Профурсетство что это такое
Что такое арбитраж трафика?
Есть 100% способ не слить рекламный бюджет, и это арбитраж трафика. Все просто: вы платите веб-мастеру только в том случае, если он привел покупателей. Нет конверсий – нет бюджета. Подробнее о том, как это работает, насколько легально, какие есть подводные камни, читайте в нашей статье.
Что такое арбитраж трафика
Арбитраж трафика – это привлечение покупателей на сайт заказчика за процент от продаж. Веб-мастер сам придумывает, как продать товар в интернете, какие задействовать каналы, тратит свои деньги на рекламу. Взамен компания выплачивает ему процент от каждой продажи.
Пример 1. Компания делает торты на заказ за 300 грн. Арбитражник создает лендинг под товар, настраивает контекстную рекламу, публикует посты в Facebook. За каждого привлеченного покупателя он получает по 50 грн.
Пример 2. Компания продает торты за 300 грн., арбитражник предлагает их в интернете разными способами за 350 грн., разницу забирает себе.
Пример 3. Компания сотрудничает с посредником – CPA-сетью. Это партнерская платформа, которая сама подбирает арбитражников, контролирует их работу, следит за тем, чтобы они предоставляли качественный трафик. CPA-сети берут комиссию с компаний (в среднем, около 30% с продаж). В этом случае выручка от 1 торта составит:
300 грн. – 90 грн. (комиссионные CPA-сети) – 30 грн. (проценты арбитражнику) = 180 грн.
При этом партнерские сети за счет налаженных контактов способны обеспечить стабильно большое количество заказов.
Разбираем терминологию
Чтобы в CPA-сети было легче ориентироваться, стоит изучить термины заранее.
Рекламодатель – компания, которая нанимает арбитражника для привлечения лидов.
Вертикаль – сфера, которая объединяет продукты отрасли. Например, крем от морщин, противовирусные средства и тушь для ресниц принадлежат к одной нише. Самыми распространенными вертикалями в арбитраже являются туризм, недвижимость, обучающие курсы, игры, сайты знакомств.
Конверсия – действие, за которое арбитражник получает процент. Чаще всего это покупка, но иногда конечной целью рекламодателя является регистрация или подписка, сбор контактных данных.
Креативы – рекламные объявления, которые составляет и настраивает арбитражник для привлечения лидов. Это могут быть фото, видео или коллаж с текстом.
Лендинг (или сайт-прокладка) – посадочная страница, которую может использовать арбитражник в качестве промежуточного звена. Пользователь попадает сначала на него, а потом, кликнув по ссылке, переходит в интернет-магазин заказчика.
Лид – пользователь, выполнивший целевое действие.
Оффер – продукт (или услуга), который предстоит продавать и рекламировать.
Профит – чистая прибыль арбитражника, разница между доходами и расходами.
Фрод – некачественный трафик. Клики от пользователей, которые не заинтересованы в продукте.
Холд – отрезок времени, за который рекламодатель подтверждает действия заказчиков, которых привел веб-мастер.
Типы заработка в арбитраже обозначаются аббревиатурами:
В чем особенности арбитража трафика для веб-мастера
Для веб-мастеров арбитраж – это ниша, в которой можно как получить хорошую прибыль, так и прогореть. Перед тем как попробовать себя в этой области, стоит учесть несколько особенностей:
По сути, арбитражник – это технический специалист и креативщик в одном лице. Иногда в нише работают вдвоем. Один занимается настройкой и аналитикой, а другой – написанием контента.
Что такое «белый» и «черный» арбитраж
«Белый» арбитраж – это продвижение обычных интернет-магазинов, которые предоставляют прозрачные условия для покупки и правдивую информацию. Например, бизнес по продаже одежды, бытовой техники, обучающих курсов. Именно с «белыми» офферами предпочитают работать CPA-сети.
«Черный» арбитраж – продвижение сайтов, которые могут обманывать пользователей или распространять вирусное ПО. Это могут быть онлайн-казино, букмекерские конторы, гемблинг. В «черном» арбитраже часто используются противозаконные методы для обхода рекламных запретов.
Источники арбитражного трафика
Дальше вы узнаете, где брать лидов, как избавиться от некачественного трафика.
Где купить трафик?
Арбитражный трафик можно привлекать бесплатно на тематических форумах и интернет-досках объявлений, но это требует больших усилий и времени. Самыми эффективными платными источниками являются:
Еще два направления – биржи трафика и тизерные сети – предоставляют дешевый (от 5$), но далеко не самый релевантный поток посетителей. Их лучше не брать за основу для продвижения.
Как фильтровать некачественный трафик
Биржи и тизерные сети предоставляют ощутимый процент некачественного трафика, но при должных усилиях от него можно избавиться. Фроды – это боты или фейки. Нашествие некачественного трафика можно заподозрить по следующим факторам:
Системы и сервисы постоянно совершенствуются для борьбы с ботами. Многие трекеры для арбитражников уже снабжены антифрод-системами. Кроме того, существуют независимые варианты, например, Kount, Kraken, FraudShild и т. д.
Для сбора и фильтрации трафика рекомендуется использовать лендинги, т. е. сайты-прокладки. К ним можно прикрутить статистику Google Analytics. Тогда вы сможете оценить количество переходов и конверсий с различных источников и определять их эффективность.
Куда направлять трафик
Арбитражник может работать напрямую с заказчиками или через CPA-сети. Оптимальный вариант – распределять трафик по нескольким партнерским программам, но в пределах 2-3 тематик. На каждой платформе свои цены на разные вертикали. Где-то выгоднее продвигать продукт из ниши «Красота и здоровье», а где-то – «Туризм» и пр.
Почему лучше сосредоточиться на 2-3 тематиках? Так вы сможете набраться опыта в продвижении продуктов конкретной отрасли и собрать кейсы для похожих компаний.
Преимущества арбитража трафика для каждого участника процесса
Для компании, которая хочет иметь больше продаж, арбитраж является безубыточным способом инвестировать в рекламу, и вот почему:
Заключая сделку с арбитражником, вы получаете работника, который действительно заинтересован в продажах, ведь его заработок напрямую зависит от количества лидов. Покупка трафика – это быстрый способ получить клиентов, причем он не требует оборотных средств. Но, в отличие от SEO, прекращает давать результаты сразу после окончания работ.
Для самого арбитражника покупка трафика – это способ получить:
Веский минус – придется рисковать собственными деньгами. Перед тем как приступить к работе в этой сфере, следует основательно подготовиться.
Как работает арбитраж трафика
Рассказываем, что нужно делать арбитражнику, чтобы выполнить заказ, а компании – его получить.
Как стать арбитражником
Специалист должен обладать внушительным багажом знаний. Чем занимается арбитражник:
Ему нужно постоянно следить за обновлениями поисковых алгоритмов и быть в курсе изменений в ранжировании. У арбитражника должны быть развиты аналитические способности, поскольку оценка эффективности каналов и результатов тестирования – обязательная часть работы.
Навыкам продажи трафика обучают на курсах по интернет-маркетингу. Учиться в процессе работы опасно, поскольку можно слить бюджет, а это собственные деньги арбитражника.
Как заказать арбитражный трафик
Рекламодатели находят арбитражников напрямую или через CPI-сети. При этом они могут выставлять ограничения, прописанные в ТЗ, например, запрет на упоминание бренда, использование Facebook для продвижения и пр. В остальном веб-мастер сам вправе решать, как и где продавать продукцию. Далее речь пойдет о тонкостях работы в этой сфере.
Что такое оффер в арбитраже
Оффер – это продукт или услуга, которые необходимо продвигать в арбитраже. Как выбрать нишу, в которой будете работать именно вы? На начальном этапе лучше остановиться на интересной и понятной тематике, тогда будет проще понять боли ЦА и подобрать верные каналы продвижения. Самый простой вариант – продажа физических продуктов в социальных сетях.
Как составить оффер
Подробный оффер облегчает задачу арбитражнику и повышает эффективность процесса. Что стоит указать в обязательном порядке:
В оффере должна быть прописана сумма, которую получает арбитражник за каждого лида. Как правило, маленькие ставки характерны для продуктов, на продвижение которых нужно потратить меньше денег, и наоборот.
Как протестировать оффер
Самый простой и эффективный путь – наладить общение с менеджером проекта. Он может предоставить рекомендации по оптимальным каналам продвижения. Перед запуском арбитража нужно протестировать различные рекламные инструменты, чтобы выбрать наилучший. Как это сделать:
Наиболее эффективные методы вносите в рекламную стратегию, а неприбыльные пробуйте оптимизировать, дорабатывать. Связки с небольшим плюсом рекомендуется не трогать.
Отслеживают эффективность рекламных каналов с помощью арбитражных трекеров. Здесь можно оценить следующие показатели:
Сколько можно заработать на арбитраже?
Ограничений нет, все зависит от инвестиций и эффективности рекламы. Как правило, чем больше вложения, тем выше заработок.
Новичкам стоит подготовиться к тому, что в первые несколько месяцев дохода практически не будет. Начинающие арбитражники учатся разбираться в трендах и нюансах, работать с ЦА, находить самые дешевые способы привлечения трафика.
Сервисы для работы на арбитраже
Креативы можно подсмотреть здесь: publer.pro, unsplash.com, shutterstock.com.
Работу с соцсетями облегчат smmplaner.com, freesmm.ru.
Трекеры для арбитража: octotracker.com, keitarotds.ru, adsbridge.ru
Сервисы для работы с контекстной рекламой: Google Adwords, Google Analytics.
Выводы: кому и чем это выгодно
Это всегда выгодно рекламодателям. Что касается арбитражников, то отметим следующее. Если есть креативные и технические способности, достаточно финансовых средств, вы готовы рисковать, тогда, конечно, стоит попробовать себя в нише.
Что такое арбитраж трафика?
Это создание каналов трафика под рекламу продукта заказчика с целью получения прибыли от продаж.
Кто такие арбитражники трафика?
Арбитражник берет оффер (продукт для продвижения), тестирует, разрабатывает рекламную стратегию и воплощает ее в жизнь. Каждый приведенный лид приносит проценты от продаж.
Как заработать на арбитраже трафика?
Нужно уметь находить рекламные инструменты с наибольшей эффективностью, чтобы можно было купить трафик дешевле, а продать дороже. Разница и будет доходом специалиста.
Что такое оффер в арбитраже?
Это товар или услуга, которую необходимо продвигать. Офферы в арбитраже поделены по вертикалям – нишам, в которых сгруппированы схожие по характеристикам продукты.
Словарь
Что такое фьючерс и чем он отличается от других инструментов
Фьючерс — это разновидность производного (иногда говорят «вторичного») финансового инструмента. По сути, фьючерсом называется договор покупки или продажи некоего первичного инструмента с отложенным исполнением обязательств. В качестве первичного или базисного инструмента могут выступать ценная бумага, валюта, сырье.
Фьючерс — это биржевой товар. Цена на фьючерс варьируется в зависимости от ситуации на рынке. Остальные параметры актива являются типовыми. Это срок поставки, количество товара в лоте, его качество или марка. Таким образом, покупатель и продавец фьючерса принимают на себя обязательства по исполнению контракта в оговоренный срок. Стоимость самого актива к этому времени на рынке может измениться, но это уже не может повлиять на условия сделки.
В официальном документе фьючерса должны быть утверждены:
Фьючерс — это отдельный биржевой товар. Стоимость фьючерса не всегда равна цене его актива. На цену фьючерса, кроме цены базового актива, влияют различные прогнозы и риски изменений предмета договора.
Соотношение цены базового актива на спот-рынке и цены этого актива во фьючерсе может быть либо положительным, либо отрицательным:
Гарантийное обеспечение (ГО)
Фьючерсы торгуются с обязательным обеспечением сделки. Обычно это изменяемый в зависимости от цены депозит в размере 2–10% от стоимости актива фьючерса. Гарантийное обеспечение является страховкой, которую требует биржа. Причем предоставляют обеспечение обе стороны сделки.
Биржа блокирует эту сумму на счету трейдеров как своего рода залог, обеспечивающий сделку. Более того, заблокированная сумма продавца увеличивается в случае, если фьючерс вырос в цене, и уменьшается в случае снижения стоимости фьючерса соответственно. Поэтому если по фьючерсу у продавца заблокирована ₽1 тыс., через неделю биржа может дополнительно заблокировать, например, еще ₽200, если рыночная цена выросла. Для покупателя ситуация противоположная — его гарантийное обеспечение увеличивается при снижении цены. По истечении контракта производятся окончательные расчеты с учетом суммы гарантийного обеспечения.
Таким образом, получается, что при заключении сделки никакой оплаты не происходит, две стороны заключают договор, биржа блокирует на их счетах средства до исполнения контракта. Если сторона сохранит фьючерс до даты его закрытия, уже тогда ему придется исполнить контракт — поставить актив, перечислить деньги или произвести окончательный перерасчет.
Если один из участников сделки откажется от исполнения условий, биржа будет вынуждена исполнить его обязательства самостоятельно. При этом часть гарантийного обеспечения она оставит себе, а нарушителю предъявит имущественные претензии. Такая ситуация возможна только с фьючерсами, по которым обязательна реальная поставка активов. Для фьючерсов, которые предусматривают только взаимозачет (расчетные фьючерсы), отказ в принципе невозможен, а возможные убытки биржи покрываются гарантийным обеспечением.
Именно благодаря гарантийному обеспечению инвесторы часто выбирают трейдинг фьючерсами, используя его, по сути, как «плечо», ведь для заключения сделки требуется иметь всего лишь до 10% стоимости базового актива.
Какие бывают фьючерсы
Контракты делятся на два типа в зависимости от характера исполнения обязательств.
Поставочный фьючерс подразумевает, что в основе контракта находится актив, который необходимо отгрузить и оплатить по окончании договора. То есть если фьючерс подразумевает поставку 1 тыс. баррелей нефти к определенному сроку, такой тип контракта будет называться поставочным.
Расчетный фьючерс может заключаться на любые активы, в том числе индексы, процентные ставки, что угодно, чего нельзя отгрузить и потрогать. В таком случае по окончании контракта происходит перерасчет прибыли и убытков. Нематериальный характер фьючерса позволяет использовать его для страхования рисков на фондовом рынке.
К примеру, если инвестор предполагает, что его пакет акций в ближайшее время упадет в цене, он может продать фьючерс на такой же пакет акций по текущей цене. В случае если его опасения оправдаются, он не окажется в убытке. Прибыль, полученная от снижения цены фьючерса, компенсирует убыток от падения цены акций.Такие схемы называются хеджированием рисков. Иногда инвестор даже может на этом заработать прибыль.
Чем отличается фьючерс от форварда
Можно сказать, что фьючерс является более строгим частным случаем форварда, который, в свою очередь, представляет собой отложенный контракт с оговоренными обязательствами по нему. У фьючерса есть ряд принципиальных отличий:
Чем отличается фьючерс от опциона
Еще один похожий на фьючерс инструмент — опцион. Но если фьючерс является отложенным контрактом на поставку базового актива, то опцион дает покупателю только право, но не обязательство заключить контракт в будущем.
Принципиальное отличие заключается в обязательствах между продавцом и покупателем. Если при торговле фьючерсами у обеих сторон равные права и обязательства, которые они должны исполнить по окончании контракта, то в случае опциона продавец обязан исполнить условия, а покупатель может в итоге не воспользоваться купленным правом на заключение сделки.
Еще одно отличие в том, что сам по себе опцион имеет свою цену, которая, по сути, является премией продавцу, даже если в итоге сделка, лежащая в основе опциона, не состоится. Фьючерсы же не имеют дополнительной стоимости.
Как торговать фьючерсами
Фьючерсами могут торговать как профессиональные участники рынка, так и частные инвесторы, обратившись к брокеру. Выделяют несколько стратегий в торговле фьючерсами, они зависят от целей, которые преследует трейдер.
Фьючерсы могут помочь застраховать владельца актива от неблагоприятного изменения цены на него, поскольку фиксируют цену и не требуют сразу оплаты полной суммы сделки. Причем хеджирование используется не только с ценными бумагами, но и реальными активами, такими как поставка сырья, или валютными парами, например евро — рубль или доллар — рубль.
Пример. Компания выплачивает обязательства по кредитам в евро, при этом доход у компании в рублях. Чтобы застраховать себя от падения курса рубля, компания может купить фьючерсы на евро по курсу на начало года на всю сумму своих кредитных платежей на год вперед. В таком случае в конце года, если курс рубля в действительности упадет (а евро, соответственно, подорожает), компания получит прибыль от реализации фьючерсов, которая покроет убыток, связанный с конвертацией рубля в евро для оплаты кредита.
Эта стратегия торговли фьючерсами заключается в совершении разнонаправленных сделок с фьючерсами таким образом, чтобы получалась прибыль на разнице в цене покупки и продажи. Арбитраж может заключаться как в совершении сделок в разное время, так и на разных площадках.
Пример. Инвестор купил фьючерсы на акции, которые спустя какое-то время выросли в цене. После продажи фьючерсов он получил выгоду.
Пример. Инвестор при наличии разницы цен заключает сделку на покупку майского фьючерса нефти WTI в Лондоне и продажу майского контракта в Нью-Йорке.
Пример. Инвестор может купить апрельский фьючерс на золото и продать более дорогой на июнь. Такая операция имеет выгоду, если разница в цене покрывает ожидаемые колебания цен фьючерса, способные увеличивать размер гарантийного обеспечения.
Следует отметить, что любые спекулятивные стратегии должны учитывать стоимость комиссий брокера и биржи, которые могут нивелировать желаемую прибыль.
Что такое форсайт и как им пользоваться
Об эксперте: Евгений Виноградов — замруководителя «Атласа новых профессий», кандидат физико-математических наук, ведущий форсайт-сессий.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое форсайт?
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте [1].
Если говорить про форсайт как про глобальный исследовательский проект, то эта методология уходит корнями в 1950-е годы. Она была изобретена в США корпорацией RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и ВС США. — РБК Тренды), после чего распространилась в Южной Корее, Японии и других странах. Изначально это была «тяжеловесная» и довольно дорогая технология прогнозирования, в рамках которой на протяжении месяцев трудилось огромное количество экспертов.
Сейчас существует много разных модификаций форсайта. Мы в «Атласе новых профессий» основываемся на методике Rapid Foresight, поэтому я буду говорить преимущественно про него.
Быстрый форсайт (англ. Rapid Foresight, RF) — это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.
Этот метод был сформирован в России в 2010 году. Одним из разработчиков методологии тогда стал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Также у истоков стояли основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша и руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
Чем форсайт отличается от других методик работы с будущим
АСИ и партнерство «Конструкторы сообществ практики» выделяют несколько способов мышления о будущем:
Форсайт-сессии с привлечением экспертов зачастую оказываются более эффективным инструментом, чем, к примеру, простое экстраполирование на будущее данных прошлых лет. Почему?
Форсайт — не столько про прогнозирование, сколько про проектирование. В его основе лежит понимание того, что будущее вариативно и напрямую зависит от прилагаемых усилий. Поэтому главный вопрос, который стоит перед участниками, можно сформулировать так: «что мы совместными усилиями должны сделать уже сейчас для того, чтобы прийти к желаемому варианту будущего?»
Кроме этого, в форсайте немаловажную роль играет оценка событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее исследуемой сферы. Пандемия коронавируса — яркий пример подобного события, их называют «черными лебедями» (по определению одного из известнейших философов современности Нассима Талеба).
Что такое «Черные лебеди» в форсайте
«Черные лебеди» — это точки бифуркации, которые определяются на обсуждениях во время форсайт-сессий. Их также называют «джокерами» или «дикими картами».
О том, что глобально теперь человеку угрожают не мировые войны, а именно эпидемии, в свое время предупреждали многие футурологи. Понятно, что они не говорили про 2020 год и группу коронавирусов, но они не раз подчеркивали, что мы вступаем в тот мир, в котором инфекции могут стать довольно опасной вещью, так как мы живем скученно, много путешествуем и т.д.
Важно понимать, что такие события очень редко ломают тренды или меняют их — чаще всего они их усиливают. Например, если говорить о переходе разных сфер в онлайн, люди так или иначе к этому шли и до коронавируса. Появлялись новые технологии, образовательные онлайн-курсы, все больше людей трудились из дома, задачи уходили на аутсорс, фриланс, все больше фирм отдавали предпочтение аренде офисов на короткое время вместо организации постоянного места работы. Благодаря пандемии эти тренды усилились. И уже сейчас понятно, что когда карантин закончится, выйдут из него не все: многие, например, продолжат работать из дома, потому что уже наладили себе рабочее место, и, по большому счету, это удобнее и дешевле.
Сколько человек участвует в подобных проектах и как их проводить?
Здесь важно разделять несколько принципиально важных моментов. Говоря о «форсайте», часто имеют в виду немного разные вещи.
Чаще всего под этим словом подразумевают именно форсайт-сессии. Обычно в них участвуют эксперты, модератор, который ведет процесс и сборщик, который следит за ходом дискуссии и ведет все записи. Оптимальное число участников — от 7 до 15 человек, а время на обсуждение обычно не превышает нескольких дней.
Форсайт как глобальный исследовательский проект строится сложнее. В рамках него сначала, как правило, проводятся предварительные исследования, на основе которых строятся гипотезы, и только после этого организуются обсуждения группами экспертов, которые начинают выстраивать на основе выводов настоящего пути в будущее, прогнозировать, проектировать карты, договариваться. При этом одной форсайт-сессии может оказаться недостаточно, тогда планируется ряд дополнительных. Такие исследования могут длиться достаточно долго и включать в себя участие очень большого числа специалистов. Например, в подготовке проекта «Атлас новых профессий 2.0» участвовало порядка 4 тыс. экспертов из разных стран мира.
Важную роль в форсайте играет подбор экспертов, к которым существуют определенные требования. Они сами должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к последующим конкретным действиям.
На чем основывается любой форсайт?
В рамках любого форсайта проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся в настоящее время в определенной области. Например, становится больше беспилотных автомобилей, все больше людей работают из дома, появляется все больше систем, основанных на больших данных. И так далее, зависит от того, что конкретно «форсайтят».
Когда начинает вырисовываться такая карта изменений, группа прогнозирует, к чему приведет в будущем развитие тренда. И здесь всегда выясняется, что кому-то оно несет пользу, а кому-то — угрозу.
Использую предыдущий пример: увеличение числа беспилотников угрожает работе таксистов, но дает новые возможности программистам и разработчикам, которые будут проектировать системы управления беспилотными автомобилями. Также это может повлечь за собой появление неких радиоэлектронных светофоров, которые будут стоять на перекрестках и выступать в роли контролера для двух авто, подъезжающих с разных сторон, если те по какой-то причине не будут «перекликаться» друг с другом напрямую. И так далее. И таким образом, перебирая возможные события и технологии, группа приходит к некому образу будущего.
После этого делаются так называемые ставки: то, что каждый из участников готов начать делать сейчас (вовлекать других людей, «пробивать» проекты, изменения через органы власти, инвестировать деньги), чтобы прийти к нужному варианту будущего. Например, если мы хотим, чтобы в 2030 году все летали на Луну, нужно уже сейчас думать над проектом космопорта, потому что это долго. А если мы этого делать не начнем, то придем уже к другому варианту будущего.
Какой временной период в форсайт-исследованиях?
В каждой индустрии свой горизонт прогнозирования и жизненный цикл. В индустрии моды, например, он достаточно короткий, и заглядывать далеко просто не имеет смысла, так как все может сильно поменяться. Это же касается, например, мобильных приложений, игровой индустрии.
Если же мы говорим об атомной энергетике, там люди мыслят понятиями пятидесяти лет и больше, и говорить о десятилетнем горизонте бессмысленно, так как ничего не поменяется, а то, что поменяется, скорее всего, было давно спланировано.
Какой процент таких прогнозов сбывается?
Составленная дорожная карта не статична, к ней нужно постоянно возвращаться и делать ее пересмотр с учетом того, что уже произошло. При этом в точности угадать что-либо задача не стоит.
Если, например, говорить об образовании, то во время форсайта в 2015 году (первой встречи участников Глобального форсайта образования в Калифорнии. — РБК Тренды) прогнозировалось многое из того, что мы видим сейчас: и про то, что будет продолжаться цифровизация обучения, и про появление новых форматов.
В нашем «Атласе новых профессий 2.0» 2020 год как раз был некой «точкой отсечки» для появления специальностей ближнего горизонта, и как мы недавно проанализировали, где-то ⅔ из них так или иначе действительно существуют. Они могут быть немного не в том виде, в котором были описаны, но уже точно есть сама деятельность и необходимость в выполнении этой работы.
Как самый яркий пример — менеджер межкультурной коммуникации. Мы его определили как человека, работающего в штате той или иной фирмы, который будет присутствовать при подписании международных договоров для консультирования в вопросах, связанных с культурными особенностями участников (условно, в костюме какого цвета и в какой день недели не стоит идти на переговоры). Выяснилось, что конкретно такая профессия внутри корпораций не образовалась, но появились отдельные фирмы, которые этим занимаются. Сама задача в основном ушла на аутсорс, либо этим занимаются экспаты, которых, когда необходимо, привлекают к переговорам в дополнение к обычной работе, либо эту услугу выполняют консультанты, временные специалисты.
Наша задача была не описать будущую профессию, а объяснить человеку, каким будет мир через десять лет, что в нем необходимо будет делать и что делать уже сейчас, чтобы этому научиться. И, как мне кажется, с этой задачей мы справились.