Промышленная революция что это
Промышленная революция — что это: суть, особенности, плюсы и минусы
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о промышленной революции, часто ее также называют индустриальной революцией или промышленным переворотом. В статье рассмотрена основная суть и особенности промышленной революции, ее преимущества и недостатки, а также приведены примеры реальных стран мира и основных изобретений.
Содержание статьи:
Что такое промышленная революция?
Промышленная (индустриальная) революция была периодом крупной индустриализации и инноваций, который произошел в конце 1700-х — начале 1800-х годов. Промышленная революция началась в Великобритании и быстро распространилась по миру. Промышленную революцию принято разделять на первую и вторую.
Американскую промышленную революция, как правило, называют второй промышленной революции, она проходила примерно между 1820 и 1870. В этот период механизацию сельского хозяйства и текстильной промышленности, а также революции в энергетике, в том числе пароходов и железных дорог, которые затрагивают социальные, культурные, и экономические условия.
Практически в то же время в 1830—1840-х годах началась промышленная революция в России. Однако основной период индустриализации России проходил после 1890 года в период курирования экономики Сергеем Юльевичем Витте.
Суть и особенности промышленной революции
Хотя промышленная революция произошла примерно 200 лет назад, это период, который оказал глубокое влияние на то, как люди жили и как работали предприятия. Возможно, фабричные системы, разработанные во время промышленной революции, ответственны за создание капитализма и современных городов сегодня.
До революции большинство людей современных развитых стран мира зарабатывали на жизнь сельским хозяйством и жили в обширных сельских общинах. С развитием фабрик люди впервые начали работать в компаниях, расположенных в городских районах. Часто зарплаты были низкими, а условия — суровыми. Однако работа на предприятиях оплачивается лучше, чем в сельском хозяцстве.
Эффективность производства повысилась во время промышленной революции с такими изобретениями, как паровой двигатель. Паровая машина резко сократила время, необходимое для производства продукции. Более эффективное производство впоследствии привело к снижению цен на продукцию, в первую очередь за счет более низких затрат на рабочую силу, открывающих маркетинговые двери для клиентов нового уровня.
Правительства государств помогали предприятиям, устанавливая тарифы — налоги на иностранные товары, — чтобы такие продукты, как сталь и другие ресурсы, производимые компаниями, были дешевле, чем импортные товары. Более низкие цены на сырье и металлы стимулировали развитие инфраструктуры, такой как железные дороги и мосты во время промышленной революции.
Преимущества и недостатки промышленной революции
Преимущества
Промышленная революция привела к увеличению возможностей трудоустройства. Заработная плата на фабриках и заводах была выше, чем то, что зарабатывали люди как крестьяне и фермеры в сельском хозяйстве. Поскольку фабрики стали широко распространяться, потребовались дополнительные менеджеры и сотрудники для управления ими, что увеличивало предложение рабочих мест и общую заработную плату.
Поскольку большинство заводов и крупных компаний располагались недалеко от городов, население мигрировало в городские районы в поисках работы, часто превышая доступное предложение жилья. Это привело к значительным улучшениям в городском планировании.
Рост инноваций также привел к более высокому уровню мотивации и образования, что привело к появлению нескольких новаторских изобретений, которые используются до сих пор. Эти изобретения включают в себя швейную машину, рентгеновский аппарат, лампочку, калькулятор и анестезию.
Благодаря достижениям промышленной революции страна увидела первый двигатель внутреннего сгорания, первую лампочку накаливания и первую современную сборочную линию, используемую в производстве.
Промышленная революция изменила способ работы людей, доступные им технологии и часто место проживания. Это сделало жизнь комфортной для многих, хотя условия жизни для рабочих оставались отвратительными, что в конечном итоге привело к росту профсоюзов, что привело к улучшению условий труда и справедливой заработной плате.
Недостатки
Хотя во время промышленной революции было много достижений, быстрый прогресс вызвал множество проблем. Когда рабочие покидали свои деревни, чтобы работать на фабриках за более высокую заработную плату, это привело к нехватке производимых продуктов питания.
Резкое увеличение количества фабрик привело к увеличению загрязнения городов. Загрязнение ограничивалось не только заводами и фабриками. По мере того как люди стекались в города, условия жизни становились плачевными, поскольку городские ресурсы были перегружены.
В некоторых городах сточные воды текли по улицам, в то время как производители сбрасывали отходы с заводов в реки. Водоснабжение не было очищено и защищено от вредных элементов, как сегодня. В результате были приняты постановления и законы для защиты населения.
Промышленная революция дала стимул к увеличению прибыли, и в результате условия труда на фабриках ухудшились. Продолжительный рабочий день, недостаточное вознаграждение и минимальные перерывы стали нормой. Детский труд был также серьезной проблемой в ряде стран мира. Проблемы со здоровьем возникли у многих фабричных рабочих, породивших рабочее движение во многих странах.
Преимущества
Недостатки
Примеры из реального мира
Первая хлопчатобумажная фабрика в США была построена после того, как Сэмюэл Слейтер привез британские производственные технологии. Мельница питалась водой, принося рабочие места и торговлю на северо-восток США. В последующие годы многие фабрики и заводы были построены с использованием тех же технологий.
Промышленная революция была вызвана в первую очередь использованием угля в качестве источника энергии. До использования угля основным источником энергии была древесина; уголь давал в три раза больше энергии, чем древесина, а в Великобритании были большие запасы угля.
В 1869 году была построена первая трансконтинентальная железная дорога, которая стала крупным достижением США, поскольку она позволила перевозить товары, людей и сырье по всей стране.
В России с 1880 по 1917 год железнодорожная сеть выросла на 58 тысяч километров, достигнув общей протяжённости 81 116 км. С 1891 по 1916 годы была построенна самая длинная дорого в мире — Транссиб. По темпам роста промышленности к 1913 году Россия вышла на первое место в мире, обогнав Германию и США.
Кроме того, во время американской промышленной революции Сэмюэл Морс создал телеграф, который отправлял электрические сигналы по проводу, позволяя нации общаться. Эндрю Карнеги построил первые сталелитейные заводы в США, а Александр Грэм Белл изобрел телефон.
Резюме
Как лучше всего охарактеризовать промышленную революцию?
Промышленная революция ознаменовала переход от аграрной экономики к производственной, в которой продукты больше не производились исключительно вручную, а производились машинами. Это привело к увеличению производства и эффективности, снижению цен, увеличению количества товаров, повышению заработной платы и миграции из сельской местности в города.
Что такое промышленная революция простыми словами кратко
Первая промышленная революция началась в Великобритании в середине-конце 1700-х годов, когда инновации привели к производству товаров в больших количествах за счет машинного производства. Это распространилось по всему миру, и в конце 1800-х годов в США и в России началась Вторая промышленная революция, которая привела к дальнейшему развитию технологий, которые привели к повышению эффективности.
Когда началась промышленная революция?
Первая промышленная революция началась во второй половине 18 века, а вторая промышленная революция началась в конце 19 века.
Какие 3 вещи сыграли главную роль в промышленной революции?
Технологические изменения, такие как использование чугуна и стали, новых источников энергии, таких как уголь и пар, а также заводская система, которые привели к разделению труда и специализации, что повысило эффективность.
Какие самые важные изобретения промышленной революции?
Самые важные изобретения первой промышленной революции включают паровой двигатель, прялку «Дженни» и телеграф. Три самых важных изобретения Второй промышленной революции включают двигатель внутреннего сгорания, электричество и лампочку.
А на этом сегодня все про промышленную революцию. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Рассматривается как явление, предшествовавшее индустриализации, либо как один из её этапов. Термин «промышленная революция» вошёл в оборот в последней четверти XIX века благодаря работам британского историка и общественного деятеля А. Тойнби (1852-1883 годы).
Промышленная революция началась в Великобритании в середине XVIII века и была вызвана важными техническими изобретениями и инновациями, прежде всего в сфере текстильного производства: появлением прядильной машины Дж. Харгривса (1765 год), ватерной машины для прядения Т. Хайса (1767 год), кольцевой прядильной машины Р. Аркрайта (1769 год). Решающую роль сыграло создание универсальной паровой машины и её последующее улучшение Дж. Уаттом (1774-1784 годы). Важное значение имели также изобретения в сфере металлургии и металлообработки: метод пудлингования, разработанный в 1784 году (Г. Корт), модель подвижного суппорта Г. Модсли (1797 год), позволившая создать универсальный металлообрабатывающий станок.
Среди факторов, благоприятствовавших промышленной революции в Великобритании: развитые товарно-денежные отношения; упразднение феодальных порядков в результате Английской революции XVII века, приход к власти буржуазии и джентри, наличие резервной рабочей силы, образовавшейся в результате сгона крестьян с земли (смотрите «Огораживание»), и запасов необходимого сырья (каменный уголь и железная руда), эксплуатация колоний, мощный торговый флот. Промышленная революция, начавшаяся в Великобритании раньше, чем в других странах, и завершившаяся в первой половине XIX века, привела к превращению этого государства в «мастерскую мира» и способствовала его доминированию на международной арене на протяжении большей части XIX века.
Считается, что в континентальной Европе промышленная революция началась в первом десятилетии XIX века в бельгийских землях, находившихся тогда под французским контролем (механическая мастерская в городе Льеж выходцев из Великобритании У. и Дж. Кокерил, около 1807 года). Достаточно рано промышленная революция развернулась в США (1820-е годы), где имелись богатая сырьевая база, разветвлённая речная сеть, огромные незаселённые территории и существенную роль играл иностранный (главным образом британский) капитал. Отдельные центры машинного производства имелись в начале XIX века во Франции, до середины XVIII века конкурировавшей с Великобританией за роль лидера в европейской экономике, но затем отставшей в силу сохранения феодальных пережитков, ликвидированных лишь в ходе Французской революции XVIII века, а также в германских и северо-итальянских землях. Однако полное развёртывание промышленной революции в континентальных странах Западной Европы относится лишь ко второй-третьей четверти XIX века. В странах Центральной и Восточной Европы промышленную революцию сдерживало сохранение феодальных отношений и крепостного права.
В результате деятельности иностранного капитала отдельного предприятия фабрично-заводской промышленности с середине XIX века стали возникать в Индии, Китае, Египте, Мексике, Бразилии, Аргентине и некоторых других странах. На территории большинства стран Азии и Африки промышленная революция так и не завершилась к моменту обретения ими независимости после 1945 года. Особая ситуация сложилась в Японии, где под влиянием революции Мэйдзи (смотрите «Мэйдзи исин») промышленная революция началась в конце XIX века и проходила при активной поддержке государства.
Анализируя ряд масштабных технологических и иных изменений, исследователи часто выделяют особый этап промышленной революции (часто именуется Второй промышленной революцией), который датируется периодом с середины XIX века до начала Первой мировой войны (1914 год). Для него характерны появление новых материалов и возрастающая роль химической промышленности, расширение использования новых источников энергии (электроэнергия, нефть), изобретение двигателя внутреннего сгорания и возникновение авто- и авиастроения, интенсивное формирование сети железнодорожных и автомобильных дорог, выход на качественно новый уровень судостроения и средств связи (телеграф, телефон, радио), начало стандартизации и автоматизации производства, переход к новейшим технологиям. Ряд достижений точных и естественных наук данного периода послужил основой для развития с середины XX века научно-технической революции.
Промышленная революция оказала влияние на всё последующее развитие человечества. В результате неё произошёл переход от ремесленного и мануфактурного производства к фабричному, повлёкший за собой глубокие социально-экономические, политические и культурные изменения (начало эпохи промышленного капитализма, ослабление позиций земельной аристократии, замена сословного общества гражданским, усиление влияния крупной и средней буржуазии, изменение форм трудовых отношений, численный рост пролетариата и развитие рабочего движения и другие изменения). Промышленная революция стимулировала процессы урбанизации (в Великобритании к концу XIX века в городах проживало 3/4 населения), коренных изменений в сельскохозяйственном производстве (смотрите Аграрный переворот), быстрый рост численности населения (население Европы увеличилось с около 175 миллионов человек в 1800 году до около 450 миллионов человек в 1914 году), вызвала массовую миграцию, способствовала усовершенствованию средств ведения войны.
Промышленный переворот
Полезное
Смотреть что такое «Промышленный переворот» в других словарях:
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ — ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, переход от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. 18 в. 10 20 х гг. 19 в. первый промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конце 19 в. в разное время в США, Франции, Германии, Италии, Японии. В… … Современная энциклопедия
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ — обозначение исторического периода перехода от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. 18 в. 10 20 х гг. 19 в. промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до кон. 19 в. в разное время на путь промышленного переворота вступили … Большой Энциклопедический словарь
Промышленный переворот — переход от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. 18 в.Ч 10 20 х гг. 19 в. первый промышленный переворот произошёл в Великобритании. Затем до конца 19 в. в разное время в США, Франции, Германии, Италии, Японии … Исторический словарь
Промышленный переворот — качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. См. также: Способы производства Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Промышленный переворот — ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, переход от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. 18 в. 10 20 х гг. 19 в. первый промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конце 19 в. в разное время в США, Франции, Германии, Италии, Японии. В … Иллюстрированный энциклопедический словарь
промышленный переворот — в исторической и историко экономической литературе обозначение исторического периода перехода от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. XVIII в. 10 20 х гг. XIX в. промышленный переворот произошёл в Великобритании. Затем до конца XIX в … Энциклопедический словарь
Промышленный переворот — Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в… … Википедия
промышленный переворот — переход от мануфактуры к машинному производству. В 60 х гг. XVIII в. 10 20 х гг. XIX в. первый промышленный переворот произошёл в Великобритании. Затем до конца XIX в. в разное время в США, Франции, Германии, Италии, Японии … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Промышленный переворот на северо-востоке США в 19 в. — К концу XVIII в. возникают технические предпосылки промышленного переворота. Промышленный переворот в США, как и в Англии, начался с хлопчатобумажной промышленности. Сэмюэл Слейтер в 1790 г. построил прядильную мануфактуру по английскому образцу … Всемирная история. Энциклопедия
Индустриальная революция
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.
Термин промышленная революция был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.
Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Фактически, промышленная революция позволила в течение всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Англии во второй половине XVIII века. Само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.
Промышленная революция сопровождается и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Промышленный переворот в России закончился в 70-х — начале 80-х гг. XIX века.
Промышленная революция в Британии
Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие [2] :
Промышленная революция
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки. [источник не указан 52 дня]
Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.
Содержание
Причины промышленного переворота
Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие [2] [3] :
Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700—1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых [7] (см. также статью Первоначальное накопление капитала).
Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:
Инновации
История промышленной революции
В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
Паровой двигатель
Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политичоторой государство не подавляло экономическую активность.
Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. [11] [12] По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.
Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 г. их было куплено 110, из которых 14 — на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XX века. [13]
Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.
В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. [14]
Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.
Текстильная промышленность
В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.
Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек. [15]
Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. [16] К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.
Машиностроение
В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.
Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.
Металлургия
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.
С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.
Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. [15]
С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. [18]
Транспорт
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.
Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересек Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.
Связь
Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году.
В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон — Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте).
Химикаты
Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.
Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести. Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.
Газовые фонари
Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.
Промышленный переворот в России
Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.
Cоциальные последствия
Урбанизация и перемены в социальной структуре
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост городского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличилось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Великобритании (1911 год) — 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Франции в 1911 году — 36,5 % всего населения.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили социальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относительно небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обрабатывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, птицы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твердо установленные часы работы — все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».
На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перенаселены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч населения живёт ниже уровня почвы — в погребах, не имеющих вовсе стока…».
До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газовых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820—1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по воскресным дням.
В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифицированными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие станки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому повсеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».
Социальные протесты, проснувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремление уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом. [21]
По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию». [23]
Образование
Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.
Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)