Прокладка крышки гбц что это такое
Что такое прокладка ГБЦ в автомобиле?
В устройстве двигателя каждая деталь выполняет конкретную функцию. Вне зависимости, идет ли речь о шатуне, поршневом пальце или сальнике коленчатого вала, поломка запчасти приводит к серьезным последствиям. Одним из важных элементов является прокладка ГБЦ — головки блока цилиндров. Зачем она нужна и чем грозит ее износ? Какие признаки, что прокладка ГБЦ пробита? Эти вопросы рассмотрим в сегодняшней статье на vodi.su.
Прокладка ГБЦ: что это такое
Двигатель внутреннего сгорания состоит из двух основных частей: блок цилиндров и головка блока. Головка закрывает камеры сгорания, в нее монтируют клапана и клапанный механизм, а также именно в ней установлены распределительные валы. Сверху она закрывается крышкой блока клапанов. Прокладка ГБЦ, как не сложно догадаться, располагается между блоком цилиндров и головкой.
Если двигатель 4-цилиндровый, то в прокладке мы видим четыре больших круглых выреза, а также отверстия под болты, которыми головка крепится к блоку, и под каналы для циркуляции технологических жидкостей. Основным материалом для ее производства служит армированный паронит, а отверстия под камеры сгорания имеют металлическую окантовку. Может она быть сделана из тонкого листового металла. Есть и другие варианты: медь, многослойная композиция металла и эластомера, асбесто-графит.
Сразу отметим, что сама по себе прокладка ГБЦ стоит не дорого. Гораздо дороже обходится работа по замене, так как приходится разбирать двигатель, а после замены настраивать механизм ГРМ и газораспределение. Какие же функции выполняет данная прокладка:
Но поскольку на большинстве современных авто устанавливают асбестовые прокладки, они со временем попросту прогорают, что создает серьезный прецедент — газы из камер сгорания могут попадать в контуры охлаждения, а ОЖ просачивается в двигатель. Чем это опасно: смывается масляная пленка со стенок цилиндров, происходит их ускоренный износ, силовой агрегат не охлаждается должным образом, возможность заклинивания поршней.
Как понять, что прокладка ГБЦ пробита?
Заметить, что происходит смешивание масла с тосолом можно при проверке уровня — на щупе будут видны следы белой пены. В бачке для ОЖ невооруженным глазом заметны масляные пятна. Если смешались тосол и смазка, придется менять прокладку, промывать систему охлаждения двигателя, менять масло.
Проблема заключается еще в том, что прорыв прокладки происходит не сразу. Отверстие расширяется постепенно из-за нагрузок на двигатель, высокой компрессии, неправильной установки или использования недорогих материалов. Детонации, о которых мы недавно рассказывали на vodi.su, тоже приводят к износу прокладки ГБЦ.
Обратите внимание: конкретных сроков, когда нужно менять этот уплотнительный элемент, производители не указывают. Поэтому при каждом прохождении ТО необходимо диагностировать силовой агрегат на утечки масла и ОЖ.
Замена прокладки ГБЦ
Если заметили хотя бы один из выше перечисленных признаков, необходимо произвести замену прокладки ГБЦ. Заказывать услугу лучше на профессиональных СТО, где имеются необходимые инструменты. Сам процесс снятия «головы» достаточно сложен, так как потребуется отсоединить массу датчиков, навесного оборудования, ремень или цепь ГРМ. Кроме того, болты ГБЦ затягиваются при помощи динамометрического ключа. Есть специальные схемы, как их правильно откручивать и закручивать. Например, чтобы демонтировать головку, нужно все болты поочередно, начиная с середины, проворачивать по одному разу, чтобы снять напряжение.
После того, как ГБЦ демонтирована, место расположения старой прокладки тщательно очищают, обезжиривают. Новую же укладывают на герметик, чтобы она точно села на место. Затяжка болтов должна выполняться строго по схеме с оптимальным затяжным моментом. Кстати, в большинстве случаев эти болты необходимо менять. После завершения работы водитель следит за поведением мотора. Отсутствие перегрева, следов масла и пр. — свидетельство правильно выполненной замены.
Прокладка клапанной крышки: описание,замена,типы,характеристики,фото,видео.
Когда прокладка клапанной крышки приходит в неисправность, автовладельцам следует готовиться к большим неприятностям. Дело в том, что данная запчасть обеспечивает абсолютную герметичность двигателю. Поэтому как только прокладка теряет свои уплотнительные свойства, мотор начинает течь.
Что она собой представляет?
Данную запчасть можно увидеть сразу после того, как вы открыли капот. Цель данного элемента заключается в герметизации горловины газораспределительного механизма (чтобы масло не проникало в ненужные места). Сама же крышка крепится на нескольких болтах или гайках. А изготовляется прокладка клапанной крышки ВАЗ из специальной резины, которая не теряет свои свойства даже при длительном нагреве. Однако на свете нет ничего вечного, и даже такой материал со временем теряет свои эластичные свойства.
Зачем нужна прокладка крышки клапанов
Незначительная деталь автомобиля – прокладка под крышку клапанов не способна кардинально изменить технические характеристики транспортного средства либо ухудшить параметры нормального функционирования его двигателя. При этом любой автолюбитель внимательно следит за ее состоянием, заменяя прокладку при первых признаках течи.
Крышка клапанов располагает горловиной, через которую осуществляется добавление в систему моторной смазки. Ее задача – накрывать газораспределительный агрегат машины, с которым она соединяется болтами. Непосредственно прокладка, сделанная из резины, монтируется между элементами крепления и головкой ГРМ.
Прокладка не меняет своих технических параметров под влиянием высоких или низких температур, она не контактирует с маслом для двигателя авто. Но через определенное время эксплуатации авто (для каждой модели ТС оно индивидуально) его владелец может заметить – бежит масло из-под крышки клапанов.
Подобная ситуация возникает из-за того, что прокладка становится твердой и намного менее эластичной. Это приводит к появлению на ней микротрещин, которые и начинают пропускать масло. Если вовремя не заменить прокладку, двигатель авто снаружи начнет покрывать грязью, очистить которую будет практически нереально. Естественно, стабильности работы «сердцу» ТС грязная корка на его поверхности не добавит.
Типы, конструкция и характеристики прокладок клапанных крышек
Независимо от типа, все прокладки крышки клапанов имеют принципиально одинаковое устройство. Это плоская эластичная деталь, повторяющая форму плоскости прилегания крышки к головке блока цилиндров, и имеющая отверстия под крепеж и другие детали. Прокладка подкладывается под крышку, и за счет своей эластичности уплотняет щель между крышкой и ГБЦ (заполняя микронеровности и компенсируя небольшие отклонения их привалочных поверхностей от плоскости), обеспечивая ее герметизацию.
При этом прокладки могут иметь различную конструкцию:
Прокладки клапанных крышек можно разделить на несколько типов по материалу изготовления и применяемости с различными видами ГБЦ.
По материалу изготовления прокладки бывают:
Первых тип типа изделий изготавливаются на основе термостойкой и маслобензостойкой резины, которая подвергается модификации с помощью добавок и последующей вулканизации.
Резиновая прокладка производится из различных сортов резины, она наиболее эластична, однако вследствие недостатков материала изготовления может значительно изменять свои характеристики при перепаде температур (размягчаться при высоких температурах, становиться менее эластичной на морозе) и в целом обладает меньшей долговечностью.
Резинопробковые прокладки изготавливаются на основе резины, в которую добавлена гранулированная пробка или иные пористые наполнители. Такой материал обеспечивает высокую степень герметизации и вибрационной развязки, однако прокладки из него очень требовательны к качеству установки и монтажа крышки, зачастую они требуют дополнительной обработки жидким герметиком и имеют ограниченный срок службы.
Паронитовые прокладки изготавливаются из паронита — материала на основе резины с различными минеральными добавками, которая в дальнейшем подвергается формовке и вулканизации. Паронит может быть асбестовым и безасбестовым, однако сегодня производители отказываются от использования асбеста в пользу более безопасных материалов. Также прокладки из паронита могут быть обычными неармированными и армированными стальной проволокой, тонкой перфорированной жестью и т.д. Именно паронитовые прокладки крышек ГБЦ сегодня имеют самое широкое распространение вследствие своей высокой надежности, устойчивости к негативным воздействиям и неплохих герметизирующих качеств.
Картонные прокладки изготавливаются из специальных сортов плотной бумаги, прошедших обработку для приобретения устойчивости к маслам, бензину, воде и другим негативным воздействиям. Эти прокладки наиболее дешевы, однако они наименее надежны, поэтому сегодня они используются на самых простых двигателях.
По применяемости прокладки клапанных крышек можно разделить на две группы:
Конструктивно прокладки для общих и раздельных головок не отличаются, они только имеют различные размеры под соответствующие крышки.
Прокладки крышки ГБЦ изготавливаются по стандартам автопроизводителей, а также они могут соответствовать отечественным стандартам ГОСТ 481-80, ГОСТ 15180-86 и другим.
Как часто надо менять прокладку крышки клапанов?
Замена прокладки крышки клапанов должна стать для водителя привычной процедурой, особенно, если автомобиль эксплуатируется активно. Рекомендуется производить замену в следующих случаях:
Определённая часть водителей меняет прокладку под крышкой каждый раз при смене моторного масла. В этом есть рациональное зерно. Во-первых, протекание масла будет исключено полностью. Во-вторых, открывая крышку, водитель имеет возможность осмотреть детали ГРМ на предмет износа или повреждения.
Меняем прокладку в гаражных условиях
Имея желание обслуживать своё авто, а также комплект простых инструментов, можно очень быстро менять прокладки самому. Из расходников необходимо обзавестись новой прокладкой, хорошим моторным высокотемпературным герметиком и обезжиривателем (растворитель, бензин, антисиликон и прочее).
Прокладка снимется очень просто. Для этого необходимо снять корпус воздухоочистителя и открутить крепёжные болты по периметру. Если крышка отягощена дополнительными устройствами (навесное оборудование), их также следует снять. Старая прокладка сразу выбрасывается и на «чёрный день» не оставляется. Место соприкосновения ГБЦ и крышки очищается от старого герметика и обезжиривается. Прокладка, смазанная с двух сторон герметиком, укладывается на место и накрывается крышкой. Сборка происходит в обратном порядке.
Типичные ошибки при замене прокладки
Несложная, казалось бы, процедура по замене эластичной прокладки у некоторых автовладельцев иногда вызывает затруднения. После установки новой прокладки, течь масла не только не прекращается, но даже становится больше. Ошибки могут быть разными, но самые распространенные из них, такие:
Прежде чем приступить к ремонтным работам, в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля (так называемый «мануал») обязательно следует найти схему затяжки крепежа крышки и точно ей соответствовать. При этом следует контролировать усилие затягивания с помощью динамометрического ключа.
Как поменять прокладку клапанной крышки своими руками за 30 минут
За герметичность внутреннего пространства ДВС отвечают различные прокладки, сальники и уплотнительные кольца. Все металлические детали стыкуются через упругие уплотнения, что в дальнейшем позволяет производить разборку и ремонт. Одним из таких средств является прокладка клапанной крышки.
Зачем нужна прокладка крышки клапанов
Прокладка крышки головки блока цилиндров представляет собой плоский герметизирующий элемент, который находится в пространстве между блоком и собственно, клапанной крышкой. Она предотвращает проникновение отработанного масла из внутреннего пространства мотора наружу. Пожалуй, это единственное ее назначение. От качества и материала ее изготовления зависит надежность мотора, но также немаловажное значение имеет сама крышка. Важно, чтобы она крепилась максимально плотно к блоку цилиндров и обеспечивала максимальную герметичность, так как от этого зависят многие характеристики. Крышка фиксируется к блоку при помощи как минимум 8-ми гаек.
Важно. Место прилегания крышки к блоку цилиндров должно быть максимально ровным и гладким. Наличие любого даже мельчайшего дефекта может привести к разгерметизации и падению давления. Прокладка для этого садится на специальный герметик.
Как и когда следует менять прокладку
Любая прокладка со временем изнашивается. Это касается абсолютно всех типов уплотнений, используемых в конструкции данного силового агрегата. Прокладка клапанной крышки клапана не исключение. Из-за некачественного материала или несоблюдения технологии установки она может потерять свои свойства и начать пропускать отработанное масло наружу. Определить этот факт несложно, достаточно осмотреть место соединения клапанной крышки и головки блока цилиндров.
Если имеется течь, то на этом месте будет присутствовать масло и множество грязи, налипшей на него при движении. Проникновение воздуха внутрь блока приведет к снижению мощности ДВС. Когда же нужно менять прокладку под клапанной крышкой? Этот вопрос неоднозначный, потому что с материалом за время эксплуатации обычно ничего не происходит, если в предыдущий раз не была нарушена технология ее установки.
Обычно замена данной детали выполняется в следующих случаях:
Как часто надо менять прокладку крышки клапанов
Интенсивность замены прокладки под клапанной крышкой зависит от вида и характера поломок, возникающих в ДВС. По регламенту данная процедура не предусматривается, если только не будет производиться ремонт мотора. Если в двигателе сильно изношена поршневая пара, кольца, гидрокомпенсаторы или нужно выполнять ремонт клапанов, но решили повременить, то вероятность скорой замены достаточно велика. Также необходимость в повторной и последующей заменах обязательно будет возникать, если с мотором есть технические проблемы. Так, например, прокладка клапанной крышки должна будет заменена при каждой процедуре регулировке клапанов, так как аккуратно снять ее не получиться.
Когда и зачем менять прокладку клапанной крышки
Прокладка крышки распредвала механизма газораспределения представляет собой плоское уплотнительное изделие, которое применяется для герметичного присоединения крышки. Металлические поверхности блока и крышки пусть и обладают идеально гладкими контактными буртами, но все-таки между ними обязательно останется щель. Прокладка за счет свой упругой структуры и способности сжиматься, обеспечивает должную герметичность соединения. Прокладки крышки распредвала изготавливаются из разных материалов:
При выборе прокладки важно учитывать температуру, до которой нагревается блок. Она может стать причиной протечки, так как материал при воздействии масляной среды и высокой температуры может размягчиться, из-за чего окажется выдавлена или продавлена насквозь.
Важно. Необходимо закручивать винты клапанной крышки равномерно и с одинаковым усилием, чтобы прокладка была сдавлена с равномерным усилием во всех точках контакта с металлическими деталями.
Особенности замены прокладки крышки клапанов
Если вы обнаружили, что прокладка крышки пришла в негодность? Из-под нее просачивается отработанное масло? Это явный признак повреждения данного уплотнительного элемента. Пришло время ее заменить, но как это правильно сделать. Стоит озвучить несколько особенностей данного процесса:
Следует использовать качественные материалы. Это касается как самой прокладки, так и герметика, который применяется дополнительно для обеспечения герметичности прилегания деталей.
Замена прокладки клапанной крышки своими руками
Многие автовладельцы уже сталкивались с проблемой негерметичности прокладки клапанной крышки. Немало еще тех, кто будет впервые выполнять данную процедуру. Так или иначе, сначала прокладка клапанной крышки должна быть приобретена. Купить ее можно на рынке или в магазинах. Можно приобрести резиновую, но опытные водители посоветуют паронит по многочисленным причинам. Не забудьте также приобрести про герметик. Это должен быть высокотемпературный материал, потому что корпус мотора в процессе работы нагревается достаточно сильно. Соответственно, прокладка под клапанной крышкой также оказывается под ее действием.
Процедура замены уплотнения не должна вызывать трудностей и будет состоять из нескольких этапов:
Меняем прокладку в гаражных условиях
Поменять прокладку клапанной крышки двигателя не так уж и сложно. Скорее, наоборот, очень легко. В гаражных условиях эту работу вполне реально выполнить без последствий для своей машины. Прокладка крышки ГБЦ при наличии все необходимых инструментов устанавливается не более чем за полчаса, но менять ее следует аккуратно, так как корпус головки блока цилиндров изготовлен из алюминия и его можно легко повредить.
Подготовка к работе
Вы решили своими силами произвести ремонт двигателя и установить новую прокладку под клапанную крышку? Сначала необходимо, собственно, приобрести саму деталь, найти нужные ключи и расходники. Для выполнения этой работы потребуются следующие позиции:
Советы для качественного проведения работ
Перед тем, как крышка клапанов будет вскрыта для замены поврежденного уплотнения, рекомендуется изучить следующие советы:
Типичные ошибки при замене прокладки
Новички часто сталкиваются с различными проблемами при выполнении замены прокладки клапанной крышки. Трудности обычно связаны со следующими ошибками:
Как несложно заметить из перечня, это типичные ошибки, которые можно избежать. Если вы никак не чувствуется себя автомехаником, то лучше сразу обратиться к профессионалам и доверить даже такую несложную работу им.
Какую выбрать прокладку для клапанной крышки
Одним из этапов при выполнении замены клапанной крышки является покупка расходных материалов. Какую же приобрести прокладку и из какого материала она должна быть изготовлена? В продаже есть много разновидностей прокладок по типу используемого материала и производителя. Важно учесть, что клапанный механизм очень нежен. Необходимо бережно относиться к нему и надежно защитить от внешней среды. Прокладка именно это и выполняет, но какую прокладку клапанной крышки купить для ремонта мотора своего автомобиля?
Лучшие производители прокладок клапанной крышки
Так как двигателей существует огромное разнообразие, то форма прокладок бывает самой различной. В любом случае производители предлагают уплотнения для многих моделей автомобилей. И лучшими брендами по праву считаются следующие:
Форма
Форма прокладки клапанной крышки зависит от особенностей конструкции двигателя. Если в его корпусе имеется много изгибом и заворотов, то и на прокладке это отражается. Она тогда обладает более сложным устройством. Их все можно разделить на цельные и составные. Составная включает несколько изделий в комплекте. Имеется наружная, которая прокладывается по периметру или наружной стенке блока и внутренние. Их может быть несколько в зависимости от конструкции силового агрегата. Чем больше элементов, тем и сложнее строение прокладки. Составные часто продаются единым изделием. Перед их установкой на свое законное место необходимо выполнить разрезку ножницами. Здесь важно быть предельно осторожным, так можно сделать рез не в том месте и получить испорченную прокладку или даже выйдет из строя двигатель из-за большой утечки масла.
Материал
Для производства прокладок используется несколько разных видов материалов. Каждый из них обладает своими преимуществами. Если вы решили выполнить ремонт мотора своими руками, то тщательно подойдите к процессу выбора прокладки в зависимости от материала ее изготовления. В продаже имеется как минимум десяток их разновидностей. Основную категорию составляют резиновые и паронитовые. Самые дешевые именно из резины, потому что это самый доступный материал. Обладает хорошей герметичностью, но критичны к воздействию углеводородов. При контакте с ними становятся более мягкими. Паронит, казалось бы, идеальный вариант. Он представляет собой тонкий материал с волокнистой структурой, который пропитан герметиком. Так как он обладает высокой плотностью, то дополнительно требуется использовать герметик.
Также прокладки производят из специального пропитанного картона, бумаги, целлюлозы, фибры, асбеста, графита и даже из мягких металлов. У каждой есть свои преимущества и недостатки. В основном используются именно резиновые или из паронита. Что касается герметиков, то лучшими являются DoneDeal, ABRO 11-AB, Victor Reinz и Dirko.
5 основных признаков пробитой прокладки ГБЦ
В автомобильном двигателе практически нет незначительных или второстепенных деталей. Каждый болт, гайка или прокладка имеет свое назначение и является незаменимым элементом. Прокладка блока цилиндров (ГБЦ) выполняет настолько важную функцию, что при неработоспособности этой детали двигатель может быть поврежден и надолго выведен из строя.
Что такое прокладка гбц
Прокладка ГБЦ представляет собой прессованную плоскую пластину, на которой сделаны отверстия для цилиндров, каналов системы охлаждения и смазки. В местах, где на материал изделия может оказываться значительное давление (камера сгорания, масляная магистраль) впрессованы металлические вставки. Таким образом удается сохранить изделие от прорыва среды из одной рабочей системы в другую при работе мотора.
Прокладка ГБЦ служит для надежной герметизации блока цилиндров с головкой. Благодаря наличию этого элемента удается также в значительной степени компенсировать тепловые расширения обеих деталей.
Прокладка под ГБЦ может также использоваться с целью тюнинга двигателя. Например, изменением толщины этого изделия можно регулировать степень сжатия в цилиндрах. При увеличении толщины ГБЦ появляется возможность использовать более дешевые сорта топлива без возникновения эффекта детонации, а при уменьшении – существенно возрастает мощность двигателя. Можно использовать одновременно более одной прокладки, но в этом случае прочность узла существенно уменьшается.
Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ
Использование автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ не рекомендуется. Возможность непродолжительной эксплуатации возможна только при внешних прорывах, которые происходят крайне редко. Если нарушена герметичность системы смазки, то двигатель очень скоро начнет работать в условиях масляного голодания, что может привести к необходимости выполнения капитального ремонта силового агрегата.
Если незначительно потекла охлаждающая жидкость из блок наружу, то можно без проблем доехать до места ремонта, конечно, при условии, что антифриз вытекает только наружу.
Сложность определения степени повреждения прокладки ГБЦ в дорожных условиях не позволяет принять решение правильное на 100%, поэтому если есть возможность вызвать эвакуатор или доставить автомобиль к месту стоянки на гибкой сцепке, то следует воспользоваться таким вариантом.
Признаки пробития прокладки
Пробой прокладки ГБЦ не всегда удается вовремя заметить, поэтому водитель может продолжительно эксплуатировать машину в аварийном режиме. Часто целостность изделия нарушается только изнутри, поэтому не наблюдается каких-либо изменений на самой прокладке или на рядом расположенных элементах двигателя. Кроме того, можно ошибочно принять за внешние проявления такой поломки негерметичность прокладки крышки головки блока цилиндров. Наиболее часто место пробоя локализуется следующим образом:
Практически всегда пробой прокладки ГБЦ можно обнаружить по нарушению работы двигателя либо по наличию посторонних веществ в масляной магистрали или в системе охлаждения.
Повреждение прокладки ГБЦ между цилиндрами
Если цилиндры в блоке распложены слишком близко, то может произойти пробитие металлической вставки в местах соприкосновения гильз. Такую поломку очень сложно идентифицировать, но положительный момент такого события заключается в том, что даже продолжительная эксплуатация мотора не приведет к его критическим повреждениям.
Сложность определения повреждения ГБЦ между цилиндрами заключается в том, что последствия, которые появляются при этом, могут определяться как неисправность системы зажигания или нарушения в работе газораспределительного механизма. Наиболее распространенными симптомами в ситуации, когда прогорела прокладка ГБЦ между цилиндрами, являются:
Поэтому часто водитель продолжительное время не может понять, какой именно узел ответственен за перебои в работе двигателя, и пытается найти причину в неисправности совершенно иных механизмов и систем.
Снижение уровня антифриза и/или газы в расширительном бачке
Прогар прокладки ГБЦ может произойти таким образом, что выхлопные газы попадают в систему охлаждения двигателя. Чтобы обнаружить такое последствие прогоревшей детали достаточно открутить крышку расширительного бачка. При значительном прорыве прокладки в системе охлаждения будет наблюдаться бурление, но даже при небольшом отверстии из камеры сгорания в жидкостную рубашку, можно обнаружить небольшую дымку.
При прорыве металлической окантовки прокладки в охлаждающую магистраль, возможен значительный расход охлаждающей жидкости. Связано это с тем, что в фазе наполнения цилиндров горючей смесью, антифриз будет просачиваться в цилиндр. Из цилиндра жидкость испаряется в результате нагрева и поступает вместе с выхлопными газами либо выливается через выпускной клапан, если в камеру сгорания поступает значительное количество ОЖ.
Если снижение уровня антифриза происходит на фоне нестабильной работы мотора, а внешние проявления утечки отсутствуют, то с высокой долей вероятности можно предполагать прорыв прокладки блока цилиндров.
Появление масляной пленки в системе охлаждения
Прокладку ГБЦ может пробить в месте расположения масляной магистрали. Смазка подается в двигателе под большим давлением, поэтому даже при наличии незначительного повреждения масло начнет просачиваться в систему охлаждения. Обнаружить пробой прокладки можно по наличию масла в расширительном бачке. При незначительной утечке может обнаруживаться тонкая жирная пленка, но, как правило, такой прорыв прокладки ГБЦ сопровождается образованием значительного количества эмульсии.
Если происходит прорыв масла в систему охлаждения, то его количество резко уменьшается. Если вовремя определить проблему, то это позволит избежать необходимости выполнения капительного ремонта двигателя, но если масляное голодание будет продолжаться долго, то произойдет существенный износ всех входящих во взаимодействие внутренних деталей.
Холодный воздух из отопителя – признак пробоя прокладки ГБЦ
Если прокладка ГБЦ пробивает, то может не работать печка. Взаимосвязь этих двух элементов двигателя просматривается, если понимать, что отводимое от блока цилиндров тепло сразу направляется к радиаторам. Дело в том, что при разгерметизации камеры сгорания отработанные газы могут попадать в рубашку двигателя, а затем перемещаться в патрубки, где могут образовывать пробки.
Если печка перестает работать при наличии постоянного снижения уровня антифриза в расширительном бачке, то, в этом случае, следует проверить целостность прокладки. Перед тем как приступить к разборке двигателя не лишним будет заглянуть в расширительный бачок во время работы двигателя. Если в нем будет обнаружен дым, то следует как можно скорее заглушить мотор, слить антифриз и заменить прокладку ГБЦ.
Другие признаки пробитой прокладки ГБЦ
Кроме перечисленных симптомов пробития прокладки ГБЦ следует также обращать внимание и на менее часто встречающиеся признаки неисправности. Среди проявлений этой «патологии» могут быть:
При подозрении на внутренний пробой прокладки ГБЦ водителю следует внимательно посмотреть на масляный щуп. Если на нем будут обнаружены следы эмульсии, то следует установить источник попадания влаги в смазку.
Признаки перегрева двигателя
Если пробивает прокладку ГБЦ, то температурный режим двигателя может иметь значительные отклонения. Характерным признаком неисправности является быстрый переход автомобиля от работы в нормальном температурном режиме к перегреву. Связано это с тем, что при небольшом разрыве металлической окантовки выделение газов в систему охлаждения может осуществляться только при определенных условиях. Например, машина может эксплуатироваться в стандартном режиме, но как только значение температуры ОЖ достигает определенных значений, двигатель практически моментально закипает. Не всегда поломку удается заранее обнаружить, что вызывает вытеснение антифриза в расширительный бачок и просачивание его через предохранительный клапан из-за повышенного давления в системе.
Когда внешних признаков перегрева еще нет, то водителя может насторожить существенное снижение мощности мотора. Если при этом значение термометра на приборной доске приближается к максимальному значению, то следует остановить автомобиль и заглушить двигатель.
Перегрев двигателя, как правило, наблюдается при прорыве прокладки в местах примыкания цилиндров к жидкостной рубашке. Если этот симптом отсутствует, но имеются другие признаки пробоя прокладки ГБЦ, то не следует их игнорировать даже в том случае, если силовой агрегат работает без перебоев.
Как узнать, что прокладка ГБЦ пробита
Не всегда перечисленные симптомы могут однозначно указывать на пробитие прокладки. Двигатель автомобиля может троить по причине вышедшей из строя свечи зажигания, а перегрев часто наблюдается из-за элементарного игнорирования правил замены антифриза. Снимать головку блока цилиндров и каждый раз проверять прокладку на пробитие – это необоснованная трата времени и денег (прокладку ГБЦ придется заменить в любом случае). Поэтому важно знать основные правила определения нарушений целостности этого изделия «неинвазивными» методами.
Следует также предостеречь водителей о принятии поспешных решений даже в том случае, когда источник ненормальной работы двигателя, на первый взгляд, очевиден. Даже наличие дыма и масла в системе охлаждения, а жидкости в смазке еще не означает того, что прокладка ГБЦ повреждена. Например, если автомобиль использовался зимой с сильно разбавленным водой антифризом, то образование льда в узких металлических каналах может привести к их разрыву, что станет причиной аналогичных проявлений.
Пробитую прокладку ГБЦ легко обнаружить, если ее разрыв произошел наружу. Место подтекания масла, тосола или вырывающегося в подкапотное пространство дыма не составит большого труда обнаружить без использования дополнительных инструментов и приборов. С определением внутреннего пробоя могут наблюдаться серьезные затруднения. Автолюбители и профессиональные мастера уже не одно десятилетие имеют дело с такой неприятностью, поэтому методом проб и ошибок были найдены несколько наиболее точных способов позволяющих обнаружить повреждения прокладки ГБЦ.
Почему пробивает прокладку
Прокладок в двигателе автомобиля несколько десятков, но изделие между блоком цилиндров и головкой пробивает чаще всего. Связано это с тем, что эта деталь работает в очень жестких условиях. Конечно, инженеры-разработчики автомобильных деталей предусмотрели эту особенность эксплуатации, но, достаточно относительно небольшого превышения рабочих параметров, чтобы материал прокладки ГБЦ не выдержал нагрузки.
Эта деталь рассчитана на работу в условиях повышенных температур и давления, но бывают случаи, когда мотор перегревается или внутри цилиндропоршневой группы возникает повышенное давление в результате детонации горючего.
Водитель может залить воду вместо антифриза и забыть слить ее перед наступлением холодов. Расширяющийся лед может легко повредить этот элемент, также вызывая значительные повреждения. Кроме того, при эксплуатации в холодном климате на начальном этапе прогрева металлические детали могут быть недостаточно хорошо прижаты, что может вызвать прорыв газов или масла в прокладке.
Могут встречаться также совершенно «экзотические» поломки прокладки ГБЦ, например, в результате внешнего механического воздействия при ремонте или во время аварии. Далее будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины выхода из строя этой детали.
Почему прогорает прокладка ГБЦ при перегреве
Прогоревшая прокладка ГБЦ в результате перегрева двигателя – это наиболее вероятная причина выхода из строя этой детали на новом автомобиле. Если машина была приобретена в автосалоне, а водитель уже в течение первого месяца эксплуатации столкнулся с такой проблемой, то это означает, что был грубо нарушен тепловой режим работы мотора. Часто такая неприятность происходит с неопытными водителями, которые большое внимание уделяют дорожной обстановке и не следят за приборами и предупреждениями автоматических систем о перегреве силового агрегата.
Прокладка может прогореть из-за снижения уровня антифриза ниже минимально допустимых значений. Головка блока находится довольно высоко, поэтому большая часть утечек по причине негерметичности элементов системы охлаждения неминуемо приводят к снижению уровня антифриза ниже положения этой детали.
При эксплуатации машины в жарком климате следует постоянно следить за наличие достаточного количества антифриза в двигателе автомобиля. Если длительное время не доливать тосол или иную охлаждающую жидкость, то ее уровень опустится по причине испарения.
Оригинальная деталь рассчитана инженерами на определенную нагрузку, поэтому при стандартных условиях эксплуатации прогорание прокладки случается редко. Совсем иная ситуация наблюдается, когда при замене изделия была установлена подделка. В этом случае, езда будет недолгой даже при умеренном стиле вождения и правильном техническом обслуживании двигателя внутреннего сгорания.
Неправильное усилие при затяжке болтов ГБЦ
Головка к блоку цилиндров крепится посредством длинных шпилек из прочной стали. Затяжка этих элементов осуществляется с определенным усилием и в правильной последовательности. Если последний ремонт со снятием ГБЦ осуществлялся неквалифицированным специалистом, то гайки болтов крепления головки могли быть затянуты недостаточно хорошо либо со значительным перекосом. Если ремонт автомобиля осуществляется своими силами, то перед установкой головки блока цилиндров следует ознакомиться с рекомендации по затягиванию резьбовых соединений.
Причина разрыва прокладки блока цилиндров заключается в том, что при неправильной затяжке болтов этот элемент недостаточно плотно прилегает к металлическим поверхностям. Выхлопные газы, моторное масло или антифриз «находят» слабые места и прорывают их.
При длительной эксплуатации автомобиля следует также помнить о том, что через определенное количество километров пробега требуется подтяжка болтов ГБЦ. Эту процедуру также следует выполнять с учетом максимального усилия и в правильной последовательности. Часто бывает так, что повело головку блока цилиндров только потому, что болты неравномерно были затянуты различным моментом. Если изменение геометрии этой детали не определить вовремя, то прокладка ГБЦ будет постоянно прогорать из-за неравномерного прилегания параллельных плоскостей.
Пробило прокладку ГБЦ? Причина в некачественном материале
Если пробило прокладку под головкой, то, возможно, причиной разгерметизации изделия является некачественный материал. При покупке новой детали следует обязательно осмотреть её поверхность. Если будут обнаружены следы ржавчины, локального истончения или царапины, то от покупки следует отказаться. Неправильное хранение может стать причиной невозможности использовать изделие, поэтому транспортировку изделия желательно осуществлять завернутым в бумажный материал в горизонтальном положении, при этом должны быть исключена вероятность физического воздействия на запчасть.
Технический изъян может быть заложен еще на стадии производства изделия. Например, фирмы, выпускающая прокладки ГБЦ, в целях экономии денег могут использовать недостаточно прочные или термоустойчивые материалы. Произведенные по такой «технологии» запчасти будут постоянно пробивать, вне зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Если в очередной раз пробило прокладку, то следует сменить производителя изделия, либо проверить не поведенная ли головка блока установлена на автомобиль. Оптимальным решением проблемы будет являться приобретение оригинальной запасной части у производителя автомобиля. Даже если стоимость детали будет в несколько раз превышать цену прокладки на местном рынке автозапчастей, рекомендуется отдать предпочтение именно такому изделию, чтобы надолго забыть о необходимости ремонтировать двигатель.
Дополнительные причины
Кроме перечисленных причин выхода из строя прокладки ГБЦ целостность изделия может быть нарушена по причине выполнение ремонта двигателя внутреннего сгорания неквалифицированными специалистами. Нарушения последовательности затяжки болтов ГБЦ является лишь частным случаем. Прокладка может быть установлена в неправильном положении либо использовано неподходящее по размеру изделие (например, может применяться по ошибке запчасть для форсированного двигателя, у которого внутренний диаметр цилиндра немного больше, чем у стоковой модели).
Повреждения прокладки во время установки также не редкость. При этом могут отсутствовать видимые разрывы материала, но даже небольшие вмятины и микротрещины станут хорошим основанием для образования прогара или пробоя прокладки под давлением выхлопных газов.
Не всегда погрешности в ремонте двигателя, приводящие к выходу из строя прокладки ГБЦ могут быть допущены при выполнении ремонтных работ в области блока цилиндров и головки. Например, при настройке работы масляной магистрали неопытный мастер может чрезмерно затянуть перепускной клапан масляного насоса, наличие которого позволяет избежать повышение давления смазочной жидкости выше заданных пределов. В результате, прокладку может прорвать в месте прохождения масла между блоком и головкой.
Существенное смещение момента зажигания может привести к взрывной разгерметизации камеры сгорания. Учитывая тот факт, что цилиндры изготавливаются с высокопрочного металлического сплава довольно большой толщины, слабым звеном может оказаться прокладка ГБЦ.
Как проверить прокладку ГБЦ
Проверить прокладку ГБЦ на исправность можно в условиях гаража и, в большинстве случаев, без привлечения дополнительной рабочей силы. Для этой цели не потребуется использовать сложные инструменты и оборудование. Специальных знаний также не требуется, но необходима внимательность, ведь только при правильном следовании пошаговым инструкциям можно корректно оценить состояние детали, лишь незначительная часть которой может быть исследована визуально.
Среди наиболее информативных методов выявления утечки выхлопных газов через прокладку в каналы системы охлаждения, являются:
Также может быть подвергнута различным испытаниям головка блоков цилиндров, если перед установкой этой детали есть подозрение на образование микротрещин. Более подробно данные методы обнаружения неисправностей будут изложены далее.
Как определить пробитую прокладку ГБЦ с помощью перчатки, пакета или воздушного шара
Проверка прокладки ГБЦ может осуществляться и использованием подручных средств. Наиболее простым способом определения негерметичности является использование воздушного шара, перчатки или пакета. Обязательным условием успешности диагностического исследования является полная герметичность перечисленных предметов. Работа выполняется в такой последовательности:
Если после запуска мотора шарик или иной предмет, установленный на горловину расширительного бачка, начнет увеличиваться в объеме, то это будет говорить о том, что выхлопные газы поступают в систему охлаждения из камеры сгорания.
Данный способ диагностики позволяет определить пробой прокладки только в случае, когда разгерметизация будет располагаться в местах примыкания системы охлаждения к цилиндру.
Как понять, что пробита прокладка ГБЦ с помощью бутылки
С помощью бутылки также можно обнаружить наличие выхлопных газов в системе охлаждения автомобиля. Для выполнения диагностической операции следует подготовить прозрачную емкость, наполненную на 2/3 водой. Затем следует изготовить деревянную затычку для расширительного бачка, с помощью которой можно плотно закрыть горловину. В середине самодельной пробки необходимо сделать отверстие дрелью. Диаметр сверла следует подобрать таким образом, чтобы внутри затычки шланг помещался с небольшим натягом. Плотное прилегание внешней поверхности к горловине также является залогом успешного диагностирования.
Проверка пробоя прокладки с помощью бутылки осуществляется в такой последовательности:
Если произошел пробой прокладки в месте нахождения металлической окантовки цилиндров, то попадающие в систему охлаждения газы будут поступать в расширительный бачок, а затем по шлангу в бутылку с водой. Выделение пузырьков из трубки однозначно укажет на прогар внутренней детали двигателя.
Проверка на микротрещины
Часто симптомы, появляющиеся при прогаре прокладки ГБЦ, идентичны ситуациям, когда в головке блока цилиндров появляются микротрещины. Если не проверить эту деталь на герметичность, то заменой прокладки невозможно будет избавиться от технических проблем.
Проверять наличие трещин ГБЦ можно различными способами, большая часть которых доступна каждому владельцу автомобиля. Наиболее информативными методами диагностиками является использование жидкости, магнитного порошка и воздуха под давлением.
Магнитно-порошковая проверка
Данный метод отлично подходит для выявления незначительных по размеру трещин, которые бывает сложно определить на глаз. Для выполнения работы следует заготовить порошок из ферромагнетика. Также понадобятся мощные магниты. Диагностика заключается в размещение магнитов со всех сторон головки блока цилиндров, с последующим рассыпанием на ее поверхности ферромагнетика. Порошок начнет притягиваться к магнитам, поэтому будет находить ближайший путь, который лежит через трещины в материале. По скоплению металлической стружки получится точно определить наличие места разгерметизации.
С помощью жидкости
Для визуального определения трещин можно использовать специальную красящую жидкость. Прежде чем приступить к нанесению диагностического состава на головку блока цилиндров, ее поверхность следует тщательно вымыть ацетоном или бензином. Далее работа выполняется в такой последовательности:
При наличии трещин головки блока цилиндров их можно будет легко обнаружить по цветным полосам на поверхности.
Проверка под давлением
Проверка головки блока под давлением может осуществляться двумя способами: с погружением в воду и без погружения. Проведение диагностической операции с помещением ГБЦ в емкость с жидкостью осуществляется в такой последовательности:
Выделение пузырьков на поверхности головки блока цилиндров укажет на наличие негерметичности системы охлаждения.
Аналогичным образом можно провести проверку ГБЦ, но без погружения в жидкость. Достаточно обработать поверхность головки мыльным раствором и подать давление внутрь изделия, чтобы по образовавшимся пузырькам определить место локализации разлома металла.
Что делать при пробитии прокладки ГБЦ
Если повреждена главная прокладка в машине, то лучше воздержаться от дальнейшего использования транспортного средства. При эксплуатации машины возможны сильные и частые перегревы мотора, повышенный износ трущихся деталей, увеличение расхода топлива и нестабильная работа автомобиля. В ситуации, когда поломка была обнаружена в гараже можно приступить к немедленному устранению неисправности. Если прогорела прокладка ГБЦ в пути, то ехать далее не следует.
При подозрении на пробитие прокладки в систему охлаждения рекомендуется как можно скорее слить часть антифриза таким образом, чтобы его уровень оказался ниже неисправной детали. Таким образом удастся избежать утечки жидкости в цилиндры и в масляный поддон.
При недостаточном уровне знаний и опыта, замену прокладки ГБЦ лучше доверить профессионалам. Следует заранее договориться со специалистами о времени, когда можно посетить мастерскую. В автосервис транспортное средство следует доставить на эвакуаторе.
Какая прокладка ГБЦ лучше. Правила выбора
От качества материала и соблюдения технологии изготовления детали, будет зависеть продолжительность эксплуатации прокладки головки блока цилиндров. Учитывая сложность операции по замене изделия и высокой вероятности повреждения других деталей двигателя при пробое, запчасть для замены следует подбирать наиболее тщательно. Прокладка ГБЦ может быть изготовлена из металла, асбеста и паронита. Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки, поэтому владельцу автомобиля следует подробно изучить свойство каждой разновидности.
Металлические прокладки ГБЦ
ГБЦ прокладки могут быть полностью изготовлены из металла. Преимущество такого изделия в высокой прочности. К сожалению, такие изделия не лишены недостатков. Металл невозможно сжать таким же образом, как другие материалы, поэтому при наличии на блоке цилиндров или на головке глубоких царапин, по ним может происходить выделение газа, масла или охлаждающей жидкости между полостями.
Асбестовые прокладки ГБЦ
Асбестовые прокладка головки блока цилиндров отлично вжимаются в металл с обеих сторон, что позволяет получить идеальные характеристики герметичности. Материал обладает отличными показателями температурной устойчивости и мало изменяется в размерах при нагревании, но его прочность относительно невелика. У этого типа прокладок ГБЦ вокруг цилиндра имеется тонкая металлическая окантовка, которая чаще всего прогорает.
Безасбестовые прокладки головки блока цилиндров
Асбестовые прокладки ГБЦ постепенно вытесняются более современными изделиями из композитных материалов. Преимущество этого материала заключается в отсутствии усадки в процессе эксплуатации, хорошему прилеганию к металлическим поверхностям, возможности выдерживать повышенное давления и температуру.
При выборе новой прокладки ГБЦ после шлифовки головки блока важным критерием является толщина изделия. Вне зависимости от материала, из которого изготовлена деталь, чем большее количество металла было снято при выполнении работ, тем большая высота должна быть у устанавливаемого изделия.
Прокладка ГБЦ является важнейшей деталью двигателя внутреннего сгорания. Своевременная замена детали при прогорании позволит использовать автомобиль сразу после ремонта, но только при условии, что использовалась качественная запчасть, а работа была доверена квалифицированному мастеру.