Прощеное воскресенье что это за праздник

Праздник Прощеное воскресенье — 1 марта 2020 года

Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом. Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово.

История и происхождение празднества

В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории — изгнание из рая нашего праотца Адама. Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе.

Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.

Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей.

Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь.

В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения.

Интересно! Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой.

Духовный смысл прощения

Главная цель этого дня — взаимное прощение. Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать.

Важно пройти через личную гордыню, смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека.

История Мытаря и Фарисея

Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают. Именно тут и вспомним историю.

Фарисей жил праведно, молился, соблюдал пост по средам и пятницам, поэтому считал себя правильнее и умнее других. Мытарь служил захватчикам, собирал налоги с людей, за что они его люто ненавидели. Он понимал свое гнусное положение, поэтому непрестанно молил у Бога прощения.

В результате Всевышний внял мольбе Мытаря и отверг прошение горделивого Фарисея, пытавшегося вознести себя пред другими.

Как правильно просить прощения и прощать

Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться.

У кого необходимо просить прощения? В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью.

Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.

Забыв обиду, каждый человек почувствует облегчение и не будет более «накручивать» себя, переживать болезненные моменты, а жалеть себя — бесполезное занятие.

Русские обычаи

Языческие обычаи

С днем Прощенного воскресенья связано множество обрядов, многие из которых принадлежат языческим временам.

Древние славяне отмечали Масленицу — День прощания с зимой, его дата совпадала по времени с православной Сырной седмицей. После Крещения Руси этот день был преобразован в Прощенное воскресенье, а веселые обычаи этих праздников сплелись воедино.

Славяне в древности очень широко, бурно и разгульно отмечали Проводы зимы, что, по их уверению, приближало долгожданное начало весны. В этот день люди устраивали шумные игры, пляски, катались на санях, качелях и каруселях, поедали блины и сжигали Масляничное чучело.

Блины считались символом праздника, они внешне напоминали собой теплое летнее солнышко. Ведь даже возникновение празднования было напрямую связано с их выпеканием. Блины готовили на протяжении всей Сырной седмицы, ведь в это время уже нельзя вкушать мясо. Первыми испеченными блинчиками по обычаю за большим семейным столом поминали усопших родственников, а после домашней трапезы блины относили на погост к могилкам или раздавали нищим на улице для поминовения.

Масленица несла в себе элементы культа плодородия. Земля оживала, напитывалась последним зимним снежком, наливалась силой. Масляничные обряды были призваны освятить землю, дабы она даровала щедрый урожай, что для крестьян того времени считалось главной ценностью.

Кульминацией праздничных гуляний было сжигание чучела. Его сооружали в понедельник Масленичной недели из соломы и старых тряпок, усаживали на сани и оставляли на возвышении, где воскресным вечером возжигали высокие костры, чтобы их увидели жители соседних деревень.

Если же чучело увозили за пределы деревни, то это шествие выглядело настоящим карнавалом: впереди процессии шел парень, одетый в рогожу и изображавший попа, машущий лаптем как церковным кадилом. Следом на «клоуном» бежали все жители деревни от мала до велика с шумом, гамом и кривлянием.

Разжигание костров было призвано поскорей разбудить весну, а прыганье через него для язычников считалось неким обрядом очищения.

После сожжения чучела люди возвращались домой и ложились спать. Утром, оставшийся от кострища пепел, жители деревень собирали и разбрасывали в поле. Считалось, что тем самым они привлекают богатый урожай.

Православная церковь всегда негативно относилась к языческим традициям отмечания Масленицы.

В православной традиции Масленица — это предуготовительная неделя пере длительным Великим постом. В эти дни православные христиане уже не едят мяса, но еще вкушают молочные продукты, яйца. Поэтому традиция печь блины очень подходит для этой недели. Но не стоит забывать, что блины — это просто еда, а не символ Солнца.

Не стоит православным христианам участвовать и в сжигании чучела и других языческих культовых обрядах. Все они построены на суевериях, которые не имеют ничего общего с христианством.

Праздничная трапеза

На Прощенный день принято готовить много различных угощений, приглашать в дом гостей.

В последнюю неделю пред Великим постом православные хозяйки в избытке пекут блины с различными начинками, угощают ими соседей, друзей и нуждающихся.

О кухне в православии:

Отличное угощение — вареники с сырной или творожной начинкой. А в некоторых семьях существует традиция: последнее блюдо, которое подается на стол — это обычная яичница.

Традиция Прощеного воскресенья несет пользу современным людям. Мы редко замечаем те моменты, когда делаем больно ближним. Просьба о прощении друг у друга раз в единственный день в году способствует избавлению от чувства вины, снимает тяжкий груз с души. Но очень важно открыть свою душу для того, кто хочет испросить прощения у вас.

Прощенное воскресенье — день не простой, как кажется мирянам. Для православного человека это особая дата, время усиленной работы над собой. Ведь каждый христианин мечтает быть и жить с Господом как на земле, так и на Небе, обрести Спасение. А это возможно лишь тогда, когда в сердце не будет вражды, злости, осуждения, неприязни.

Сердце, преисполненное миром — это священное благо, дарованное на Отцом Небесным.

Источник

Прощеное воскресенье что это за праздник

Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.

Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.

В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».

В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.

В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:

Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.

В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».

В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».

Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.

В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:

Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.

Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.

В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».

В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.

В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:

«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».

Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.

«В Прощеное воскресенье замужние женщины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками, и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Этот обряд совершался для будущего урожая льна».
Николай Белов, «Русский народный календарь: обычаи, поверья, приметы на каждый день»

В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».

В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».

Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.

В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:

«Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Источник

Прощёное воскресенье

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста (Неделя сыро­пуст­ная).

Назы­ва­ется так потому, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма или мона­стыря по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ние.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ние.

Прощеное воскресенье что это за праздник

В Про­щё­ное вос­кре­се­нье при­нято испра­ши­вать про­ще­ние и при­ми­ряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближ­ними, на работе с сослу­жив­цами. Совер­ша­ется это при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: дела­ется поклон (пояс­ной или земной) и гово­рится: «Прости меня, (имя), в чем согре­шил пред тобою», – дела­ется ответ­ный поклон со сло­вами: «Бог тебя про­стит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя про­стит, и я прощаю», – и совер­ша­ется трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние.

Обычай испра­ши­ва­ния про­ще­ния нака­нуне Вели­кого поста вос­хо­дит к глу­бо­кой цер­ков­ной древ­но­сти, когда подвиж­ники ухо­дили на весь пост из горо­дов и мона­сты­рей в пустыню и, не зная, все ли они вер­нутся к Пасхе из этого труд­ного подвига, про­ща­лись и при­ми­ря­лись друг с другом.

Исто­рия чина про­ще­ния

Чин про­ще­ния появился в мона­стыр­ской жизни еги­пет­ских мона­хов. Перед наступ­ле­нием Вели­кого поста, чтобы уси­лить подвиг молитвы и под­го­то­виться к свет­лому празд­нику Пасхи, монахи рас­хо­ди­лись по одному по пустыне на все сорок дней поста. Неко­то­рые из них уже не воз­вра­ща­лись обратно: кто-то был рас­тер­зан дикими зве­рями, другие погибли в без­жиз­нен­ной пустыне. Потому, рас­хо­дясь, монахи про­сили друг у друга про­ще­ния за все воль­ные или неволь­ные обиды, как перед смер­тью. И конечно, сами от души про­щали всех. Каждый пони­мал, что их встреча в пред­две­рии Вели­кого Поста может ока­заться послед­ней. Для того и суще­ство­вал чин про­ще­ния – чтобы быть при­ми­рен­ным и про­щен­ным со всеми и – бла­го­даря этому – с Самим Богом.

С тече­нием вре­мени эта тра­ди­ция пере­шла в бого­слу­же­ние всей Церкви. В доре­во­лю­ци­он­ной России, напри­мер, суще­ство­вал обычай царю испра­ши­вать про­ще­ния у свои под­дан­ных. С этой целью царь объ­ез­жал войска и просил про­ще­ния у солдат, посе­щал мона­стыри, где просил про­ще­ния у их братии, при­ез­жал к архи­ереям, чтобы и у них попро­сить про­ще­ния.

Бого­слу­же­ние

Вече­ром в Про­ще­ное вос­кре­се­нье совер­ша­ется все­днев­ная вечерня с чином про­ще­ния, с кото­рой и начи­на­ется св. Четы­ре­де­сят­ница.

Совер­ша­ется вход с кади­лом, ради пения вели­кого про­кимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот вели­кий про­ки­мен, кроме сыро­пуст­ного вос­кре­се­нья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (вос­кре­се­нья) Вели­кого пос­та.

Прощеное воскресенье что это за праздник

Пением вели­кого про­кимна завер­ша­ется празд­нич­ное вос­крес­ное бого­слу­же­ние, и от Спо­доби Гос­поди (чита­ется сразу после про­кимна) начи­на­ется вели­ко­пост­ное. Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в темные, посто­вые обла­че­ния. Свя­щен­ник про­из­но­сит про­си­тель­ную екте­нию Испол­ним вечер­нюю молитву, а хор поет на каждое про­ше­ние особым, посто­вым рас­пе­вом.

После стихир на сти­ховне, чтения Ныне отпу­ща­еши и Три­свя­того по Отче наш поются вели­ко­пост­ные тро­пари с вели­кими покло­нами после каж­дого тро­паря. После молитвы Небес­ный Царю свя­щен­ник про­из­но­сит молитву св. Ефрема Сирина Гос­поди и Вла­дыко живота моего с тремя покло­нами.

После отпу­ста вечерни совер­ша­ется Чин про­ще­ния:

На солею выно­сятся и пола­га­ются на ана­лоях напре­столь­ный Крест, иконы Спа­си­теля и Бого­ро­дицы. Насто­я­тель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обра­ща­ется к при­сут­ству­ю­щим с поуче­нием о хри­сти­ан­ском про­ве­де­нии поста и испра­ши­вает про­ще­ния грехов у причта и народа, говоря: «Бла­го­сло­вите мя, отцы святии и братия, и про­стите ми, греш­ному, елика согре­ших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствы». Сказав это, он земно кла­ня­ется народу. Все отве­чают ему земным покло­ном и гово­рят: «Бог про­стит тя, отче святый. Прости и нас, греш­ных, и бла­го­слови». В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях гово­рят иначе: «Бог про­стит тя, отче святый. Помо­лися о нас, греш­ных», что вполне согласно с Уста­вом. На это слу­жа­щий свя­щен­ник (как пра­вило, насто­я­тель) отве­чает: «Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех нас». Затем насто­я­тель берет напре­столь­ный Крест. Все свя­щен­но­слу­жи­тели в порядке стар­шин­ства при­кла­ды­ва­ются к иконам на аналое, под­хо­дят к насто­я­телю, целуют Крест и лобы­за­ются с насто­я­те­лем и друг с другом в рамена (плечи), вза­имно испра­ши­вая про­ще­ния. За ними идут миряне, при­кла­ды­ва­ются ко Кресту, целуют иконы, кото­рые обычно держат свя­щен­но­слу­жи­тели, и испра­ши­вают про­ще­ния у причта и друг у друга. В Типи­коне ничего не ска­зано о пении каких-либо пес­но­пе­ний во время чина про­ще­ния. Крат­кое ука­за­ние: «И целуем святыя и честныя иконы» преду­смат­ри­вает совер­ше­ние этого обряда в мол­ча­нии. Во время чина про­ще­ния в неко­то­рых храмах при­нято петь «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «На реках Вави­лон­ских…» и др., а также сти­хиры Пасхи, закан­чи­вая сло­вами: «И тако возопиим».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа чина про­ще­ния свя­зана с древ­ней тра­ди­цией еги­пет­ского мона­ше­ства. Согласно этой тра­ди­ции, на время поста перед Пасхой) (Четы­ре­де­сят­ни­цей) иноки уда­ля­лись в без­люд­ные пустын­ные места. Там они уси­ли­вали аске­ти­че­ские подвиги, пре­да­ва­ясь сосре­до­то­чен­ной напря­жен­ной молитве и пока­я­нию, ради осо­бого внут­рен­него очи­ще­ния, достой­ного при­го­тов­ле­ния к Пасхе.

Однако прежде чем поки­дать стены оби­те­лей, братия соби­ра­лись для сов­мест­ного бого­слу­же­ния. Это про­ис­хо­дило в послед­ний день Сырной сед­мицы. В этот день братия при­ми­ря­лись во Христе, испра­ши­вали друг у друга про­ще­ния, забы­вали нако­пив­ши­еся обиды, зару­ча­лись бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии вечерни монахи рас­хо­ди­лись.

Эта добрая мона­ше­ская тра­ди­ция глав­ным обра­зом была свя­зана с запо­ве­дью Христа о про­ще­нии ближ­ним их пре­гре­ше­ний ( Мф.18:21-22 ), хра­не­нии мира, любви ( Мк.12:31 ).

Между тем, была на то и част­ная при­чина. Уходя в полу­ди­кие края, братия под­вер­гали свои жизни потен­ци­аль­ной опас­но­сти: многие не знали, вер­нутся ли они к Пасхе, и даже — вер­нутся ли они вообще. Думая об этом, они пони­мали, что дру­гого случая про­стить своих ближ­них и испро­сить у них про­ще­ния самому могло не пред­ста­виться. Кто же хотел уме­реть без про­ще­ния, вне мира с бра­ти­ями?

Впо­след­ствии тра­ди­ция испра­ши­вать про­ще­ния и при­ми­ряться с ближ­ними нака­нуне Вели­кого поста полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние среди мирян. Такая прак­тика помо­гает лучше настро­иться на пока­я­ние, при­сту­пить к соблю­де­нию поста в воз­вы­шен­ном состо­я­нии духа.

Чин про­ще­ния в Церкви соеди­ня­ется с вечер­ней и совер­ша­ется после отпу­ста. Общие его черты таковы.

Насто­я­тель совер­шает земные поклоны перед пред­ва­ри­тельно выне­сен­ным на солею напре­столь­ным кре­стом, ико­нами Иску­пи­теля и Божьей Матери, затем бла­го­го­вейно целует крест и иконы. После этого он обра­ща­ется к собрав­шимся с пас­тыр­ским уве­ща­нием. Потом искренне испра­ши­вает у всех про­ще­ния за грехи, кла­ня­ется со сми­ре­нием. При­сут­ству­ю­щие отве­чают ему ответ­ным покло­ном, про­из­но­сят: «Бог про­стит тя, отче святый».

Нако­нец, насто­я­тель берет напре­столь­ный крест. Прочие свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают (в соот­вет­ствии со стар­шин­ством) при­кла­ды­ваться к рас­по­ло­жен­ным на аналое иконам, под­хо­дят к насто­я­телю и при­кла­ды­ва­ются ко кресту. Затем они лобы­за­ются в плечи (рамена) с насто­я­те­лем и друг с другом; при этом просят друг у друга про­ще­ния.

Потом под­хо­дят пооче­редно миряне, целуют Крест, иконы, испра­ши­вают про­ще­ния у цер­ков­ного причта и один у дру­гого.

Помимо уча­стия в чине про­ще­ния, веру­ю­щие просят про­ще­ния дома, на работе и вообще везде, где уместно.

Источник

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио)

Прощеное воскресенье что это за праздник

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

Проповеди в Прощеное воскресенье

Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения. История установления

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Прощеное воскресенье что это за праздник

Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г.Калининграда

Чин прощения: порядок

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые ризы, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Прощеное воскресенье что это за праздник

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас той же.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Стих: К Тебе возведох очи мои:

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Прощеное воскресенье что это за праздник

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Прощеное воскресенье что это за праздникАнгельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Прощеное воскресенье что это за праздник

Святые отцы о прощении:

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом зале Московской консерватории 27 февраля 2008 г.

Статьи о прощении:

Современные пастыри о прощении:

Митрополит Вениамин (Федченков):

«…что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!» Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!»

Епископ Диоклийский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *