Пропали деньги с карточки беларусбанк что делать дальше
Cервис по-белорусски. Минчанин снимал наличность с карточки «Беларусбанка» в банкомате «Белинвестбанка» — деньги списались и пропали
Неприятный инцидент произошел с нашим читателем Юрием в середине сентября. Он попытался снять деньги со своей сберегательной карты (выдана «Беларусбанком») в банкомате на улице Маяковского. В результате минчанин остался без «налички» и на протяжении нескольких недель пытается доказать ведущим белорусским банкам, что «не сам дурак».
— Деньги я снимал в банкомате «Белинвестбанка» — 2 250 000 рублей, — рассказывает Юрий. — Аппарат, немного подумав, выплюнул карточку, деньги не выдал, написал: „Ваш банк не отвечает, операция отклонена“. И выдал чек. Тут же мне пришел SMS-отчет о том, что у меня сняты со счета наличными 2 250 000 рублей — как раз через этот банкомат. Я предпринял еще одну попытку снять сумму. Банкомат опять денег не выдал, но и не снял.
Достаточно распространенная ситуация — подобные ошибки в банковских системах случаются регулярно. Но как быстро людям возвращают деньги? На следующий день Юрий позвонил в клиентскую службу «Беларусбанка» по телефону 147 и рассказал о своей проблеме. Спецы ответили: видят, что есть спорная ситуация, информация принята к сведению. Сказали ждать.
«Ждал 20 дней и не выдержал, — продолжает читатель. — Звоню по тому же телефону, спрашиваю: где деньги? Мне говорят: ждите, разбираемся. Позвонил в службу инкассации „Белинвестбанка“ по телефону 239-50-33. Назвал оператору дату, время, сумму, номер карты. Он признал: „Было такое, будем смотреть видеозапись и разбираться“. Оказывается, „Беларусбанк“ никаких запросов на видео не подавал, кассу банкомата не сверяли (ведь суммы налички больше на 2 250 000, чем списано по безналу). Они вообще впервые об этом слышат!
У Юрия несколько вопросов, которые он хотел бы адресовать ведущим белорусским банкам.
— Прошел почти месяц. А если бы на моем месте был пенсионер, имеющий пенсию в 2 млн, а ваш глубокоуважаемый банк «списал» бы ее полностью? Как бы этот пенсионер жил весь этот месяц? И как вы прокомментируете потуги Нацбанка перевести граждан на использование банковских карт?
— У меня сберегательная карта, номинированная в белорусских рублях. Выходит, банк списал и пользовался неправомерно моими денежными средствами (скажем так, взял у меня кредит), не заплатил мне за эту сумму проценты по договору за количество дней. Кроме того, уменьшил основную сумму на карте, а значит, уменьшил выплату процентов. Хотелось бы, чтобы все пересчеты были проведены.
…Пропали деньги с карт-счета. Что делать?
Существует много способов контроля движения денежных средств по своему карт-счету, пояснила «АиФ» начальник отдела организации работы управления развития расчетного центра пластиковых карт ОАО «АСБ Беларусбанк» Елена ЛАГУНИНА.
Так, узнать остаток денежных средств на счету можно по-разному: с помощью банкоматов и инфокиосков банка, интернет-банкинга, М-банкинга и SMS-банкинга, по круглосуточным сервисным номерам Банковского процессингового центра. Также можно получать по электронной почте выписку по карт-счету, в которой детально расписываются все приходные и расходные опepации.
Услуга М-банкинг, помимо просмотра остатка, позволяет получать на мобильный телефон уведомления о совершенных по карточке расходных опepациях, а также о поступлении денежных средств. Это позволяет не только незамедлительно узнать о несанкционированной вами опepации по карт-счету, но и предпринять необходимые меры для своевременной блокировки банковской карточки.
Если вы потеряли карточку или ее украли, или постороннему лицу стал известен ПИН-код либо есть подозрение, что со счета карты кто-то снимает деньги, прежде всего, необходимо быстро заблокировать карточку, позвонив в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра по тел. (017) 299-25-26. Заблокировать карточку можно также с помощью SMS-банкинга или М-банкинга (опepация доступна только для карточек, с использованием которых были зарегистрированы данные услуги).
Затем следует обратиться в учреждение банка, с которым заключен договор карт-счета, и написать заявление с детальным разъяснением спорной ситуации – ФИО клиента, номер карточки, сумму опepации, вызывающую подозрение, и пр. Далее банк проведет детальное разбирательство и информирует клиента об итогах.
Все держатели банковских карт должны соблюдать нехитрые правила, которые позволят обезопасить свои средства от мошенников:
Как разблокировать карточку «Беларусбанка»?
Вероятно, каждому человеку хоть раз в жизни приходилось иметь дело с блокировкой своей платежной карты. Вынужденной или случайной – не столь важно. Гораздо более важным представляется вопрос, как быстро ее вернуть к «жизни». Как разблокировать карточку «Беларусбанка» — в нашей инструкции.
Способ 1: по телефону
Этот вариант является, пожалуй, самым распространенным. Широко используется как для блокировки платежных инструментов, так и для обратного действия.
Телефон процессингового центра доступен круглосуточно, поэтому возникшую проблему можно решить в любое время дня и ночи. Внесите в свой список контактов этот номер:
8 (017) 299-25-25
Принявшему звонок специалисту нужно назвать данные вашего паспорта, а также дать ответ на секретный вопрос, который вы указали в анкете. Напомним, что она заполняется непосредственно перед выдачей пластикового носителя.
После этого вам будет дана еще одна попытка для ввода PIN-кода. Если и она не принесет результата, то придется делать дубликат пластика. Все реквизиты при этом сохраняются — меняется лишь PIN-код.
Чтобы получить новую карту, обратитесь в учреждение банка — там от вас потребуется написать заявление на выдачу дубликата. Увы, это не бесплатно: банк потребует вознаграждение за эту операцию. О конкретной сумме за услугу можно справиться там же, непосредственно при написании заявления.
Способ 2: через интернет-банкинг
1. Зайдите в личный кабинет и перейдите ко своим счетам.
2. Выберите среди привязанных карт ту, которую хотите разблокировать. Ее нетрудно найти — она помечается характерным знаком.
3. Наведите курсор мышки на «Операции» и в появившемся списке доступных опций выберите самую последнюю – «Разблокировать».
4. После этого вы увидите новый статус своей карты. Любые платежные операции с ней теперь вновь открыты для использования.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал @FinBel, чтобы не пропустить интересные статьи и новости по финансам в РБ.
Следует отметить, что разблокировать карточку «Беларусбанка» через интернет-банкинг у вас не получится, если причиной ограничения доступа к ней был введенный 3 раза подряд неверный PIN-код. Также не получится снять блок и в том случае, если вы сами звонили в процессинговый центр с целью блокировки. В таком случае разрешит проблему только ваш повторный звонок специалистам банка.
Способ 3: с помощью М-банкинга
1. Запустите на своем устройстве приложение М-банкинг.
2. Нажмите на пиктограмму вашей платежной карты, вынесенную на главную страницу.
3. Если к сервису привязано несколько карточек, то кликните на кнопку «Карты», чтобы выбрать нужную.
4. Сразу после перейдите во вкладку «Сервисы». Обратите внимание на требуемую опцию – в списке доступных она идет первой.
5. Выберите нужное действие – «Разблокировка».
После этого пластик вновь станет активным. Изменится и пиктограмма той карты, к которой ранее был ограничен доступ.
Как и в случае с предыдущим вариантом, данный способ не работает, если ранее пластик блокировался по звонку в сервисную службу или после введения неверного PIN-кода.
Способ 4: через СМС-банкинг
Еще одна форма удаленного доступа к управлению карт-счетом, позволяющая разблокировать карточку «Беларусбанка» в течение нескольких секунд. Однако эта опция доступна только в формате обратной операции. Например, если ранее вы с помощью СМС-банкинга и запроса, указанного на скриншоте ниже, решили временно заблокировать карту.
В таком случае запрос на разблокировку будет таким.
Отправлять СМС-сообщения нужно на номер 611.
Для того, чтобы разблокировать карточку «Беларусбанка», не понадобится много времени. Помните о том, что ваша карточка – это индивидуальный инструмент для управления открытым в банке счетом, а значит, что и относиться к его использованию нужно со всей серьезностью.
Беларусбанк. Вопросы, ответы, обсуждение.
9 лет на сайте
пользователь #699626
12 лет на сайте
пользователь #198892
Оставлю тут вопрос.
Зимой прошлого года, банкомат беларусбанка «зажевал» пластиковую карту. В нескольких от него находился одноименный банк. Обратившись туда за помощью, работница ответила что не имеет к этому никакого отношения, и сама вызволять оттуда карточку не будет, на просьбу вызвать мастера, ответила отказом. Пришлось ехать в главный центр, блокировать карточку, ибо с ее вызволением никто не посодействовал. Так вот, что нужно было сделать в первую очередь в такой ситуации?
9 лет на сайте
пользователь #699626
Первоначально владельцу пластиковой карты необходимо заблокировать карточку, позвонив в круглосуточную службу сервиса клиентов БПЦ (ОАО «Банковский процессинговый центр») по тел. 8 (017) 299-25-26. Также заблокировать карточку можно с помощью мобильного телефона (если владелец карточки является пользователем услуг SMS-банкинг, М-банкинг, Интернет-банкинг).
Затем необходимо обращаться в филиал, центр банковских услуг банка, в котором открыт карт-счет и была выдана карточка, с документом, удостоверяющим личность.
Задержанная карточка будет направлена учреждением банка, обслуживающим данное устройство, в учреждение банка, в котором она была выпущена.
Вместе с тем, для более оперативного получения карточки владелец пластиковой карты может сразу, в тот же день, обратиться в операторскую службу, телефон которой размещен на банкомате, по вопросу получения своей карточки в учреждении банка, которому принадлежит данный банкомат. При получении карточки необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность.
12 лет на сайте
пользователь #188579
11 лет на сайте
пользователь #349082
9 лет на сайте
пользователь #699626
При формировании он-лайн заявки на подключение услуги Интернет-банкинг осуществляется доставка карты кодов Вам «на дом» сотрудниками РУП «Белпочта» в течение 10 рабочих дней. Вручается она по предъявлению документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения, военного билета военнослужащего срочной службы и др. В случае отсутствия Вас по указанному адресу, заказная корреспонденция хранится в отделении РУП «Белпочта» 7 дней, после чего карта направляется в банк, где уничтожается.
Если Вы не получили карту кодов в указанные сроки, следует обратиться в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию Интернет-банкинг, предъявив документ, удостоверяющий личность, составить соответствующее заявление и получить новую карту кодов.
Вместе с тем, для оперативного получения карты кодов можно обратиться для подключения услуги Интернет-банкинг в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию услуги, где карта выдается в тот же день (в день обращения), предъявив документ, удостоверяющий личность.
При погашении кредитов ОАО «АСБ Беларусбанк» карточками других банков-резидентов (не только ОАО «Белагропромбанк») в инфокиосках нашего банка взимается комиссионное вознаграждение в соответствии со Сборником вознаграждений за банковские операции, выполняемые ОАО «АСБ Беларусбанк». Изменения были внесены в Сборник 11.10.2012.
ОАО «Белагропромбанк» является банком-партнером ОАО «АСБ Беларусбанк», заключившим договор на снятие денежных средств с карт ОАО «Белагропромбанк» в банкоматах нашего банка (и наоборот), без взимания комиссии.
«Ночью списывали одинаковые суммы. Банк не посчитал операции подозрительными». Как клиенты возвращают списанные средства
Притворяться работниками банка или покупателями с барахолки мошенникам все сложнее, поэтому каждый день в ход идут все более продвинутые способы увести чужие деньги. В редакцию обратились клиенты разных банков с похожими историями: деньги у них списали несколькими платежами игровые сайты. Люди утверждают, что никому своих данных не давали, а банк отвечает, что «сами виноваты: засветили карточку». Другие клиенты при этом рассказывают, что банк вернул им украденные мошенниками деньги. Что делать и как разобраться, кто виноват, рассказывают специалисты провайдера электронных платежей Assist Belarus.
«Ночью списывали одинаковые суммы через каждые пять минут. Банк не посчитал их подозрительными»
— Мой брат — человек не самый технически продвинутый, он даже телефоном редко пользуется. Только видео на YouTube и смотрит, — рассказывает Екатерина. — 5 мая он собрался купить дочке подарок на день рождения, взял телефон в руки и увидел последнюю SMS: «На вашем счету осталось 90 рублей».
Оказалось, что несколько дней назад ему на телефон ночью приходили SMS о списании денег на игровом сайте steamgames.com, которые он не заметил. Данные карты он никому не давал, мошенники ему не звонили и не писали, телефон защищен от посторонних, а карта имеет ПИН-код. Фишинг тоже исключен: он не умеет делать покупки через интернет. Оплата по его карте привязана только к двум проверенным сайтам, я это делала сама по его просьбе.
В первом случае к аккаунту Wargaming привязаны несколько карт, поэтому, будь там утечка данных, деньги списали бы со всех. Во втором случае я давно помогла ему оформить ежемесячные пожертвования детям — 30 рублей в месяц. Так что дело явно не в них.
— Нам даже сказали, что вероятность вернуть деньги есть, служба безопасности должна разобраться. Через несколько дней попросили написать объяснительные по каждой операции: мол, за границей не были, платеж не совершали и все такое. Теперь ждем 90 дней, пока они разберутся.
Но меня очень возмутила эта ситуация: ночью у клиента проходят однотипные оплаты: через каждые пять минут в течение получаса снимают одинаковые суммы в валюте. Клиент их не видит, а банк не считает это чем-то подозрительным и не блокирует.
Брат работает строителем и постоянно в разъездах по Беларуси, поэтому он считал, что безопаснее хранить деньги на карте, ведь наличку могут украсть или можно потерять ее где-то. А теперь он даже карточку перевыпускать опасается. Говорит, если у кого-то получилось украсть деньги таким образом один раз, получится и еще.
Мы обратились с вопросом «В каком случае банк считает операцию подозрительной и блокирует деньги?» в банк клиента, но оперативный ответ получить не смогли. Как только узнаем подробности, сразу дополним информацию.
«Банк не смог доказать мою вину, поэтому вернул деньги»
Впрочем, не все подобные истории заканчиваются капитуляцией клиента перед банком. Иногда людям возвращают украденные мошенниками деньги.
— У меня с карты какой-то игровой сайт списал чуть меньше сотни рублей. Судя по распечатке со счета, деньги уходили небольшими суммами в российских рублях. Обнаружилось это не сразу: SMS-оповещения у меня не было, поэтому заметила это, только когда не хватило денег на кассе в магазине, — рассказывает Алина. — Консультант в банке попытался убедить меня, что я где-то засветила свою карту, но это исключено: на тот момент я оплачивала только авиабилеты на официальном сайте Wizz Air и покупку продуктов в магазине. Коллега на работе рассказала, что точно так же у нее списали деньги, она написала заявление, и в итоге банк их вернул. Она же уговорила меня написать такое заявление. В банке сказали: если расследование выявит, что это было по моей вине, мне еще придется оплатить это расследование!
Девушка была абсолютно уверена, что данные карты не знает никто, кроме нее. Поэтому от заявления она не отказалась, несмотря на то что сумма для нее была некритичная.
— Насколько я понимаю, по итогам расследования банк не смог доказать мою вину, поэтому вернул деньги, — говорит Алина. — Мне даже выдали бесплатную новую карточку, так как старая была заблокирована. Честно говоря, я думала, что ничего не вернут, скажут: сама виновата, давай еще и расследование оплати.
Но одно дело, что ты повелся и передал данные карты мошенникам по Viber, и другое — когда их у тебя списали вообще неизвестно каким способом. Людям, которые уверены, что никому данные не передавали, я бы посоветовала не бояться и идти с заявлением банк. А то получается, что банк только пользуется вашими деньгами, а их защиту от мошенников не гарантирует.
«По правилам „нулевой ответственности“ банк обязан вернуть вам деньги, а потом провести расследование»
В 2015 году в Беларуси ввели «нулевую ответственность» держателей банковских карточек. Она предполагает, что, если мошенники украли средства с вашей карточки, банк полностью вернет эту сумму. Но это если вы не нарушили правила пользования карточкой. Например, если в договоре с банком указано не предавать ПИН-код посторонним, а оплата была подтверждена им, банк снимает с себя ответственность. Это значит, что вы сами не смогли сохранить их в тайне. Если же вы никому свои данные не давали, банк проводит расследование, чтобы понять, как и куда ушли деньги.
— В данных ситуациях банк действует по заявительному принципу. Заметили, что у вас произошла пропажа средств? Идете в банк и пишете заявление для расследования. Согласно правилам «нулевой ответственности», банк обязан в определенные сроки вернуть деньги на ваш счет, а потом провести расследование, — поясняет эксперт провайдера электронных платежей и директор компании Assist Belarus Вячеслав Сенин. — В ходе расследования может выясниться, что клиент по неосторожности передал карточку третьим лицам, например супруге или своему ребенку, и тем самым нарушил одно из правил безопасности. Если это будет доказано, то банк вправе вернуть деньги и даже может обратиться в органы о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. В реальной практике случаются совершенно бытовые ситуации, которые могут привести держателя к еще бо́льшим неприятностям после проведения расследования.
Из пикантных историй можно привести такой пример. Бывали случаи, когда супруга что-то приобретала втайне от мужа — держателя карточки (или собственные дети втайне от родителей), а истинный владелец карточки, будучи в полной уверенности, что никому данных не давал, написал заявление о пропаже средств. И по окончании расследования выяснялось, что «сам виноват». Конечно, в таких случаях банк ответит, что ответственность полностью на держателе. И на практике чаще всего так и происходит.
Для того чтобы деньги вернули, вам нужно написать заявление в банк в течение 30 календарных дней (если были обстоятельства, которые не позволили соблюсти этот срок, его можно продлить до 90 дней). На рассмотрение этого заявления банкам отводится 45 дней (если оплата была на территории Беларуси) или 90 дней (если все случилось за пределами страны).
— Время расследования у каждого банка плюс-минус одинаковое, если случай единичный. Если таких случаев несколько, банк может не ограничиваться своими средствами и возможностями, а обращаться в правоохранительные органы за помощью в расследовании ситуации. Да и у милиции в таких случаях могут возникнуть вопросы к службе безопасности банка, — комментирует эксперт. — Для того чтобы банк был готов нести полную ответственность за своих клиентов, есть смысл не ждать рассмотрения вашего случая, а направить дубликат заявления еще и в Нацбанк и милицию.
Для этого просто укажите всех адресатов в шапке заявления. В заявлении опишите всю ситуацию в свободной форме, попросите провести расследование и вернуть вам средства по принципу «нулевой ответственности».
Утечка данных из приложений или через обслуживающий банк очень даже возможны, говорит эксперт. Кибермошенники развиваются так же, как и любые системы безопасности. Первые будут искать любые слабые места, чтобы пробить защиту, а вторые — все способы предвидеть и не допустить это.
— Если ваша карта привязана к любым приложениям, например по оплате прослушивания музыки или поездок в такси, это должна быть отдельная карточка, так как именно такие карты всегда интересны мошенникам, — объясняет Вячеслав Сенин. — Финансовые приложения так же, как и любая онлайн-оплата, требует инвестиций для защиты от взломов.
Это довольно дорогостоящее направление, а не всякий бизнес готов инвестировать в максимальную защиту. Не всегда стартапы или новички-провайдеры думают об этом на старте. Каждый хочет получить максимум выгоды в короткие сроки, и в такой ситуации о репутации и перспективах на будущее он может не думать. А зря, потому что кибермошенники могут «зайти» в любой момент.
Эксперты также вспомнили случай с утечкой данных у российского «Сбербанка». Тогда специалисты сошлись во мнении, что всему виной человеческий фактор: данные слил кто-то из сотрудников безопасности банка.
— Конечно, любой банк постарается не комментировать, что взял на работу в службу безопасности ненадежного человека. Ситуация со «Сбербанком» стала известна клиентам только потому, что имела другой масштаб, а конкурентная среда слишком активна. У нас рынок меньше, а значит, и ситуации с гласностью могут быть другими. Если у вас все-таки произошла подобная ситуация и вы лишились денег, нужно обязательно писать заявление в органы и разбираться по каждой конкретной ситуации. Предполагать и ждать, что кто-то сделает это за вас, стратегически безрезультатно, — подытожили в Assist Belarus.
Только цифры
За 2020 год в Минске возбудили 7517 уголовных дел по статье 212 Уголовного кодекса («Хищение путем использования компьютерной техники, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации»). Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее.
«Для сравнения: за весь 2018 год в столице зарегистрировано всего 1374 подобных преступления, а за 2019-й — 2763», — сообщает Следственный комитет.