Пространственная логика что это
Пространственная логика что это
Перейдем теперь к построению правил вывода для пространственной логики расстояний на плоскости. Базо- Рис- 3 вая матрица (табл. 3.5) дает [c.133]
Как и во временной логике, в пространственной логике не всегда удается получить пополнение описания, используя лишь те правила вывода, которые мы здесь описали. Часто возникает необходимость в использовании дополнительной информации, хранящейся в памяти системы в виде сценариев или в каком-либо ином виде. [c.136]
Завершая параграф, посвященный каузальным логикам, надо отметить, что по сравнению с временными и пространственными логиками эти логики пока еще разработаны весьма поверхностно. Требуются еще большие усилия для их завершения. Особенно мало сделано в области анализа взаимного влияния выводов в каузальных логиках на выводы во временной и пространственной логиках (на рис. 3.11 эти. связи отмечены прямыми стрелками, идущими между соответствующими логиками), а также в области влияния каузальных логик на принятие решений в логиках действий. Об этом последнем влиянии мы еще поговорим в последующих главах, где будут обсуждаться логики действий. [c.156]
Третий этап — основной в экспресс-анализе. Здесь выполняются расчет и контроль динамики ряда аналитических коэффициентов. Совокупность показателей, которые дают комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и могут быть использованы в пространственно-временных сопоставлениях, достаточно обширна. Один из ее вариантов представлен в табл. 3.1. Логика отбора аналитических показателей обосновывается различными способами в частности, можно воспользоваться схемой, представленной на рис. 3.2. В основу данной схемы заложено понятие экономического потенциала коммерческой организации и его перманентного изменения с течением времени. [c.249]
Существуют различные методики анализа финансового состояния. В нашей стране по опыту экономически развитых стран уже достаточно большое распространение получила методика, основанная на расчете и использовании в пространственно-временном анализе системы коэффициентов. Расчет, как правило, ведется по данным годового бухгалтерского отчета. Многие из рассматриваемых ниже показателей в той или иной степени уже применяются в отечественной практике. Показатели могут быть исчислены непосредственно по данным бухгалтерской отчетности, что и показано в приложении 7. Баланс удобнее преобразовать путем агрегирования статей и их перегруппировки в активе — по степени убывания ликвидности активов, в пассиве — по степени возрастания сроков погашения обязательств. Такой подход более удобен как в вычислительном плане, так и с позиции понимания логики алгоритмов расчета. Дело в том, что согласно нормативным документам любое предприятие может при необходимости отклоняться от рекомендованных форматов отчетности. Это приводит к постоянному изменению алгоритмов расчета аналитических коэффициентов в случае их жесткой привязки к номерам строк текущей отчетности. Построение уплотненного баланса-нетто позволяет оставлять алгоритмы расчета неизменными, а менять лишь процедуру свертки (агрегирования) баланса. Такой подход более удобен в функциональном смысле, если анализ проводится с помощью электронных таблиц. [c.292]
При помощи этих показателей можно преодолеть упоминавшуюся выше пространственную несопоставимость основных показателей деятельности и сравнить коммерческие организации, одинаковые по сфере приложения капитала, но различающиеся масштабами деятельности и размерами экономического потенциала. Логика отбора показателей следующая. Коммерческая организация функционирует, привлекая трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Существует определенная взаимозависимость между ними. Эффективность использования трудовых и материальных ресурсов измеряется общеизвестными показателями производительности труда и фондоотдачи. В зависимости от особенностей производственного потенциала фондоотдачу можно рассчитывать либо по всей сумме основных средств, либо только по активной их части. Рост фондоотдачи и производительности труда в динамике, а также более высокие их значения по сравнению с показателями других коммерческих организаций характеризуют производственную деятельность с положительной стороны. [c.322]
Логика построения основных алгоритмов в операциях финансового характера достаточно проста и основана на следующей идее. Простейшим видом финансовой сделки является однократное предоставление в долг некоторой суммы PV с условием, что через некоторое время t будет возвращена большая сумма FV. Как известно, результативность подобной сделки может быть охарактеризована двояко либо с помощью получаемого прироста Д = FV— PV, либо путем расчета некоторого относительного показателя. Абсолютные показатели чаще всего не подходят для подобной оценки ввиду их несопоставимости в пространственно-временном аспекте. Поэтому пользуются специальным коэффициентом — ставкой. Этот показатель рассчитывается отношением приращения исходной суммы к базовой величине, в качестве которой можно брать либо PV (получим процентную ставку), либо FV (получим учетную ставку). [c.145]
Логика критерия NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта, а также аддитивен в пространственно-временном аспекте, т. е. NPV различных проектов можно суммировать для нахождения общего эффекта. [c.401]
Калифорнийский тест умственной зрелости. Тест проводится в группах, и результаты подсчитываются на компьютере. В данном случае испытуемым предлагаются серии кратких тестов пространственной ориентации, понятийного содержания, логики и понимания, чисел, проверки памяти и др. [c.119]
Имитационная модель должна отражать большое число параметров, логику и закономерности поведения моделируемого объекта во времени (временная динамика) и в пространстве (пространственная динамика). Моделирование объектов экономики связано с понятием финансовой динамики объекта. [c.6]
При помощи этих показателей можно преодолеть упоминавшуюся выше пространственную несопоставимость основных показателей деятельности и сравнить коммерческие организации, одинаковые по сфере приложения капитала, но различающиеся масштабами деятельности и размерами экономического потенциала. Логика отбора показателей следующая. Коммерческая организация функционирует, привлекая трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Существует определенная взаимозависимость между ними. Эффективность использования трудовых и материальных ресурсов измеряется обще- [c.255]
Решение отдельных элементов интерьера должно находиться в полном соответствии с общим архитектурно-пространственным решением торгового зала. Сочетание материалов, используемых в интерьере, должно быть гармоничным по фактуре, цвету, массе. При этом очень важным является расположение материалов с учетом конструктивной логики. [c.489]
Интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности человека позволяют ему осуществлять умственные действия. Существует масса тестов, позволяющих определить интеллектуальные возможности человека, — это так называемые /Q-тесты. С их помощью оцениваются способности к расчетам, пространственное воображение, скорость принятия решения, логика, память, общая эрудиция и др. Следует подчеркнуть, что, несмотря на широкое распространение тестов через открытую печать и компьютерное обеспечение, пользоваться ими должным образом может только обученный специалист. Кроме того, высокий показатель IQ совсем не обязательно будет означать высокую эффективность труда работника. [c.48]
Аналогичным образом можно построить фрагмент логики действий, связанный с пространственной реализацией действий. Для этого из табл. 2.1 и табл. 2.2 надо выбрать соответствующие пространственные отношения. [c.243]
Лингвистический интеллект Логико-математический интеллект Визуально-пространственный интеллект Телесно-кинестетический интеллект Музыкальный интеллект Межличностный интеллект Внутриличностный интеллект Функции психической саморегуляции Формы психической саморегуляции Аналитический интеллект Творческий интеллект Практический интеллект [c.502]
Постулаты и принципы имеют исключительно важное значение для понимания логики построения, состава отчетности и содержательного наполнения ее статей. В частности, именно этими категориями определяются необходимость, возможность и целесообразность периодического составления отчетности, ее публичности, обоснования включенных в нее данных первичными документами, использования исторических цен, пространственно-временной сопоставимости и др. Подробно о постулатах и принципах бухгалтерского учета см. в [Ковалев, 2004]. [c.35]
Псевдофизические логики суть логики отношений. Именно отношения выполняют в них роль переменных. Поэтому псевдофизические логики классифицируются в зависимости от типов используемых отношений. Логика времени изучает взаимосвязь временных отношений, логика пространства — пространственных, логика действий — отношений типа субъект — действие или действие — место, каузальная логика — взаимосвязь отношений типа причина — следствие, частотная логика — отношений типа повторяемость — частота и т. д. Объекты же, связанные отношениями, выступают в этих логиках лишь в качестве неизменной части описаний. Поясним это следующим примером. Пусть в нашем распоряжении имеются два факта (аг.22Ь) и ( r.2lb). Из них при любой интерпретации объектов a, b и с можно вывести факт (аг-22с). Правило вывода такого рода должно входить в систему правил временной псевдофизической логики. [c.107]
Обычно та или иная псевдофизическая логика охватывает круг представлений человека о тех или иных явлениях окружающего мира. Так возникают временная логика, отражающая закономерности, присущие человеку при восприятии времени и рассуждений о нем, пространственная логика, каузальная (причинно-следственная) логика, логика действий, логика целей, логика оценок и т. п. Для задач управления сложными объектами наиболее интересны, именно те шесть логик, которые мы только что перечислили. Эти логики не независимы. На рис. 3.11 показана взаимосвязь между ними. К сожалению, пока в ситуационном управлении использовались лишь отдельные фрагменты псевдофизических логик, что объясняется их неразработанностью. За последние годы в этой области сделаны большие успехи. В настоящее время можно считать, что завершено создание временной логики и статической пространственной логики, созданы фрагменты для логики время — действие и для логики целей. Однако для каузальной логики, логики пространство — действие и, как следствие этого, полной логики действий ситуация пока еще остается не слишком хорошей. Что касается логики оценок, то она в настоящее время проходит в своем развитии этап философского осмысления тех понятий, которые [c.110]
Как и для временной логики, начнем построение пространственной статической логики с модели представлений. Учитывая достаточно полное изложение методики построения псевдофизических логик на примере временной логики, мы ограничимся для пространственной логики более фрагментарным изложением. Наибольший интерес в пространственной логике представляет та ее часть, которая связана с получением выводов на топологической шкале расстояний между объектами. Именно эту часть логики мы и рассмотрим здесь. Наше изложение должно пополнить общее представление о тех проблемах, которые встают перед разработчиками псевдофизических логик. Другие же разделы, относящиеся к пространственной статической логике (работа с метрическими шкалами и отображение высказываний на них, работа с отношениями взаимного расположения предметов, отношениями ориентации их в пространстве и многое другое), фактически строятся аналогично тому,, как это делалось для временной логики. [c.125]
В рамках настоящего параграфа мы будем рассматривать лишь двумерную пространственную логику расстояний. Перенос излагае- [c.126]
Сделаем несколько важных замечаний. Процедура установления соответствий V и W зависит от выбранного способа описаний Л, Л и В. Представим себе, например, что Л описано не так, как мы сделали, а в следующем виде Л (алоааНазазЯз)- Тогда сравнительный анализ описаний не дает возможности найти какой-либо гомоморфизм между тремя заданными описаниями. В качестве второго замечания укажем на то, что для описания нужно выбирать такие отношения, для которых существовали бы правила вывода, переводящие комбинации одних отношений в комбинации других отношений. В нашем случае это оказалось возможным из-за наличия правила вывода, относящегося к пространственной логике взаимного расположения предметов, которое имеет вид [c.156]
Однако в отличие от работы [2.47] в 3.6 иначе ведется работа с отношениями на плоскости. Результаты экспериментов, отраженные в этом параграфе, принадлежат С. О. Варосян. Ей же принадлежат результаты, касающиеся учета направлений на плоскости. Кроме того материала, который приведен нами в 3.6, посвященном пространственной логике, в диссертационной работе С. О. Варосян имеется достаточно законченный фрагмент, посвященный логике взаимного расположения предметов. [c.263]
Варосян С. О., Поспелов Д. А. Неметрическая пространственная логика.— Изв. АН СССР Техническая кибернетика, 1982, № 5, с. 86—99. [c.273]
Система псевдофизических логик характеризуется связями, существующими между отдельными логиками. Одни из типов связей проиллюстрирован выше. Аксиому s=vt, где s — путь, t — время, v — скорость, можно рассматривать в качестве связи временной, пространственной псевдофизических логик и псевдофизической логики действия. Примерами связей иного рода могут служить отношения, существующие между каузальной (причинно-следственной) логикой и логикой действий. [c.109]
Каждая псевдофизическая логика может рассматриваться как система, имеющая структуру, показанную на рис. 3.12. На нем показано, что сначала из исходного описания выделяется некоторая структура фактов или событий, характерная для данной псевдофизической логики (временная структура, пространственная стру- [c.110]
Глобализация, в основных своих чертах, обнаруживает сходство с ранними этапами становления капитализма. Будто бы повторяя логику становления буржуазного социума, наиболее выражено проявившуюся в структуре экономики и в структуре субъектов хозяйственной деятельности стран так называемых первого и второго капиталистических эшелонов, глобализация может быть представлена как процесс «обуржуазивания» планетарного пространства. И в пространственной схеме современной мир-экономики мы находим удивительно похожие элементы «узкий центр», «второстепенные, довольно развитые области» и «огромные внешние окраины».4 Только нынче эти социально-экономические ареалы не всегда закреплены жестко за определенными регионами мира. Границы между ними, как отмечает М. Кастельс, подвижны и из- [c.101]
Тесты пространственного мышления
Тесты пространственного мышления (тесты на пространственное мышление, тесты на пространственную логику) – это разновидность абстрактно-логических тестов, где оценивается ваша способность к воображению и оценке изменений объектов в пространстве. Тесты на пространственное мышление имеют внешнее сходство с абстрактно-логическими тестами, поскольку оба эти типа тестов содержат серию графических фигур, а не слов или чисел. Однако пространственные способности не предполагают анализа и рассуждений: это всего лишь проверка ваших способностей к пространственному воображению.
Вам не нужно искать логические связи между фигурами. В тестах на пространственное мышление от вас требуется сформировать мысленные образы и визуализировать движение или изменение между фигурами. Обычно задание состоит в том, чтобы представить результат вращения сложной фигуры или группы фигур.
Какие компании используют тесты на пространственное мышление
Тесты пространственного мышления являются визитной карточкой российской компании HT Lab – Гуманитарные технологии и их блока тестов Maintest. Эти тесты всегда включаются в абстрактно-логические тесты этой компании. Их зарубежных тестовых компаний тесты на пространственную логику разрабатывают CEB SHL, Talent Q и ряд других.
Хорошо развитое воображение и пространственное мышление требуется в производственных, технических и дизайнерских работах, где используются планы и чертежи; например, инженерия, архитектура, геодезия и дизайн. Это также важно в некоторых областях науки, где очень важна способность предвидеть взаимодействия трехмерных компонентов.
Примеры тестов пространственного мышления
Постарайтесь сначала найти верные ответы самостоятельно, чтобы протестировать ваши способности в пространственной логике. На решение каждого вопроса дается всего 30 секунд.
На HRLider вы найдете примеры таких тестов в разделе HT — пространственная логика. А всего на HRLider вы найдете более 600 примеров различных абстрактно-логических тестов и более 2400 других тестов, которые используются работодателями при приеме на работу — числовых, вербальных, ситуационных (психологических), тестов на эрудицию и кейсов. Все их вы можете посмотреть в демо-режиме бесплатно, а потом приобрести полный доступ на 6 или 12 месяцев.
Гарантируйте свое преимущество — подготовьтесь!
Также рекомендуем к прочтению наши другие статьи о компетенциях, которые оцениваются при приеме не работу.
Пространственное мышление
Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач.
Какие преимущества имеет этот навык? Он критически важен для дизайнеров и архитекторов. Они имеют непосредственное отношение к пространству и расположению в нем объектов. Математики используют его, чтобы представлять мысленно геометрический объект, который в уме можно измерять, вращать и перемещать для облегчения геометрического расчета.
Геофизик мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс земного образования. Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать результат операции. Инженер представляет в голове, как различные силы могут влиять на конструкцию объекта. Режиссеры и операторы проводят огромную мысленную работу, «располагая» актеров и объекте на сцене. Писатели просто вынуждены развивать пространственное мышление, потому что имеют дело исключительно со своей собственной фантазией.
В целом, существует небольшое количество профессий, где пространственное мышление не имеет особого значения. И даже в этом случае есть смысл его развивать – для повседневной жизни. Но начнем с того, как развивать пространственное мышление у детей.
Пространственное мышление у детей
Развитие пространственных навыков дошкольников поможет им преуспеть в будущем в области математики и визуальных искусств.
Помните, что никогда не рано учить ребенка пространственному мышлению, даже если он еще не умеет ходить. Нейрофизиологи обнаружили, что в раннем детстве развиваются специфические области мозга, ответственные за размышления о расположении предметов в пространстве. Младенцы в возрасте от 4 месяцев демонстрируют способности, связанные с умственным вращением предметов.
Кроме того, навыки пространственного мышления являются кумулятивными и долговечными. Тот, кто овладевает навыками в раннем детстве, будет иметь больше возможностей использовать их для приобретения и организации дополнительной информации на протяжении всей своей жизни.
Поощряйте использование пространственного словаря в повседневных взаимодействиях
Родители могут помочь ребенку улучшить пространственный интеллект, используя более специфические термины. Например, дети учатся лучше, когда начинают осознавать значения пространственных слов.
Дошкольники, родители которых часто используют пространственные слова (например, треугольник, большой, высокий или согнутый), лучше выполняют пространственные тесты, чем те, родители которых не используют такой язык.
Вот еще слова, которым вы должны научить своего ребенка: квадрат, круг, сфера, маленький, высокий, крошечный, высокий, прямой, угловой, заостренный, острый, внутри, снаружи, сверху, снизу, впереди, позади, по диагонали, поперек.
Попросите своего ребенка повторить слова и объясните, что они означают. Применяйте их в играх.
Научите ребенка использовать жесты
Жест – мощный инструмент общения и обучения. Исследования показывают, что дети учатся лучше, когда учителя задействуют жестикуляцию при объяснении.
Когда дети используют жесты для обозначения движений объектов, их способность к пространственному мышлению улучшается. Причем даже в том случае, если им предлагают дополнить свой словесный ответ при помощи жестов.
Учите визуализировать
Визуализация использует образы, чтобы мысленно представлять объект, физически не присутствующий. Это мощный навык в пространственных рассуждениях и решении проблем.
Например, у маленьких детей часто возникает «смещение силы тяжести». В эксперименте, когда шарик падает вниз по скрученной трубке, дошкольники склонны думать, что он появится прямо внизу. Но когда им предлагают представить конечный результат, больше детей дают правильный ответ.
Используйте игры с поиском совпадений
Начните с создания простой структуры с использованием строительных блоков, а затем попросите детей подобрать их по форме и цветам. Со временем увеличивайте сложность.
Играйте с детьми с конструкторами вроде Lego
Для начала просто попросите создать что-то новое при помощи имеющихся блоков. Затем дайте задание. Например: «У тебя красивые машинки. Ты можешь построить для них гараж, который им подойдет по размеру?».
При этом обязательно поощряйте пространственную речь.
Покажите ребенку карту
Чтение карты поможет детям обрести абстрактные концепции пространства и способность систематически мыслить в пространственных отношениях, которые иначе не воспринимаются непосредственно в физическом мире.
Играйте с ними в Тетрис
Такие игры как Тетрис полезны для развития пространственного интеллекта.
Развитие пространственного мышления
Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.
Играйте в шахматы
Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.
Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.
Используйте дворец памяти
Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:
Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов. Детальнее об читайте в нашем тренинге развития памяти.
Запустите дрона
Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.
Разгадывайте головоломки
Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.
Делайте наброски
Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.
Исследуйте физический мир
Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом.
Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.
Научитесь мысленно вращать предметы
Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.
Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь.
А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».
К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:
Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.
Играйте в видеоигры
Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:
Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:
Играйте в настольные игры
Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза.
Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове.
Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.
Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.
Вот настольные игры, на которые стоит обратить внимание:
Отличительная особенность большинства настольных игр в том, что в них можно играть бесконечное количество раз. Поэтому тренировать пространственное мышление вы сможете в любое удобное время.