Просрочка исполнения обязательств по контракту 44 фз что это
Как исчислять срок просрочки по контрактам 44-ФЗ
За неисполнение обязательств по госконтракту предусмотрена ответственность как в виде штрафа в фиксированной сумме (см. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), так и в виде пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на дату уплаты пеней. Вопрос об исчислении срока просрочки важен именно для расчета пени.
В некоторых случаях, например, при закупке у единственного поставщика, требования ст. 34 Закона 44-ФЗ, связанные с установлением неустойки, не применяются. Ответственность за нарушение обязательств можно установить в таком случае так, как это делается в любом гражданско-правовом договоре.
Начало и окончание течения срока (уточнение Верховного суда РФ)
Порядок определения начала и окончания течения срока, в течение которого начисляется пеня, подчиняется общим правилам исчисления сроков с особенностями, установленными Законом 44-ФЗ. Срок просрочки считают со дня, следующего за днем исполнения обязательств по контракту. При этом день, когда обязательство все же будет исполнено, включается в расчет просрочки.
Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени нужно начислять до момента его прекращения.
При расчете пени по любому обязательству, не только в рамках госконтракта, возникают вопросы, когда обязательство можно считать нарушенным и начать начислять пени.
В рамках практики по госзакупкам Верховный Суд РФ в Определении по делу А40-236034/2018 указал на то, что если подрядчик уложился и сдал в срок работы без учета времени на их приемку, то он не считается просрочившим. В период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, которые нужны заказчику для приемки работ или услуг и оформления итогов приемки.
На что начисляется пеня по 44-ФЗ
При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).
Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.
Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.
Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).
В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.
НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.
Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.
Размер ключевой ставки
1. Вопрос изменения размера ключевой ставки ЦБ РФ
2. Действие отраслевых специальных норм при расчете пени
Если отраслевыми нормами установлены другие, отличные от Закона 44-ФЗ, правила определения неустойки (при заключении контрактов/договоров о газо- энерго- теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), то нужно руководствоваться специальными нормами. Как правило, отраслевые ставки для расчета пени выше, чем это установлено Законом 44-ФЗ.
Формула расчета пени по госконтракту
Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.
Возможность уменьшения неустойки
К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Просрочка исполнения обязательств по контракту 44 фз что это
Статья 34. Контракт
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 34
С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 2 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Начисленные, но не списанные суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 г. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, установленных Правительством РФ (ст. 112 Закона).
9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
С 01.01.2022 в ч. 10 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.
С 01.01.2022 ч. 11 ст. 34 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
13. В контракт включаются обязательные условия:
С 01.01.2022 в п. 1 ч. 13 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
П. 1 ч. 13 ст. 34 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 13.1 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в ч. 13.1 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
(часть 13.1 введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 14 ст. 34 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 16 ст. 34 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
(часть 16 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 16.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 34 дополняется ч. 16.2, 16.3 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ч. 17 ст. 34 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.
С 01.01.2022 ч. 18 ст. 34 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
(часть 18 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
(часть 28 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
29. Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
(часть 29 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
С 01.01.2022 в ч. 29.1 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
29.1. При осуществлении закупки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 56.1, пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
(часть 29.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 70-ФЗ)
С 01.01.2022 в ч. 30 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(часть 30 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)