Профессия трекер что это
Трекер
Трекер – наставник, который принимает участие в создании стартапов. Его деятельность направлена на сокращение рисков, контроль работы команды и консультативную поддержку. Для работы в этой сфере нужно иметь высшее образование и пройти подготовку у экспертов в области акселерации стартапов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Многие люди имеют амбициозные идеи, однако не знакомы с тонкостями запуска стартапов. Идеи недостаточно, ведь нужно составить план, разработать минимально жизнеспособный продукт, собрать команду и найти инвесторов – выполнить огромный объем задач. Более 70% стартапов не доводятся до логического финала, что связано с неподготовленностью организаторов. В связи с этим современные инициаторы стартапов предпочитают привлекать трекеров, которые имеют функции помощников, консультантов и наставников. Они обладают глубокими знаниями о бизнесе, экономике, потребителях и других направлениях, что гарантирует успешный запуск стартапа.
Особенности профессии
Трекер – человек с высшим образованием, деловой хваткой и задатками управленца. Он осуществляет сопровождение проекта на всех этапах – от разработки идеи до запуска. Трекер выполняет функцию связующего звена, коммуницирует со всеми членами команды. Он помогает планировать работу на несколько недель вперед, принимает участие в поиске инвесторов и переговорах, курирует процессы развития. Имеет большое количество полезных деловых знакомств и выявляет текущие приоритетные направления, на которые нужно обратить внимание.
Инициаторы стартапов влюблены в свои проекты, они на 100% уверены в их успехе и часто не имеют опыта, поэтому трекер является важным специалистом, который помогает стабилизировать ситуацию и смотреть на нее с точки зрения профессионала. Трекер знает о том, что самую хорошую идею может погубить слабая реализация, поэтому он помогает:
Трекер не принимает решения и не указывает, что нужно делать. Он помогает и направляет команду, например, ищет нужные контакты или выявляет проблемы по четко сформулированному запросу.
Трекер: кто эти профессионалы, и кому они помогают
Десять принципов новой профессии «трекер-наставник».
Эта новая профессия родилась в недрах акселераторов инвестиционных фондов. Трекер – это часть команды акселератора, который работает над системным развитием бизнеса клиента за счет методичного внедрения изменений в бизнес-процессы и команду.
Кому он помогает, и почему к нему обращаются
Предприниматели обращаются в акселераторы или к трекеру в нескольких случаях:
Поскольку этой профессии от силы 5-6 лет, нет единых стандартов, какими навыками должен обладать трекер, и каких этических принципов должен придерживаться.
Поэтому я предлагаю свое видение манифеста трекера-наставника.
Какие трекеры нужны разным акселераторам
Различают две специализации акселераторов: интернет-стартапы и классические бизнесы.
В первом типе акселераторов от трекера требуются навыки продуктового мышления, интернет-маркетинга и опыт вывода стартапов на определенный уровень развития.
Второй тип акселереторов специализируется на масштабировании классических бизнесов, поэтому даже название трекеров звучит как «трекер-наставник».
Обязательные требования к трекеру: продолжительный и успешный предпринимательский опыт, опыт масштабирование бизнеса через масштабирование команды, опыт управления большими маркетинговыми бюджетами, опыт управления отделами продаж и другие навыки.
Десять принципов трекера-наставника
Эти десять принципов определяют этические нормы и приоритеты трекера, его ответственность и принципы профессионального роста.
1. Внедрение изменений важнее знаний
Результат предпринимателя важнее информации, которую он получил из любых источников, в том числе от наставников. Для наставника имеет значение только последовательное и правильное внедрение лучших практик в конкретный бизнес. Критерий успешности внедрения – оно быстрее всего привело к получению системного результата в бизнесе.
Поэтому наставник должен открыто делиться доступными на рынке знаниями, выделяя только те, которые подходят предпринимателю в его текущей бизнес-ситуации для внедрения изменений.
2. Главенство морали
Наставник действует в интересах предпринимателя. Поэтому цели предпринимателя важнее целей его бизнеса. Также ценности наставляемого человека важнее его роли предпринимателя. Но моральные принципы важнее желаний человека или желаний наставника.
3. Правда про действия предпринимателя
Ответственность наставника – честно исследовать с предпринимателем действия, которые приводят бизнес к повторяющимся результатам, не ведущим к цели. Ответственность наставника – чтобы предприниматель увидел и осознал эти действия.
4. Ответственность за результат в бизнесе на предпринимателе
Если в каком-то бизнес-процессе нет результата, то ответственность за это несет один конкретный руководитель, который не справляется с возложенными обязанностями. Его нужно быстро обучить, либо отстранить от дел. Когда в бизнес-процессе не справляется лично предприниматель, то самым эффективным решением будет нанять на эту зону компетентного профессионала.
5. Ответственность за решения на предпринимателе
Окончательное решение принимает предприниматель единолично, без давления, это его бизнес и его жизнь. Ответственность бизнес-наставника – помочь предпринимателю принять обдуманное решение. Для этого наставник помогает рассмотреть все возможные пути решения бизнес-задачи, предоставляет все доступные наставнику знания и инструменты, а также показывает вероятные последствия принятия того или иного решения.
6. Встреча с наставником – пример эталонного совещания
Эти встречи должны стать для предпринимателя наглядным примером еженедельных совещаний с его управляющими и топ-менеджерами.
7. Лучшие бизнес-практики
Наставник является проводником только лучших практик, которые позволили ему добиться успеха в собственных бизнесах, и не менее трем предпринимателям, которых он сопровождает. Ключевой критерий выбора – практикоориентированность. Не книжные концепции и обобщения, а твердые решения по организации процессов в бизнесе.
8. Лучшие коучинговые практики
Наставник использует наиболее эффективные коучинговые технологии для прояснения ценностей, целей и гипотез предпринимателя, а также для эффективного нахождения ограничений в действиях предпринимателя.
9. Лучшая и актуальная экспертиза с рынков
Наставник все время получает знания из первых уст благодаря консультациям у отраслевых экспертов. А также благодаря расширению «насмотренности» бизнес-решений из успешных компаний, полученных не из книг, а изнутри бизнеса.
10. Совершенствование инструментария
Лучшие решения (технологии, примеры регламентов, отчетности, правил, систем и пр.) требуют от наставника постоянной доработки и улучшения. Это ответственность наставника.
Профессиональный бизнес-наставник сократит ваш путь примерно на пять лет, и снизит ваши потенциальные убытки более чем в десять раз.
Не потерять миллионы: зачем бизнесу трекеры
Развитие на собственных ошибках — дорогой путь для бизнеса. Можно слить бюджет и время и так и не достичь желаемого. Помочь и вывести бизнесмена на короткий путь к цели, где будет меньше ям и ловушек, способен трекер. Этой профессии нет и 10 лет, популярна она пока преимущественно в России, однако такие специалисты уже работают не только с молодыми проектами, но и с корпорациями.
Чем трекеры отличаются от менторов и коучей, по какой методологии работают и как опознать стоящего специалиста, рассказала Аня Миро — одна из первых участниц сообщества Heg.ai, которая помогает участникам комьюнити в развитии их бизнесов.
Своим появлением профессия трекера обязана акселератору ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив), который в 2013 году стал вкладывать деньги в IT-стартапы. Со временем идея разошлась по ближайшим к России странам и начала делиться на школы: школа трекеров Е. Калинина, университет кратного роста А. Бакеева. У каждой из них понимание трекинга немного различается.
Трекер — это человек, который помогает быстрее и дешевле приходить к целям в бизнесе. Профессия новая, трактовок много, привожу только свою. Трекер совмещает в себе эксперта в ТОС (теория ограничений систем), коуча, чтобы помогать применять ТОС и искать ограничения в голове человека, а не просто в бизнесе, и продуктовика, маркетолога или управленца — то, что продается и помогает лучше применять ТОС. Он обычно работает с тем, кто принимает решения в команде и ускоряет рост бизнеса.
К трекеру приходят, когда очень надо, чтобы что-то получилось, но не ясно как. Предприниматель обычно думает так: «Хочу денег и на Мальдивы хочу, и еще счастливым быть. Как это сделать? Наверное, нужен Инстаграм, отдел продаж и выход в Штаты». Он реализовывает свою идею — например, заводит Инстаграм, начинает работать над профилем. Но вопрос: зачем конкретно ему это надо. Почему именно Инстаграм, а не сайт?
Опубликовав два поста, предприниматель осознает, что счастливей не стал, на Мальдивы еще не улетел, денег не добавилось. Снова размышляет: «Не, Инстаграм не работает, надо с продуктом что-то сделать». И вот так по кругу.
Трекер же помогает остановиться, застопорить эти «идеи-торопыжки» и добавляет в схему «цель — идея» пропущенный ингредиент.
В мире к трекеру ближе всего продакт коуч, однако эти два специалиста отличаются методологией, которую они используют. Трекер применяет Теорию ограничений систем и продуктовые инструменты, а продуктовый коуч — только продуктовые инструменты.
Суть ТОС заключается в том, что сначала необходимо понять и четко сформировать цель, потом найти главную проблему, мешающую к ней прийти, тот самый ингредиент, который предприниматели пропускают и в итоге попадают в расфокус и топчутся на месте. Дальше через гипотезы и их проверку следует решать именно эту проблему и искать новую, если все еще не достигли желаемого.
Эта методика — самый короткий путь к цели. Она работает с большинством бизнес-задач, поэтому и легла в основу трекинга. Потому что помогает выстроить правильную систему, где идея — ответ на проблему, а не принятое в вакууме решение.
У каждого трекера своя система работы. Но есть определенные общие закономерности: например, такой помощник никогда не дает прямого совета «делай так-то». Он задает вопросы. Благодаря этому предприниматель не просто принимает чужую экспертизу и действует по шаблонам, а находит свои пути.
Трекеры работают спринтами и встречаются с фаундером, управленцем или командой один, два раза в неделю и общаются от одного до трех часов. Коммуникации могут быть и онлайн, и оффлайн. На встрече могут присутствовать и другие члены команды — как сооснователь, так и маркетологи, продуктовые менеджеры.
По стандарту рынка первая сессия — диагностическая: чтобы увидеть долгосрочные и краткосрочные цели проекта, его проблемы. После, каждая встреча — это исследование текущих проблем бизнеса, генерация гипотез для их преодоления и выстраивание списка задач на неделю. Например, глубже изучить ЦА (целевую аудиторию), продать конкретному числу людей продукт. Так маленькими итерациями команда движется к цели.
Ни один трекер не гарантирует бизнесу статус «единорога» и многомиллионную прибыль. Если проект изначально убыточный, не имеющий ценности для аудитории, он не станет вторым Facebook. Трекер показывает более короткий путь и ускоряет развитие бизнеса, благодаря чему предприниматель экономит и время, и деньги, и другие ресурсы вроде сил своих и команды. При этом ускорять он может и в сторону закрытия проекта, но это хорошо. Так команда потратит меньше денег и не выгорит.
Например, трекер способен уберечь от типичной ошибки, приводящей к потере времени и денег. Когда предприниматель сначала разрабатывает продукт, а потом выходит на рынок и видит, что его продукт никому не нужен. После такого опыта он может сложить руки, закрыть проект и еще года два восстанавливаться психологически. За последнюю неделю я поработала с тремя команды с такой ошибкой с общими затратами на 47 млн рублей. И все без продаж.
Ни один трекер не гарантирует бизнесу статус «единорога» и многомиллионную прибыль.
Вариантов, когда фаундер может обратиться к трекеру, много, но объединяет их чаще всего одно — задача, которую не ясно как решать. Например, не идут продажи, хочу пятикратно вырасти за год, бизнес растет, а счастья нет.
С такими вводными чаще идут к трекеру. Потому что в отличие от ментора или коуча он работает с высокой неопределенностью бизнес-задачи. Например, к трекеру можно обратиться с таким вопросом — «Как мне прийти к большим цифрам роста?», к ментору с более конкретными запросами на опыт и советы — «Как мне построить стратегию или отдел продаж?». А к бизнес-коучу — с запросом на то, как сделать себе хорошо: «Как мне найти общий язык с сотрудниками или получать больше удовольствия от работы?».
В моей практике была девушка, основательница онлайн-школы: весной поставили себе крутую цель и не очень понимали, как к ней прийти к концу сезона. Девушка предполагала, что нужно искать новые методики продвижения. Но после трекинговых сессий выяснили, что внимание нужно уделить скорости производства курсов.
За месяц её увеличили в три раза, автоматизировав процессы. После пересобрали маркетинговый отдел, настроили процессную работу. В итоге цели по выручке в июле и августе достигнуты на 100%, пробив «потолок» в 80%, каждый новый курс теперь продается с первого потока, а не второго-третьего как раньше.
Профессия молодая, единых стандартов для нее нет, хотя Международная ассоциация трекеров (ITA), одна из нескольких российских организаций, объединяющих специалистов, пытается их постепенно формировать. И здесь прячется главная проблема — сложно найти хорошего специалиста, который действительно поможет бизнесу, а не просто возьмет деньги за свое присутствие рядом.
Ключевой аспект — хороший трекер должен иметь отличное понимание бизнес-процессов и продуктовый опыт, а в идеале быть предпринимателем.
Трекер поможет вашему бизнесу, если:
• Меняет ваши взгляды на происходящее. Вы начинаете видеть и знать то, что не видели до этого и именно это помогает изменить ситуацию.
• Задает вопросы, исследует вместе с вами ситуацию, в которой вы оказались. Так трекер понимает цель и ищет главную проблему.
• Уважает ваше мнение. Если трекер просто говорит, что делать, чаще всего он скорее старается казаться полезным, чем является.
• Вы чувствуете себя то комфортно, то некомфортно. Некомфортно, когда трекер ведет вас в точки роста, которые признавать не хочется. Комфортно, когда делает с вами передышку, чтобы новые идеи и открытия уложились, когда уважает и принимает ваше мнение и нежелание работать с какими-то вещами
• Говорит, что ответственность на вас и не берет ее на себя. Трекер остается полезным, когда находится снаружи команды. Тогда он может видеть то, что не видит команда, и менять ее мышление и действия.
Не исключено, что вы можете столкнуться с ситуацией, где подходящий вам трекер не будет совпадать с этим набором критериев. Но в большинстве случаев — будет.
Приятный бонус — если трекер из вашей отрасли, был на такой же должности, как и вы, запускал проекты с миллионными бюджетами. Но здесь есть нюансы: с одной стороны, трекер увидит главные ограничения и быстрее вам их покажет. С другой — он может работать не с настоящим ограничением вашего бизнеса, а с тем, которое он знает, и искать подтверждение своим гипотезам. То есть ему сложнее оставаться беспристрастным.
Например, трекер может неосознанно думать: «Когда я делал онлайн-магазин — главная проблема была с организацией доставки. Вероятно, у моего клиента так же». Он задает вопросы, видит ограничение, начинает с предпринимателем организовывать доставку, забыв про цели и про то, что вообще-то в этом бизнесе вполне можно было все отдать на откуп Озону.
Поэтому при выборе в первую очередь мы предлагаем полагаться на здравый смысл и личное совпадение, потом на наши критерии и только после этого на регалии.
Right Track- университет по подготовке трекеров и предпринимателей
Как, а главное зачем, развивать новую профессию в России?
Добрый день, меня зовут Александр Бакеев, я основатель Университета Кратного роста RIght Track и сейчас выступаю в роли мастер-трекера и преподавателя для других трекеров и предпринимателей.
Трекер- это синтетическая, поддерживающая профессия, которая пока существует только в России и является своего рода сплавом трёх классических и хорошо известных рынку профессий. Первая из которых- это отраслевой эксперт, то есть человек, являющийся экспертом в какой-то индустрии и хорошо в ней разбирается.
Вторая составляющая профессии трекера- это своего рода фокусировщик и мотиватор, такими навыками, как правило, обладают коучи и иногда психологи или психотерапевты.
И третья составляющая- это классический бизнес-консультант. То есть человек, хорошо понимающий, каким образом строить разные бизнесы не только в теории, но и на практике. И эта практика подкреплена как кейсами клиентов, так и успехами и провалами собственного бизнеса. Таким образом, работая с трекером, предприниматель может быть уверен, что получает релевантную ему поддержку.
Помимо этого, у трекера в контакте с предпринимателем рождаются кейсы, которые помогают развиваться не только этому предпринимателю, но и другим.
Трекер видел много предпринимателей на разных стадиях развития и соответственно может помочь своей экспертизой в самых разных ситуациях.
Мы в Right Track, обучаем инструментам трекинга, для работы с предпринимателями и стартапами или для применения этих инструментов в развитии собственного бизнеса.
Когда человек становится трекером, у него часто спрашивают: «Почему ты помогаешь своим опытом кому-то другому, а не делаешь всё это для себя и своих проектов?» Этот вопрос я слышал много раз и всегда отвечал: «С чего вы взяли? В своих проектах я применяю весь свой опыт и наступаю на те же грабли, что и все предприниматели и инвесторы.»
Получив такой вопрос, несколько трекеров рассказали мне об этом на супервизии и с удивлением обнаружили, что они не одиноки. В этот момент я задумался: «Что же на самом деле лежит за этим желанием помогать другим людям делать большие компании и развивать бизнес?»
С материалами исследования вы можете ознакомиться по этой ссылке.
В 2013 году мы познакомились с Александром Еремеевым, который тогда был руководителем акселератора ФРИИ, он и пригласил меня сначала быть трекером команд в заочном, а потом и в очном акселераторе ФРИИ. Так, моя карьера бизнес-консультанта, повернула в сторону прикладной работы в полях, с амбициозными людьми, которые хотят построить глобальные организации и сделать это как можно быстрее.
С тех пор у меня накопилось уже большое количество кейсов начиная от работы с производственными предприятиями и заканчивая высокотехнологичными стартапами. Но в какой-то момент я понял, что не всегда справляюсь на проектах один и начал преподавать те вещи, которые понял на практике, развивая предпринимателей и их компаний.
Таким образом, появились две категории образовательных продуктов: первые- это профессиональное образование для трекеров, которое помогает конкретному человеку обрести профессию трекера и второе- это образование для предпринимателей. Обычно это те, кто научился достигать своих целей и них это хорошо получается, но хочется достигать цели в 10 раз большего масштаба. Однако для этого не хватает систематизации тех знаний и навыков которые уже есть и ответа на вопрос: “Куда дальше развиваться именно в плане предпринимательства?”, потому что обычно много людей может подсказать, как увеличить продажи, а вот как быть предпринимателем следующего масштаба, учат далеко не везде.
И поскольку к 2018 му году у меня накопилось довольно большое количество самых разных клиентов и кейсов, я решил, что пора открывать Университет и начинать подготавливать народ к тому, чтобы вместе делать более крупные и масштабные проекты. Так и появился Университет кратного роста Right Track.
Наша модель развития, включает в себя развитие по принципам классического университета, который будет обладать как фондами для инвестирования в собственную деятельность, в том числе научную, так и собственными образовательными программами разного типа для трекеров и предпринимателей, которым по по какой-то причине, необходимо заработать очень серьезные деньги и достичь больших результатов. Этим мы и занимаемся сейчас и планируем продолжать заниматься в будущем.
Чем занимаются трекеры стартапов
Менеджер по управлению проектами Александр Еремеев попал на курсы по обучению трекеров случайно – в 2014 г. знакомые предприниматели рассказали, что такие курсы проводит Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Курс длился три дня и включал много информации о работе акселератора ФРИИ и немного – об управлении проектами. «После курса мне сказали, что я трекер и могу начинать работать со стартапами в акселераторе фонда. Но мне пришлось три года проработать с предпринимателями, прежде чем я по-настоящему понял, что значит быть трекером», – рассказывает он.
Сейчас Еремеев возглавляет школу Product.Vision для продуктовых команд.
Беспощадные люди
Таких специалистов в России всего несколько сотен, говорит Артем Азевич, заместитель директора акселератора ФРИИ. По его словам, эта профессия появилась в России в 2013 г., когда акселератор ФРИИ начал массовый набор технологичных стартапов. Нужны были люди, способные помочь стартапам развиваться.
Как российские потребительские компании сотрудничают со стартапами
Трекер – чаще всего предприниматель или топ-менеджер, который знает, как устроен бизнес, и в то же время умеет учить других, рассказывает Евгений Калинин, ведущий трекер ФРИИ и руководитель школы трекеров ФРИИ. Он регулярно встречается с основателями стартапа, обсуждает развитие компании. Его задача – задавать правильные вопросы, которые заставят предпринимателя искать способы развития бизнеса и реализации принятых решений.
От обычного коуча трекер отличается тем, что сосредоточен в первую очередь на ошибках стартаперов, без исправления которых предприниматель не сможет развиваться дальше, объясняет Еремеев.
Трекер похож на портфельного менеджера инвесткомпании, который следит за прогрессом портфельного проекта, говорит Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково». Но он работает с более зрелыми компаниями и решает стратегические задачи, например привлечения инвесторов для первого раунда, тогда как трекер ставит тактические задачи, например помогает основателю определить клиентскую аудиторию и способы работы с ней, объясняет эксперт.
Задача трекера в акселераторах – обеспечить рост стартапов в интересах будущего инвестора, говорит Александр Бакеев, трекер и основатель Right Track. В акселераторах большая входная воронка, стартапы попадают туда на самой ранней стадии, когда их надо специально растить и задавать им темп развития, добавляет Константин Синюшин, сооснователь фонда The Untitled Ventures. И даже после работы с трекерами большинство стартапов умирают, выйдя из акселератора. Вероятно, потому, что не усваивают в полной мере то, что трекеры пытались до них донести, предполагает Синюшин.
Резать правду-матку
Обычно стартап приходит в акселератор с проблемой: он либо перестал расти, либо растет на 30–50% в год, а основатель считает, что потенциал гораздо больше, рассказывает Азевич. Диалог со стартапом начинается с диагностической сессии, которая длится 1,5–2 часа, говорит Калинин. На сессии трекер разбирается с целями предпринимателя на ближайшие три месяца, краткосрочными и стратегическими, и определяет проблемы, мешающие достижению целей. Цели могут быть и долгосрочными: например, предприниматель рассчитывает вырастить бизнес до определенного размера. Тогда трекер идет от общей цели к более мелким, промежуточным, добавляет Азевич.
Затем трекер начинает встречаться с командой стартапа раз в неделю и каждый раз вместе с ней составляет план работы на ближайшие семь дней, который позволит внедрить какое-то одно конкретное новшество. Например, рассказывает Калинин, стартап должен провести 20 интервью по продукту и найти клиентов, которым действительно нужен этот продукт. Или надо продать продукт определенному количеству клиентов либо повысить конверсию в интернете на оговоренный процент.
Компания – разработчик приложения «Вачанга» для детского развития проходила акселерацию во ФРИИ. Основатель Wachanga Максим Колпаков вспоминает, что трекер обычно приходил на встречи с командой по понедельникам. По словам Колпакова, встречи не всегда проходили гладко: результаты проверки гипотез бывали неутешительными. «Умом понимаешь, что трекер прав, но эмоционально это принять сложно», – вспоминает он. Однако именно трекер, по словам Колпакова, помог ему осознать важность такого показателя, как доля пользователей продукта в первый, седьмой и 30-й день после скачивания. Сейчас контроль этого показателя – залог роста компании, говорит предприниматель. После акселерации число скачиваний приложения «Вачанга» увеличилось со 150 000 до 1,7 млн, объясняет он.
Вывести человека из зоны комфорта – один из важных аспектов в работе трекера, подтверждает Калинин. Его задача – расшевелить человека и заставить пойти по трудному пути. Набор методик трекера: цикл проверки гипотез, формирование воронки продаж, тестирование прототипа продукта на потенциальных потребителях, расчет прибыли и затрат на одного клиента или единицу продукции.
В поисках заработка
Толпа трекеров разношерстна. Это и бывшие топ-менеджеры компаний, и предприниматели, и инвесторы, и Scrum-мастера или оставшиеся без работы бизнес-консультанты. Преуспевают те, кто обладает достаточным управленческим опытом, чтобы разобраться в проблемах чужого бизнеса, и пониманием специфики конкретной отрасли, рассказывает Бакеев.
В октябре 2016 г. во ФРИИ даже открылась школа трекеров. Занятия там длятся три дня. Собственные школы трекинга открыли и выходцы из ФРИИ Еремеев и Бакеев.
Позиции трекера на рынке зависят от личного бренда, полагает Леонид Румянцев, в прошлом эксперт по трафику акселератора ФРИИ и сооснователь «Школы трафика». А репутация создается благодаря работе с крупными корпорациями, а не со стартапами. У начинающих компаний нет денег, чтобы многие месяцы оплачивать услуги трекера. К тому же за 2–3 месяца сотрудничества стартап обычно обнаруживает массу проблем, вскрытых трекером, но решить их быстро не может. В этот момент трекер остается без работы.
По словам Азевича, трекер акселератора ФРИИ зарабатывает от 50 000 до 250 000 руб. в месяц (за каждую команду он получает от 20 000 до 50 000 руб. в зависимости от квалификации). В среднем трекер работает с 3–5 командами в месяц.
«Не послушались и взлетели»
Основательницы онлайнового сервиса грузоперевозок GroozGo Анна Качурец и Оксана Погодаева подали документы в заочный акселератор ФРИИ весной 2016 г. В акселераторе им, как и всем остальным стартапам, выделили трекера. Качурец вспоминает, что он помог девушкам изменить структуру и подходы к бизнесу, однако все время утверждал, что идея нежизнеспособна и девушкам лучше заняться чем-нибудь другим. «Мы не послушались и взлетели», – говорит Качурец.
В отличие от портфельных менеджеров инвестфондов прозрачных критериев оценки эффективности трекеров не существует. Опрошенные «Ведомостями» трекеры сказали, что привязать результаты работы трекера к росту стоимости компании невозможно – на судьбу компании влияет масса факторов. Иногда трекер ускоряет провал и без того неудачного бизнеса – он открывает глаза предпринимателю, чтобы тот отказался от воплощения неудачной идеи.
Для ФРИИ, по словам Дмитрия Губкина, руководителя трекинга стартапов ФРИИ, первый критерий – это изменения в голове предпринимателя. Он должен осознать ограничения, налагаемые реальным бизнесом, и научиться планировать от результата. Второй критерий – конкретные изменения за время работы с трекером (например, компания сменила бизнес-модель или вышла на новые категории клиентов). Третий критерий – насколько выросла выручка стартапа за время работы с трекером.
Диплом для трекера
Бизнес-ангел Александр Румянцев уверяет, что не подпустит трекера к стартапу, в который он вложил деньги. Он не понимает, что это за специалисты и где их готовят. Инвестиционные аналитики и аудиторы, препарирующие компании, учатся по многу лет, говорит Румянцев.
Нужна всеобщая сертификация и единые стандарты для трекеров, уверяют во ФРИИ. По словам Губкина, сертификаты должны выдаваться с учетом конкретного профиля трекера: поиска ценности стартапа, построения продаж или масштабирования бизнеса.
У каждого акселератора собственные требования к трекерам, говорит Замир Шухов, партнер венчурного фонда Global Venture Alliance (GVA). GVA организует акселераторы совместно с крупными корпорациями, в частности с PepsiCo или с IKEA. Шухов говорит, что в корпоративные акселераторы попадают стартапы на более поздней стадии – масштабирования. Они не нуждаются в еженедельном сопровождении трекера. Со стартапами работают высококвалифицированные коучи, которые решают с предпринимателями сложные задачи. А трекеры в корпоративных акселераторах GVA – это просто администраторы, которые раз в неделю встречаются с основателями и сверяют с ними график выполнения заданий и мероприятий, в которых они должны принять участие.
Бакеев рассказывает, что его школа Right Track сейчас сотрудничает с Институтом прикладной психологии, чтобы создать профстандарт для трекеров. «Мы хотим сделать годовую программу подготовки трекеров», – говорит он.