Профильный предмет что это
Что такое профильные предметы и как их выбрать?
Содержание
Чтобы поступить в университет на основании результатов ЕГЭ, нужно учитывать, что специализация зависит от выбранных предметов, которые студент сдавал. Комбинация различных 2-4 предметов может скорректировать выбранное направление. К тому же, существуют профильные классы, о которых необходимо знать для выбора дальнейшей профессии. Они и помогают усвоить программы, которые будут изучаться в ВУЗах. Также профильные лицейские классы помогают скооперироваться с факультетами ВУЗов, которые помогают студентам поступить.
Что такое профильный класс?
Профильный класс – это обучение в старших классах с определённым уклоном, куда ученики поступают для изучения более углублённых предметов. Например, профильных лингвистический класс будет делать упор на изучение языковых основ, а не только грамматики. Лицеи, гимназии и образовательные центры также имеют право проводить школьную подготовку:
В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1756-р и Концепцией модернизации российского образования, были созданы «системы специализированной подготовки». Это и есть профильное обучение в старших классах, которое необходимо тем, кто изначально решил, куда поступить и на какую специальность.
Важно! Даже окончив профильный класс с математическим уклоном, абитуриент вправе поступить на факультеты юриспруденции, лингвистики и не только. При этом класс по определённому профилю не может заставить ученика сдавать предметы, которые изучались по программе усиленной подготовки. То есть, если ученик окончил лингвистический класс, он может сдавать профильную математику, если уверен в своих силах. Результаты ЕГЭ будут влиять на возможность поступления. Профили школьного обучения на это не влияют никоем образом.
Выбор дальнейшего направления
В конце 9 класса ученики должны выбирать заранее, куда они хотят поступить. Желательно при этом учитывать особенности поступления:
Исходя из этого нужно выбирать профильный предмет, который можно выучить в школе. В противном случае можно пойти на курсы. Профиль класса не всегда влияет на поступление, если только это не актёрская школа и не школа мастерства, после которой можно поступить в ВУЗ. Кстати, если абитуриент желает поступить по программе специалитета, он может выбрать 2 разных предмета для сдачи ЕГЭ, но с ними нельзя поступить на бакалавриат, если не удастся поступить с первого раза.
Чтобы быть зачисленным в профильный класс, нужно дождаться комплектования направлений, которые будут преподаваться ученикам. Также школьники могут самостоятельно выбрать предметы для изучения, чтобы сформировать свой класс по конкретным профилям.
Выбор специальностей – сотрудничество с ВУЗами
Поскольку многие школьные программы в профильных классах заранее программируются ВУЗами, то можно уже в старших классах выбрать профильные предметы для поступления на факультеты университетов:
ВУЗ и вид обучения
Математические и физические науки
МАДИ – ВУЗ предоставляет бессрочный договор на образовательные процессы в рамках ГОУ СОШ. Технический ВУЗ принимает абитуриентов, которые участвуют в олимпиадах по физике и математике. Некоторые могут быть зачислены на льготных условиях.
Российский государственный ВУЗ также предоставляет обучение в профильных классах, кто желает поступить на математические и физические науки. Для прикладных наук нужно сдавать профильную математику. Также в рамках ускоренного обучения можно заранее составить списки льготников и выделить бюджетные места для них.
Для сдачи ЕГЭ нужно выбрать любой предмет, который будет отнесён не к точным, а гуманитарным наукам. Предпочтение отдаётся всем ученикам, кто сдаёт географию, историю, иностранный язык и обществознание.
Московская финансово-промышленная академия разработала несколько программ обучения для прикладных наук и гуманитария. Можно поступить на экономические игры, принять участие в тестированиях для 9 и 11 классов, получить сертификаты и поступить, как льготник.
Во всех программах от ВУЗов есть профильные программы:
Выбрав один из вышеуказанных предметов, нужно помнить, что именно он задаёт профиль обучения. То есть, обществознание является профильным предметом, вместе с которым можно сдать ещё 1 дополнительный, чтобы поступить на ту или иную специальность. Физика и математика также являются профильными, однако последнее может быть прикладной в рамках профиля математических наук.
Профильные классы в школах
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Профили обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Выполнение индивидуального учебного проекта
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Индивидуальный учебный проект
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля обучения
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Элективные курсы
Отличие элективных курсов от факультативных
Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.
Муки выбора: какие предметы ЕГЭ сдавать
Ориентируйтесь на выбранную профессию или берите проверенную пару ЕГЭ
К каким экзаменам готовиться? Как выбрать предметы для сдачи ЕГЭ и на что делать основной упор при подготовке? Рассказываем, как выбрать два необязательных ЕГЭ и повысить шансы на удачное поступление в вуз.
Если вы уже определились с профессией
→ Составьте список специальностей, которые вам подходят.
→ Сделайте подборку вузов, где есть нужное направление.
→ Поймите, какие ЕГЭ чаще всего требуются для поступления.
Возможные трудности
Иногда разные вузы устанавливают на одну и ту же специальность разный набор экзаменов. Например, на инженерные факультеты где-то требуются только математика и физика, а где-то — информатика или химия.
В этом случае поможет:
Во втором случае вы сможете при необходимости сменить профиль. Например, вы собирались на физико-математический факультет, сдали математику, физику и информатику. Теперь вы сможете поступить и на IT, где из предметов по выбору обычно нужна только информатика, и на любое техническое направление, где требуется физика.
Если вы пока не выбрали специальность
Для начала нужно определиться с общим направлением, ориентируясь на то, какие науки вас больше интересуют — гуманитарные, естественные или точные, а потом выбирать из самых популярных пар ЕГЭ.
Гуманитарное направление
ЕГЭ по обществознанию — наиболее популярный экзамен по выбору среди выпускников средней школы. Вместе с тем он достаточно сложный. Это связано с многообразием подходов и трактовок, с которым сталкивается ученик при подготовке. Для того чтобы получить результат на 80+, необходимо не просто разобрать огромный блок теории, но и посвятить много времени отработке практических умений. Именно поэтому для высокого результата необходима минимум годичная подготовка.
Обществознание открывает целый «арсенал» профессий. Можно стать юристом: от адвоката любого профиля до прокурора или полицейского. Другой путь — экономист: бухгалтеры, маркетологи и бизнес-аналитики — им без знаний основ социальных наук никак. Третий вариант — управление. Это и бизнес, и государственное или муниципальное управление. Хотите стать чиновником или успешным руководителем, сдавайте обществознание!
Для главных романтиков есть четвёртый путь — в педагогику. Парадоксально, но если вы решите стать учителем физики, без обществознания вам не обойтись.
Одно из самых распространённых сочетаний ЕГЭ, с которым у вас будет очень большой выбор профессий и специальностей. Результаты этих экзаменов (часто — вместе с ДВИ) понадобятся для поступления на следующие направления:
Реклама и связи с общественностью
Государственное и муниципальное управление
История + Иностранный язык
Этот набор встречается реже, чем история в комбинации с обществознанием, однако он может потребоваться на такие направления, как:
Лингвистика, перевод и переводоведение
Литература + Иностранный язык
Этот набор ЕГЭ менее популярен, чем предыдущие, однако именно он чаще всего необходим для поступления на такие направления, как:
Рассмотреть его стоит, если вас интересует теоретическое и практическое языкознание, а также художественные направления («Академический рисунок», «Дизайн», «Графика»). На факультеты лингвистики и языкознания может потребоваться ещё и профильная математика.
Эта пара ЕГЭ может потребоваться для получения специальности в области филологии, журналистики и медиакоммуникаций, при поступлении в педагогический вуз, а также на творческих направлениях — изящных искусств, дизайна, режиссуры.
Обществознание + Иностранный язык
Ещё одна пара экзаменов (часто сочетается с профильной математикой), которая может встретиться на таких направлениях, как:
Реклама и связи с общественностью
Эта пара ЕГЭ пригодится для поступления на такие направления, как культурология, журналистика и дизайн. Кроме того, она востребована во многих творческих вузах и факультетах — художественных, литературных, кино и театральных.
Естественные и точные науки
ЕГЭ по биологии — наиболее сложный экзамен. Это связано с большим объёмом информации для запоминания и отсутствием единого подходящего пособия для подготовки. Для того чтобы написать на 80+, нужно решить задачи олимпиадного уровня. Именно поэтому подготовиться за год очень сложно.
Из перспектив в первую очередь медицина. Но туда — только по призванию. Второе — наука: это для романтиков или бойцов. Научно-исследовательские институты есть в крупных городах либо за рубежом. Уехать работать в другую страну при наличии языка не проблема. Но самое актуальное направление на данный момент — биотехнология: прикладная дисциплина, которая применяется в медицине, фармацевтике, пищевой промышленности, сельском хозяйстве — можно найти работу в любом городе.
Как правило, на все направления, связанные с этими науками, также требуется сдавать профильную математику.
С таким набором ЕГЭ (при сдаче профильной математики) у вас не будет проблем с поступлением практически на любой технический факультет или факультет точных наук. Он требуется на следующие направления:
Мехатроника и робототехника
Связь и коммуникации
Электроника и электротехника
Информатика и информационные технологии
Это самая популярная пара ЕГЭ для желающих специализироваться в области биологии, экологии, геологии, а также медицины и фармацевтики. Эти экзамены нужно сдавать на следующие направления:
Это менее популярный набор ЕГЭ, однако некоторые вузы и факультеты принимают результаты именно по этим предметам на такие направления, как:
В моей практике встречались ребята, которые готовились по схеме физика + химия, и это сочетание было чудесным! Оно оказалось более продуктивным, чем традиционное химия + биология, так как понимание химии с точки зрения физики — бесценно. Такие ученики лучше справляются с задачами, им не страшны и самые пугающие номера (я думаю, вы поняли, о чём я). Трудностью же в ЕГЭ по химии становится тестовая часть. Обычно ученики отмечают, что в физике им она даётся легче, так как по-другому устроена: в ней нет стольких хитрых тестовых вопросов.
В ходе обучения вырастают будущие инженеры, способные решать труднейшие задачи и находить элегантные решения производственных проблем. Чаще всего ребята, сдающие комбинацию химия + физика, поступают с одним из этих предметов, выбирая наибольшую комбинацию в сочетании с математикой и русским. Имея в запасе дополнительный предмет, им спокойнее поступать. Выпускники с такими экзаменами выбирают химические и инженерные специальности, такие как: «Материаловедение», «Электроника» и «Наноэлектроника».
Это сочетание экзаменов требуется для поступления в некоторые вузы на такие направления, как: