Прогрессивно то что способствует возвышению гуманизма
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Ответ
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Прогрессивно то что способствует возвышению гуманизма
§ 1. Наука и философия
И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.
Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки(отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
экономические науки(экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки(история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки(литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки(теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
педагогические науки(общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки(общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
социологические науки(теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
политические науки(теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология(теория и история культуры, музееведение и др.).
В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.
СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В наиболее широком значении социология —это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.
Современная социологическая энциклопедия определяет социологиюкак науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровеньпредставляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследованийиспользуются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня(социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.
Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
Политическая наука (политология)является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.
Гуманизм и прогресс
Сущность и история развития гуманизма как философии человечности, анализ работы выдающихся ученых в данной области. Оценка современного уровня прогресса, его критерии и характерные признаки. Исследование соотношения прогресса и гуманизма в философии.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.05.2015 |
Размер файла | 27,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Гуманизм и прогресс
В связи с обострением глобальных проблем современности, которые составляют особый класс проблем современного исторического процесса и предполагают вполне конкретные условия своего решения, вопросы гуманизма приобретают особое звучание.
Сама жизнь убедительно свидетельствует о том, что в нынешнюю эпоху необходимы новое мышление, новая философия мира, которая объединяла бы, а не разъединяла народы Земли, все человечество.
Сегодня необходимо мыслить по-новому, в соответствии с реальностями ядерно-космической эпохи. Новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии, как органическое условие прочного и справедливого мира. Поэтому задача выявить и проанализировать основы современного гуманизма, которые обусловлены возрастанием роли планетарных проблем современности.
Помимо этого невозможно рассматривать проблемы современного общества без анализа и оценки места прогресса в данном процессе, т.к. именно он определяет основные пути развития общества и государства.
Таким образом, целью данной работы является изучение смысла понятий гуманизм и прогресс в свете современной действительности.
Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
— рассмотрение гуманизма как философии человечности;
— изучение прогресса, его критериев и современных черт развития;
— рассмотрение соотношения прогресса и гуманизма в философии.
Гуманистическая философия определяется в научной литературе как умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.
Человечность в свою очередь определяется как безотчетный, непосредственный, стихийный гуманизм, а гуманизм как осознанная, осмысленная человечность.
Гуманизм исходит из того, что Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо.
С точки зрения гуманизма человек для человека является высшей ценностью, которая приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.
Кто унижает достоинство других, тот сам обладает невысокими достоинствами. Для гуманиста человек ценен сам по себе, как таковой, уже в силу своего рождения. Гуманист изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующим или неверующим. Поэтому можно сделать вывод о том, что с точки зрения гуманизма люди должны относиться друг к другу равноценно, независимо от их происхождения и их убеждений.
Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. При этом, признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества.
В споре индивидуализма с коллективизмом гуманизм занимает позицию третейского судьи, что означает, что он выступает как против крайнего коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и против крайнего индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других (всеобщую свободу).
Приверженец гуманизма осмысляет человечность как фундаментальную ценность, независимо от своей сословной или иной групповой принадлежности, о чем мы уже не раз отметили выше.
Гуманизм ориентируется на конкретного, «вот этого» человека, на индивидуума, а это означает, что гуманизм рассматривает человека как уникальное явление. В самом деле, как только мы думаем о человеке по принадлежности, как представителе той или иной социальной группы, общности, тут же испаряется индивидуальная составляющая человека, исчезает его уникальность, а это уже неполный, частичный, обобщенный, унифицированный человек. Главное отличие гуманизма от национализма, коммунизма и т.п. заключается в том, что он напрочь отвергает такое представление. В этом его коренное отличие, религиозного фундаментализма.
Ученые-социологи исследуют человека как представителя той или иной социальной группы. Они абстрагируются от всей полноты человека для лучшего его анатомирования. Политики ориентируются в своих предпочтениях на те или иные группы людей. В том и другом случае человек рассматривается по принадлежности, не как субъект, а как предикат-объект. Известны и другие случаи (например, в медицине), когда человек рассматривается подобным же образом. Все эти случаи частичного рассмотрения-оценки человека оправданы и оправданы в той мере, в какой они не противоречат гуманизму.
Гуманизм можно определить как узел, который связывает всех людей как людей, а не как представителей той или иной социальной группы. Гуманизм как бы говорит социологам: анатомируйте, препарируйте человека, но помните: вы имеете дело с неполным человеком; ваши исследования имеют только частичное значение. То же он говорит политикам, государственным служащим, экономистам, медицинским, социальным работникам: ваша деятельность важна для человека, но она все же имеет лишь частичное значение для него.
Человек всегда свободен, а это означает тот факт, что он изначально обладает каким-то минимумом свободы просто как живое существо, в то же время в процессе жизни он стремится к большей свободе. Данное стремление заложено ему природой, причем безграничное стремление. Отсюда все проблемы.
С точки зрения гуманизма человек как явление земной жизни самодостаточен. Если он и зависит от чего-либо, то не от каких-то потусторонних, сверхъестественных, надчеловеческих сил, а от среды обитания, в которой он существует изо дня в день.
Естественным продолжением гуманизма применительно к природе является экогуманизм. В основе экогуманизма лежит бережно-любовное отношение к среде обитания. Это и любовно-уважительное отношение к нашим меньшим братьям, животным, и охрана окружающей среды, и посильное воссоздание утраченных элементов природы, и совершенствование культурной среды, второй природы, созданной трудом человека.
Если говорить о мире в целом, то он, безусловно, не является только средой обитания человека. Мир необъятен и как таковой не подчиняется человеку.
Утверждая достоинство человека, гуманизм в то же время выступает против возвеличивания, обожествления человека, придания ему всеобщего и всемирного признания и величия. Из вышеуказанного мы делаем вывод о том, гуманизм и высокомерие несовместимы.
Человеколюбие не исключает в отдельных случаях неприязненного отношения к конкретному человеку. Но в любом случае человеколюбивый человек не знает ненависти, презрения, пренебрежения к людям. Для него дурно поступающий человек скорее достоин жалости, чем ненависти, презрения.
Для гуманиста ориентиром морального и, соответственно, правового поведения является золотое правило (не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе; поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой). Мы абсолютно согласны с вышеуказанными понятиями и считаем, что гуманизм как раз и заключается в равном и взаимодополняющем начале каждого из нас.
Закон жизни: если хочешь жить лучше, то должен и быть лучше.
Идеал выражает стремление человека в совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.
2. Прогресс, его критерии и современные черты
Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
Если мы изобразим прогресс человечества графически, то получится изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Например, мы знаем какие бедствия принес Европе фашизм.
Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы», одновременно происходят различные процессы, развертывается разнообразная деятельность людей, что и порождает суть прогресса. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии.
Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.
Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать, как прогрессивные, а какие нет.
Что касается критериев прогресса, то существует несколько точек зрения, так некоторые рассматривают критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю: критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.
Свобода характеризуется не только знанием, отсутствие которого делает человека субъективно несвободным, но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.
Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.
Человек существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности.
Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, рассмотрим изменения, происходящие в обществе.
Если мысленно окинем взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Можно продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Так, например, как видим, ликвидация крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме реформ.
В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений. Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными.
В XX веке некоторые мыслители отстаивали тезис об особой, прогрессивной роли интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимым во внутренней жизни и более свободным по отношению к природным и социальным условиям. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия размежевания сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически.
Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития, и он является единственно возможным?
Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса.
3. Соотношение прогресса и гуманизма в философии
философия гуманизм человечность
В свете существующих на сегодняшний день проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности. Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
Подводя общий итог следует отметить, что основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы. Следовательно, главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.
Общий итог данного вопроса видится в том, что необходимо, в настоящее время рассматривать прогресс, т.е. развитие человечества, непосредственно через гуманизацию, т.е. приоритет человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
— возрастает число ее подсистем,
— усложняется структура системы,
— увеличивается число связей между элементами системы,
— возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.
Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств.
Из вышесказанного следует, что чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм».
Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие, признаки и виды электронных денег, история их развития, положительные и отрицательные стороны. Использование криптографической защиты. Анализ и оценка современного рынка электронных денег в России и прогнозирование сценариев его развития.
курсовая работа [331,4 K], добавлен 25.03.2011
Оценка абсолютных и относительных финансовых результатов предприятия ОАО «Прогресс». Трансформация бухгалтерского баланса. Оценка потенциального банкротства. Анализ эффективности использования капитала предприятия и пути снижения себестоимости продукции.
курсовая работа [313,2 K], добавлен 11.02.2014
Исследование и анализ информации, необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния организации. Показатели финансовой системы Российской Федерации, история ее формирования и развития.
контрольная работа [207,7 K], добавлен 25.09.2016
Сущность и история возникновения денег, этапы их развития, значение в обществе и экономике государства. Анализ основных макроэкономических тенденций развития Кировской области. Итоги социально-экономического развития области и перспективы развития.
курсовая работа [1,6 M], добавлен 15.09.2009
Понятие, сущность, содержание, цели, задачи и основные критерии эффективности бюджетной политики государства. Общая характеристика и особенности современного этапа развития российской экономики. Анализ и оценка бюджетной политики РФ и пути её улучшения.
контрольная работа [32,8 K], добавлен 03.07.2010
Общая характеристика сложившейся ситуации. Бюджет и налоги. Проблемы налогового законодательства. Проблема неплатежей. Трудности механизма налогообложения. Налоговая культура. Стимулирование развития экономики и социального прогресса.
реферат [15,0 K], добавлен 20.11.2006
Бизнес как особый объект оценки. Цели определения рыночной стоимости бизнеса, ее виды и методы оценки. Анализ объекта оценки и его макроокружения на примере ООО «Прогресс». Анализ имущества и источников его формирования. Выбор подходов к оценке стоимости.
дипломная работа [439,0 K], добавлен 18.02.2012