Произведение капитанская дочка написано в форме чего
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.
Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).
Действующие лица
Краткое содержание
Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.
Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.
Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.
Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.
Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.
Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.
В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.
Экранизации
«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.
За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?
Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.
Тест по литературе «Капитанская дочка».
по литературе (тест)
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1.Жанр произведения «Капитанская дочка».
Б. Историческая хроника
В. Историческая повесть
2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?
А. В 17 веке В. В 16 веке
Б. В 18 веке Г. В начале 19 века
3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».
А. С-Петербург Г. Белогорская крепость
Б. Татищевая крепость Д. Оренбург
В. Казань Е. Симбирск
4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?
А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV
5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.
А. Рассказа Петра Гринёва автору
Б. Мемуаров Петра Гринёва
В. Рассказа Марьи Ивановны
6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей
произведения: Василиса Андреевич
7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва
В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва
Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы
8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.
А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев
9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина
А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»
12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя
Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.
1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва
2) Широта натуры Б) Буран
3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва
4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой
5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки
6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости
7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в
3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.
А. Екатерина – Маша Миронова
4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете
А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира
6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.
7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев
Б. Они предопределяют участь героев
В. Они придают занимательность сюжету
Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века
по литературе (тест)
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1. Отметить верное суждение.
2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?
А. В начале 18 века В. В середине 19 века
Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века
3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».
Б. «Береги честь смолоду»
В. «Незваный гость хуже татарина»
4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».
Б. Бердская слобода
В Белогорская крепость
Г. Симбирская губерния
Д. Оренбургская губерния
5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.
А. Автора В. Андрея Петровича Гринёва
Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей
6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.
А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I
Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II
7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.
А. Корнет В. Прапорщик
Б. Поручик Г. Сержант
8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению
культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.
А. Семья Петра Гринёва
Б. Семья капитана Миронова
9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»
10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный. »? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву
11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. »
А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны
А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым
А. Гринёв Б. Швабрин
1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь
3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.
В. Гринёв – Савельич
4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».
А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.
Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.
В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.
5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
3) детство Петруши в родовом имении
4) знакомство Гринёва с главной героиней романа
6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность
7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей
В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.
1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл
4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл
7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл
8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл
10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл
12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла
2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла
1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)
2. Г Оценка – 2 балла
3. А (за 4-5 правильных сочетаний)
4. Е Оценка – 1 балл
5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)
3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов
8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл
10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл
11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла
1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)
4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла
7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов
Итоговая оценка работы
Тема не усвоена (« 2 »)
От 15 до 20 баллов
Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)
От 21 до 26 баллов
Тема усвоена хорошо (« 4 »)
От 27 до 30 баллов
Тема усвоена полностью (« 5 »)
Тема усвоена отлично (« 5 »)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-047272
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О чем «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: анализ произведения, сочинения по нему
Написанная под впечатлением от авантюрных романов Вальтера Скотта историческая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается легко. Следить за приключениями главного героя интересно, тем более что в центре повествования оказывается его роман с дочерью коменданта крепости, в честь которой и названа книга. Оказавшись в водовороте драматических событий пугачевского восстания, молодой дворянин с честью выдерживает все испытания, уготованные ему судьбой. Несмотря на то, что «Капитанская дочка» читается на одном дыхании и может быть легко понята современными школьниками, произведение это не такое уж и простое. Предлагаю вниманию читателей моего блога анализ «Капитанской дочки» Пушкина и несколько сочинений по ней.
Анализ книги «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
Анализируя «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, мы вкратце рассмотрим историю создания этого произведения, определим его жанр, тематику и проблематику, рассмотрим образы главных героев и художественные особенности.
История создания «Капитанской дочки»
После декабристского восстания, участниками которого были друзья Александра Сергеевича Пушкина, писатель заинтересовался историей России в той части, которая касалась другого бунта – пугачевского. Он загорелся идеей создания документальных записок с описанием этого неоднозначного периода в истории своего Отечества. Однако изучая архивные материалы, лично объезжая территории, некогда охваченные пугачевщиной, знакомясь с письмами и мемуарами участников тех драматических событий, Александр Сергеевич, будучи человеком творческим, не смог удержаться от воплощения возникших в его воображении образов в художественном произведении. По всей видимости, на создание «Капитанской дочки» писателя вдохновил и успех переводных романов Вальтера Скотта, исторических и одновременно приключенческих.
Над своим анантюрно-историческим произведением А.С. Пушкин работал с 1833 по 1836 год. Впервые «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году в «Современнике» незадолго до гибели писателя и без указания его авторства. Все выглядело так, будто это мемуары участника тех событий, которые описаны в произведении, и знатоки даже пытались угадать, кто мог скрываться под именем Гринева. Только позже читателям стало известно, что этот шедевр принадлежал перу А.С. Пушкина.
Жанр произведения: роман или повесть?
Единого мнения относительно того, к какому жанру целесообразно отнести «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, у литературоведов не сложилось. Я склоняюсь к тому, что это все-таки не роман, а историческая повесть. Вот аргументы в пользу данной точки зрения:
Однако сегодня многие называют «Капитанскую дочку» романом, и, думаю, учитель не снизит вам оценку, если вы определите жанр этого произведения именно так.
Смысл названия произведения и эпиграфа к нему
Несмотря на то, что главным героем повести «Капитанская дочка» является Петр Гринев, названо произведение в честь его возлюбленной Маши Мироновой, дочери коменданта крепости. Этим подчеркивается ключевое значение этого персонажа. Капитанская дочка сыграла важную роль в становлении характера Петра Гринева и в его судьбе. Защищая ее, он пошел на конфликт с Швабриным, отлучился из Оренбурга без ведома начальства, принял помощь Пугачева. Из-за стремления оградить девушку от неприятностей, он не смог оправдаться, когда был обвинен в государственной измене. Именно Маша очистила имя своего возлюбленного от позора и спасла его от сурового наказания, найдя в себе мужество обратиться с просьбой о прощении Гринева к самой Екатерине Великой.
Эпиграфом к произведению является пословица «Береги честь смолоду!». Он акцентирует внимание читателя на главной проблеме произведения – проблеме морального выбора, нравственного становления личности.
Сюжет «Капитанской дочки»
Отец отправляет молодого дворянина Петра Гринева служить в захолустье, чтобы он научился настоящей армейской службе. По дороге он попадает в буран, обращается к путнику с просьбой стать его проводником, затем дарит провожатому, который позже оказывается Пугачевым, заячий тулуп.
В Белогорской крепости он влюбляется в дочь коменданта Машу и вступает в поединок из-за нее с Швабриным.
Чуть позже территория Оренбургской губернии, где протекает служба Гринева, оказывается охваченной народным восстанием под предводительством Пугачева. Мятежники захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта и его жену. Гринева Пугачев узнает и отпускает в Оренбург, который вскоре оказывается осажденным разбойниками.
Швабрин переходит на службу к Пугачеву, его оставляют главным в Белогорской крепости, и Маша оказывается у него в руках. Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж.
Гринев самовольно покидает Оренбург, чтобы спасти свою невесту. Судьба вновь сводит его с Пугачевым, который помогает герою воссоединиться с возлюбленной.
Машу Гринев отправляет к родителям, сам остается воевать против мятежников вместе с гусарами.
После подавления восстания Гринева арестовывают по ложному доносу Швабрина. Не желая впутывать в неприятное дело свою невесту, Гринев не может объяснить причину самовольного оставления Оренбургской крепости, его признают изменником. Маша ходатайствует за своего жениха перед Екатериной II, и та прощает Гринева, очищая от позора его доброе имя.
Композиция повести «Капитанская дочка»
Повесть «Капитанская дочка» состоит из 14 глав. К каждой имеется эпиграф, а иногда даже несколько эпиграфов. Все они взяты из произведений 18 века, народных песен и поговорок.
Основная сюжетная линия в произведении – любовная. Завязкой является поединок Гринева с Швабриным, после которого он и Маша признаются в сердечной склонности друг к другу. Кульминацией становится момент, когда Маша оказывается в руках Швабрина, и когда благодаря покровительству Пугачева герою удается вырвать свою невесту из рук бесчестного соперника. Развязкой можно считать эпизод, когда Маша спасает своего жениха, обвиняемого в измене, ходатайствуя за него перед самой Екатериной II.
Повествование построено на контрасте. Пугачев сначала является простым казаком, которому Гринев дарит заячий полушубок. Потом он становится предводителем мятежников, присвоившим себе имя погибшего ранее государя, и уже он одаривает Гринева овчинным тулупом и конем. Гринев сначала предстоит неопытным и доверчивым юношей, мечтающим о кутежах, затем – мужественным человеком, способным принимать ответственные решения, блюсти дворянскую честь и защищать свою невесту. Его соперник Швабрин сначала предстает уверенным в себе, храбрым и насмешливым, а на поверку оказывается жалким трусом и предателем. А вот Маша, которая в начале повести кажется трусихой, которая боится даже звука ружейного выстрела, наоборот, оказывается смелой женщиной, способной защитить своего жениха и свое счастье, даже если ради этого нужно подать прошение самой императрице.
Почти все герои повести «Капитанская дочка» в какой-то момент оказываются в ситуации нравственного выбора, в результате которого становится ясно, кто достойный человек, а кто нет.
В повести «Капитанская дочка» нет проходных эпизодов. Все события связаны, все действия и размышления героев, их сны, а также пейзажные зарисовки, песни и другие элементы композиции значимы.
Краткая характеристика главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
В написании сочинений по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» вам наверняка поможет краткая характеристика главных персонажей этого произведения. Ее вы найдете ниже.
Среди второстепенных персонажей можно назвать гусара Зурина, девку Палашку, поручика Ивана Игнатьевича, оренбургского генерала Андрея Карловича.
Тематика и проблематика «Капитанской дочки», идея произведения
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина развивается несколько тем:
Все эти темы тесно между собой связаны. Какую из них считать главной, точно сказать нельзя. Однако темы бунта, любви и становления личности, очевидно, развиты в произведении лучше других.
Идея повести «Капитанская дочка» состоит в том, что честь – является главной нравственной ценностью, и воспитывается она с детства, ранней юности. Запятнав ее однажды, отмыться будет уже невозможно, обратного пути не будет.
Раскрывая основную мысль произведения, автор поднимает следующие проблемы:
Все эти проблемы сохраняют актуальность и в наши дни, поэтому историческую повесть «Капитанская дочка» относят к произведениям классической литературы. Изучение этого пушкинского шедевра в современной школе более чем оправдано.
Художественные особенности повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина
Язык повести «Капитанская дочка» прост и ясен, не содержит излишних витиеватостей. Лишен он и пафоса, излишнего драматизма. Даже о трагических событиях автор рассказывает просто, как о чем-то обыденном.
Обращает на себя внимание и тот факт, что все пушкинское произведение, как и многие другие его шедевры, пронизано юмором. С долей здоровой иронии, например, описываются сцены «обучения» юного Петруши, военного совета в Оренбурге. А первая глава повести даже название носит ироническое («Сержант гвардии»). Главным комическим персонажем в повести выступает Савельич, но его образ создан так искусно, что вызывает не только благодушную улыбку, но и уважение читателя.
Об использованном в повести приеме контраста я сказала чуть выше, когда вела речь о композиции произведения.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается легко, сюжет держит даже искушенного читателя. При этом в произведении поднимается так много вечных проблем, что его можно использовать для написания сочинений-рассуждений на самые разные темы. Внимательно прочитав эту повесть и проанализировав ее, вы будете чувствовать себя на экзамене по русскому языку довольно уверенно.
Далее вы найдете несколько промеров сочинений, которые можно написать по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пишем сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: 3 примера творческих работ
Сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина приходится писать не только на экзамене, но и на уроке литературы в 8 классе. Думаю, что приведенные ниже примеры творческих работ помогут вам успешно справиться с этой задачей.
Образец сочинения по повести А.С. Пушкина на тему «Становление личности Петра Гринева»
«Петр Гринев – главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», от лица которого ведется рассказ. Вместе с ним читатели проходят путь от легкомысленного подростка до зрелого мужчины, для которого слова «долг» и «честь» не являются пустым звуком.
В первой главе повести читатель видит в Петре Гриневе барчука, выросшего в провинциальной дворянской семье, недоросля, до 16 лет гонявшего голубей, воспитанием которого занимался бывший стремянной Савельич. Отец Петра, отставной офицер, еще до рождения записал сына в Семеновский полк, однако при достижении юношей 16-летнего возраста решает отправить его не в столицу, а в захолустную крепость, чтобы он познал тяготы настоящей военной службы. Надеявшийся вкусить свободы и насладиться прелестями петербургской жизни, Петр Гринев был опечален этим решением, но отцу не прекословил.
Провожая сына на службу, отец ему дал важное наставление беречь честь смолоду. Отцовский завет Петр, как становится ясно позже, не пропустил мимо ушей. Несмотря на то, что сначала он совершает неосмотрительные поступки (напивается, проигрывает большую сумму денег, обижает Севельича), читатель видит, что юноша совестлив и добр. Он просит у своего слуги прощения, потом дарит заячий тулуп путнику, помогшему им найти дорогу во время бурана.
Дальнейшие события показывают, что герой не роняет чести не только в личной жизни, но и в отношении воинского долга. Несмотря на угрозу казни, он отказывается присягать на верность самозванцу Пугачеву, поясняя, что давал присягу императрице и не намерен ее нарушать. Его антипод Швабрин, напротив, желая спасти жизнь и получить выгоду, встает на путь предательства, и Пугачев назначает его комендантом Белогорской крепости взамен повешенного им капитана Миронова, отца Маши. Гринева же от смерти избавил его прежний добрый поступок, так как провожатым, которому он подарил тулуп, оказался Емельян Пугачев.
Следующим событием, повлиявшим на формирование личности Гринева, стало известие, что Швабрин принуждает Машу выйти за него замуж. Он спешит ей на выручку. Благодаря помощи Пугачева ему удается освободить капитанскую дочку. И снова он находит в себе мужество отказаться перейти на сторону мятежников, сохраняя верность воинскому долгу.
Оказавшись под арестом по обвинению в связи с бунтовщиками, Гринев остается человеком чести. Он не оправдывается, так как в этом случае пришлось бы привлечь к судебному разбирательству Машу, и его приговаривают к ссылке в Сибирь. Спасает его невеста, обратившаяся за помощью к самой императрице и рассказавшая ей, что на самом деле Гринев не изменял присяге, а спасал невесту, рискуя жизнью.
В конце повести читатель видит в Петре Гриневе храброго и мужественного офицера, верного воинскому долгу и своей возлюбленной, честного и благородного, способного служить примером для каждого молодого человека. Стать таким ему помогли нравственные принципы, заложенные еще в детстве. Во всех сложных жизненных ситуациях он делал выбор в пользу чести, долга, добра и милосердия. Наказ его отца беречь честь смолоду может служить нравственным ориентиром и для современной молодежи».
Образец сочинения на тему «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Главным героем повести А.С. Пушкина является Петр Гринев, но все же произведение названо в честь другого персонажа этого произведения – Марии Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Это не случайно, образ капитанской дочки в повести является ключевым. Любовь к ней сыграла большую роль в становлении личности главного героя. Да и сама Маша может служить образцом для подражания.
При первом знакомстве Маша не произвела на Гринева большого впечатления. По описанию, это была просто одетая светловолосая и круглолицая девушка. Волосы ее были зачесаны за уши, а сами уши горели, выдавая ее смущение, которое она испытывала в обществе малознакомого молодого человека. Швабрин охарактеризовал ее дурочкой, капитанша – трусихой. Однако в дальнейшем образ Маши Мироновой раскрывается совсем другим.
Когда Маша немного привыкла к Гриневу и начала больше с ним общаться, он понял, что эта девушка не только скромна и добра, но и не глупа. К тому же она была естественной, искренней и благородной. Несмотря на то, что родители не могли дать за ней приданного, и она рисковала остаться в девках, она отвергла предложение Швабрина, так как чувствовала, что он – нехороший человек, и не любила его. Гриневу же она без жеманства открывает сердце.
Получив отказ родителей Петра благословить его на брак с бесприданницей, Маша не соглашается выйти за него замуж, хотя и сохраняет к нему сердечное расположение и от всей души желает ему счастья, даже если его женой станет другая. Она не хочет гневить Бога и нарушать мир в семье своего возлюбленного.
Несмотря на робость, Маша имеет сильный характер, который раскрывается в жестоких жизненных испытаниях. Лишившись родителей и оказавшись пленницей Швабрина, она по-прежнему отказывается стать его женой, даже если это приведет ее к гибели.
Когда Петра Гринева обвиняют в связи с бунтовщиками и приговаривают к ссылке в Сибирь, она находит в себе смелость поехать в незнакомый город, чтобы ходатайствовать о помиловании своего жениха перед императрицей, хотя даже не знает, как та выглядит, и не имеет знакомых при ее дворе. Случайно встретившись с Екатериной II в саду и не подозревая, что говорит с императрицей, она искренне делится с ней своей проблемой, и в итоге ей удается оправдать Петра, выйти за него замуж.
Если Петр Гринев демонстрирует поведение, свойственное благородному офицеру и дворянину, то Маша Миронова показывает, как должна вести себя честная и благородная женщина. На нее тоже можно равняться. К ней тоже можно применить поговорку, ставшую эпиграфом к повести «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду!».
Образец сочинения на тему «Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина»
«Тема народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева является одной из центральных в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Предводитель мятежников, назвавшийся именем умершего царя Петра III, изображен в произведении как личность неординарная и противоречивая. Отношение к нему складывается неоднозначное.
Впервые мы знакомимся с будущим атаманом, когда он еще не успел собрать вокруг себя мятежников и стать во главе их восстания. Он случайно встречается на пути главного героя повести Петра Гринева и помогает ему найти дорогу в буран. Автор описывает его как невысокого и худощавого человека с широкими плечами, черной бородой и живым плутоватым взглядом. Он смекалист, обладает чутьем хищника. За помощь Петр Гринев подарил провожатому свой заячий тулуп, и Пугачев не забыл этого добра, как и обещал.
При следующей встрече, во время расправы над защитниками Белогорской крепости, Пугачев предстает перед читателем в образе атамана, назвавшегося царем и возглавившего народный бунт. Он безжалостно расправляется со всеми, кто отказывается присягать ему. Однако Гринева он милует, помня его добро, несмотря на то, что юноша честно говорит, что не будет служить ему и даже планирует бороться с бунтовщиками, как ему велит долг офицера.
В повести «Капитанская дочка» Пугачев честолюбив и самолюбив. Он не грамотен, но умело это скрывает. С другой стороны, он не глуп, так и сыплет народными поговорками, понимает, что обречен. При этом он умеет ценить благородство, поэтому помогает Гриневу спасти Машу и разговаривает с ним откровенно. Он придерживается принципа: «Казнить, так казнить, миловать, так миловать».
Жизненную позицию Пугачева отражает калмыцкая сказка про орла, пьющего живую кровь, и ворона, питающегося падалью. Он считает, что лучше недолго прожить свободным, чем много лет провести в рабстве.
Как человек, Пугачев вызывает симпатию автора, в роли которого выступает Гринев, но его действия он не одобряет, характеризуя бунт как «бессмысленный и беспощадный».
Образ Емельяна Пугачева, созданный А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», заставляет задуматься о неоднозначности исторических личностей, которые могут быть хорошими людьми в жизни и жестокими лидерами в политике. Жизнь сложна, и не все в ней можно поделить на черное и белое».