Проскальзывающее сцепление на мотоцикле что это
Проскальзывающее сцепление на мотоцикле что это
Проскальзывающее сцепление. Надо ли? Как работает? Какие задачи решает?
Мода на спортивный тюнинг среди начинающих мотогонщиков не проходит, несмотря на кризис и дороговизну большинства няшек. Покупателю предлагается настолько огромный выбор возможных улучшений его байка, а значит и качества его езды, что глаза разбегаются. Я уже писала как-то, что не весь тюнинг одинаково полезен и необходим в данный момент времени и при его выборе имеет смысл применять рациональный подход. Выбирая помощников и улучшателей в соответствии с уровнем своего развития и действительной потребности, а не скупая все подряд, превращая свой мотоцикл в пушку, на которой, к удивлению, все равно не получится сильно ускориться.
Последовательность в улучшении байка помогает более правильно развиваться гонщику. Если мы говорим не о профессиональном спортсмене. Если умения гонщика не позволяют использовать все возможности стокового мотоцикла, а время круга далеко от топа, то в первую очередь должна быть прокачка скилла, а уже во вторую прокачка мотоцикла и именно с целью дополнить его для более быстрого развития себя, а не для замены тюнингом отсутствующих навыков.
Как же это работает на современном спортбайке?
Две части ступицы проскальзывающего сцепления соединены между собой клиновидными выступами. Когда осуществляется передача момента от двигателя к колесу, выступы воздействуют на ступицу прямой стороной, а при обратном направлении скошенной стороной, двигаясь наружу и разъединяя диски сцепления. Это и есть проскальзывание, которое происходит в момент понижения передачи гонщиком.
В итоге это ограничивает крутящий момент двигателя, давая больше стабильности торможению, снижая возможность блокировки колеса.
Вся хитрость в том, что ведомые диски сцепления в итоге не имеют прямой связи с первичным валом трансмиссии, в отличии от механизма действия обычного сцепления.
В движении это происходит так:
Перед поворотом нам требуется погасить скорость, а значит перейти с пика мощности и самой высокой передачи на передачи ниже. При этом скорость падает, а обороты на каждой следующей передаче все больше.
При торможении и понижении передач возникает обратный крутящий момент, который передаётся от заднего колеса через трансмиссию к ведомым дискам сцепления.
Ведущие диски создают сопротивление вращению ступицы муфты, поскольку напрямую связаны с коленвалом и находятся в контакте с ведомыми дисками. Муфта же разрывает связь ведомых дисков и первичного вала трансмиссии.
Ступица муфты может двигаться вдоль оси вала и под воздействовием силы трения и обратного крутящего момента отводит пружины корзины сцепления.
Теперь ведущие и ведомые диски сцепления скользят между собой до момента выравнивая угловых скоростей.
Существует несколько различных технических решений обгонной муфты.
Кулачковые, шариковые, зубчатые муфты.
Заводы-производители мотоциклов используют простейшие решения, порой не дающие точной работы механизма и все же допускающей блокировку колеса, хоть и не столь сильную, как была бы без применения обгонной муфты. Но чаще всего требующей либо перегазовки для спокойствия, либо ювелирной работы с рычагом сцепления для быстрого скидывания передач и не допуска блокировки.
Спортивные производители применяют более выверенные решения и за счет используемых материалов, находок в части возможностей пружин и регулирования давления нажимного диска, а также технологии для наилучшего проскальзывания создают продукты, обеспечивающие гарантированную точную работу муфты и полностью убирают возможность блокировки колеса.
Такие муфты имеют возможность регулировки и требуют правильного подбора пружин, поскольку они снижают эффект торможения двигателем. Поэтому новичкам может оказаться не так просто работать на таком мотоцикле.
Но в целом, этот элемент все же в списке must have для развития, поскольку позволяет сосредоточиться на более важных вещах и получить стабильный мотоцикл на торможении. И более плавный переход в ускорение.
В современном спорте несмотря на наличие на мотоциклах стабилизирующей и управляющей электроники, а в некоторых командах Moto GP и новейших технологий в коробках передач, снижающих потери на переключениях, все же все равно используется проскальзывающее сцепление ведущих производителей, таких как STM, Suter и других.
Отработка зоны проскальзывающего сцепления
Лишь при медленной езде, при скорости движения 5-6 км. в час (быстрая ходьба). Именно при этой скорости следует оставаться в «золотой середине» не выжимая и не отпуская полностью сцепление. Обороты при этом должны быть около 1500. Это в два раза больше, чем холостых. Как определить обороты двигателя? На слух или при помощи тахометра.
Вам необходимо научиться удерживать постоянный газ. При этом немного надавите на педаль заднего тормоза и добавьте мощности на заднее колесо. Видите, мотоцикл держится прямо. Держите голову прямо, смотрите прямо перед собой, сфокусировав взгляд на расстоянии 2 метров над землей и 100 метров вперед. Никогда не смотрите вниз!
Как убедиться, что вы находитесь в «золотой середине» сцепления?
Если вы выбрали правильное положение рычага, то, даже добавляя обороты, вы не станете разгоняться. Выполняя все эти три приема, важно держать обороты постоянными.
Как правильно определить, что вы двигаетесь с необходимой скоростью (5-6 км. час) для отработки приемов?
Вы можете попросить кого-то идти быстрым шагом рядом с вашим мотоциклом.
Что делать, если у вас сохраняются проблемы с определением зоны проскальзывания сцепления
Поставьте ногу на тормоз и надавите на него с достаточной силой. Затем добавьте оборотов и начинайте потихоньку отпускать сцепление. Как только почувствуете, что мотоцикл начал сопротивляться тормозу, отпустите тормоз и начинайте движение.
Ещё один способ определить зону проскальзывающего сцепления: сядьте на мотоцикл и начинайте движение ногами «по-утиному», давая газу и сцеплению проделывать необходимую работу. Этот способ хорош на первых порах, пока вы не научитесь ощущать мотоцикл всем телом. Просто выжмите сцепление, добавьте немного газа и тихонько перебирайте ногами по земле. Вот это и есть «золотая середина», необходимая вам. Как только почувствовали её, отпустите чуть-чуть сцепление, подберите ноги и вперед… Попробуйте погазовать. Мотоцикл при этом не набирает скорость? Вы там, где нужно.
Есть ли какие-то приемы для определения, что ты действительно движешься на проскальзывающем сцеплении?
Да, есть один достаточно интересный способ. Для него вам понадобится небольшой деревянный брусок 5х10 сантиметров длиной до полуметра. Положите его под заднее колесо мотоцикла. Смысл в том, что вам необходимо переехать его так, чтобы он остался лежать на земле неподвижно. Если после того, как вы переехали через брусок, он с силой вылетел из-под колеса, значит, необходимо продолжить работу над наработкой навыка управления в зоне проскальзывания сцепления.
МотоФорум.RU/Форум
Проскальзывающее сцепление
Проскальзывающее сцепление
#1 Сообщение Kiberg » Сб ноя 11, 2017 18:43
Re: Проскальзывающее сцепление
#2 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 19:06
Re: Проскальзывающее сцепление
#3 Сообщение Kiberg » Сб ноя 11, 2017 19:29
Re: Проскальзывающее сцепление
#4 Сообщение tartar » Сб ноя 11, 2017 20:32
Re: Проскальзывающее сцепление
#5 Сообщение Thug » Сб ноя 11, 2017 20:57
Re: Проскальзывающее сцепление
#6 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 21:05
Re: Проскальзывающее сцепление
#7 Сообщение Hootsik » Сб ноя 11, 2017 21:25
Re: Проскальзывающее сцепление
#8 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 21:53
Re: Проскальзывающее сцепление
#9 Сообщение sergek1985 » Сб ноя 11, 2017 21:56
ПС. Следующий мот буду брать ТОЛЬКО с проскальзывающим сцеплением, АБС и трекшном.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Исправное сцепление дает водителю возможность точно дозировать крутящий момент двигателя при передаче его на вал коробки передач и дальше на колеса. На дорожных мотоциклах это важно в момент старта, при развороте на узкой дороге и, особенно, при движении в городских пробках.
На эндуро же работа сцеплением и вовсе неоценима при проезде сложных препятствий.
Об износе сцепления могут свидетельствовать шум в картере, тугой выжим рычага или вибрации. Но ни один из этих симптомов в отдельности еще не является приговором. Например, шум может быть нормой для данной модели мотоцикла, к тому же, как правило, его издают вращающиеся без нагрузки шестерни коробки передач. Вибрации в момент старта встречаются чаще на абсолютно новых мотоциклах, когда диски сцепления еще не притерлись.
Более серьезный симптом — пробуксовка сцепления: рычаг отпущен, а жесткой связи двигателя с колесами нет. Мотоцикл может ехать, но стоит прибавить газ, как обороты мотора начинают расти быстрее, чем скорость движения, словно вместо механической коробки у вас гидромеханический «автомат». В начальной стадии пробуксовка проявляется только на высших передачах, но уже за полдня активной езды сцеплению приходит конец. Поэтому при первых признаках его пробуксовки необходимо остановиться. Если привод тросовый, проверяем свободный ход и легкость перемещения троса. При отпущенном рычаге трос натянут? Подкрутим регулировочную гайку, чтобы трос ослаб. Лучше проверять свободный ход рычага на валу привода (1-2 мм на конце рычага) — так мы одновременно убедимся, что трос не перетянут и не застревает в оболочке. Сам собой трос разрегулироваться не может, должна быть какая-то причина. Если он зацепился за что-нибудь, например, в лесу, упор оболочки может выскочить из углубления, создав натяжение. Поэтому обратите внимание на то, как установлен трос.
Если после регулировки признаки пробуксовки исчезнут, считайте, что вам повезло: на мотоцикле можно ездить. Но такое случается редко. Если же сцепление буксует и при правильной регулировке троса, значит пора его менять. Не спеша, желательно на низших передачах направляйтесь к месту ремонта, стараясь свести пробуксовки к минимуму. На многих современных байках применен гидравлический привод сцепления.
Он не предполагает никаких регулировок и в принципе не может стать причиной пробуксовки сцепления. Поэтому пробуксовка на таких мотоциклах практически всегда является признаком серьезного износа узла.
Бывает и другая картина — сцепление «ведет»: рычаг выжат до конца, а мотоцикл пытается ехать вперед. Передачи переключаются с трудом, а «нейтраль» поймать почти невозможно. В холодную по году это нормально; когда застывшее масло прогреется, все исправится. Но если мотоцикл провел зиму в «спячке», диски могут крепко «склеиться» между собой. Чтобы их разъединить, порой приходится проезжать несколько километров (желательно при этом поиграть «газом» и тормозом, выжав левый рычаг до упора). В особо тяжелых случаях диски схватывает так, что даже тронуться невозможно. Тогда работает следующая схема: два друга пихают ваш мотоцикл взад-вперед, а вы на правах хозяина восседаете на нем, нагружая заднее колесо и выжав рычаг сцепления. На третий- четвертый их диски обычно проворачиваются. Иначе придется узел разбирать.
Если сцепление стало «вести» в ходе эксплуатации, вновь обращаемся к регулировкам троса. Возможно, его свободный ход великоват. Уменьшите его, но помните, что небольшой люфт на конце рычага должен оставаться. Гидропривод также может стать проблемой, так как воздух в системе или надорванная манжета не дадут выжать сцепление до конца. Но если с тросом и гидравликой все хорошо, неисправность придется искать внутри.
На отечественных мотоциклах бывало, что неравномерно отрегулированные пружинки сцепления перекашивали пакет дисков и те продолжали тереться одной стороной, не давая полностью расцепиться приводу. Определить это несложно: смотрим, как ходят диски в корзине при нажатии на рычаг. Если неравномерно, вращаем один или нескольких винтов крепления пружин. В современных системах такое в принципе невозможно (винты затянуты до упора), и лишь крайне редко встречается искривление самих дисков.
Вскрывая картер силового агрегата для диагностики и ремонта (замены) сцепления нужно представлять, на что идешь. Во-первых, скорее всего (особенно на старом мотоцикле) понадобится новая прокладка крышки картера (старая расслаивается и рвется). Во-вторых, на некоторых мотоциклах для доступа «к телу» придется снимать приемную трубу глушителя (мешает вытащить крышку), а это не всегда легко и может привести к необходимости искать прокладку трубы, шпильки, гайки и т.п.. Проблема с неожиданно дефицитными запчастями касается и крепежа крышки — на некоторых мотоциклах винты одноразовые. В-третьих, если сцепление буксовало, промывка мотора и замена масла с фильтром — обязательная процедура. Наконец, понадобятся хороший инструмент и собственно комплект сцепления, желательно полный (фрикционы, стальные диски и пружины). Замечу, полевой ремонт предполагает куда меньше условностей. Так, прокладку крышки можно вырезать из любого ровного материала подходящей толщины — от картона до линолеума, а временно поджать диски поможет установка шайб под просевшие пружины.
Вас это не останавливает? Тогда будем считать, что подготовка проведена: крышка сцепления снята, прокладка порвана, одноразовые винты аккуратно лежат, ожидая повторного использования. Ничего страшного, об этом мы будем волноваться после того, как отремонтируем само сцепление.
8. Снимаем крышку и внимательно осматриваем ее прокладку (как правило, ее приходится менять).
9. Отворачиваем крепеж прижимного диска корзины.
Осторожно, не потеряйте пружины. Проверяем, равной ли они
длины.
10. Снимаем прижимной диск, запоминаем особенности и расположение дисков в корзине (на фото самый дальний диск
отличается от остальных цветом).
11. Оцениваем износ. Диски лучше менять комплектом.
12. В продаже встречаютсчи отдельные комплекты
фрикционных дисков (на фото), и стальных (они живут
дольше), и пружин (экономична них порой приводит к быстрому выходу из строя нового комплекта дисков).
13. Перед сборкой полезно промыть узел универсальным
очистителем и протереть насухо. А вот «мокрые» фрикционные диски перед установкой нужно пропитать маслом.
14. На резьбу винтов прижимного диска (и крепления крышки) перед установкой наносим синий (слабой фиксации) резьбовой герметик.
15. Затягиваем винты равномерно, предписанным моментом.
16. Осталось установить детали выжима сцеплениях. Главное-крышка должна легко встать на место, нельзя осаживоть ее силой — так легко поломать зубья на валу привода сцеплениях Не беда, что рычаг не встанет в нужное положение, его несложно переставить на шлицах. А вал с парой выкрошенных зубьев можно временно использовать, просто повернув его на 180°.
Откручиваем винты (часто с внутренними шестигранниками), крепящие пружины сцепления и прижимной диск, но сами диски вынимать не торопимся. Необходимо отметить особенности расположения дисков в корзине. Многодисковые системы грешат повышенным шумом в момент полного выжима сцепления, и когда в КП включена «нейтраль». Шум создают венцы дисков, слег¬ка ударяющиеся о края прорезей в корзине сцепления. Снизить шум можно было бы, уменьшив зазор между венцами и корзиной, но тогда увеличивается риск подклинивания дисков при нагреве. Поэтому обычно один фрикционный диск, чаще верхний, ставят в специальные пазы, слегка меньшие по ширине. Этот диск практически не перемещается вдоль пазов и, соответственно, не клинит, но при этом, будучи прижат к остальным дискам, сдерживает их болтанку внутри корзины. Иногда для этой же цели делают на всех дисках один венец уже других, а на корзине более узкий паз. Бывает, что некоторые фрикционы имеют меньшую ширину рабочей поверхности или другие отличия. Всех не перечислить, и именно поэтому при первой разборке нового узла обратите внимание на нюансы. Вынув диски, легко определить, что с ними случилось. Фрикционы (те, что с бумажными, пластиковыми или пробковыми секторами по всей окружности) обычно коричневатого или зеленоватого цвета. Почернение и запах гари для них приговор. Такой же смертный, как для промежуточных металлических дисков деформация или окрас в цвета побежалости.
Износить сцепление, правильно управляя мотоциклом, довольно сложно. Как правило, на это уходит около 40 тыс. км. Но бывает и так, что изношенное сцепление гарью не пахнет. Просто общая толщина пакета дисков уменьшается, как и трение между ними. При больших пробегах мотоцикла изнашивается и сама корзина. На гранях ее продольных прорезей появляется выработка, затрудняющая движение дисков и плавный выжим сцепления. Неглубокую выработку можно аккуратно выровнять напильником, хотя, конечно, это крайняя мера и лучше поменять корзину на новую. (Для отворачивания гайки ее крепления достаточно включить в КП высшую передачу, ногой нажать на педаль тормоза, а рукой тянуть за ключ. При определенном навыке ни спецприспособления, ни даже помощник не нужны.)
Перед установкой новых дисков обязательно пропитайте их моторным маслом и внимательно следите за правильной последовательностью их установки в корзину. Очень важно не превысить момент затяжки винтов, стягивающих пружины сцепления. Он небольшой, и резьбу в дюралевом барабане легко сорвать.
Пружины — еще один важный элемент узла. Для дорожных мотоциклов применяют не слишком жесткие пружины, чтобы рука не уставала при частых выжимах сцепления. Но если вы используете мотоцикл для гонок, лучше поставить пожестче. Ведь сцепление будет активно работать лишь один раз — во время старта. Кстати, гоночные комплекты сцепления выдерживают только два быстрых старта подряд. Что уж говорить об обычных, дорожных. Помните об этом, если решите поучаствовать в уличном драгрейсинге.
Все сказанное выше относится к наиболее распространенному на мотоциклах типу сцепления — многодисковому, в масляной ванне.
Но бывают и другие. Ducati, например, славится многодисковым «сухим» сцеплением. Очень шумное, оно, тем не менее, создает меньшее сопротивления вращению.
BMW испокон веков использует на своих «оппозитах» удобное, с точки зрения компоновки, сухое однодисковое сцепление автомобильного типа. Сухое сцепление не любит долгих пробуксовок и с этой точки зрения уступает «мокрому». Но у него есть и серьезный плюс — ему абсолютно все равно, какое масло залито в двигатель. Именно поэтому не рекомендуется в мотоциклы с обычным (мокрым) сцеплением заливать автомобильные масла с антифрикционными присадками, а также любые модификаторы трения и прочие автомобильные БАДы. Пробуксовка не заставит себя ждать.
Напоследок совет начинающим мотоциклистам: не жалейте времени на тренировку умений работы с рычагом сцепления. Это жизненно важный орган управления. Вам необходимо в совершенстве владеть навыком плавного старта и уметь быстро стартовать, уметь разворачиваться на ограниченном пространстве и переключать передачи «вниз» при экстренном торможении. Без этого невозможно качественно управлять мотоциклом и получать от езды настоящее удовольствие.
Когда пора менять сцепление на мотоцикле
На современных мотоциклах установлено сложное сцепление, которое позволяет плавно начинать движение, переключать передачи, без рывков останавливаться. Оно защищает двигатель и трансмиссию от ударных нагрузок и поломок. Обычно внутри корзины сцепления помещен барабан с несколькими дисками – их количество варьируется от модели к модели. Однако проскальзывающее сцепление может представлять серьезную угрозу для райдера, поэтому важно вовремя заменить или отремонтировать этот узел.
Устройство сцепления для мотоцикла
Сцепление передает крутящий момент с двигателя на привод заднего колеса. Мотоциклисты часто считают его расходником, поскольку этот узел требует регулярной замены. Хотя механизм быстро изнашивается, его нужно точно настраивать. А чтобы продлить срок эксплуатации узла, райдеру следует аккуратно и умело управлять мотоциклом.
Как работает корзина сцепления? Снаружи она соединена с коленвалом, а внутри – с первичным валом КПП. Конструкция также включает диски и пружины, которые обеспечивают их сжатие. Механизм работает на силе трения, которая возникает между дисками. Если фрикционные элементы шершавые, то металлические детали имеют абсолютно гладкую поверхность. Когда пружины их сжимают, крутящий момент передается на коробку передач. Когда райдер выжимает сцепление, диски не соприкасаются, поэтому вращение не передается от двигателя.
Почему проскальзывает сцепление
Когда изнашивается этот узел, то появляется вибрация, посторонний звук в картере, а выжим рычага становится тугим. Но полагаться на эти «симптомы» не стоит, поскольку они могут возникать и при полностью исправном сцеплении, а иногда и вовсе являются нормой для определенной модели байка. Другое дело – пробуксовка при переключении, она почти наверняка сигнализирует о проскальзывающем сцеплении. Не откладывайте техобслуживание, если заметили такие тревожные признаки:
Причины неисправности могут быть разными. Одна из самых распространенных – переохлаждение, когда масло теряет свои свойства, и диски перестают двигаться. В таком случае, чтобы исправить положение, достаточно тщательно прогреть масло, а также многократно выжать и отпустить газ.
Иногда неопытные райдеры покупают масло повышенной вязкости для езды в холодное время года. Это чревато неполным выключением сцепления. Однако для решения нужно только заменить масло менее вязким. Могут быть и другие трудности, но вызванные низким качеством масла. Необязательно сам райдер экономит таким образом; случается, что ему заливают подделку на станции техобслуживания. Поэтому важно покупать масло у официальных представителей бренда. Но если вы подозреваете, что дело в низком качестве смазывающего вещества, обновите масло.
Иногда решить проблему помогает отрегулирование узла: если трос перетянут или наоборот, механизм не будет работать корректно. Но если и это не помогает, придется разобрать корзину. Ремонт может потребовать замены фрикционных дисков. Чтобы понять, оправданы эти меры или нет, надо сравнить их нормативную толщину с фактической. Все необходимые параметры должны быть указаны в сервисной документации к байку.
Впрочем, сбои в работе узла происходят, когда недостаточное давление пружин – они также со временем перестают работать. Поэтому может потребоваться их полное обновление. Реже всего райдеры сталкиваются с необходимостью заменить гладкие металлические элементы механизма или обновить корзину полностью. Но и такие меры могут потребоваться при неправильном использовании или после аварии.
Замена сцепления на мотоцикле
От исправности этого узла зависит ваша безопасность на дороге, поэтому мы рекомендуем не ремонтировать его самостоятельно, но доверить задачу специалистам. Однако в экстренных случаях может потребоваться заменить диски и пружины своими руками. Пусть для вас не будет неожиданностью, что это не та процедура, которую можно выполнить за полчаса. Обслуживание механизмов соединения двигателя с КПП – затратная задача, которая требует времени и сил. Разобрать коробку у вас получится только при помощи специальных инструментов и сервисного мануала.
Порядок действий при разборке корзины:
Перед тем как начать собирать корзину, специалисты рекомендуют вымочить все детали в моторном масле. Используйте то же самое, которое планируете заливать. После этого приступайте к сборке, не забывая сверяться с мануалом и своими заметками, чтобы каждый элемент оказался на своем месте. У первого и последнего элемента должны быть прокладки, которые меняются во время обслуживания. Без них собирать корзину нельзя. Для затяжки пружин возьмите динамометрический ключ. Закрыв коробку и присоединив трос, выставьте его натяжение так, чтобы было около 15 мм свободного хода.
Как выбрать диски сцепления для мотоцикла?
Все детали механизма подбирают строго под модель. Запчасти заказывайте по номеру, указанному производителем байка. Можно использовать и аналоги с сертификатами от надежных брендов. Их продают комплектами, и это избавляет вас от риска ошибиться с необходимым количеством запчастей. Однако в продаже есть разные наборы:
Часто меняют фрикционные сегменты, но специалисты советуют обновлять и пружины (набор недорогой). Следите за тем, чтобы диаметр и характеристики запчастей в комплекте точно соответствовали старому оснащение. Цветовая гамма и рисунок на фрикционных элементах может разниться – это несущественно. А вот материалу покрытия стоит уделить внимание: оно может быть органическим или синтетическим. Рекомендуем синтетику: она хоть и обходится дороже, зато служит дольше и выдерживает большие нагрузки.
Никогда не покупайте комплект от неизвестных брендов без сертификатов. Они часто нарушают работу байка, что приводит поломкам двигателя, и в конечном итоге – к дорогостоящему ремонту.
Что делать для продления срока службы сцепления
Как долго этот узел не потребует замены, зависит от того, как райдер водит и какой у него опыт в этом. Но не меньшее значение имеет качество моторного масла. Чтобы продлить ресурс механизма, учитывайте рекомендации производителя байка по вязкости масла и не экономьте на нем. В конечном счете дешевле потратиться на хорошее моторное масло от известного бренда, чем часто ремонтировать байк.
Наблюдайте за уровнем масла и соблюдайте сроки его обновления. В среднем период работы моторного масла – 6 тысяч километров. В спортивном случае нужно ориентироваться на 5 моточасов. Если вовремя не менять масло, можно сжечь механизмы. Спортивные водители вообще меняют расходники намного чаще тех, кто ездит по городу.
Главное – не ездите с выжатым газом, не допускайте жжения резины. Следите, чтобы ручка была выжата полностью, когда переключаете передачи.