Проповеди что это такое история
Проповедь
Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.
Содержание
О границах понятия
Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддается однозначному определению. По наиболее распространенному в христианской среде определению, проповедь — это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви, и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Однако это современное понимание не охватывает всех форм проповеди, существующих как в историческом, так и в географическом пластах человеческой культуры. Например, в это определение не входят различные виды поучений, существующие с дохристианского периода, и получившие свое развитие в других религиях и учениях. Кроме этого, данное определение исключает наставления, преподаваемые в иных формах, отличных от устной речи.
Этимология слова
М. Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre [1] — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна.
Более вероятным представляется, что оно калькирует греч. προανακηρύσσειν — «провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь в виду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать».
Корень вѣд восходит к санскритским корням «vid» и «ved». В санскрите и других индоевропейских языках встречаются слова, основанные на глагольном корне «вид» (знать): «vidvan» (скр.) — сведущий, обладающий знанием; «videja» ( зендск. ) — знание, наука; «vitan» ( гот. ) — обращать внимание, но, наряду с этими словами, не мало и таких, корнем которых считается «вед»: «vedmi» (скр.) — знаю, «veda» (скр.) — знание, «ved» (перс.) — знающий, учёный, и многие другие.
Слова, переводимые на русский язык термином «проповедь»
Слово «проповедь» первоначально входило в состав той части русского языка, которая обслуживает религиозную сферу человеческой деятельности. И, хотя в дальнейшем этот термин стал употребляться и в других областях (например: политическая проповедь, гуманистская, философская и т. д.), лингвистический анализ проводится на основе религиозных текстов, в частности — библейских.
При сравнении текстов Библии на греческом и русском языках видно, что словом проповедь и однокоренными ему глаголами, обозначаются разные по форме и содержанию слова. Таким образом смысл слов проповедь, проповедовать, проповедать и т. п. меняется в зависимости от контекста. Без связи с окружающим текстом, точное значение данного термина определить не представляется возможным. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (в основном в «Деяниях» и «Посланиях»), чем в Ветхом.
Ниже дан перечень греческих слов из Библии, которые были переведены на русский язык термином «проповедь», а также его производными. Наиболее употребительными являются слова из первых трёх групп. Остальные встречаются значительно реже (почти единично).
Провозглашение (керигма)
В Новом Завете керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу. На этой сверхчеловеческой силе керигмы зиждется и авторитет проповедующего. Он есть «соработник у Бога». Апостольская керигма, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях, отличается выразительной краткостью. Она сконцентрирована вокруг центрального благовестия христианства: смерти и Воскресения Господа, которые даруют человеку примирение с Богом ( Мар. 3:14, Деян. 8:5, Деян.9:20, Деян.15:21, Деян.28:31, 1Кор. 2:4, 1Кор.15:14). Керигма Церкви в любой ее форме — будь то харизматическая проповедь о спасении или евангельский рассказ — христоцентрична по своей природе.
Сообщение, возвещение
Часто встречаются и в Ветхом, и в Новом Заветах производные от глагола αγγέλλω — извещать, сообщать с разными приставками. Это глаголы αναγγέλλω — возвещать, объявлять ( Ис. 48:20, Деян.20:20); καταγγέλλω — пересказывать, поведать (Деян.4:2, Деян.15:36, Деян.16:21, Деян.17:3, Деян.17:23, 1Кор.9:14); απαγγέλλω — сообщить, доносить, свидетельствовать, рассказывать, излагать, переводить ( Пс. 18:2, Деян.26:20); ευαγγέλλω — сообщать радостную весть, благовествовать (Деян.8:25, Деян.14:21).
Еще одна группа слов, часто употребляемых в обоих заветах. Это два родственных глагола: λαλέω — болтать, молоть языком, изрекать, произносить (Деян.8:25, Деян.14:25, Деян.16:6, Деян.16:32, 1Кор.2:6,7) и λέγω — говорить, сообщать, рассказывать, передавать, декламировать (Пс.39:6); а также διαλέγομαι — беседовать, обсуждать, разговаривать (Деян.19:9). Словосочетание τον λόγον του κυρίου по гречески буквально означает слово Господне, но на русский иногда переводится как проповедь о Господе Иисусе (Деян.19:10).
Откровение, свидетельство, призыв, повествование
Реже встречается глагол παρρησιάζομαι — говорить всенародно, говорить прямодушно, произошедший от παρρησία — откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян.9:27,28, Деян.19:8).
Глагол διαμαρτυρέω — засвидетельствовать, дать свидетельские показания встречается единично (Деян.20:24), впрочем, как и следующие: Διηγέομαι — рассказывать, описывать, повествовать, поведать (Пс.18:2) и Καλέω — звать, призывать, созывать (Ис.61:2).
Устная форма проповеди
Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. И, хотя в истории встречаются все её виды, самый распространенный из них — это устная речь. Ниже представлены основные свойства этого вида проповеди.
Как видно из лингвистического анализа (см. третий раздел), с помощью слова «проповедь» в русском языке стали обозначаться разные формы речи. Это могло произойти по двум причинам. Первая — решающую роль при переводе имело содержание речи, а не её внешняя форма. И вторая причина — то, что в русском языке понятие «проповедь» оказалось не достаточно проработанным. Поэтому при переводе на русский язык, в нём не нашлось нужное количество терминов для обозначения всего многообразия видов проповедничества представленных в греческом языке. Таким образом, русское слово «проповедь» — мультисмысловое. В широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем (п.4.1.1), кому (п.4.1.2) и как (п.4.1.3) говорит проповедник свою речь.
Цель произнесения речи
Проповедь-сообщение
Проповедь-пророчество (профития)
Еврейское слово нави — пророк, означает не только предсказателя будущего. Точная его этимология не установлена, но общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (похоже на аккадское набу — призывать). В греческом языке слово наби переводится как προφήτης — тот, кто говорит от другого лица, вестник, комментатор (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину). В Библии слово προφήτης переводится на русский язык чаще как пророчество, а не как «проповедь». Но вестник профитии имеет сходство с глашатаем керигмы (см. раздел 3, ч.3.1). Поэтому профитию можно рассматривать как вид проповеди.
Проповедь-поучение (дидаскалия)
Агитационная речь
Другой вид проповеди — это агитация. Она ставит своей целью не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Если в информационной речи желаемый отклик — стремление знать, то в агитационной — воля к целеустремленному мышлению и действию. Задача оратора в агитационной речи состоит в том, чтобы убедить своих слушателей мыслить и действовать определенным образом. Чтобы информационная речь стала агитационной, в ней должны присутствовать дополнительные элементы. Это построения (логические и психологические доводы), объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели — вызвать соответствующий отклик у слушателя. Проповедь как агитационная речь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробнее в другой части этой главы.
Манипуляционная речь
Русский психолог-политолог Е. Л. Доценко в своей книге о психологии манипуляций предлагает следующее определение: « Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта. В результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы как свои собственные. Для достижения своей цели манипулятор использует построения, основанные на ложных основаниях. Например, создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, подмену тезиса и другие приемы. В библейских текстах чаще встречаются два первых вида проповеди, а проповедники-манипуляторы приводятся в качестве отрицательного примера. Если при определении понятия «проповедь» опираться на библейские тексты (см. начало раздела 3), то следует исключить из него проповеди, носящие характер манипуляционной речи.
Аудитория, для которой произносится проповедь
Проповедь перед неизвестной аудиторией, проповедь-миссия
Часто проповедь, которая произносится перед незнакомой аудиторией, имеет профетическую форму. Иногда к ней добавляются дидактические элементы. Проповедь для незнакомой аудитории, совмещающая в себе элементы профитии и дидаскалия называется миссионерской. А если проповедник кроме информационных, ставит и агитационные цели, то такая проповедь принимает форму конструктивной пропаганды. Ещё одно отличие миссионерской проповеди — в том, что обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником, а проповедь — дидактической. Если же проповедник возжелает продолжить свою речь для людей, к которыми у него разошлись векторы интересов после первого сообщения, он перестает быть проповедником и становится манипулятором.
Проповедь перед знакомой аудиторией
Протестантский богослов Фридрих Шлейермахер определил проповедь как «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием». Эта формулировка применима к проповеди, произносимой для знакомой аудитории. Здесь решающую роль играет авторитет проповедника, так как его слушатели уже обладают сходными знаниями, только в меньшей степени. В этом случае проповедь имеет форму дидаскалии (поучения, наставления). Подобная речь произносится не однократно, в отличие от миссионерской. Как правило, такая проповедь носит характер регулярных поучений.
Способ взаимодействия с аудиторией
По количеству говорящих людей, выделяются две группы речей: монолог (говорит один человек) и беседа (больше одного). Монологичная речь может произносится разными способами. Различие между ними обусловливается степенью сознательного участия человека в процессе произнесения речи. Иначе сказать — степенью самообладания. Монологичные проповеди разделяются на два типа: глоссолалия и ораторская речь.
Беседа, проповедь-омилия
В греческом языке словом ‛ομιλία — называется беседа, учение или собрание. На русском ‛ομιλία произносится как омилия, гомилия или хомилия (с придыханием). Отсюда — гомилетика (наука о проповеди). Самый древний вид проповеди — это гомилия — изъяснительная беседа. Она является, скорее, собеседованием. В небольших общинах при собрании верующих говорил не один при молчаливом внимании других, а многие вступали в диалог с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. В настоящее время проповедник чаще выступает перед народом, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. В теперешнее время проповедь — это не собеседование, а монологичная речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробно в другой части этой главы.
Проповедь-глоссолалия
Глоссолалия произносится без подготовки и планирования. Она направляется не внутренним сознанием человека, а неким импульсом, пришедшем извне. Глоссолалия по своей форме больше похожа на пророческую речь или даже является видом пророчества.
Проповедь как ораторская речь
Другие формы проповеди
Содержание проповеди (тема)
Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Речь о чем? Как указано выше, проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение.
Разъяснение
Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период Второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. На иврите проповедь называется ивр. דְרָשָׁה (драша); или דְרוּשׁ (друш). В христианстве такая беседа (омилия) в первые четыре века была господствующим родом церковных поучений.
Комментарий
В чем главное отличие между комментарием и омилией? В комментарии экзегет-истолкователь сосредоточивает свое внимание всецело на тексте Писания и представляет полное, по возможности всестороннее исследование его, а в омилии главное внимание проповедника устремлено на потребности и духовные нужды слушателей. Он не ставит своей задачей дать полное объяснение известного места Священного Писания, а старается только извлечь из него полезные уроки, назидание для слушателей. В древности практиковалось два способа изъяснения Священного Писания. Александрийская школа предпочитала аллегорический, иносказательный стиль толкования. Антиохийская же главное внимание сосредоточивала на буквальном, прямом смысле библейского текста (комментирование).
Проповедь-панегирик
Если в древности господствующей формой проповедничества была омилия, то в настоящее время господствующим видом церковной проповеди является слово, которое берет свое содержание из идеи церковного года. Подобная проповедь произносится и по случаю различных событий. Её можно назвать панегирической проповедью. Она берёт своё начало в Древнем Египте. Тогда начали произносить и записывать посмертные речи. Позже этот обычай был перенесен в Европу и Россию. В христианской Церкви каждый день года посвящен какому-то событию или, чаще, святому человеку. Обычно день его памяти — это день его кончины. Поэтому проповедь, произнесенную по этому случаю можно сравнить с древними панегириками.
Нравственно-этические поучения
Третий источник, из которого проповедник может брать темы для своих проповедей — это наставления и поучения. Это катехизаторская проповедь (от греческого κατηχέω — оглашать, устно учить, наставлять), в которой преподаются основные уроки веры и жизни. Такая форма проповеди получила наибольшее распространение в восточных религиях (даосизм, конфуцианство, буддизм).
Публицистическая проповедь
Наряду с омилией, панегирической проповедью и катехизическим поучением, существует еще четвертый вид проповеди, который служит как бы восполнением их. Это так называемая проповедь публицистическая, которая берет своей исходной точкой запросы современности. Этот вид проповеди имеет то основное отличие от первых трех видов, что там коренным источником и исходной точкой служит священные тексты и постулаты веры, а здесь исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово.
Содержание проповеди (смысл)
Как видно из предыдущего раздела, проповедник разъясняет и комментирует религиозную литературу, воспевает то или иное событие или даёт поучения для духовной жизни. Но, поскольку, священные книги, нравственные ценности и жизненные устремления людей отличаются друг от друга, в зависимости от их принадлежности к той или иной религии, то смысловое наполнение этих проповедей также различно.
Христианство
Существо проповеди основателя христианской религии Иисуса Христа, которого христиане почитают как воплощенного Бога, а также Его последователей — апостолов, заключается в распространении благой вести о спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Иисусом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди — это возвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме проповедь занимает центральное место в богослужении.
Появление и историческое развитие проповедничества
Основы западной церковной проповеди формировались под сильным влиянием Цицерона. Теоретические принципы христианской проповеди впервые сформулировали Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. С XI века в западную проповедь начали проникать мотивы интимного самоуглубления. Эта тенденция нарастала до XIII век (Франциск Ассизский, Антоний Падуанский). В средние века проповедь оставалась одним из центральных литературных жанров и играла роль эталона по отношению к другим формам. Вся средневековая религиозная литература — в той или иной мере проповедь.
Сильные стимулы для развития проповеди дала реформация. Мартин Лютер провозгласил проповедь центром церковной жизни, поставив её выше литургии. В XVII век во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами породили расцвет литературно-утончённой проповеди, пользующейся стилистическими возможностями барокко ( Жак Боссюэ ). В русском церковном красноречии 18 — 19 веков осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной проповеди.
Сейчас существуют такие понятия, как политическая проповедь, философская проповедь, проповедь нравственных и этических идеалов и другие. Все они имеют в своей основе ту или иную форму религиозной проповеди.
Что такое проповедь? Виды и формы проповеди
«Проповедь» — это слово, которое у всех на слуху, но никто не знает, что же оно все-таки означает. В сознании большинства людей этот термин ассоциируется с пропагандой или популяризацией каких-либо религиозных доктрин и идей. В целом это так. Однако у этого понятия есть множество различных оттенков, в которых было бы неплохо разбираться человеку, живущему в полирелигиозной стране. Так что такое проповедь? С этим мы постараемся разобраться в данной статье.
Точное определение
На самом деле не существует однозначного ответа на вопрос о том, что такое проповедь. Это понятие очень широкое, и ему невозможно дать одного емкого, конкретного определения. Сам по себе религиозный образ жизни уже является проповедью, а потому невозможно отделить жизнь верующего человека от его посылов окружающему миру. В узком смысле слова проповедь — это речь, имеющая целью донести до адресата некую идею религиозного характера. Такое понимание наиболее распространено, но на самом деле это только одна из граней термина. Ниже мы постараемся разобраться со всеми ними, но для начала обратимся к этимологии.
Происхождение понятия
Уяснить, что такое проповедь, нам поможет старославянский язык, в котором этот термин употребляется в трех основных значениях. Первое — это собственно проповедь, т. е. распространение религиозных идей. Второе — предвещание, пророчество. Третье — ходатайство. Образовано слово от корня «вед», означающего «знать», «ведать» и восходящего к праиндоевропейскому языку. Термином «проповедь» переводится на русский язык много понятий с греческого и еврейского языков, используемых в Библии. Поэтому говорить о точном значении слова можно лишь с учетом контекста.
Керигма
Первым и наиболее важным для нашей культуры является понятие керигмы как базовой религиозной проповеди. Христианские миссионеры первых веков, распространяя свое учение, называли так послание, в котором в сжатом и обобщенном виде содержались основы веры без углубления в догматику и мистериальную составляющую. Как правило, в керигму входило возвещение смерти и воскресения посланника Божьего Иисуса Христа. Своей целью она имела заинтересовать инаковерующего и привлечь его к христианству.
Сообщение
Божья проповедь как некая особенная весть, известие (часто доброе или благое) — это также характерный, почти технический термин Нового Завета. В основе лежит греческий термин «ангело» — «извещать». Следует отметить, что в форме благой вести («евангелие») его часто оставляли без перевода.
Два греческих слова «лего» и «лалео», которые означают «говорить», «произносить», также могут быть переведены как «проповедь». Это становится возможно, если речь идет о выступлении, посвященном Богу, или о слове, вдохновленном Богом.
Призыв, свидетельство
Публичная речь, которую означает греческое слово «парисиасомэ», также может иметь характер проповеди. Христианские апостолы и благовестники нередко свидетельствовали о своей вере на площадях и городских форумах, что было принято во времена Римской империи.
Прочие синонимы
В Библии имеются и другие понятия, переводимые на русский и славянский язык как «проповедь». Это может быть опись, рассказ и даже свидетельское показание. Впрочем, это единичные случаи, и их не имеет смысла разбирать подробно.
Устная проповедь
Если мы разбираем религиозные, в том числе православные, проповеди, то обычно речь идет об устных поучениях. В данном случае, опять же, возможны различные формы. Отчасти они пересекаются с теми, что нами были описаны выше. Основные формы такого послания — это сообщения, пророчества, поучения и агитации.
Сообщение
Православные проповеди (и не только православные), носящие характер сообщения, имеют своей целью донести до слушателя определенный свод информации. Это своего рода обучение, которое может иметь различный характер, исходя из того, кто является адресатом — неверующий или уже уверовавший и церковный человек. В любом случае цель такой проповеди — вызвать интерес к продукту духовной культуры.
Пророчество
Что такое проповедь пророческая, сказать трудно, если отбросить определение, которое можно перевести как «вдохновленная Богом». С религиозной точки зрения, такая речь не является продуктом ума человека. Последний только облекает в слова вложенное в него свыше послание, за содержание которого он не несет ответственности. Целью своей такая проповедь имеет указание людям на их истинное положение в контексте какой-либо ситуации и провозглашение Божьей воли о них. Иногда эта проповедь может содержать элементы предсказания. Пророк не говорит от своего лица, он является посредником между божественной силой и адресатом. Буквально греческое «профит» (пророк) означает «призывающий». Его задача — передать людям то, чего от них хочет и ожидает Бог, призвать их к действию ради повиновения высшей воле. Но пророк — это только посредник, он не имеет целью никого убедить. Кроме того, такой проповедник не имеет права провозглашать то, что хочет, что ему кажется правильным, если он не получит на то санкции свыше.
Поучение
Этот формат еще называется дидаскалией (от греческого «дидаскал» — «учитель»). Поучением является, например, проповедь патриарха или другого священнослужителя после богослужения. Она направлена на уже верующих людей и имеет целью поддержание в них религиозного интереса, образа жизни и духовной практики, напоминая об уже известных вещах и разъясняя те или иные их аспекты.
Агитация
Это в полной мере миссионерская проповедь. Главным образом она направлена на неверующих людей, дабы обратить их свою веру. Иногда, правда, целевая аудитория такой проповеди может состоять из вполне состоявшихся религиозно людей, когда нужно привлечь их к какому-либо делу. Так, к примеру, в Средневековье епископы агитировали свою паству мобилизоваться для крестовых походов. Точно так же протестантские проповедники привлекают своих прихожан к уплате десятины, а некоторые православные пастыри — к войне с евреями, масонами и ЛГБТ-сообществом. Во всех случаях цель агитационной проповеди — побудить слушающих к какой-либо конкретной деятельности.