Профилированный поворот что это
ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Профилированные дороги и косогоры
Многие дороги проложены устроены так, что один край дороги располагается выше другого. Это может быть потому, что она проложена по косогору, или потому, что профиль заложен на этапе строительства – как правило дороги проектируют так, что середина выше краёв. Любое движение по дороге с продольным уклоном требует внимания, особенно если она без покрытия.
Всегда используйте уклон для собственной пользы. Например, правильный (положительный) профиль обеспечивает лучший зацеп и тем самым облегчает прохождение поворота. В таком повороте можно ехать быстрее, чем в плоском, это добавляет удовольствия процессу. А всё потому, что центробежная сила позволяет немного жульничать. Если вы видели, как в цирке ездят по вертикальной стене, то понимаете о чём речь. Здесь тот же самый механизм – вы наклоняетесь в профилированном повороте на тот же угол, что и в обычном, но реальный угол наклона из-за наклона самой дороги оказывается меньше, а значит открываться можно сильнее и вылетать из поворота как камень из пращи.
Но горе вам, если дорога наклонена в неправильную (отрицательную) сторону. Теперь уклон работает против вас и ехать нужно медленнее, чем в таком же плоском повороте. При малейшем переборе с газом заднее колесо норовит соскользнуть к обочине, а потому нужно чётко ловить баланс между тягой и держаком. Если учесть, что баланс зависит от того, едете вы в гору или с горы, и от того, глина у вас под колёсами или гравий, то становится понятно, что поймать баланс весьма непросто. Поможет вам в этом перенос веса на внешнюю подножку. Да, именно на внешнюю, потому что те, кто ошибочно загружают внутреннюю, сами сталкивают мотоцикл вниз по косогору.
1) Деликатная работа с газом и загрузка подножки с нижней стороны… 2)…позволят предотвратить соскальзывание заднего колеса вниз по склону… 3)…и благополучно преодолеть косогор.
Представьте, что вас нужно спуститься с крутой горы, причём профиль дороги имеет сильный отрицательный уклон. Прежде всего нужно тщательно выбрать траекторию движения, помня, что на высокой стороне дороги у вас больше возможностей исправить ошибки. (Кроме того, грунт на высокой стороне дороги как правило плотнее, хотя и не всегда, определить, так это или нет, вам поможет визуальный осмотр.) Примите ту же стойку, как и в случае с плоским поворотом. Загрузите внутреннюю подножку, но будьте осторожны – чуть больше веса чем нужно, и мотоцикл соскользнёт к обочине. В качестве противовеса следует использовать внешний локоть – согните его так, чтобы уравновесить мотоцикл и при этом сохранить удобную стойку. Смотрите куда надо и как надо, правильно выбирайте передачи и будьте предельно аккуратны – чуть более резкое открытие газа или торможение, и хрупкий баланс разрушен. Баланс – самое главное, и, хотя запас хода важен во внедорожной езде, здесь гораздо полезнее медленное, равномерное движение, ибо чем спокойнее вы едете, тем меньше байк пытается соскользнуть.
Зато положительный профиль поворота, напротив, облегчает его прохождение – при наличии навыков, конечно. Он увеличивает зацеп, поэтому вы можете проходить поворот с ускорением, как это часто делают в мотокроссе. Чтобы успешно выполнить этот приём, сместите вес тела вперёд, загрузите внешнюю подножку и попытайтесь пройти поворот плавно, как бы проплыть по нему. Смотрите вперёд и выбирайте самую плавную траекторию. Ускоряйтесь мягко и не забывайте загружать переднее колесо для лучшей управляемости. Если все сделано правильно, вы вылетите из поворота, как из рогатки. Причём приём сам по себе весьма безопасен, ведь колесо катится по грунту самой нижней, широкой своей частью. Но если вам всё-таки страшновато, сместитесь внутрь поворота, туда, где профиль более пологий, и пройдите его как обычно.
И, наконец, последнее, что нужно знать о профилированных поворотах. Практически все рукотворные гравийные дороги строятся так, чтобы середина была выше краёв. Это делается специально, чтобы вода стекала к обочинам, а не застаивалась на полотне. На таких дорогах все повороты профилированы, причём положительный будет профиль или отрицательный зависит от того, правый это поворот или левый.
В странах с правосторонним движением правые повороты проходить легче чем левые. Но тут есть ещё одна тонкость – во время длинных перегонов по пустынным гравийкам, очень естественно привыкнуть использовать обе стороны дороги и смещаться в неудобных поворотах на половину с положительным профилем. Тут следует быть предельно осторожным, ведь если вдруг появится встречная машина, вам придётся быстро смещаться на сторону с отрицательным профилем, при этом ваша стойка будет неправильна, а скорость слишком высока. Поправить такую ситуацию крайне сложно, как правило всё заканчивается кустами на обочине и это в лучшем случае. Будьте осторожны!
Культовую скоростную трассу вернули в «Ф-1» спустя 36 лет: она не прощает ошибки и удивляет пугающе крутыми поворотами
Место столкновений чемпионов и большой трагедии.
Суперзвезда «Ред Булл» Макс Ферстаппен дождался домашнего Гран-при: спустя 36 лет «Формула-1» возвращается в Зандворт. Дебют обновленной версии автодрома планировали в 2020-м, и событие вызвало такой ажиотаж в Нидерландах, что все билеты раскупили за восемь месяцев до Гран-при. Но гонка на побережье Северного моря, как и многие другие, попала под коронавирусную волну отмен.
Зато в 2021 году у «Зандворта» есть практически все необходимое для зрелища топ-уровня: невиданной (в современной «Ф-1») крутизны бэнкинги, толпы зрителей и максимальная интрига в чемпионате. Не хватает только обгонных мест, но квалификация точно обещает быть огненной – так что пропустить субботний онлайн на Sports.ru ни в коем случае нельзя.
Старый «Зандворт»: победы великих, столкновение в борьбе за титул и трагедия
С 1952 года, когда Гран-при Нидерландов вошел в календарь чемпионата мира, в маленьком курортном городке побеждали почти все легенды старой «Ф-1» – от Альберто Аскари и Хуана-Мануэля Фанхио до Джеки Стюарта и Марио Андретти. Этап стал поистине королевским: лишь шесть раз из 30 кубок доставался пилоту, который так и не стал чемпионом мира.
Для Джеймса Ханта и Ники Лауды – пожалуй, самых культовых антиподов 1970-х – Зандорт являлся знаковым местом. Здесь британский гонщик одержал свою первую победу в 1975 году (еще в составе «Хескета»), а десятью годами позже его друг и соперник выиграл в 25-й и заключительный раз в своей великой карьере – с десятого места на решетке. На подиум гонки 1985 года вместе с Лаудой поднялись Ален Прост и Айртон Сенна – действительно эпичное завершение истории старого «Зандворта».
У французского чемпиона особые отношения с трассой: если в последней гонке в Северной Голландии Прост проиграл Лауде всего 0,2 секунды, то в 1981-м и 1984-м победил, а в 1983 году столкнулся с конкурентом в борьбе за титул Нельсоном Пике. Оба пилота сошли, что сильно повысило шансы Алена на итоговый успех – он опережал Пике на 14 очков. Тем не менее, за три оставшихся этапа бразильцу удалось отыграть огромное отставание (за победу тогда давали 9 баллов) и отпраздновать второе чемпионство.
Онборды позволяют взглянуть на старый трек глазами Проста:
В Нидерландах произошел и один из самых трагических эпизодов в гоночной истории. Во время Гран-при 1973 года погиб двукратный победитель британской «Формулы-3» Роджер Уильямсон, проводивший лишь вторую гонку в «Ф-1». После прокола шины и столкновения с барьерами его «Марч» перевернулся и загорелся. Друг Уильямсона Дэвид Перли выскочил из своей машины и практически в одиночку пытался потушить и перевернуть болид, так как маршалы в то время не были обеспечены огнеупорными костюмами, но безуспешно. Отсутствие помощи со стороны других гонщиков (многие из которых приняли Перли за пилота сгоревшего болида) и катастрофический уровень безопасности – поблизости оказался лишь один огнетушитель, пожарная машина появилась через восемь минут, гонку так и не остановили – привели к ужасным последствиям.
Профайл Джеймса Ханта от друга: ошибки и аварии из-за нехватки старания, нежелание гоняться в середняках, нелюбовь к заездам до ухода из «Ф-1»
Обновленная трасса – смесь олдскула и инновационных решений
С 1985 года конфигурация трассы серьезно поменялась, но характер и примерно половина старых поворотов (первый сектор, часть второго и последний вираж) на месте. Как и огромные гравийные ловушки:
Трасса узкая, извилистая и техничная – чем-то похожа на «Сузуку» и «Хунгароринг», но с уникальными чертами. Третий и последний повороты сделали профилированными, причем к реновации подошли основательно, наклонив дорожное полотно до 19 градусов.
Наиболее интересным является 14-й поворот, который пилоты смогут проезжать с полным газом благодаря бэнкингу – на скорости в 265 км/ч. Его даже хотели включить в зону DRS, но «Ф-1» пока отказалась от данной идеи, решив сначала проанализировать данные после первого Гран-при. Тем не менее, скоростная дуга, по-видимому, весь уик-энд будет являться ключевой точкой трассы: любая ошибка либо приведет к контакту со стеной, либо поставит гонщика в невыгодное положение на главной прямой и в наиболее обгонном первом повороте.
Наклон в последнем повороте – оригинальное решение ради возвращения в чемпионат. «Ф-1» поставила перед организаторами условие: удлинить главную прямую, чтобы увеличить возможности для обгона. Но с одной стороны к ней примыкает Национальный парк, с другой – дачные домики. Бэнкинг позволил сохранить изначальную конфигурацию участка и увеличить скорость. Ради этого «Ф-1» даже поступилась формальностями: правила рекомендуют максимальный угол в 15 градусов, однако симуляции показали, что решение является достаточно безопасным.
Вскоре было решено изменить и третий поворот.
«Мы подумали: у нас уже есть знания, люди и оборудование – почему бы не сделать то же самое с другими поворотами?» – вспоминает Ярно Зафелли, руководивший работами.
Трасса в Нидерландах – действительно особенная. Под нее разрабатывали специальный асфальт, а сильно профилированных поворотов «Ф-1» не видела с 2005 года, когда провалом завершился Гран-при США. Резина «Мишлен» не справилась с перегрузками, и болельщики получили зрелище, переплюнуть которое удалось лишь на Гран-Бельгии-2021: заезд большей части пелотона в боксы на прогревочном круге и гонку из шести машин. А ведь угол бэнкинга в Индианаполисе вдвое меньше, чем в Зандворте!
Но гоночный босс «Пирелли» Марио Изола уверяет, что с его шинами проблем не будет:
«Мы провели анализ. После введения новых покрышек в начале сезона и обновленных задних шин с Сильверстоуна мы полагаем, что нынешняя конструкция справится с нагрузками.
Трасса чуть менее требовательная к резине, чем «Сильверстоун». «Задворт» относится к автодромам с высоким уровнем нагрузки, как и «Сильверстоун», «Спа», «Сузука», однако не выделяется из этой группы».
В «Формуле-1» построили две новые трассы. Крутой бэнкинг, огроменная прямая в 1,5 км и грандиозное здание боксов
На Гран-при Нидерландов ждем новую серию борьбы за титул, трудности с обгонами и неожиданные ошибки
Гонщики начали сравнивать «Зандворт» с треком в Монте-Карло еще в 2019 году, когда было официально объявлено о возвращении. Многие из них полюбили трек в младших сериях, но сочли слишком узким для огромных современных болидов «Ф-1».
«Для меня «Зандворт» входит в пятерку лучших треков в мире, – признался Джордж Расселл из «Уильямса». – Но если говорить о самих гонках, то тут все будет так же плохо, как в Монако. Мы отправляемся туда из-за Макса Ферстаппена и голландских болельщиков. Но «Ф-1» не была бы собой без фанатов, так что это здорово. И сама трасса очень интересная».
«Не вижу ни одного места для обгона». Пилоты «Формулы-1» критикуют новую трассу
Еще интереснее автодром стал после внесенных изменений.
«Третий поворот получается почти что «слепым» из-за сильного перепада высот, ты слишком низко сидишь в болиде и ничего не видишь. И это здорово, на Гран-при точно будет весело», – заявил Ферстаппен после обкатки на обновленной трассе.
С обгонами все равно должны возникнуть проблемы, однако этап получится захватывающим со всех других точек зрения. Огромные бэнкинги, отсутствие каких-либо реальных данных о работе шин, песок на трассе и 70 тысяч болельщиков в оранжевом – все это на фоне трехочковой разницы в чемпионате между Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном из «Мерседеса».
«Трек очень узкий, так что квалификация особенно важна, – высказался пилот «Альфа Таури» Пьер Гасли. – Еще одним фактором станет близость моря, так что в пятницу трасса должна быть пыльной, с песком на асфальте – по ходу уик-энда условия будут меняться».
Победа на обновленном автодроме в любом случае войдет в историю. Ферстаппен может стать первым нидерландцем, выигравшем на домашней трассе, и вернуть лидерство в личном зачете. Хэмилтон же стоит на пороге сразу двух фантастических достижений: 100-й победы в «Ф-1» и 30-й – на разных автодромах. Если же триумфатором окажется кто-то еще – тем интереснее для зрителей.
На «Зандфорте» получится использовать DRS в повороте с бэнкингом
Устроители Гран При Нидерландов придумали способ сделать предстоящую гонку еще более захватывающей
Сейчас трасса «Зандфорт» находится в процессе реконструкции, чтобы, во-первых, привести ее в соответствие с современными стандартами и, во-вторых, увеличить шансы на обгон. Главные изменения коснутся последнего поворота, который носит имя Ари Люйендейка. Он станет профилированным, а угол наклона составит 18 градусов – это в два раза круче, чем на овале в Индианаполисе.
Предполагается, что благодаря особенностям поворота гонщики смогут проходить его вплотную друг к другу. Более того, считается, что этот поворот можно будет проходить с использованием системы DRS, чтобы у пилота было больше возможностей обогнать соперника на пути к первому повороту.
Поначалу казалось, что эту идею (придуманную уже покойным Чарли Уайтингом) реализовать будет невозможно. Но все получилось благодаря инженерам Ф1, которые провели компьютерное моделирование и доказали, что идея может сработать.
Motorsport.com поговорил с Крейгом Уилсоном, который в Ф1 возглавляет отдел по созданию и тестированию гоночных трасс. Он рассказал, что когда работа над проектом Гран При на «Зандфорте» только началась, не было очевидного решения, как сделать трассу более удобной для обгонов.
«С самого начала мы подумали, что добиться обгонов с существующей конфигурацией трассы будет тяжело, – сказал Уилсон, который ранее работал инженером в Mercedes и Williams. – Прямые участки на трассе слишком короткие, сама трасса очень узкая, потому что она окружена национальным парком. Мы не можем просто взять и продлить прямую, потому что все песчаные дюны вокруг трогать нельзя.
Мы изучили множество вариантов, думая, как мы можем изменить последние несколько поворотов, чтобы расширить прямую или увеличить время прохождения участка на полном газу. Мы рассмотрели где-то через 14 или 15 различных решений. И удовлетворительный вариант не находился».
На помощь пришел Уайтинг, предложивший сделать финальный поворот профилированным.
«Мы услышали: «А не сделать ли там бэнкинг? – продолжил Уилсон. – Я подумал об этом и решил выяснить, бэнкинг какого уровня мы сможем сделать – и можно ли сделать так, чтобы гонщики открывали DRS в последнем повороте, а не после него?
Мы провели симуляцию, получили данные. Я оценил ситуацию с точки зрения устойчивости машины и аэродинамических потерь. Выяснилось, что, похоже, всё сработает.
Потом встал вопрос: сможем ли мы физически это реализовать? Ребята, которые работают в «Зандфорте», обсудили это и сказали: «Да, мы можем это сделать это, нам было бы очень интересно».
Еще мы обсудили идею с FIA. Они ответили, что давайте пройдемся по цифрам, посмотрим, кто будет в этом участвовать. В итоге мы собрали всех нужных людей вместе и смогли прийти к решению – и довольно уникальному решению этой ситуации».
И все же, Уилсон считает, что если машины и смогут проходить финальный поворот с открытым крылом, то обгонять на «Зандфорте» все равно будет непросто.
«Я по-прежнему ожидаю, что на этой трассе будет трудно обгонять. Но эти изменения, я уверен, сделают обгоны легче, – добавил он.
FIA еще не подтвердила, где будет находиться точка замера DRS перед финальным поворотом, а также где будет располагаться вторая зона.
Последний поворот «Зандфорта» сделают профилированным – как на овалах
Бэнкинг в последнем повороте голландской трассы, которая примет Ф1 в 2020-м, будет в два раза круче, чем на «Индианаполисе».
В рамках подготовки «Зандфорта» к возвращению в календарь Формулы 1 в 2020 году проходит реконструкция, чтобы привести гоночный комплекс в соответствие со стандартами Гран При.
Среди прочего изменения коснутся последнего поворота трассы. Представители автодрома подтвердили, что он будет иметь 18-градусный угол наклона относительно горизонтальной оси.
Такой угол в два раза больше, чем на «Индианаполисе», который ранее принимал Гран При США – там наклон профиля составляет примерно 9 градусов. Тем не менее, по меркам автогонок это далеко не предел. К примеру, угол наклона овальной части «Монцы» (на фото ниже) составляет 21 градус, а в Дайтоне максимальный наклон достигает 31 градуса.
Глава голландской трассы Роберт ван Овердейк в эфире местного радио BNR Nieuwsradio сказал: «Этот поворот, безусловно, станет самой зрелищной частью нашей обновленной трассы. Бэнкинг составит 32 процента*. Таким образом, разница в высоте между нижней и верхней точками поворота составит около четырех с половиной метров. Это очень много.
По сути мы делаем американский поворот на европейской трассе. Это абсолютно уникально».
Наклон получит не только последний, но и знаменитый третий поворот Hugenholtz. Предполагается, что его пилоты смогут проходить вплотную друг к другу.
«Третий поворот тоже будет наклонен для гонки Ф1, – добавил ван Овердейк. – Он будет сделан параболическим, чтобы две машину смогли пройти его рядом, и, что более важно, с одинаковой скоростью. Бэнкинг будет варьироваться от 8 до 18 процентов».
Глава голландской трассы не беспокоится о том, что такие изменения трассы могут считаться вмешательством в ее историческое прошлое: «Конечно, у «Зандфорта» исторически сложилось громкое имя. Но если вы хотите сохранить трассу точно такой же, какой она была, то начинаете считать, что в старые добрые времена все было лучше. Конечно же, это не так, так что меня это не беспокоит».
Все работы на трассе планируется завершить к февралю следующего года. Гран При должен состояться 3 мая.
Бэнкинг старой трассы в Монце
Фото: Зак Маугер / Motorsport Images
*уклон в процентах часто используют для обозначения уклона дорог или строительных объектов. Нулевой уклон означает горизонтальную поверхность. Уклон в 100% означает подъём на 1 метр на каждый метр расстояния, то есть угол наклона 45 градусов. Таким образом 18 градусов – это 32%
Пилоты Ф1 не смогут включить DRS на бэнкинге Зандфорта
Профилированный поворот изначально проектировался под езду с открытым крылом – но FIA решила подождать с экстремальными решениями
Представители FIA отказались от идеи включить 15-й поворот трассы в Зандфорте (где в эти выходные пройдет Гран При Нидерландов) в зону DRS.
Ранее такая вероятность рассматривалась. Более того, работы по реконструкции трассы изначально велись с учетом этой идеи – с подачи Крейга Уилсона, который возглавляет в Формуле 1 отдел, консультирующий владельцев и строителей гоночных трасс.
Уклон полотна в 18 градусов вполне позволил бы пилотам сохранить сцепление с трассой даже при включенной DRS – а распространение второй зоны DRS на поворот увеличило бы ее длину в полтора раза (340 м в дополнение к 678-ти на стартовой прямой). Это могло бы заметно повысить шансы на обгон – в то время как многие пилоты и команды предполагают, что на узкой голландской трассе ждать увлекательной гонки не стоит.
«FIA приняла такое решение, – рассказал журналистам директор трассы, экс-пилот Ф1 Ян Ламмерс. – Есть желание посмотреть, как все пройдет, собрать по ходу заездов данные и позже вернуться к этой теме. Что ж, это вполне можно понять – на фоне того, что гонки Ф1 тут не проводились уже 36 лет».
На трассе Зандфорте будет две зоны DRS: на стартовой прямой и на прямой между 11-м и 12-м поворотами.