Прогресс и развитие в чем разница
Прогресс и развитие: разница и отличие
Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс
Социальная революция— коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы политического устройства к другой
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ:
Социальная реформа (эволюция) – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным.
Концепция социального прогресса.
Прогресс— движение вперед.
Тюрго и Кондорсе – первопроходцы идей прогресса (Франция)
Черты первых концепций:
1) идеальное начало- первопричина изменений в мире- совершенствование человеческого интеллекта
2) развитие общества воспринималось плавно, эволюционно, по прямой
3) в рамках одной общественной формации
1) развитие разума, нравственность, мораль
2) сознание свободы (мера свободы, которую общество может дать индивиду)
3) прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма
Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса является технический. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам.
Прогресс возникает, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно: нет ни одного общества, в котором орудия труда не совершенствовались бы, а, напротив, ухудшались.
Различают реформистский (постепенный) и революционный (скачкообразный) виды социального прогресса.
Реформа — это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое, совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одно — временно, с целью изменения основ социального строя. Революции бывают кратковременными и долговременными.
Реформы называются социальными, если они касаются пре-образований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в обществен-ной жизни, доступе к социальным благам.
Понятие является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:
структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);
процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);
функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);
мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.
Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.
Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Революция
Революция— это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой.
Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина.
«Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.
Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации.
Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа
Реформа— это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции.
Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика.
Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация».
Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса
В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций.
Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).
Революция (лат. – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии.
Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.
Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития.
Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:
1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;
2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;
3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;
4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.
В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство.
При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:
1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);
2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).
В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».
Реформа (лат. – преобразование) – изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры.
С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.
Социальный (общественный) прогресс.
Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности.
При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.
Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.
Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни.
В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.
Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад.
Вместе с тем в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д., можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях.
Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий.
В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.
В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.
Модернизация.
Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества – традиционного – к другому – индустриальному).
Историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.). Инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой).
Ментальное (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям). Цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).
В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, строительство нации, коммерциализацию, профессионализацию, секуляризацию, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.
Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества.
Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно.
Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы.
При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее – кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством.
Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.
Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях.
Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.
В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:
а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;
б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество;
в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;
г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – буржуазное общество – коммунистическое общество.
Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической
формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.
Общественно- экономическая формация
Первобытнообщинная. Низкий уровень развития производительных сил, примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности.
Социальное равенство и личная свобода. Отсутствие оторванной от общества публичной власти.
Рабовладельческая. Частная собственность на средства производства, в том числе на «говорящие орудия» (рабов).
Социальное неравенство и классовое расслоение (рабы и рабовладельцы). Появляется государство и правовое регулирование общественной жизни. Господствует внеэкономическое принуждение.
Крупная земельная собственность феодалов. Труд свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян. Главные классы – феодалы и крестьяне. Внеэкономическое принуждение дополняется экономическими стимулами труда.
Капиталистическая. Высокоразвитые производительные силы. Главная роль промышленности в экономике.
Классовая структура общества основывается на взаимосвязи буржуазии и пролетариата. Частная собственность на основные средства производства. Личная свобода рабочих, экономическое принуждение. Формальное равенство граждан.
Коммунистическая. Отсутствие частной собственности на средства производства.
Государственная (общественная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуататорских классов. Справедливое равномерное распределение произведенного продукта между всеми членами общества. Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда. Отмирание государства и права.
Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.
Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья.
Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории.
Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.
Скотоводческие и огороднические обществавозникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства.
Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.
Аграрные обществапоявились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.
Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных.
Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекла за собой появление государства и права.
Иногда аграрное общество называют традиционным, имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное.
По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и, но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности.
Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).
Индустриальные обществапоявились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.
Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.
Постиндустриальные обществавозникают в конце XX в. на базе информационной революции.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.
Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества.
В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия; в индустриальном — обществе промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия). Главное место начинают занимать университеты. Собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию.
Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.
Развитие и прогресс
Проблема общественного прогресса в истории философии. Исследование сходства и различий понятий «развитие» и «прогресс». Сущность и противоречивость антономичного характера общественного прогресса. Проблема определения критериев общественного прогресса.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.02.2017 |
Размер файла | 24,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Развитие и прогресс, сходство и различие этих понятий. Проблема общественного прогресса в истории философии
Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диалектики.
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.
Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Взгляд на исторический прогресс в марксизме изложен в рамках материалистического, формационного подхода к пониманию истории. История общества рассматривается в нем как естественно-исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций, которые представляют собой общество на конкретной исторической ступени развития, с определенным способом производства, базисом и надстройкой. Выделяя пять общественно-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую), марксизм рассматривал историю общества как восходящий, прогрессивный процесс перехода от одной общественно-экономической формации к другой на основе развития материального производства, производительных сил, способа производства.
Подобно О. Шпенглеру, неформационный подход к пониманию общественного прогресса развивал в XX в. английский философ А. Тойнби, который в работе «Постижение истории» на большом фактическом материале разрабатывает теорию круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома, разложения. При этом под прогрессом понимается возможность духовного совершенствования, эволюция религий, сближающих и интегрирующих народы.
Осмыслению кризиса европейской цивилизации, пониманию направленности исторического процесса посвящено также одно из основных произведений немецкого философа XX в. К. Ясперса «Смысл и назначение истории». С его точки зрения, VIII—II вв. до н. э. представляют собой «осевое время», связанное с возникновением мировых религий, философии и представляющее собой прорыв в мифическом миросозерцании, форму осознания человечеством хрупкости, смертности, конечности границ своего бытия, постановку проблемы спасения, смысла человеческого существования. Это «пробуждение» духа и явилось, по утверждению К. Ясперса, началом общей истории человечества, объединением локальных культур, установлением подлинной, не родовой, не природной, а духовной связи между народами.
Проблема определяющей и объединяющей роли духовности в понимании направленности исторического прогресса в период противостояния двух мировых систем была поставлена одним из крупнейших социологов XX в. П. Сорокиным, который, анализируя особенности и тенденции в развитии двух мировых систем, определяющих судьбы цивилизации, высказал идею о их взаимном сближении, о возможности конвергенции, возникновения смешанного, интегрально-промежуточного социокультурного типа, снимающего негативные моменты и соединяющего позитивные ценности предыдущих.
Своеобразной «проверкой» этих предсказаний в развитии общественного прогресса явилось современное западное общество, анализ которого дан в работах К. Поппера и других современных зарубежных и отечественных исследователей.
Английский философ и социолог XX в. К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» утверждает, что современное западное общество ничего общего не имеет с «капитализмом», о котором писал К. Маркс. Для него характерно наличие внутренних механизмов к самореформированию и самосовершенствованию, многообразие форм собственности, прогрессивное налогообложение, широкий спектр социальных программ, что позволяет ему приближаться к реализации общечеловеческих ценностей, так или иначе заявленных в любых теориях и парадигмах, претендующих на понимание и прогнозирование прогрессивного развития общества.
2. Антиномичный характер общественного прогресса: сложный, противоречивый характер его проявления
Антиномичный характер общественного прогресса заключается в том, что неоспоримые прогрессивные завоевания в научной, экономической и техногенной сфере, сочетаются с негативными явлениями в нравственно-этической сфере: падение духовности, рост преступности и насилия, и т.д., поэтому общественный прогресс невозможно рассматривать вне контекста нравственно-этических, правовых и социальных проблем.
Само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.
Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью.
Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.
Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.
Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
Для современного человечества проблема общественного прогресса встает как практический вопрос о выборе путей общественного развития в современную эпоху и на перспективу. Именно поэтому интегративным критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в ней личности. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность и есть важнейший критерий прогресса.
3. Критерии общественного прогресса
Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья.
Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, по степени человечности общественного устройства).
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день можно назвать:
1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности. Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
Для более прогрессивной общественной системы характерна ориентация на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация может дать гармонично развивающуюся систему. Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием.
Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.
1. Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник. / В. С. Барулин. // 2-е изд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Эпохи исторического процесса Ж.А. Кондорсе. Взгляды современных российских исследователей на проблему общественного прогресса. Религия как основа общественного прогресса Н.А. Бердяева. Взгляды А.Р. Тюрго, И.Г. Гердера, К. Маркса на общественный прогресс.
реферат [33,9 K], добавлен 27.06.2014
Характеристика понятия исторического прогресса. Подходы к определению сущности исторического прогресса. История как наука о прогрессе в работах Кареева. Проблематика определения критериев исторического прогресса. Цели исторического прогресса по Гердеру.
контрольная работа [24,0 K], добавлен 03.04.2011
Рассмотрение подходов к прогрессу и его критериям в истории философской мысли. Проблема коммуникации как основания человеческого существования. Рационалистический, формационный и культурологический подходы к идее прогресса в марксистском мировоззрении.
реферат [32,5 K], добавлен 20.07.2011
Идея общественного прогресса в философии, проблемы направленности истории. Социальные законы и социальное прогнозирование, их роль в развитии человеческого общества. Проблема периодизации истории и стадии экономического роста. Социальные движения.
контрольная работа [35,8 K], добавлен 12.08.2010
Единство и многообразие общественной жизни. Исторические и духовные посылки общественного развития. Проблема критериев общественного прогресса. Соотношение цивилизационного и формационного развития. Некоторые особенности исторического развития.
реферат [37,5 K], добавлен 13.02.2011
Характеристика научно-технического прогресса. Значение техники в практической деятельности человека. Особенности радикального преобразования производительных сил и технологии общественного производства. Социальные последствия научно-технической революции.
реферат [28,5 K], добавлен 26.06.2012
Положительные и отрицательные последствия научно-технической революции. Предотвращение мировой термоядерной войны. Экологический кризис в глобальных масштабах, человек как биосоциальная структура. Проблема ценности научно-исследовательского прогресса.
контрольная работа [23,4 K], добавлен 28.11.2009