Простое музыкальное произведение в котором соединились музыка и стихотворение что это
Выбранный для просмотра документ Презентация11.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор кроссворда-раскраски: Малашкевич Лариса Вячеславовна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург 2018 г. Волшебный мир музыки
Вслушайся, весь мир поёт – Шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт! Мир её волшебен! Михаил Пляцковский
Дорогой друг! Отгадав кроссворд, ты узнаешь тему урока и поможешь героям мультфильмов раскрасить барабан
Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю
Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю М А Р Ш
Красивые, ритмичные движения под музыку М А Р Ш
Спектакль, в котором соединились музыка и танец М А Р Ш Т А Н Е Ц
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра М А Р Ш Т А Н Е Ц Б А Л Е Т
Древний, народный, круговой, массовый танец-игра М А Р Ш Т А Н Е Ц Б А Л Е Т О П Е Р А
Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей М А Р Ш Т А Н Е Ц Б А Л Е Т О П Е Р А Х О Р О В О Д
Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи М А Р Ш Т А Н Е Ц Б А Л Е Т О П Е Р А Х О Р О В О Д С И М Ф О Н И Я
Что же такое мелодия? М А Р Ш Т А Н Е Ц Б А Л Е Т О П Е Р А Х О Р О В О Д С И М Ф О Н И Я П Е С Н Я
Проблемный вопрос: В чём разница между музыкой и мелодией? Как в человеке есть скелет, так и мелодия – это основа для написания музыки. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов, задающих ритм и объем звучания.
Урок музыки по теме «Мелодия – душа музыки». 2-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 2
Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2.) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?
Дети. (Высказывают свои предположения).
Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)
Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)
Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?
Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”. [1]
Учитель. Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?
Дети. Музыкальные звуки.
Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.
Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
Дети. На барабане не получается.
Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.
Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?
Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.
Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.
Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.
Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.
Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.
Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.
Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.
Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?
Дети. Что мелодия бывает разной.
Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?
Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.
Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)
Дети. На стрелочку вниз.
Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)
Дети. На ступеньки вверх.
Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?
Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”
Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)
Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…
Дети. Чтобы сыграли.
Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?
Дети. Вокальную и инструментальную.
Учитель. Что же написано в голубом круге?
Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.
Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.
Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?
Дети. Два художника рисуют картины.
Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?
Дети. Портрет лебедей.
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3.)
Дети. (Исполняют песню с движениями).
Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.)
Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).
Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?
Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.
Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.
Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.
Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?
Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.
Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?
Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5.)
Дети. (Исполняют песню с движениями).
Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6.)
Презентация. Слайд 1. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?
Дети. Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки…
Учитель. Верно, а ещё металлофон и кастаньеты (показывает). На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2. самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы сверимся.
Дети. (Выполняют задание).
Учитель. Хорошо. (После ответов детей по щелчку (слайд 2) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)
Слайд 3. Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)
Дети. По ступенькам вниз.
Учитель. Слайд 4. Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И объясните свой выбор.
Слайд 5. (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)
Дети. Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.
Учитель. Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)
Учитель. Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?
Дети. Мелодия быстрая, как бы жужжащая.
Учитель. Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?
Дети. Это музыка про птенцов. Мы её слушали вначале года.
Учитель. Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)
Дети. Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
Дети. (Разгадывают кроссворд).
Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
Дети. Балет, опера и …
Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.
Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.
Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.
Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?
Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.
Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?
Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.
Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?
Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.
Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)
Дети. По ступенькам.
Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?
Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.
Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?
Учитель. Не забывайте о песнях.
Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.
Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!
Тема: «Мелодия – душа музыки. Пение мелодии по нотам».
МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж
СП Циолковского 121а
Конспект занятия №77 и № 78 по вокалу.
Для учащихся 1 года обучения.
Педагог ДО
Ольховик Т.Н.
Тема: «Мелодия – душа музыки. Пение мелодии по нотам».
Цель: познакомиться с понятием «мелодия».
· Познакомятся с понятиями “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
· Научатся определять по звучанию направления движения мелодии, а также созданный композитором музыкальный образ;
· Получат возможность развивать воображение, музыкальное мышление, чувство прекрасного;
· Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству; художественный вкус обучающихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи.
I. Организация учащихся.
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем…
II. Самоопределение к деятельности.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия.
Тема нашего занятия – “Мелодия – душа музыки”.
Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.
III. Изучение нового материала.
Педагог. Что же такое мелодия?
Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
Прочитайте стихотворение Е. Королёвой о разных звуках.
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”.
Какие звуки нужны для того, чтобы мелодия получилась?
Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Шумовые шумят, а музыкальные играют или исполняют музыку.
Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального”. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами.
Посмотрите это мелодия известной русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Давайте вы попробуете спеть мелодию песни по нотам.
Конечно, чтобы спеть нужно знать название нот и их расположение на нотном стане.
Для самостоятельного изучения нот и их расположения привожу заметку!
(Подпишите название нот, над нотами в песне «Во поле берёза стояла».)
Педагог.Да, звуки также, могут звучать громко, а могут тихо, от этого исполняемая мелодия получится разная.
Пропойте песню «Во поле берёза стояла» громко, а затем тихо (предварительно послушав её исполнение).
Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… разной.
Педагог. Послушайте внимательно мелодию песни и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз?
Куда идёт мелодия? (Задание на размышление).
Педагог.Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах, и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”.
Между прочим, инструментальная мелодия может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Такую мелодию без слов – называют «вокализ», распевают её на гласный звук «А».
Мелодия, зачастую несёт в себе образ. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы.
IV. Закрепление изученного материала.
Педагог.Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, я предлагаю вам послушать песни, которые с самых малых лет вам пела мама – это колыбельные. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, из этого занятия. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ вложил в неё композитор или сам народ?
(Прослушайте любую колыбельную песню, расскажите о ней, используя музыкально выразительные средства).
V. Подведение итогов занятия.
Педагог. Надеюсь, на занятии вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими воспользуетесь.
В завершение занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”.
(Задание помогают выполнить родители, зачитывая вопросы к кроссворду)
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
VI. Постановка домашнего задания.
Педагог. Ребята, дома вам предстоит выполнить задание и результаты выслать мне на проверку по электронной почте: tatyana_stribunova@mail.ru
VII. Оценивание обучающихся.
Педагог.Спасибо всем! До новых встреч!
Технологическая карта урока музыки «Мелодия»
Тема занятия: Мелодия.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цель: Дать понятие об основном средстве музыкальной выразительности (мелодии).
развитие певческой и слушательской культуры детей;
развитие внимания, мышления, воображения.
формирование интереса к музыке,
патриотическое воспитание обучающихся.
Уважительно относится к творчеству русских композиторов.
интонационно исполнять сочинения разных жанров.
самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.
различать звучание музыкальных инструментов, использованных в мелодиях.
Музыкальный материал: вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева.
Дополнительный материал: презентация, кроссворд, портрет М.П. Мусоргского, видеофрагмент «Рассвет на Москве-реке».
Оборудование: ноутбук, компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки.
I . Организационный этап.
Мотивация к учебной деятельности.
1. Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!»
2. Проверяет готовность обучающихся к занятию.
У. Я очень рада видеть вас вновь. И хочу пожелать вам удачи в новом учебном году.
У. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
У. Это хорошо! Я думаю, что оно у вас сохранится до конца занятия.
1. Дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия» муз. Г.Струве.
3. Проверяют свою готовность к занятию .
Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.
II . Этап повторения изученного ранее.
Организует проверку знаний полученных в первом классе.
У. Ребята, приходилось ли вам слушать музыку на каникулах? Где она звучала?
У. В первом классе мы с вами много разговаривали о звуках. Вспомните, какие бывают звуки?
У. Очень хорошо. А ещё мы с вами много говорили о трёх китах в музыке. Что это за киты? Как они называются?
Отвечают на вопросы учителя.
Д. Музыкальные и немузыкальные звуки, природные.
Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них.
III . Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.
Формулировка темы занятия. Работа в парах.
Совместно с обучающимися формулирует тему занятия.
У. Для того чтобы определить тему сегодняшнего занятия я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд.
У. Давайте проверим, что у вас получилось.
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
У. Прочитайте, какое получилось у нас ключевое слово, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Работают в парах. Разгадывают кроссворд.
Отвечают на вопросы кроссворда, сверяют свой ответ со слайдом.
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися.
умение работать в паре, слушать друг друга.
IV . Этап изучения нового материала .
1. Знакомство с понятием «мелодия».
Беседует, задает вопросы на протяжении всего занятия. Создает эмоциональный настрой .
У. Что же такое мелодия?
У. Слово мелодия в переводе с древнегреческого означает петь песню.
У. Ребята у каждого из вас есть свои любимые мелодии из мультфильмов и кинофильмов. Может кто-то из вас может и желает напеть эти мелодии?
Предположительные ответы детей.
Дети исполняют песни.
развитие умения осмысливать полученную информацию.
2. Слушание вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского.
Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.
У. Что можно сказать об услышанной мелодии?
У. Какому народу близка эта музыка?
У. А как вы думаете, эту музыку написал композитор или она народная?
У. Какими чувствами наполнена музыка?
У. Какую картину она рисует?
У. Какие интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток, изображённое в музыке?
У. Какое настроение вызвала у вас музыка?
У. Как бы вы назвали это произведение?
У. Звучание какого оркестра вы услышали?
У. Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Д. Она напевная, протяжная, спокойная.
Д. Русскому, мелодия широкая и распевная.
Д. Чувствами любви к народу, к природе.
Д. Картину тихого и спокойного утра.
Д. Приятное, хорошее, светлое, доброе.
Предположительные ответы детей.
Д. Звучал симфонический оркестр.
восприятие музыки как образного искусства.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки.
формирование умения излагать свою точку зрения.
слушают собеседника, точно высказывают свои мысли.
У. Бабочка проснулась,
Разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх. Опускают руки вниз. Кружатся.
Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.
У. Произведение, которое мы с вами прослушали, называется «Рассвет на Москве-реке». Это произведение написал великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Его портрет вы можете увидеть в учебнике на стр. 8. Посмотрите на него.
Видеофрагмент «Рассвет на Москве-реке».
Повторно слушают музыкальное произведение.
Регулятивные: развитие умения глубже понимать смысл музыкального произведения.
формирование понимания настроения других людей. Эмоциональное отношение к искусству.
У. Ребята, а в каком государстве мы с вами живём?
У. А какой город является столицей нашей Родины?
У: Ребята, о нашей Родине сложено немало песен, которые написаны не только для взрослых, но и для детей. Давайте с вами разучим и споём песню «Моя Россия».
У. В этой песне 3 куплета и припев. Куплет и припев отличаются по характеру. Куплет исполняется ласково, нежно, протяжно, а припев более радостно, задорно.
Разучивание и исполнение песни «Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева.
У. Какой красивый получился портрет России.
Разучивают и исполняют песню.
слушать вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные : умение петь в хоре, не выкрикивая, слушая друг друга.
V . Этап подведения итога занятия.
У. Ребята, с каким композитором мы сегодня познакомились?
У. Какое произведение этого композитора слушали.
У. А что является, по мнению Михаила Ивановича Глинки, душой музыки?
Д. С Модестом Петровичем Мусоргским.
Д. «Рассвет на Москве-реке».
развитие умения осмысливать полученную информацию.
VI . Этап информации о домашнем задании.
Нарисуйте иллюстрацию к прослушанному на уроке музыкальному произведению. Подумайте, что будет главным в вашем рисунке, какие цвета вы будете использовать.
Записывают задание в дневник.
умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
У. С каким настроением вы уходите с занятия?
У. Что вам больше всего запомнилось?
У. Что больше всего вам понравилось?
Выход из класса под музыку песни «Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева.
формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-745971
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.