Проприетарный шрифт что это

Популярные шрифты изгнаны из ГОСТов. Госорганам предписано переходить на российские аналоги

Росстандарт прописал в ГОСТе рекомендацию по использованию госорганами свободно распространяемых и российских шрифтов вместо американских Times New Roman, Arial и других. Эти шрифты правообладатель из США запретил им использовать еще в декабре 2018 г., и у них есть множество отечественных аналогов.

ГОСТ для российских шрифтов

Российские госорганы и все государственные корпорации получили рекомендации по использованию исключительно отечественных и свободно распространяемых компьютерных шрифтов при работе с текстом. По информации «Коммерсанта», эти рекомендации стали следствием изменений в ГОСТ, внесенными Росстандартом.

Под «свободно распространяемыми» подразумеваются шрифты, на использование которых не требуется лицензия.

На момент публикации материала изменения в ГОСТ были приняты пока только техническим комитетом системы разработки и постановки продукции на производстве, о чем изданию сообщил член технического комитета, старший научный сотрудник ГУБ НИЦ «Курчатовский институт» Александр Харьков. Он добавил также, что нововведение еще рассматривается в других инстанциях, но не уточнил, в каких именно.

Проприетарный шрифт что это

Действующая версия ГОСТа подразумевает использование шрифта Times New Roman, который может использоваться без лицензии только в американских ОС семейства Windows, Российский госсектор в рамках импортозамещения постепенно отказывается от использования иностранного ПО.

Все дело в санкциях

Переход чиновников и госкорпораций на использование свободно распространяемых шрифтов продиктован, в том числе, и американскими санкциями. CNews писал, что в декабре 2018 г. Компания Monotype Imaging из США, которой принадлежат права на шрифты Times New Roman, Arial, Courier New и ряд других, отказалась предоставить лицензии на их использование в российском ПО. Отечественный софт в госсекторе в настоящее время постепенно вытесняет иностранный в рамках импортозамещения.

На момент введения запрета Times New Roman, созданный в США еще в 1932 г. Стэнли Морисоном (Stanley Morison) и художником Виктором Лэрдентом (Victor Lardent) был основным шрифтом, используемым, например, в российских вооруженных силах для составления служебных документов на листах формата А4. Об этом говорилось в разделе «Правила оформления служебных документов» в «Справочнике офицера» за 2017 г.

Сразу после запрета российские госучреждения получили методическое пособие, в котором детально разъяснялось, на что можно заменить «санкционные» шрифты. Авторы методички рекомендовали использовать отечественные или свободно распространяемые шрифты, максимально похожие на запрещенные, чтобы структура документов, созданных с использованием того же Times New Roman до введения запрета, в дальнейшем не искажалась. В числе рекомендуемых упоминались, к примеру, шрифты линейки PT Astra, созданные отечественной компанией «ПараТайп» по заказу российской ООО «РусБИТех-Астра», развивающей отечественную ОС Astra Linux.

Проприетарный шрифт что это

В то же время, со слов Александра Харькова, использование госструктурами свободных шрифтов, не описанных в ГОСТе, приводило к тому, что документы, в которых они применялись, в итоге переставали соответствовать госстандарту и рисковали не пройти ведомственные согласования. Это и потребовало внесения упоминания свободно распространяемых шрифтов в ГОСТ.

Проприетарный шрифт что это

Представители «РусБИТех-Астра» рассказали CNews, что первые шаги по направлению отказа от использования зарубежных шрифтов были сделаны за несколько месяцев до американских санкций декабря 2018 г. В середине мая 2018 г. Росстандарт скорректировал ГОСТ Р 7.0.97 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Из этого документа было исключено упоминание Times New Roman и других шрифтов Monotype Imaging. В свою очередь Росхархив утвердил примерную инструкцию по делопроизводству, на основании которой все органы госвласти разрабатывают собственные ведомственные инструкции, в которой также отсутствуют наименования этих шрифтов.

Переход начался

Проблемы с американскими шрифтами у российских компаний начались задолго до запрета на шрифты Monotype Imaging в декабре 2018 г.. Так, в конце 2016 г. все та же Monotype Imaging отказала «РусБИТех-Астра» в праве включить шрифты Times New Roman и Arial в состав дистрибутива Astra Linux. В качестве причины представители Monotype Imaging упомянули санкции США против российских компаний, сотрудничающих с Минобороны, а поводом для отказа, по данным «Коммерсанта», стало упоминание об участии разработчика Astra Linux в работе международного авиасалона МАКС.

Госкорпорации и организации начали переходить на российские шрифты, в том числе на упомянутое семейство PT Astra, в 2019 г. Например, согласно Росстандарту, первыми это сделали власти Ульяновской области в конце мая 2019 г. Использование PT Astra в госструктурах этого региона инициировано указом губернатора Ульяновской области №41 от 20 мая 2019 г.

Проприетарный шрифт что это

В октябре 2019 г. CNews писал, что шрифты PT Astra Sans и PT Astra Serif, которые создатели назвали «полноценными аналогами зарубежных шрифтов, включая Times New Roman», вошли в состав российского пакета офисных программ «Мой офис». Это разработка компании «Новые облачные технологии», представляющая собой отечественный аналог американского Microsoft Office.

В конце ноября 2019 г. власти Москвы закупили 589 лицензий «Моего офиса» стоимостью 5,24 млн руб. Шрифты PT Astra Sans и PT Astra Serif теперь используются и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). В конце декабря 2020 г. ведомство приобрело около 6300 компьютеров российской сборки с предустановленными на них отечественными ОС «Альт рабочая станция 9» и офисным пакетом «Мой офис стандартный».

Источник

История развития компьютерных шрифтов: от гарнитуры Chicago до XO Fonts

Проприетарный шрифт что это

Недавно выпустил текст на vc.ru о шрифтах, думаю, было бы несправедливо не поделиться им и с читателями этого блога. Так что выскажусь на эту тему и здесь.

В этом году исполнилось ровно 5 лет со дня выпуска компанией МойОфис собственного шрифтового набора XO Fonts. Этот первый юбилей вдохновил на подготовку небольшого ретроспективного погружения в компьютерные шрифты и историю их развития. Текст также будет интересен тем, кто хочет узнать:

Компьютерные шрифты: как все начиналось

Пожалуй, история компьютерных шрифтов началась с появлением в 1984 году Apple Macintosh – первого массового компьютера с графическим пользовательским интерфейсом вместо командной строки. В тот момент стало очевидно, что нужно разрабатывать шрифтовые стандарты специально для компьютеров. Так перед дизайнерами, разработчиками и владельцами компаний-производителей техники открылось огромное пространство для создания и развитие шрифтов для экранов.

Системным шрифтом первых Macintosh стала растровая гарнитура Chicago от Сьюзан Каре – американской художницы и дизайнера, которая в 1980-х годах XX века создала множество графических элементов в интерфейсе Apple, Windows и IBM. Chicago оказался настолько удачным, что использовался в качестве основного шрифта в операционной системе Macintosh вплоть до 1997 года и стал важной частью фирменного стиля всего бренда Apple.

Проприетарный шрифт что это

Как я уже сказал, на старте своего развития шрифты в Macintosh, да и любом другом компьютере, были растровыми. Это означает, что контуры начертания букв хранились в виде прямоугольных матриц из точек-пикселей. При попытке масштабировать такой шрифт качество изображения резко ухудшалось, поэтому для того, чтобы иметь возможность работать со шрифтами разных кеглей, приходилось разрабатывать и хранить матрицы всех требуемых начертаний и размеров.

Существует и другой метод построения шрифта – контурный (или как еще говорят векторный), основанный на математическом описании контура и геометрии символов. Такое описание универсально и позволяет без потери качества масштабировать и модифицировать (например, наклонить, как в этой части текста) буквы.

Контурный шрифт: появление PostScript

Важным витком истории развития компьютерных шрифтов стал новый язык контурного описания объектов, в том числе и шрифтов – PostScript, который был разработан американской компанией Adobe. На его основе Adobe начала создавать свои шрифтовые гарнитуры, которые впервые стали использовать в Apple, а затем массово и в других компаниях.

Тут важно отметить, что спецификация на формат PostScript была доступной и другим компаниям, они могли пользоваться этим языком, выплачивая Adobe лицензионные отчисления. Однако вместе с описанием контуров при создании шрифта Adobe использовала так называемые хинты (hint, англ. – намек, совет), которые содержали дополнительные данные о построении геометрии литеры. С помощью хинтинга происходит сглаживание контуров шрифта для более четкого и удобочитаемого отображения текстов на экранах с низким разрешением или при печати, когда контурное изображение переводится в растровое. Вся информация о хинтах держалась в строжайшем секрете – технологию хинтинга использовала только Adobe. Именно поэтому очень долгое время эта компания оставалась единственным производителем высококачественных шрифтов.

Проприетарный шрифт что это

Хинтинг становится открытым

Между тем компьютеры все чаще стали использовать для работы с документами – росла потребность получать при печати тексты, написанные качественным шрифтом без заломов и грубых контуров. Тогда Apple и Microsoft стали искать альтернативные способы реализации масштабируемых (контурных) шрифтов и в 1991 году совместно создали полностью открытую спецификацию TrueType, которая была реализовала в операционных системах MacOS и Windows 3.1. В TrueType была использована альтернативная технология хинтинга, и Adobe, владевшая проприетарными шрифтами, была вынуждена сделать свою технологию также полностью свободной.

Формат TrueType при всем своем удобстве не был оптимальным: он требовал огромных затрат при создании и описании всей необходимой информации о построении шрифтов. Поэтому в 1996 году зародилось совместное решение Adobe и Microsoft – новый формат контурных шрифтов OpenType. Он был построен на базе двух «конкурентов» – TrueType и PostScript и имел гораздо больше возможностей допечатной подготовки. Именно он получил наибольшее распространение: шрифты формата OpenType сегодня мы видим и на Linux, и на Windows, и на macOS.

Какими были шрифты интерфейсов Apple и Microsoft

Давайте вернемся к Сьюзан Каре и ее шрифту Chicago. Как я уже сказал, эта гарнитура была основной в качестве пользовательского интерфейса до 1997 года и обрела большое число поклонников среди пользователей Apple, и даже в наше время можно найти гиков Chicago. Затем этот шрифт сменил Charcoal (англ. древесный уголь), разработанный Дэвидом Берлоу из Front Bureau – известного дизайн-бюро из Бостона. «Углем» писали вплоть до 2000 года. Он был создан специально для цифрового использования, но затем эти буквы с увеличенной высотой по оси x стали все чаще встречаться и в печати. А с 2000 года и последующие 14 лет пользователи интерфейсов Apple видели уже шрифты Lucida Grande и Helvetica.

Проприетарный шрифт что это

В то же самое время менялись и шрифты пользовательского интерфейса у Microsoft. От MS Sans Serif, который был использован в самых ранних версиях MS Windows, компания перешла к Tahoma и Verdana (последний был оптимизирован для отображения литер на экранах низкого разрешения), которые впервые были использованы в Windows 95. Начиная с Windows 7 и до сих пор в качестве шрифта интерфейса используется семейство Segoe.

Название Segoe является зарегистрированным товарным знаком Microsoft Corporation, хотя шрифт изначально был разработан Monotype.

Настоящая революция в шрифтах интерфейса произошла в 2014 году, когда компания Apple показала San Francisco. Это большое семейство шрифтов, которое было разработано специально и для экрана высокого разрешения и для печати – в обоих случаях буквы выглядят четко. Любопытно, что изначально шрифт San Francisco был использован в интерфейсе Apple Watch, то есть он остается разборчивым и удобным для чтения даже на экране размером чуть больше спичечного коробка.

Все эти изменения системных шрифтов происходят не только из-за смены трендов в дизайне или улучшения качества экранов техники. Разработчики ПО опираются на многочисленные и многостраничные исследования исследования восприятия человеком тех или иных начертаний литер и самостоятельно проводят регулярные тестирования юзабилити шрифтов пользовательского интерфейса.

Зачем в России создавать свои компьютерные шрифты

В среде разработчиков ПО хорошо известно, что шрифты, которые включены в MS Windows, являются проприетарными. С середины 2000-х эта особенность лицензионной политики превратилась в настоящую проблему, так как уже тогда в России стали распространяться альтернативные ОС и офисные приложения на iOS и Android.

К тому времени большинство организаций в нашей стране за свою многолетнюю работу накопило огромное количество документов и шаблонов, подготовленных именно на Times New Roman и Arial. Если пользователь открывал такие файлы на компьютере, где эти шрифты не были установлены, то операционной системе или офисному ПО приходилось заменять его другим доступным, из-за чего могла «съезжать» вся структура текста, его разметка и верстка. Поэтому 10 апреля 2015 года мы в МойОфис приняли решение разработать метрические аналоги популярных шрифтов. Тогда, на заре импортозамещения, мы понимали, что без них невозможно говорить о независимости отечественной IT-отрасли от иностранных продуктов.

Основная проблема создания метрических аналогов — сохранить знакоместа букв, не копируя чужие шрифты. Художники рисуют похожую гарнитуру в той же размерности, но выглядит она по-другому: у нее другие засечки, другая толщина линий, может отличаться геометрия букв. Метрический аналог шрифта при замене занимает ровно столько же места, что и исходный, и верстка документов при корректной замене не «плывет». Это касается всех начертаний шрифта: жирный, курсив, жирный курсив. Для обновления подавляющей части документов — фирменных бланков, таблиц, презентаций — достаточно минимального набора. В него нужно включить хотя бы по одному шрифту каждого семейства: рубленый, с засечками, моноширинный, символьный, а еще минимум один шрифт с суженым начертанием.

Появление метрических аналогов популярных проприетарных шрифтов

В результате кропотливой работы на протяжении года в 2016 году мы выпустили первую версию шрифтового набора XO Fonts, который распространяется по открытой лицензионной модели и доступен для сторонних разработчиков и пользователей бесплатно. Подробнее о том, как мы создавали свой шрифт можно почитать вот тут. В настоящее время набор состоит из одиннадцати шрифтов и двадцати четырех начертаний. Набор XO Fonts позволяет отображать документы, созданные с использованием популярных проприетарных шрифтов, без искажений и нарушений структуры документов: количество строк, расположение таблиц и заголовков остается неизменным.

Проприетарный шрифт что это

Скачать XO Fonts можно вот тут. На рабочем месте заменить шрифты может пользователь с правами администратора: XO Fonts – это просто файлы в системной папке. Массовая замена шрифтов немного сложнее. Нужно написать скрипт, а для новых пользователей потребуется отдельная сборка обновлений ОС, но все это не выходит за рамки стандартных задач системного администратора.

Буквально спустя два года после выхода первой версии XO Fonts были внесены изменения в ГОСТ Р 7.0.97-2016, согласно которым прекратили действие рекомендации по использованию проприетарных шрифтов Times New Roman и Arial. Теперь там в п. 3.3 написано «Для создания документов необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты». А в феврале этого года Росстандарт, ориентируясь на импортонезависимые решения, внес изменения и в ГОСТ по оформлению технической документации, теперь госорганам и госкорпорациям рекомендовано использовать в документообороте «свободно распространяемые» гарнитуры.

Проприетарный шрифт что это

Так на уровне государства дан зеленый свет бесплатным отечественным шрифтам. Прогнозирую, что интерес к ним будет расти не только со стороны разработчиков, но и со стороны пользователей. Поэтому наша работа над XO Fonts еще точно не завершена.

Уже сейчас команда МойОфис создает новую кроссплатформенную шрифтовую гарнитуру, которая корректно отображается на Windows, Linux, Android, iOS и идеально подходит для использования в качестве основной для интерфейсов. Так что следите за новостями :).

Источник

Краткая история компьютерных шрифтов. От Chicago до XO Fonts

Проприетарный шрифт что это

Пять лет назад мы в МойОфис выпустили собственный набор шрифтов XO Fonts. Сегодня в нем 11 шрифтов и 24 начертаний. Они помогают заменить иностранные проприетарные шрифты и предназначены для корректного отображения ранее созданных документов при работе на компьютерах с российскими операционными системами. Тем не менее, область применения XO Fonts не ограничена только этой задачей — благодаря открытой лицензии шрифты могут бесплатно загрузить любые пользователи и сторонние разработчики.

Специально для Хабра я подготовил статью про развитие компьютерных шрифтов с 1984 года по наши дни. Из неё вы узнаете, что такое TrueType и хинты, почему Adobe долгое время была лидером на рынке компьютерных шрифтов, что означает фраза «писать углем» и зачем в 2021 году в России был изменен ГОСТ о требованиях к оформлению документов.

Хабр, привет! Я — Дмитрий Комиссаров, генеральный директор и основатель МойОфис. Мы производим офисное программное обеспечение для совместной работы с документами и коммуникаций. Приложения МойОфис разработаны в России, совместимы со всеми популярными операционными системами и аппаратными комплексами, в том числе с отечественными платформами АО «Байкал Электроникс» и АО «МЦСТ».

Я часто пишу статьи для СМИ, особенно на резонансные темы, такие как предустановка российских приложений. Полный список моих статей вы найдете в личном блоге, а сейчас предлагаю вернуться к разговору о шрифтах.

Как появились компьютерные шрифты

Пожалуй, история компьютерных шрифтов началась с выходом в 1984 году Apple Macintosh — первого массового компьютера с графическим пользовательским интерфейсом вместо командной строки. В тот момент стало очевидно, что нужно разрабатывать шрифтовые стандарты специально для компьютеров. Так перед дизайнерами, разработчиками и владельцами компаний-производителей техники открылось огромное пространство для создания и развития шрифтов для экранов.

Системным шрифтом первых Macintosh стала растровая гарнитура Chicago от Сьюзан Каре —американской художницы и дизайнера, которая в 1980-х годах XX века создала множество графических элементов в интерфейсе Apple, Windows и IBM. Chicago оказался настолько удачным, что использовался в качестве основного шрифта в операционной системе Macintosh вплоть до 1997 года и стал важной частью фирменного стиля всего бренда Apple.

Как я уже сказал, на старте своего развития шрифты в Macintosh, да и любом другом компьютере, были растровыми. Это означает, что контуры начертания букв хранились в виде прямоугольных матриц из точек-пикселей. При попытке масштабировать такой шрифт качество изображения резко ухудшалось, поэтому для того, чтобы иметь возможность работать со шрифтами разных кеглей, приходилось разрабатывать и хранить матрицы всех требуемых начертаний и размеров.

Существует и другой метод построения шрифта – контурный (или как еще говорят векторный), основанный на математическом описании контура и геометрии символов. Такое описание универсально и позволяет без потери качества масштабировать и модифицировать (например, наклонить или выделить жирным) буквы.

Проприетарный шрифт что это

Кто, когда и зачем создал контурный шрифт PostScript

Важным витком эволюции компьютерных шрифтов стал новый язык контурного описания объектов, в том числе и шрифтов — PostScript, который был разработан американской компанией Adobe в 1982 году. На его основе Adobe начала создавать свои шрифтовые гарнитуры, которые впервые стали использовать в Apple, а затем массово и в других компаниях.

Проприетарный шрифт что это

ИТ-лидеры делают хинтинг открытым

Между тем компьютеры все чаще стали использовать для работы с документами — росла потребность получать при печати тексты, написанные качественным шрифтом без заломов и грубых контуров. Тогда Apple и Microsoft стали искать альтернативные способы реализации масштабируемых (контурных) шрифтов и в 1991 году совместно создали полностью открытую спецификацию TrueType, которая была реализовала в операционных системах MacOS и Windows 3.1. В TrueType была использована альтернативная технология хинтинга, и Adobe, владевшая проприетарными шрифтами, была вынуждена сделать свою технологию также полностью свободной.

Формат TrueType при всем своем удобстве не был оптимальным: он требовал огромных затрат при создании и описании всей необходимой информации о построении шрифтов. Поэтому в 1996 году зародилось совместное решение Adobe и Microsoft — новый формат контурных шрифтов OpenType. Он был построен на базе двух «конкурентов» — TrueType и PostScript и имел гораздо больше возможностей допечатной подготовки. Именно он получил наибольшее распространение: шрифты формата OpenType сегодня мы видим и на Linux, и на Windows, и на macOS.

Apple и Microsoft меняют шрифты интерфейсов

Давайте вернемся к Сьюзан Каре и ее шрифту Chicago. Как я уже сказал, эта гарнитура была основной в качестве пользовательского интерфейса до 1997 года и обрела большое число поклонников среди пользователей Apple, и даже в наше время можно найти гиков Chicago. Затем этот шрифт сменил Charcoal (англ. древесный уголь), разработанный Дэвидом Берлоу из Front Bureau — известного дизайн-бюро из Бостона. «Углем» писали вплоть до 2000 года. Он был создан специально для цифрового использования, но затем эти буквы с увеличенной X-высотой стали все чаще встречаться и в печати. А с 2000 года и последующие 14 лет пользователи интерфейсов Apple видели уже шрифты Lucida Grande и Helvetica.

Проприетарный шрифт что это

Настоящая революция в шрифтах интерфейса произошла в 2014 году, когда компания Apple представила San Francisco. Это большое семейство шрифтов, которое было разработано специально и для экрана высокого разрешения, и для печати — в обоих случаях буквы выглядят четко. Любопытно, что изначально шрифт San Francisco был использован в интерфейсе Apple Watch, то есть он остается разборчивым и удобным для чтения даже на экране размером чуть больше спичечного коробка.

Все эти изменения системных шрифтов происходят не только из-за смены трендов в дизайне или улучшения качества экранов техники. Разработчики ПО опираются на многочисленные и многостраничные исследования восприятия человеком тех или иных начертаний литер и самостоятельно проводят регулярные тестирования юзабилити шрифтов пользовательского интерфейса.

Зачем нужны метрические аналоги проприетарных шрифтов

Многие знают, но мало кто реально задумывается, что шрифты популярных операционных систем являются проприетарными. Как правило, пока пользователь существует в рамках замкнутой экосистемы из иностранной операционной системы, офисного и прикладного ПО, он не сильно беспокоится вопросами лицензирования шрифтов — он создает документы, работает с ними и взаимодействует с другими такими же пользователями. Но привычная картина мира меняется ровно в тот момент, когда организация, в которой работает пользователь, задумывается о переходе на другие программные продукты.

С середины 2000-х, когда в России начался бум создания электронных документов, многие коммерческие структуры накопили огромный массив актуальных и по сей день документов — внутренние распоряжения, приказы, письма, шаблоны и многое другое было создано в иностранных редакторах с помощью проприетарных шрифтов фирмы Monotype.

Сегодня же активно распространяются альтернативные ОС, а также появились новые офисные приложения на мобильных платформах iOS и Android. В результате, работа с такими документами превратилась в настоящую проблему. Если пользователь открывает такие файлы на компьютере, где эти шрифты не были установлены, то операционной системе или офисному ПО приходится заменять их другими, доступными. В результате вся структура текста, его разметка и верстка «разъезжаются», и документ теряет свой первозданный вид.

Применение так называемых метрических аналогов помогает решить эту проблему. Набор XO Fonts позволяет отображать документы, созданные с использованием популярных проприетарных шрифтов, без искажений и нарушений структуры документов: количество строк, расположение таблиц и заголовков остается неизменным. Подробнее о том, как мы создавали свой шрифт можно почитать здесь.

Чем отличаются метрические аналоги от проприетарных шрифтов

Основная проблема создания метрических аналогов — сохранить знакоместа букв, не копируя чужие шрифты. Художники рисуют похожую гарнитуру в той же размерности, но выглядит она по-другому: у нее другие засечки, другая толщина линий, может отличаться геометрия букв.

Проприетарный шрифт что это

Метрический аналог шрифта при замене занимает ровно столько же места, что и исходный, и верстка документов при корректной замене не «плывет». Это касается всех начертаний шрифта: жирный, курсив, жирный курсив. Для обновления подавляющей части документов — фирменных бланков, таблиц, презентаций — достаточно минимального набора. В него нужно включить хотя бы по одному шрифту каждого семейства: рубленый, с засечками, моноширинный, символьный, а еще минимум один шрифт с суженым начертанием.

Какие шрифты нужно использовать по требованиям ГОСТ

Буквально спустя два года после выхода первой версии XO Fonts, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 были внесены изменения, которые прекратили действие рекомендации по использованию проприетарных шрифтов Times New Roman и Arial. Теперь там в п. 3.3 написано «Для создания документов необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты». А в феврале 2021 года Росстандарт, ориентируясь на импортонезависимые решения, внес изменения и в ГОСТ по оформлению технической документации. Теперь госорганам и госкорпорациям рекомендовано использовать в документообороте «свободно распространяемые» гарнитуры.

Так на уровне государства дан зеленый свет бесплатным отечественным шрифтам. Очевидно, что интерес к ним будет расти не только со стороны разработчиков, но и со стороны пользователей. Поэтому наша работа над XO Fonts еще точно не завершена.

Постскриптум

Скачать XO Fonts можно тут. На рабочем месте заменить шрифты может пользователь с правами администратора: XO Fonts — это просто файлы в системной папке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *