Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разница

Что лучше: переподготовка или повышение квалификации?

Что лучше: переподготовка или повышение квалификации?

Онлайн-интервью с к.т.н., доцентом кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова Анжеликой Леонидовной Гендон

Мы поговорили с Анжеликой Леонидовной Гендон и узнали, зачем получать дополнительное образование на курсах повышения квалификации или на курсах переподготовки, в чем их существенная разница и кому они адресованы в первую очередь.

КонсультантПлюс: Расскажите, в чем актуальность программ переподготовки и повышения квалификации?

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разницаВопросы переподготовки и повышения квалификации работников в современных условиях приобретают особую актуальность. Одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. В нынешних сложных рыночных отношениях, когда конкуренция на одно рабочее место иногда достигает 15 человек, работодатели предпочитают брать тех, кто имеет профильное образование.

Другая ситуация, когда человек идет на повышение, но ему не хватает диплома по определенной специальности, и встает вопрос: получать новую специальность или не видеть новой должности?

Бывает, работы по специальности не найти и хотелось бы освоить новые навыки, подкрепленные дипломом.

Для таких случаев существует профессиональная переподготовка кадров. Это вид дополнительного профессионального обучения. После прохождения обучения специалисту выдается диплом о переподготовке с новоприобретенной квалификацией. Указанная в дипломе квалификация абсолютно равноправна со специальностью, полученной до этого.

КонсультантПлюс: Где сейчас можно пройти повышение квалификации и получить соответствующий подтверждающий документ?

Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Важно знать, что диплом профессиональной переподготовки по специальности можно получить исключительно в образовательном учреждении, имеющем лицензию на дополнительное профобразование.

КонсультантПлюс: Чем отличаются друг от друга программы повышения квалификации и переподготовки?

Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию

Обучение свыше 500 ауд.ч. / обучение свыше 1000 ауд.ч.

Обучение, направленное на усовершенствование профзнаний, навыков и умений специалистов

Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности.

Курсы повышения квалификации подразделяются на:

Краткосрочное повышение квалификации. Представляет собой комплекс мероприятий по обучению в рамках узкой специализации конкретной производственной сферы. Такие курсы организовываются непосредственно работодателем. Финансирование осуществляется за счет бюджета предприятия. В проведении и организации курсов в качестве лекторов и ответственных лиц можно задействовать лишь сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации. По итогам всех образовательных мероприятий слушатели по теме курса сдают экзамен или зачет или же пишут и защищают реферат.

Длительное повышение квалификации. В таких курсах целью обучения является углубленное изучение злободневных профильных проблем и расширенная подготовка специалистов к выполнению новых должностных обязанностей и трудовых функций. Такие курсы будут полезны работникам, обладающим достаточными теоретическими знаниями, но испытывающими дефицит практических навыков и умений.

Проблемные и тематические семинары. Такие курсы позволяют приобретать навыки и умения в экспресс-режиме. Таким образом, слушатели, успешно прошедшие курс, могут приступить к работе в обновленных условиях довольно-таки быстро. Преимущественно подобные курсы повышения квалификации состоят из проблемных семинаров, практических тренингов и лекций, посвященных экономическим, технологическим, социально значимым, научно-техническим и другим актуальным проблемам отрасли деятельности предприятия в локальном, региональном, федеральном или мировом масштабе.

В большинстве случаев курсы проводятся согласно плану, обычно раз в пять лет. Но они могут организовываться и значительно чаще, если возникает острая необходимость в повышении уровня квалификации работников в случае резкого обновления административной, производственно-технологической и кадровой структуры предприятия. Слушатели курсов могут быть освобождены от исполнения должностных обязанностей частично, полностью или не освобождены вовсе. Возможно и создание индивидуальных курсов обучения.

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разницаКурсы могут проводиться и силами работников других предприятий. На рынке образования в последнее время появилось немало фирм, специализирующихся на организации и проведении курсов повышения квалификации по заказу. Многие из таких компаний обладают государственной аккредитацией, то есть по завершении курса эти фирмы уполномочены выдавать слушателям свидетельства, дипломы и удостоверения государственного образца.

И документом об окончании переподготовки будет только диплом установленного образца. Свидетельство, талон, отчет о прохождении курсов не считаются квалификацией.

КонсультантПлюс: Существуют ли в РЭУ им. Г.В. Плеханова курсы повышения квалификации?

На сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова активно развивается такой вид деятельности, как дополнительное профессиональное образование, где представлены разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Непосредственно на кафедре финансового контроля, анализа и аудита реализуется ряд программ повышения квалификации, таких как «Практический аудит», «Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование», «Учет, внутренний контроль и аудит товарных операций», «МСФО (продвинутый курс)», «МСФО общественного сектора» и др.

Среди программ профессиональной подготовки пользуется особым интересом программа «Внутренний аудит». На современном этапе вопрос о целесообразности внедрения внутреннего аудита в организациях получил особое значение. А это значит, растет спрос на квалифицированных специалистов, способных заполнить данную нишу на рынке труда. Актуальные знания в данной области позволят расширить сферу деятельности, получить престижную высокооплачиваемую работу и стать незаменимым сотрудником в организации.

КонсультантПлюс: Расскажите, используется ли в рамках системы дополнительного образования СПС «КонсультантПлюс»?

Да, несомненно. СПС «КонсультантПлюс» активно используется для подбора материала при подготовке к лекциям, при проведении семинарских занятий и выполнении самостоятельных работ слушателями.

Источник

Что такое повышение квалификации

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Источник

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разница

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разница

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разница

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Профпереподготовка и повышение квалификации в чем разницаОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 “О дополнительном профессиональном образовании”

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 25 л.

Директор департаментаН.М. Золотарева

Разъяснения
о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования

Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.

Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и другие.

Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.

Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.

Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ:

Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие «обучающийся», наряду с понятием «слушатель»?

Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.

Вопрос 5. Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.

При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Вопрос 6. Применимо ли понятие «педагогический работник» к преподавателям дополнительного профессионального образования?

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ)

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

Вопрос 7. Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ даёт определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?

В соответствии с пунктами 21-22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ).

Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.

Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?

Вопрос 11. В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Вопрос 12. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

Вопрос 13. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Вопрос 14. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательные организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять также программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Вопрос 16. Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих учёных степеней и званий?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.

Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?

Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций.

Вопрос 18. Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ?

В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108,. часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.

Вопрос 19. Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Вопрос 20. Какие требования предъявляются к структуре ДПП?

Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка: в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Вопрос 21. Каков статус стажировки в сфере ДПО?

В Федеральном законе № 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.

Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Вопрос 22. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?

Общие требования к документам о квалификации установлены пункте 2 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка, документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Вопрос 23. Кем устанавливается процедура утверждения форм документов о квалификации?

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

Вопрос 24. Останется ли возможность выдачи сертификатов после 1 сентября 2013 года?

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 25. Имеет ли право организация зачислить на повышение квалификации и выдать удостоверение о повышении квалификации слушателям со средним общим или начальным профессиональным образованием с 1 сентября 2013 г.?

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Вопрос 26. Есть ли программы повышения квалификации, которые с 1 сентября 2013 года будут требовать согласования с Министерствами и ведомствами? Будет ли реестр таких программ?

Согласования с Министерствами и ведомствами будут требовать дополнительные профессиональные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности.

Согласно части 8 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Вопрос 27. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ).

3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ).

Вопрос 28. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения ДПП?

С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

Вопрос 29. Предполагается ли различие в документах, которые выдаются по итогам освоения программ профессиональной переподготовки, которые позволяют осуществлять новый вид профессиональной деятельности и подтверждают присвоение новой квалификации?

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Учитывая, что форма документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовки) определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов документов, в которых используются различные варианты записей:

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации);

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);

выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности) в рамках имеющейся ранее квалификации.

Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей в дипломах профессиональной переподготовки.

Вопрос 30. По какому признаку или принципу можно определить, что программа профессиональной переподготовки реализуется или разработана в рамках основной образовательной программы?

Таким признаком являются наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.

Вопрос 31. В чем разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями»?

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Вопрос 32. Как в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы на основе сетевого взаимодействия по заказу государственных и муниципальных заказчиков?

Заказчик может указать в техническом задании, что программа реализуется в сетевой форме. К заявке исполнитель прилагает договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым утрачивает силу Федеральный закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопрос 33. Каков механизм создания организаций, осуществляющих профессионально-общественную и общественную аккредитацию?

В постановлении Правительства Российской Федерации № 286 от 30 марта 2013 года «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям.

Правила, утвержденные данным постановлением Правительства, определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.

Вопрос 34. Предполагается ли разработка профессиональных стандартов в сфере образования?

Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);

специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся);

руководитель образовательной организации (управление в сфере образовании);

руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность).

Частью 9 Положения установлено, что возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном порядке.

В случае если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 Положения).

Вопрос 36: Как происходит отбор увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012-2014 годах?

Отбор увольняемых военнослужащих для участия в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится в порядке и в соответствии с критериями, которые устанавливаются Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования:

общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 5 лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования;

наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования;

увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям.

Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России соответственно (часть 3 Положения).

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с его применением в части дополнительного профобразования.

Так, закреплено понятие «компетенция». Через него определяются результаты обучения. Подразумевается описание с помощью квалификаций.

Относительно дополнительных профпрограмм. Они будут разрабатываться уполномоченными органами. Так, примерные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка проектируются и утверждаются федеральным госорганом, в интересах которого проводится обучение или образование. Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профпереподготовки. Доступ ресурсам будет свободный.

Также разъяснено, что в дополнительном профобразовании могут использоваться одновременно два понятия: слушатель и обучающийся.

В силу закона ИП вправе заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Организации могут применять электронное обучение, необходимые дистанционные образовательные технологии.

Рассмотрен ряд иных вопросов, в том числе по госаккредитации программ, по их содержанию. Разъяснен статус стажировки в сфере дополнительного профобразования. Перечислены требования к документам, выдаваемым по итогам освоения дополнительных профпрограмм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *