Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

«Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе»

Разделы: Литература

Тип урока: комбинированный.

1. Анализ 27-й главы.

Сегодня у нас последний урок по роману Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” перед написанием сочинения.

Постановка целей урока.

После анализа 2-х последних глав романа мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

Обратимся к тексту 27-й главы.

Как родители отнеслись к неожиданному приезду Базарова? (Обрадовались.)

На какое время и с какой целью вернулся Базаров домой? (На 6 недель. Работать хочет. Просит не мешать.)

Как родители ласково называли сына? (“Енюша”, “Енюшенька”.)

Как вскоре изменился Базаров? (Появились скука, беспокойство, усталость.)

Как проходило общение Базарова с мужиками? (Базаров хотел услышать “воззрения на жизнь” мужиков. Они толком не отвечали, считали барина “шутом гороховым”.)

Сделайте вывод: был ли Базаров близок народу? (Базаров считает себя близким с народом. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его. Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже презирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.)

Чем стал заниматься Евгений? (Стал участвовать в практике отца, посмеиваясь над ним.)

Что стало причиной смерти Базарова? (Случайный порез пальца.)

Как отец отнесся к этому? (“Побледнел”, “схватил себя за голову”, “рухнулся под образами”, “ходил как помешанный”. Очень переживал последние дни жизни сына. После смерти Евгения “обуяло внезапное исступление”.)

Как мать вела себя? (Не ложилась. Смотрела издали на “Енюшу”. Пыталась все узнать у мужа. Сидела возле двери, иногда отходила молиться. После смерти сына вся в слезах, повисла на муже.)

В русской критике существуют разные точки зрения по поводу отношения Базарова к родителям. Вот мнения современных исследователей творчества Тургенева.

В.Ю. Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?”

Г. А. Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их”.

К какому мнению вы склоняетесь больше? Докажите примерами из текста. (2-е мнение: мать прекрасно варит борщи; согласен причаститься, если отцу станет легче. “Ведь таких людей, как они,…днем с огнем не сыскать”.)

Как развивалась болезнь Базарова? (Он сутки провел в “дремоте”. Понимает, что скоро умрет. Периодически становилось хуже. Ночью был жар.)

Как Базаров относится к смерти? (“Я не ожидал, что так скоро умру.” “случайность неприятная”, “сила вся еще тут, а надо умирать”, “поди попробуй отрицать смерть”.)

Кого хочет увидеть Евгений перед смертью? (Анну Сергеевну Одинцову.)

Каким предстал Базаров перед Одинцовой? (“…воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами”. Испугалась.)

О чем говорит Базаров? (Не хочет умирать. Любил Анну Сергеевну. Видит ее красоту. Задача – “умереть прилично”.)

С чем себя сравнивает Базаров? (Лампада – свеча – символ жизни.)

Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)

Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)

2. Анализ 28-й главы.

Выясним, как сложились судьбы героев романа.

Чьи свадьбы состоялись? (Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой.)

Кто за столом вспомнил о Базарове? (Катя шепнула Аркадию, но тот не решился сказать вслух.)

Как сложилась судьба Анны Сергеевны Одинцовой? (“вышла замуж, не по любви, но по убеждению”.)

Где и как живет Павел Петрович Кирсанов? (В Дрездене, тяжело живется.)

Чем занимается Кукшина? (В Гейдельберге изучает архитектуру.)

Что делает Ситников? (В Петербурге продолжает “дело” Базарова.)

В каком тоне рассказано о дальнейшей судьбе героев? (С иронией в большей или меньшей степени.)

Возникает вопрос: почему Тургенев не закончил роман смертью Базарова, наиболее сильной в художественном отношении сценой? Для чего нужно было создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Попробуем вместе разобраться.

С чего начинается 28-я глава? (С описания зимнего пейзажа.)

Какой пейзаж видим в конце главы? (Осенний, очень лирический.)

Итак, на протяжении романа попеременно звучат 2 мотива: иронический и лирический. В последней главе лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют реквиемом по главному герою. Реквием (латин. “покой”) – траурное музыкальное произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу. Ученица выразительно прочитает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.

По какому произведению курса 9 класса знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.)

Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Автор размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателей, о его неутешных родителях, “о вечном примирении”.)

Что характерно для синтаксического строя этого фрагмента? (Повторы, восклицания, риторические вопросы передают глубину и искренность чувств автора.)

9-й слайд.
10-й слайд.

Под впечатлением романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”, которая в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Посмотрите на ее репродукцию. Как художником изображены старики Базаровы? (Со спины, не видно их лиц, низко склонены их головы.)

Можно предположить, что родители изображены в тот момент, когда произносят прощальные слова сыну, сейчас уйдут, чтоб обязательно прийти вновь.

До сих пор не утихают споры об отношении Тургенева к Базарову, хотя сам автор не раз высказывался по этому поводу уже после выхода романа в свет. Ученик сейчас познакомит нас с этими высказываниями.

В письме к Фету Тургенев сделал важное признание: “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. А в статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал: “…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача…В этом замечательном человеке воплотилось, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…”. Также Тургенев писал о Базарове: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Вот еще фраза писателя о своем герое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей цели”.

Как Тургенев относился к нигилизму Базарова? (Не мог сочувствовать, особенно в отношении к природе, искусству, красоте.)

Но в описаниях Базарова нет иронии, сарказма, карикатуры.

Как описано чувство Базарова к Одинцовой? (С симпатией и ощущением внутреннего драматизма, уважением к силе чувства.)

Как дано описание болезни и смерти Базарова? (В подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой.)

Итак, автор противопоставляет герою не других героев, а саму жизнь.

4. Споры вокруг романа.

Споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Мы сейчас послушаем основные положения статей литературных критиков – современников Тургенева.

Ученица расскажет об основных положениях статьи Писарева “Базаров”.

Базаров – человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность – решительно необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.

Автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети, его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они – соль земли.

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.

Автор, создавая Базарова, хотел его разбить в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения.

Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую.)

Ученица расскажет об основных положениях статьи критика Антоновича “Асмодей нашего времени”. Слово асмодей значит “злой демон”.

Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.

С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески издевается над ним.

У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.

Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.

Как Антонович оценивает роман? (Негативно.)

Ученица расскажет о статье Страхова.

Как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность, его непреклонная последовательная своеобразность. Тургенев дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; эта черта не случайная, а существенно необходимая.

Искусство – это идеализм, созерцание. Базаров – реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы. Базаров представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Базаров вовсе не такой человек, как можно бы думать по его внешним поступкам и по складу его мыслей. В жизни и в отношениях к людям Базаров не последователен в себе, но в этом обнаруживается его жизненность.

Глядя на картину романа, можно заметить, что, хотя Базаров головою выше других всех лиц, однако есть что-то, что в целом стоит выше Базарова.

В конце романа Базаров умирает. На минуту в душе его отца закипает буря, но она быстро затихает, и снова все становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром, над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Сам Тургенев отмечал, что “разбор Писарева необыкновенно умен…и…что он почти вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым”.

5. Развитие понятия о романе.

Дайте определение романа? (Большая форма эпического жанра литературы.)

Приведите примеры изученных романов. (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Обломов” Гончарова.)

Вспомним общие черты романа как жанра:

Докажите, что “Отцы и дети” – роман. (Базаров изображен в сложном жизненном процессе, дважды проходит по одному кругу. Несколько сюжетных линий: Базаров, семья Кирсановых, Одинцова. Все сюжетные нити тянутся к главному герою.)

Каким романом считаются “Отцы и дети”? (Полемический роман: построен на антитезе, в центре изображения – споры героев, конфликты между персонажами, напряженные диалоги.)

6. Подведение итогов урока.

Итак, мы сегодня проанализировали финал романа, выяснили взаимоотношения автора и героя, узнали мнения о романе критиков, развили понятие о романе.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание – подготовиться к сочинению по роману Тургенева “Отцы и дети”.

Темы сочинений по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

Источник

Базаров и Одинцова

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Содержимое разработки

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Базаров и Одинцова

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

1) Проанализировать поведение Базарова в новой для него роли и обстановке;

2) Исследовать вопрос, кто же прав: Тургенев, говоривший, что Одинцова также мало влюблена в Аркадия, как и в Базарова; или Писарев, утверждавший, что у нее был зародыш чувства, но она не дала ему развиться.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Мы уже много знаем о Базарове: его мыслях и взглядах на жизнь.

— Каким был Базаров до встречи с Одинцовой?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Человек глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и подавлять своими знаниями, волей и логикой.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой.

— Что же привлекает Базарова в Одинцовой?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Свое нарастающее чувство Базаров прикрывает небрежными репликами и напускной развязностью:

«на остальных баб не похожа»,

«только плечи у ней такие, каких я давно не видывал».

«Между женщинами свободно мыслят только уроды», «посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа».

— Какой мы видим Анну Сергеевну глазами Аркадия?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Женщина высокого роста, она поразила Аркадия достоинством своей осанки, «спокойно и умно» глядели ее глаза. Какой-то лаской и мягкой силой веяло от ее лица.

Аркадий в ее присутствии чувствовал себя студентиком; она «непринужденно» разговаривала как со своим партнером, так и с сановником. Она говорила «мало, но знание жизни сказывалось в ее словах» эта молодая женщина уже успела передумать и испытать многое.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Мы видим великолепную женщину, которой непременно заинтересовался бы любой мужчина, даже Базаров. Что и происходит.

Но и Одинцова не осталась равнодушна к рассказу Аркадия о своем друге.

Ей стало «любопытно» видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить.

Приглашение получено, наши герои у Одинцовой.

— Что происходит с Базаровым?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Базаров против обыкновения довольно много говорил и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. У Базарова даже возникает желание «удрать».

Но как человек сильный, умеющий владеть собой, он пытается скрыть свои чувства под маской иронии: «Вишь как она себя заморозила! Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове». «Избаловала она себя: уж не фраки ли нам надеть?»

Прочитать портрет Одинцовой….

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Все это вызывает желание удрать, но.. появилась хозяйка и … «какой я смирненький стал…»

После первого свидания и Базаров и Одинцова думают, стараются разобраться в себе и в своих чувствах.

— Что же думает и делает Базаров?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Базаров видит, что симпатия его к Одинцовой возрастает.

Но на порыв Аркадия :«Что за прекрасная женщина…»,

Базаров пытается умерить его пыл и отвести внимание на Катю: «Да…баба с мозгом. Ну и видала же она виды…Но чудо – не она, а ее сестра…А та – тертый калач». Однако сам предпочитает именно «тертый калач».

И Тургенев как тонкий психолог заканчивает эту любопытную сцену словами : «Аркадий ничего не отвечал Базарову. И каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове».

— А что же прекрасная Анна Сергеевна?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Анна Сергеевна в тот вечер думала о гостях. Базаров ей понравился отсутствием кокетства и самою резкостью суждений.

Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была ЛЮБОПЫТНА.

«Странный человек этот лекарь! Она пробежала страницы две глупого романа, выронила книжку – и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье».

-Проследите, что происходит с Базаровым на протяжении нескольких глав.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Базаров взволнован. В конце 16 главы он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание.

Он погружен в свои мысли, рассеянно говорит с Аркадием, а об Одинцовой вообще перестал говорить, престал бранить ее аристократизм.

Он как будто избегает Одинцову. В Базарове стала проявляться небывалая тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…

Базаров начинает оперировать понятием «красота»:

«Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой, живете в деревне?», ловит самого себя «на всякого рода постыдных мыслях, точно бес его дразнил…»

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Он бродил по лесу, браня и ее и себя, то представлял ее руки, которые «обовьются вокруг его шеи», ее «гордые губы», то отгоняет от себя с негодованием все эти мечты и при этом топал ногою или скрежетал зубами и грозил сам себе кулаком.

— Что же является причиной всех этих перемен?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Тургенев недвусмысленно говорит о романтическом чувстве Базарова к Одинцовой:

«настоящей причиной этой новизны было чувство, внушенное Одинцовой – чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью, если бы кто-нибудь хоть отдаленно намекнул ему на возможность того»

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Тургенев подвел своего героя к главному испытанию – испытанием любовью

Мог ли Базаров рассчитывать на взаимность?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Базаров чувствовал, что его теория : «нравиться тебе женщина…старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», терпит крах.

— Что же движет Анной Сергеевной, простое любопытство или искреннее чувство?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Гл.16: Одинцова была довольно странное существо. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…Но ей жилось легко, хотя она и скучала…..

«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная чего. Собственно ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего». «она как будто хотела и его испытать, и себя изведать»

Именно любопытство, жажда чего-то, необходимость поклонения и чего-то еще и подталкивало Одинцову.

Она с чисто женским кокетством вызывает Базарова на объяснение.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Обратите внимание на фразы : «или вы думаете, что об вас здесь жалеть не будут?». «думайте что хотите, но мне будет скучно, когда вы уедете».

Одинцова провоцирует Базарова, она кокетничает и дразнит его от нечего делать и он это прекрасно понимает.

— Вот и сцена объяснения (текст)

Фактически спровоцированный Одинцовой Базаров со всей прямотой и резкостью говорит о своих чувствах: «я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились…»

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

— Могла ли Анна Сергеевна пойти с Базаровым в его терпкую, бобыльную жизнь?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Это видно из их разговоров.

Она не могла стать женой уездного лекаря, это не для нее.

Она не способна разрушить свою устроенную, богатую, спокойную жизнь.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Одинцова «дойдя до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела даже не бездну, а пустоту… или безобразие».

Что за пустоту или безобразие имел в виду Тургенев?

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Жизнь без ясного образа. Анна Сергеевна все спланировала, обеспечила свою жизнь, удачно выйдя замуж.

Она не готова быть женой уездного лекаря, а Базаров вряд ли добился бы большего, если бы остался при своих взглядах.

Ее пугал этот человек, он обладал слишком сильной, разрушительной страстью.

Она боялась «сгореть» в ней бесследно, боялась раствориться, отдать себя и свою жизнь.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

Она не могла пожертвовать и уступить ему, а он не мог и не хотел уступить ей.

Но спокойствие Одинцовой не было потрясено, для Базарова же все это явилось огромным событием, перевернувшим его сознание и жизнь.

Он прошел испытание любовью.

Проследите что происходит с базаровым на протяжении нескольких глав

подготовить материал по вопросам:

— что представляют собой родители Базарова и как они относятся к сыну;

— отношение Базарова к родителям;

— что говорит Б. о цели, стоящей перед ним и о своей будущей деятельности;

— осуждает ли автор своего героя, и какие чувства вызывают у вас взаимоотношения Базарова со своими родителями.

Источник

Сочинение на 5.Ру

Как и почему меняется Базаров на протяжении романа? «Отцы и дети» Тургенев И.С

Сочинение на тему: «Как и почему меняется Базаров на протяжении романа?»

С моей точки зрения, Евгений Базаров является самой противоречивой и незаурядной личностью из всех литературных героев XIX века. Взгляды Базарова претерпевают очень существенные изменения под влиянием различных причин. Гордый, самоуверенный, заносчивый и непримиримый человек, с которым мы встречаемся в начале романа, становится совершенно иным к моменту нашего прощания с ним.

В самом начале романа Базаров из всех коллизий (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием, Кукшиной, Ситниковым) выходит победителем. С чувством собственного превосходства смеется он над старенькими романтиками», над показным англофильством Павла Петровича, и читающий чувствует, что он прав в этом. Базаров смеется над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: художество, романтизм,чепуха, гниль. Базаров критикует Николая Петровича, иронизирует над тем, что сорокачетырехлетний отец семейства играет на виолончели. Во время схватки» с Павлом Петровичем, Базаров формулирует свой нигилистический тезис: «В сегодняшнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

Базаров уверен в своей правоте, в своей силе, но когда происходит его встреча с Одннцовой, в нем начинают назревать перемены, сопровождаемые тяжелой внутренней борьбой. Как не похож этот «новый человек на самоуверенного и надменного Базарова! Внутреннее смущение он пытается скрыть под маской иронии и развязности. Но постепенно он все глубже погружается в свои мысли об Анне Сергеевне, становится рассеянным, и ему все труднее сохранять свою обыденную выдержку и самообладание. Базаров, который называл любовь белибердой, непростительной дурью», а рыцарские чувства считал «чем-то вроде уродства или болезни…», с ужасом обнаружил «романтика в самом себе».

Трудно сказать, что стало для героя большим испытанием — признание в любви или то, что ему пришлось пережить после того, как он потерпел фиаско. На первых порах Базаров сам не хочет себе сознаться в своем поражении. В разговоре с Аркадием он по-прежнему храбрится, старается говорить об Одинцовой в небрежном тоне. Но в душе Базарова поселились грусть и уныние. Герой начинает высказывать ярко пессимистические мысли: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может». На смену былой самоуверенности приходит озлобление. Базаров пытается преодолеть в себе этого романтика, взять себя в руки, обрести обычное спокойствие. Но как бы Базаров ни старался, ему не удается стать именно таким, каким ох был до встречи с Одинцовой: полученная рана слишком глубока. Его посещают пессимистические мысли о тщетности человеческого существования, и он даже немного завидует своим родителям, которые все время заняты делом, и потому им некогда задумываться о собственном ничтожестве.

Дуэль с Павлом IIетровичем тоже в какой-то мере является крушением теории Базарова, поскольку лишний раз подтверждает романтичность его натуры. Считая подобные поединки нелепыми и смешными, выглядеть трусом он все-таки не пожелал. С негодованием и злостью Базаров говорит об этой дуэли: «Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *