Профильность информационных потребностей означает что запрос сформулирован верно
Контрольная работа: Информационные потребности и информационные запросы
1. Сущность информационных потребностей
2. Соотношение информационных потребностей с информационными интересами и запросами
3. Классификация информационных потребностей
4. Потребители библиографической информации и особенности их информационных потребностей
Известно, что услугами библиотек пользуются различные группы читателей: ученые, работающие над сложными научными проблемами во всех областях знаний; специалисты производственной сферы; преподаватели различных учебных заведений; управленцы (менеджеры); коммерсанты; предприниматели; рабочие; служащие; учащиеся и т. д. Цели их обращения в библиотеку также различны. Основными особенностями читателей, которые проявляются в отношениях между ними и работниками библиотеки, являются информационные потребности, удовлетворение которых и является целью библиотеки. Знание информационных потребностей необходимо на самых различных участках библиотечной работы.
1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Что же такое информационные потребности? Какое место они занимают в структуре потребностей человека вообще? Справедливо считается, что проблема человеческих потребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках о человеке и обществе. Как сложное и многогранное явление потребности играют важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности. Поэтому о потребностях судят по их проявлениям в конкретной деятельности человека.
Под влиянием внешних социальных факторов у человека формируется потребность в знаниях, без которых невозможно его становление как личности. Эту потребность на определенном этапе жизненного пути удовлетворяют семья, «улица», школа, вуз. Но впоследствии, в реальных жизненных условиях приобретенных ранее знаний оказывается недостаточно. Возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. Иначе говоря, появляется нужда в информации, на основе использования которой возможно формирование нового знания. Эта потребность осознается человеком как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Таким образом, информационные потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний.
При этом следует иметь в виду, что практически каждый современный человек занимается не только профессиональной, но и другими видами деятельности (учится, занимается общественной работой, имеет какое-то хобби, увлекается спортом, устройством своего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, но характеру и содержанию информационных потребностей. Если профессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемый репродуктивный характер, основанный на полученной когда-то информации и жизненном опыте, то и необходимость в получении новой информации будет минимальной. Все это необходимо учитывать при организации библиографического обслуживания.
Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.
Как известно, основными элементами деятельности являются: субъект, предмет, цель, средства и методы.
Поскольку создание модели является обязательным условием сознательной человеческой деятельности, субъект стремится восполнить нехватку информации. Создание целостной модели деятельности наталкивается на трудности и не может далее осуществляться без ориентировки в информационной ситуации.
Каким же образом человек находит нужную ему информацию? Как происходит ее «узнавание»? Очевидно, для «узнавания» необходимой, но отсутствующей информации человек должен иметь о ней некоторые, хотя бы приблизительные представления, на основании которых он мог бы осуществлять поиск, отбирать и оценивать различные источники информации и имеющиеся в них сведения.
Естественно, что эти представления будут только в некоторой степени соответствовать реальным условиям возникшей информационной ситуации, однако они позволяют направлять активность субъекта на поиск нужной информации, способствуют ее отбору и оценке в процессе получения и потребления.
Все сказанное отнюдь не снимает ведущей роли деятельности в процессе формирования информационных потребностей, так как именно в деятельности складывается определенная информационная ситуация, осознание которой ведет к активизации субъекта и возникновению у него представлений о необходимой информации. На это указывает, в частности, широко распространенное в науке мнение о том, что правильная постановка задачи есть уже половина ее решения. Действительно, правильно поставить задачу — это значит создать такую информационную ситуацию, которая направляет субъекта на информацию, требуемую для решения проблемы, т. е. ситуацию, в которой у субъекта формируются адекватные представления о необходимой информации.
Таким образом, мы можем выделить три характерных момента в структуре информационных потребностей субъекта:
1) чувство нехватки чего-то и стремление восполнить эту нехватку;
2) наличие представлений, хотя бы приблизительных, о том, какая информация необходима. Первый момент можно обозначить как форму существования потребностей, второй — как содержание их;
3) представления о необходимой информации формируются на базе имеющегося у субъекта знания об условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала.
Информационный потенциал оказывает влияние прежде всего на предметное содержание информационных потребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чем шире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнее и дифференцированнее его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различных по содержанию потребностей.
Следует отметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у него соответствующих информационных потребностей. Это прежде всего зависит от целей деятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае, когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будет минимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периода деятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в том числе и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получению новой информации позволило в литературе именовать таких специалистов «непотребителями информации». Однако постановка новой задачи или изменение условий деятельности, а тем более и то, и другое вместе взятое неизбежно вызовут информационную потребность, которая может быть удовлетворена как путем чтения литературы, так и другими способами (личные контакты с коллегами, участие в конференциях и т. д.).
2. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЪ ПОТРЕБНОСТЕЙ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И ЗАПРОСАМИ
Выявление информационных потребностей
Простейшим способом выявления информационных потребностей можно было бы считать анализ запросов пользователей при их обращении в библиотеку или информационную службу. Такой анализ действительно необходим, но недостаточен для предоставления качественных услуг.
Общие положения
Информационные потребности находят выражение в запросах — словесной форме выражения потребности или описания информационного дефицита, с которым сталкиваются люди. Поэтому простейшим способом выявления информационных потребностей можно было бы считать анализ запросов пользователей при их обращении в библиотеку или информационную службу. Такой анализ действительно необходим, но недостаточен для предоставления качественных услуг.
То обстоятельство, что информационные потребности возникают как реакция человека на информационный дефицит, приводит к их неопределенности. Четко осознается лишь необходимость в получении информации для движения вперед. Если бы при этом пользователь представлял себе, каких именно сведений ему недостает, можно было бы считать, что стоящая перед ним задача частично уже решена. Однако, как справедливо заметил Ю. А. Шрейдер, потребность только тогда может быть адекватно и полно выражена в запросе, когда она удовлетворена. Возникает парадокс: для того чтобы получить требующуюся информацию, надо сформулировать запрос на нее, а для точной формулировки запроса нужно ознакомиться с информацией по теме. Но неопределенность информационных потребностей является не единственной причиной неточности формулировки пользователями запросов. Возникающее в сознании человека неясное «знание о незнании» оказывается трудно облечь в слова. Д. И. Блюменау так характеризует этот процесс: потребность обычно формируется на уровне психики, затем переходит на уровень мышления, а затем — на языковой, то есть обрастает словами. «Переходя с одного уровня на другой психический образ. деформируется, изменяется, теряет какие-то детали и “на выходе” порой имеет лишь самое общее сходство с “Оригиналом”».
Наконец, точность формулировки запросов зависит от знания пользователями возможностей или «разрешающей способности» системы обслуживания. Если у человека нет опыта использования информационных услуг или он не доверяет обслуживающему его библиотекарю, библиографу, сотруднику информационного подразделения, запрос будет сформулирован очень широко. Заявки типа «все о титане и титановых сплавах» или «все о Второй мировой войне» возникают именно из-за этих причин.
Но пусть в ходе уточнения запроса читатель осознал неправомерность его расширения, пусть он уверился в желании и способности библиографа понять, что требуется на самом деле, и найти нужную информацию. Означает ли это, что при следующем обращении запрос будет сформулирован точнее? Совсем нет, так как доверие к системе обслуживания приводит к чрезмерному сужению темы, представлению ее в виде задачи, которую решает пользователь. «Почему шлифование стали на станке конкретного тина не обеспечивает требуемой чистоты поверхности?» или «Какое косметическое средство используется для предотвращения солнечного ожога кожи ребенка?» — вот примеры запросов второго типа.
Итак, ориентация только на запросы пользователей не позволяет получить всестороннее и достаточно надежное представление об информационных потребностях. Кроме того, ориентация на запросы ведет к тому, что обслуживание идет вослед спроса, а не опережает его и не формирует новые потребности. Учитывая же, что библиотеки и службы информации являются просветительскими центрами, направленными на расширение общекультурного и профессионального кругозора пользователей, такой подход не рационален. Для изучения и, главное, предвидения появления новых информационных потребностей требуется комплексно использовать совокупность путей и средств.
Отметим, что изучение информационных потребностей и выбор тех из них, на удовлетворение которых будет ориентировано обслуживание, в универсальных (публичных и научных) библиотеках, ин-формационно-аналитических центрах и в специальных библиотеках или информационных службах организаций (НИИ, заводов, медицинских учреждений, вузов) осуществляется по-разному. Первые ориентированы на спрос, а вторые — на информационное обеспечение важнейших направлений деятельности учреждения, структурными подразделениями которого они являются.
Иначе говоря, избирая тематику книжных выставок, указателей литературы, дайджестов, универсальные библиотеки примут во внимание частоту поступления запросов по данным направлениям. Информационные подразделения учреждений будут ориентированы лишь на значимость проблематики для успешного функционирования организации в настоящем и будущем не зависимо от того, сколько сотрудников занято в реализации того или иного проекта.
Выявление информационных потребностей в библиотеках-самостоятельных учреждениях
Универсальные научные и публичные библиотеки изучают объективные информационные потребности путем анализа директивных и программных документов, определяющих направления развития страны, региона, города, района. Ключевые проблемы, стоящие перед обществом, превращаются в проблематику обслуживания. Защита окружающей среды, использование ресурсосберегающих технологий, охрана материнства и детства, утверждение норм здорового образа жизни — вот примеры трансформации общественных потребностей в программу библиотечно-библиографического обслуживания населения.
Значимыми для универсальных библиотек являются сведения о демографическом составе и условиях жизни населения, обязательно проявляющихся в особенностях контингента обслуживаемых, их потребностях и ожиданиях (искомых выго/j). Именно на этой основе устанавливаются приоритеты, выбираются те группы или категории пользователей, ответственность за качественное обслуживание которых библиотеки возлагают на себя. Оснований для такого выбора может быть много, но, как правило, в обязательном порядке учитываются:
Иначе говоря, универсальные библиотеки стремятся удовлетворить тот максимум информационных потребностей, который возможен при использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов. Это достигается путем ориентации на информацию повышенного спроса.
Выявлению коллективных (групповых) информационных потребностей способствует ознакомление с особенностями деятельности раз-личных категорий пользователей. Если речь идет об обслуживании школьников, полезными оказываются учебные программы, списки литературы, рекомендуемой преподавателями. При удовлетворении потребностей студентов анализируются государственные образовательные стандарты по разным специальностям. Внимание обращается на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, изучаемые в большинстве вузов.
Если стоит задача информационного сопровождения деятельности творческих объединений, клубов по интересам (краеведческих, исторических, поэтических и т. д.), полезными оказываются их уставы и программы, материалы, освещающие опыт работы других подобных обществ.
Директивные и программные материалы, публикации в прессе по злободневным темам, демографические данные, нормативные и учебно-методические разработки для образовательных учреждений позволяют сформировать представление о потенциальном спросе, что необходимо, но недостаточно. Выявлению же реального спроса способствует анализ:
Автоматизация процессов библиотечной технологии уменьшает трудоемкость этих процедур, открывая возможность мониторинга спроса и предпочтений. Но для этого важно на этапе проектирования библиотечных информационно-управленческих систем предусмотреть реализацию ими подобных исследовательских функций.
Представление о направленности и содержании общественных и коллективных информационных потребностей служит основой для осуществления массового и группового обслуживания. Одновременно оно способствует изучению индивидуальных потребностей, создавая как бы контекст, смысловое пространство, в пределах которого уточняются запросы пользователей. Изучение же индивидуальных информационных потребностей способствует обогащению представлений об общественных и коллективных потребностях.
Индивидуальное обслуживание, уточнение запросов в универсальных библиотеках является чрезвычайно сложным процессом. Заявки читателей могут относиться к любой области знаний, а библиотекари- библиографы публичных библиотек, как правило, не специализируются по определенной тематике. В универсальных научных библиотеках такая специализация принята, но рамки ее чрезвычайно широки: вся экономика, техника, медицина или биология. Именно поэтому требования к профессионализму сотрудников универсальных библиотек особенно высоки. Они должны обладать широким общекультурным и политехническим кругозором, ориентироваться в совокупных информационных ресурсах, владеть навыками общения, то есть уметь быстро устанавливать благоприятные доверительные деловые отношения с незнакомыми людьми.
Отметим, что в сфере сервиса культура общения рассматривается как составляющая профессионализма. При осуществлении информационного обслуживания от умения библиотекаря-библиографа правильно строить диалоге пользователем зависит и полнота выявления необходимых сведений, и доверие людей к системе обслуживания, и объективность последующей оценки качества услуг.
В публичных библиотеках беседе с читателем предшествует ознакомление библиотекаря-библиографа с данными читательского формуляра. Образование, место работы и должность, возраст — все эти сведения будут учтены затем в ходе уточнения запроса. Методика уточнения неопределенных читательских запросов была разработана Э. Л. Шапиро, который утверждал, что есть один вопрос, на который можно получить ответ даже в ситуации неориентированного человека в проблеме. Именно с него и надо начинать диалог. «Для чего Вам нужна эта информация?» — спрашивает библиотекарь, стремясь прежде всего уточнить цель поиска [ПО].
Процесс уточнения индивидуальных запросов предусматривает прохождение ряда этапов:
Название этапа | Особенности |
1. Уточнение цели поиска информации | На этот вопрос может ответить любой читатель, и именно цель поиска определяет дальнейшую стратегию совместных действий. |
2. Детальное определение тематики, которая в запросе часто либо неправомерно расширяется, либо сужается | Установление понятий «выше» и «ниже» ключевых смысловых единиц запроса. На данном этапе помогает использование различных ИПЯ (УДК, ББК, рубрикатора ГРНТИ), фиксирующих родовидовые отношения между понятиями. |
3. Определение возможных областей применения данных или аналогичных методов, материалов, технологий, оборудования | На данном этапе читателю задается вопрос: «Где может использоваться (в каких областях может изучаться) интересующий Вас объект?». Полученные сведения позволяют установить ассоциативные связи как дополнительные направления поиска информации. Выявлению ассоциативных связей способствует также обращение к предметным поисковым системам (традиционным предметным каталогам, электронным каталогам, поисковым системам Интернета). |
4. Выявление документов, авторов, организаций, занимающихся данной проблемой и известных читателю до начала поиска | Использование этих сведений как эталонных признаков. |
5. Установление требуемой полноты информации и предпочтительной формы ее предоставления | Определение стратегии поиска, уточнение критериев отбора документов. Выбор вида информационной продукции и формы ее предоставления. |
Возможность уточнения неопределенных читательских запросов подтвержденная практикой библиотечно-библиографического обслуживания, убедительно свидетельствующей о том, что:
Выявление информационных потребностей в службах информации и библиотеках — структурных подразделениях учреждений
Выявлению информационных потребностей сотрудников учреждений способствует целый ряд обстоятельств:
Можно утверждать, что по сравнению с библиотекарями-библиографами универсальных библиотек, работники информационных подразделений учреждений находятся в значительно более благоприятных условиях. Однако от них требуется глубокое погружение в проблематику информационных потребностей, так как обслуживаемые специалисты ожидают информационного сопровождения их проектов и поддержки принимаемых управленческих или научно-технических решений, а не предоставления литературы по теме запроса.
Выявление профессиональных информационных потребностей специалистов учреждения начинается с анализа объективной составляющей потребностей, то есть определения границ предметной области, в рамках которой осуществляется деятельность организации. Быстрому вхождению в предметную область способствует ознакомление с инженерными и библиотечно-библиографическими классификациями, рубрикаторами, а также с обзорно-прогностическими материалами, отражающими тенденции развития отрасли или проблемы.
Далее от представления об объективных информационных потребностях постепенно переходят к изучению коллективных потребностей. Прежде всего, оно предполагает детальное рассмотрение структуры учреждения, включая:
профессиональный состав работающих. Нужные сведения получают из различных организационно-распорядительных документов: Устава, учредительного договора, Общего положения о деятельности организации, положений об отделах, должностных инструкций сотрудников и т. д. В последние годы в связи с внедрением на многих промышленных предприятиях системы качества, перечисленные документы составляются весьма тщательно, продуманно и детально. Часто в положения об отделах включают позиции: информация, получаемая отделом от других подразделений; информация, создаваемая отделом с указанием направлений ее распространения. Эти сведения оказываются полезными при разработке системы информационного обеспечения.
Далее анализируется планово-отчетная документация, а также многие другие источники, дающие представление о направлениях деятельности учреждения:
Тип учреждения | Анализируемые документы |
НИИ, проектные | Технические задания, отчеты НИР, проектная документация, организации протоколы заседании научно-технических советов. |
Вузы | Государственные образовательные стандарты по специальностям вуза, учебные планы, программы учебных дисциплин, тематика дипломных и курсовых работ и т. д. |
Промышленные предприятия | Планы внедрения новой техники, номенклатура выпускаемой продукции, технологическая документация, документы по сотрудничеству с другими организациями (переписка, договоры и т. д.), планы работы и протоколы заседаний. научно-технических советов |
Сопоставление сведений, полученных при изучении структуры учреждения и документации, отражающих деятельность организации в целом и каждого подразделения в отдельности, позволяет охарактеризовать:
Ознакомление с тематикой публикаций сотрудников, выявление авторов изобретений дает ценные сведения о творческой активности специалистов и основания для последующего выбора абонентов информационного обслуживания. Уточнение и детализация представлений о коллективных информационных потребностях, а также выявление индивидуальных потребностей происходит в ходе интервьюирования сотрудников подразделений. Респондентов выбирают из числа наиболее авторитетных, то есть квалифицированных, творчески- и информационно-активных специалистов, так как от правильности и полноты их ответов, дальновидности и ориентации в достижениях своей и смежных отраслей будет затем зависеть рациональность построения системы информационного обеспечения предприятия.
В ходе беседы выясняется:
Результативность беседы возрастает, если специалиста просят указать тематику потребностей не на чистом листе, а просмотрев рубрикатор, предварительно составленный сотрудниками информационного подразделения. В таком рубрикаторе в логической последовательности и с нужной степенью детализации указываются основные направления разработок организации. Специалиста просят:
Интервьюирование становится особенно ответственной процедурой, если стоит задача создания автоматизированной информационной системы (ИС). В этой ситуации — ситуации предпроектного обследования организации специалистов просят дополнительно ответить на следующие вопросы:
Далее сведения, полученные на всех этапах, совмещаются в рамках рубрикатора информационных потребностей. Под совмещением имеется в виду устранение синонимии, установление родовидовых отношений между темами и последовательности их расположения. Иначе говоря, осуществляются те же процессы, что и при создании любого контролируемого ИПЯ. Именно поэтому на данном этапе большую помощь оказывают все имеющиеся классификации: инженерные, приводимые в справочниках и монографиях; классификаторы; рубрикатор ГРНТИ, расширенная рубрикация к отраслевым выпускам РЖ ВИНИТИ и так далее.
Полнота и правильность отражения признаков информационных потребностей проверяется затем путем экспертной оценки рубрикатора, для чего он передается для ознакомления ведущим специалистам предприятия.
После внесения всех необходимых изменений и дополнений рубрикатор информационных потребностей становится основой для организации системы информационного обеспечения учреждения. Разумеется, что в нем не могут быть учтены все потребности: в ходе разработок неизбежно возникают запросы, лежащие за пределами предметной области организации. Поэтому рубрикатор информационных потребностей, включая в основном сведения о стабильных потребностях, совпадающих с профилем деятельности учреждения, может служить достаточно надежной основой для комплектования фонда, актуализации баз данных, текущего информирования, но не для выполнения разовых запросов.
Учитывая же, что именно разовые неожиданно возникающие запросы как раз и обладают наибольшей степенью неопределенности, сотрудникам информационных подразделений учреждений так же, как и работникам универсальных библиотек, важно владеть методикой их уточнения. И хотя сама эта процедура остается неизменной, определенная специфика есть. Она связана, во-первых, с меньшим тематическим разбросом запросов, нежели это наблюдается в универсальных библиотеках. Во-вторых, сотрудники информационных подразделений учреждения лучше знают обслуживаемых пользователей, в том числе их базовое образование, опыт предшествующей деятельности, должностные и функциональные обязанности, уровень информационной компетентности. Все это, естественно, облегчает диалог. В-третьих, часто известна причина возникновения запроса, который может быть соотнесен с определенными изменениями в деятельности предприятия, знакомыми библиотекарю или сотруднику информационной службы. Эти изменения выступают в качестве фона, контекста, позволяющего уточнить содержание требующихся сведений.
Все это делает возможным при работе с неопределенными запросами использовать приемы, предлагаемые психологами творчества для решения нетривиальных задач:
Приемы решения творческих задач | Приемы уточнения запроса и последующего поиска информации |
1. Разглядывание неизвестного с разных сторон путем его постепенного «поворачивания» перед мысленным взором | Детальное уточнение целей и тематики поиска. |
2. Рассмотрение проблемы на более высоком уровне и, значит, в иной системе связей | Расширение запроса, а затем и области поиска с использованием родовидовых связей. |
3. Поиск аналогов данных объектов или явлений в других областях | Поиск информации по ассоциативным связям с использованием для этого прежде всего предметных ИПЯ или указателей ключевых слов, включая поисковые системы Интернет. |
Как правило, специалист знает о «незнании» больше, нежели указывает в запросе. Помочь словесному выражению этих не вполне осознанных им представлений может перечень аспектов или фасетов, позволяющий описать объект путем его «поворачивания» перед мысленным взором, последовательного многостороннего рассмотрения. В качестве перечня аспектов могут использоваться планы-макеты нормализованного анализа информации.
Затрудняет уточнение запросов и последующий поиск информации то обстоятельство, что сотрудники информационных подразделений учреждений менее ориентированы (по сравнению с их коллегами из универсальных библиотек) в совокупных ресурсах общества. Информационные же ресурсы собственного предприятия всегда ограничены по тематике основной направленностью деятельности организации.
Если вновь возникшие потребности относятся к категории длительного действия, сведения о них заносятся в рубрикатор. Вообще же рубрикатор, являясь действенным инструментом обслуживания, обращен во вчерашний день жизни учреждения. Он отражает осмысленные и вербализованные направления изучения информации, но не содержит перспективной проблематики, указаний на «точки роста» завтрашних исследований и разработок. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом: чтобы сформировалась информационная потребность, человек должен столкнуться с неизвестным объектом или явлением и оценить, а точнее «узнать» в них полезное для себя. Однако такое «столкновение» предполагает заявку, заказ на информацию об этих неизвестных объектах.
Могут ли сотрудники библиотек или информационных подразделений способствовать развитию потребностей, выявлению новых направлений? В определенной степени могут, но при условии постоянного слежения за изменением тематической структуры документального потока и осуществления ассоциативного поиска информации за пределами предметной области деятельности специалистов.
При изучении потока основное внимание обращают на появление:
Ассоциативный поиск предполагает выявление неизвестного «за ни-точку» известных понятий. Это целесообразно потому, что одни и те же объекты или явления выступают компонентами самых различных систем, в рамках которых они изучаются в разных комбинациях связей и отношений. Межотраслевой поиск позволяет увидеть объект с точки зрения многих аспектов или ракурсов, обнаружить неожиданные связи с другими объектами. Возникает возможность интеграции и комплексирования знаний на междисциплинарном уровне. В последние годы продуктивность ассоциативного поиска неизмеримо возросла благодаря возможности использования гиперссылок и поисковых систем Интернет.
Сам факт наличия в профессиональном тезаурусе библиографов понятия «выдача неожиданно полезной информации» свидетельствует о правомерности ориентации информационных работников на расширение тематики потребностей.
04.04.2021, 2782 просмотра.