Пропущенный тоннаж в чем измеряется
Пропущенный тоннаж в чем измеряется
Изымаемые из пути при всех видах ремонтно-путевых работ и текущем содержании железнодорожные рельсы обладают остаточным ресурсом и могут быть использованы для повторной укладки в пути на сети железных дорог ОАО «РЖД» без ремонта или с ремонтом, в том числе с профильной обработкой головки в рельсосварочных предприятиях или непосредственно в пути рельсошлифовальными и рельсофрезерными поездами.
Осмотр и маркировка изымаемых из пути рельсов
Осмотр и маркировку рельсов производит комиссия в составе:
Одиночно снимаемые с пути рельсы должен осматривать дорожный мастер или бригадир пути. Маркировку таких рельсов производят в день их изъятия.
Рисунок 1.1 Дефектоскопия пути
Рисунок 1.1 Дефектоскопия пути
Маркировку рельсов производят светлой несмываемой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи строго со стороны рабочей грани на расстоянии около 1,5 м от левого стыка по ходу километров или места разрезки плети, и 12,5 м от конца рельсовой плети (при нахождении работника внутри колеи лицом к маркируемому рельсу или плети).
В зимний период допускается временная маркировка мелом с последующим возобновлением ее светлой несмываемой краской.
Если маркировка, выполненная в пути, потеряет четкое изображение, необходимо возобновить ее краской того же цвета.
Маркировку наносят на шейку рельса с указанием:
Интерактивная схема 1.1 Образец маркировки старогодных рельсов
Интерактивная схема 1.1 Образец маркировки старогодных рельсов
Пример маркировки старогодных рельсов:
I – группа годности рельса
У – термоупрочненные
620 – пропущенный тоннаж, с округлением до 10 млн т брутто
4 – номер дистанции пути, с которой сняты рельсы
Таблица 1.1 Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов
Наименование показателей | Предельная величина показателей критериев годности для рельсов типов и групп годности | |||
---|---|---|---|---|
Р75, Р65 | Р50 и легче | |||
I | II | III | I | |
Наработка тоннажа, млн т брутто | до 20% сверх Тн | более 20% до 50% сверх Тн | более 50% до 70% сверх Тн | до 400 |
Износ головки, мм, не более вертикальный боковой | 6 6 | 6 8 | 8 10 | 5 5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более головки подошвы | 1 3 | 2 4 | 3 4 | 2 4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более | 3 | 3 | 4 | 3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более | 3 | 3 | 4 | 2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более: со стороны рабочей грани со стороны нерабочей грани | 2 4 | 2 4 | 2 4 | 1 2 |
Глубина волнообразного износа поверхности катания головки на длине 1 м, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Седловины, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 | 1/5000 |
Критерии годности старогодных рельсов для повторного использования
Возможность повторного использования снимаемых из пути старогодных рельсов определяют до их изъятия из пути.
Основным критерием отнесения старогодных рельсов, изымаемых из пути, к определенной группе годности является нормативная наработка тоннажа (Тн). Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов, приведены в таблице 1.1. Старогодные рельсы в зависимости от характеристик, определяющих группы годности, относятся к I, II, III группам годности, а также к IV группе годности (металлолом).
Нормативная наработка тоннажа (Тн) в млн т брутто для рельсов первой укладки составляет:
для термоупрочненных рельсов категории В (ДТ350СС) типа:
для нетермоупрочненных рельсов нормативная наработка тоннажа уменьшается в 1,5 раза и составляет для рельсов типа:
Если старогодные рельсы относятся по пропущенному тоннажу к I или II группе годности, а другие показатели превышают предельные значения для этой группы годности (за исключением бокового износа), то группа годности старогодных рельсов устанавливается в соответствии с этими показателями.
Величину вертикального и бокового износов определяют как разность номинального размера нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряют по оси симметрии рельсов, боковой – на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки рельса.
Высоту рельса, вертикальный и боковой износы измеряют штангенциркулем с погрешностью измерения 0,05 мм.
Рисунок 1.2 Измерение смятия
Рисунок 1.2 Измерение смятия
Рисунок 1.3 Измерение бокового износа
Рисунок 1.3 Измерение бокового износа
К IV группе годности (металлолому) относятся:
Рельсы IV группы годности (металлолом) подлежат сдаче в металлолом.
Инвентарные рельсы изготавливают из рельсов I, II и III групп годности. Состояние инвентарных рельсов должно обеспечивать возможность содержания пути по ширине колеи в пределах установленных норм и допусков.
Старогодные рельсы I и II групп годности, предназначенные для повторной укладки в путь при капитальном ремонте на старогодных материалах, направляют в РСП для комплексного их ремонта с профильной обработкой головки строжкой и фрезеровкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При наличии в рельсах дефектов: 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19 глубиной более 2 мм, а также 20, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 38, 46, 47, 50, 55, 56, 60, 65, 66, 67, 99 производят их вырезку на расстоянии не менее 10 см от краев дефекта. | При распространении указанных в левом столбце дефектов и дефектов 40, 41 по всей длине рельса старогодные рельсы переводят в IV группу годности (металлолом). | Рельсы с дефектами 85, 86 подвергают правке, а при невозможности их выправки производят вырезку дефектов. | Старогодные рельсы с дефектами 69, 74 на репрофилирование не направляются. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перед вырезкой дефектных мест, обнаруженных при дефектоскопировании, необходимо светлой краской повторить маркировку на всех кусках рельса, которые будут направлены на фрезеровку, строжку или сварку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование показателей | Предельная величина показателей критериев годности после строжки и фрезеровки | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
I–П | II–П | III–П | ||||
Наработка тоннажа, млн т брутто | до 20% сверх Тн | более 20% до 50% сверх Тн | до 70% сверх Тн | |||
Износ головки после профильной обработки, не более, мм: вертикальный боковой | 8 6 | 8 8 | 8 8 | |||
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, не более, мм | 3 | 3 | 3 | |||
Плавные вмятины и забоины на подошве рельса, не более, мм | 3 | 3 | 3 | |||
Равномерный наплыв металла без трещин и расслоений со стороны необработанной грани, не более, мм | 2 | 2 | 2 | |||
Глубина волнообразных неровностей поверхности головки на длине 1 м, не более, мм | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||
Глубина коротких неровностей (длиной до 25 см) на поверхности головки, не более, мм | 0,025 | 0,025 | 0,030 | |||
Седловины и местные неровности на поверхности катания головки, не более, мм | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Сферы применения старогодных рельсов
Сферы применения старогодных рельсов зависят от их технического состояния и выполненных видов ремонта.
На всех классах пути, кроме С1 и С2, допускается применение рельсов I и II групп годности для одиночной замены, если разница в наработке тоннажа у старогодных рельсов и рельсов, лежащих в пути, не превышает 100 млн т брутто в сторону увеличения, а по годам изготовления – не более 10 лет в сторону увеличения. Для рельсов III группы годности в путях 5 класса разница в наработке тоннажа не нормируется.
По согласованию с Управлением пути и сооружений ЦДИ допускается укладка при капитальном ремонте на путях 2 класса групп Г и Д старогодных репрофилированных рельсов.
Таблица 1.3 Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта в РСП и в пути
Тип рельсов | Группа годности рельсов | Класс пути | Класс, группа и подгруппа пути | Способ использования рельсов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р75 Р65 | I | 1–3 | Кроме С1 и С2 | О, РИ, РИК | |||||||
II | 3 | Кроме 3В4, 3В5, 3Б5, 3Б6, 3А6 | О, РИ, РИК | ||||||||
4–5 | Без ограничения | О, РИ, РИК, Крс | |||||||||
III | 4–5 | Кроме 4Д3, 4Д4 | О, РИ, РИК, Крс |
Таблица 1.4 Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов типа Р65 и Р75, отремонтированных в РСП с профильной обработкой головки
Группа годности рельсов и способ обработки головки | Класс пути | Класс, группа и подгруппа пути | Способ использования рельсов | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I–П | 1–2 | Кроме С1 и С2 | О | ||||||||||||
I–П | 3–5 | Без ограничения | О, РИ, Крс | ||||||||||||
II–П | 3 | Кроме 3В4, 3В5, 3Б5, 3Б6, 3А6 | О, РИ, Крс | ||||||||||||
4–5 | Без ограничения | О, РИ, Крс | |||||||||||||
III–П | 4–5 | Кроме 4Д3, 4Д4 | О, РИ, Крс |
О – одиночная замена рельсов;
РИ – сплошная замена рельсов на новые или старогодные;
Крс – капитальный ремонт пути на старогодных материалах;
П – профильная обработка головки рельса фрезеровкой или строжкой в РСП.
Запрещается укладка репрофилированных рельсов с переменой рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее.
Старогодные рельсы с боковым износом до 8 мм ремонтируют в РСП с профильной обработкой головки со стороны бывшей нерабочей грани. Репрофилированные рельсы сваривают в рельсы мерной длины (до 25 м) и рельсовые плети бесстыкового пути для укладки с переменой рабочего канта в прямые, во внутренние нити кривых и в наружные нити кривых радиусами более 650 м, а также из них изготавливают уравнительные и инвентарные рельсы.
Старогодные рельсы Р65 и Р75 с боковым износом от 8 до 15 мм, которые по всем другим параметрам могут быть отнесены к I и II группам годности, в РСП не направляют, а укладывают в путь с переменой рабочего канта.
Старогодные рельсы типа Р50 I группы годности, а также нетермоупрочненные типов Р65 и Р75 I или II групп годности могут быть использованы для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены рельсов на путях 5 класса.
Нормативный срок службы рельсов, отремонтированных в РСП с профильной обработкой головки фрезеровкой или строжкой, должен составлять:
для рельсов II и III группы годности
Рельсовые плети для бесстыкового пути, а также мерные рельсы (25 и 12,5 м) для звеньевого пути и уравнительных пролетов сваривают в РСП из старогодных репрофилированных рельсов, которые должны быть:
Отклонения по длине
25-метровых, а также укороченных рельсов
На каждую партию рельсов, отгружаемую на сцепе платформ, а также на каждую сварную рельсовую плеть выдается сертификат с их характеристикой.
При обеспечении годовой потребности в старогодных рельсах по всей номенклатуре работ допускается:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель работы.
Научиться работать с учетной формой ПУ-2 «Рельсовая книга». Научиться производить измерение износа головки рельсов, смятия стыков. Научиться получать информацию о рельсах по итогам визуального осмотра.
Инструмент.
Рулетка, штангенциркуль путевой, метровая линейка, набор щупов.
Место проведения работы.
Учебный полигон СамГУПС.
Теоретическая часть.
Для учета рельсов лежащих в главных, приемо-отправочных и прочих станционных путях в ОАО «Российские железные дороги» в 2004 году утверждена учетная форма ПУ-2 «Рельсовая книга». В книге предусмотрено три раздела: «Ведомость рельсов лежащих в станционных, специальных и подъездных путях», «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях», «Отметки о проверке книги». Рельсы, лежащие в главных путях, учитываются позвенно.
Ведомость рельсов, лежащих в главных путях, состоит из следующих разделов:
Указывается номер километра, на котором уложен рельс.
Указывается номер пикета, на котором уложен рельс. Если рельс расположен на границе двух пикетов, то его относят к тому пикету, где звено начинается (по счету километров).
3. «Метр начала звена»
Указывается метр начала звена, измеренный от пикетного столика.
Указывается номер звена. Количество звеньев учитывается в пределах пикета.
Указывается сторонность нити. Сторона нити определяется по ходу километров.
6. «№ стрелочного перевода, № плети»
В случае если рассматриваемый рельс является частью рельсовой плети, указывается номер плети по проекту. Данный номер так же указывается в маркировке рельсовой плети, которая наносится белой краской на шейке рельса с внутренней стороны, на расстоянии 1 метра от начала плети.
В случае если рельс является частью стрелочного перевода, указывается номер стрелочного перевода, согласно схеме станции.
Указывается год прокатки рельса. Год и месяц укладки указывается на самом рельсе в виде выпуклых цифр.
Указывается дата укладки рельса в данный участок пути.
Указывается тип рельса. Тип рельса обозначается буквой «Р» и цифрой, характеризующей массу одного погонного метра рельса. Типы рельсов, уложенные на отечественных железных дорогах, указаны в таблице №1.
№ | Тип рельса | Масса погонного метра рельса | Область применения |
Р-75 | 74,60 | Все пути | |
Р-65 | 64,88 | Все пути | |
Р-65К | 64.67 | Наружные рельсы в кривых участках | |
Р-50 | 51,80 | Приемо-отправочные и прочие станционные пути | |
Р-43 | 44,65 | Прочие станционные и подъездные пути | |
Р-38 | 38,42 | Прочие станционные и подъездные пути | |
Р-33 | 33,48 | Прочие станционные и подъездные пути |
10. «Признак укладки»
В данном разделе указывается буква «Н» если укладывается новый рельс или «П» если рельс переложен повторно.
11. «Характеристики переложенных рельсов. Вид ремонта»
Если рельс переложен, то в данной графе указывается вид ремонта рельса после изъятия его с пути.
«П» при производстве шлифовки головки рельса в РСП;
«ШП» при производстве шлифовки головки рельса в пути.
12. «Характеристика переложенных рельсов. Группа годности»
Указывается группа годности снятого с пути рельса, которая определяется по его характеристикам, указанным в таблице 2.
Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов.
13. «Завод изготовитель»
Указывается буква, обозначающая завод, на котором изготовлен рельс.
К – Новокузнецкий металлургический комбинат;
Т – Нижнетагильский металлургический комбинат;
А – Металлургический завод «Азовсталь», расположенный в городе Мариуполь, Украина;
Д – Днепровский металлургический завод, расположенный в городе Днепродзержинск, Украина.
В настоящее время производится укладка рельсов производства Новокузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов, но в пути можно так же встретить ранее уложенные рельсы остальных заводов.
14. «Категория качества»
Указывается категория качества рельса. По категории качества рельсы подразделяются на:
В – рельсы термоупрочненные высшего качества;
Т – рельсы термоупрочненные;
Н – рельсы нетермоупрочненные.
Категория термоупрочненных рельсов устанавливается согласно величинам отклонения некоторых ее параметров от указанных в ГОСТ Р 51685-2000 (смотри приложение 1).
Для термоупрочненных рельсов установлено две группы качества. Группа качества определяется согласно ГОСТ Р 51685-2000 (смотри приложение 1).
На рельсах наносят шифр плавки. Маркировочные знаки имеют высоту 12 мм, и глубину 0,8-1,5 мм.
Шифр плавки включает в себя:
— условное обозначение стали (Х – низколегированная, V – микролегированная ванадием, Т – микролегированная титаном);
— обозначение сталеплавильного агрегата и номер плавки.
Указывается вид рельса:
О – остряк стрелочного перевода;
КР – крестовина стрелочного перевода;
РР – рамный рельс стрелочного перевода;
ПК – рельс переводной кривой стрелочного перевода;
С – сварные рельсы длинной до 100 метров;
Б – рельсы образующие бесстыковой путь;
У – уравнительные рельсы;
З – закалённые рельсы.
Указывается длина рельса в метрах, с точностью до сантиметра (например 12,48). В бесстыковом пути указывается длина каждого рельса сваренного в плеть.
Указывается дата промера износа. Промер износа головки рельса производится два раза в пять лет, в начале первого и третьего годов. На участках наиболее интенсивного износа рельсов (устанавливаются начальником дистанции пути), промер производится раз в год.
20. «Величина износа. Вертикальный»
Указывается величина вертикального износа. Износ измеряется при помощи штангенциркуля путевого. Способ измерения износа указан в приложении 2.
21. «Величина износа. Боковой. Рабочей грани»
Указывается величина бокового износа рабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Способ измерения указан в приложении 3.
22.«Величина износа. Боковой. Нерабочей грани»
Указывается величина бокового износа нерабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Способ измерения указан в приложении 3.
23. «Величина износа. Смятие и провисание стыка»
Указывается величина смятия стыка. Способ измерения указан в приложении 4.
24. «Величина износа. Волнообразный износ»
Указывается максимальная величина волнообразного износа.
Волнообразный износ проявляется в виде небольших (порядка десятых долей миллиметра) выступов, распределенных более или менее равномерно на поверхности катания. Расстояние между ними 5-7 миллиметров. Вершины их имеют металлический блеск, а впадины темные пятна. Способ измерения волнообразного износа указан в приложении 4.
Указывается дата наплавки. Наплавка концов рельсов производится при смятии рельса в зоне стыка, при выкрашивании головки рельса, а так же при наличии пробуксовок рельсов. Наплавка производится электродуговой сваркой.
Указывается дата последнего проведения шлифовки рельса.
Указывается вид шлифовки. Шлифовка рельсов, осуществляемая рельсошлифовальными поездами, бывает двух видов: профильная (П), при которой головка рельса шлифуется по всему ее периметру, и предназначенная для устранения волнообразного износа и коротких (Ш) неровностей других видов на поверхности катания рельсов с целью уменьшения вибрационного воздействия подвижного состава на путь.
В случае если рельс имеет дефект, указывается его код, согласно НТД/ЦП-2-93.
29. «Изолирующий стык»
В случае, если к рельсу прилегает изолирующий стык, в данном разделе делается отметка «Н», если он расположен в начале рельса, по ходу километров и «К», если в конце.
30. «Пропущенный тоннаж. До переукладки»
Указывается для рельсов, уложенных в путь повторно. Пропущенный тоннаж измеряется в миллионах тонн брутто на километр в год.
31. «Пропущенный тоннаж. После укладки»
Указывается при проведении промера износа рельсов и при снятии рельса с пути.
Указывается дата замены рельса.
Ход работы.
Для выполнения данной лабораторной работы группа делится на несколько подгрупп. Каждой подгруппе выделяется путь на учебном полигоне, для проведения работы.
Подгруппа должна заполнить «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях», на основании данных полученных при осмотре пути и проведении инструментальных измерений в следующих разделах: 4,5,6,7,9,13,16,17,18,19,20,21, 22,23,24,29.
Остальные разделы заполняются по данным, полученным от преподавателя.
Вид отчета.
В качестве отчета по лабораторной работе представляется заполненная «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях» (приложение 5).
Контрольные вопросы по лабораторной работе.
1. Как называется форма учета рельсов?
2. Что такое прокатка рельса?
3. Что такое тип рельса?
4. От чего зависит группа годности старогодных рельсов?
5. Какие заводы изготавливают рельсы для отечественных железных дорог?
6. Какими буквами обозначаются заводы изготовители рельсов?
7. Какие бывают категории качества рельса?
8. От чего зависит группа качества рельса?
9. Какая информация о рельсе содержится в шифре плавки?
10. Как измеряется вертикальный износ?
11. Как измеряется горизонтальный износ?
12. Чему равна высота рельса Р65?
13. Чему равна ширина головки рельса Р65?
14. Что такое наплавка?
15. В каких случаях производится наплавка?
16. Какие бывают виды шлифовки?
17. В чем измеряется пропущенный тоннаж?
Приложение 1.
ГОСТ Р 51685-2000
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС РФ», Государственным научным центром Российской Федерации ОАО «Уральский институт металлов», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 «Чугун, прокат и металлоизделия»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2000 г. № 378-ст
4 ИЗДАНИЕ (март 2002 г.) с Поправкой (ИУС 9-2001)
- Пропущенный звонок 900 что это
- Пропущенный тоннаж ввариваемого рельса не должен превышать пропущенный тоннаж плети более чем