Проприоцепция у детей что это

Проприоцепция

Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной. От рецепторов нервные волокна проводят импульсы через спинной мозг, продолговатый мозг в мозжечок (это бессознательный уровень движений) и постцентральную (теменную) кору (это произвольный уровень, как раз то, что относится к диспраксии). Также имеются связи с ретикулярной формацией, которая влияет на внимание.

Во многом проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело. Одни и те же симптомы (например, ходьба на цыпочках) могут свидетельствовать о разных дисфункциях. Например, при вестибулярной гиперчувствительности можно дополнительно использовать приприоцептивную стимуляцию для «обнуления» ощущений: надеть на ребенка утяжеляющий жилет или крепко обнять. Аналогично при тактильных нарушениях сначала рекомендуется «включить» более глубокую чувствительность (мышечную: вибрация, массаж, прохлопывания), затем уже работать с тактильной.

Проприоцепция формирует:

Если говорить кратко, то проприоцепция обеспечивает схему тела (theory of body), а у детей схема тела – это основа образа «Я» и понимания взаимоотношений между людьми, осознания себя как субъекта этих отношения (theory of mind). Именно поэтому так важно обеспечивать ребенку опыт физического контакта, телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).

Как и с другими видами чувствительности, по классике выделяют гиперчувствительность, гипочувствительность и сенсорный поиск. Причем у одного и тоже же человека в теле может быть и гипер-, и гипочувствительность. Например, ребенок совершенно не боится щекотки, при этом очень плохо относится к тому, когда чужие люди хватают его за шею.

Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:

Причины нарушения сенсорной интеграции

Коррекция нарушения проприоцепции

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Развитие проприорецепции у детей

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Более 80 удивительных заданий на развитие проприоцепции которые дают мощную и продолжительную стимуляцию проприоцептивных ощущений. Эти простые идеи можно быстро использовать, чтобы успокоить ребенка, помочь ему сфокусироваться и собраться. Ссылки приведены ниже.

Как эрготерапевт и мама, я просто обожаю занятия на развитие проприоцепции, это мой мой любимый тип сенсорной стимуляции, который поможет ребенку успокоиться, сконцентрироваться и предупредить опасное поведение. Проприоцептивная стимуляция настолько действенна и удивительна! Но здесь нет готовых рецептов. Вас это удивит,но существуют разные виды заданий на развитие проприоцепции, каждое из которых может оказывать различное воздействие на ребенка, и когда вы узнаете что это за задания и когда и какое можно предложить … это может радикально изменить ситуацию с поведением вашего ребенка, его вниманием и сном.

Невероятный эффект заданий на развитие проприоцепции частично заключается в том, что их можно предложить ребенку очень быстро, в одно мгновение, и вам не потребуются специальные игрушки или оборудование. То есть вы можете использовать эти идеи где угодно: в школе, в магазине, на площадке посреди игры. Давайте я объясню…

Пару недель назад я добровольно помогала в воскресной школе, повседневный распорядок в тот день немного нарушился из-за особого события. Я сразу заметила маленького мальчика (который, как мне было известно, имел некоторые сенсорные нарушения), который не мог усидеть на месте, пока другие слушали сказку, и блуждал по комнате не смотря на просьбы сесть на место. Кому-нибудь знакома эта картина?

Когда дети перешли в другую комнату и сели раскрашивать, он начал дурачиться и просто бегал из двери в дверь и конечно не слушал никого. Еще один учитель попытался удержать его в классе, когда я предложила помочь. Этот чудесный малыш был со мной знаком, но не слишком близко. Я сразу подошла и предложила: «А не вытрясти ли нам все хулиганство?»
Он едва посмотрел на меня, но, как я поняла, дал согласие так как не выразил протеста. Я крепко взяла его за запястья (что само по себе было проприоцептивной стимуляцией). Он кажется даже не заметил этого, так что я начала петь дурашливую песенку «Как мы вытрясем все хулиганство», продолжая крепко держать его за руки и встряхивать ими. 3 секунды спустя он посмотрел прямо на меня и широко улыбнулся.
В тот момент я поняла что проприоцептивная стимуляция это было именно то, что нужно. Я продолжила пожимать ему руки (об этом через пару минут) и спустя 2 минуты, угадайте что случилось? Он послушался и вернулся в комнату, сел рядом с другими детьми и не вскакивал еще 30 минут, пока его не забрала мама. Вот почему я ОБОЖАЮ проприоцепцию, я не шутила когда говорила что она творит чудеса.

В этой статье мы углубимся в виды заданий на развитие проприоцепции. Количество возможных идей в этой области поистине неисчерпаемо и когда вы будете знать, что искать, то поразитесь, насколько легко найти подходящее для вашего ребенка и включить эти задания в его сенсорную диету. А если вы сомневаетесь, следует ли беспокоиться о сенсорных проблемах вашего ребенка, почитайте о том как понять нужна ли вашему ребенку сенсорная терапия. А теперь поговорим о том, что такое проприоцепция?

Проприоцепция у детей что это

Что такое проприоцепция?

Это нужно прояснить поскольку большинство людей никогда не слышали об этом 7-ом чувстве. Что ж, далеко не каждый текстовый редактор опознает это слово. Понимание того, что это такое и как работает — важный шаг к понимаю того, как это поможет вашему ребенку и почему он ищет подобной стимуляции.

Простыми словами, проприоцепция — это способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент ( это еще называют схемой тела). И так же как мы видим при помощи глаз, зрения, проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело, благодаря рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах. Наше зрение стимулируют яркие огни и движущиеся объекты, а проприоцепцию стимулирует давление на рецепторы по всему телу. Каждый раз, когда мы протискиваемся через узкое пространство, обнимаем кого-то, прыгаем мы получаем проприоцептивную стимуляцию.

Почему проприоцепция имеет значение?

Наша проприоцептивная система помогает пройти через комнату не натыкаясь на мебель, подняться по шведской стенке в гимнастическом зале, удержать в руках ручку или карандаш. Чтобы сделать хоть что-нибудь мы всегда должны знать, где находится каждая часть нашего тела и как ее перенести в нужное место в нужный момент. Проприоцепция играет ОГРОМНУЮ роль в этом деле и ее развитие просто необходимо для всех детей.

Как понять, что ребенку нужны занятия на развитие проприоцепции?

Развитие проприоцепции — важная часть работы с ребенком, имеющим сенсорные проблемы, поскольку это единственный вид стимуляции который, если им пользоваться правильно, помогает успокоиться и сконцентрироваться практически в любой ситуации. Подавляющему большинству детей это нравится и многие ищут подобных ощущений. И даже если у вашего ребенка нет сенсорных проблем, проприоцепция все равно поможет им успокоиться в сложной ситуации и расслабиться перед отходом ко сну.
Вашему ребенку особенно пойдут на пользу задания на развитие проприоцепции, если они относятся к одной из двух категорий:

Ищущие проприоцептивной стимуляции:

Эта категория встречается чаще всего. Ищущие — те, кто пытается получить как можно больше проприоцептивных ощущений, как будто тело недополучает стимуляции. Иногда детей, ищущих подобных ощущений, описывают как гиперактивных. И отчасти это так и есть, поскольку они действительно безостановочно ищут удовлетворения своих сенсорных потребностей. Узнайте больше о том, как справиться с гиперактивностью у ребенка.

Давайте однако посмотрим, что часто делают дети, которые находятся в поиске проприоцептивных ощущений:

Признаки того, что ребенок плохо чувствует сигналы собственного тела:

Эта группа менее распространена, но вполне вероятно что эти особенности вы встретите у своего ребенка. Плохое ощущение тела означает, что сенсорный стимул, в этом случае идущий из проприоцептивной системы, не распознается. Как будто мозг взял и отключил этот канал. Давайте посмотрим, какие особенности могут отличать таких детей:

Если у вашего ребенка есть несколько признаков из этого списка или списка выше, занятия на развитие проприоцепции — как раз то, что им нужно, чтобы удовлетворить потребности в стимуляции и поддержать процесс развития.

Действенные задания на развитие проприоцепции для детей

Задания на развитие проприоцепции можно рассматривать и классифицировать в соответствии с разными категориями. На некоторые из них ваш ребенок будет реагировать, а другие — нет. И говоря «реагировать», я прошу вас вернуться мысленно к тому мальчику из воскресной школы. Его улыбка, зрительный контакт и вернувшаяся способность следовать инструкциям ясно давала понять, что он «отозвался» на сенсорную стимуляцию. Ваш ребенок, например, сможет после нужного вмешательства снова сосредоточиться на домашней работе или высидеть за столом до конца обеда.

Не забывайте, что хотя большинство детей любят или по крайней мере ничего не имеют против занятий на развитие проприоцепции, кое что может им не понравиться. Ни одно задание или сенсорная стимуляция не должны совершаться насильно. Многие из этих заданий, такие как объятия или лазание, стимулируют сразу несколько сенсорных систем. Объятия дают тактильную стимуляцию, а лазание стимулирует вестибулярный аппарат. Если что-то из этих видов стимуляции не нравится вашему ребенку или неприятно ему, то скорее всего он откажется участвовать, и в этом нет ничего плохого.

Сначала я покажу вам самые базовые и вероятно самые простые задания на развитие проприоцепции. Их можно использовать чтобы успокоить ребенка, предупредить истерику или помочь ему сконцентрироваться, но эти же упражнения могут с таким же успехом «разнести» ребенка. Иногда просто попрыгав на кровати ребенок начинает дурачиться и полностью теряет контроль. Очевидно что в этом случае вам не удается его успокоить и вероятно это упражнение — не то что вам нужно. Если вы хотите успокоить ребенка или улучшить его концентрацию, вам вероятно будет нужно немного структурировать занятие, но это не всегда необходимо. Я бы делала это в том случае, когда во время упражнений ребенок начинает возбуждаться, а не успокаивается:

Теперь, когда мы все выяснили, давайте перейдем к списку эффективных занятий на развитие проприоцепции:

Прыжки

Лазание

Висеть

Топанье

Балансирование на большом мяче ( мы используем такой мяч для йоги, он продержался уже 10 лет)

Ходить «тачкой» ( на руках, когда взрослый держит ребенка за ноги — прим.переводчика)

Ходить «крабом» (см. фото)

Проприоцепция у детей что это

Использование прыгуна пого ( вот этот идеален, поскольку безопасен для малышей)

Толкатья/кататья на доске-скутере (особенно лежа на животе)

Пинать

Ползание

Жевать

Пить через соломинку

Например молочный коктейль (густой напиток дает еще больше стимуляции)
Сжимать

Растягивать и тянуть эластичную резинку (такие используют во время занятий йогой или пилатесом)

Отжиматься от стула

Jumping jacks (движение, когда в прыжке ноги ставят на ширину плеч и одновременно поднимают руки, а потом возвращаются обратно — прим.переводчика)

Отжиматься от пола

Лежать на животе на большом мяче для йоги, удерживаясь за пол руками

Играть в «носке совы» ( на английском это называется body sock — эластичный мешок в который ребенок может забраться целиком — у нас аналог называется «носок совы» — прим. переводчика)

Позы из йоги ( вот несколько, которые дадут возможность для проприоцептивной стимуляции)

Тяжелый физический труд

Тяжелый физический труд — это он и есть, то есть это задания, которые требуют от ребенка задействовать все силы своих мышц чтобы толкать, поднимать, катить и нести тяжелые предметы. Когда мы используем мускулы таким образом, возникает сопротивление, которое оказывает воздействие на проприоцептивные рецепторы в мускулах и суставах.

Ниже я привела несколько распространенных заданий, многие из которых — домашние дела, которые часто включают в распорядок семейной жизни. Но вообще вы ничем не ограничены в выборе вариантов и я едва ли смогу перечислить все возможные упражнения.

Давайте я расскажу вам об одной уникальной возможности, которая возникла у нас дома накануне…

Я перебирала гардероб детей и отбирала вещи, которые им были уже малы. В центре комнаты собиралась большая куча одежды. Когда я закончила, мой пятилетний искатель проприоцептивных ощущений вошел в комнату — идеальный момент. Я могла попросить его подержать коробку для одежды, пока я сгружу в нее отобранные вещи, но вместо этого я попросила его самого собрать одежду в коробку, пока я держу ее открытой. Конечно это заняло чуть больше времени, но для него это была возможность получить быструю и мощную проприоцептивную стимуляцию.

Вы удивитесь, насколько много возможностей для «тяжелого физического труда», который можно предложить ребенку, возникают сами собой. Вот несколько историй, которые вас вдохновят:

Толкать/тянуть тяжелые предметы

Носить тяжелые объекты

Копать

Орудовать граблями

Сгребать

Проприоцепция у детей что это

Тянуть за веревку ( гимнастический канат как раз подойдет)

Загружать и разгружать посудомоечную машину

Задания на развитие глубокой чувствительности

Такие задания как правило не требуют активного участия ребенка и хорошо успокаивают. Их часто используют, когда ребенку трудно усидеть на месте или переключаться с одного задания на другое. Но не все дети относятся к таким занятиям хорошо. Здесь дается много тактильной стимуляции, и если ваш ребенок чувствителен к такого рода стимулам, вероятнее всего это не лучшая стратегия для него. Прислушивайтесь к ребенку, он даст вам понять что к чему.
Если вы не уверены, понравится ли вашему ребенку подобное занятие, проведите эксперимент — накройте его несколькими тяжелыми одеялами или положите что-то тяжелое им на колени. Если занятие ему понравится, возможно вы захотите организовать или сделать что-нибудь из списка ниже.

Обнимать и обниматься

Проприоцепция у детей что это

Заворачиваться в плед как в блинчик

Сидеть с тяжелой подушкой или игрушкой на коленях ( узнайте когда и как использовать такие подушки с вашим ребенком)

Надевать тяжелые или сдавливающие жилеты ( Нужно убедиться, что вы выбрали правильный размер, и, если берете тяжелый, подходящий вес).

Протискиваться через узкие места

Лежать под тяжелыми предметами

Проприоцепция у детей что это

Используйте большой мяч, чтобы «прокатывать» тело ребенка ( нажимайте достаточно сильно, но осторожнее с головой и шеей)
Сидеть или стоять на ортопедической подушке (прекрасно подходит для тех, кто не может усидеть на месте)

Помните о том, что утяжеленные одеяла, игрушки и подушки можно использовать не более 20 минут, после этого срока тело адаптируется к их весу. Если это допустимо, тяжелым одеялом можно накрывать ребенка и ночью.
Прочтите пожалуйста несколько советов, прежде чем предлагать ребенку задания на развитие проприоцепции

Источник

Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *