Профиль образования что это примеры
Профильное обучение
Из Википедии — свободной энциклопедии
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Профильное обучение также внедряется в учреждениях НПО и СПО [1]
Зачисление в профильные классы проводится на основе результатов ОГЭ [3]
Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.
Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.
В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:
Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Отличие элективных курсов от факультативных
П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
Как осуществляется прием в профильные классы?
Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.
Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.
Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.
Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.
Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.
Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).
Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.
Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.
Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.
Когда необходимо профильное образование?
Когда необходимо профильное образование?
Еще совсем недавно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, достаточно было иметь диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. С каждым годом требования к кандидатам становятся все более жесткими. Так, многие работодатели сейчас требуют от своих сотрудников наличие профильного образования. В данной статье мы рассмотрим, что такое профильное образование, его особенности и почему оно является основным условием для принятия на ту или иную должность.
Что такое профильное образование?
Профильное образование – это приобретение конкретных углубленных знаний в той отрасли, которая будет соответствовать дальнейшей сфере профессиональной деятельности человека. Получить профильное образование можно в высших или средних учебных заведениях, а также в учебных центрах дополнительного профессионального образования. Напомним, что важным условием зачисления на курс профпереподготовки является наличие у слушателей среднего или высшего профессионального образования. Основной целью профильного образования является подготовка учащихся к предстоящей профессиональной деятельности.
Особенности профильного образования
Профильное образование имеет свои особенности и нюансы. Как показывает практика, многие абитуриенты не понимают, что выбор будущей профессии не заканчивается на выборе специальности в учебном заведении. Для того, чтобы правильно выбрать будущую профессию, необходимо определиться с направлением подготовки, специальностью и профилем обучения. Не понимая разницы между этими понятиями, существует большая вероятность того, что Вы попадете совсем не туда, куда желали. Ни для кого не секрет, что карьера и успех зависят от правильно выбранной специальности. Для этого рассмотрим детально, что такое направление подготовки, специальность и профиль обучения.
Направление подготовки – это укрупненное название профессиональной образовательной программы. Каждое направление подготовки может включать в себя несколько специальностей.
Специальность – это общее название направление обучения. Приведем пример этих двух понятий. Так, направление подготовки «Компьютерные технологии» имеет несколько специальностей:
Каждая специальность, в свою очередь, имеет один или несколько профилей. Специальность «Информационные системы и технологии» включает в себя следующие профили:
Профиль – это более узкая специализация. Именно профиль определяет специфику трудовой деятельности человека. Поэтому, чтобы выбрать будущую профессию, необходимо правильно определиться с профилем обучения.
Важной особенностью профильного образования является наличие учебного плана, в который включены специальные предметы, раскрывающие содержание определенного направления профессиональной деятельности.
Изучение специальных (профильных) предметов в различных учебных заведениях приходится на разное время. Так, в среднем специальном учебном заведении профильные дисциплины начинают осваивать со второго семестра второго курса или же с начала третьего курса, так как в первый год студенты еще изучают школьные предметы. В высших учебных заведениях изучение профильных дисциплин начинается со второго курса, а первый год обучения содержит лишь общеобразовательные предметы. Что касается центров профессиональной переподготовки, то учебным планом предусмотрено изучение только профильных предметов.
Профильное образование студента заканчивается в тот момент, когда он получает диплом о высшем (среднем) специальном образовании или диплом о профессиональной переподготовке, который позволит занять вакантную должность в профильной организации.
Почему работодатели требуют профильное образование?
В последнее время профильное образование стало ключевым требованием к соискателям во время приема на работу. Причиной этого стали не личные прихоти работодателей, а новые профстандарты, разработанные Министерством труда. Хоть это требование распространяется не на все профессии, но является обязательным для многих их них. Например, средний и высший медицинский персонал, педагоги, воспитатели в детских садах должны обладать определенными знаниями, соответственно, работодатели обязаны соблюдать требования, предъявляемые к образованию своих сотрудников.
Поэтому, чтобы повысить свои шансы при трудоустройстве на ту или иную должность, необходимо получить профильное образование, которое будет ей соответствовать.
Что такое специальность в вузе, профиль или что должен знать каждый абитуриент
Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению
А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.
От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.
Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль
Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.
Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.
Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности. Покажем вам суть этой структуры на примере бакалавриата, самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.
Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.
Третий уровень – профили, самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.
На примере: вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.
Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма». Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.
Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:
И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.
Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.
Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.
Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.
Как выбрать профиль обучения в вузе
Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.
Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.
Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.
Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки
Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:
Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.
Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.
Плюсы и минусы профильного образования
Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?
Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.
Для чего необходимо профильное образование?
Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:
Когда у выпускника нет достаточных знаний по предметам, которые сдаются при поступлении в институт, они вынуждены воспользоваться услугами репетитора или записаться на подготовительные курсы. Стоит это недешево, да и гарантий нет. В этот момент и поможет профильное образование. Количество часов, отведенных нужной дисциплине, увеличивается, и ребенок полностью освоит нужный материал.
Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.
Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.
Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.
Типы профильного обучения
Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:
Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.
Преимущества и недостатки профильного обучения
Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.
Преимущества профильной системы обучения:
Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.
Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.
Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.
Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.
Совершенствуя знания по конкретным предметам, шансы поступления в ВУЗ повышаются. Особенно это касается школ, обучающихся по системе «школа-ВУЗ».
Недостатки:
Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.
Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.
Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.
Как практикуется профильное обучение заграницей
Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.
На каких принципах строится профильное обучение
На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.
Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.
Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.
Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.
Как не ошибиться с выбором направления?
При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:
Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.
Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.
Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.
Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.
Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.
Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.
Подводные камни профильного образования
Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:
К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.
Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.
Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.
При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.
Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.