Просвещение и просвящение как правильно и в чем разница
«Просвещение» или «просвящение»: как правильно писать?
В русской речи много похожих, но не однокоренных слов с разными лексическими значениями. Так, наличие гласной «я» в корне «-свят-» говорит о религиозности слова, священности, когда гласная «е» в корне «-свет-», связи с электричеством, или в слове «просвещение» с обучением населения. Так, как верно писать: «просвещение» или «просвящение»?
Как правильно пишется?
Смысл слова сосредоточен в повышении уровня знаний и культурности в людях, которые до этого не имели возможности обучаться, поэтому это сродни освещению темных участков. Хоть корень «-свет-» ассоциативно связан с производством, электричеством и током, но в широком смысле слова он ответственен за озарение умов человеческих.
Поэтому в существительном «просвещение» в корне пишется гласная «е».
Значение слова «просвещение»
Лексический смысл слова «просвещение» кроется в массовом распространении базовых знаний и прививании культуры малообразованным слоям общества, включает в себя воспитательно-образовательные учреждения: школы, гимназии, детские театры и другое, образовательные программы и культурные мероприятия.
Морфемный разбор слова «просвещение»
Имя существительное «просвещение» происходит от глагола «просвещать». Способ образования слова суффиксальный, так как имеется суффикс «ени». Окончание − «е», основа слова – «просвещени», корень – «просвещ» с чередующейся согласной на конце «т/щ».
Однокоренные слова: свет, просветление, освещение.
Примеры предложений
Синонимы слова «просвещение»
Синонимы к слову «просвещение»: преподавательская деятельность, образование, воспитание, обучение, прогресс, культура, просветительство, патронат, развитие.
Ошибочное написание слова «просвещение»
Ошибочное написание заключается в написании через гласную «я» − «просвящение».
Заключение
В письменной речи орфографической нормой письма является имя существительное − «просвещение».
Почему Просвещение через Е, а Посвящение через Я?
Почему Просвещение через Е, а Посвящение через Я?
Данные слова пишутся по-разному, ибо они имеют разные корни.
В словах «посвящение» и «просвещение» одинаково произносится безударная гласная в корне. Тем более слова близки по значению. Подозреваю, что раньше они были однокоренными (но не утверждаю этого).
Итак, слова «просвещение» и «посвящение» имеют разные лексические значения, разные корни и проверяются разными словами. Поэтому они и пишутся по-разному.
Полагаю это просто объясняется. Через просвещение мы узнаем нечто новое, проливаем сет на сокрытые для нас ранее тайны. А через посвящение мы просто входим в некий круг таких же посвященных в обладание некоей тайны, но эта тайна более никому неизвестна (пока, конечно, ведь «что знают двое, знает и свинья»).
Это просто разные слова с соответственно с разным значением. Просто свет он для всех, поэтому и просвещение, которое просветляет и образовывает массово. Посвящение сугубо индивидуально и направленно именно адресно и личностно конкретно каждому «Я».
Слово циферблат представляет собой неодушевленное имя существительное (мужской род, единственное число).
Разберем его по составу.
Видим, что проверить необходимо две орфограммы (безударные гласные в корне).
Следует сразу отметить, что существительное циферблат является в русском языке заимствованным (от нем. Ziffer цифра + Blatt лист) и относится к группе словарных слов, правописание которых закреплено в орфографических словарях.
Каких-либо проверочных слов не существует.
В корне слова в таких случаях следует писать «и».
Примеры: цифра, цитата, цирк, нарцисс, цинк, цилиндр, панцирь, цикорий, циновка.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц, цыкнуть и производные от них (например, цыганский).
Итак, запомним, правильно пишется циферблат. Проверочных слов нет.
Пишем правильно: «просвещение», «прасвещение» или «просвищение»
Данное слово является существительным, а употребляется в значении «передача и получение тех сведений, знаний, отношений, без которых немыслимо ни развитие культуры, ни развитие цивилизации». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «пр осв ещение», «пр асв ещение» или «пр осв ищение»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем слово таким образом?
Стоит отметить, что сомнительные буквы находятся в корне слова.
В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.
Но в нашем случае это сделать невозможно, так как существительное «просвещение» является словарным словом.
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Новое в блогах
Чем отличается просвещение от образования и в чем их сходство.
Образование предполагает передачу знаний обучаемым, которые считаются необходимыми для нормального члена сообщества, если это общее образование, или передачу профессиональных знаний, обязательных для будущих специалистов, в специально предназначенных для этого учреждениях. Общее образование и профессиональное образование регулируются законом. Отсутствие профессионального образования является основанием для запрета работы по некоторым специальностям.
В тоже время, имеется одна общая черта, объединяющая образование и просвещение. Она связана с тем, что некоторые знания могут быть использованы непрофессионально, на основании слухов, самолечения, самообразования и так далее. Если такие знания человек использует в собственных целях, не затрагивающих других людей, самовольно, то ответственность за негативные последствия несёт он сам. Если же он передал эти знания другим людям, то часто он не несёт ни какой ответственности за понесенный теми, кого он «просветил», ущерб. Мол, сами виноваты, что его слушали. Он ведь не профессионал, он просто поделился непроверенной информацией, не обязывая других не воспринимать, как достоверную.
В быту люди хорошо разбираются в этих нюансах. Они чаще всего стараются перепроверить случайно полученную информацию, прежде чем ей следовать. Однако, если информация поступает от профессионально обязанных ее доносить специалистов, то, чаще всего, ей следуют. Этой особенностью отношений в сообществе часто пользуются разные мошенники, претворяясь социальными работниками, водопроводчиками и, газовиками, и обманывая доверчивых людей.
Еще страшнее могут быть последствия, когда мошенничество осуществляется массово, под видом просветительской деятельности. Люди не могут поверить, что при массовом участии людей в собрании или на лекции мошенничество не будет раскрыто. Поэтому полученной таким образом информации доверяют больше, чем полученной индивидуально. Ущерб мошенничества, осуществленного под видом просветительской деятельности, наносится обществу гораздо больший, чем деятельность мелких проходимцев.
Именно поэтому, просветительской деятельностью должны заниматься только имеющие на это право специалисты, в специально согласованных местах и под контролем местных властей. По крайней мере, это должно оговариваться специальным законом, нарушение которого должно решительно караться. Понятно, что мошенники всех мастей и направлений будут противиться принятию такого Закона, но его наличие станет дополнительным инструментом для ограничения деятельности новых Остапов Бендеров.
Просвещение: эпоха с большой буквы
Просвещение не художественный метод, не направление, не стиль. Это явление более универсальное. О Просвещении принято говорить, что оно есть идеология. Иначе говоря, цельная и логичная (обманчиво логичная) система взглядов на всё на свете: на религию, науку, государство, общество, человека и все прочее, включая литературу и искусство. Некая точка зрения, с которой приверженец определённой идеологии смотрит на мир.
Говоря о Просвещении, мы имеем в виду целую эпоху. Поэтому это слово принято писать с большой буквы, как имя собственное. Сам термин (в оригинале – Illumination) принадлежит Иммануилу Канту. В 1784 году он написал статью «Что такое Просвещение?»
«Литературе ХVIII века было свойственно представление о том, что разумное слово способно творить чудеса. Бедствия мира происходят от неразумения, от того, что истина неведома людям. «Порочные» люди не видят того, что порок нелеп, а добродетель необходима и полезна. Стоит раскрыть людям глаза, и все пойдет хорошо: порочные немедленно исправятся, и жизнь людей станет прекрасной. Результаты такой операции должны сказаться мгновенно. Предполагалось, что несколько таких произведений могут успешно оздоровить общество».
Г.А. Гуковский «Очерки по истории русской литературы ХVIII века»
Вера в разум и в правильность идеологии обычно вбивается в умы намертво. А вот избавить людей от пороков удается как-то хуже. Никакие разъяснения не спасали, к примеру, от воровства и пьянства.
1) Всё зло от невежества; люди не понимают своего истинного блага, им нужно его разъяснить. И, значит, главной целью всякого истинного «друга просвещения» является «преодоление с помощью разума тьмы невежества».
2) Всё зло от неестественности жизни, которая подчиняется нелепым предрассудкам и модам. Нужно вернуться к природе, к естественной жизни, и тогда все будут счастливы.
Вообще-то говоря, и невежество, и глупые неестественные обычаи способны принести огромный вред и сильно осложнить человеческую жизнь. Нам даже представить себе трудно, каково это было – жить в мире жестких сословных рамок (родился крепостным – всё) или носить, к примеру, корсет. Не признавать громоотводов, не прививаться против оспы и т.п. Так что во многих частностях просветители сослужили человечеству добрую службу (а вредили главным образом глобально).
Один из них француз, Жан-Жак Руссо, писатель и философ, никогда «живьём» никого не учивший. Его главный тезис – вернуться к естественному человеку. Разворачивает он свои идеи в романе «Эмиль», где описывает эксперимент по воспитанию «правильных» людей. Начинается эксперимент, конечно, с того, что ребенка изолируют от родителей, чтобы те не передали ему весь набор привычек, взглядов и обычаев своей среды и эпохи. Метод же воспитания, который применялся к этому ребенку, называется «метод естественных последствий». Разбил миску – есть тебе не из чего. Учись делать другую сам. Сломал кровать – спи на полу или чини. Из воспитательной риторики Руссо надо запомнить два выражения: «естественный человек» (то есть не испорченный цивилизацией) и «естественное право». Второе имеет отношение уже к политике, а не к педагогике: Руссо считал, что в отношениях между людьми действует либо «общественный договор», либо «естественное право». Право выбирать или быть избранным в парламент – это результат общественного договора, согласно которому один член общества (депутат) получает полномочия что-то решать за других граждан. А право на жизнь, на отдых, на жилье – право естественное, и не людям, строго говоря, на него посягать.
Другой педагог – Джон Локк – решал вполне практическую задачу. Англия стала страной с огромными колониями. И чтобы ими управлять (в условиях часто чудовищно тяжелых), следовало прямо со школы начинать воспитывать железных английских джентльменов, волевых, физически выносливых, имеющих твердые принципы и умеющих им непреклонно следовать. Это Локк научил англичан есть на завтрак овсянку (сэр!) – потому что полезно. И вообще соблюдать режим дня неукоснительно. О спартанских условиях воспитания в английских школах можно почитать хотя бы в «Джейн Эйр» Ш. Бронте – а это школа для девочек. Локк не признавал наследственной разницы между способностями детей. Он исповедовал теорию «чистой доски» (tabula rasa): каким ребенка воспитают, таким он и станет. Если баловать, вырастет слабым, если закалять – сильным. Если внушать принципы – будет принципиальным, если нет – беспринципным. Если учить – станет умным и образованным, не учить – останется дураком. Вот и всё.
Между прочим, именно Просвещение ввело в моду так называемые робинзонады – истории о том, как проявляет себя человек, изолированный от общества и помещенный в естественные условия.
Петр I и в самом деле страстно осуществлял своею жизнью и деятельностью этот идеал – как умел. Кроме него, образ просвещённого монарха пытались воплотить Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя даже переписывалась с французскими просветителями-вольнодумцами, советовалась о насаждении Просвещения. Идея просвещённой монархии – логическое продолжение идей, лежавших в основе классицизма (иерархическая пирамида, на вершине которой один монарх – как один Бог на небе).
Во-первых, в том, чтобы никакой человек не мог бы от рождения считаться выше другого. Люди от природы равны (тут заметен пафос Руссо, мысли о естественном человеке и его естественных правах).
Во-вторых, в том, что истинно полезным членом общества может считаться лишь тот, кто трудится и созидает, а не тот, кто только расточает. В наших (советских) источниках всегда подчёркивается, что революционно настроенные просветители в первую очередь боролись за политические права третьего сословия – то есть буржуазии (в основном крупной и богатой), которая хотела, чтобы её признали равной дворянству – или выше него. («Мещанин во дворянстве» в этом смысле очень показательная пьеса, хотя там ещё нет речи о революции – только о чувстве собственного достоинства, которое есть у буржуа Клеонта и отсутствует у буржуа Журдена).
В-третьих, в том, что монархия не есть идеальная форма правления, а наоборот, нелепая и неудобная. И нужно заменить её той или иной формой демократии. Революционеры всячески подчеркивали, что монархия – глупая форма правления, непродуманная, нерациональная.
Просветители-революционеры полагали, что церковь поддерживает незыблемость монархий, а потому является врагом. А Бог не более чем выдумка, выгодная властям (для запугивания народа и подавления его церковным авторитетом). Духовенство, понятное дело, эксплуататоры и сребролюбцы, монахи – жирные бездельники и проч. Это желание опорочить веру (то есть предрассудки, несовместимые с научным взглядом на мир) и духовенство (то есть опору ненавистной власти и сословного неравенства) наши революционеры тоже позаимствовали у своих предшественников.