Проходит согласование в соцзащите что значит
Как подать заявление для назначения и повышения выплаты на детей с 3 до 7 лет
Правила назначения и оценки нуждаемости для выплат на детей с 3 до 7 лет уже наделали много шума. В документах сложные формулировки, а разъяснений пока не хватает. Родители боятся подавать заявления из-за возможного отказа в выплате, непонятно, как учитывать имущество и что будет с господдержкой, если нет работы.
Пришло время ответов на сложные вопросы — сначала о заявлениях на перерасчет и продление. Возможно, в этом разборе будет и ваша ситуация. Если нет — задавайте вопросы в комментариях. Если не сможем ответить мы, их с большой вероятностью прочитают профильные ведомства — и, возможно, правила уточнят даже задним числом.
Главное о заявлениях
Новые условия выплаты
С 1 апреля 2021 года выплата с 3 до 7 лет назначается и пересчитывается с учетом нового порядка.
Вот при каких условиях возникает право на этот вид господдержки:
Размер выплаты зависит от дохода семьи и составляет 50, 75 или 100% прожиточного минимума для детей в регионе. В среднем по России это 5600, 8500 или 11 300 Р в месяц.
Что происходит с 1 апреля 2021 года
Начиная с апреля родители могут подавать заявления для назначения и перерасчета выплаты с учетом новых правил.
Назначение выплаты — это когда за ней обращаются впервые или продлевают на новый срок. Например, ребенку исполнилось 3 года 7 апреля. Семья может обратиться за выплатой с 3 до 7 лет. Для этого нужно подать заявление. При обращении с апреля 2021 года соцзащита будет учитывать новые правила назначения: с проверкой имущества, правилом нулевого дохода, учетом студентов в составе семьи и повышенным размером выплат.
Перерасчет выплаты — это повышение назначенной ранее суммы задним числом, с 1 января 2021 года, и ее назначение еще на 12 месяцев.
Например, семье назначена выплата в размере 50% прожиточного минимума до 10 июля 2021 года. Но с учетом среднедушевого дохода по новым правилам семья имеет право на выплату в размере 100% детского прожиточного минимума. С апреля можно обратиться за перерасчетом — его сделают задним числом, с 1 января. Семья получит доплату за прошедшие месяцы и будет получать господдержку еще год.
Заявление можно подать через госуслуги или лично — в соцзащите или МФЦ.
Как победить выгорание
Нужно ли подавать заявление, если нет права на повышенную выплату?
Если точно нет права на повышенную выплату или семья не проходит по новым условиям из-за наличия имущества или нулевого дохода, заявление подавать не нужно. Деньги будут платить до окончания ранее установленного срока.
Например, семье назначена выплата до 15 сентября 2021 года — 50% прожиточного минимума. В семье две машины, поэтому по новым правилам права на выплату точно не будет. Подавать заявление на перерасчет нет смысла: будет отказ. Такой семье ничего не нужно делать. Выплата будет приходить до 15 сентября 2021 года — на основании первого обращения. А дальше будет видно, стоит обращаться за продлением или нет.
Или семья проходит по имуществу, но среднедушевой доход точно не позволит получить 75 или 100% прожиточного минимума. Обращаться за перерасчетом нет смысла. Нужно подождать окончания срока выплаты и подать новое заявление для ее назначения еще на 12 месяцев. А пока можно получать те же 50% прожиточного минимума, их никто не отменит.
Если подать заявление на перерасчет и придет отказ, лишат ли ранее назначенной выплаты?
Например, маме назначена выплата до 31 октября 2021 года. Она не смогла или не захотела точно рассчитать среднедушевой доход и разобраться в других правилах. Решила подать заявление на перерасчет — вдруг он положен. Соцзащита проверила доходы и имущество — и выяснилось, что повышение этой маме пока не полагается. По новому заявлению ей откажут, но она будет получать деньги в прежнем размере до 31 октября.
Если придет отказ в повышении, можно ли потом подать заявление на продление выплаты?
Да, если в течение действующего срока подать заявление, но по нему придет отказ, можно получать выплату до конца первоначального срока. А по его завершении — обратиться за назначением выплаты еще на 12 месяцев. К тому времени изменится расчетный период, и все условия будут проверять заново.
Скажем, мама из примера выше сможет обратиться за назначением выплаты, когда истечет первый срок. Она подаст заявление 1 ноября 2021 года, это значит, что ее доходы будут проверяться за период с июля 2020 по июнь 2021. Может оказаться, что право на выплату сохраняется — и даже можно рассчитывать на повышенный размер. Или наоборот: что в назначении на новый срок будет отказано. Если выплату продлят, мама будет получать ее еще 12 месяцев — до 30 октября 2022 года.
Могут ли пересчитать выплату автоматически, без заявления?
Нет, с этой выплатой автоматического перерасчета и продления не будет. Если нет заявления, ее продолжат платить в прежнем размере. Даже если у семьи очевидно есть право на повышение, соцзащита это не проверяет. Так что подавайте заявление, даже если не уверены в праве на перерасчет. Худшее, что случится, — придет отказ в повышении и доплате задним числом.
Если повышение одобрено, на какой срок назначат выплату в новом размере?
Прибавку назначат задним числом — с января 2021 года. А выплата по новому заявлению в повышенном размере будет установлена на 12 месяцев со дня обращения.
Может ли другой родитель подать заявление на продление или перерасчет?
В правилах написано, что эту выплату может оформить любой родитель. У мамы нет преимущества, как в случае с выплатами на детей до 3 лет.
Пока не закончился изначально установленный период выплат, другой родитель не сможет подать заявление на перерасчет и продление. За повышением может обратиться только тот, кому выплата назначена изначально, например мама. Если обратится папа, ему откажут, потому что деньги уже получает мама.
Но если срок выплаты для мамы закончится, а заявление на новый срок успеет подать отец, может случиться так, что выплату назначат именно ему. Так уже было с коронавирусными выплатами: деньги получал тот, кто оказывался быстрее.
От таких ситуаций защитят региональные условия — например, может быть требование, чтобы ребенок жил с заявителем. И тогда перехватить выплату другой родитель не сможет.
Если родители хотят переоформить выплату по договоренности, это можно сделать только по окончании срока назначения.
Например, выплата назначена маме до 31 мая 2021 года. Родители договорились, что дальше ее будет получать отец. Он сможет подать заявление только с 1 июня 2021 года. При этом перерасчета задним числом для него не будет. И для мамы тоже — потому что она не подавала заявление на перерасчет.
Если получатель выплат лишен родительских прав, попал в тюрьму или объявлен в розыск, стал недееспособным, умер или обманул при оформлении, выплата прекращается. Тогда заявление может подать другой родитель.
С какого дня назначается выплата при обращении за ней впервые?
Если обратиться за выплатой в течение 6 месяцев после трехлетия ребенка, ее назначают со дня трехлетия. Если позже — со дня обращения.
Когда можно подать заявление на перерасчет выплаты задним числом?
Если выплата уже назначена, за перерасчетом с учетом повышения по новым правилам можно обратиться с 1 апреля по 31 декабря 2021 года.
Например, семье назначена выплата до 30 ноября 2021 года — 50% детского прожиточного минимума. В мае мама подает заявление на перерасчет — ей назначают 75% прожиточного минимума. Она получит доплату с января по май и дальше будет получать выплату в размере 75% еще 12 месяцев.
Если обратиться за перерасчетом в сентябре, доплата тоже поступит за все месяцы с начала года, а выплата будет назначена на 12 месяцев со дня обращения — до сентября 2022 года.
Какие документы нужно прикладывать к заявлению?
Почти все данные о доходах, имуществе и составе семьи соцзащита может проверить по каналам межведомственного взаимодействия.
Загс расскажет, есть ли супруг и когда родились дети, записан ли отец в свидетельстве о рождении. Пенсионный фонд поможет проверить уход за инвалидом, оформление опеки, лишение родительских прав и назначение пенсий. Росреестр сообщит о площади квартир, ГИБДД — о количестве машин, ФНС — о доходах, вкладах и бизнесе. Центры занятости передадут информацию о регистрации безработных, МВД — о регистрации по месту жительства, ФССП — о полученных алиментах, ФСИН — о лишении свободы.
Но некоторые сведения все-таки придется подтверждать документами, потому что в государственных базах их нет, во всяком случае пока.
Вот что нужно подтверждать справками:
Документы по каждому члену семьи нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Если чего-то не хватит, соцзащита запросит дополнительные сведения и даст еще 5 рабочих дней на доработку заявления. Если не уложиться, будет отказ и придется все оформлять заново.
Список документов, которые нужно представить дополнительно, появится внизу формы заявления — с учетом конкретной ситуации. Принести их нужно лично в соцзащиту, адрес придет в уведомлении на госуслугах. В разделе 5 заявления указываете свои обстоятельства, в разделе 8 появляется перечень сведений для подтверждения.
Кроме обязательных можно представить документы на свое усмотрение. Например, подтверждение расходов бизнеса, чтобы уменьшить среднедушевой доход.
подсчетам Минтруда, в 95% случаев дополнительные документы не понадобятся. В любом случае сейчас процесс автоматизирован лучше, чем год назад, а справок точно понадобится меньше.
Как заполнить заявление, если детей несколько?
Всех детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно нужно указать в одном заявлении.
Когда придет ответ по заявлению?
Заявление рассматривают 10 рабочих дней, но срок может увеличиться на 20 дней из-за межведомственных запросов и на 5 дней из-за представления дополнительных документов.
В течение 30—35 дней должен прийти ответ.
Те, кто обратился за перерасчетом в начале апреля, получат доплату в начале мая.
Можно ли изменить реквизиты для зачисления выплаты?
Да, есть отдельная форма для изменения реквизитов. Это заявление тоже подает именно тот, кто получает выплату. Папа не сможет подать заявление и указать свой счет, если господдержку получает мама.
А вот мама в такой ситуации сможет указать номер другого счета или выбрать получение почтой. Изменить реквизиты можно в любое время до окончания срока выплаты.
С 1 июля выплата на детей с 3 до 7 лет будет зачисляться только на карту «Мир» или на счет, не привязанный к каким-либо картам. Самое время оформить ее и сообщить новые реквизиты. Или указать, что хотите получать деньги на почте. Заявление рассматривается больше месяца, поэтому затягивать не стоит.
Каков срок рассмотрения заявления?
Заявление рассматривается до 35 рабочих дней со дня регистрации.
В соответствии с Порядком назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия. При этом решение о назначении ежемесячной выплаты либо решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в течение 30 рабочих дней со дня приема заявления. В тех случаях, когда заявление направлено на доработку (с указанием информации, подлежащей корректировке) срок может быть продлен до 35 рабочих дней.
Как заявитель узнает о решении?
Изменится статус заявления. Если решение положительное в месяце, следующем за месяце принятия решения, придет выплата. Если отрицательное, то на портале Госуслуг изменится статус и придет причина отказа на электронную почту, указанную в заявлении. Если заявление подано через МФЦ или ЦСПН отказ придет на почту.
Как делают запросы, мне могут дать ответ по тому, куда сделаны запросы именно по моему заявлению?
Процесс проверки права на выплату осуществляется ЦСПН в автоматическом режиме в течение указанного периода. Сказать какие запросы сделаны по каждому из почти 14 тысяч заявлений невозможно. Статус заявления можно смотреть в личном кабинете на Госуслугах.
Откуда и как получают необходимые сведения при оформлении выплат на детей с 3 до 7 лет
Откуда и как получают необходимые сведения при оформлении выплат на детей с 3 до 7 лет
На основании новых нормативных актов срок рассмотрения заявлений на ежемесячные выплаты на детей с 3 до 7 лет увеличился до 35 рабочих дней. Это связано с тем, что сотрудникам соцзащиты необходимо сделать те или иные межведомственные запросы и получить на них ответы. Куда же напраляются запросы в рамках рассмотрения заявлений на выплаты от 3 до 7 лет?
Разъясняют сотрудники Егорьевского управления социальной защиты населения:
Перечень межведомственных запросов в рамках назначения ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет:
в ФНС (федеральная налоговая служба) направляются следующие запросы:
сведения о заключении (расторжении) брака;
сведения о рождении и смерти ребенка и членов семьи;
сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей;
сведения о дивидентах, процентах и иных доходах, полученных по опреациям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая дохода, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозйства;
сведения о процентах по вкладам (с 01.01.2022г.);
в центре занятости населения запрашиваются сведения о наличии статуса безработного и о размерах пособий за расчетный период;
в ПФР (Пенсионный фонд) направляются запросы:
сведения о суммах пенсий, пособий и иных анаогичных выплат;
сведения об осуществлении ухода за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы или лицами старше 80 лет и получении компенсационных выплат в связ с уходом;
сведения о наличии инвалидности;
в Росреестре запрашиваются сведения о наличии недвижимого имущества;
в МВД направляются запросы:
сведения о регистрации по месту жительства;
сведения об автотранспортных средствах;
в ФСПП (Федеральная служба судебных приставов) запрашиваются сведения о получаемых алиментах;
во ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) направляются запросы:
сведения о пребывании в местах лишения свободы;
сведения об освобождении из мест лишения свободы.
После получения ответов на запросы происходит комплексная оценка нуждаемости семьи в ежемесячной денежной выплате и принимается решение о назначении либо отказе в выплате.
Консультацию по условиям назначения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет можно получить по телефону управления: 84964033605.
Что делать, если отказали в пособии на детей с 3 до 7 лет
По какой причине могут отказать в назначении пособия?
Пособие на детей в возрасте с 3 до 7 лет назначается исходя из среднедушевого дохода на каждого члена семьи. Смысл пособия в том, чтобы поддержать те семьи, чей доход ниже регионального прожиточного минимума. Поэтому основной причиной отказа в назначении выплат является имущественное положение семьи.
На отказ могут повлиять:
Таким образом, на пособие не могут рассчитывать обеспеченные семьи, а также те, кто настроен на социальное иждивенчество и не имеет доходов, кроме пособий.
Смягчающими обстоятельствами при отсутствии официального дохода могут быть следующие причины:
По вышеуказанным причинам у заявителя может не быть дохода не более 10 месяцев в году. В этом случае он может рассчитывать на получение пособия.
Что делать, если получен отказ?
В первую очередь необходимо уточнить, что стало причиной отказа. Причина указывается в уведомлении, получить которое можно в личном кабинете на портале Госуслуг, в МФЦ или в соцзащите.
Проверьте, попадает ли формулировка отказа под вышеуказанные причины. Также отказать могут по причине того, что заявитель просто неправильно заполнил заявление. В этом случае следует подать его заново в срок до конца 2021 г.
Если отказ пришел по причине превышения дохода, то имеет смысл подать заявление позже, чтобы не принимался в расчет тот период, в котором были получены высокие доходы.
Также следует иметь ввиду, что теперь дети до 23 лет, студенты очной формы обучения и не состоящие в браке, учитываются в составе семьи. Следовательно, если в 2020 г. семья получила отказ в назначении выплаты из-за высокого среднедушевого дохода, то можно подать в этом году еще раз. Поскольку число членов семьи увеличилось, то среднедушевой доход уменьшится, и семья, возможно, получит право на выплату.
Если же отказ заявитель сочтет неправомерным, необходимо подать письменную жалобу на имя начальника отделения соцзащиты по месту жительства. В жалобе следует аргументированно изложить ситуацию и попросить пересмотра решения. Письменный ответ соцзащита обязана предоставить в течение 30 календарных дней.
Итоги
Отказ в назначении пособия обусловлен в основном имущественным положением семьи – наличием нескольких объектов недвижимости, накоплений и т.д. Также заявителям необходимо иметь иной доход, кроме детских пособий. При отказе следует ознакомиться с его официальной причиной и при несогласии – подать жалобу на имя руководства отделения соцзащиты.
Подробнее о других видах соцпособий узнайте в нашей рубрике «Пособия».
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.