вода имеет большую плотность и температуру, соответствующую температуре человеческого тела. Погружаясь в эту воду, человек перестает ощущать вес своего тела и чувствует себя так, будто парит в невесомости. Полная темнота и тишина позволяют расслабиться и направить сознание вглубь себя. Камеры сенсорной депривации можно встретить в различных йога-центрах. Люди, побывавшие в них, говорят, что испытали незабываемые ощущения.
Медитативные практики и йога очень полезны – они избавляют от стресса, укрепляют тело и психику, улучшают концентрацию ума, память, внимание. Даже если просветления достичь не удастся, все равно можно получить от них немало пользы.