Просвещение что это история 8 класс
Эпоха Просвещения
Класс: 8
Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.
Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.
Планируемые результаты
Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Великие гуманисты Европы»
Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?
Что угнетало творчески одаренных людей?
Что такое гуманизм, гуманное общество?
Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.
2. Изучение новой темы
План:
I. Эпоха Просвещения
II. Новый взгляд на человека и общество
III. Веротерпимость и космополитизм
IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения
I. Эпоха Просвещения
Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.
Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.
Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.
Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.
II. Новый взгляд на человека и общество
Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.
1. Английские просветители
Основные идеи учения
2. Французские просветители
Основные идеи учения
Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.
Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.
Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.
Книга «Исследования о природе и причинах богатства народов»:
4. «Энциклопедия» Дени Дидро и Жанна Д.Аламбера
Просветители осознавали себя гражданами одной республики. Они разговаривали и переписывались на французском языке, который заменил средневековую латынь. Результатом их деятельности стал совместный труд «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:
III. Веротерпимость и космополитизм
Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация
Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.
Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.
IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения
Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.
Понятие свобода
Понятие равенство
Понятие собственность
Традиционное общество
(Средневековье)
Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения
Равенство возможно только внутри сословий или корпораций
Собственность воспринималась как богатство
Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения
Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения
Нет сословий и привилегий, перед законом все равны
Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда
Домашнее задание:
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020
Подготовка к такому непростому предмету, как всеобщая история, требует усидчивости и достаточного количества времени. Поскольку материал программы здесь достаточно громоздкий, требует запоминания большого объема информации. Но освоить курс можно и самостоятельно, используя непосредственно учебник и гдз по истории за 8 класс Юдовская к нему. Главное правило организации таких занятий – выделение не менее часа в день на ежедневную подготовку по текущему материалу, и не менее полутора – перед контрольными, ВПР, историческими олимпиадами и конкурсами. Еще одно условие – перерывы в занятиях должны быть минимальными, не превышающими неделю-две.
Для кого решебник будет подспорьем в освоении материала?
В числе тех, кто активно, на постоянной основе занимается по пособию и пользует онлайн ответы по истории для 8 класса (автор Юдовская) – такие категории пользователей:
Очевидные плюсы занятий по решебнику по истории для 8 класса Юдовской
Хотя некоторые педагоги и родители имеют предубеждение против сборников, считая, что они не позволяют детям думать самостоятельно, практика применения этих материалов, напротив, свидетельствует об обратном. Несомненными плюсами еуроки ГДЗ являются:
Навыки работы с данными, полученные восьмиклассниками в ходе работы со сборниками готовых ответов пригодятся им и впоследствии, в том числе – после окончания школы.
Всеобщая история
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Что такое эпоха Просвещения
Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.
Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.
Отличительные особенности эпохи Просвещения:
Запоминаем новые слова!
Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.
Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.
Идеи просветителей
Англия
Самыми знаменитыми английскими просветителями стали Джон Локк, Джон Толанд, Томас Гоббс, Джон – Энтони Коллинз. Просвещение в Англии выступало за всеобщее процветание, защиту индивидуальных прав и свобод, широкую вовлеченность граждан в хозяйственную и общественную деятельность, взаимодействие всех людей в обществе ради общей цели и общего блага.
Знаменитый английский мыслитель Томас Гоббс, стал одним из первых авторов теории общественного договора. Согласно этой теории на заре истории люди пребывали в состоянии «войны всех против всех». Тогда люди были равны между собой и абсолютно независимы, однако постоянно конфликтовали и убивали друг друга из эгоистических соображений. Достигнув определенного уровня интеллектуально развития, они решили заключить общественный договор, ради достижения стабильности и собственной безопасности. Они отказались от индивидуальной свободы в пользу государства, которое, в свою очередь, обеспечило их процветание.
Идеи Томаса Гоббса продолжил английский философ Джон Локк. Он утверждал, что из догосударственного состояния человек пришел к созданию государства в поисках мира и безопасности. Однако государство, представляющее собой совокупность людей, должно наказывать преступников исключительно на основе закона, защищать естественные права и свободы своих граждан. Еще одна знаменитая идея Джона Локка – теория разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (отвечающую за международные отношения). Только таким образом, утверждал философ, можно защитить граждан от произвола правительства.
Франция
Широкое распространение получили идеи Просвещения во Франции. Там, благодаря популяризации печатной продукции, в XVIII веке значительно вырос уровень грамотности населения. Среди читающих все больше появлялось ремесленников, крестьян, наемных рабочих. Наибольшее влияние на французское общество оказывали взгляды просветителей: Жана Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Вольтера, Клода Адриана Гельвеция.
Значимый вклад в развитие идей Просвещения внес знаменитый французский философ Жан Жак Руссо. Вслед за Томасом Гоббсом и Джоном Локком он затронул теорию общественного договора. Для небольших государств, по мнению Руссо, идеальной формой правления является демократия. При демократической форме правления народ избирает и контролирует своих представителей. Однако, для больших государств Жан Жак Руссо считал более предпочтительной ограниченную монархию. Когда земли слишком много, охранять ее сложно, это может стать причиной для будущих оборонительных войн. И только сильная монархия способна защитить страну от нападений воинствующих соседей.
Всемирную известность получил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Его мысль была прикована преимущественно к политическим проблемам, поэтому большинство его трудов посвящено социальному и политическому устройству общества.
Философ Монтескье подразделял все государства по трем формам правления на республику, монархию и деспотию. Республику он рассматривал как самую добродетельную форму правления, которая основана на любви к Отечеству, равенстве, верховенстве законов. Однако, как и Жан Жак Руссо, он считал что республика возможна лишь в небольших государствах, таких например, как древние Афины. Для густонаселенных государств, с большой территорией характерна монархия или деспотия. Монархия значительно ограничивает политическую свободу народонаселения, а деспотия и вовсе устанавливает режим произвола и тирании.
Основным источником государственной власти, по мнению Дени Дидро, является непосредственно сам народ. А правитель – лишь представитель народа, заключивший с ним договор на определенных условиях. Если же глава государства превышает свои полномочия и действует не во благо народу, народ вправе расторгнуть с ним договор и заключить его с другим человеком. Революционной считалась также идея всеобщего равенства, которую философ продвигал, призывая к уничтожению сословий.
Германия
В XVIII веке Германия отставала в своем экономическом и политическом развитии от Англии и Франции. Здесь монархия практически не подвергалась резкой критике, это было связано с политической раздробленностью Германских земель, которую мог преодолеть только всевластный глава государства.
Германия заимствовала идеи просветителей Англии и Франции, а также внесла свой индивидуальный вклад в развитие научной и философской мысли XVIII века. Среди всех деятелей немецкого Просвещения стоит выделить: Христиана Вольфа, Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера.
Немецкий философ Христиан Вольф главной целью своей деятельности видел просвещение, образование и воспитание людей. Вольф был уверен, что человек разумное существо, способное к постижению истины, ему не следует слепо следовать за авторитетами, нужно опираться на собственный рациональный разум. В отличие от множества других просветителей Вольф верил в Бога, однако был убежден, что религиозный человек должен проводить свою жизнь не в молитвах, а в практически полезной деятельности, направленной на пользу обществу и достижение земного счастья.
Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг под впечатлением религиозных войн произошедших в Германии, резко критиковал религиозную нетерпимость и фанатизм. Его соотечественник Фридрих Шиллер видел основные проблемы общества в разделении труда (считал, что оно негативно сказывается на целостности личности), противоречиях между идеальным и действительным, материей и формой, душой и телом. Философ считал, что свобода личности будет достигнута лишь тогда, когда человек раскроет все свои силы, качества, таланты.
Просвещенный абсолютизм
Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.
Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:
Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.
Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.
Словарь
2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.
4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.
Разработка урока по истории, обществознания в 8 классе по теме «Просвещение»
Предмет ИСТОРИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Тема урока : Великие просветители Европы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания, интегрированный урок.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
1.1 сформировать представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значении
2.1 продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы, решать познавательные задачи и учебные проблемы
3.1. развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством.
Содержание этапов урока
Самоопределение к деятельности
Здравствуйте! С каким настроением вы пришли на урок, если настроение хорошее? Я хочу пожелать вам успеха в сегодняшней работе.
Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная)
Сегодня урок я хотела бы начать со слов великого поэта Данте Алигьери, который в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
. Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
-Как вы понимаете высказывание? (примерный ответ учащихся: человек должен узнавать, человек не должен быть похож на животное, человек должен быть доблестным, человек должен много знать)
— Правильно ребята, человек создан для того чтобы узнавать, познавать. Прежде чем узнаем о чем сегодня на уроке пойдёт речь выполним задание.
Обратит внимание на столах у вас лежат рабочие листы, их нужно заполнить и сдать в конце занятия, в колонке 2 есть графа «самооценка».
ЗАДАНИЕ 1 На доске записаны названия различных значимых эпох 16-17 веков: (немного вспомним термины и применим знания русского языка)
Вставьте пропуски в слова ( один ученик у доски, остальные в рабочие листы)
Эпоха Великих географических ……..
Эпоха первых р..в…л..ц..ий
Как вы считаете, какие изменения эти эпохи принесли обществу 16-17 веков. (Учитель обществознания, географические открытия- открыты новые земли и познания расширены о Земле, Реформация-движение за переустройство церкви, в эпоху революции свергнута монархическая власть, в эпоху возрождения- в центре внимания человек и его жизнь)
Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока
Но последняя эпоха относится к веку XVIII историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.
Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(Дети формулируют ТЕМУ урока «Великие просветители Европы» и ставят цель и задачи.
Цель урока – раскрыть идеи великих просветителей Европы и их значение.
Задачи (в рабочих листах)
1. Раскрыть понятие «Просвещение»,
2. Выявить основные идеи просветителей Европы.
3. Выяснить сходства и различия в идеях деятелей Просвещения и их значение в дальнейшем развитии общества.
Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий).
Правила, понятия, алгоритмы
1. Раскрыть понятие «Просвещение»
В результате открытий картина мира меняется. Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек.
Работа с термином (составьте правильное определение )
Просвещение- основанного на «естественном равенстве за установление «царства разума», » и политической свободе, широкое и Америки, идейное движение, связанное с борьбой против феодального гнета,в странах Европы.
Поставьте себе в графу самооценка ( *) если выполнили верно.
XVIII в. не случайно называют эпохой Просвещения: научные знания выходят за пределы лабораторий и университетов.
Эпоха Просвещения — это эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII вв.
2. Основные идеи просветителей Европы.
Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма.
Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться.
Какие права современного человека вы знаете?
Свобода слова, собраний, право на жизнь, право на образование, свобода вероисповедания, право на труд.
ЗАДАНИЕ 2 Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. По одному человеку выходят к доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка. Это право на жизнь, на свободу, на собственность.
Кто же такие просветители? ( высказывают свое мнение) Просветитель — человек, занимающийся просвещением, распространением знаний. Записывают в рабочие листы.
Давайте, составим алгоритм работы с характеристикой исторической личности:
1. Фамилия Имя, дата, страна;
2. Сословие просветителя;
4. Интересы какого класса выражает просветитель;
ЗАДАНИЕ 3 Каждая группа по рядам заполняет таблицу по плану пользуясь алгоритмом, по истечении 7 минут представляет отчет о проделанной работе.
Фамилия Имя, дата, страна;
Идея, взгляд, какую сферу жизни общества рассматривает
Интересы какого класса выражает просветитель;
Презентация «Эпоха Просвещения» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проверка д/з
За счёт каких событий и процессов Европа в XVIII в. опередила другие цивилизации по уровню экономического развития?
Механизация труда на предприятиях
Реформация
Великие географические открытия
Эпидемия бубонной чумы
Крестовые походы
2. Укажи имя автора демографической теории, суть которой сводится к следующему: «Люди стремятся быстрее размножаться до тех пор, пока им это позволяет наличие пищи».
Томас Мор
Томас Джеферсон
Томас Мальтус
Томас Эдисон
Описание слайда:
3. О каком термине идёт речь в определении?
____________ — экономический строй, при котором для достижения прибыли используется наёмный труд, хозяйство обустроено рационально, производство развивается при использовании кредита.
4. Процесс преобразования сельского хозяйства с целью увеличения производительности и прибыли
промышленным переворотом
аграрной революцией
научной революцией
транспортной революцией
5.За счёт внедрения и развития сети какого вида транспорта завершилась транспортная революция?
легковой автомобиль
дилижанс
железная дорога
велосипед
Описание слайда:
…Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
Данте Алигьери, «Божественная комедия»
Описание слайда:
Описание слайда:
План урока:
«Республика философов»
Новый взгляд на человека и общество
Веротерпимость
Космополитизм
Развитие науки в XVIII в.
Описание слайда:
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ –ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
И ДУХОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ К. XVII – НАЧ. XIX в.в. В
ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, НАПРАВЛЕННОЕ
ПРОТИВ ФЕОДАЛИЗМА И ВЫСТУПАВШЕЕ ЗА
ТОРЖЕСТВО РАЗУМА, ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
Описание слайда:
Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.
Бартоломеус Хоффер. Меланхолия, после 1643.
Описание слайда:
рост экономического и политического значения буржуазии;
усиление антифеодального движения;
распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.
отказ от религиозного миропонимания;
обращение к разуму как
единственному критерию
познания человека и общества;
превращение литературы в ведущую форму художественного творчества.
В экономической и социально-политической сфере
В духовной сфере
Характерные особенности эпохи просвещения
Описание слайда:
ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
ТЕОРИЯ НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Описание слайда:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ПАРЛАМЕНТ
Представляет интересы граждан.
Издает законы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
МОНАРХ
и
МИНИСТРЫ
Управляет государственными делами, экономикой
СУДЕБНАЯ
СУДЬИ
ВСЕХ УРОВНЕЙ
Следит
за
соблюдением законов
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВА – ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ
Описание слайда:
Новые экономические теории
Адам Смит
Жак Тюрго
Описание слайда:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
КАК ГОСУДАРСТВО БОГАТЕЕТ
Адам Смит
сельское хозяйство и промышленность являются источниками богатства государства (а не только внешняя торговля);
свобода торговли и конкуренция;
стремление предпринимателя к личной выгоде обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
СФОРМУЛИРОВАЛ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНОГО РЫНКА
Описание слайда:
Вольтер Франсуа Мари Аруэ
(1694-1778гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Сторонник просвещенной монархии.
Уничтожение религиозного фанатизма и суеверий.
Отрицательное отношение к церкви.
Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.
Описание слайда:
Шарль Луи Монтескье
(1689-1755гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Противник деспотизма, защитник свободы.
Свобода – право делать то, что дозволено законом.
Разработал учение о разделении властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную
Описание слайда:
Шарль Луи Монтескье
(1689-1755гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Установление конституционной монархии.
Защита частной собственности и личной свободы граждан.
Описание слайда:
Жан –Жак Руссо
(1712-1778гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Источник всех бедствий –частная собственность.
Народ-источник власти.
Идеал государства – демократическая республика мелких собственников.
Уравнять крайности богатства и бедности.
Описание слайда:
Основные идеи Просвещения и их значение.
Критика:
церкви,
старинных традиций,
абсолютной монархии.
Достоинствами считали:
способность человека к общению,
участие человека в коллективной созидательной деятельности,
развитие просвещения народа.
Описание слайда:
Домашнее задание:
Параграф 2
Таблица «Идеи просветителей» в тетрадь!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по истории Средних веков на тему «Столетняя война» 6 класс
Презентация по истории Средних веков на тему «Монгольская империя» 6 класс
«Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Исследования В.А. Городцова. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.»
Презентация 7 класс «Новые открытия»
Презентация для 5 класса «Что такое история?»
Методическое пособие разработки уроков 5 класс
Карточки по истории 7 класс. Введение
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5416276 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.