Прощание с матерой о чем кратко
«Прощание с Матёрой» (В. Распутин)
Цитата: «Мёр-ртвых гр-рабют!».
История создания
При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.
Проблематика:
Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.
Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.
Действующие лица
Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.
Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.
Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.
Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.
Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.
Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.
Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.
Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.
Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.
Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.
Краткое содержание
Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.
Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.
Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?
Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.
Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.
Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.
Экранизация
«Прощание» (СССР, 1981).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Где находится Матёра?
Ответ. В Сибири, на берегу Ангары.
Как Дарья Пинигина поступает со своим домом перед затоплением Матёры?
Ответ. Моет и белит дом. Дарья будто готовит дом к похоронам. Для неё дом — часть Матёры, а Матёра — живая.
Укажите жанр «Прощания с Матёрой».
Ответ. Повесть (по формату сближается с философской притчей).
В 1950-1980-е годы в русской литературе ведущим направлением была так называемая «деревенская проза», описывающая общечеловеческие ценности, максимально сохранившиеся в традиционной деревенской жизни. Творчество В. М. Шукшина, В. П. Астафьева и В. Г. Распутина относится к ярким образцам данного направления.
Краткое содержание «Прощание с Матерой» по главам, краткий пересказ
Кадр из фильма «Прощание» (1981 г.) по повести «Прощание с Матерой» |
В этой статье представлено краткое содержание повести «Прощание с матерой» Распутина по главам: краткий пересказ основных фактов и событий из каждой главы произведения.
Краткое содержание повести «Прощание с матерой» по главам (краткий пересказ)
Июнь. Остров Матёра на реке Ангара в Иркутской области. На Ангаре строится Братская ГЭС (гидроэлектростанция). Остров Матера уже осенью будет затоплен из-за запуска ГЭС.
Жителей Матеры переселяют в новый поселок. Им выдают квартиры вместо домов. Старики не хотят переезжать и оттягивают переезд до последнего.
Глава 3 (Бегство санитарной бригады)
Старухи и Богодул прибегают на кладбище. Там санитарная бригада спиливает оградки и кресты с могилок. Так они готовят остров к затоплению. Местные жители против разгрома их кладбища. Они нападают на рабочих. Председатель и рабочие боятся разъяренных жителей и уплывают с Матеры, Старухи восстанавливают спиленные кресты и тумбочки на кладбище.
Глава 4 (Прогулка Дарьи)
На следующий день старуха Дарья решает пойти на кладбище. Но она не доходит до кладбища, а приходит на другое место, с которого видно весь остров. Дарья вспоминает прошлое и грустит о том, что остров будет затоплен.
Глава 7 (Переезд Настасьи и деда Егора)
Проходит около 2 недель. Старуха Настасья и дед Егор переезжают в город. Они не хотят оставлять Матеру, но у них нет выбора. Настасья оставляет ключи от дома Дарье. Старики уплывают в город.
Глава 8 (Петруха поджигает дом)
Старуха Катерина освобождает свой дом. Она переносит свои вещи к Дарье. В эту же ночь сын Катерины, Петруха, поджигает свой дом. Так он хочет поскорее получить деньги, которые дают переселенцам. Вся деревня сбегается на пожар. Петруха делает вид, что это не его рук дело. Но все понимают, кто поджег дом. Старуха-мать Катерина плачет и ругает сына за поджог.
Глава 9 (Жизнь в новом поселке)
Сын Дарьи, Павел, приезжает на остров все реже. Он работает в совхозе бригадиром. Павел с женой уже живут в новой квартире в новом поселке. Жена Павла, Соня, очень рада переезду. Ей нравится городская жизнь.
Глава 10 (Исчезновение Петрухи)
После пожара Петруха куда-то исчезает. Его нет уже неделю. Мать Петрухи, Катерина, живет у Дарьи.
Глава 11 (Сенокос на Матере)
Июль. Наступает пора сенокоса. Бывшие жители Матеры приезжают на родной остров, чтобы провести сенокос. Все рады снова встретиться в последний раз перед затоплением.
Спустя 2 недели после пожара на Матеру приезжает Петруха. За дом ему выдали деньги. Но матери он отдает только 15 рублей.
Глава 13 (Объявлен крайний срок)
Начало августа. Несколько дней идет дождь, и люди не ходят на сенокос. Председатель совхоза Воронцов объявляют, что к середине сентября Матера должна быть полностью пуста. 20-ого сентября комиссия будет принимать территорию.
Глава 14 (Беседа с Андреем)
Старуха Дарья узнает, что Матеру нужно очистить к середине сентября. Она понимает неизбежность прощания с Матерой. Андрей беседует с бабушкой Дарьей и отцом о жизни, о Матере. Старуха Дарья и молодой Андрей по-разному смотрят на жизнь.
Глава 15 (Отъезд Павла и Андрея)
Дожди заканчиваются. Сенокос продолжается. Дарья просит сына Павла перевезти могилки предков с острова в безопасное место. Но Павел срочно уезжает в поселок по делам. Следом за ним уезжает Андрей. Сенокосом и могилками некому заниматься. Неделю спустя Павел приезжает проведать мать и снова уезжает в поселок.
Глава 17 (Старухи у Дарьи)
Теперь у Дарьи живет Катерина, а также старуха Сима с внуком. По вечерам старухи подолгу беседуют. Сын Катерины, Петруха, теперь работает поджигателем домов за деньги. Люди платят Петрухе за то, что он сжигает их дома.
Глава 21 (Старики ночуют у Богодула)
Павел оставляет стариков на острове до послезавтра. Старухи и дед Богодул ночуют в его жилище. Это последняя постройка, которая осталась на острове. Настасья сообщает, что ее муж, дед Егор, умер в городе от тоски по Матере.
Глава 22 (Поездка за стариками)
Председатель Воронцов узнает, что на Матере остались старики. Он боится, что ему за это «попадет» от начальства. Он едет с Павлом и Петрухой на Матеру, чтобы вывезти стариков.
В пути их застает сильный туман, они долго не могут найти Матеру. Старики на Матере слышат шум катера.
(Автор не рассказывает, что происходит дальше. Вероятно, катер добирается до Матеры и стариков вывозят с острова.)
Конец.
Это было краткое содержание повести «Прощание с матерой» Распутина по главам: краткий пересказ основных фактов и события из каждой главы произведения.
Очень краткое содержание рассказа «Прощание с матерой» Распутина
Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» была опубликована в 1976 году. Она принадлежит к произведениям «деревенской прозы». Жанровой особенностью повести служит её близость к философской притче. Матёра, гибнущая ради прогресса, является символом всей России.
О чём повесть «Прощание с Матёрой»?
Матёра — деревня, расположенная на одноимённом острове и имеющая 300-летнюю историю существования. Немало за это время повидала деревушка. Служила местом для постоя на торговом пути. Помнит арестантские обозы. Была свидетелем жестоких боёв партизан с колчаковцами. Имеется в ней своя церквушка, ныне приспособленная под склад. Находится в Матёре даже аэропорт, откуда дважды в неделю можно летать в город.
Строительство плотины для электростанции ниже по течению Ангары угрожает местным жителям затоплением их острова. В перспективе маячит переезд и смена места жительства. Нынешнее лето должно стать последним в родных местах. Некоторые жители, получив государственную компенсацию, начали вывозить свои вещи. Другие, обживаясь на новых местах, появляются на острове редко. Молодёжь проще относится к переменам, надеясь на лучшую жизнь в городе. Одни старики не спешат рушить привычный уклад, затаившись в тревожном ожидании перемен. Уезжать из Матёры они не хотят. Во главе таких старожилов находится Дарья Пинигина.
Она — самая старшая на острове. Дарья хочет жить на родной земле, ухаживать за могилами родных и близких. Покинуть милые сердцу места ей не под силу. Из-за этого Дарья ссорится с семьёй сына Павла, который давно живёт в совхозе. По вечерам Дарья собирает таких же старух, как сама. За чашкой чая ежедневно обсуждается одна наболевшая тема. Старики знают, что в городе их ждёт жизнь со всеми удобствами, но она не заменит им красоту и простор родной природы. Настасье с дедом Егором суждено первыми уехать с острова. Настасья переживает за кошку. Ведь брать живность в транспорт для людей не положено.
Просит Дарью присматривать за ней. Как будто не понимает, что Дарье также придётся рано или поздно уезжать. К числу местных старожилов относится и старик Богодул. Он поляк, но так давно здесь живёт, что и сам не помнит сколько. Богодул дорожит Матёрой всей душой. Первым обнаруживает бригаду санитаров, присланных уничтожить деревенское кладбище перед затоплением. Судьба кладбища больше всего тревожит стариков. Услышав про уничтожение, жители подняли такой бунт, что санитарам пришлось отступить. А старики до поздней ночи ползали на кладбище, втыкая на место кресты и поправляя спиленные деревянные тумбочки.
В повести остро ощущается противостояние старой и новой жизни. Символом старой жизни в Матёре является Хозяин острова. Жители Матёры представляют его в виде маленького зверька, похожего на кошку. Это дух, который охраняет деревню. Пока ещё не наступило полное уничтожение острова, он тихонько наблюдает за всем. Его никто никогда не видел, а он знает всё про всех. Старину символизирует и царский листвень — могучее дерево, не поддавшееся ни огню, ни топору. А новая жизнь страшит неизвестностью. Ведь старый Егор так и не смог её принять. Не успев обжиться на новом месте, старик умер от тоски по своей «малой родине».
Большим стрессом для сельчан стал поджог своего дома Петрухой. Люди молча смотрели, не веря происходящему. В голове каждого стучала мысль о начале конца и близком отъезде.
К сентябрю остров совсем опустел. Остались лишь Дарья с Катериной, Сима с внуком и дед Богодул. Они стояли и смотрели, как сжигают избы. Душераздирающей предстаёт сцена, в которой Дарья, отдавая свою избу на сожжение, долго мыла и белила её, словно обряжала в последний путь. Оставшимся старикам разрешили последний раз переночевать на острове. Эту ночь они провели в уцелевшем бараке, прощаясь с островом навеки. Будто живьём выдирая из души самое светлое и родное. А над Матёрой плыл жалобный вой. Это Хозяин острова прощался с ними навсегда.
Для чего людям пришлось оставить насиженные места и позволить стереть родную деревню с лица земли? Для того, чтобы начать жить заново. Очень трудно это сделать, имея преклонный возраст. Построенная плотина разделяет не только реку. Она разрывает человеческие судьбы на ставшее дном водохранилища прошлое и будущее, не имеющее корней.
Прощание с Матёрой
Микропересказ : Старух насильно выселяют из родной деревни, подлежащей затоплению. Вынужденные оставить родные дома и могилы, они тяжело прощаются с родными краями.
Главы 1—3
Для деревни Матёры, стоящей на острове с таким же названием, наступила последняя весна. Ниже по течению строили плотину для гидроэлектростанции, и на месте острова разольётся огромное водохранилище. В этом году хлеба сеяли не на всех полях, а многие матёринцы уже жили на два дома, наезжая в деревню, только чтобы посадить картошку. Деревня «повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода».
Остров в форме утюга растянулся по Ангаре на пять вёрст. С нижнего конца к нему притулился островок Подмога, где у матёринцев были дополнительные поля и сенокосы. На своём веку Матёра повидала и бородатых казаков, и торговых людей, и каторжников. От колчаковцев на верхнем конце острова остался барак. Была и церквушка, построенная на деньги похороненного здесь же купца, которую «в колхозную пору приспособили под склад», и мельница. На старом пастбище дважды в неделю садился самолёт — возил народ в город.
И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нeт и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые.
Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.
К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.
Дарья и Настасья были местными, а Сима приехала на Матёру в поисках «старика, возле которого она могла бы греться», но единственный в деревне бобыль испугался немой Симиной дочки Вальки. Сима поселилась в пустующей избушке на краю деревни. Валька выросла, родила неизвестно от кого сына и бросила его, бесследно исчезнув. Так и осталась Сима с пятилетним внучком Колькой, диким и молчаливым.
Настасья с мужем Егором остались на старости лет одни: двух сыновей забрала война, третий провалился с трактором под лёд и утонул, а дочь умерла от рака. Настасья начала «чудить» — наговаривать невесть что на своего старика: то он угорел до смерти, то кровью истёк, то плакал всю ночь. Добрые люди не замечали Настасьиной «свихнутости», злые издевались. «Со зла или от растерянности» дед Егор поменял свой дом не на посёлок, а на квартиру в городе, где строились дома для одиноких стариков. Ему и бабке Настасье предстояло первыми попрощаться с Матёрой.
Старухи мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Матёринцы ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпидстанцией, чтобы очистить затопляемые территории.
Собравшийся со всей деревни народ остановил рабочих. Напрасно председатель сельсовета Воронцов объяснял, что так положено. Матёринцы отстояли кладбище и весь вечер прилаживали обратно кресты на родных могилках.
Главы 4—6
Богодула знали давно: он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.
Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.
Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю вдали от родителей и дедов.
Родители Дарьи умерли в один год. Мать — внезапно, а отец, придавленный мельничным жерновом, долго болел. Об этом Дарья рассказывала зашедшему на чай Богодулу, сетовала, что истончили, истрепали люди совесть так, что «и владеть ей не способно», только для показу и хватает.
Сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших-то делах совесть, однако что, жалезная, ничем её не укусить.
Потом Дарья пустилась в воспоминания о Матёре и своей семье. Её мать была не местной: отец привёз её «с бурятской стороны». Воды она боялась всю жизнь, но теперь только Дарья поняла, к чему был тот страх.
Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидесятилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеиспечённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей — тот обещал, но как-то неуверенно.
Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было: посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.
Тем, кто переезжал в посёлок, выплачивали хорошую сумму при условии, что они сами сожгут свой дом. Молодые дождаться не могли, чтобы «подпалить отцову-дедову избу» и поселиться в квартире со всеми удобствами. Получить деньги за избу спешил и беспутный сын старухи Катерины, Петруха, но его дом объявили памятником деревянного зодчества и обещали увезти в музей.
Хозяин Матёры, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», которого не могли увидеть ни люди, ни звери, тоже предчувствовал, что острову приходит конец. По ночам он обходил деревню и окрестные поля. Пробегая мимо барака Богодула, Хозяин уже знал, что старик живёт последнее лето, а у хаты Петрухи он почувствовал горький запах гари: и этот древний дом, и остальные избы готовились к неминуемой гибели в огне.
Главы 7—9
Пришла пора уезжать Настасье. Со своим домом она прощалась трудно, не спала всю ночь и вещи не все забрала: в сентябре она собиралась вернуться, чтобы выкопать картошку. В доме остался весь нажитый дедами скарб, ненужный в городе.
Утром дед Егор увёз плачущую Катерину, а ночью загорелась Петрухина изба. Накануне он вернулся на остров и велел матери съезжать. Катерина ночевала у Дарьи, когда начался пожар. Дарья была старухой с характером, крепкой и авторитетной, вокруг которой собрались оставшиеся в Матёре старики.
Столпившиеся вокруг горящего дома матёринцы молча смотрели на огонь.
Так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том же положении, которого ему не миновать, себя.
Петруха бегал между ними и рассказывал, что изба загорелась внезапно, а он чуть не сгорел заживо. Народ знал Петруху как облупленного и не верил ему. Только Хозяин видел, как Петруха поджёг родной дом, и чувствовал боль старой избы. После пожара Петруха исчез вместе с полученными за дом деньгами, а Катерина осталась жить у Дарьи.
Зная, что мать теперь не одна, Павел приезжал ещё реже. Он понимал, что плотину построить необходимо, но, глядя на новый посёлок, только руками разводил: настолько нелепо он был построен. Аккуратный ряд домиков стоял на голом камне и глине. Для огорода нужен был привозной чернозём, а неглубокие погреба сразу же затопило. Видно было, что посёлок строили не для себя и меньше всего думали, удобно ли будет в нём жить.
Сейчас Павел работал бригадиром, распахивал «бедную лесную землицу», жалел о богатых землях Матёры и думал, не слишком ли это большая цена за дешёвую электроэнергию? Он смотрел на ни в чём не сомневающуюся молодёжь и чувствовал, что стареет, отстаёт от слишком быстрой жизни.
Жена Павла, Соня, была в восторге от «городской» квартиры, но Дарье здесь никогда не привыкнуть. Павел знал это и боялся того дня, когда ему придётся увозить мать с Матёры.
Главы 10—15
Петруха убрался с Матёры, не оставив матери ни копейки. Катерина осталась жить «на Дарьиных чаях», но не теряла надежды, что сын остепенится, устроится на работу, и у неё будет свой угол.
Катерина, никогда не бывшая замужем, прижила Петруху от женатого матёринского мужика Алёши Звонникова, погибшего на войне. Петруха взял от отца «лёгкость, разговорную тароватость», но если у Алёши она была после дела, то у Петрухи — вместо него. Окончив курсы трактористов, он сел на новенький трактор и по пьяни крушил на нём деревенские заборы. Трактор отобрали, и с тех пор Петруха переходил с работы на работу, нигде долго не задерживаясь.
Семьи у Петрухи не было: бабы, которых он привозил из-за Ангары, сбегали через месяц. Даже имя его не было настоящим. Петрухой Никиту Зотова прозвали за разгильдяйство и никчёмность.
Дарья сурово винила Катерину в том, что та вконец распустила сына — та тихо оправдывалась: никто не знает, как такие люди получаются, а её вины в том нет. Сама Дарья тоже немного с детьми возилась, однако все людьми выросли. На себя Катерина уже рукой махнула — «куды затащит, там и ладно».
Незаметно проходили летние дни, которые старухи и Богодул коротали за долгими разговорами. А потом начался сенокос, на Матёру съехалось полдеревни, и остров ожил в последний раз. Павел снова вызвался в бригадиры, народ работал с радостью, а домой возвращались с песней, и навстречу этой песне выползали из домов самые древние старики.
На Матёру приехали не только свои, из совхоза — наезжали из дальних краёв те, кто жил здесь когда-то, чтобы попрощаться с родной землёй. То и дело происходили встречи давних друзей, соседей, одноклассников, а за деревней вырос целый палаточный городок. По вечерам, забывая об усталости, матёринцы собирались на долгие посиделки, «помня, что не много остаётся таких вечеров».
Не думалось о жизни прожитой, и небоязно было того, что грядёт; только это, как обморочное, сном-духом чаянное, состояние и представлялось важным, только в нём и хотелось оставаться.
После двухнедельного отсутствия явился в Матёру и Петруха, одетый в нарядный, но уже порядком замызганный костюм. Выделив матери немного денег, он таскался то по деревне, то по посёлку, и всем рассказывал, какой он «до зарезу» необходимый человек.
Во второй половине июля начались затяжные дожди, и работу пришлось прервать. К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Его старший сын женился «на нерусской» и остался на Кавказе, а средний учился в Иркутске на геолога. Андрей, год назад вернувшийся из армии, работал в городе на заводе. Теперь он уволился, чтобы поучаствовать в постройке ГЭС.
Андрей считал, что сейчас у человека в руках великая сила, он всё может. Дарья возражала внуку: людей жалко, потому что они «про своё место под богом забыли», вот только бог их место не забыл и следит за загордившимся не в меру человеком. Сила-то большая людям дана, но люди так и остались маленькими: не они хозяева жизни, а «она над ними верх взяла». Суетится человек, пытается догнать жизнь, прогресс, но не может, оттого и жалеет его Дарья.
Андрея привлекала известная на весь Советский Союз стройка. Он считал, что должен поучаствовать в чём-то великом, пока молод. Павел не пытался переубедить сына, но и понять его он тоже не мог, осознав, что сын его — «из другого, из следующего поколения». Дарья же, вдруг поняв, что это её внук будет «пускать воду» на Матёру, неодобрительно замолчала.
Дождь продолжался, и от затяжного ненастья на душе у матёринцев стало смутно и тревожно: они начали осознавать, что Матёры, казавшейся вечной, скоро не будет.
Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания.
Собираясь у Дарьи, матёринцы толковали об острове, о затоплении и новой жизни. Старики жалели родину, молодёжь стремилась в будущее. Приходила сюда и Тунгуска, женщина «древних тунгусских кровей», которую незамужняя дочь, директор местного зверосовхоза, временно поселила в пустующем доме. Тунгуска молча курила трубку и слушала. Павел чувствовал, что правы и старики, и молодёжь, и невозможно здесь найти «одной, коренной правды».
Приехавший на Матёру Воронцов заявил, что к середине сентября картошка должна быть выкопана, а остров полностью очищен от построек и деревьев. Двадцатого числа ложе будущего водохранилища будет принимать государственная комиссия.
На следующий день выглянуло солнце, подсушило размокшую землю, и сенокос продолжился, но дождь унёс рабочий «азарт и запал». Теперь люди спешили поскорей закончить работу и устроиться на новом месте.
Дарья ещё надеялась, что Павел успеет перенести могилки её родителей, но его срочно вызвали в посёлок: один из рабочих его бригады сунул руку в станок. Через день Дарья отправила в посёлок Андрея, разузнать об отце, и снова осталась одна — копалась в огороде, собирала никому теперь ненужные огурцы. Вернувшись, Андрей доложил, что отца, который отвечал за технику безопасности, «таскают по комиссиям» и самое большее влепят выговор.
Глядя на усталого, сгорбленного сына, Дарья размышляла, что не хозяин он себе — подхватило их с Соней и несёт. Можно уехать ко второму сыну в леспромхоз, но там «сторона хоть и не дальняя, но чужая». Лучше уж проводить Матёру и отправиться на тот свет — к родителям, мужу и погибшему сыну. У мужа Дарьи могилы не было: он пропал в тайге за Ангарой, и она редко о нём вспоминала.
Как легко расстаётся человек с близкими своими, как быстро он забывает всех, кто не дети ему…
Главы 16—18
На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».
Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.
Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.
Человек не может без того, чтоб над кем-нибудь не командовать, это ему самая сладкая служба, и чем дольше он просидел под началом другого, тем больше старается потом наверстать своё.
Настасья не приехала, и старухи сообща убрали её огород. Когда Павел увёз корову, Дарья отправилась на кладбище, оказавшееся разорённым и выжженным. Найдя родные холмики, она долго жаловалась, что именно ей выпало «отделиться», и вдруг словно услышала просьбу прибрать избу, перед тем как проститься с ней навсегда. Представилось Дарье, что после смерти она попадёт на суд своего рода. Все будут сурово молчать, и заступится за неё только погибший в малолетстве сын.
Главы 19—22
Cанбригада подступилась наконец к вековой лиственнице, росшей возле села. Местные называли могучее дерево, с которым было связано множество легенд, «лиственем» и считали его основой, корнем острова. Древесина лиственя оказалась твёрдой, как железо, не брали его ни топор, ни бензопила, ни огонь. Пришлось рабочим отступиться от непокорного дерева.
Пока санбригада воевала с лиственем, Дарья прибирала избу: белила печь и потолки, скребла, мыла.
Не обмыв, не обрядив во всё лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут — так принято.
Сима, Катерина и Богодул тем временем свозили в барак Настасьину картошку. Завершив свой тяжкий и скорбный труд, Дарья осталась ночевать одна и молилась всю ночь. Утром, собрав вещи и позвав пожогщиков, она ушла, бродила неведомо где весь день, и чудилось ей, что рядом бежит невиданный зверёк и заглядывает в глаза.
Вечером Павел привёз Настасью. Та рассказала, что дед Егор долго болел, отказывался от еды, не выходил из квартиры и недавно умер — не прижился на чужом месте. Зная Настасьины странности, старухи долго не могли поверить, что крепкого и сурового Егора больше нет. Настасья по подсказке Дарьи предложила Симе жить вместе. Теперь бабки ютились в Богодуловом бараке, дожидаясь, пока за ними приедет Павел.
Глядя на догорающую избу, Павел не чувствовал ничего, кроме неловкого удивления: неужели он здесь жил? Приехав в посёлок, Павел ощутил «облегчающую, разрешившуюся боль»: наконец-то всё кончилось, и он начнёт обживать новый дом.
Вечером к Павлу явился Воронцов в сопровождении Петрухи и отругал за то, что старухи до сих пор не вывезены с острова — утром нагрянет комиссия, а барак ещё не сожжён. Воронцов решил самолично отправиться на Матёру и взял Павла и Петруху с собой.
Переправляясь на катере через Ангару, они заблудились в густом тумане. Пробовали кричать, надеясь, что старухи услышат, но туман гасил все звуки. Павел жалел, что согласился на эту поездку: он знал, что бабки испугаются ночного выселения.
Старухи проснулись в окружённом туманом бараке, словно на том свете. С острова слышался тоскливый вой — плач Хозяина, а с реки — слабый шум мотора.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.