Проскомидия что это такое

Проскомидия — что это, для чего и как совершается

Узнайте все самое интересное и полезное о проскомидии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое проскомидия

Проскомидия это первая, подготовительная часть Литургии Она совершается в алтаре при закрытых Царских вратах. «Проскомидия» – греческое слово, переводится как «приношение». О каком приношении идет речь? О хлебе и вине – основных веществах для совершения Литургии. На это указывают слова Евангелия:

“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26-28).

Проскомидия входит в состав двух основных видов православного богослужения – Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого.

История появления проскомидии

Еще в первые века христианства верующие приносили на Литургию вещества для совершения Таинства – хлеб и вино. Наилучшие приношения отбирались для Евхаристии. А оставшееся шло на общий ужин, называемый «агапа», или «вечеря любви». Эти трапезы имели литургическое значение и до IV века на них и совершалось Таинство Причащения.

Постепенно Литургия отделяется от «агапы» и начинает совершаться по утрам. Отделение произошло по причине невоздержанности некоторых христиан, отчего священная трапеза больше стала напоминать светский ужин. Но традиция приношений хлеба и вина христианами на богослужение сохраняется. К концу IV века проскомидия закрепляется в чине Литургии. Правда, не в начале, а посередине службы. Лучшие приношения отбирали диаконы вскоре после чтения Евангелия перед пением Херувимской песни. Затем приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.

Проскомидия — что это означает в Православии

Все начинается с входных молитв, которые читают священник и диакон перед началом священнодействия. Затем они облачаются и совершают омовение рук.

После подготавливают Священные сосуды и Жертвенник – специальный стол, на котором и будет совершаться проскомидия. В храме в это время начинают читать Часы (небольшие богослужения суточного круга, состоящие из псалмов и молитв). Основное действие проскомидии – это подготовка просфор и вина.

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Об этом говорит святой патриарх Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима».

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Символика проскомидии

После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):

«В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго».

Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).

Растворение вина водою называют «святым соединением», оно станет впоследствии Кровью Христовой. Затем на Дискос ставится Звездица – она представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).

Звездица и покровцы

После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:

«иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (то есть плащаницу)».

При установке Звездицы и покрытием покровами совершается каждение каждого элемента священнодействия. Затем открывают завесу над Царскими вратами алтаря и совершают каждение Дискоса и Потира, алтаря и всего храма. Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8). На проскомидии кадило с вложенным в него ладаном символизирует дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну.

Завершение проскомидии

Священник в это время продолжает вынимать частицы из маленьких просфор в память живых и усопших членов Церкви. Служители алтаря читают имена христиан, за которых накануне подали специальные записки о поминовении. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священник вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Все частички, вынутые в память живых и усопших членов церкви, будут по окончании Литургии опущены в Потир с Кровью Христовой. Погружение в Кровь Христову символизирует омытие грехов христиан поминавшихся на проскомидии. Вот почему из всех видов молитвенных поминовений, именно молитва на проскомидии считается наиболее действенной.

На этом проскомидия завершается, и по окончании чтения Часов, следует вторая часть литургии — Литургия оглашенных.

Источник

Проскомидия

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (про­ско­миди) – при­не­се­ние; προσκομίζω (про­ско­мизо) – при­но­сить) – первая часть литур­гии, на кото­рой совер­ша­ется при­го­тов­ле­ние веще­ства (хлеба и вина) для таин­ства Евха­ри­стии.

Проскомидия что это такое

Когда и где совер­ша­ется про­ско­ми­дия?

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется при закры­тых Цар­ских вратах в алтаре на жерт­вен­нике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху про­ско­ми­дию совер­шают до пас­халь­ной полу­нощ­ницы – перед нача­лом бого­слу­же­ния.

Кто может совер­шать про­ско­ми­дию?

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется иереем или епи­ско­пом, помо­гает им диакон.

Какие хлеб и вино исполь­зу­ются при совер­ше­ния про­ско­ми­дии?

Для про­ско­ми­дии под­хо­дят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также назы­ва­е­мый просфо­рой, должен быть квас­ным, пше­нич­ным, круг­лым, чистым, свежим, дву­со­став­ным (то есть состо­я­щим из двух частей: верх­ней и нижней); вино для про­ско­ми­дии тре­бу­ется вино­град­ное, крас­ное, поскольку крас­ный цвет напо­ми­нает цвет крови (хотя в Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви допус­ка­ется и белое вино). На прак­тике для про­ско­ми­дии исполь­зу­ется кагор, что, однако, не явля­ется устав­ным тре­бо­ва­нием.

С чего начи­на­ется про­ско­ми­дия?

После вход­ных молитв свя­щен­ник всту­пает в алтарь, обла­ча­ется, омы­вает руки и на жерт­вен­нике начи­нает совер­шать про­ско­ми­дию. При каждом свя­щен­но­дей­ствии свя­щен­ник впол­го­лоса про­из­но­сит молитвы.

Как на про­ско­ми­дии при­го­тов­ля­ется Агнец?

Взяв в левую руку Агнич­ную просфору, а в правую – копие, свя­щен­ник трижды кре­стит копием над печа­тью (верх­ней частью) просфоры, каждый раз про­из­нося: «В вос­по­ми­на­ние Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем с правой сто­роны печати (просфоры, по линии печати) режет со сло­вами: «Яко овча на зако­ле­ние ведеся»; с левой сто­роны со сло­вами: «И яко агнец непо­ро­чен, прямо стри­гу­щаго его без­гла­сен, тако не отвер­зает уст своих»; потом над­ре­зает верх­нюю сто­рону печати (там, где буквы IС ХС) со сло­вами: «Во сми­ре­ние Его суд Его взятся»; потом над­ре­зает нижнюю сто­рону печати (там, где буквы НИ КА), про­из­нося: «Род же Его кто испо­весть». Диакон про­из­но­сит: «Возьми, Вла­дыко», свя­щен­ник над­ре­зы­вает просфору с нижней сто­роны, тем самым отде­ляя сере­дину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом про­из­но­сит: «Яко взем­лется от земли живот Его». Диакон: «Пожри, Вла­дыко». Свя­щен­ник извле­кает Агнец, кладет его на дискос печа­тью вниз и кре­сто­об­разно делает глу­бо­кий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, взем­ляй грех мира, за мир­ский живот и спа­се­ние», – таким обра­зом про­ис­хо­дит освя­ще­ние хлеба. После сего свя­щен­ник пере­во­ра­чи­вает Агнца и кладет его на дискос печа­тью вверх. Диакон же гово­рит: «Про­боди, Вла­дыко». Свя­щен­ник со сло­вами «Един от воин копием ребра Ему про­боде и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и виде­вый сви­де­тель­ствова и истинно есть сви­де­тель­ство его» ( Ин.19:34 ). После этого в потир вли­ва­ется вино, сме­шан­ное с водой.

Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?

Из второй просфоры, назы­ва­е­мой Бого­ро­дич­ной, выни­ма­ется частица в память Божией Матери, ее поме­щают на дискос по правую сто­рону от Агнца. Из тре­тьей просфоры – девя­ти­чин­ной – выни­ма­ются девять частиц в честь девяти ангель­ских чинов, а также в память Иоанна Кре­сти­теля, про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков, пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, Бого­отец Иоакима и Анны (роди­те­лей Пре­свя­той Бого­ро­дицы) и того свя­ти­теля, Литур­гия кото­рого совер­ша­ется в этот день (Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого). Эти частицы пола­га­ются в три столбца, слева от Агнца. Из чет­вер­той просфоры выни­ма­ются частицы за живых и кла­дутся на дис­косе ниже Агнца; из пятой – за умер­ших (усоп­ших), эти частицы кладут ниже частиц выну­тых за живых. В древ­но­сти хри­сти­ане сами пекли просфоры (а в Греции такая прак­тика встре­ча­ется и сейчас), при­но­сили на про­ско­ми­дию, а свя­щен­ник выни­мал из них частицы и воз­вра­щал хлеб хозя­ину.

Зачем нужны малые просфоры?

Из малых просфор – их коли­че­ство не огра­ни­чи­ва­ется – выни­ма­ются частицы о здра­вии и упо­ко­е­нии пра­во­слав­ных хри­стиан. Их имена содер­жатся в запис­ках, пода­ва­е­мых при­хо­жа­нами «На про­ско­ми­дию». Выну­тые частицы свя­щен­ник поме­щает на дис­косе вместе с части­цами из чет­вер­той и пятой просфор.

Как и за кого пода­вать записки на про­ско­ми­дию?

Записки «на про­ско­ми­дию» – это самое важное поми­но­ве­ние о живых и усоп­ших. Тра­ди­ци­онно они пода­ются в цер­ков­ную лавку вече­ром нака­нуне глав­ного цер­ков­ного бого­слу­же­ния – Литур­гии – или утром до начала Литур­гии. Если записка подана во время Литур­гии после чтения часов, она будет про­чи­тана на сле­ду­ю­щей Литур­гии. Обычно в одной записке упо­ми­на­ется до десяти имен, при этом имена ука­зы­ва­ются в полной форме, роди­тель­ном падеже (про­то­и­е­рея Сергия, боля­щей Нины, Ген­на­дия, непразд­ной Евге­нии, мла­денца Фео­дора, Нико­лая и т. д.). Пер­выми ука­зы­ва­ются имена свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Если имена пишутся не на гото­вом отпе­ча­тан­ном бланке дан­ного храма, можно на чистом листке бумаги соот­вет­ству­ю­щего стан­дарт­ной записке раз­мера само­сто­я­тельно изоб­ра­зить вось­ми­ко­неч­ный пра­во­слав­ный крест и напи­сать «О здра­вии» или «Об упо­ко­е­нии».

Кого можно поми­нать на про­ско­ми­дии?

В запис­ках пишут имена только кре­ще­ных в Пра­во­слав­ной Церкви. Во многих храмах, осо­бенно мона­стыр­ских, записки на про­ско­ми­дию могут не при­нять, если те, о ком просят помо­литься, не явля­ются вер­ными: не участ­вуют в цер­ков­ных Таин­ствах, не воцер­ко­в­лены. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский гово­рил: «О поми­но­ве­нии на Про­ско­ми­дии спра­вед­ливо вам гово­рила духов­ная особа, что не должно поми­нать явно греш­ни­ков, пре­бы­ва­ю­щих в заблуж­де­нии и рас­ко­лах: по тол­ко­ва­нию учи­те­лей цер­ков­ных, чрез соеди­не­ние частиц, выну­тых за их имена с Боже­ствен­ною Кровию, не очи­ще­ние, но высшее осуж­де­ние для них бывает. О греш­нике же пока­яв­шемся и пола­га­ю­щим начало к исправ­ле­нию можно молиться и пода­вать на Про­ско­ми­дию».

Что про­ис­хо­дит на про­ско­ми­дии, когда все частицы вынуты?

На дискос, где уже лежат выну­тые частицы, свя­щен­ни­ком уста­нав­ли­ва­ется пред­ва­ри­тельно оку­рен­ная звез­дица. Потом дискос и потир покры­ва­ются двумя отдель­ными, также пред­ва­ри­тельно оку­рен­ными покров­цами, кроме этого, сверху на них пола­га­ется один боль­шой покров, назы­ва­е­мый возду́хом. Он тоже под­вер­га­ется пред­ва­ри­тель­ному оку­ри­ва­нию. Уста­нов­лен­ная звез­дица помо­гает при этом сохра­нить поря­док частиц. Затем свя­щен­ник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога бла­го­сло­вить пред­ло­жен­ные Дары, помя­нуть тех, кто их принес, за кого они при­не­сены, молит Бога и за себя, дабы быть достой­ным для свя­щен­но­дей­ствия.

Что делает свя­щен­ник с выну­тыми част­ни­цами?

После Литур­гии свя­щен­ник опус­кает все частицы в потир с про­из­не­се­нием слов: «Отмый (омой), Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде Кровию Твоею чест­ною, молит­вами святых Твоих».

Что сим­во­ли­зи­рует про­ско­ми­дия?

Источник

Литургия: Проскомидия Беседы о литургии. Часть 1

Приблизительное время чтения: 5 мин.

На сайте журнала «Фома» игумен Силуан (Туманов) продолжает объяснять православное богослужение. Предлагаем вам первый материал о Божественной Литургии, который посвящен проскомидии, совершаемой священником в алтаре.

Проскомидия что это такоеКогда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.

Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник – алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.

Многое изменилось. Что-то уже и распознать без специального образования сложновато. Но, тем не менее, литургия остается той же литургией, что и древние апостольские богослужения двухтысячелетней давности.

Кстати, а что значит само слово «литургия»? В переводе с древнегреческого оно означает «общее дело», «общественная повинность». Так в Древней Греции задолго до появления христианства называли общественные обязанности состоятельных граждан городов-государств – «полисов».

Таких обязанностей было несколько. Литургией называлась оплата праздничных застолий (эстиасис), содержание в течение года школы-гимнасия и участников гимнастических соревнований (гимнасиархия), оплата театральных шествий и хоров, выступавших на празднике Диониса (хорегия), финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники (архифеория), а в случае войны добавлялась триерархия т.е. снаряжение военного корабля — триеры.

Смысл таких литургий – снятие напряжения между богатыми и бедными слоями граждан, ведь так все одинаково могли участвовать в праздниках, даже если не у всех хватало денег для их устройства.

Это главное свойство литургии – объединять разных людей для общего дела – как нельзя лучше соответствовало и первым христианским богослужениям, где все крещеные христиане сообща собирались на ужин для причащения — вкушения особо освященного Хлеба и Вина, ставшими Телом и Кровью Иисуса Христа, и делились другой пищей друг с другом независимо от положения в обществе или достатка.

«Как, ужин?! Ведь причащаются с утра и не едят перед этим!» – удивитесь вы. Верно, но так было не всегда. До IV века, а, точнее, до 397 года, когда на Карфагенском соборе было постановлено причащаться натощак, причащение совершалось … прямо во время ужина. За таким ужином собирались все христиане, слушали Писание и проповедь старейшего, старшего христианина (по-гречески его называли «пресвитер», это синоним слова священник), из его рук принимали освященный Хлеб и Чашу с вином.

Но люди слабы. И такие застолья стали со временем поводом для беспорядков. Кто-то делал слишком уж большие глотки вина, богатые не хотели делиться своей едой с бедными (кстати, именно это, а не недочитанные молитвы и не соблюденный пост апостол Павел называл недостойным причащением, от которого можно заболеть и даже умереть (1 Кор. 11, 26-27)), священная трапеза все больше напоминала светский ужин. Так что, начиная с конца IV века, и сложился обычай воздерживаться от пищи с полуночи или за шесть часов до причащения, а сами трапезы устраивать после литургии. Отголоском тех общих ужинов остались освящения хлеба, пшеницы, вина и растительного масла на Всенощном бдении, освящение пасхальной еды, освящение колива в память усопших и т.п.

Проскомидия что это такое

Как только богослужение отделилось от самой трапезы, встал вопрос: а как выбирать хлеб и вино для причастия, кто его должен приносить, как его приготавливать для причащения и т.п.?

Поначалу это делали диаконы прямо посередине службы вскоре после чтения Евангелия, там, где сейчас поётся Херувимская песнь. Они выбирали среди принесенных прихожанами хлебов и вина лучшие и приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

А потом это стали делать в особом помещении при храме, чтобы во время службы не было никакой суматохи.

Так появилась проскомидия.

Вообще, чтобы как следует разобраться в том, что такое литургия и почему она дошла до наших дней именно в таком виде, стоит почитать серьезных исследователей и публицистов. Могу рекомендовать, например, такие книги в электронном формате:

Да и вообще не помешает вся подборка текстов на «азбуке веры»

Там мы узнаем, среди прочего, что проскомидия – это по-гречески принесение, подношение. То самое приношение хлеба и вина для последующего причащения. Только если раньше хлеб и вино (и масло для лампад, и ладан и пр.) люди приносили свое, приготовленное своими руками, то теперь люди просто жертвуют деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку и дрожжи, пекут просфоры, закупают вино и прочее, необходимое для совершения службы.

Проскомидия что это такое

Кстати, просфора тоже переводится как приношение. Это круглый хлебец из дрожжевого пшеничного теста, состоящий из двух частей. На верхней части есть выпуклое изображение креста и буквы ИС ХС НИ КА, что с греческого переводится как «Иисус Христос побеждает (смерть)».

Вино в Русской Церкви используется красное, крепкое, сладкое. Оно называется «кагор», но к одноименной французской винодельческой провинции отношения практически не имеет. Главное, чтобы оно было натуральным и не теряло своих вкусовых качеств при разбавлении водой.

Но перед тем, как приготовить это к последующей службе, священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (мы говорим – облачается) в особые священные одежды, символика, цвета и форма которых – разговор особый. Тем самым подчеркивается, что предстоящее богослужение – это не обычное человеческое мероприятие, а а священнодействие, превосходящее обычные действия, направленное ввысь, отрешенное от суеты.

В храме в это время полумрак, все врата закрыты. Людей в храме еще мало. Священник произносит прославляющий Бога возглас, и чтец негромко читает 3-й и 6-й часы – комбинацию псалмов и молитв. Основная тема 3-го часа – схождение Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, а 6-го распятие Христово.

В это время внутри алтаря священник на небольшом столе – жертвеннике в левой, северной части алтаря – при чтении особых молитв вырезает из большой просфоры особым ножом – копием – куб, называемый Агнцем, символизирующим пасхального ягненка Ветхого Завета и Христа одновременно, и кладет его на металлическое блюдце на ножке – дискос. Вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Это символ единства Христовой Церкви всех поколений и эпох. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. Отдергивается завеса при Царских вратах в центре иконостаса. Сосуды, алтарь и весь храм кадится благоуханным дымом ладана.

Священник в это время продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших и ждет окончания чтения часов, чтобы начать вторую часть литургии – Литургию оглашенных или Литургию Слова.

Источник

Что такое проскомидия?

Проскомидия что это такое

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

Проскомидия что это такоеТайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

Из остальных просфор вынимают части

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *