Прощенное воскресенье что это за праздник

Праздник Прощеное воскресенье — 1 марта 2020 года

Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом. Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово.

История и происхождение празднества

В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории — изгнание из рая нашего праотца Адама. Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе.

Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.

Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей.

Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь.

В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения.

Интересно! Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой.

Духовный смысл прощения

Главная цель этого дня — взаимное прощение. Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать.

Важно пройти через личную гордыню, смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека.

История Мытаря и Фарисея

Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают. Именно тут и вспомним историю.

Фарисей жил праведно, молился, соблюдал пост по средам и пятницам, поэтому считал себя правильнее и умнее других. Мытарь служил захватчикам, собирал налоги с людей, за что они его люто ненавидели. Он понимал свое гнусное положение, поэтому непрестанно молил у Бога прощения.

В результате Всевышний внял мольбе Мытаря и отверг прошение горделивого Фарисея, пытавшегося вознести себя пред другими.

Как правильно просить прощения и прощать

Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться.

У кого необходимо просить прощения? В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью.

Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.

Забыв обиду, каждый человек почувствует облегчение и не будет более «накручивать» себя, переживать болезненные моменты, а жалеть себя — бесполезное занятие.

Русские обычаи

Языческие обычаи

С днем Прощенного воскресенья связано множество обрядов, многие из которых принадлежат языческим временам.

Древние славяне отмечали Масленицу — День прощания с зимой, его дата совпадала по времени с православной Сырной седмицей. После Крещения Руси этот день был преобразован в Прощенное воскресенье, а веселые обычаи этих праздников сплелись воедино.

Славяне в древности очень широко, бурно и разгульно отмечали Проводы зимы, что, по их уверению, приближало долгожданное начало весны. В этот день люди устраивали шумные игры, пляски, катались на санях, качелях и каруселях, поедали блины и сжигали Масляничное чучело.

Блины считались символом праздника, они внешне напоминали собой теплое летнее солнышко. Ведь даже возникновение празднования было напрямую связано с их выпеканием. Блины готовили на протяжении всей Сырной седмицы, ведь в это время уже нельзя вкушать мясо. Первыми испеченными блинчиками по обычаю за большим семейным столом поминали усопших родственников, а после домашней трапезы блины относили на погост к могилкам или раздавали нищим на улице для поминовения.

Масленица несла в себе элементы культа плодородия. Земля оживала, напитывалась последним зимним снежком, наливалась силой. Масляничные обряды были призваны освятить землю, дабы она даровала щедрый урожай, что для крестьян того времени считалось главной ценностью.

Кульминацией праздничных гуляний было сжигание чучела. Его сооружали в понедельник Масленичной недели из соломы и старых тряпок, усаживали на сани и оставляли на возвышении, где воскресным вечером возжигали высокие костры, чтобы их увидели жители соседних деревень.

Если же чучело увозили за пределы деревни, то это шествие выглядело настоящим карнавалом: впереди процессии шел парень, одетый в рогожу и изображавший попа, машущий лаптем как церковным кадилом. Следом на «клоуном» бежали все жители деревни от мала до велика с шумом, гамом и кривлянием.

Разжигание костров было призвано поскорей разбудить весну, а прыганье через него для язычников считалось неким обрядом очищения.

После сожжения чучела люди возвращались домой и ложились спать. Утром, оставшийся от кострища пепел, жители деревень собирали и разбрасывали в поле. Считалось, что тем самым они привлекают богатый урожай.

Православная церковь всегда негативно относилась к языческим традициям отмечания Масленицы.

В православной традиции Масленица — это предуготовительная неделя пере длительным Великим постом. В эти дни православные христиане уже не едят мяса, но еще вкушают молочные продукты, яйца. Поэтому традиция печь блины очень подходит для этой недели. Но не стоит забывать, что блины — это просто еда, а не символ Солнца.

Не стоит православным христианам участвовать и в сжигании чучела и других языческих культовых обрядах. Все они построены на суевериях, которые не имеют ничего общего с христианством.

Праздничная трапеза

На Прощенный день принято готовить много различных угощений, приглашать в дом гостей.

В последнюю неделю пред Великим постом православные хозяйки в избытке пекут блины с различными начинками, угощают ими соседей, друзей и нуждающихся.

О кухне в православии:

Отличное угощение — вареники с сырной или творожной начинкой. А в некоторых семьях существует традиция: последнее блюдо, которое подается на стол — это обычная яичница.

Традиция Прощеного воскресенья несет пользу современным людям. Мы редко замечаем те моменты, когда делаем больно ближним. Просьба о прощении друг у друга раз в единственный день в году способствует избавлению от чувства вины, снимает тяжкий груз с души. Но очень важно открыть свою душу для того, кто хочет испросить прощения у вас.

Прощенное воскресенье — день не простой, как кажется мирянам. Для православного человека это особая дата, время усиленной работы над собой. Ведь каждый христианин мечтает быть и жить с Господом как на земле, так и на Небе, обрести Спасение. А это возможно лишь тогда, когда в сердце не будет вражды, злости, осуждения, неприязни.

Сердце, преисполненное миром — это священное благо, дарованное на Отцом Небесным.

Источник

Прощёное воскресенье

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста (Неделя сыро­пуст­ная).

Назы­ва­ется так потому, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма или мона­стыря по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ние.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ние.

Прощенное воскресенье что это за праздник

В Про­щё­ное вос­кре­се­нье при­нято испра­ши­вать про­ще­ние и при­ми­ряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближ­ними, на работе с сослу­жив­цами. Совер­ша­ется это при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: дела­ется поклон (пояс­ной или земной) и гово­рится: «Прости меня, (имя), в чем согре­шил пред тобою», – дела­ется ответ­ный поклон со сло­вами: «Бог тебя про­стит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя про­стит, и я прощаю», – и совер­ша­ется трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние.

Обычай испра­ши­ва­ния про­ще­ния нака­нуне Вели­кого поста вос­хо­дит к глу­бо­кой цер­ков­ной древ­но­сти, когда подвиж­ники ухо­дили на весь пост из горо­дов и мона­сты­рей в пустыню и, не зная, все ли они вер­нутся к Пасхе из этого труд­ного подвига, про­ща­лись и при­ми­ря­лись друг с другом.

Исто­рия чина про­ще­ния

Чин про­ще­ния появился в мона­стыр­ской жизни еги­пет­ских мона­хов. Перед наступ­ле­нием Вели­кого поста, чтобы уси­лить подвиг молитвы и под­го­то­виться к свет­лому празд­нику Пасхи, монахи рас­хо­ди­лись по одному по пустыне на все сорок дней поста. Неко­то­рые из них уже не воз­вра­ща­лись обратно: кто-то был рас­тер­зан дикими зве­рями, другие погибли в без­жиз­нен­ной пустыне. Потому, рас­хо­дясь, монахи про­сили друг у друга про­ще­ния за все воль­ные или неволь­ные обиды, как перед смер­тью. И конечно, сами от души про­щали всех. Каждый пони­мал, что их встреча в пред­две­рии Вели­кого Поста может ока­заться послед­ней. Для того и суще­ство­вал чин про­ще­ния – чтобы быть при­ми­рен­ным и про­щен­ным со всеми и – бла­го­даря этому – с Самим Богом.

С тече­нием вре­мени эта тра­ди­ция пере­шла в бого­слу­же­ние всей Церкви. В доре­во­лю­ци­он­ной России, напри­мер, суще­ство­вал обычай царю испра­ши­вать про­ще­ния у свои под­дан­ных. С этой целью царь объ­ез­жал войска и просил про­ще­ния у солдат, посе­щал мона­стыри, где просил про­ще­ния у их братии, при­ез­жал к архи­ереям, чтобы и у них попро­сить про­ще­ния.

Бого­слу­же­ние

Вече­ром в Про­ще­ное вос­кре­се­нье совер­ша­ется все­днев­ная вечерня с чином про­ще­ния, с кото­рой и начи­на­ется св. Четы­ре­де­сят­ница.

Совер­ша­ется вход с кади­лом, ради пения вели­кого про­кимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот вели­кий про­ки­мен, кроме сыро­пуст­ного вос­кре­се­нья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (вос­кре­се­нья) Вели­кого пос­та.

Прощенное воскресенье что это за праздник

Пением вели­кого про­кимна завер­ша­ется празд­нич­ное вос­крес­ное бого­слу­же­ние, и от Спо­доби Гос­поди (чита­ется сразу после про­кимна) начи­на­ется вели­ко­пост­ное. Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в темные, посто­вые обла­че­ния. Свя­щен­ник про­из­но­сит про­си­тель­ную екте­нию Испол­ним вечер­нюю молитву, а хор поет на каждое про­ше­ние особым, посто­вым рас­пе­вом.

После стихир на сти­ховне, чтения Ныне отпу­ща­еши и Три­свя­того по Отче наш поются вели­ко­пост­ные тро­пари с вели­кими покло­нами после каж­дого тро­паря. После молитвы Небес­ный Царю свя­щен­ник про­из­но­сит молитву св. Ефрема Сирина Гос­поди и Вла­дыко живота моего с тремя покло­нами.

После отпу­ста вечерни совер­ша­ется Чин про­ще­ния:

На солею выно­сятся и пола­га­ются на ана­лоях напре­столь­ный Крест, иконы Спа­си­теля и Бого­ро­дицы. Насто­я­тель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обра­ща­ется к при­сут­ству­ю­щим с поуче­нием о хри­сти­ан­ском про­ве­де­нии поста и испра­ши­вает про­ще­ния грехов у причта и народа, говоря: «Бла­го­сло­вите мя, отцы святии и братия, и про­стите ми, греш­ному, елика согре­ших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствы». Сказав это, он земно кла­ня­ется народу. Все отве­чают ему земным покло­ном и гово­рят: «Бог про­стит тя, отче святый. Прости и нас, греш­ных, и бла­го­слови». В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях гово­рят иначе: «Бог про­стит тя, отче святый. Помо­лися о нас, греш­ных», что вполне согласно с Уста­вом. На это слу­жа­щий свя­щен­ник (как пра­вило, насто­я­тель) отве­чает: «Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех нас». Затем насто­я­тель берет напре­столь­ный Крест. Все свя­щен­но­слу­жи­тели в порядке стар­шин­ства при­кла­ды­ва­ются к иконам на аналое, под­хо­дят к насто­я­телю, целуют Крест и лобы­за­ются с насто­я­те­лем и друг с другом в рамена (плечи), вза­имно испра­ши­вая про­ще­ния. За ними идут миряне, при­кла­ды­ва­ются ко Кресту, целуют иконы, кото­рые обычно держат свя­щен­но­слу­жи­тели, и испра­ши­вают про­ще­ния у причта и друг у друга. В Типи­коне ничего не ска­зано о пении каких-либо пес­но­пе­ний во время чина про­ще­ния. Крат­кое ука­за­ние: «И целуем святыя и честныя иконы» преду­смат­ри­вает совер­ше­ние этого обряда в мол­ча­нии. Во время чина про­ще­ния в неко­то­рых храмах при­нято петь «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «На реках Вави­лон­ских…» и др., а также сти­хиры Пасхи, закан­чи­вая сло­вами: «И тако возопиим».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа чина про­ще­ния свя­зана с древ­ней тра­ди­цией еги­пет­ского мона­ше­ства. Согласно этой тра­ди­ции, на время поста перед Пасхой) (Четы­ре­де­сят­ни­цей) иноки уда­ля­лись в без­люд­ные пустын­ные места. Там они уси­ли­вали аске­ти­че­ские подвиги, пре­да­ва­ясь сосре­до­то­чен­ной напря­жен­ной молитве и пока­я­нию, ради осо­бого внут­рен­него очи­ще­ния, достой­ного при­го­тов­ле­ния к Пасхе.

Однако прежде чем поки­дать стены оби­те­лей, братия соби­ра­лись для сов­мест­ного бого­слу­же­ния. Это про­ис­хо­дило в послед­ний день Сырной сед­мицы. В этот день братия при­ми­ря­лись во Христе, испра­ши­вали друг у друга про­ще­ния, забы­вали нако­пив­ши­еся обиды, зару­ча­лись бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии вечерни монахи рас­хо­ди­лись.

Эта добрая мона­ше­ская тра­ди­ция глав­ным обра­зом была свя­зана с запо­ве­дью Христа о про­ще­нии ближ­ним их пре­гре­ше­ний ( Мф.18:21-22 ), хра­не­нии мира, любви ( Мк.12:31 ).

Между тем, была на то и част­ная при­чина. Уходя в полу­ди­кие края, братия под­вер­гали свои жизни потен­ци­аль­ной опас­но­сти: многие не знали, вер­нутся ли они к Пасхе, и даже — вер­нутся ли они вообще. Думая об этом, они пони­мали, что дру­гого случая про­стить своих ближ­них и испро­сить у них про­ще­ния самому могло не пред­ста­виться. Кто же хотел уме­реть без про­ще­ния, вне мира с бра­ти­ями?

Впо­след­ствии тра­ди­ция испра­ши­вать про­ще­ния и при­ми­ряться с ближ­ними нака­нуне Вели­кого поста полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние среди мирян. Такая прак­тика помо­гает лучше настро­иться на пока­я­ние, при­сту­пить к соблю­де­нию поста в воз­вы­шен­ном состо­я­нии духа.

Чин про­ще­ния в Церкви соеди­ня­ется с вечер­ней и совер­ша­ется после отпу­ста. Общие его черты таковы.

Насто­я­тель совер­шает земные поклоны перед пред­ва­ри­тельно выне­сен­ным на солею напре­столь­ным кре­стом, ико­нами Иску­пи­теля и Божьей Матери, затем бла­го­го­вейно целует крест и иконы. После этого он обра­ща­ется к собрав­шимся с пас­тыр­ским уве­ща­нием. Потом искренне испра­ши­вает у всех про­ще­ния за грехи, кла­ня­ется со сми­ре­нием. При­сут­ству­ю­щие отве­чают ему ответ­ным покло­ном, про­из­но­сят: «Бог про­стит тя, отче святый».

Нако­нец, насто­я­тель берет напре­столь­ный крест. Прочие свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают (в соот­вет­ствии со стар­шин­ством) при­кла­ды­ваться к рас­по­ло­жен­ным на аналое иконам, под­хо­дят к насто­я­телю и при­кла­ды­ва­ются ко кресту. Затем они лобы­за­ются в плечи (рамена) с насто­я­те­лем и друг с другом; при этом просят друг у друга про­ще­ния.

Потом под­хо­дят пооче­редно миряне, целуют Крест, иконы, испра­ши­вают про­ще­ния у цер­ков­ного причта и один у дру­гого.

Помимо уча­стия в чине про­ще­ния, веру­ю­щие просят про­ще­ния дома, на работе и вообще везде, где уместно.

Источник

Прощеное воскресенье в 2022 году – 6 марта: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения

Прощенное воскресенье что это за праздник

Прощеное воскресенье 2022: дата, какого числа?

Прощеное воскресенье в 2022 году – 6 марта

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Прощенное воскресенье что это за праздник

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Прощенное воскресенье что это за праздник

Прощеное воскресенье в 2022 году – 6 марта

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

Прощенное воскресенье что это за праздник— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Прощенное воскресенье что это за праздник

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

[1] В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее).

Беседовала Валерия Посашко

Читайте также про Прощеное воскресенье

Видео о Прощеном воскресенье:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *