Проиграла апелляцию что дальше
Почему юристы проигрывают апелляцию и кассацию?
Ошибки в апелляции
Как правило, юристы совершают три основные ошибки в суде апелляционной инстанции.
Не проверяют безусловные основания для отмены решения
Это сильный довод для отмены решения, но его часто упускают из виду. Юристы слишком увлекаются обоснованием своей позиции и описанием обстоятельств, но забывают проверить, есть ли в деле безусловные процессуальные нарушения.
Если апеллянт найдет хотя бы одно такое нарушение — суд отменит решение и пересмотрит дело по правилам первой инстанции, то есть заново рассмотрит спор по существу. При таком пересмотре можно будет подавать ходатайства и заявления, представлять доказательства, если по каким-либо причинам не сделали это в первой инстанции.
Наиболее часто в жалобах апеллянты ссылаются на два нарушения — суд рассмотрел дело без лица, участвующего в деле, которое не известили о времени и месте заседания, или суд принял решение о правах и обязанностях лиц, которые не привлечены к участию в деле.
Если судью по делу незаконно заменили или нарушена территориальная подсудность — можете ссылаться на рассмотрение дела в незаконном составе суда.
Проверяйте, есть ли в деле протокол судебного заседания — вышестоящие суды часто отменяют решения из-за его отсутствия. Если в деле нет аудиозаписи судебного заседания, суды также могут отменить решение по этому же основанию.
Апелляция отменит решение, если аудиозаписи нет, но на ней были зафиксированы сведения, которые послужили основанием для принятия судебного акта. Поэтому укажите в жалобе, какие важные сведения были на аудиозаписи. Например, допросы свидетелей, экспертов, осмотр доказательств.
Юристы плохо выстраивают защиту
Юрист приводит в апелляционной жалобе бесконечный перечень ошибок суда от серьезных до ничего не значащих.
Например, когда он указывает, что судья неправильно применил нормы и при этом был без мантии, второй довод явно перечеркивает серьезность первого. Сами нарушения апеллянты обычно формулируют в общих словах — без ссылки на конкретные доказательства и материалы дела. Судьи редко воспринимают такие жалобы положительно.
Рекомендация — пишите не более четырех-пяти четко сформулированных оснований для отмены. В каждом доводе желательно описывать три момента: ошибку нижестоящего суда, неверный вывод, к которому он пришел из-за этой ошибки, и вывод, к которому суд должен был прийти.
Юристы пассивно ведут себя в апелляции
Когда суд уже рассмотрел дело по существу, юристам кажется, что их задача в апелляции — лишь приводить аргументы за и против решения суда. Это не совсем так. Апелляция — это последняя возможность закрыть доказательственные пробелы в позициях сторон по делу. Воспользуйтесь этим.
Пробуйте представить в апелляции существенные для дела доказательства, заявляйте ходатайства. Апелляционная инстанция может принять от стороны дополнительные доказательства и рассмотреть ходатайства о получении новых доказательств, но только в двух случаях. Первый случай — если сторона обоснует, что не могла представить их в первую инстанцию по уважительным причинам. Вторая — если суд первой инстанции их отклонил. То есть в апелляции необходимо еще раз заявить все ходатайства и доказательства, которые отвергла первая инстанция.
Если не представили доказательства в первую инстанцию, но они имеют существенное значение для дела, все равно представьте их в апелляции. Если не сможете привести уважительные причины или они явно «притянуты», вероятность, что суд примет доказательство или удовлетворит ходатайство, все равно остается: суд скорее примет новое доказательство, чем не примет его под риском отмены судебного акта.
Например, компания обратилась к обществу с иском о взыскании неосновательного обогащения. Так как ответчик не представил доказательств, что удержал перечисленные деньги обоснованно, суд удовлетворил иск. В суд апелляционной инстанции ответчик представил договоры и акты сдачи-приемки услуг, которые подтвердили наличие обязательств между истцом и ответчиком и основание платежей. Апелляция приобщила документы к делу и отказала в иске. Вышестоящие суды согласились с апелляционной инстанцией.
Ошибки в кассации
Юристы совершают шесть популярных ошибок. Первые три разобрали в разделе про апелляцию. Еще три ошибки характерны только для кассации.
В 99 процентах случаев, когда кассация оставляет в силе решения нижестоящих судов, она указывает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. А это не входит в пределы рассмотрения дела в кассации. Кассация лишь проверяет, правильно ли суды применили нормы материального и процессуального права.
Причина такой практики — юристы часто копируют в кассационную жалобу текст апелляционной. Например, в жалобе пишут, что «выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам».
Ссылайтесь в кассационной жалобе именно на ошибки в применении норм — это ваши основные доводы. Все аргументы, которые связаны с не исследованием или неверной оценкой доказательств, приводите лишь в подтверждение ошибок суда.
Доводы жалобы не соответствуют просительной цели
Цель кассатора — добиться отмены судебных актов, с которыми он не согласен. Для этого он может просить у кассационного суда, например, принять по делу новый судебный акт, направить дело на новое рассмотрение, оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Иногда кассаторы просят принять по делу новый акт — это наиболее выигрышно для стороны независимо от обстоятельств дела и доводов, которые она приводит.
Кассация не сможет принять новый акт, так как для этого ей придется исследовать и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции не вправе это делать. Такое несоответствие просьбы и доводов снижает убедительность жалобы и часто вызывает вопросы и критику в кассационном суде.
Изучите материалы дела и подберите возможные доводы для кассации. После этого определитесь, как сформулировать просительную часть кассационной жалобы.
Слишком поздно подали дополнительные документы
Часто юристы слишком поздно подают позиционные документы и неверно их оформляют. Суды обычно принимают документы прямо в заседании, но только не кассационные. Если представить отзыв на жалобу, дополнения, письменные объяснения прямо в заседание, кассация может их отклонить. Например, суд указал, что письменные объяснения поступили накануне судебного заседания, и отказал приобщить их к материалам дела.
Учитывайте особенности суда. Например, Арбитражный суд Московского округа может не принять письменные объяснения, так как считает их новыми доказательствами, которые кассация не может принимать. Поэтому оформляйте дополнительные объяснения как текст выступления — его суды обычно принимают.
Проиграл Суд! Что дальше? Практика 2021
Проиграл Суд! Что дальше? Если проиграл суд, и как поступить, чтобы обезопасить себя от поражения. Проиграл дело в арбитражном суде — проконсультируйся.
Рекомендуем относиться к проигрышу как к вероятности, которая существует всегда. И не опускать руки заранее — за судом первой инстанции следуют другие, и проигранная битва еще не означает проигранную войну.
Если проиграли суд, как поступить, чтобы максимально обезопасить себя от поражения. Рекомендуем заранее заказать услугу: Оценка судебной перспективы.
Проиграли суд? Оценка судебной перспективы WhatsApp +79169906144
Проиграл дело в суде! Что делать?
Суд первой инстанции — не конец. После него идут кассационный и надзорный, а если вы обращались в арбитражный, то до кассационного идет апелляционный. В Москве кассационными жалобами занимается коллегия Московского городского суда — такие коллегии есть во всех областях, округах, краях. Направлять жалобу нужно туда.
Жалоба подается через суд первой инстанции, срок обращения — 7 дней по уголовному делу, 10 — по гражданскому. Бывает, что текст приговора на руки выдают не сразу, но не нужно ждать всех бумаг: вы имеете законное право подать «предварительную жалобу» без мотивировочной части, ее еще называют краткой, а мотивировочную часть направить позднее. В таких предварительных жалобах приводятся те же доводы, что и в суде первой инстанции, полезно указывать любые нарушения законов, на которые вы или ваш юрист обратили внимание, в том числе этические.
Судьи совершают процессуальные ошибки
Что должно быть в предварительной апелляционной жалобе?
Предварительная апелляция составляется по тем же правилам, что и обычная, но некоторые пункты в ней можно пропустить.
Что делать, если проиграл дело в суде снова, и снова, и снова?
Существует еще одна сила, обладающая хоть и неофициальной, но ощутимой властью. Это журналисты. Если совсем ничего не помогает, а вы стали жертвой вопиющей несправедливости, обратиться можно к ним. Поднявшаяся в прессе шумиха гарантирует внимание со стороны властей, и иногда этот метод реально работает.
Чтобы не проиграть дело?
Вероятность проигрыша всегда есть, даже если кажется, что дело — ерунда, и решение точно будет принято в вашу пользу. Мы рассказали о том, что делать дальше, если проиграл суд, а теперь поговорим о том, как себя обезопасить. То есть, сделать все возможное, чтобы выиграть.
По нашему опыту, многие проигранные в первой инстанции суды выигрываются в дальнейших.
Проиграли суд апелляционной инстанции куда идти дальше?
Проиграли сначала мировой суд 1 инстанцию потом подали апелляционную жалобу в районный суд 2 инстанция проиграли, куда идти дальше?
Ответы на вопрос:
Александр, дальше кассационная инстанция.
Теперь кассационная инстанция в областном суде.
Вам следует идти далее, в следующую судебную инстанцию с кассационной жалобой. Если апелляция рассматривалась в областном суде, то кассация будет рассматриваться в Президиуме областного суда.
Кому жаловаться и в какие сроки
Апелляционные жалобы на решения Мировых судов подаются в районные суды; жалоба на решение суда районного масштаба подвергается пересмотру Верховным судом, краевой или областной судебной инстанцией и т.п.
Подача апелляционной жалобы возможна в течение месяца с момента решения суда первой инстанции (ст.321 ГПК РФ). Отсчет ведется с даты на бланке Решения или на его последней странице. Если она не указана, то срок подачи жалобы следует считать со дня, когда была объявлена его резолютивная часть.
Составляется жалоба в количестве экземпляров, соответствующих количеству лиц, заинтересованных в деле. Проще говоря, нужно суммировать экземпляр суда, заявителя, истца, ответчика и третьих заинтересованных лиц.
В самой жалобе в правой верхней части указывается наименование апелляционного суда. Нелишним будет указать, через какой суд подается данная жалоба. Здесь же прописываются данные об апеллянте – ФИО или наименование организации, адрес, а затем номер дела. В центре в качестве заголовка пишется наименование жалобы и решение суда, подлежащее обжалованию. Далее текстом указываются основания заявителя, по которым он считает решение суда неверным, и вытекающие из этого требования. Формулировка последних, зачастую повторяет исковые требования. Важно учитывать, что они не подлежат увеличению или изменениям. Ссылка на новые доказательства, не представленные ранее, допускается только если их по объективным причинам нельзя было представить с суд первой инстанции (ч.2 ФЗ от 09.12.2010 N 353).
В заключительной части жалобы указываются прилагаемые к ней документы, к коим относится, например, квитанция об уплате государственной пошлины. Советуем не прикладывать к апелляционной жалобе документы, которые не представлялись в суд первой инстанции. Лучше попросить суд принять во внимание новые обстоятельства дела путем оформления соответствующего ходатайства уже во время апелляционного процесса.
В конце документа ставится подпись апеллянта или его представителя и дата составления жалобы. В случае, когда она подается через доверенное лицо, необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия представителя.
Жалоба всегда подается в канцелярию того суда, который вынес обжалуемое решение (ч.1 ст.321 ГПК РФ). Распространенная ошибка – направлять ее непосредственно в апелляционную инстанцию. Это осложняет процесс рассмотрения, так как вместе с жалобой в вышестоящий судебный орган должны быть направлены все материалы по делу, хранящиеся в суде первой инстанции. Однако даже если подать жалобу напрямую в апелляционный суд, отказать заявителю никто не имеет права. Данная норма четко прописана в п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 июня 2012 г. №13. При таких обстоятельствах апелляционный суд, действуя на основании ст.321 ГПК РФ, готовит сопроводительное письмо и, приложив жалобу от заявителя, отправляет пакет этих документов в суд, выносивший решение. Последний обязан:
1. Уведомить всех лиц, принимавших участие в деле, о поступившей жалобе путем отправки им копий документов.
2. Принять от них возражения, если таковые имеются.
3. Дождаться срока истечения обжалования и отправить все документы, включая возражения, в апелляционный суд.
Причины бездействия суда
В некоторых случаях апелляционная жалоба на решение суда может быть оставлена без движения или вовсе возвращена апеллянту. Это регламентируется ст.323 ГПК РФ.
• Если ее содержание не соответствует требованиям правил подачи и оформления.
• Если не подтвержден факт оплаты государственной пошлины.
• Если истек срок обжалования приговора и не приложено ходатайство о его продлении по объективным на то причинам.
Судом апелляционной инстанции дается время на устранение апеллянтом допущенных ошибок. Если этого не произошло, жалоба возвращается заявителю.
В соответствии со ст.326 ГПК РФ лицо, подавшее жалобу, может само отозвать ее обратно до того, как суд удалился в комнату для совещания. Также истец и ответчик могут прийти к мировому соглашению. В таком случае апелляционная жалоба также подлежит отзыву.
К сожалению, апелляционная жалоба – это не панацея от всех проблем. Если в первой судебной инстанции Вы действовали неподготовленно, непрофессионально, вовремя не требовали назначения экспертиз и проведения прочих мероприятий, вряд ли удастся добиться пересмотра дела в Вашу пользу судом апелляционной инстанции.
Очень часто и после этапа апелляционного обжалования проигравшая сторона остается неудовлетворенной – исход дела для нее не меняется. Это происходит, потому что на практике апелляционная инстанция в большинстве случаев дублирует первоначальное решение по делу, вынося апелляционное определение. Вариант попытки добиться своего – подача кассационной жалобы.
Особенности работы кассации
Кассационная инстанция проверяет, насколько обоснованы и соответствуют закону, вступившие в силу судебные документы. По сравнению с апелляционной инстанцией она имеет больше полномочий. К примеру, может повторно направить дело в суд первой инстанции, обязав его заново провести слушания. С другой стороны, действия кассационной инстанции ограничены в части отмены решений нижестоящих судов. Отменить их возможно только в случае грубейших нарушений норм права, приведших к несправедливому решению. В практическом аспекте это означает, что, например, даже если суд вынес свое решение не в совещательной комнате, либо подписал его не тем судьей, то к отмене постановления это не приведет. Помимо этого кассация не занимается переоценкой доказательств по делу (когда они противоречивы и нужно выбрать наиболее предпочтительное). Иными словами, кассационная инстанция занимается больше вопросами законности вынесенных решений, то есть вопросами норм и права. Если решение первой судебной инстанции является по существу правильным, не исследуется сам процесс, приведший к нему.
Кассационные инстанции и срок обращения в них
В российской судебной системе предусмотрено две кассационных инстанции:
• Президиум областных судов
• Коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ
Жалоба подается сразу в областной суд. Но в последствие вторая кассация по закону может отменить его решение. Важным условием подачи жалобы является и то, что она направляется сразу в кассационное подразделение, а не через суд, выносивший первоначальное решение (ст.377 ГПК РФ)!
Согласно ст.376 ГПК РФ подать кассационную жалобу можно в течение полугода с момента вступления судебного решения в силу, но только в том случае, если сторона, подающая жалобу, исчерпала иные способы обжалования приговора.
Оформление по правилам
Обязательные сведения, изложенные в этой жалобе, по аналогии с иском и апелляцией, также включают в себя:
1. Наименование суда, в который подается жалоба.
2. ФИО или название организации-заявителя, адрес.
3. Ссылку на решение суда, подлежащее обжалованию, основания и доказательства его несправедливости, требования о его пересмотре и отмене.
4. Перечень прилагаемых доказательств.
5. Подпись заявителя или уполномоченного лица, дата составления документа.
Документы, которые необходимо приложить к кассационной жалобе:
• Дополнительные экземпляры кассационной жалобы по количеству лиц, принимавших участие в деле.
• Копия Решения суда первой инстанции.
• Копия определения апелляционной инстанции.
• Квитанция об уплате государственной пошлины.
• Оригинал доверенности, если жалоба подается уполномоченным лицом.
• Иные важные документы из материалов дела в надлежащем виде – заверенные подписью судьи, прошитые, пронумерованные, проштампованные.
Судья рассматривает жалобу единолично по материалам, изложенным в тексте заявления. Если появится необходимость, то он сделает запрос на дополнительные материалы дела в конкретный суд общей юрисдикции. Результат рассмотрения – передача дела в Президиум суда или мотивированный отказ в рассмотрении (ст.381 ГПК). Первый вариант – это большая удача, так как случается это нечасто, а если и случается, то жалобу, как правило, удовлетворяют.
Если же в рассмотрении кассационной жалобы отказано, то причинами тому могут быть:
o Несоответствие содержания требованиям правил подачи и оформления.
o Неподтвержденность факта оплаты госпошлины.
o Истечение срока обжалования приговора и отсутствие ходатайства о его продлении.
Как и в случае с апелляционной жалобой, заявителю предоставляется возможность устранения вышеописанных неполадок. Если ошибки будут исправлены, кассационная жалоба будет рассмотрена. Если нет, то она возвращается в виде отказа заявителю и данное решение кассации отменить уже невозможно.
Заявитель и сам вправе отозвать поданную им кассационную жалобу, подав соответствующее прошение в письменном виде до принятия судебного постановления. В случае, если истцу и ответчику удалось достичь мирового соглашения после принятия кассационной жалобы, ее рассмотрение можно также отменить.
Решив обратиться в кассационное подразделение судебной системы РФ, стоит помнить, что кассация – дополнительная инстанция, поэтому практически на свое усмотрение выбирает дела к рассмотрению. Статистика гласит, что из сотни поступивших туда жалоб рассматриваются всего 2-3.
Кроме того, низкая эффективность кассационной инстанции обусловлена и тем, что она откровенно избегает рассмотрения жалоб в процессе судебного заседания. С одной стороны, это не затягивает дела, с другой – есть риск того, что, изучив материалы дела на бумаге, кассация просто проштампует определение нижестоящих судебных инстанций.
Третья и последняя возможность обжаловать решение суда – пересмотр решений суда в порядке надзора или подача надзорной жалобы.
Принимающая инстанция и ее требования
Надзорная жалоба подается напрямую в Верховный Суд РФ (ст.391.1 ГПК РФ) не позднее 3-х месячного срока со дня вступления последнего акта по делу в законную силу (ст.391.2 ГПК РФ). Обжалование по окончании данного периода влечет за собой отказ в принятии жалобы.
Данная жалоба не требует какого-либо особого оформления: указывается та же информация, что и в случае с апелляционной или кассационной жалобами. Только в текст заявления добавляются постановления и определения, вынесенные всеми инстанциями, куда до этого обращался заявитель. По-сути, надзорная жалоба отражает весь процесс обжалования приговора, все его предыдущие шаги. Плюс в качестве приложения добавляются копии определений апелляции и кассации.
Подача надзорной жалобы не влечет за собой автоматического пересмотра дела. В принятии ее к рассмотрению также может быть отказано по тем же причинам, что и в случае с первыми двумя этапами обжалования.
Тот, кто дошел до этапа надзорных инстанций, вполне может рассчитывать на успех. В порядке надзора проверке подвергнется более обширный круг судебных постановлений, чем при кассации, ведь функция надзорного суда – ревизия решений предыдущих судов.
Иногда кажется, что жалобами делу не поможешь, а наша судебная система способна довести до отчаяния. Но если Вы уверены в своей правоте, а суд первой инстанции не разделил это мнение, действуйте дальше. Очень часто именно на этапе проверки правильности Решения надзорными инстанциями терпеливые заявители добиваются долгожданного результата.
Что делать, если проиграл суд? Обжалование в апелляции, кассации, ВС РФ
В процессе участвует две стороны. Если одна сторона выигрывает суд, то вторая – проигрывает. Проиграть может как истец, так и ответчик. Проигравшая сторона, кроме того, еще и обязана возместить своему оппоненту судебные расходы. Если проиграл суд, что делать?
Использовать все возможности для оспаривания. Идти до конца.
Время чтения: 11 минут
Обжалование в апелляционной инстанции
Порядок апелляционного обжалования в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах очень похожи.
Жалобу и в гражданском, процессе можно подать в течение одного месяца с момента вынесения решения суда. Если проиграли арбитражный процесс, то срок на обжалование такой же.
Если вы пропустили срок по уважительной причине, суд может восстановить его по вашему ходатайству.
Для физических лиц уважительными могут быть: болезнь, длительная командировка, неразъяснение судом порядка обжалования.
Для компаний командировки или болезни руководителей и юристов срок восстановить не помогут, но суд встанет на вашу сторону, если, например, вы поздно получили решение суда, а в картотеке арбитражных судов решение не было опубликовано.
Подача апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба подается через суд, вынесший решение, но в жалобе вы должны указать суд, в который ее направляете:
Не забудьте приложить документ об оплате госпошлины (или ходатайство об ее отсрочке), а также квитанцию о направлении копии жалобы другой стороне.
Составим апелляционную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
Какое решение может вынести апелляция:
Но чтобы суд удовлетворил вашу жалобу, у него должны быть достаточные основания для этого. Они идентичны и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных, а именно:
Чтобы убедить суд апелляционной инстанции в том, что имеются основания для отмены или изменения решения, не стоит переписывать исковое заявление. Необходимо проанализировать оспариваемый судебный акт, и указать на недостатки решения, опираясь на нормы закона и судебную практику. Для составления жалобы обратитесь к опытному адвокату. Кроме того, вы можете заказать экспертизу вынесенного решения у правоведов, имеющих блестящую репутацию и ученую степень.
Если проиграл суд и в апелляции, то постановление суда апелляционной инстанции сразу же вступает в законную силу, но есть еще возможность обратиться с кассационной жалобой.
Кассация (кассационная инстанция)
И в гражданском, и в арбитражном процессе существует так называемая «сплошная» кассация, при которой суд принимает к рассмотрению все поступившие кассационные жалобы, если они соответствуют обязательным требованиям.
Обратиться в кассацию возможно только, если подавалась апелляционная жалоба.
Подача кассационной жалобы
Жалобы также подаются через суд первой инстанции. К ней не забудьте приложить документы, подтверждающие оплату госпошлины и направление копии другой стороне.
Составим кассационную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
По итогам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции может:
Основания для отмены судебного акта: несоответствие выводов суда доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение материальных или процессуальных правовых норм.
Чтобы суд кассационной инстанции отменил вступивший в силу судебный акт, должны быть веские основания, и нарушения, допущенные судами, должны быть значительными. Составление кассационных жалоб требует от адвокатов и юристов высокой квалификации и большого опыта.
Как составить кассационную жалобу по арбитражному спору? Читайте алгоритм!
Что делать если проиграл кассационный суд? И в гражданском, и в арбитражном процессе есть еще вторая кассация.
Вторая кассация и надзор
Если кассация оставила незаконный, по вашему мнению, судебный акт в силе, у вас есть возможность, обратиться в соответствующую коллегию Верховного суда (гражданскую или по экономическим спорам).
Кассационная жалоба не попадает автоматически на рассмотрение коллегии, а проходит стадию отбора. Вначале ее рассматривает единолично судья Верховного суда и принимает решение, передать жалобу или отказать в этом.
Заказать кассационную жалобу в Верховный суд
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
И на отказ в восстановлении срока, и на отказ в передаче жалобы на рассмотрение коллегии вы можете пожаловаться председателю ВС или его заместителю, но если он откажет, то его решение будет для вас окончательным, так как в надзор можно обратиться только после вынесения судебной коллегией ВС решения по существу.
В коллегию передается незначительное количество всех поступающих жалоб, поэтому написание такой жалобы требует высокой квалификации от юриста, так как необходимо убедить сначала судью ВС передать ее в коллегию, а потом убедить коллегию отменить судебные акты.
Полномочия судебной коллегии такие же, как и у кассационных судов, но основаниями для отмены постановлений и решений являются только существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Если вы проиграли Верховный суд в кассации, у вас еще остается возможность подать надзорную жалобу.
Что касается надзорной инстанции, то туда попадает совсем незначительное число дел. Надзорную жалобу также вначале рассматривает судья ВС единолично, он передает ее в надзорную инстанцию или отказывает в передаче. Надзорной инстанцией является президиум Верховного суда.
Надзорную жалобу можно направить не позднее трех месяцев с момента вынесения определения коллегией ВС по существу. Срок также может быть восстановлен судом по вашему ходатайству, а отказ в восстановлении срока или в передаче дела в президиум ВС можно обжаловать у председателя ВС или его заместителей.
В порядке надзора судебные акты могут быть отменены только если нарушены права и свободы, предусмотренные Конституцией или международным правом, публичные интересы или единообразие судебной практики.
По ходатайству заинтересованных лиц или по представлению генерального прокурора председатель ВС или его заместители могут внести в президиум на пересмотр дело не позднее шести месяцев с момента принятия последнего судебного акта, если посчитает, что нарушены фундаментальные основы материального или процессуального права.
Заказать надзорную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
Затраты на обжалование решения суда
По общему правилу, одинаковому и в гражданском, и в арбитражном процессе, судебные расходы взыскиваются с проигравшей стороны в пользу победившей, пропорционально удовлетворенным требованиям. Если вы проиграли дело в суде, готовьтесь доказывать необоснованность и неразумность расходов своего оппонента.
В состав таких расходов входят: оплата услуг представителя, госпошлина, стоимость почтовых услуг, проезда и проживания, экспертизы, услуг специалистов и переводчиков.
Более подробно о порядке взыскания судебных расходов мы писали в статье.
Если вы проиграли суд, как платить за услуги представителя другой стороны?
Стоимость услуг представителя взыскивается в разумных пределах, то есть в соответствии со стоимостью аналогичных услуг в регионе.
Часто судьи берут за основу среднюю стоимость услуг, публикуемую соответствующими адвокатскими палатами. Суды учитывают объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, наличие аналогичной судебной практики, количество и длительность судебных заседаний.
Также в разумных пределах взыскивается стоимость проезда и проживания представителя, учитывая стоимость экономичного транспорта и гостиниц. Если представитель летел самолетом, то он может доказать, что в соответствующем регионе нет другого транспорта и иным образом добраться до места суда невозможно.
Вопрос о распределении судебных расходов может быть решен судом соответствующей инстанции в итоговом судебном акте. Кроме того, заявление о возмещении судебных расходов может быть подано в суд первой инстанции не позднее трех месяцев с момента вступления в силу последнего судебного акта по делу. Срок может быть восстановлен, если пропущен по уважительной причине.
В гражданском процессе предусмотрена компенсация за фактическую потерею времени, взыскиваемая со стороны, подавшей заведомо неосновательный иск, недобросовестно затягивающей процесс, а арбитражном процессе суд может отнести судебные расходы, на сторону злоупотребляющую своими процессуальными правами. Такие правовые нормы побуждают стороны вести себя добросовестно, хотя недобросовестное поведение нужно еще доказать.
В Адвокатском бюро «Правовая гарантия» Вы получите квалифицированную юридическую помощь. Работаем на всех инстанциях и любой стадии судопроизводства. Используем все легальные способы решить спор в пользу доверителя. Опыт успешных кассационных жалоб в Верховном суде РФ и защите интересов доверителя.