Простой что делать с работниками
Простой что делать с работниками
ТК РФ Статья 157. Оплата времени простоя
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 157 ТК РФ
С 01.03.2022 в ч. 1 ст. 157 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время простоя по вине работника не оплачивается.
О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Ч. 5 ст. 157 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 06.10.2021 N 43-П).
Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
Оформление простоя по независящим от фирмы и работника причинам
Трудовой кодекс РФ довольно скудно описывает такое явление, как простой. Простой упомянут в ст. 72.2 (абз. 3), кроме того, в ст. 157 дается самый общий алгоритм, по которому оплачивается время простоя. Законодательством не установлен и специальный порядок оформления этого производственного явления. В статье пойдет речь об оформлении и оплате времени простоя, если вина работника и работодателя отсутствует. Ясно, что вопрос, кто виноват, в данной ситуации является ключевым – от ответа на него зависит размер оплаты.
Причины
Простой определяется как временная приостановка работы по причинам:
Какие из них можно поставить в вину работодателю, работнику либо никому из них? Вопрос не простой.
Так, отсутствие покупательского спроса на товар, производимый фирмой, относят к экономическим причинам, технологические причины могут выражаться в модернизации производственной линии, во время которой работать невозможно физически, поломка производственной линии – это техническая причина простоя, а структурные изменения в организации – организационная. Вины сторон здесь может и не быть, и тогда оформляется простой по независящим причинам.
Вместе с тем, суды не всегда согласны с такой точкой зрения. К примеру, Владимирский областной суд (ап. опр. №33-3566/2013 от 31/10/2013 г.) посчитал, что экономические трудности фирмы, отсутствие покупателей и заказов – это вина работодателя, не предусмотревшего коммерческие риски фирмы заранее. В ситуации поломки оборудования, ставшей причиной простоя, вина работника, допустившего поломку, очевидна, а вины его коллег, работающих в другую смену на этом же оборудовании, нет.
С учетом указанных нюансов важно правильно оформить простой по независящим от сторон причинам. Порядок оформления выработан практикой кадрового делопроизводства.
На заметку! Доказывать, что в простое нет вины работодателя, обязан он сам (Пленум ВС РФ от 17/03/04 г. Пост. №2, п. 17).
Оформление
ВАЖНО! Рекомендации по оформлению документов при простое от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Этапы оформления простоя не по вине сторон следующие:
Говоря об оформлении простоя не по вине сторон, стоит отметить еще ряд нюансов. Любая из причин простоя, в том числе и не по вине сторон, не прерывает трудовой стаж, дающий право уйти в очередной оплачиваемый отпуск (Роструд, письмо №395-6-1 от 19/03/12 г.).
Вместе с тем, существует и иная точка зрения, опирающаяся на нормы ст. 121 ТК РФ (ч. 1 абз. 4, 5, ч. 2 абз. 2). Предлагается рассматривать простой по аналогии с вынужденным прогулом, отстранением от работы не по вине работника либо по его вине. Если он произошел не по вине работника либо нет вины ни одной из сторон, это время включается в стаж. Если вина работника установлена, простой в стаж не включается. В том и в другом варианте простой без определенных виновных в нем включается в стаж. Вопрос лишь в формулировке и ссылках на законодательство, отражаемых в кадровой документации по простою.
На заметку! Если простой коснулся всей организации, предприятия в целом, об этом необходимо в трехдневный срок сообщить в службу занятости (ФЗ №1032-1 от 19/04/91 г. «О занятости» ст. 25-2 абз.2). Требование не касается случая приостановки работы подразделения (письмо Роструда №395-6-1 19/03/12 г.).
Оплата
Оплата простоя, в котором вины сторон трудового договора нет, должна быть не менее 2/3 ставки или оклада трудящегося гражданина. Расчет ведется с учетом фактически неотработанного времени (пропорционально времени простоя). Об этом написано в ст. 157 ТК РФ. Оплата может быть и выше, если есть соответствующее положение в ЛНА.
Пример: работнику установлен оклад 25 000 рублей. Из-за аварии на электростанции в сентябре он не работал 2 дня. В сентябре 21 раб. день. Расчет:
Остальные 19 дней будут оплачены по полной ставке. Если необходимо рассчитать простой по часам, за основу берется количество рабочих часов, исходя из 40-часовой рабочей недели (письмо Минздава №16-4/2059436 от 02/07/14 г.).
Простой по вине работника. Какие удержания из зарплаты работодатель может произвести?
Оформляем простой — пошаговая процедура
Простой в работе — событие, требующее документального оформления. Однако в законодательстве процедура этого оформления не прописана. Рассмотрим, из чего она складывается на практике.
Зачем нужно оформление простоя документами
Суть простоя заключается в вынужденном приостановлении работником или работниками деятельности. Эта суть — единственная из характеристик простоя, которая остается неизменной. Все остальные параметры, характеризующие каждую конкретную ситуацию приостановления деятельности, имеют варианты для выбора и могут возникать в разных сочетаниях.
Разные не только даты возникновения и завершения очередного простоя, меняются также:
Относящиеся к конкретному простою параметры определят:
Чтобы эти параметры не допускали неоднозначного их истолкования, они закрепляются документально. Документ, создаваемый при этом, называется приказом о введении простоя. Обойтись без него (в силу его значимости) достаточно трудно, поэтому он оформляется в обязательном порядке.
Какие документы потребуется для введения простоя
Приказ о введении простоя может создаваться как на базе иных документов, свидетельствующих о простое, так и без документов-оснований.
Документ-основание не потребуется, если инициатива введения простоя исходит от работодателя (например, в случае сложной для него экономической обстановки) или является следствием причин, не зависящих ни от работника, ни от работодателя (например, при изменениях в законодательстве).
Если же простой возникает непосредственно на рабочем месте, то какие бы причины ни вызывали его, работник обязан проинформировать об этой ситуации своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя (ст. 157 ТК РФ).
Информирование в адрес непосредственного руководителя может быть и устным, и письменным (при этом о простое из-за забастовки обязательно письменное сообщение — ст. 414 ТК РФ). Но до конечной инстанции — руководства работодателя — сообщение все равно доводится (если не самим работником, то его непосредственным руководителем) в письменном виде. И именно этот документ чаще всего становится основанием для издания приказа о введении простоя.
Кроме того, документом-основанием может оказаться акт, составляемый комиссией.
Оформление акта о простое необходимо в случае неподачи работником сообщения о возникновении ситуации, в которой его трудовая деятельность приостанавливается. Если при этом работник виновен в простое, то от него потребуется объяснительная записка.
Простой — действия работодателя
Действия, совершаемые при введении простоя, складываются в следующую последовательность:
Из этой последовательности может выпадать первый пункт, если инициатор простоя — работодатель.
Оплата времени простоя: что говорит закон
Простой — это фактическое бездействие всего предприятия, некоторых структурных подразделений или отдельных работников, вызванное объективными причинами. Следует различать фактический простой и простой, объявленный соответствующим локальным правовым актом.
К примеру, оборудование вышло из строя, поэтому рабочие не могут выполнять производственные задания. Это произошло в силу того, что не исполнялся график планово-производственного ремонта. В результате двух дней работы слесарей-ремонтников неисправность была устранена. Всё это время персонал, который использует оборудование для осуществления своей трудовой функции, фактически бездействовал, но работодатель решил не оформлять простой документально. В результате рабочие получили за эти дни свою среднюю зарплату.
В таком случае невозможно вести речь про простой в юридическом смысле. Он предполагал бы применение положений ст. 157 ТК РФ, направленных на регулирование начисления оплаты времени простоя.
Как работодатель объявляет простой
Официальное выполнение мероприятий, связанных с простоем выглядит следующим образом:
Работодатель может сделать пребывание работников на рабочих местах не обязательным, но обязан оплачивать это время сообразно с положением законодательства. Он может заплатить больше, но не меньше того, что установлено.
Кроме этого нужно учитывать, что отдельные вопросы простоя регулируются официальными информационными письмами соответствующих ведомств.
Самые важные факты об оплате простоя
Большое значение имеет то, кто виновен в возникновении простоя. В РФ давным давно утвердилась традиция, при которой виновник простоя не получает ничего, с него может быть взыскан ещё и материальный ущерб, а все остальные получают оговоренный законодателем процент от зарплаты. Такую позицию подтвердил Роструд в своем письме № от 12 мая 2011 г.
Однако мы не можем исключить, что доверять достоверности выводов всех тех комиссий, которые собирает сам работодатель нельзя.
В целом же простой может возникнуть по вине работодателя, отдельного работника, группы работников или по обстоятельствам, не зависящим от работника, трудового коллектива в целом и работодателя.
Оплата простоя работника не должна иметь чёткой и однозначной связи с его письменным предупреждением работодателя о начале простоя. Несмотря на то, что законодатель обязывает работников обращаться к работодателю с таким уведомлением — оно не имеет смысла, если какие-то события легли в основу того, что останавливается работа производственных линий, цехов или всего предприятия.
Эта обязанность является актуальной в случае, если произошла поломка оборудования, о которой руководство может и не знать, или продолжение работы оказалось невозможным в связи с проведением забастовки, в которой какой-то работник не участвует, но не имеет возможности выполнять свои трудовые обязанности из-за того, что бастуют другие работники (ст. 414 ТК РФ).
Немаловажно, что.
. при попытках найти официальные формулировки простоя чаще всего используются те, что присутствуют в ст. 72.2 ТК РФ, хотя она посвящена регулированию временного перевода на другую работу. В ней указывается, что простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Ссылка на данную статью содержится в ч. 1 рассматриваемой статьи, что само по себе говорит о том, что работодатель может не оплачивать простой отдельным работникам, переведя их вместо этого на другую работу.
Что не считается простоем?
К простою не относится состояние подготовки к соревнованиям у спортсменов или поиска тем у творческих работников, научных изысканий у учёных и всё то, что связано с некоторой пассивностью отдельных категорий работников, которая чередуется с последующей активностью.
Обычно их работа связана с наличием оклада и различных дополнительных выплат.
К примеру, штатный журналист может иметь оклад размером около одного МРОТ. Подразумевается, что если не выйдет ни одного подготовленного им материала, то он всё равно получит какие-то деньги, которые будут считаться оплатой того, что он всё же пытался создать материал, которые не подошёл к публикации, может быть, и по причинам, что не связаны с его качеством.
Судебная практика в области оплаты простоя по вине работодателя
Чаще всего работодатели пытаются не оформлять простой по своей вине, чтобы сэкономить средства. Для этого они вынуждают работников уходить в отпуска без содержания, которые иногда называют вынужденными прогулами, хотя на самом деле, если работник не присутствует на рабочем месте во время простоя, то это правильнее называть прогулом по вине работодателя, что юридически не отличается от простоя по той же причине.
Характерный пример типичного для РФ в этой области представляет собой дело № 2-1578/2020, решение № 2-1578/2020
М-585/2020 по которому было принято 28 апреля 2020 г. Нижневартовским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа.
Суть в том, что некая гражданка работала с 2017 года в должности санитарки с небольшим окладом. С середины сентября 2019 года работодатель просил её ждать звонка и на работу не выходить, аргументируя такие просьбы то необходимостью составить график дежурств, то чем-то ещё.
Проанализировав обстоятельства спора, суд пришёл к выводу о том, что в данном случае имеет место не вынужденный прогул, а именно простой по вине работодателя.
Из искового заявления следует, что в течение нескольких месяцев истец не выходила на работу, не исполняла возложенные на нее обязанности, что в свою очередь не отрицалось представителем ответчика.
Указанное обстоятельство ответчик объяснил тем, что возникли судебные разбирательства, касающимися деятельности медицинского заведения, которое является работодателем, а также окончанием срока действия договора аренды занимаемого офиса и фактическим прекращением Обществом осуществления деятельности.
Суда же счёл, что названные причины не могут стать обстоятельствами, исключающие вину работодателя в простое. Довод ответчика о прекращении действия лицензии на осуществление медицинской деятельности суд так же счёл несостоятельным, поскольку обязанность по оформлению лицензии законом возложена на работодателя, невозможность работников выполнять работу по причине отсутствия указанного документа следует признать простоем по вине работодателя.
Суд провёл собственные расчёты и существенно снизил сумму компенсации морального вреда, но всё же присудил взыскать с работодателя заработную плату и компенсацию морального вреда. Разумеется, это не говорит о том, что работница получит названные в судебном акте суммы, поскольку имеются все признаки банкротства, а на счетах обществ в таких случаях средств не остаётся.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как ввести простой в организации в период повышенной готовности
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Трудовое законодательство скудно на какие-либо правила, по которым устанавливают простой. У нас есть только определение простоя и порядок его оплаты. Расскажем, как действовать на практике
Что такое простой
Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Можно ввести простой или нет — ответ зависит от того, как работодатель в приказе обоснует причины, по которым необходимо ввести простой.
Кто может ввести простой
Решение принимается индивидуально в отношении каждого конкретного случая — единых алгоритмов здесь быть не может.
Вспомним, как развивались события на фоне эпидемиологической обстановки.
Этап 1. До выхода Указа Президента от 25.03.2020 № 206 о нерабочих днях
В этот период вышли нормативные правовые акты глав субъектов Российской Федерации. Приостановили деятельность кафе, ресторанов, салонов красоты и других организаций. Было невозможно обеспечить работников работой. В этом случае простой — корректное правовое решение. Ссылка на соответствующий указ, постановление или распоряжение главы региона позволяла квалифицировать простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.
Работодатель в этом случае имел право ввести простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. И заплатить 2/3 тарифной ставки или оклада.
Несколько другая ситуация возникла, когда появился названный выше указ и работодатель подпадал под его пункт 1, то есть был тем работодателем, на которого распространяются нерабочие дни с сохранением заработной платы.
Этап 2. Появился Указ Президента от 02.04.2020 № 239, нерабочие дни продлили
Главам регионов РФ предоставили право приостановить или ограничить деятельность отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, за исключением организаций, названных в п. 4 Указа от 02.04.2020 № 239.
Можно вводить простой? Мнения среди экспертов разделились:
В обычной ситуации, когда есть возможность выбирать среди нескольких точек зрения, мы рекомендуем то решение, которое наименее рискованно для работодателя. Нужно учитывать инспекционную практику и возможные трудовые споры с работниками.
Ориентируясь на такой подход, рекомендуем тем работодателям, на которых распространяется Указ о нерабочих днях и деятельность которых приостановлена на этот период, не продлевать простой, введенный до указов, и не вводить его сейчас. Это будет наиболее безопасным для работодателя решением! Издайте приказ о нерабочих днях с сохранением заработной платы. Такие разъяснения также приводятся на сайте онлайнинспекция.рф.Но оценим реальность объективно. Если обойтись без формального подхода. Что сейчас происходит в бизнес-процессах большинства работодателей, которые фонд оплаты труда брали в основном из выручки? Выручки просто нет.
Поэтому рассмотрим еще один подход, как можно обосновать простой в нынешних условиях.
Как обосновать простой в нерабочие дни?
Теперь вспомним о статье 5 Трудового кодекса:
По какой причине вводить простой — экономического, технологического, технического или организационного характера — решать работодателю.
Рекомендация: когда вводите простой, подробно опишите определение и вид простоя:
Квалифицировать вид простоя нужно, чтобы понять, как его оплачивать.
Оплата времени простоя
Как оформить простой
Трудовое законодательство не регламентирует порядок введения простоя. Есть только определение и информация о порядке его оплаты. На практике простой оформляется приказом.
В приказе о простое нужно отразить:
Обратите внимание: срок введения простоя можно определить конкретными датами или же наступлением события, например, до особого распоряжения главы субъекта об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуем в приказе прописать:
Пример формулировки в приказе о простое
«Работники структурных подразделений, указанных в п. 1 настоящего приказа, не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя. Работникам в соответствии с п. ___ Постановления Губернатора _______________рекомендована самоизоляция на дому в связи с угрозой массового распространения коронавируса COVID-19».
Рекомендация: ознакомьте работника под роспись с приказом о введении простоя. Иначе потом будет сложно доказать, что работника проинформировали об обязанности не присутствовать на рабочем месте.
Если работника невозможно ознакомить с приказом под роспись
Например, если в связи с эпидемситуацией в регионе работник уже находится дома, то в приказе можно написать формулировку, которую предложил Минтруд в письме от 27.03.2020:
И направьте приказ по электронной почте работникам для ознакомления.
Обязан ли работодатель уведомлять центр занятости о введении простоя
Да. При приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Нужно ли уведомлять центр занятости о введении простоя в целом по организации или при любом введении простоя даже по отдельным работникам некоторых структурных подразделений?
Специалисты Роструда в Письме от 19.03.2012 № 395-6-1 полагают, что речь идет о приостановлении производства в целом. На практике рекомендуют уведомлять центры занятости при любом введении простоя.
Если работодатель не уведомит центр занятости, грозит предупреждение или административный штраф (ст. 19.7 КоАП РФ):
Форма уведомления службы занятости — произвольная.
Выводы
При введении простоя в режиме повышенной готовности важно обосновать причины введения простоя. В приказе объясните, почему требуется именно приостановка работы.
В отличие от введения простоя в «обычной» ситуации, сейчас важно приказом запретить нахождение работников на рабочих местах.
В зависимости от того, насколько работодатель корректно пропишет обоснование необходимости введения простоя, определит, по вине работодателя простой или по не зависящим от него и работника причинам, будет решен вопрос его дальнейшей оплаты.
Если на работодателя распространяется Указ Президента о нерабочих днях с сохранением заработной платы, простой вводить нежелательно — нужно соблюсти правило о нерабочих днях с сохранением заработной платы. В крайнем случае можно рассмотреть вариант простоя по причинам экономического характера, но нужно быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке при возникновении споров с работниками или проверяющими.