Простоволосая девушка что значит
«Простоволосая баба»: почему таких женщин боялись на Руси
Как известно, выражение «опростоволоситься» означает «оказаться в нелепой, стыдной ситуации, оконфузиться». Свое происхождение это слово ведет от обычая покрывать голову, волосы платком, шапкой или иным убором. Для мужчины снять шапку самому, обнажить голову – значит оказать уважение и честь собеседнику. Сбить шапку с головы оппонента – унизить его, «опростоволосить». Но особенно серьезным такое унижение считалось, если речь шла о женщинах. Простоволосая женщина – предмет насмешек. Но не только. Иной раз простоволосая баба внушала нашим предкам не столько смех, сколько страх.
Когда и почему волосы покрывали
Отношение к волосам вообще и к женским в особенности было непростым у большинства народов, а у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, остается таковым и по сей день.
Наши предки в этом смысле не были оригинальны. Если девица могла ходить, выставив напоказ косу, то замужней женщине полагалось прятать волосы под сложными и многослойными головными уборами. Потеря такого головного убора означала подчас утрату женской чести. Достаточно вспомнить «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. Красавица Алена Дмитриевна предстает перед мужем в таком виде: «Сама бледная, простоволосая, косы русые расплетённые, снегом-инеем пересыпаны…». Злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену при посторонних, он еще и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление можно было смыть только кровью.
Причина такого отношения к волосам женщины, видимо, кроется в древнейших, еще языческих представлениях о магической силе волос. Женский волос защищает, не случайно воины брали в бой локоны любимых, вплетали женские волосы в тетиву луков. Волосы использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или навести порчу. Наконец, волосы – это важнейший атрибут женской красоты. В замужестве женщина скрывала волосы, даря их красоту и магическую силу одному лишь мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел, как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две, которые укладывали короной, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Отныне лишить женщину этих атрибутов, «опростоволосить» ее, значит смертельно оскорбить.
Зачем волосы раскрывали
Но в некоторых случаях женщина могла быть простоволосой по доброй воле, открывая себе голову сама. Происходило это (если речь не идет о мытье в бане) в одном лишь случае: когда женщина намеревалась колдовать.
Русский и славянский фольклор знает немало женских персонажей. Это русалки, кикиморы, ведьмы, у южных славян – виллы. Все эти существа, независимо от того, красивы они, как, например, русалки и виллы, или страшны, как ведьмы и кикиморы, схожи в одном – все они простоволосы. Рассыпанные по плечам прекрасные русалочьи волосы, как и растрепанные космы кикимор указывают на волшебную, опасную для человека сущность.
В. И. Даль в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», описывая русалку и ведьму, указывает, что волосы у той и другой непременно распущены. Деревенская баба, даже если она и не числится ведьмой, но намеревается произвести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, все магические действия (сбор трав, например) совершает тайно – ночью или ранним утром, и непременно распустив волосы.
Фольклорист И. П. Сахаров в книге «Сказания русского народа» описывает ритуал опахивания, который проводился с целью обезопасить село от лихорадки или «коровьей смерти». Село опахивали, обводили бороздой плуга, делая замкнутое кольцо. При этом полагалось создавать шум, стуча в горшки и вопя во весь голос, чтобы напугать «коровью смерть».
Участвовали в этом магическом обряде только женщины и девушки. Все они выходили за околицу в одних рубахах, а иной раз и вовсе нагие, и все, как одна, были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам видеть этот ритуал было строго запрещено. Попавшегося навстречу процессии человека ли, зверя ли, женщины, впавшие в исступление, могли забить насмерть.
Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми бабами. Особенно в уединенном месте и (или) в сумерках. Такой облик означал, что женщина – ведьма и затеяла колдовать. Попадешься ей на глаза – несчастья не избежать!
«Простоволосая баба»: почему на Руси избегали женщин без головного убора
Отношение к волосам было непростым у большинства народов, а у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, остается таковым и сейчас. И у наших предков волосам придавалось сакральное значение. Иной раз женщина с распущенными волосами вызывала у окружающих страх.
Когда и почему волосы покрывали
Если девица могла ходить, выставив напоказ косу, то замужней женщине полагалось прятать волосы под сложными и многослойными головными уборами. Потеря такого головного убора означала подчас утрату женской чести. Достаточно вспомнить «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. Красавица Алена Дмитриевна предстает перед мужем в таком виде: «Сама бледная, простоволосая, косы русые расплетённые, снегом-инеем пересыпаны…». Злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену при посторонних, он еще и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление можно было смыть только кровью.
Причина такого отношения к волосам женщины, видимо, кроется в древнейших, еще языческих представлениях о магической силе волос. Женский волос защищает, не случайно воины брали в бой локоны любимых, вплетали женские волосы в тетиву луков. Волосы использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или навести порчу. Наконец, волосы – это важнейший атрибут женской красоты. В замужестве женщина скрывала волосы, даря их красоту и магическую силу одному лишь мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел, как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две, которые укладывали короной, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Отныне лишить женщину этих атрибутов, «опростоволосить» ее, значит смертельно оскорбить.
Зачем волосы раскрывали
Но в некоторых случаях женщина могла быть простоволосой по доброй воле, открывая себе голову сама. Происходило это (если речь не идет о мытье в бане) в одном лишь случае: когда женщина намеревалась колдовать.
Русский и славянский фольклор знает немало женских персонажей. Это русалки, кикиморы, ведьмы, у южных славян – виллы. Все эти существа, независимо от того, красивы они, как, например, русалки и виллы, или страшны, как ведьмы и кикиморы, схожи в одном – все они простоволосы. Рассыпанные по плечам прекрасные русалочьи волосы, как и растрепанные космы кикимор указывают на волшебную, опасную для человека сущность.
В. И. Даль в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», описывая русалку и ведьму, указывает, что волосы у той и другой непременно распущены. Деревенская баба, даже если она и не числится ведьмой, но намеревается произвести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, все магические действия (сбор трав, например) совершает тайно – ночью или ранним утром, и непременно распустив волосы.
Фольклорист И. П. Сахаров в книге «Сказания русского народа» описывает ритуал опахивания, который проводился с целью обезопасить село от лихорадки или «коровьей смерти». Село опахивали, обводили бороздой плуга, делая замкнутое кольцо. При этом полагалось создавать шум, стуча в горшки и вопя во весь голос, чтобы напугать «коровью смерть».
Участвовали в этом магическом обряде только женщины и девушки. Все они выходили за околицу в одних рубахах, а иной раз и вовсе нагие, и все, как одна, были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам видеть этот ритуал было строго запрещено. Попавшегося навстречу процессии человека ли, зверя ли, женщины, впавшие в исступление, могли забить насмерть.
Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми бабами. Особенно в уединенном месте и (или) в сумерках. Такой облик означал, что женщина – ведьма и затеяла колдовать. Попадешься ей на глаза – несчастья не избежать!
Простоволосая девушка что значит
Наташенька,всё обстоятельно и верно. Умничка
Спасибо. Я бы и сейчас народный сарафан носила. красиво!)
Знаете,однажды здесь,я разоткровенничался и рассказал одной особе,какой бы хотел видеть свою дочь,будь я моложе.Очень хотел бы,чтобы у неё была коса,длинная и толстая,ладно скроеное,яркое,ситцевое платьице.На ножках,красивые черевички,которые сам бы и сотворил,а меня назвали дураком.Странноза что? Ну кого бы оставила,равнодушной такая девчушка,?
Вы правы. «Коса-девичья краса»-говорили в народе.
Не добавить не убавить и всё таки речь шла о замужней.Всё верно
Обсалютно правильно,но на памяти моей,речь шла всего лишь о платке,которым покрывались и мои предки
Это полный и исчерпывающий ответ.Что уже редкость.
Вот т акая я редкая птица, которая переплывает Иртыш..
Вы великолепны и Вами можно гордиться,кроме того,вы очень милая.
Казахи наши умные. Зря не скажут.
Я считаю казахов своими людьми,как и украинцев с белорусами,кроме того,у нас есть целые районы,где проживают казахи,много смешаных браков.
Простите, о казахах ответ не Вам.
Я бы не сказал,что мои предки были глубоко верующими.Просто были воспитаны в тех традициях и нравственость присутствовала
Да конечно Вы правы,и если бы,были не правы,то с такой красивой,спорить бы не стал.Вы правда очарователны.Было приятным общение,хотя и коротким
Аня,а что это за китайское мяско?
Спасибо,предложу своим домашним,пусть приготовят,благо,мясо есть на любой вкус
А сам? Слабо? Трудного ничего нет. Вперёд! Заодно и своих удивишь наповал.
Хорошо,уговорили.А вообще я очень люблю готовить и говорят не плохо.Ещё раз спасибо
Еще не так давно женщине стыдно было выходить на улицу с непокрытой головой. Попасть в неловкое положение из-за своей неосмотрительности
Совершенно правильно.Это не далёкое прошлое и наши родители покрывали головы.Удивительно то,что так быстро мы утрачиваем историю,культуру
Это традиция (элемент культуры). Мы ничего не потеряли от потери традиции не ходить простоволосой.
Не об этом я,а о том что память очень коротка.ведь не многие знают об этом. С другой стороны: «Мы ничего не потеряли» Так ли? Потеряли нравственность и отсутствие таковой,не покроешь платком и даже пледом
Есть нравственные уши, а есть нравственные души. Так было, так есть и так будет.
«Простоволосая баба»: почему таких женщин боялись на Руси
Как известно, выражение «опростоволоситься» означает «оказаться в нелепой, стыдной ситуации, оконфузиться». Свое происхождение это слово ведет от обычая покрывать голову, волосы платком, шапкой или иным убором. Для мужчины снять шапку самому, обнажить голову – значит оказать уважение и честь собеседнику. Сбить шапку с головы оппонента – унизить его, «опростоволосить». Но особенно серьезным такое унижение считалось, если речь шла о женщинах. Простоволосая женщина – предмет насмешек. Но не только. Иной раз простоволосая баба внушала нашим предкам не столько смех, сколько страх.
Когда и почему волосы покрывали
Отношение к волосам вообще и к женским в особенности было непростым у большинства народов, а у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, остается таковым и по сей день.
Наши предки в этом смысле не были оригинальны. Если девица могла ходить, выставив напоказ косу, то замужней женщине полагалось прятать волосы под сложными и многослойными головными уборами. Потеря такого головного убора означала подчас утрату женской чести. Достаточно вспомнить «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. Красавица Алена Дмитриевна предстает перед мужем в таком виде: «Сама бледная, простоволосая, косы русые расплетённые, снегом-инеем пересыпаны…». Злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену при посторонних, он еще и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление можно смыть только кровью.
Причина такого отношения к волосам женщины, видимо, кроется в древнейших, еще языческих представлениях о магической силе волос. Женский волос защищает, не случайно воины брали в бой локоны любимых, вплетали женские волосы в тетиву луков. Волосы использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или навести порчу. Наконец, волосы – это важнейший атрибут женской красоты. В замужестве женщина скрывала волосы, даря их красоту и магическую мощь одному лишь мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел, как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две, которые укладывали короной, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Отныне лишить женщину этих атрибутов, «опростоволосить» ее, значит смертельно оскорбить.
Зачем волосы раскрывали
Но в некоторых случаях женщина могла быть простоволосой по доброй воле, открывая себе голову сама. Происходило это (если речь не идет о мытье в бане) в одном лишь случае: когда женщина намеревалась колдовать.
Русский и славянский фольклор знает немало женских персонажей. Это русалки, кикиморы, ведьмы, у южных славян – виллы. Все эти существа, независимо от того, красивы они, как, например, русалки и виллы, или страшны, как ведьмы и кикиморы, схожи в одном – все они простоволосы. Рассыпанные по плечам прекрасные русалочьи волосы, как и растрепанные космы кикиморы указывают на волшебную, опасную для человека сущность.
В. И. Даль в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», описывая русалку и ведьму, указывает, что волосы у той и другой непременно распущены. Деревенская баба, даже если она и не числится ведьмой, но намеревается произвести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, все магические действия (сбор трав, например) совершает тайно – ночью или ранним утром, и непременно распустив волосы.
Фольклорист И. П. Сахаров в книге «Сказания русского народа» описывает ритуал опахивания, который проводился с целью обезопасить село от лихорадки или «коровьей смерти». Село опахивали, обводили бороздой плуга, делая замкнутое кольцо. При этом полагалось создавать шум, стуча в горшки и вопя во весь голос, чтобы напугать «коровью смерть».
Участвовали в этом магическом обряде только женщины и девушки. Все они выходили за околицу в одних рубахах, а иной раз и вовсе нагие, и все, как одна, были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам видеть этот ритуал было строго запрещено. Попавшегося навстречу процессии человека ли, зверя ли, женщины, впавшие в исступление, могли забить насмерть.
Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми бабами. Особенно в уединенном месте и (или) в сумерках. Ведь такой облик означал, что женщина – ведьма и затеяла колдовать. Попадешься такой на глаза – несчастья не избежать!
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
ПРОСТОВОЛОСЫЙ
Смотреть что такое «ПРОСТОВОЛОСЫЙ» в других словарях:
простоволосый — простоволосый … Орфографический словарь-справочник
ПРОСТОВОЛОСЫЙ — ПРОСТОВОЛОСЫЙ, простоволосая, простоволосое; простоволос, простоволоса, простоволосо (разг.). О женщинах: с непокрытой головой, с распущенными волосами. «Скоро де прикажут всем купчихам, стрельчихам, посадским женкам, попадьям и дьяконицам ходить … Толковый словарь Ушакова
простоволосый — прил., кол во синонимов: 6 • без платка (2) • головолосый (2) • голопаклястый (2) … Словарь синонимов
Простоволосый — прил. разг. Имеющий непокрытую голову (о женщине). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
простоволосый — простоволосый, простоволосая, простоволосое, простоволосые, простоволосого, простоволосой, простоволосого, простоволосых, простоволосому, простоволосой, простоволосому, простоволосым, простоволосый, простоволосую, простоволосое, простоволосые,… … Формы слов
простоволосый — простовол осый … Русский орфографический словарь
простоволосый — … Орфографический словарь русского языка
простоволосый — простоволо/сый … Слитно. Раздельно. Через дефис.
простоволосый — ая, ое; лос, а, о. Разг. Непокрытый, неприкрытый; без головного убора (обычно платка). Простоволосая старуха. Выбежала на улицу простоволосой … Энциклопедический словарь
простоволосый — ая, ое; ло/с, а, о., разг. Непокрытый, неприкрытый; без головного убора (обычно платка) Простоволосая старуха. Выбежала на улицу простоволосой … Словарь многих выражений