Прощенное воскресенье что говорить и что отвечать
Почему на Прощеное воскресенье отвечают «Бог простит»?
Почему на Прощеное воскресенье на слова человека «Прости меня!» принято отвечать «Бог простит!»?
На слова «Прости меня» православные искренне и от всего сердца отвечают «Бог простит и я прощаю», свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит.
Когда человек просит прошения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения.
Психолог Андрей Фомин
Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.
Протоиерей Димитрий Струев
Лицемерие, конечно же, бывает, его и стоит беречься.
Но всё зависит от того, как мы прощаем. Нужно различать две грани – личное прощение и пожелание, чтобы Бог обидчика простил. Предположим, Денис сделал мне подлость, просит у меня прощения, а я не имею сейчас сил его простить (хотя и понимаю, сделать это нужно), но я уверен в том, что, если он покается, Бог его простит, и я ему этого искренне желаю. Есть два разных источника прощения: моё личное (которое тоже важно) и собственно Божье. Многие люди, мы знаем, глубоко примирились с Богом, так и не получив прощения близких, которые их не поняли. Иногда и мне говорят: «Простите!», и, бывает, что отвечаешь: «Я на вас и не обижался, мне и прощать вам нечего, ну а Бог да простит вас».
Но как часто эти святые слова произносятся всуе! «Бог простит», «Спаси, Господи!», – сыплем мы, не вкладывая в них молитвенного обращения. А ведь без этого – главного, молитвы – они превращаются в сотрясание воздуха. Хотя… порой и этому «прости» можно радоваться.
Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом».
Думаю ещё, что если на просьбу о прощении ответить честно: «Денис, пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!», это сблизит нас больше, нежели лицемерное «прости» или делание вида, что ничего не произошло.
Протоиерей Михаил ЗАЙЦЕВ
Протоиерей Александр Ильяшенко
Ты подходишь к обидчику и говоришь: «Прости меня», а он: «А ну, пошёл отсюда». Колыхнётся у тебя в душе: «Всё, ах, ты такой-сякой, я хотел тебе пойти навстречу, а ты …» Это значит – ты ничто не простил, просто занимаешься самообманом
Прощеное воскресенье: 7 этапов прощения
Этап первый: не заведи себе врага
Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Первая стадия достижения мира с обидчикам – избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Поэтому надо быть внимательным к себе, анализировать свое поведение, не уходить в эмоции. Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.
Этап второй: конфликтуя, не переходи на личности
Но вот не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт произошел. Надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.
Но при этом нужно разделить человека и его действия и противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудить грех, но не грешника. Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то можем утратить понимание границ между правдой и неправдой.
Не осуждать человека – не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки.
Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.
Этап третий: предай обидчика Богу
Вот конфликт исчерпан, а в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести, явно или тайно. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.
Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ».
Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.
Этап четвертый: отойди с миром
Есть распространенное заблуждение: раз после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не совсем так.
Человек ведь не может в одночасье стать другим, измениться. Но и от нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.
Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.
Нельзя попустительствовать греху и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле.
Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди.
На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не дотягивают до идеала.
Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.
Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.
Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом.
Этап пятый: если злость не проходит, забудь о своем враге
Бывает, что время идет, а мы никак не можем забыть свою боль, простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.
Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.
Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и миру. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику.
Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать.
И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то устроены сложнее!
Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности.
И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог – видит в каждом за множеством грехов доброе начало.
Этап шестой: молись за врагов своих
Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.
Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.
А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.
Только не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я какой, всех прощаю.
Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам сладкого чувства прощения. Но следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать – «Бог простит».
Этап седьмой: уклонись от зла, сотвори благо
Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?
Как нужно просить прощение в Прощеное воскресенье и что отвечать
Последний день Масленицы называется Прощеное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. И во время него следует заниматься не только физической подготовкой к предстоящим ограничениям. Намного важнее духовная чистота. Рассмотрим, как правильно просить прощение в Прощеное воскресенье, как отвечать, а так же зачем вообще это делать.
Прощеное воскресенье — что за день
Если на сердце лежит обида или когда есть понимание того, что обижен был другой человек, невозможно жить спокойно. Да, можно отодвинуть эти чувства в самый дальний уголок души, постараться забыть о них. Но они не исчезают и, как маленький червячок, продолжают проделывать дырочки в душе.
Каждый человек грешен. Поэтому в том, чтобы обидеть другого человека, нет ничего сверхъестественного. Только вот способен признать вину далеко не каждый. Вот в Прощеное воскресенье как раз это и есть первоочередная задача.
Праздник этот появился много веков тому назад. Церковные служители на время поста ранее отправлялись подальше от людей, чаще всего в пустыню. Они отдавали себя на волю Божью и не знали, найдут ли воду, не столкнутся ли с хищниками, смогут ли вернуться обратно. Вот потому очищали свою душу исповедями и принесением извинений всем окружающим, чтобы в случае смерти не иметь грехов.
Хотя слово «извини» в тот день произносить неверно. Это можно сказать, если нечаянно наступил на ногу кому-то, или случайно вмешался в разговор. А вот слово «прости» имеет более глубокое значение.
Сегодня в пустыню на время поста уже никто не уходит. Но обычаи остались. Именно поэтому в воскресенье на вечерней службе все верующие читают покаянную молитву и просят прощения не только у всех знакомых и незнакомых, но и у Бога.
У кого и как просить прощения
Священнослужители отвечают на этот вопрос просто. Все мы братья и сестры перед Господом. А значит, грех одного становится грехом всех. Вот за это и надо просить прощения. Ведь на Великом суде расплачиваться придется не только за свои ошибки, но и за ошибки всего человечества.
Перед Богом кается человек не только за собственные согрешения. Считается, что именно эта исповедь, даже если проходит и без священника, обладает максимальной силой и обязательно будет услышана Высшими силами. Это следует запомнить тем, кто только начинает приближение к церкви и еще не готов раскрывать душу перед батюшкой. Особенно актуально это в небольших поселках и деревнях, где все друг друга знают и попросту стесняются.
Достаточно помолиться в храме и искренне покаяться во всех своих грехах, попросить прощения, поплакать. Станет намного легче. Душа очиститься.
Кроме того, в молитвах во время богослужения батюшка просит простить за самый первый грех человека – за грех Адама и Евы. Все люди, присутствующие на службе, должны тоже каяться в этом.
Но тем, кто был на самом деле обижен, следует произносить самые искренние слова.
Как правильно просить прощения
Сегодня традиция настолько обесценилась, что многие просто рассылают по утрам в этот праздник смс со стихами, которых очень много в интернете. Это не только в корне неправильно, но и даже греховно. Да, если встретиться с человеком возможности нет, можно позвонить. Но разговор должен состояться лично. Никакими стишками и красивыми скаченными картинками грех не искупить и душу не очистить.
Если есть силы, следует произнести: «Прости меня…» и сказать за что именно. Если нет, достаточно просто сказать первые два слова. Не стоит расстраиваться, если обиженный ответил агрессивно или и вовсе не стал разговаривать. Первый шаг на пути к примирению сделан, а это уже очень хорошо.
Помогает решиться на непростой разговор молитва. Поговорите с Богом перед тем, как обратиться к человеку. Так получится подобрать правильные слова.
Если контактов нет вообще никаких, следует просить прощения вслух в церкви или дома перед иконой. После желательно заказать службу за здравие или хотя бы поставить свечку.
Как отвечать на просьбу о прощении
Очень часто ошибки допускают православные, отвечая на просьбу о прощении. Говоря высокопарно «Бог простит», они на самом деле просто произносят пустые слова. А в них должна быть вложена частичка души. Все должно быть искренне.
Если сил отпустить обиду нет, не стоит молчать или отталкивать просящего. Он признает вину, а это уже немало. Надо просто сказать «Бог простит». Если есть желание добавить, что в данный момент не получается полностью забыть все, что происходило. Так и вам станет легче, и обращающемуся за прощением.
А вот тем, кто желает примириться, надо говорить не только «Бог простит», но и добавлять «И я тебя прощаю». После этого надо обняться и на самом деле забыть обо всем.
Прощеное воскресенье – это день, когда следует смирить свою гордыню, попросить прощения и принять его. Проведите этот день правильно и заметите, насколько легче станет жить дальше, как хорошо и спокойной станет на душе.
А еще постарайтесь до обеда сходить на кладбище и отнести усопшим блины. Перед ними тоже следует извиниться за все. Со стола на ночь в этот день по приметам не убирают. Считается, что могут в гости прийти духи умерших родственников. После обеда в доме прекращается шумное веселье. Ужин делают скромным. Начинается Великий пост.
Прощеное воскресенье: как правильно просить прощения и что отвечать
Редакция, Общество, 8:00, 01.03.2020
Праздник олицетворяет главную ценность, которую несет православная религия
1 марта православные христиане встречают Прощеное воскресенье – последний день Сыропустной недели перед Великим постом. В этот день принято готовиться к самому ответственному периоду в жизни верующих не только физически, но и духовно.
Какое значение имеет Прощеное воскресенье
Последний день перед Великим постом знаменует окончание долгого продолжительного подготовительного периода перед самым строгим периодом воздержания в году. Для православных он имеет огромное значение, ведь невозможно примириться с Богом, не простив тех, кто причинил боль.
Праздник олицетворяет главную ценность, которую несет православная религия, – способность не таить в себе злобы и прощать обиды.
Как правильно просить прощения
В Прощеное воскресенье призывают проанализировать прожитый год и вспомнить, кому и когда были причинены огорчения. После утренней молитвы в первую очередь стоит попросить прощения у самых близких – членов своей семьи. При этом желательно извиняться за конкретные поступки: грубость, невнимательность, отказ в помощи.
В этот день старшие должны первыми извиниться перед младшими по возрасту, а начальники должны извиниться перед подчиненными. Немаловажно навестить родственников преклонного возраста и повиниться также и перед ними.
Особенное внимание человеку нужно уделить тем людям, с которыми он в ссоре. Перед ними извиняться сложнее всего. Первому идти на примирение всегда сложно. В этом и кроется смысл этого праздника – смирить свою гордыню.
Перед тем как обратиться к человеку, следует остановиться и постараться вспомнить те моменты, когда ему была нанесена обида. Нужно со смирением сказать: «Прости меня, если чем-то тебя огорчил умышлено или нет».
Как правильно отвечать на просьбу о прощении
На обращение с просьбой о прощении принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», под этими словами подразумевается, что Всевышний простил за покаяние, а человек не держит обиду. Ответ «Бог простит» означает, что никто не без греха, и судить может только Создатель.
Русские обычаи в Прощеное воскресенье
В Прощеное воскресенье посещают могилы родных и близких, заказывают панихиды и поминальные службы за упокой.
Считалось, что в этот день нужно совершать трапезу не менее семи раз, а оставшуюся пищу убирать только на следующий день.
В старину было принято в Прощеное воскресенье посещать богослужения в церкви, исповедоваться и причащаться.
Существовал обычай, прося прощения, трижды целоваться, поэтому в народе праздник назывался «целовальник».
По погоде на Прощеное воскресенье предсказывали, какая будет осень – солнечная, ясная погода обещала теплую осень и богатый урожай.
Прощенное Воскресенье: как просить прощение
Прощеное воскресенье – что за день и его значение
Источник