Промоутер это что за работа
Промоутер: кто он такой и что входит в его профессиональные обязанности
В современных рыночных условиях для достижения высоких продаж торговые компании проводят различные виды акций. Это одно из условий успеха. Результат такого мероприятия во многом зависит от того, кто его организует и как, то есть от промоутера. Что это за профессия и в чем заключаются ее особенности расскажет статья.
Кто является промоутером и чем он занимается
В настоящее время промо-акции стали привычными для многих людей. Если несколько лет назад граждане нашей страны опасались людей, которые останавливали их на улице и предлагали попробовать напиток или попробовать печенье, то теперь все изменилось.
Также они могут предложить принять участие в каком-то мероприятии.
Обязанности
Какую работу выполняет промоутер? Проанализировав объявления на сайтах с вакансиями, можно выделить основные обязанности. Они заключаются в следующем:
распространение листовок с рекламой;
приглашение людей попробовать или испытать продукт;
консультирование по продукции;
обмен штрих-кодов или этикеток на подарок;
организация массовых мероприятий.
Эти обязанности прописаны практически в каждом объявлении. Зная о них, уже можно понять, хочется или нет идти работать на такую должность. У многих может возникнуть вопрос, касающийся оплаты. Об этом поговорим ниже.
Оплата труда
Каким должен быть промоутер
Для проведения промо-акций не требуется специального образования. Пока в ВУЗах не обучают этой специальности, но все впереди! Это не профессия, а скорее призвание. Компании, которым требуется промоутер, обращают внимание на следующие качества соискателя:
Внешние данные. Сотрудник (девочка или мальчик) должен быть, прежде всего привлекательным. Как правило, для девушек это длинные ноги, пышная грудь, высокий рост, длинные волосы и т. д. Внешний вид должен быть привлекательным, а не провокационным (чтобы покупатель не отвлекался).
Возраст. Не моложе 18 и не старше 30 лет.
Коммуникабельность. Человек должен легко идти на контакт, свободно общаться, иметь большой словарный запас.
Грамотность также является важным фактором, потому что промоутер должен будет заполнить вопросники, тестовые формы и т.д. в зависимости от вида деятельности.
Чаще всего это одноразовая работа. Как правило, такой рекламной деятельностью занимаются студенты. Пожалуй, это все, что можно рассказать о карьере промоутера. Если вы заинтересованы в такой работе и подходите по всем параметров, то вперед!
Что делает промоутер
Реклама двигает торговлю — факт известный. Сегодня мы поговорим о людях, которые напрямую связаны с продвижением товара. Их специальность так и переводится с английского — «продвигатель». На русском языке название звучит несколько смешно, поэтому у нас прижился его западный вариант. Речь идет о промоутерах.
Мы часто видим людей, раздающих рекламные проспекты на улице, в магазинах, за отдельными столиками предлагающих попробовать колбасу или сыр, — это и есть промоутеры. Они сообщают потенциальному клиенту о характеристиках продукции, человек запоминает их и, возможно, когда понадобится, купит ее. Тогда можно сказать, что работа промоутера не прошла даром, ведь человек именно после его действий сделал покупку. Разберем в статье подробнее, что делает промоутер.
Что входит в функции промоутера
Вот функции и обязательства, которые должен выполнять промоутер:
Но это еще не все, некоторые компании обязывают промоутеров, например, собирать контактные данные с клиентов или составлять отчеты по проданной продукции.
Виды промоутеров
Чаще всего, промоутер — это молодой человек, возможно, студент, который только начинает свою трудовую деятельность. Работа не требует особой квалификации и оплачивается почасово. В зависимости от места работы, различают промоутеров:
Поговорим подробней о каждом виде, определимся, чем они занимаются, какую работу они должны выполнять.
Промоутер в магазине
В любом магазине сегодня можно встретить молодых людей, которые общаются с посетителями и предлагают купить тот или иной товар. В их обязанности входит рассказ о преимуществах конкретной продукции. Обычно производитель заказывает рекламу своего товара, который лежит на полках этого супермаркета и промоутер рекламирует его. Их часто можно видеть возле ликеро-водочных прилавков, молочной продукции, сыров, колбас. В его обязанности также входит красивый расклад товара на полках, проведение акций. В последнем случае посетителям магазина предлагают попробовать продукт.
Клубный
У таких работников работа сложнее, чем у магазинных специалистов. В их обязанности входит:
Естественно, что оплачивается его работа выше среднего в этой профессии.
Ресторанный
В принципе, работа ресторанного промоутера мало отличается от клубного. В его обязанности входит привлечение в заведение посетителей посредством рекламы каких-то оригинальных блюд, юбилейных мероприятий. Он рассказывает потенциальным клиентам о скидочных днях, акциях, других событиях.
Промоутер в караоке
Задача этого человека — привлечь посетителя к исполнению песен, за которое он будет платить деньги. Как это сделать? Здесь каждый человек использует какие-то свои комбинации и манеру поведения. Часто оригинальный подход сулит большой наплыв клиентов. Иногда для привлечения промоутер превращается в певца, красивым голосом (если, конечно, он есть) завлекая клиентов. Распространенная практика — проведение соревнований между двумя и более участниками.
Промоутер в рекламном агентстве
Когда организация хочет продвинуть свой товар или услугу, она заказывает услуги промоутеров в рекламном агентстве. У них есть человеческие ресурсы, четко разработанная структура для контроля действий работников, опыт. То есть, реклама вашего товара будет производиться эффективней.
В агентстве существует четкое разделение труда. И если вам необходимо, например, раздать листовки или дать попробовать колбасу в магазине, то на эту работу подойдут неопытные студенты и даже школьники. Соответственно, услуга стоит дешевле. А вот дать квалифицированную консультацию для объяснения преимуществ товара сможет уже более опытный сотрудник.
Часто для повышения эффективности промоутеров переодевают в яркие костюмы мультяшных героев или имеющих вид продаваемого продукта, для этого агентство шьет специальные костюмы или предлагает уже готовые варианты.
Промоутер в спорте
Это серьезная профессия, суть которой заключается в продаже достижений спортсмена. Здесь речь может идти о многотысячных и многомиллионных суммах. Вспоминаем зарплаты спортивных промоутеров для боксеров или футболистов. В этой профессии необходимо иметь много бОльшие знания, чем при раздаче листовок, но кто знает, может всемирно известные менеджеры в спорте начинали именно с малого.
Какими качествами необходимо обладать
Не каждый может стать хорошим промоутером и образование в этой профессии играет далеко не самую главную роль. Много важнее, если вы обладаете такими качествами как:
Как устроиться на работу промоутером
Найти работу промоутером не сложно, предложений с вакансиями хватает. Но не в каждую компанию стоит идти — случаи обмана встречаются очень часто. Особенно любят этим заниматься новые фирмы, которые устраивают без договоров и потом по надуманным причинам не рассчитываются с работником.
Для устройства лучше выбирать солидное агентство с опытом, у которого большие связи и широкий фронт работы. Они ценят своих сотрудников, если, конечно же, те выполняют свои обязанности. С вами заключат договор, оговорят график оплаты, и вы сможете уже завтра приступить к выполнению работы, благо у опытной компании с большой клиентской базой она есть всегда.
Помимо промоутеров компания Дейли Персонал в кратчайшие сроки готова предоставить:
Кто такой промоутер? Суть работы и обязанности
Не только листовки
Слово «промоутер» происходит от английского глагола to promote, что значит «продвигать, содействовать, активизировать». Деятельность, которой занимается промоутер, называется промоушен (promotion). Она появилась в начале XX века c активным развитием рекламного бизнеса.
Фото: Depositphotos
Промоутер может продвигать товар самыми разными способами. Принято считать, что он, в первую очередь, должен раздавать листовки. Однако проведение дегустаций и консультаций, выдача подарков за покупку и тому подобная деятельность также относится к обязанностям промоутера.
Почему столько вакансий?
Как правило, работа промоутера не требует фундаментального образования и специальных знаний, а потому на нее берут самый широкий круг людей от школьников и студентов до пенсионеров. Эта работа, как правило, временная, а потому предполагает свободный график.
На улице таких людей с рекламными листовками можно встретить даже в мороз и непогоду. Часто они прибегают к оригинальным методам, чтобы выделиться из толпы: громко кричат, надевают специальный костюм, даже грубят. Также множество промоутеров можно увидеть на специализированных ярмарках, форумах и конференциях.
Специализированные промоутеры
Существуют и более кфалифицированные виды промоушена, которые требуют специальной подготовки. Им занимаются спортивные или клубные промоутеры.
Спортивный промоутер заключает контракты, решает юридические и финансовые вопросы, договаривается об участии спортсмена в соревнованиях. По сути он является его менеджером.
Фото: Depositphotos
Кто такой промоутер и что это за профессия?
Сегодня довольно часто можно встретить объявления: студентов и молодых людей приглашают на работу промоутером. Обычно в списке требований к претендентам отсутствует специальное образование, а нередко не является препятствием и полное отсутствие опыта работы в этой сфере.
Кто же такой промоутер и чем он занимается?
Название профессии промоутера происходит от английского слова «to promote», имеющего значение «продвигать». Сегодня промоутеров в центре большого города можно встретить буквально на каждом шагу: они предлагают рекламные листовки и буклеты, предлагают попробовать новый сорт сыра или колбасы, приглашают на презентацию нового товара или услуги. Другими словами, они продвигают какой-то продукт на потребительском рынке.
Работа промоутера на первый взгляд не представляет большой сложности. Несколько часов подряд он просто раздает листовки либо предлагает что-то купить и получить подарок. Но в его обязанности нередко входят и другие функции:
– консультирование потенциальных покупателей по вопросам, связанным с продвигаемым продуктом;
– анкетирование тех, кто обратился для дегустации либо консультации;
– проведение презентаций товара или услуги;
– розыгрыш призов или раздача подарков потенциальным потребителям товара или услуги;
– организация массовых рекламных акций.
Конечно, большинству промоутеров не приходится выполнять такую сложную работу – они ограничиваются участием в периодических акциях и, получив свою зарплату, уходят.
Обычно это временная или разовая работа для молодежи, которая позволяет студенту заработать карманные деньги, а заодно приобрести некоторый опыт общения с людьми. Но некоторые из них получают шанс сделать шаг по карьерной лестнице, став рекламным агентом, менеджером или координатором рекламных акций.
Главная задача промоутера – привлечь внимание к товару или магазину. Для этого он должен аккуратно выглядеть, быть вежливым, приветливым и общительным.
Нельзя опаздывать, во время работы не следует устраивать перекуры или уходить по своим делам – это контролируется координатором, и по окончании дня нерадивый работник может быть оштрафован. Оплата труда промоутера обычно почасовая, а время работы составляет четыре-пять часов.
Во время работы рекомендуется проявлять инициативу, самому вступать в разговор и предлагать свои услуги прохожим. Быть несколько часов подряд бодрым, энергичным и коммуникабельным – не самая легкая задача, но те, кому это удается, могут рассчитывать на участие в более интересных и лучше оплачиваемых рекламных кампаниях.
Найти работу промоутера сегодня несложно. Для этого есть три пути:
– просмотреть газету или сайт, где размещены объявления о приглашении на работу, и позвонить по указанным телефонам;
– найти рекламное агентство, которое занимается организацией и проведением различных промо-акций, и обратиться непосредственно туда;
– подойти к промоутеру на улице или в магазине и спросить, как можно устроиться на такую же работу.
Следует знать, что промоутером может работать далеко не каждый. В подавляющем большинстве случаев для участия в промо-акциях приглашают молодых людей от 16-18 и до 30 лет. От претендента требуется наличие располагающей внешности, коммуникабельность и добросовестность. Менеджер агентства обязательно проводит собеседование, на котором оценивает, подходит ли молодой человек для работы промоутером, и предлагает заполнить небольшую анкету.
Для тех, кто прошел собеседование, организуются тренинги, на которых в течение нескольких дней будущим промоутерам разъясняют азы профессии. Молодых людей обучают, как грамотно начать беседу, чем заинтересовать потребителя, как подтолкнуть человека к совершению покупки, как нужно реагировать на возражения или недовольство и т.д.
По окончании тренинга промоутеры проходят кастинг, на котором идет отбор для участия в конкретных акциях. Для некоторых из них могут быть важны внешние данные – координаторы могут отбирать, например, парней, которые умеют кататься на роликовых коньках, или светловолосых девушек.
Нередко агентства объявляют набор для участия в определенной акции – например, для раздачи буклетов. Тут уже каждый претендент должен сам решать, подходят ему условия – скажем, четыре часа простоять на морозе в костюме Петрушки – или поискать что-нибудь полегче. Опытные промоутеры утверждают, что самая приятная работа – это реклама минеральной воды, соков или товаров для детей.
А вот промо-акций алкогольной продукции желательно избегать: целевая группа этого товара может быть не самой приятной в общении.
В любом случае, работа промоутером позволит молодому человеку не только заработать на карманные расходы, но и приобрести бесценный опыт общения с самыми разными, порой не совсем приятными людьми, который обязательно пригодится во взрослой самостоятельной жизни.
Промоутер – первая карьерная ступень в маркетинге
Промоутер – это специалист, занимающийся продвижением продукции. Он может состоять в штате рекламного агентства или компании-производителя.
Немного истории
Первым «предком» промоутера был глашатай. Сведения о его деятельности дошли до нас из XIV столетия до нашей эры (период крито-микенской культуры). Он расхаживал по улицам и время от времени громко выкрикивал коротенькие рекламные тексты.
В эпоху Средневековья должность глашатая относилась к весьма прибыльным и уважаемым. В основном это он информировал население о коммерческих предложениях, издаваемых законах и указах. Его сообщения также могли иметь социальный характер. Отметим, что в то время любую рекламу строго контролировали власти. Самовольничать было нельзя.
В 11–12 столетиях в моду вошли рыцарские турниры. Вместе с ними появилась и новая должность – герольд. Его основной задачей было оповещение горожан и жителей пригорода о том, где будет проходить турнир, а также обеспечивать разработанный и утвержденный ритуал-порядок состязания рыцарей.
Становление профессии промоутера в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, пришлось на 1990-е годы. Тогда же в обиход прочно вошли такие понятия, как «продвижение товара» и «маркетинг».
Описание профессии
Промоутер – первое звено в цепи всех, кто занимается BTL-маркетингом (комплексом маркетинговых коммуникаций, для реализации которых применяются методы стимулирования сбыта). Такое определение вовсе не говорит о том, что работа малозначительна и приносит минимум пользы. Грамотные действия промоутера во многом обеспечивают успех программы продвижения товара или услуги. Основная цель представителя этой профессии – повышение прибыли компании с помощью продуктивных рекламных методов и техник.
Что обычно делает промоутер:
Зачастую промоутеров берут на работу в рекламные агентства. Оплата в таком случае, как правило, сдельная. Некоторые устраиваются сразу в несколько компаний, чтобы получать больше. График у таких работников свободный, главное, уделять работе не меньше 3-4 часов каждый день. Профессия промоутера считается студенческой, так заработок неравномерный, нестабильный и на основной источник дохода явно не тянет, а вот в качестве подработки вполне подойдет.
Производственные компании крайне редко комплектуют свой штат промоутерами. Это нецелесообразно, потому что они требуются не ежедневно. К их услугам прибегают только в период действия акции. Обычно предприятия обращаются в рекламное агентство либо нанимают людей краткосрочно.
Обучение и ЕГЭ
Промоутер – одна из самых простых для трудоустройства профессий. Что это значит? Для того чтобы стать им, не нужны какие-либо особые умения и навыки. Более того, на работу берут даже без среднего специального или высшего образования.
Эта должность – отличный старт, первая ступень карьеры в сфере рекламы. А вот для дальнейшего роста уже понадобится высшее образование. Лучше всего – в области маркетинга, менеджмента или PR.
Учиться надо в любом случае. Во-первых, вряд ли кто-то захочет проработать промоутером всю жизнь. А во-вторых, дипломированный специалист может рассчитывать на карьерный рост, в отличие от его коллеги, окончившего только среднюю школу. Естественно, продвижение влечет и увеличение зарплаты.
Получить образование (направление «Менеджмент» вполне подойдет) для дальнейшего карьерного роста, начатого с позиций промоутера, можно во многих вузах России, например:
Для поступления в любой из перечисленных вузов и в другие высшие учебные заведения по указанным специальности «менеджмент» надо сдать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку.
Задачи и обязанности
Основная задача каждого промоутера – увеличить узнаваемость товара и повысить таким образом его продажи. Чтобы выполнить ее, представителю этой профессии надо детально изучить продукт, который он продвигает, и толково отвечать на любой вопрос покупателя. Задача № 2 заключается в том, чтобы уметь буквально с одного взгляда определять потенциальных клиентов. Если промоутер справляется с ней, продуктивность его работы резко повышается.
Промоушен может выглядеть как рассказ о продукте, предложение листовки, дегустация или тестирование товара. Метод взаимодействия с потенциальным покупателем определяет рекламное агентство.
Должностные обязанности промоутера:
Организация работы
Перед тем как приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей, промоутер должен получить от своего куратора-супервайзера комплект документации, в который входят:
Во время акции нужно вести строгий учет рекламируемой продукции – за ошибку в ведомости оштрафуют. К работе попросту не допустят, если промоутер не может наизусть рассказать текст рекламного сообщения. Однако бездумно воспроизводить заученные фразы недостаточно. «Агент влияния» должен быть готовым к самым разным ситуациям (даже экстраординарным), располагать информацией о потребительских свойствах продукта и владеть навыками работы с возражениями.
Проверяется работа промоутера с помощью контрольного листа. В него супервайзер заносит информацию о том, насколько поведение сотрудника соответствует выдвигаемым к нему требованиям.
Чего хочет работодатель
В последние годы менеджеры-«продажники» пришли к осознанию того, что промоутер – это, прежде всего, отличный коммуникатор, доброжелательный и опрятный человек. Раньше акцент был смещен в сторону внешности.
Сегодня требования к внешнему виду промоутера сводятся к банальному стандарту гигиены. На работу ему надо приходить с чистыми волосами и одеждой, девушкам – со сдержанным макияжем. От него не должны исходить неприятные запахи. Жевательная резинка (даже освежающая дыхание), само собой, табу. Промоутеров модельной внешности часто приглашают для работы на имиджевые выставки и презентации (например, в автосалоны). Также их предпочитают направлять в ночные клубы.
Иногда рекламным агентствам заказывают проведение нестандартных промоакций, для которых нужны сотрудники с особыми умениями (к примеру, передвигаться на ходулях, кататься на роликах или коньках), с незаурядными физическими данными и повышенной выносливостью – бывает и так, что некоторые товары продвигаются рекламщиками, одетыми в тяжелые костюмы, или с применением спортивных снарядов. Некоторые акции могут требовать обязательного участия промоутеров-близнецов или людей с неславянской внешностью – темнокожих, азиатов и так далее.
Личностные качества
Задача рекламщика – добиться прямого контакта потенциального покупателя с товаром. Выполнить ее можно только посредством коммуникации (попросту говоря, уговорами). Насколько продуктивным будет общение, зависит от личностных качеств промоутера.
Вообще же, чтобы достичь успеха и продвинуться по карьерной лестнице, промоутер должен быть:
Уровень дохода
Средняя заработная плата промоутера составляет порядка 3 долларов за час работы. На ее размер влияют продолжительность и «престижность» рекламной кампании, а также количество отработанного времени и регион.
По информации, которой с нами делится сайт russia.trud.com, самые высокие зарплаты получают рекламщики в Московской области. В среднем они зарабатывают 31 500 рублей ежемесячно. На втором месте – промоутеры из Ярославской области. Замыкает тройку лидеров Ивановская область.
В большинстве вакансий, предлагаемых на популярных сайтах трудоустройства, размер зарплаты колеблется от 24 тысяч до 36 тысяч рублей. Чуть больше четверти работодателей готовы заплатить кандидатам максимум 12 тысяч рублей, примерно 20 % вакансий содержат цифру от 12 тысяч до 24 тысяч рублей.
Карьера
Профессия промоутера не предусматривает особого карьерного взлета. Зачастую ее рассматривают всего лишь как подработку, не стремясь особо развиваться в этой сфере. Предпочитают ее в основном студенты, так как она помогает улучшить коммуникативные навыки и проверить себя на стрессоустойчивость и выносливость.
И все же есть определенный процент людей, которые, попробовав промоушен, стремятся двигаться дальше в этом направлении. У них есть возможность вырасти до координатора промоутеров, мерчендайзера, супервайзера и менеджера по рекламе.
Перспективность профессии
Сегодня промоутеры достаточно востребованы. Каждая компания периодически проводит акции по продвижению своих товаров и услуг, следовательно, рекламщики нужны постоянно. Если вы обладаете всеми необходимыми для этой работы качествами, трудоустроиться будет легко. Предприятия-производители, которые пристально следят за трендами в сфере розничной продажи, нуждаются в квалифицированных кадрах, которые смогут успешно продвигать их продукцию.
Есть и другая сторона медали. Многие организации сегодня берут курс на электронную рекламу. Это могут быть сити-лайты, бегущая строка в супермаркетах, автомобилях, общественном транспорте, а также интернет-реклама. Соответственно, количество заказов для офлайн-промоутеров уменьшается.
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.