Простой лепет что такое
Значение слова «лепет»
2. перен.; чего. Легкий шум, неясные звуки чего-л. Лепет ручья.□ [Мы] заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев. Тургенев, Хорь и Калиныч. Мелкий лепет бубенчиков спутывал мысли. Бунин, Новый год.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.
На первых этапах консонантный состав лепета разнообразен, хотя характер звуков и их число в последовательности не всегда легко определить. Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Независимо от языкового окружения, наиболее частотные согласные в лепетной речи — /p, b, t, m, d, n, k, ɡ, s, h, w, j/. Наиболее часты слоги типа «согласный — гласный» с начальным смычным. При этом выявлена следующая закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные согласные, потом переднеязычные и т.п.) аналогична последовательности появления звуков в словесной речи[неавторитетный источник? 685 дней].
Более поздний этап (в возрасте 8,5—9 месяцев) — «модулированный лепет», или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию и последовательности звуков как повторение речи взрослого. На этом этапе, пользуясь открытыми слогами, ребёнок уже начинает обозначать ими объекты внешнего мира.
ЛЕ’ПЕТ, а, мн. нет, м. 1. Несвязная, неясная речь. Детский л. Младенческий л. || Нежная болтовня, легкий разговор (поэт.). Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной. Пшкн. 2. перен. Невнятный, легкий шум, звучание чего-н. (поэт.). Л. ручья, листьев. Слышен лепет в листьях сонных. Бльмнт.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ле́пет
1. неясная, несвязная речь ◆ Это был какой-то бред, какой-то лепет, — точно ей хотелось что-то поскорей мне рассказать, — бред, прерываемый иногда самым весёлым смехом, который начинал пугать меня. Достоевский, «Игрок», 1866 г.
3. перен. невнятный, лёгкий шум, шелест, звучание чего-либо ◆ Мы запили прозрачный тёплый мёд ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчёл и болтливый лепет листьев. Тургенев, «Хорь и Калиныч», 1847 г.
letidor
Сайт для всей семьи
текст: Полина Жиянова, дефектолог, специалист по раннему развитию
Первое полугодие: гукаем и гулим
Этап новорожденности. Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается. Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет.
Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется «комплексом оживления» и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком.
В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными – он весь устремится к вам.
Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.
Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится – подстригание ногтей.
Понимание интонации и ситуации – это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати.
Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.
На что обратить внимание: если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру. Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка.
Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею.
Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух». Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое.
Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным. Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета – цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова.
Второе полугодие: лепетные слова
В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов.
Вы можете помочь развитию лепета:
— Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам.
— Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета. Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д.
— Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками.
— Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».
— Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.
Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, «а-а-а» (спать) или «кс» (кошка) – так могут выглядеть первые слова ребенка.
Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.
Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу. Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам.
Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем –прыг-прыг, покачаемся кач-кач.
Приведем еще несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:
— Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие.
— Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными.
— Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения.
— Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет.
— Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом.
Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр – тормозят речевое развитие ребенка.
Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.
К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, «ам», «биби», «киса», «бах».
К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов. В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, «папа дррр» (папа уехал на машине).
Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры.
От гуления к лепету
Вторая стадия доречевого развития – стадия лепета. Эта стадия самая длинная – она начинается где-то между 4-м и 6-м месяцем и длится до 11 – 12-го месяца.
Лепет – важная прелюдия к истинной речи, хотя некоторые исследователи не усматривают в нем набора тех «кирпичиков», из которых в дальнейшем образуется язык. Специалисты расходятся во взглядах: существует ли какая-либо преемственность между способностью ребенка к лепету и прогрессом в освоении настоящего языка. Анализ акустических характеристик первых лепечущих звуков подтверждает многочисленные предположения об их сходстве с гласными речи; в то же время обнаружены их значительные отличия от акустических характеристик различных типов плача. К концу доречевого периода появляются очень сложные комбинации звуков, и вокализации младенца уже представляют собой длинные цепочки гласных (от трех до четырех), в которые «вкраплены» согласные звуки. Вокализации приобретают внутреннюю интонацию и могут быть переданы с помощью нотной записи.
Появление лепета совпадает с изменением положения тела ребенка, с изменением характера его двигательной активности, с развитием его локомоторных функций. Кроме того, претерпевает изменение и строение его голосового аппарата: появляется перегородка между полостями рта и носа, увеличивается в объеме полость рта. Все это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звуков, что значительно расширяет возможности речепродукции.
В отличие от предшествующей стадии, в лепете уже отчетливо можно выделить слоги. Лепет, как и гуление, является универсальной стадией доречевого развития, – он появляется у младенцев, растущих в различных языковых средах.
Эта стадия подразделяется на ряд подстадий: стадия простого лепета (с 4 – 6-го месяца), стадия двуслогового лепета (с 6 – 7-го месяца) и стадия словесного лепета (появляется на 9 – 10-го месяце).
Стадия простого лепета характеризуется появлением еще достаточно нечетких звукосочетаний типа слогов с более длительным произнесением либо гласного, либо согласного звука – «мааа», «пааа», «бааа», «тааа», «дааа», «ляяя», «аммм». Постепенно у ребенка формируется структура слога с ударным гласным на конце.
На 5-м месяце вокализации еще более усложняются, становятся разнообразными. В них уже присутствуют согласные – сначала это «н» или задненебный звук «ррр», связанный порой с мягким «г» (в итоге получается «гррр»); «б» в сочетании с [] и [e], сочетание звуков «мб», малыш произносит много гортанных звуков. На 7-м месяце слышны гласные «и» и «у», до этого практически не выраженные; в звуковых «играх» малыша появляются звуки «м», «б», «п».
Если вы с кем-либо из домашних попробуете записать с помощью букв первые гуления трехмесячного ребенка, вряд ли вы получите сходные результаты. Однако в семь месяцев звуки, которые произносит малыш, по своим акустическим характеристикам уже будут приближаться к звукам взрослой речи и легко опознаваться как таковые. Это свидетельствует о том, что при переходе от стадии гуления к стадии лепета огромную роль начинают играть обратные связи, которые обеспечиваются, с одной стороны, включенностью ребенка в языковую среду, а с другой – его способностью слышать себя самого. Малыши очень рано, еще на стадии гуления (после 2, а чаще 3 месяцев) проявляют самый живой интерес к звукам своего голоса.
Роль языковой среды невероятно велика – без нее не разовьется речь ребенка. К сожалению, история Маугли – это только сказка: документально подтвержденные случаи развития детей вне языкового окружения показывают, что такие дети лишены этой истинно человеческой способности. Но что более важно – она у них не развивается в полной мере по их возвращении в мир людей. Таково трагическое следствие упущенного критического периода.
Исследования показывают, что дети, родившиеся у глухонемых родителей и не имеющие возможности полноценно общаться с говорящим человеком, до 6 месяцев в отношении вокализационных способностей развиваются обычным образом, но позже недостаток речевых воздействий со стороны среды начинает сказываться.
Это еще раз подчеркивает, что ослабление слуха, прошедшее незаметно для родителей в первые месяцы жизни малыша, может обернуться серьезной проблемой – недоразвитием речи. Гуление у таких детей теряет интонации, не происходит развития лепета и, естественно, речи. Даже недостаточное речевое общение (например, в домах ребенка) может стать причиной серьезного отставания в общем развитии ребенка, в том числе речевом.
Стадия двуслогового лепета (с 6 – 7-го месяца). Это принципиально новая стадия в его языковом развитии. Для нее характерно повторение двух или более одинаковых слогов. Освоив произнесение слогов, малыш начинает повторять уже освоенные им слоги («ба-ба», «па-па» и т. д.), создавая длинные цепочки звуков («ба-ба-ба-ба-ба»). Постепенно ребенок расширяет число произносимых звуков, комбинирует их (например, «па-ба»), варьирует интонации.
Ребенок в возрасте 6–7 месяцев наиболее ярко может имитировать звуки. В это время характерна устойчивость в произнесении тех или иных сочетаний: «ба-па», «ба-ба», «ма-ма», что усиливает сходство произносимых им звуков с речью взрослого человека. К 8-му месяцу появляются новые сочетания типа «та-та-та», «те-те-те», «тла», «дла» и более сложные комбинации – «хамба», «евае». Более частой становится гласная «и», появляется «о», отсутствовавшая ранее в качестве самостоятельного звука. У малыша не только хорошо выражена имитация звуков речи, он может «петь» либо гласными, либо с закрытым ртом («м-м-м»).
Появлению в вокализациях ребенка сочетаний разных слогов специалисты придают огромное значение, полагая, что это отражает не просто развитие артикуляции, а способность ребенка воспринимать и использовать различия в фонемах родного языка. Через эту стадию близкого к членораздельной речи лепета проходят младенцы во всех странах, она характерна для всех языковых групп, она универсальна. Также как и в гулении, в лепете реализуется врожденная программа.
В чем это проявляется? Данные последних исследований говорят о том, что восприимчивость младенцев к звукам речи универсальна: они различают звуки, встречающиеся во всех языках мира, в то время как взрослые способны воспринимать и воспроизводить большей частью лишь звуки родного языка. Исследователи обучили 6-месячных младенцев реагировать поворотом головы на разницу между двумя похожими звуками (например, «д» и «т») и не реагировать на идентичные звуки («д-д», «т-т»). Они с успехом справились с этой задачей. Более того, они оказались способны различать близкие по звучанию фонемы и других языков.
Многие авторы отмечают, что с этим периодом совпадают первые явственные проявления «рукости», когда ребенок обнаруживает преимущественное использование одной руки для манипуляций с предметами[59]. Это происходит обычно на 6–7-м месяце, но не раньше. Можно предположить, что именно сейчас организм на краткое время приоткрывает тайну будущей специализации руки, хотя предпочтение ее непосредственно в манипуляторной деятельности может еще варьировать в дальнейшем. Поэтому попробуйте уловить эту «подсказку».
Стадия словесного лепета (с 9 – 10-го месяца). В это время лепет усложняется, ребенок легко имитирует звуки, часто повторяет слоги, причем добивается разной частоты их звучания (например, возникают интонационные вариации слога «ла»), что придает особую мелодичность лепету ребенка; часто употребляется согласная «к».
Универсальный и врожденный характер проявления первых стадий предречевого развития отражается и в том, что и гуление и лепет оказываются настоящим эсперанто – дети, принадлежащие к разным языковым группам, произносят совершенно одинаковые звуки. Причем сначала у малыша присутствует значительное разнообразие, избыточность звуков – большее, чем в языке его родителей.
Известно, что различные языки отличаются по количеству используемых в них фонем – от 11 до 141. Фонемы являются основной единицей звукового строя языка. Например, в русском языке насчитывают 42 фонемы – 36 согласных звуков и 6 гласных. Вместе с тем установлено, что в первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизводить до 75 различных фонем, т. е. обладает гораздо более широким спектром звуковоспроизведения, чем это требуется для родного языка. Это, например, и гортанные звуки, характерные для немецкого языка, и носовые гласные, типичные для французского – и они есть у вашего русскоязычного ребенка. Даже на стадии виртуозного владения лепетом – звуки, издаваемые, например, японскими и американскими детишками, в принципе идентичны.
Удивительно, не правда ли? И как это связать с тем, о чем мы говорили ранее – со способностью малышей еще до рождения различать родной для их среды язык?
Скорее всего, процесс освоения языка связан с потенциальными возможностями самого голосового аппарата ребенка. По-видимому, существуют некие базовые звуки, произнесение которых осваивается легко всеми детьми, и, напротив, – звуки, трудные для произношения младенцами.
В качестве одного из доказательств правомочности такого предположения приведем следующий факт. Известно, что произнесение таких звуков, как «с», «з», «р», «ф» вызывает трудности у малышей, независимо от их языковой принадлежности; они редко встречаются и в спонтанном лепете ребенка. Дети учатся произносить их гораздо позже (вспомните, как трудно даются детям все эти звуки; сколько терпения требуется от взрослого, чтобы научить ребенка правильно произносить их).
Вместе с тем подчеркнем, что именно на стадии лепета появляются звуки и звукосочетания, которые являются специфическими для того языкового окружения, в котором развивается малыш. Постепенно родная речь, обращенная к ребенку, меняет характер издаваемых им звуков и, значит, снова среда формирует то, что характерно для конкретных условий жизни. В результате в лепете малыша «чужие» звуки постепенно уходят, уступая место «своим». Таким образом, внешняя среда, ее требования изменяют и оттачивают те особенности реакций, которые им соответствуют, извлекая их из более широкого спектра возможностей, дарованных природой.
При овладении речью это происходит за счет общей способности ребенка к имитации, особенностей восприятия звуков речи и наличия социального окружения, которое востребует эти лингвистические задатки.
То, насколько важно для языкового развития ребенка слышать родную речь, ясно из сравнения лепета слышащих и глухих детей. На ранних стадиях звучание лепета слышащих и глухих младенцев не имеет ярко выраженных различий, но у слышащих оно впоследствии приближается к звучанию слов родного языка, а глухие младенцы после полугода лепечут значительно меньше, поскольку именно с этого времени языковая продукция начинает облегчаться подкреплением со стороны взрослых.
Наряду с ярко выраженной имитацией ребенок может собирать воедино разные слоги – налицо явное «звукотворчество». На слух это производит впечатление какого-то непонятного слова или даже предложения, например «га-бра» или «та-да-ба» (поэтому стадию словесного лепета иногда называют стадией «псевдослов», или стадией экспрессивного жаргона). Почему? Когда малыш вдруг случайно соединил два одинаковых слога и получилось что-то вроде «па-па», «ма-ма» или «ба-ба», это потрясет всю семью и будет расценено как появление речи. Ребенок произнес первое слово! Равносильно тому, что ребенок пошел! Родители вдруг начинают горячо спорить, кого из них он назвал первым?
Психологически их реакция понятна, но, с точки зрения специалистов, внимание, которое уделяется первому «слову», неоправданно. Как правило, это всего-навсего одинаковые для большинства детей сочетания. Наблюдая за ребенком, вы заметите, что, научившись произносить «мама», малыш сначала перенесет его и на куклу, и на маму, и на рожок; этим же словом он будет сопровождать многие свои действия. Гораздо интереснее здесь интерпретация родителей: первое слово, по их мнению, означает наиболее важного члена семьи, и в зависимости от традиций и уклада «мама» может оказаться… папой, а «деда» – в разных языках и мамой, и папой.
Повторяем, как показано в исследованиях, действительный смысл, т. е. обращение к маме или к папе, это сочетание обретет позже, но, дорогие родители, для вас это настоящее событие – ваш малыш готов говорить! И теперь (так же, как в случае с улыбкой) окружающая среда должна вызвать положительную обратную связь: ребенок будет имитировать эти сочетания, слыша их от взрослых. Из случайных среди прочих сочетаний они действительно станут первыми словами, впоследствии произнесенными ребенком уже осознанно. Многие авторы рассматривают начало появления детского лепета как реальный признак языкового развития[60].
А узнать, произнес ли ваш малыш истинное слово или это только случайное звукосочетание «ма-ма», достаточно просто. Вот когда он начнет произносить это слово в конкретной ситуации, например, когда его спросят «Где мама?» и он потянется к ней, или на тот же вопрос он не потянется к папе, когда мамы нет в комнате – мы и сможем сказать, что появилось первое слово.