Проскомидия о здравии что это означает

Что такое проскомидия о здравии в православии

Перед Таинством Причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

О других церковных поминовениях:

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

Разовые списки бывают разные:

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.

Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.

После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.

После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.

Источник

Что такое проскомидия?

Проскомидия о здравии что это означает

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

Проскомидия о здравии что это означаетТайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

Из остальных просфор вынимают части

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Читайте также:

Источник

Что такое проскомидия о здравии: значение и порядок совершения обряда

Значение проскомидии

В переводе с греческого этот термин означает «принесение» или «приготовление», что полностью передает суть ритуала. В первые века после возникновения христианства люди сами пекли просфоры, которые вместе с вином приносили на богослужение, а по окончании обряда забирали обратно домой.

Проскомидия о здравии что это означает Таинство евхаристии – церковный ритуал, который помогает очистить душу и стать ближе к Господу

Сегодня проскомидия – это предваряющее Божественную литургию действо, заключающееся в приготовлении Святых Даров для Таинства евхаристии. Во время священнодействия поминаются все живые и усопшие, имена которых поданы батюшке со специальной запиской.

Часто прихожане путают этот ритуал с обедней, однако разница здесь проста. Во время проскомидии священник вынимает маленькие частички из просфоры согласно количеству поминаемых людей. А вот при проведении обедни он зачитывает записки под хоровое пение «Достойное есть».

Обряд, предваряющий Божественную литургию, символизирует омовение Кровью Спасителя, а также являет собой единение церкви. Кусочки хлеба, утопающие в вине, олицетворяют воскрешение и последующую вечную жизнь. Метафорически это означает жертву Христа, которой он искупил все человеческие грехи. Так, благодаря проскомидии душа очищается от страстей, однако только от тех, в которых мирянин покаялся перед Господом.

Видео «Что такое проскомидия?»

В этом видеосюжете представлено полное описание церковного ритуала.

Время совершения проскомидии

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня. А вот когда Божественная литургия переходит в вечерню, его проводят после полудня, однако только до наступления сумерек. Согласно церковному уставу для проскомидии подходят все дни недели, кроме:

Также обряд запрещено совершать в дни литургии Преждеосвященных даров:

Приготовление к проскомидии

На церемонию, предваряющую Божественную литургию, прихожане обычно приносят с собой просфоры и другие дары. Священнослужители подготавливают хлеб для проведения Таинства Евхаристии, а также вино. Они надевают праздничную ризу, в которой проводят ритуал, прося у Господа за людей, упомянутых в записках. Для совершения обряда церковь предполагает специальную евхаристическую утварь, относящуюся к двум главным православным событиям: Рождество и Распятие Спасителя. Такими предметами являются:

Порядок совершения обряда

Маленькие кусочки просфор священник складывает вокруг Агнца в определенном порядке, установленном церковным уставом.

Следующий этап проскомидии – прочтение записок о здравии и упокоении. Батюшка с каждым произнесенным именем, вырезает кусочек из меньших хлебцов, проговаривая: «Помяни, Господи (имя)». После окончания ритуала все частички опускаются в потир с вином, а священнослужитель зачитывает молитву.

Завершая обряд, батюшка выносит звездицу. Ею он покрывает кусочек от Большой просфоры, чтобы того не касались матерчатые полотна для покрытия чаши и дискоса. Покровцы символизируют пеленки, которыми укрывали новорожденного Иисуса, а также саван, используемый после Его мученической смерти.

Далее церковнослужитель проводит каждение стен храма и присутствующих прихожан. Ладан используется неслучайно, ведь именно он был первым даром волхвов, которые пришли навестить младенца Христа.

Заканчивая священнодействие, батюшка молитвенно просит Всевышнего принять просфоры, смоченные вином, как священный дар, а также даровать милость всем упоминаемым в записках. Затем вход к Алтарю торжественно открывают, метафорически отворяя для всего человечества Врата Царства Небесного, дарующего вечную жизнь. Далее богослужение плавно перетекает во вторую часть Божественной литургии.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Перед началом ритуала прихожане, как правило, подают священнослужителю специальные записки, где упоминают имена тех, за кого просят помолиться. Общая молитва, усиленная единой верой, помогает справиться с болезнью, тяжелым материальным положением или прекратить полосу жизненных неудач. Однако чтобы она возымела действие, человек, о котором молятся, тоже должен предпринять некоторые усилия:

Записки обычно пишут на небольших бланках, которые продаются в храме. Однако церковный устав дозволяет использовать половинку обычного тетрадного листа. Обязательно сверху указывается цель поминания: за здравие или за упокой.

На одном бланке можно написать не более десяти имен. Они вносятся печатными буквами или хорошо разборчивой прописью в родительном падеже. Вначале можно указать статус поминаемого (заключенный, болеющий, странствующий, младенец).

Проскомидия о здравии что это означает Записки обычно пишут на небольших бланках

Сегодня каждая церковь, принадлежащая Московскому патриархату, открыта для подачи прошений на проскомидию. В бланк можно вносить абсолютно любые имена, кроме тех людей, которые не приняли православную веру или не прошли обряд Крещения.

Проскомидия является неотъемлемой частью Таинства Евхаристии. Богослужение построено таким образом, что священнодействия плавно перетекают друг в друга, при этом каждое из них имеет свой смысл. Совершая обряд над Священными Дарами, происходит воззвание к Господу, чтобы Он простил грехи и позволил Своим детям воссоединиться с Ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Проскомидия

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (про­ско­миди) – при­не­се­ние; προσκομίζω (про­ско­мизо) – при­но­сить) – первая часть литур­гии, на кото­рой совер­ша­ется при­го­тов­ле­ние веще­ства (хлеба и вина) для таин­ства Евха­ри­стии.

Проскомидия о здравии что это означает

Когда и где совер­ша­ется про­ско­ми­дия?

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется при закры­тых Цар­ских вратах в алтаре на жерт­вен­нике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху про­ско­ми­дию совер­шают до пас­халь­ной полу­нощ­ницы – перед нача­лом бого­слу­же­ния.

Кто может совер­шать про­ско­ми­дию?

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется иереем или епи­ско­пом, помо­гает им диакон.

Какие хлеб и вино исполь­зу­ются при совер­ше­ния про­ско­ми­дии?

Для про­ско­ми­дии под­хо­дят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также назы­ва­е­мый просфо­рой, должен быть квас­ным, пше­нич­ным, круг­лым, чистым, свежим, дву­со­став­ным (то есть состо­я­щим из двух частей: верх­ней и нижней); вино для про­ско­ми­дии тре­бу­ется вино­град­ное, крас­ное, поскольку крас­ный цвет напо­ми­нает цвет крови (хотя в Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви допус­ка­ется и белое вино). На прак­тике для про­ско­ми­дии исполь­зу­ется кагор, что, однако, не явля­ется устав­ным тре­бо­ва­нием.

С чего начи­на­ется про­ско­ми­дия?

После вход­ных молитв свя­щен­ник всту­пает в алтарь, обла­ча­ется, омы­вает руки и на жерт­вен­нике начи­нает совер­шать про­ско­ми­дию. При каждом свя­щен­но­дей­ствии свя­щен­ник впол­го­лоса про­из­но­сит молитвы.

Как на про­ско­ми­дии при­го­тов­ля­ется Агнец?

Взяв в левую руку Агнич­ную просфору, а в правую – копие, свя­щен­ник трижды кре­стит копием над печа­тью (верх­ней частью) просфоры, каждый раз про­из­нося: «В вос­по­ми­на­ние Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем с правой сто­роны печати (просфоры, по линии печати) режет со сло­вами: «Яко овча на зако­ле­ние ведеся»; с левой сто­роны со сло­вами: «И яко агнец непо­ро­чен, прямо стри­гу­щаго его без­гла­сен, тако не отвер­зает уст своих»; потом над­ре­зает верх­нюю сто­рону печати (там, где буквы IС ХС) со сло­вами: «Во сми­ре­ние Его суд Его взятся»; потом над­ре­зает нижнюю сто­рону печати (там, где буквы НИ КА), про­из­нося: «Род же Его кто испо­весть». Диакон про­из­но­сит: «Возьми, Вла­дыко», свя­щен­ник над­ре­зы­вает просфору с нижней сто­роны, тем самым отде­ляя сере­дину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом про­из­но­сит: «Яко взем­лется от земли живот Его». Диакон: «Пожри, Вла­дыко». Свя­щен­ник извле­кает Агнец, кладет его на дискос печа­тью вниз и кре­сто­об­разно делает глу­бо­кий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, взем­ляй грех мира, за мир­ский живот и спа­се­ние», – таким обра­зом про­ис­хо­дит освя­ще­ние хлеба. После сего свя­щен­ник пере­во­ра­чи­вает Агнца и кладет его на дискос печа­тью вверх. Диакон же гово­рит: «Про­боди, Вла­дыко». Свя­щен­ник со сло­вами «Един от воин копием ребра Ему про­боде и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и виде­вый сви­де­тель­ствова и истинно есть сви­де­тель­ство его» ( Ин.19:34 ). После этого в потир вли­ва­ется вино, сме­шан­ное с водой.

Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?

Из второй просфоры, назы­ва­е­мой Бого­ро­дич­ной, выни­ма­ется частица в память Божией Матери, ее поме­щают на дискос по правую сто­рону от Агнца. Из тре­тьей просфоры – девя­ти­чин­ной – выни­ма­ются девять частиц в честь девяти ангель­ских чинов, а также в память Иоанна Кре­сти­теля, про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков, пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, Бого­отец Иоакима и Анны (роди­те­лей Пре­свя­той Бого­ро­дицы) и того свя­ти­теля, Литур­гия кото­рого совер­ша­ется в этот день (Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого). Эти частицы пола­га­ются в три столбца, слева от Агнца. Из чет­вер­той просфоры выни­ма­ются частицы за живых и кла­дутся на дис­косе ниже Агнца; из пятой – за умер­ших (усоп­ших), эти частицы кладут ниже частиц выну­тых за живых. В древ­но­сти хри­сти­ане сами пекли просфоры (а в Греции такая прак­тика встре­ча­ется и сейчас), при­но­сили на про­ско­ми­дию, а свя­щен­ник выни­мал из них частицы и воз­вра­щал хлеб хозя­ину.

Зачем нужны малые просфоры?

Из малых просфор – их коли­че­ство не огра­ни­чи­ва­ется – выни­ма­ются частицы о здра­вии и упо­ко­е­нии пра­во­слав­ных хри­стиан. Их имена содер­жатся в запис­ках, пода­ва­е­мых при­хо­жа­нами «На про­ско­ми­дию». Выну­тые частицы свя­щен­ник поме­щает на дис­косе вместе с части­цами из чет­вер­той и пятой просфор.

Как и за кого пода­вать записки на про­ско­ми­дию?

Записки «на про­ско­ми­дию» – это самое важное поми­но­ве­ние о живых и усоп­ших. Тра­ди­ци­онно они пода­ются в цер­ков­ную лавку вече­ром нака­нуне глав­ного цер­ков­ного бого­слу­же­ния – Литур­гии – или утром до начала Литур­гии. Если записка подана во время Литур­гии после чтения часов, она будет про­чи­тана на сле­ду­ю­щей Литур­гии. Обычно в одной записке упо­ми­на­ется до десяти имен, при этом имена ука­зы­ва­ются в полной форме, роди­тель­ном падеже (про­то­и­е­рея Сергия, боля­щей Нины, Ген­на­дия, непразд­ной Евге­нии, мла­денца Фео­дора, Нико­лая и т. д.). Пер­выми ука­зы­ва­ются имена свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Если имена пишутся не на гото­вом отпе­ча­тан­ном бланке дан­ного храма, можно на чистом листке бумаги соот­вет­ству­ю­щего стан­дарт­ной записке раз­мера само­сто­я­тельно изоб­ра­зить вось­ми­ко­неч­ный пра­во­слав­ный крест и напи­сать «О здра­вии» или «Об упо­ко­е­нии».

Кого можно поми­нать на про­ско­ми­дии?

В запис­ках пишут имена только кре­ще­ных в Пра­во­слав­ной Церкви. Во многих храмах, осо­бенно мона­стыр­ских, записки на про­ско­ми­дию могут не при­нять, если те, о ком просят помо­литься, не явля­ются вер­ными: не участ­вуют в цер­ков­ных Таин­ствах, не воцер­ко­в­лены. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский гово­рил: «О поми­но­ве­нии на Про­ско­ми­дии спра­вед­ливо вам гово­рила духов­ная особа, что не должно поми­нать явно греш­ни­ков, пре­бы­ва­ю­щих в заблуж­де­нии и рас­ко­лах: по тол­ко­ва­нию учи­те­лей цер­ков­ных, чрез соеди­не­ние частиц, выну­тых за их имена с Боже­ствен­ною Кровию, не очи­ще­ние, но высшее осуж­де­ние для них бывает. О греш­нике же пока­яв­шемся и пола­га­ю­щим начало к исправ­ле­нию можно молиться и пода­вать на Про­ско­ми­дию».

Что про­ис­хо­дит на про­ско­ми­дии, когда все частицы вынуты?

На дискос, где уже лежат выну­тые частицы, свя­щен­ни­ком уста­нав­ли­ва­ется пред­ва­ри­тельно оку­рен­ная звез­дица. Потом дискос и потир покры­ва­ются двумя отдель­ными, также пред­ва­ри­тельно оку­рен­ными покров­цами, кроме этого, сверху на них пола­га­ется один боль­шой покров, назы­ва­е­мый возду́хом. Он тоже под­вер­га­ется пред­ва­ри­тель­ному оку­ри­ва­нию. Уста­нов­лен­ная звез­дица помо­гает при этом сохра­нить поря­док частиц. Затем свя­щен­ник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога бла­го­сло­вить пред­ло­жен­ные Дары, помя­нуть тех, кто их принес, за кого они при­не­сены, молит Бога и за себя, дабы быть достой­ным для свя­щен­но­дей­ствия.

Что делает свя­щен­ник с выну­тыми част­ни­цами?

После Литур­гии свя­щен­ник опус­кает все частицы в потир с про­из­не­се­нием слов: «Отмый (омой), Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде Кровию Твоею чест­ною, молит­вами святых Твоих».

Что сим­во­ли­зи­рует про­ско­ми­дия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *