Пропедевтика что это в дизайне

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОПЕДЕВТИКЕ ДИЗАЙНА

Аннотация

В статье представлен краткий обзор формирования методической основы композиционно-художественного формообразования. Представлены тематические разделы курса «Пропедевтика- основы композиции», которые знакомят с видами композиции, законами их построения и принципами организации. Иллюстрационный материал представляет собой работы студентов –дизайнеров (графический дизайн и дизайн среды) выполненные под руководством автора.

Ключевые слова: Композиционно-художественная подготовка, композиция, макетирование, дизайн.

Процесс композиционно-художественной подготовки дизайнеров имеет свою основу и исторические корни. Кроме того, он зависит от особенностей, уровня подготовки, личной одаренности студентов и вида дизайна.

После ухода Иттена руководство пропедевтическим курсом переходит к венгерскому художнику Ласло Мохоль-Надю (1895-1946). Мохоль-Надь делает главный акцент на упражнения по изучению материалов. Считая, что благодаря «интенсивным занятиям с материалами повышается уверенность и точность в ощущениях». Ряд упражнений Мохоль-Надь направлял на проработку структурно-пространственной конструкции предметов и поиску оригинальных и новых конструктивных решений. Для их выполнения студенты изучали законы статики и динамики, механики и кинетики [4].

Свою завершенность и структурную целостность пропедевтический курс получил под руководством немецкого художника, дизайнера Йозеф Альберс (1888-1976). Альберс вслед за Иттеном и Мохоль-Надем особое внимание обращал на развитие комбинаторного мышления (умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов). Однако в отличие от Иттена он делал акцент на объемную композицию и упражнения макетного характера. «Альберс одним из первых ввел в художественную педагогику предварительное изготовление макетов, конструкций и отдельных композиций, что в последствие будет широко применяться многими дизайнерскими и архитектурными школами» [4]. Также на занятиях со студентами Альберс продолжает ряд упражнений с материалами, разработанных Мохоль-Надем, делая акцент на развитие творческой фантазии и способность изобретать новое.

Курс состоит из трех частей и применяется для обучения дизайнеров 1 курса (графический дизайн, дизайн среды):

1 Часть содержит следующие темы: «Композиция. Виды композиции. Фронтальная (плоскостная) композиция», «Художественно-выразительные средства построения композиции», «Композиционные средства гармонизации художественной формы», «Визуальная трансформация и иллюзорные композиции», «Цвет в композиции».

2 Часть включает темы: «Основы макетирования», «Рельеф», «Объемная композиция», «Включение графики в объемную композицию», «Пластическое решение объемных форм».

3 Часть «Глубинно-пространственная композиция»

Композиция. Виды композиции. Композиция слово латинское ”Compositio” составления сочетания. Искусство сочетания, составления различных частей в единое целое сообразно их смысла. Основы композиции едины для всех видов искусства. Это относится ко всему, что нас окружает. Оглядываясь, мы можем убедиться в том, что окружающее нас пространство определенным образом организовано. Композиция обеспечивает логическое и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной.

Фронтальная (плоскостная) композиция – самостоятельное произведение, выполненное в различных техниках и материалах, созданное на плоскости заданного формата. Плоскостные композиции студенты выполняют различными способами: рисуют карандашом или гелиевой ручкой, делают в виде аппликации из геометрических фигур, надписей, линий, выполняют в технике коллажа.

Упражнения по комбинаторике с геометрическими фигурами, являются прообразом проектного этапа поиска вариантов решений объемно-пространственных объектов на плоскости. Знания, полученные студентами при выполнении формальных упражнений на плоскости, формируют мышление и наталкивают на целый ряд идей, представленных в предметном мире, развивают фантазию и образное мышление. Упражнения на основе симметрии и узоров направляют студентов на путь рационального использования самой проектной площадки или материалов, из которых будут изготовлены проектируемые объекты.

Упражнения на имитацию фактуры [3,5,9] складываются из арсенала:

Использование всего многообразия фактур при проектировании изделий дизайна дает возможность показать из какого материала изготавливается изделие, а также как оно будет смотреться в композиции. Разнообразие и неповторимость фактуры, формы и цвета открывает широкие возможности при создании композиции. Композиция получается интересной и удачной, когда удается достичь единства трех составляющих – форма, цвет и фактура.

Сегодня, неотъемлемая часть при выполнении графических заданий компьютерные технологии. Упражнения выполняют как традиционными способами вручную (рис.1а,б), так и при помощи компьютерных специализированных графических программ (Сorel Draw, Fhotoshop, Illustrator и др.). Отсканированный натурный рисунок вносится в память компьютера, далее он может быть выполнен с применением специализированных графических программ. При создании плоскостных композиций на компьютере, можно применить все разнообразие графических приемов и эффектов не воспроизводимых вручную.

Преобразования композиции за счет ритмических, графических и размерных рядов, изменения положения элементов, иллюстрируют возможность графики, влияющих на восприятие человека, так мы подошли к упражнениям на визуальную трансформация и иллюзорные композиции. Иллюзорность – обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях механизма зрения (являясь следствием несовершенства органов чувств) и в физических свойствах предмета. Научное исследование геометрических оптических иллюзий было начато в середине ХIX века. Затем на протяжении полувека появилось около 200 научных работ на эту тему.

Студенты выполняют упражнения с применением различных графических средств совместно и по отдельности, преобразуя их и перекомпоновывая, изменяя начертания и движения внутри плоскости формата, смещая центры, учитывая средства гармонизации композиции.

2 Часть: «Основы макетирования», «Рельеф», «Включение графики в объемную композицию», «Пластическое решение объемных форм», «Объемная композиция».

Основы макетирования. В программе обучения дизайнеров тема макетирования занимает одно из главных мест. Работа с объемными элементами и формами развивает у студентов пространственное мышление, которое необходимо ему в дальнейшей творческой профессии. Умения и навыки по основам макетирования помогут в дальнейшем при выполнении заданий по проектированию в дизайне. Изучение начальных навыков макетирования, закладывается при выполнении простейших упражнений в курсе «Пропедевтика», помогает усвоить определенные приемы макетного дела, знакомит студентов со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, прививает правильный метод работы, дает возможность наглядно представить свои идеи и свободно оперировать объемами и пространством.

Материалом для макетов может быть картон, пластилин, гипс, дерево и т.д. Однако самым применяемым на занятиях является бумага, она легко обрабатывается и не требует сложных инструментов. Она хорошо режется и клеится, на ней хорошо видны светотеневые градации.

Сначала студенты знакомятся с рельефной трансформацией и выполняют ряд упражнений, осваивая приемы рельефного формообразования, с использованием различных технологий и материалов. Практические задания выполнены из бумаги. Рельефные композиции – это композиции, выступающие из плоскости, они тоже относятся к фронтальным. Фронтальные композиции воспринимаются только под одним углом зрения, выразительность рельефа зависит от собственных параметров: высоты и глубины и отношения между светом и тенью. Уровень светотени связан с углом наклона композиции к источнику освещения, а также мощностью и местоположением относительно рельефной поверхности (выше, ниже, справа, и т.д.) Изменение характеристик источника света: силы, направления, наклона и т.д. ведут к преобразованиям воспринимаемым глазом человека рельефной поверхности.

Используя, искусственные или естественные источники света возникают собственные и падающие тени, моделирующие форму предмета. Рельефные композиции позволяют выявлять их форму и композиционное построение за счет света и тени. Кроме рельефа в заданиях используются такие средства композиционной выразительности как: пластика, свет, тень, цвет и тень, а также макетный материал и его свойства (рис.2) [5,9].

С давних пор было замечено воздействие формы на результат восприятия её человеком. Доказано, что простые геометрические формы и поверхности воспринимаются лучше, чем более сложные. Это связано с тем, что человек обращает больше внимания на содержимое, а не тратит внимание на изучение замысловатой формы.

С древнегреческих времен известно о существовании шести правильных многогранниках их называют тела Платона. Если комбинировать между собой различные правильные многоугольники, то можно построить еще тринадцать многогранников. Впервые это сделал Архимед и они называются архимедовыми телами. В свою очередь комбинирую между собой различные многоугольники правильной и неправильной формы, нарушая симметрию, можно получить большое многообразие – полуправильных многогранников и звездчатых форм. Английский математик М.Веннинджер в своей книге «Модели многогранников» [1] знакомит с описанием 75 известных в настоящее время многогранников и большого числа их звездчатых форм. Приводит разнообразные варианты цветовых решений для каждой модели.

Выполняя упражнения «Макеты геометрических поверхностей», студенты более углубленно прорабатывают темы из курса начертательной геометрии (геометрические поверхности, развертки, взаимное пересечение геометрических тел). Далее большое внимание уделяется геометрическим формам сложной конфигурации (многогранники и оригами) (рис.3), т.к. любой объект предметного мира, представляет сочетание простых и сложных геометрических форм. Для усложнения заданий вносится работа с цветом и фактурой.

Человек проявляет интерес к многогранным поверхностям на протяжении всей жизни, начиная от годовалого ребенка, играющего с кубиками и пирамидками, до профессионального графика, математика, архитектора, дизайнера и реставратора. Как было отмечено в статье «Современное направление и перспективы научных исследований по геометрии и графике: обзор докладов на международной конференции ICGG2014» «В настоящее время применением многогранных геометрических поверхностей для создания агрегатных модульных конструкций свободной формы занимаются ученые из Франции, Австрии, США, Германии, Австрии, Аргентины, России…. Широкую популярность занимают проблемы оригами, построения разверток и применения метода триангуляции для складывания (сворачивания) плоского листа в различные объемные формы» [2]. Можно найти множество примеров, когда ученые из различных стран, активно используют многогранники и оригами в архитектуре и строительстве, объектах дизайна и на производстве. Например, Томохиро Тачи (Япония) занимается изготовлением конструкций жесткой и изогнутой оригами [2], а колумбийский архитектор Manuel Villa создал небольшой дом-многогранник, в качестве формы для здания проектировщик выбрал усеченный октаэдр. Различные виды многогранников находят широкое применение в дизайне упаковки, дизайне стекла и посуды.

Пластическое решение объемных форм, рассмотрим на примере следующего упражнения: «Куб на каждой грани которого создан геометрический рисунок путем вырезания и удаления отдельных частей. Внутреннее пространство самой объемной формы проявляется за счет использования разнообразных геометрических рисунков, прорезей и проемов. В результате статичная поверхность куба преобразуется в легкую и ажурную» (рис. 4).

Объемная композиция. К объемной композиции относятся произведения искусства, имеющие три измерения (длина, ширина и высота). Это скульптура, мелкие архитектурные формы, посуда, мебель, одежда – все, что включает в себя дизайн. Поиски удобной формы сочетаются с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Объемная композиция делится на симметричную и ассимметричную. Симметричная наиболее распространена и имеет вертикальную ось, такие композиции организуют вокруг себя одинаковое пространство и одинаковое восприятие. Ассимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач. Такая композиция наиболее интересна, позволяет более емко выразить образ, передать все многогранность и многоликость. Именно такую композицию легче развить и связать с пространством. Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции.

Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Прежде всего необходимо учитывать помимо психологического воздействия цвета, еще и работу цвета на объем. Обычно главенствующим в объемной композиции является фактура, которая неразрывно связана с формой.

Глубинно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция воздействует на наше зрительное восприятие не только сочетанием плоскостей и объемов, но и пространством, сочетанием пропорции, цвета, объема и фактуры. Создавая глубинно-пространственную композицию в макете, наиболее углубленно отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, а также разнообразные варианты подходов в решении поставленной задачи, активнее прослеживаются пространственные связи в композиции.

Заключение

Курс «Пропедевтика» закладывает основы графического и объемного формообразования, знакомит с основными графическими средствами композиции (точка, линия, пятно), раскрывает средства гармонизации композиции (ритм, пропорция, симметрия, модульность и т.д.), развивает пространственное мышление, чувство цвета, зрительную память и художественное воображение. Упражнения, предусмотренные курсом, позволяют сформировать у студентов основу для дальнейшего выполнения заданий по проектированию, а также по элементарным навыкам макетирования. Внося различные изменения в предметную тематику заданий, апробируя различные подходы к организации учебно-творческой работы студентов, требует методической гибкости от преподавателя и обуславливает необходимость адаптации любого творческого задания к конкретной ситуации и виду дизайна.

Список литературы

Рисунки к докладу

Пропедевтика что это в дизайне
Рис. 2

Пропедевтика что это в дизайне
Рис. 3

Пропедевтика что это в дизайне
Рис. 4

а. Объемная композиции из геометрических тел, построенная на графике собственных и падающих теней.

б. Объемная комозиция из различных фактур с множеством светотеневых оттенков.

Вопросы и комментарии к выступлению:

Пропедевтика что это в дизайне
Мухаркина Анна Анатольевна
(17 марта 2016 г. 14:28)

Добрый день, Елена Валерьевна.

Я веду для наших студентов дисциплину «Компьютерная графика»и давно опираюсь в своей работе на задания по пропедевтике.
Скажите пожалуйста, насколько актуально выполнение заданий вручную?
У нас некоторые кафедры разрешают студентам делать задания на компьютере, а некоторые категорически против.
Я не против развития мелкой моторики, как известно, мозг и пальцы связаны и студентам надо почуствовать материал,
чтобы понимать его свойства.
Однако мне хотелось бы знать какой процент работ у вас выполняется на компьютере?

С Уважением, Анна Мухаркина.

Добрый вечер, Анна Анатольевна!

Что касается первого вопроса, то могу сказать что задания, выполненные вручную помогают развитию глазомера и постановки руки, развивается пространственное воображение, умение делать эскизные зарисовки, учитывать пропорции, использование различных технологий и материалов дает возможность почувствовать фактуру материала, наглядную работу цвета и формы и пр. Это просто необходимо для дизайнеров.

У студентов на 1 курсе параллельно с пропедевтикой идет курс «Информационные технологии в дизайне», где они изучают графические пакеты Сorel Draw, Fhotoshop, Illustrator, в результате уже на первую подачу по пропедевтике (конец 1 семестра) отсканированную или сфотографировать работу студент может отредактировать с применением изученных графических программ. Это примерно 20-30% студентов. Во 2 семестре, графические дизайнеры примерно 30% работ выполняют на компьютере, средовые дизайнеры составляют 10%, у них делается акцент на основы макетирования, создание объемных и глубинно-пространственных композиций, все ручная работа.

С уважением, Е.В. Князева

Конечно большинство вопросов не лично к Вам, но может от Вас будут оптимистические ответы как человека, постоянного погруженного в тему.

Добрый вечер, Александр Олегович!

Спасибо, за проявленный интерес к моей публикации.

Полностью согласна, что достаточно интересно дизайнерскую работу студент может представить только на стадии квалификационной работы, да и то не всегда.

На первом же курсе мы закладываем основы композиционно-художественного формообразования, знакомим с цветом, выполняем различные задания по основам макетирования. Что мешает уже на уровне композиционной пропедевтики закладывать клаузуры на функциональные темы? И опять же на первый план выходит начальная графическая подготовка, которая либо вообще отсутствует, либо находится на низком уровне. Хотелось бы отметить, что курс «Основы графической культуры» должен содержать не только основы начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, но для поступающих на художественно-творческие специальности – основы формообразования и макетирования, работа с цветом. Интегрированное изучение выше указанных дисциплин, даже в форме элективного школьного курса дает очень хорошие результаты у студентов 1 курса как технических, так и творческих специальностей.

Уже на первом обходе наглядно видно, кто из студентов уже имеет определенный базис знаний (закончили курсы или учились в художественной школе при Академии Штиглица). С таким контингентом естественно работать гораздо легче.

Другая сторона, очень редко профессиональные дизайнеры занимаются преподавательской деятельностью, и есть ли у нас хоть один вуз, который готовит преподавателей по дизайну.

В процессе обучения дизайнеров их необходимо включать в профессиональную или смоделированную профессиональную деятельность уже на первом курсе, создавая определенную творческую среду для развия и самореализации. Кроме того преподавание художествено-графических и технических дисциплин должно происходить в тесной интеграции (промышленные дизайнеры). При обучении средовых и графических также необходимо делать определенные акценты в зависимости от направления дизайна. Также сталкиваемся с тем, что получив образование, промышленные дизайнеры уходят работать в графический дизайн или коммуникативный дизайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *