Прогресс что это такое

Что такое прогресс — его критерии, противоречивость и виды (общественный, научно-технический)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Прогресс и регресс – эти два процесса есть движущая сила эволюции.

Понятие «регресс» мы рассматривали в другой статье нашего блога.

А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).

Прогресс что это такое

Прогресс – это …

Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.

Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.

В переводе с латинского «progressus» обозначает «движение вперед». Очень емкий перевод, он отражает суть понятия «прогресс» без необходимости дополнительных комментариев.

Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.

Системами, к которыми применим термин «прогресс», являются:

Противоположным по смыслу к понятию «прогресс» является понятие «регресс», т.е. «движение в обратном направлении».

Критерии прогресса

Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:

Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.

Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).

Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).

Противоречивость прогресса

Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:

Прогресс что это такое

Примеры противоречивости прогресса:

Общественный прогресс и его критерии

Прогресс в обществознании – это процесс развития общества от первобытного к цивилизованному.

Восприятие мира человеком всегда субъективно. Оно зависит от того, на каком этапе развития находится общество. Поэтому мыслители прошлого определяли прогресс по-разному, следовательно, и критерии общественного прогресса отличались от тех, что мы определяем сегодня.

Вспомним, что было критериями прогресса общества в недавнем прошлом, что говорили об этом известные философы:

Что ставится во главу угла в наше время, когда речь идет об общественном прогрессе:

Прогресс что это такое

Как мы уже проанализировали в статье ранее, прогресс всегда противоречив. Противоречивость общественного прогресса состоит в следующем:

Пример: в 20 веке СССР под руководством Сталина сумел в кратчайшие сроки выбраться из разрухи после Гражданской войны, но социальная сфера развивалась слабо, и потому мощный скачок индустриализации (это как?) не повысил уровень и качество жизни людей;

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.

Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.

Прогресс что это такое

НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.

Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.

Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.

Прогресс что это такое

НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:

Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;

Присущ ли прогресс развитию природы

В аспекте (это как?) рассмотрения понятия «прогресс» возникает правомерный вопрос: «А есть ли прогресс эволюции природы нашей планеты?».

С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.

Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.

Прогресс что это такое

Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.

Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.

Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.

Вместо заключения

Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.

И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.

Прогресс что это такое

Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.

Прогресс что это такое

Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.

Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.

Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.

Источник

Прогресс

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Содержание

Развитие понятия

Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие «прогресса» как термина, присущего исключительно западной цивилизации.

Составляющие

Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:

Проблема оценки динамики прогресса (критерии прогресса)

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня «Темных веков», наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:

Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных «произвольным», а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.

У него есть две гипотезы о причинах происходящего:

Источник

Значение слова прогресс

Словарь Ушакова

| Улучшение, развитие чего-нибудь в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. progressus — движение вперед)

1) поступательное движение;

2) развитие всего (человека, человечества, в том числе) в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, которое, по видимости, происходит само собой. По Гегелю прогресс является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще.

Культурология. Словарь-справочник

☼ процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного П. были сделаны представителями школы Эволюционизма (Спенсер, Тайлор), определившими это явление как процесс последоват. усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отд. функциональных подсистем и элементов. Развитием этих взглядов стали работы Дюркгейма и его теория разделения труда, объясняющая работу механизмов роста такого рода специализации в деятельности, а также исследования представителей структурно-функционального направления антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мёртон, Парсонс), рассматривавших социальную эволюцию как последоват. перемену типов социальной организации сооб-ва со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Парсонс даже разработал шкалу критериев «эволюционных» универсалий, к-рые, по мнению ученого, позволяют проводить объективный анализ динамики социокультурного П. исследуемых сооб-в. Совр. неоэволюционисты (Дж. Стюард, М. Салинс) предложили аналитич. разделение процессов общей эволюции панкультуры в целом и специфич. эволюции, характеризующей особенности истор. развития того или иного конкр. сооб-ва, не всегда объяснимые с позиций эволюции общей.

Эволюционисты объясняли движущие силы социокультурной эволюции, гл. обр., потребностью сооб-в в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся истор. обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская историософская школа аргументировала неизбежность П. саморазвитием производит. сил и производств. отношений. С позиций функционалистов и совр. социальных синергетиков, источником П. является реализация свойственной всякой открытой динамич. системе (каковой несомненно является человеч. об-во) тенденции к структурному и организац. саморазвитию и расширению функций.

В противовес эволюционистским и функционалистским подходам к объяснению социокультурной истории создатели многообр. теорий цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.) скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции и П., рассматривали судьбу всякого регионального сооб-ва (цивилизации) как автономный циклич. процесс внутр. роста и последующей деградации, не обусловленный закономерностями к.-л. общего П. в общечеловеч. масштабе. Они не усматривали в культурах сооб-в позднего времени к.-л. признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сооб-в древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние. Наиболее целостный характер подобная научная парадигма обрела в этногенетич. концепции Л. Гумилева..

В принципе отношение к проблеме социокультурного П. обусловлено пониманием культуры данным автором. Напр., представители гуманитарного направления культурологии, ориентированные преимущественно на этико-эстетич. аспекты культуры, справедливо отмечают, что у нас нет объективных критериев, на основании к-рых можно было бы оценить совр. нравы и искусство как более прогрессивные, нежели, скажем, античные.

По всей видимости, в определении критериев П. в культуре не следует ориентироваться на оценочно-качественные показатели как методологически неадекватные поставленной задаче. Речь здесь может идти о сравнит. анализе эффективности технологий социокультурной организации, регуляции и коммуникации, существовавших в те или иные истор. эпохи, с т.зр. решения ими задач поддержания и повышения уровня социальной интегрированности сооб-в людей, развития средств и расширения масштабов их социального взаимодействия, работы механизмов аккумуляции и трансляции социокульт. опыта и т.п. При подобном взгляде на историю культуры и ее наиболее генерализированные социальные функции истор. П. в виде повышения эффективности в решении этих задач за счет интенсификации работы соответствующих механизмов и совершенствования технологий социального воспроизводства об-ва становится очевидным.

Вместе с тем, такого рода П. может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном истор. масштабе, на материале значит. отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже неск. поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализир. областях деятельности, как правило, не совпадают; само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в нек-рых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже опр. регресс и т.п. Помимо этого каждое истор. сообщество (или цивилизац. общность) развивается в своем собств. темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сооб-ва, достигнув опр. уровня развития (видимо, предельного для тех природных и истор. условий, в к-рых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. По самой приблизит. оценке (точный подсчет здесь вряд ли возможен), число сооб-в, совершающих эволюц. «скачок» с более низкого уровня социальной организации на более высокий, примерно на порядок ниже числа тех сооб-в, к-рым не удается перейти этот порог (из нескольких тыс. первобытных коллективов менее одной тыс. развилось до уровня раннеклассовых доиндустр. цивилизаций, из них не более сотни сооб-в достигли стадии индустр. развития и лишь малую часть последних можно отнести к категории постиндустриальных).

Т.о., социокультурный П. возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание к-рых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сооб-ва либо консервируются в качестве истор. реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.

Лит.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995; Тайлор Э.Б.. Первобытная культура. М., 1989; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Дюркгейм Э. О разделении обществ. труда. Метод социологии. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993; G. Spenser. The Principles of Sociology. N.Y., 1897; Sahlins M.D. Evolution: Specific and General // Theory in Anthropology. Chi., 1968.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Топонимический словарь Амурской области

пгт на ж. д. линии Бурея-Райчихинск, на территории Райчихинского горсовета. Осн. в 1947 г. на территории колхоза «Прогресс», от которого и получил свое название, значение которого с латинского слова progresso звучит как «движение вперед, развитие» [22].

Педагогический терминологический словарь

издательская группа, ОАО, Москва. Гуманитарная, историческая, научная, педагогическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

движение вперед, совершенствование; отсюда — прогрессировать.

Словарь антонимов русского языка

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Просветительство и марксизм провозглашали прогресс, но даже они делали оговорки, что в культуре прогресс относителен. Единственный, для кого прогресс абсолютен и в культуре, — это Бахтин, для которого настоящая литература начинается с романа XVIII в., а все остальное — преддверие. Как для христианина история — преддверие явления Христа.

♦ Замечание Наполеона на «Записки» Цезаря, попутно: «как фантастичен Вергилий, у него Троя будто бы сгорела за одну ночь, а Москва горела неделю». (Слышано от Е. В. А.)

♦ Прогресс это как поэт, который для должной картины под стихами похуже ставит старые даты, а под стихами получше — недавние. Маяковский и Есенин делали наоборот, демонстрируя свое вундер-начало.

♦ В младших классах меня били, в старших не били, поэтому я и уверовал в прогресс.

♦ Читатели нового времени удивлялись: почему Эдип, получив пророчество, что убьет отца, не стал избегать любого убийства или хотя бы столкновения с любым стариком, а вместо этого сразу подрался с незнакомым Лаием? Ответ просто в Греции невозможно было прожить жизнь, никого не убивши, хотя бы ополченцем в будничной межевой войне. Вот что такое прогресс.

♦ Для вас прогресс банальность? Но только благодаря прогрессу мы с вами и разговариваем: тысячу лет назад мы бы оба умерли во младенчестве.

♦ «Прогресс не выдумка, потому что для позднего человека открыта возможность общения с гораздо более широким кругом «вечных спутников»» (Бицилли, СЗ 62, 385).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

В своей первой книге («Миф об Икаре») я настаивал на относительности идеи прогресса. Марсель Конш, любезно согласившийся ознакомиться с книгой в рукописи, оставил на ее полях такую заметку: «Но все же социальное обеспечение – бесспорный прогресс!» Он совершенно прав. Относительный прогресс остается прогрессом, а никакого другого не бывает. Что такое прогресс? Изменение к лучшему. Это нормативное, следовательно, субъективное понятие. Только в науке прогресс при всей своей относительности действительно неоспорим: потому что сегодняшняя наука в состоянии учесть достижения науки прошлых веков, но не наоборот. Вот почему история науки есть, как выразился Башляр, «история оценок», и оценкой служит сам прогресс науки – «доказуемый и доказанный». Это «периодически повторяющаяся история, освещаемая целями настоящего, отталкивающаяся от сегодняшней уверенности и открывающая в прошлом постепенное формирование истины» («Рационалистическая деятельность современной физики», гл. I). В политике дело обстоит несколько иначе: судить о прошлом с точки зрения настоящего так же неправильно (что не значит, будто этого никогда не происходит), как судить о настоящем во имя прошлого. Следовательно, это относительность, не подлежащая обжалованию, как утверждает Леви-Строс, и это одинаково справедливо во времени и в пространстве, а заключается она не в том, что мы не можем составить подобное суждение (мы можем, потому что постоянно этим занимаемся, мало того, мы и должны это делать), а в том, что наше суждение никогда не будет носить объективного или абсолютного характера. Реакционер, например, это не тот, кто, как наивно полагают сторонники прогресса, всегда выступает против него, а тот, кто считает, что наилучшим, если не единственно возможным путем был бы возврат к предшествующему состоянию. Но как доказать ему, что он не прав? Известны случаи, в частности в медицине, когда наиболее предпочтительной является инволюция. Выздоровление чаще всего означает возврат или хотя бы приближение к предыдущему состоянию. Опять-таки, кому не хотелось бы помолодеть? Но это не значит, что мы мечтаем впасть в детство или вернуться во времена старого режима. Прогресс (социальный, политический, экономический и т. д.) не является ни линейным, ни абсолютным. Собственно, он и является прогрессом лишь относительно определенных желаний, которые мы испытываем (достатка, справедливости, свободы и т. д.). Это не дает ему права претендовать на абсолют, но ни в коей мере не отменяет его, напротив, это делает его реальным – для тех, т. е. почти для всех, кто разделяет эти желания и убеждается, что, несмотря на многие творящиеся ужасы, мы все же движемся вперед. Прогресс – не провидение, а история и точка зрения на эту историю. И в этой истории мы обнаруживаем социальное обеспечение, век Просвещения, права человека и даже тот юношеский энтузиазм, правда исцелившийся от утопичности, с которым мы восклицали: «Это только начало! Борьба продолжается!»

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Направленное развитие от низшего к высшему, движение вперед, совершенствование; развитие чего-л. в благоприятную сторону; улучшение.

лат. progressus «1) движение вперед; 2) успех».

Слово прогресс появилось в русском языке в Петровскую эпоху в значении «успех». Заимств. из нем. Progreβ (Смирн., 244; Фасм., III, 372). Употребление слова прогресс в этом смысле было ограничено рамками XVIII века.

Вторичное заимствование слова прогресс в значении «поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития» было осуществлено из фр. progrès в том же значении (Сорокин, 83). Впервые фиксируется в Сл.Даля1 (III, 437) в значении «умственное и нравственное движение вперед; сила образования и просвещения; взгляд и понятия или притязания на полную свободу». В общем смысле отмечается в Сл.Чудин. 1894 (745).|| Прогрессивный. Вероятно, заимств. из фр. progressif «развивающийся; успешный». Употребляется с 30-х годов XIX в. (Сорокин, 84). Фиксируется в Сл.Толля (III, 215).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Переход на более высокую ступень развития, закономерное движение вперёд.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: развитие, продвижение, совершенствование, рост, сдвиг

Ant: регресс, деградация

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПРОГРЕСС, а, м. Поступательное движение, улучшение в процессе развития; противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается: таков смысл известного классического сказания о смене веков золотого, серебряного, медного и железного. Ранее всего пришли к мысли, что человечество идет вперед в умственном отношении, приобретая новые знания и вместе с ними власть над природой. Такой взгляд высказывали уже многие греческие и римские писатели, иногда при этом выражавшие убеждение, что главные успехи человеческого ума еще впереди. Вообще умственный прогресс наименее подвергался сомнению. В классическом мире господствовало убеждение, что в нравственном отношении человечество, наоборот, только портится. Наконец, в области политической, по представлению античных писателей, совершается постоянный круговорот. У евреев вера в пришествие Мессии была связана с ожиданием лучшего будущего, но впервые о нравственном прогрессе человечества определенно заговорили христианские писатели первых веков нашей эры; новая религия появилась как нравственное обновление человечества. С особенной силой новый взгляд на нравственное совершенствование человечества проявился в некоторых сектах, которые ожидали наступления тысячелетнего царства Иисуса Христа (см. Хилиазм); например, монтанисты, как можно сказать, с Лактанцием, перенесли золотой век язычников из прошедшего в будущее. Классическую идею П. умственного с христианской идеей П. нравственного соединил впервые в своей историко-философской теории блаженный Августин. В средние века идея умственного и нравственного П. встречается время от времени у разных писателей, но, в сущности, они повторяют только то, что было сказано раньше их. Между прочим, в проповеди Вечного Евангелия (секта XIII в.) видную роль играет идея о смене царств трех лиц Св. Троицы, которым соответствуют три постепенно совершенствующиеся откровения: Ветхий Завет, Новый Завет и Вечное Евангелие. Идея прогресса зародилась, таким образом, на почве объективных наблюдений над успехами человеческого ума и на почве субъективных чаяний сердца. Эпоха Возрождения и Реформация не прибавили ничего нового к прежней постановке вопроса; в иных случаях замечается даже поворот к античному представлению. В Италии с XVI по XVIII в., от Макиавелли до Вико, с особой силой возродилась идея исторического круговорота. Во Франции Попелиньер и Боден в XVI в. полемизировали с теми, которые верили в существование золотого века. Еще в XVIII в. Руссо возобновил в своем учении античное представление о том, что человек в умственном отношении прогрессирует, в нравственном же регрессирует. С оживлением умственной деятельности, особенно в XVII в., когда на Западе зародилась самостоятельная философия и наука, мысль об умственном прогрессе сделалась весьма популярной: она встречается у обоих основателей новой философии, Бэкона и Декарта. Во Франции в XVII в. велась литературная полемика, известная под названием «спора древних с новыми», в которой преклонению перед древностью была противопоставлена мысль о совершившемся с тех пор прогрессе. Впервые, однако, лишь в середине XVIII в. появилась мысль о всеобъемлющем прогрессе. Ее не было еще ни у Вольтера («le monde ira toujours comme il va»), ни в «Энциклопедии». Первый, кто провозгласил, что человечество прогрессирует в умственном, нравственном и общественном отношениях, был Тюрго, который в 1750 г. посвятил идее П. две речи (о выгодах, доставленных человеческому роду введением христианства, и об успехах человеческого ума). После него на точку зрения П. становится целый ряд писателей. Из них во второй половине XVIII в. особенно выдаются Кондорсе, Гиббон, Пристлей, Изелин, Лессинг, Гердер, Кант, Пёлитц и др. Вообще, во второй половине XVIII в. впервые рядом с прогрессом умственным и нравственным был признан и прогресс общественный. О нем весьма определенно говорит уже Тюрго, но только Кант впервые дает ему совершенно самостоятельное значение, заявляя, что на всемирную историю можно смотреть как на постепенное выполнение сокровенного плана природы создать совершенное государственное устройство. После французской революции писатели реакционного лагеря объявили, что идея П. ложна в самой своей основе; зато она была весьма популярна у писателей прогрессивных направлений. Ею тотчас же овладела историческая наука, которая стала рассматривать жизнь общества, как прогрессивное движение. Наиболее видным представителем этой идеи в истории был Гизо. Философия истории, преимущественно в школе Гегеля, превратилась в своего рода теорию прогресса. Эта идея вдохновляла и многих поэтов (Беранже, В. Гюго, Гейне и др.); она была тесно связана с утопическим социализмом С.-Симона и Фурье. Мало того: появилось несколько различных пониманий П., которые уже в 20—40-х годах вызывали полемику. В новый фазис вопрос о П. перешел с возникновением социологии (см.), или положительной науки об обществе, которая должна была дать вопросу о П. чисто научную постановку, без всяких теологических и метафизических предположений. Впервые за это дело взялся Конт, который, однако, стал советовать заменить понятие П. (или совершенствования) понятием эволюции (или развития), т. е. понятия субъективного — чисто объективным (см. Субъективизм в общественных науках и Эволюция). На ту же точку зрения несколько позднее стал и Спенсер. Эволюционная точка зрения лишила идею П. мистического и романтического характера, с каким она выступала в литературе второй половины XVIII и первой половины XIX века; в то же время она дала учению о прогрессе научную опору. В последнем отношении большое значение получил дарвинизм как учение о своего рода «прогрессе в мире животных и растений». До Дарвина П. человечества понимался исключительно в смысле совершенствования идей и учреждений, а с появлением теории великого английского натуралиста была признана и чисто органическая эволюция человечества, сопровождающаяся совершенствованием самой природы человека. Вторая половина XIX в. — эпоха разнообразных попыток построения теории П. (или, что то же, культурной и социальной эволюции). Наиболее научные из них примыкают более или менее к идеям Конта, Дарвина, Спенсера и Маркса, причем авторы этих теорий или держатся больше взглядов одного из этих писателей, или стараются их комбинировать между собой. Конт, подобно своим предшественникам, выдвигает на первый план умственный П. (его теория о трех фазисах естественной эволюции миросозерцаний); на этой же точке зрения стоит Бокль, отрицающий всякий нравственный П. Дарвинисты объясняют исторический П. исключительно по аналогии с эволюцией органических форм, а Спенсер — по аналогии с развитием отдельного индивидуума. С точки зрения Спенсера П. (т. е. социальная эволюция) есть только частный случай эволюции вообще, совершающейся по известному общему закону (см. Спенсер и Эволюция). От Маркса ведет свое начало так называемый экономический материализм (см.), объясняющий исторический П. из эволюции отношений производства материальных благ. В настоящее время нет ни одной теории П., которая могла бы считаться общепризнанной. Относящаяся сюда литература весьма обширна. По истории развития идеи П. см. Н. Кареев, «Идея прогресса в ее историческом развитии» («Историко-философские и социологические этюды», 1 895), где указаны и другие сочинения, посвященные истории идеи П. Новейшие труды: Blackmar, «The story of human progress» (1897); Crozier, «Civilisation and progress» (1885); Doherty, «Philosophie of history and social evolution» (1874); Federici, «Le leg ge di progresso» (1882); Ferron, «Théorie du progrè s» (1867); De Greef, «Le transformisme social» (1895, перев. по-русски); Kidd, «Social evolution» (1895, перев. по-русски); Spencer — «Progress, its law and causes», «First principles», «The principles of sociology»; Арнольди, «Задачи понимания истории»; Н. Кареев — «Основные вопросы философии», «Историко-философские социологические этюды», «Введение в изучение социологии»; Миртов (Лавров), «Опыт истории мысли», «Цивилизация и дикие племена», «Формула прогресса г. Михайловского», «До человека», «Научные основы истории цивилизации» и др.; Н. Михайловский, «Что такое прогресс?», «Борьба за индивидуальность», «Орган, неделимое, общество», «Что такое счастье?» и др. Более подробный указатель — в книге Н. Кареева «Введение в изучение социологии». Ср. Социология, Философия истории, Субъективизм в общественных науках, Эволюция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *