Промышленный дизайн что за профессия
Промышленный дизайнер
Промышленный дизайнер — это специалист, который изучает готовые рыночные образцы и создает качественный прототип. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Он не разрабатывает инновационные изделия, не отвечает за качество конструкций, а усовершенствует предметы, которыми мы пользуемся ежедневно.
Краткое описание
Представители этой профессии должны отличаться математическим мышлением и иметь творческий подход к работе. Ведь эта специальность объединяет в себе сразу 3 популярных направления:
Направление объединяет в себе науку и творчество, поэтому для освоения этой профессии необходимо получить высшее образование.
Особенности профессии
В высших учебных заведениях и на образовательных курсах будущих промышленных дизайнеров обучают тому, как создавать более удобные, красивые, практичные и безопасные вещи. Чаще всего эти специалисты выбирают для себя одно или несколько схожих направлений, хотя можно работать и с разными предметами, если есть время и желание обучаться.
Непосредственное промышленное моделирование состоит из нескольких этапов:
Во время этих процессов промышленный дизайнер тесно сотрудничает с инженерами, маркетологами, химиками, биологами и другими специалистами, которые принимают участие в проекте.
Главная цель работы — это создание усовершенствованного продукта, который будет пользоваться покупательским интересом. Также он должен быть функциональным, безопасным и рентабельным.
Профессия промышленного дизайнера
Профессия направлена на оптимизацию внешнего вида продукта. Искусство, технологии и маркетинг – три составляющих этой сферы деятельности. Для успешной реализации цели профессионал ищет качественные прототипы и анализирует уже готовые рыночные образцы. С помощью трехмерного моделирования он решает задачу соотношения внешнего вида и функционала отдельного товара. Специалист рассчитывает, каким образом можно снизить издержки и сделать изделие безопасным. Максимизацию эффективности деятельности промышленный дизайнер получает при использовании графических программ: 3D Studio Max, SolidWorks, solidThinking, Rhinoceros, Pro/Engineer, 3D CAiD, Solid Edge.
Личные качества
Гармоничное сочетание технической и художественной наклонностей оптимальны для промышленного дизайна. Специализация в индустриальной деятельности требует практического склада ума. Кроме того, дизайнер – эстет с идеальным чувством стиля. Обязательны развитый глазомер и точное цветоощущение. Дизайнер не художник, поэтому для результата более важную роль играет не вдохновение, а усидчивость.
Где учиться на данную профессию.
Поступление на дизайнера требует результатов ЕГЭ по Литературе, Русскому языку, Обществознанию или Истории. Также вариативность перечня увеличивается Математикой или Иностранным языком. В обязательном порядке абитуриент проходит творческое испытание, состоящее из двух частей: Рисунка и Композиции. Для подачи документов следует выбрать профиль «Промышленный дизайн».
На первых двух курсах студента обучают базовым Рисунку, Живописи, Композиции. С помощью нетривиальных заданий преподаватель учит студента мыслить оригинально и видеть вещи под иным углом. Параллельно учащиеся получают подготовку в пользовании профессиональным программным обеспечением. На последних курсах бакалавриата все специальные предметы будут изучаться более углубленно. Однако для освоения профессии в полном масштабе желательно увеличить срок обучения до шести лет.
Примеры университетов:
Плюсы и минусы профессии.
Необходимость учитывать факторы практичности товара
Творчество и технологии: кто такой промышленный дизайнер
Шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»
97% того, что нас окружает, создано человеком. Он фантазирует, моделирует, конструирует, думает об удобстве каждого из нас — и всем этим занимается промышленный дизайнер.
Что это за профессия и почему стоит к ней присмотреться, какие качества нужны дизайнеру и как стать крутым специалистом, рассказал Алексей Шаршаков, шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ».
Маг и волшебник в реальности
Если коротко, промышленный дизайнер — человек, который создаёт продукт, выпускаемый промышленным производством. Это может быть что угодно: шариковая ручка, телефон, телевизор, поезд, самолёт и даже космический корабль.
Промышленный дизайн — это осознанное проектирование, когда профессионал понимает, как люди пользуются конкретным продуктом, изучает его историю, смотрит, насколько удобно его производить, упаковывать и какие эмоции испытывает покупатель. При этом промышленные дизайнеры продумывают не только как эффективно произвести, но и как утилизировать продукт после того, как он отслужил своё.
Промышленный дизайн развивается во всём мире. Эта профессия появилась, когда производство шагнуло вперёд и продукцию стали создавать не в ремесленных мастерских, а на заводах и фабриках. Сейчас же в распоряжении дизайнеров есть технологии, которые раньше казались фантастическими. В мире существуют фабрики 3D-принтеров, становятся привычной реальностью аддитивные технологии и цифровое моделирование.
Один из самых ярких примеров современных технологий — генеративный дизайн, где искусственный интеллект за минуты просчитывает варианты построения конкретной детали, предлагая на выбор дизайнера лучшие. Благодаря возможностям генеративного дизайна Airbus уже изменила конструкцию перегородок в самолётах, NASA отправит на Марс марсоход, часть деталей которого создана ИИ и напечатана на 3D-принтере, Decathlon смогла создать новый манёвренный и лёгкий велосипед, а Hyundai придумала идею шагающей машины-спасателя.
Благодаря новым технологиям промышленный дизайнер все больше освобождается от рутинных операций, получая возможность творить.
При этом скорость дизайн-процессов увеличивается. Если раньше путь от идеи продукта до его запуска в промышленное производство мог занимать годы, то сейчас, если над проектом работает современная прокаченная команда, он длится несколько месяцев. А быстрый вывод продукта на рынок — одна из основ конкурентоспособности. Более того, новые технологии позволяют экономить материалы, повышать эффективность производства, создавать уникальные, ещё недавно недоступные формы. Всё это — задача промышленных дизайнеров, поэтому востребованность таких специалистов непрерывно растёт.
Качества, которыми должен обладать специалист
Безусловно, от человека требуется аналитический склад ума, творческие способности. С одной стороны, эта профессия предполагает умение творить — рисовать, придумывать, моделировать. С другой, подразумевает глубокое знание технологий и специализированного софта. Чтобы высоко котироваться на рынке и стать востребованным специалистом, надо, например, освоить софт Autodesk Fusion 360 для 3D-моделирования и проектирования. Стать профи быстро не получится, и чтобы набить руку в дизайне, нужно не бояться брать новые проекты, стажироваться и работать с лучшими игроками рынка — только так получится быть на острие и впитывать самую современную информацию.
Но есть и общие качества, без которых промышленным дизайнером стать сложно. Например, созидательность. Если посмотреть на маленьких детей, они всегда что-то строят, мастерят, создают. Желание творить, узнавать новое, верить в лучшее, свойственны всем нам. Как и умение сопереживать — оно крайне важно для дизайнера, чтобы, наблюдаять за людьми, находить точки разочарования пользователя разными предметами, а потом эти проблемы решать. Там человеку неудобно сидеть, тут кнопка расположена неудачно. Всё это специалист подмечает и старается в будущих продуктах избежать. Поэтому ещё одно важное качество — наблюдательность.
Человеческие качества не определяются образованием. Его роль — упорядочить знания, навыки, процессы. А вот природная любознательность, умноженная на приобретаемое в процессе обучения умение извлекать информацию из множества каналов, насмотренность — это то, без чего дизайнером сложно стать.
Куда пойти учиться
Кафедры и даже факультеты промдизайна есть во многих вузах. Топ-5 выглядит так:
Как собрать портфолио
В любом случае нужно иметь в виду, что классическое образование даёт только основу. При приёме на работу будут смотреть не столько на диплом, сколько на портфолио, практику. Поэтому во время учёбы лучше активно стажироваться или участвовать в хакатонах, когда производитель приходит в вуз и просит придумать дизайн изделия. Для студентов это прекрасный шанс попробовать свои силы: поучаствовать в разработке продукта от эскиза до выхода на производство, со всеми плюсами и минусами, пониманием нюансов.
Есть и другой вариант попрактиковать — взять проект известного дизайнера или студии и разобрать его, что называется, по косточкам. Узнать, что стало источником вдохновения, как рождался образ, как работает продукт, как увязаны эстетика и функциональность.
Для портфолио можно подрабатывать фрилансом или пойти по стопам звезды дизайна Ора-Ито, который начинал с выдуманного портфолио. Не работая в крупных компаниях, он придумывал концепты для Louis Vuitton, Apple и других крупных фирм. Размещённые в интернете работы заметили, и Ора-Ито стал знаменитым дизайнером. Кстати, специального образования у него нет. Самоучек в дизайн-студиях немало.
Пример использования генеративного дизайна
Конкурсная основа
Один из крутых трамплинов для карьерного взлёта — участие в конкурсах. И не только ради победы. Она, конечно, важна, но соревнования дают много других бонусов: став участником одного из конкурсов, вы попадёте в профессиональное сообщество, получите новые связи и поймёте, чем живет индустрия.
Так недавно состоялся Всероссийский конкурс генеративного дизайна, который организовал «2050.ЛАБ» в партнёрстве с Autodesk и ТМХ. Перед участниками поставили реальную прикладную задачу — разработать модель одного из элементов конструкции подвижного состава ТМХ с помощью генеративного дизайна в программе Fusion 360, и финалисты кроме финансового приза получали возможность попасть в кадровый резерв промышленного холдинга.
Всего на конкурс было подано более 200 заявок со всех уголков России. В финал вышли четыре человека. Самому молодому, Никите Трофименко — 21 год. Он ещё студент, но невероятно увлечён будущей профессией. Когда его спросили, почему он решил участвовать в конкурсе, Никита сказал, что хотелось понять свой потенциал как конструктора и технолога. Особенно важно для него было то, что конкурсные работы оцениваются действующими специалистами, среди которых, например, такие известные дизайнеры как Сергей Смирнов и Евгений Маслов. Никита — это отличный пример того, что важно не только образование, но и практика. Он с первого курса активно участвует во всевозможных конкурсах, старается расширять кругозор, развивает насмотренность.
Промышленный дизайнер для России ещё довольно редкая профессия, у нас много графических и веб-дизайнеров, ну а промышленным предприятиям часто не хватает свежего взгляда на дизайн, поэтому самое время получать базовое фундаментальное образование и начинать свою первую практику.
Фото на обложке: Unsplash
Фото в тексте предоставлено автором материала
Как стать промышленным дизайнером?
Под дизайном подразумевается главным образом то, как будет выглядеть предмет или объект. Мы не отдаём себе отчёта, а между тем 97% того, что нас окружает дома и на улице, создано не природой, а человеком, а значит, кем-то придумано, оформлено и сконструировано. И этот кто-то, этот маг, фантазёр, а вместе с тем инженер и технолог, как раз и есть промышленный дизайнер.
Само слово «дизайн» появилось в нашем лексиконе после перестройки. Но это не значит, что в Советском Союзе ничего подобного не было. Наоборот, было и даже в большем масштабе: на всех крупных предприятиях существовали художественные отделы, целые отрасли обслуживались специализированными конструкторскими бюро. Промышленного дизайнера тогда называли художником-конструктором – и до сих пор это сочетание можно считать исчерпывающим определением профессии.
Кафедры и даже факультеты промдизайна (так для простоты сокращают название дисциплины) есть во многих ВУЗах. В МГХПА им. С.Г. Строганова такая кафедра существует ещё с 1962 года. Топ-5 высших учебных заведений, где преподают промдизайн сейчас, – это, помимо с МГХПА, МГТУ им. Н.Э. Баумана (оба – в Москве), петербургские Политех (СПбПУ) и Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, а также УрГАХУ в Екатеринбурге.
По набору школ опять же видно, что профессия двоякая: она требует и художественной, и технической подготовки. У каждого ВУЗа – своя программа и свой уклон. Так, Бауманка и УрГАХУ дают фундаментальное образование, Строгановка – академическое, Академия Штиглица – более прикладное, Политех – скорее техническое. В программе Строгановки больше рисунка и живописи, а у Политеха те же часы отданы сопромату. Но большинство курсов объединяет базовый набор дисциплин, которые впоследствии понадобятся для работы.
Как говорит Алексей Шаршаков: «В дизайн-бюро задачи разноплановые: сегодня ты можешь проектировать салон самолёта или гоночный болид, а завтра будильник или рюкзак. Проекты будут постоянно меняться. Например, лично мой любимый заказ – это вертолёты «Скаут» КБ «Горизонт».
Бакалавриат даёт базу: наряду с рисунком и живописью учат компьютерному проектированию и макетированию. В числе обязательных дисциплин: психология зрительного восприятия, цветоведение и прикладная механика. Два года магистратуры в плюс дают весь необходимый инструментарий: 3D-моделирование и прототипирование, и даже юридические аспекты вроде защиты интеллектуальной собственности и правил оформления патента на своё изобретение.
Все учебные заведения принимают как на бюджет, так и на платной основе. Количество мест разнится. В среднем расценки на обучение в топ-пятёрке вращаются вокруг цифры 300000 рублей в год. Бауманка просит до полумиллиона. Озвученные приёмной комиссией МГХПА расценки на сезон 2020/21 – 350 тыс. руб. в год. Для поступления нужны результаты ЕГЭ (по предметам «Русский язык» и «Литература», к кому-то можно с баллами по обществознанию и математике). Но надо понимать, что это скорее формальность: главным для приёма на эту специальность будет творческое испытание, которое каждый университет определяет сам.
Строгановка потребует закалку продвинутого чертёжника, недюжее знание композиции и рисунка. В Бауманке захотят оценить нестандартность мышления и умение создавать ассоциативный ряд, переводя общее понятие на язык визуальных образов. Так, например, алые босоножки могут стать отправной точкой для дизайна спорткара (задание из вступительного билета). Для подготовки есть курсы разной длительности, от года и до двухнедельного экспресс-варианта. Конечно, нужны хотя бы базовые навыки: художественной школы или мастерских моделирования.
«Я также советую брать конкретные проекты известных дизайнеров и студий и делать деконструкцию: разбирать их по частям, дознаваться, из чего родился образ конкретной вещи, как она работает, как увязаны художественная составляющая и функция», – говорит Алексей.
Необязательно учиться в Москве или Петербурге. Специальность «54.03.01», как кодируется в учебных планах направление «Дизайн», есть во многих технических и художественных ВУЗах по всей стране. Вот лишь малая география: Саратов, Самара, Воронеж, Липецк, Брянск, Томск, Ижевск и др.
Кстати, там расценки на платное обучение совсем другого порядка: 30-40 тыс. руб. в год. Можно сразу определиться с направлением будущей деятельности: если ты хочешь создавать ткани, то тебе в РГУ им. А.Н. Косыгина (Текстильная академия); если грезишь автомобилями, то в МАДИ или в МАМИ (кстати, исторически сложилось так, что многие ныне известные русские промдизайнеры вышли как раз оттуда); если помешан на роботах, то в томский Политех. А если, например, хочешь проектировать корабли, то можно в Астрахань, в Государственном университете которой есть отдельная специальность «Дизайн средств водного транспорта», а практики не занимать.
Наряду с государственными ВУЗами есть престижные частные. Так, Британская высшая школа дизайна (Москва) зарекомендовала себя как инкубатор идей и концептов. Образование здесь строится по западным стандартам, где основное внимание уделяют развитию фантазии и поиску нетипичных подходов к решению проблемы. Наконец, можно поехать учиться в Европу. Главные ВУЗы ближайшей доступности – в Милане: это Политех, Politecnico di Milano, откуда вышла львиная доля европейских звёзд промдизайна, и Институт Марангони (Istituto Marangoni), в основном кующий кадры для fashion-индустрии. У российских ВУЗов есть программы обмена и варианты практики и стажировок за рубежом.
Отвечая на вопрос, где учиться там или здесь, Алексей Шаршаков говорит: «Западная модель отличается от нашей. У нас выпускают скорее прикладников и инженеров, в Европе – художников, а сейчас уже скорее мультидисциплинарных специалистов, во многом маркетологов. Я бы посоветовал комбинировать: базу получить здесь, а затем уже по обмену, на стажировку или на платные курсы, если возможности позволяют, туда».
Можно выбирать даже не столько ВУЗ, сколько преподавателей. Например, Школа дизайна НИУ ВШЭ в Москве предлагает поучиться у гуру российского промдизайна, например, Тимура Бурбаева или Святослава Саакяна. Практикующие дизайнеры знают процесс изнутри, более того они всегда могут рассказать и показать, чем хорош или плох тот или иной проект, и как его доработать, чтобы он оказался жизнеспособным.
«Как в любой сфере, в промдизайне есть свои тренды, и они меняются, — говорит Алексей. – Так, несколько лет назад дизайн был заточен под функцию: визуальное восприятие предмета основывалось на его использовании. Дизайн поработила эргономика (удобство пользования). Сейчас больше интереса даже не столько к образу, сколько к подаче, презентации продукта. Европейские бюро, например, часто уже не предлагают заказчикам отрисовку объекта, а придумывают сервис по его продаже. То есть дают производителю другой взгляд на его продукцию. Скажем, не новый дизайн дрели, а сервисное обслуживание в течение часа. Заказчик, таким образом, получает концепт: но уже не визуальный, а маркетинговый. Не буду отстаивать тот или иной подход. Я считаю, что важно понимать, что ты хочешь сказать, зачем ты вообще пришёл в эту профессию. Тренды будут меняться и дальше. Когда мы кого-то берём на работу, мы прежде всего смотрим, как это человек мыслит, видит. То, что сейчас называется дизайн-мышление, а раньше проходило как творческий потенциал».
У выпускника два пути: пойти работать на конкретное производство или устроиться в дизайн-бюро, которое сотрудничает с самыми разными заказчиками. «Кому что близко, – говорит Алексей. – Можно работать на одном предприятии и полностью погрузиться в тему. Можно пойти в бюро с многоплановой деятельностью. Можно искать фриланс, сделав несколько проектов «в стол»: самому себе ставить задачи, выступая в роли заказчика, а результат показывать на профплатформах типа behance, сформировав таким образом online-портфолио».
Внутри дизайн-бюро тоже есть своё разделение. Так, дизайнер – основной генератор идей, которые воплощают в жизнь моделлеры и конструкторы. Первые делают модель продукта: от обычного пластилина до отпечатки на 3D-принтере, вторые придумывают техническую основу конструкции, как будут крепиться детали. « В моделлеры, кстати, часто приходят из дизайна компьютерных игр. Конструктор – по сути дела инженер и может иметь чисто техническую специальность, – говорит Алексей. – Но сейчас границы ответственности всё больше стираются. Все делают всё. Побеждает мультидисциплинарный подход. Бюро – это всегда работа в команде!»
Нанимая, будут смотреть даже не на диплом, а на портфолио. Поэтому, ещё учась, нужно включаться в процесс: ходить на стажировки, участвовать в конкурсах. «Многие компании устраивают так называемые хакатоны, – рассказывает Алексей. – Производитель обращается на кафедру ВУЗа и просит придумать дизайн изделия. Компания на этом прилично экономит, а для студентов это прекрасный шанс попробовать себя. Что называется – сразу в бой. Тут будет уже не учебное задание, а реальная разработка продукта, со всеми стадиями: от эскиза до обточки, со всеми плюсами и минусами. И, конечно, результатом, который можно использовать в своём портфолио».
Промдизайнеры работают в ряде программ, это такой профинструментарий. Изучив те же продукты компании Autodesk, находящиеся в открытом доступе, можно начать придумывать свои проекты. И, если видишь, что получается что-то крепкое и интересное, смело стучаться в двери студий и дизайн-бюро. Не возьмут в одну, возьмут в другую. Сразу поставят конкретные задачи. Все навыки приходят в процессе, образное же мышление – либо есть, либо нет. Если есть, то грамотное руководство его разовьёт.
Кто такие промышленные дизайнеры и как они спасают мир
Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.
Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.
Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.
На курсе «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна учат всему. Обучение разделено на 4 модуля: concept, design, production и business. Студенты учатся проводить исследования рынка, проектируют 2D-модели, работают в основных дизайнерских программах, знакомятся с техниками производства и узнают о бизнес-реалиях: как работают дизайн-студии и производства в России.
Что почитать и посмотреть про промышленный дизайн?
«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.