Профессия связь с общественностью что это
Главный по связям с общественностью: чем занимается и сколько зарабатывает пиар-менеджер
На рынке труда профессия пиарщик относительно новая, а потому ее специфика до сих пор не до конца ясна даже тем, кто особенно в ней заинтересован. Руководители компаний нередко считают PR-менеджеров специалистами «широкого профиля», ответственными и за работу со СМИ, и за организацию рекламных акций, и за продажи товаров и услуг. А начинающие специалисты часто рисуют в воображении «идеалистические картинки», где они регулярно блистают на пресс-конференциях и фуршетах, попивая шампанское, и за это получают неплохие деньги.
Заблуждаются и те и другие, считает специалист по пиару, PR-агент Алексей Чернышов. И до тех пор, пока в этой сфере существует путаница, компании не могут получать максимум пользы от своих пиарщиков. А сами пиар-менеджеры не смогут вырасти в профессионалов высокого класса, за которых на рынке труда разворачивается настоящая борьба.
Так что же представляет собой профессия PR-менеджер? Чем должен заниматься специалист в штате компании? Каковы плюсы и минусы профессии? И на какую оплату труда стоит рассчитывать на старте карьеры и профессионалу? Подробно об этом — в материале ФАН.
Что делает пиар-менеджер
В переводе с английского PR, или public relations, обозначает «связи с общественностью». И главной задачей специалиста по PR является создание и поддержание имиджа своего клиента на высоком уровне.
Какие шаги для этого он будет предпринимать, зависит от специфики клиента, бизнеса и ситуации. Невозможно предусмотреть единственно верный алгоритм работы, так как в каждой сфере, где требуется профессиональное сопровождение специалиста по пиару, нужны свои решения.
«В классическом варианте специалист несет ответственность за следующие вопросы, — уточняет PR-агент Алексей Чернышов. — Выполняет подготовку и рассылку пресс-релизов по СМИ, обеспечивает взаимодействие со СМИ, проводит пресс-конференции с руководством компаний. Не менее важна и другая составляющая часть работы — взаимодействие с населением или клиентами компании, а также с государственными структурами».
Чтобы не допускать ошибок, специалисту важно досконально изучить профиль деятельности своего клиента. Он должен быть в курсе не только текущего положения дел, но и планов и перспектив, в разработке которых ему также важно принимать участие. Должен понимать «тонкие» места бизнеса и репутации клиента, уметь отвечать на неудобные вопросы. Должен уметь работать с негативом, который угрожает имиджу компании.
Считается, что классный специалист будет обязательно «влюблен» в компанию, в которой он работает. И только в этом случае пиарщик добьется успеха на профессиональном поприще. На самом деле рецепт успеха заключается в умении трезво смотреть на вещи и не терять холодный расчет. Идеализация клиента, которому служит пиар-специалист, не поможет ему адекватно оценивать положение дел на рынке и эффективно работать над имиджем.
В каких сферах востребована профессия пиар-менеджер
«Считается, что если у крупной компании нет человека на эту должность, значит, с этой компанией что-то не так, — отмечает PR-агент Алексей Чернышов. — Профессия может быть востребована в любой сфере — от магазина кроссовок до политической партии».
Чаще всего к пиарщикам обращаются представители крупного бизнеса: застройщики, продавцы недвижимости, производители автомобилей и медикаментов, банковский сектор, то есть участники рынка, где репутация имеет важнейшее значение, а любой негатив в СМИ или социальных сетях грозит обернуться многомиллионными убытками.
Но и в среднем, и даже малом бизнесе роль пиар-агента нельзя преуменьшать. Во-первых, плох тот руководитель бизнеса, который не мечтает вырастить компанию из небольшой в среднюю, а из средней — в крупную. А во-вторых, во многом именно благодаря грамотной работе по созданию и поддержанию имиджа и становятся возможными рост и развитие бизнеса.
Другое дело, что небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели не всегда имеют возможность нанять отдельного человека для работы с общественностью. На малых предприятиях пиар-менеджер обычно «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Чаще всего в его компетенции оказывается и маркетинг, и работа со СМИ, и реклама отдельных товаров и услуг. В этом случае обычно страдает именно направление PR. Когда нужно продвигать отдельный товар, некогда задумываться о позиционировании бренда. Но в этом случае пиарщик выполняет не свою работу, а занимается функциями маркетолога, тогда как его задачи куда более глобальны.
Сколько зарабатывает пиар-менеджер
Заработок специалиста по PR зависит от опыта, профессиональных навыков и личностных качеств. Можно пять лет проработать на должности пиар-менеджера в небольшой компании, выполняя работу и маркетолога, и личного помощника руководителя, и пресс-секретаря, и при этом ничему не научиться.
А можно после института устроиться на работу в PR-агентство, отработать два-три года, накопить профессиональный опыт и багаж знаний, которых не дают в учебных заведениях, и после этого претендовать на должность сотрудника или руководителя PR-отдела в крупной компании, банке или политической партии. Уровень заработка, безусловно, даже при одинаковом трудовом стаже будет разным.
«Обычно зарплата ассистента PR-менеджера в столичном PR-агентстве составляет 40 тысяч рублей, — уточняет специалист по пиару Алексей Чернышов. — Это неплохая стартовая площадка. Средняя зарплата специалиста составляет 80 тысяч рублей. Возможны бонусы за достигнутые показатели, например за количество упоминаний компании в СМИ».
По словам эксперта, также можно работать на фрилансе, получая сдельную зарплату за количество публикаций или за конкретный проект. Успешный специалист может зарабатывать не одну сотню тысяч рублей в месяц. Все зависит от компании, в которой он работает, и его позиционирования на рынке.
Как стать пиар-менеджером
Важно понимать, подходит ли вам эта профессия. По словам эксперта, одно из важнейших личностных качеств для пиарщика — креативность. Можно написать правильный, но сухой и скучный текст, который никто не захочет читать. А можно проявить творческий потенциал, добавить в материал «перца» и пожинать плоды успешной PR-акции.
Для специалиста ценны внимательность и пунктуальность. Ведь что толку от креативщика, который вечно все теряет и забывает. Важна поставленная речь, так как в своей повседневной работе PR-специалист должен контактировать с десятками людей.
Необходимы доброжелательность и позитивность по отношению к другим людям, умение и желание общаться, поддерживать контакт. Но это не значит, что пиарщик компании должен быть «на короткой ноге» с журналистами и представителями властных структур. Умение разделять личное и профессиональное общение в этой сфере необходимо, как в никакой другой.
Где учиться и что сдавать на пиар-менеджера
Профессия предполагает получение высшего образования. Специальность «специалист по связям с общественностью» сегодня доступна во многих вузах страны — от столичных до региональных. Выбирать учебное заведение можно на свой «вкус и кошелек». После получения теоретической базы важна практика.
При поступлении абитуриенты обычно сдают:
При подготовке к поступлению в вуз на эту специальность школьнику необходимо обратить внимание на гуманитарные дисциплины. Во-первых, уделять больше времени изучению русского языка, так как грамотно писать особенно важно для PR-специалиста. Часто в глазах работодателей получает преимущества соискатель, который владеет иностранным языком. Без знания английского в этой сфере сегодня сложно подниматься по карьерной лестнице.
Еще одна важная дисциплина — литература. Человек, который много читает, обладает хорошей речью и запасом знаний. Привычка читать будет полезной и во время обучения в вузе, и во время работы. Пиарщику нужно держать руку на пульсе новых тенденций в обществе и собственной профессии, а потому изучение новой литературы, профильных журналов и СМИ, с которыми строится сотрудничество, — важный компонент повседневной работы.
Как прийти в профессию PR-менеджера с другой специальностью
Нередко успешную карьеру на этом поприще строят люди, специальности которых связаны со сферой PR: журналисты, специалисты по рекламе. Наличие профильного образования, личностных качеств, характерных для людей этих профессий, позволяет эффективно справляться с задачами пиарщика. Однако профильное образование не всегда гарантирует успех в профессии, а его отсутствие не может сегодня считаться преградой к профессиональной самореализации.
«Для PR-менеджера обучение по специальности не обязательно, — уточняет PR-агент Алексей Чернышов. — В нашей стране большинство работодателей требуют опыт работы по должности, а специализированное образование их волнует во вторую очередь. Но если оно необходимо, можно получить второе образование через заочную форму или пройти онлайн-курсы».
При желании сменить профессию и стать пиар-менеджером важно понимать, что сегодня конкуренция на рынке труда в этой сфере высока. Специалист должен быть готов к ненормированному рабочему дню, невысокой оплате труда на старте карьеры и непониманию со стороны работодателей задач и обязанностей пиарщика.
Но если эти подводные камни не смущают, перспективы профессии огромны, так как в ней всегда есть куда развиваться. Она позволяет реализовать свой творческий потенциал, работать в агентстве, компании или вовсе на фрилансе, удаленно. Позволяет постепенно, но уверенно повышать свою стоимость на рынке труда.
Можно открывать новые ниши, организовать свое PR-агентство, выходить на международный уровень. Главное — еще на старте научиться не только справляться со своими задачами, но и продавать свои услуги. Иначе, увы, добиться успеха в этой сфере не получится.
Кем работать специалисту по рекламе и связям с общественностью
Последние несколько лет специальность «реклама и связи с общественностью» стремительно набирает популярность и много кто желает начать карьеру в этой сфере деятельности. Это в первую очередь связано с развитием общества и ролью инновационных технологий в жизни современного человека. Специалисты в этой отрасли могут работать в разных отраслях и поэтому высоко ценятся, и в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция на увеличение спроса на профессионалов.
Кем можно работать специалисту по рекламе и связям с общественностью
Востребованность в специалистах по рекламе с каждым годом увеличивается. Создается все больше новых способов продажи товаров и услуг и необходимо доносить эту информацию до потенциальных покупателей. Неудивительно что молодежь с удовольствием идет учиться этой профессии. Кто и кем может работать в сфере рекламы и связям с общественность вы узнаете из статьи.
PR-менеджер
PR-менеджер или специалист по связям с общественностью занимается созданием и поддержанием имиджа компании или отдельной торговой марки. Также специалист отвечает за взаимодействие с внешней средой и обеспечивает сотрудничество компании с клиентами, журналистами и другим населением.
Работают PR-менеджеры в крупных компаниях, которые занимаются реализацией товаров, а также на частных клиентов. Средняя заработная плата – 54 000 рублей.
Найти работу удаленно будет сложно, но специалисты открывают собственные агентства.
Получить диплом можно в государственных и частных вузах, к примеру, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по направлению государственное и муниципальное управление (от 100 000 рублей). Форма обучения есть как очная, так и дистанционная.
Профессия рекламный агент
В обязанности рекламного агента входит продажа рекламных услуг, площадок и рекламного времени. Работают рекламные агенты в фирмах-производителях товаров и услуг, работники способствуют росту прибыли и общей узнаваемости компании.
Средняя заработная плата – 25 000 рублей. Новые специалисты в этой области нужны, потому что есть необходимость в новых идеях и подходах, которые важны для каждой компании, нацеленной на успех. На рынке труда мало возможностей для фрилансеров.
Образование можно получить по направлению «менеджмент», к примеру, в Институте отраслевого менеджмента (от 170 000 рублей) дистанционно или на очной форме.
Специальность политтехнолог
Должностные обязанности политтехнолога заключаются в применении политических, социологических и психологических технологий, а также разработке стратегий политического PR, чтобы победить на выборах. Специалисты становятся руководителями штабов партий во время выборных компаний.
Должность является важной, потому что от профессионализма политтехнолога зависит судьба государств.
Средняя заработная плата – 70 000 рублей, но выпускники вузов получают меньше и начинают с низких должностей. На рынке труда России нет предложений для фрилансеров.
Получить образование можно по направлению «реклама и связи с общественностью» в более 90 российских вузах. Стоимость обучения от 47 000 рублей до 360 000 рублей и выше.
Пресс-атташе
Пресс-атташе – это специалист, который нужен всем компаниям и дипломатическим ведомствам, потому что именно он является лицом компании, озвучивает официальную позицию руководства перед журналистами и формирует имидж работодателя.
Большинство агентств нуждается в постоянном квалифицированном сотруднике, поэтому молодые работники без опыта могут столкнуться с трудностями. Средняя заработная плата – 45 000 рублей.
Получить образование можно в вузах, которые связанны с дипломатической, коммуникационной деятельностью или обучающие профессиям связанным с обществознанием. Стоимость обучения – от 55 000 рублей.
Стендист
Стендист занимается раздачей рекламного материала, дает ответы на интересующие вопросы потребителей и участвует в демонстрации товаров. Работают стендисты в магазинах, торговых центрах и других местах, где возможна реализация товаров.
Получить образование можно по направлению «реклама и связи с общественностью», но в том случае, если молодой специалист планирует стать PR-менеджером. Средняя заработная плата стендиста – около 20 000 рублей.
Большинство работников – это фрилансеры, которые нанимаются только на определенные проекты.
Эта работа подходит для студентов и желающих получить дополнительный заработок. Влиться в новый коллектив будет несложно, потому что на рынке труда есть предложения для стендистов.
Репортер
Обязанности специалиста по репортажу заключаются в осветлении событий, взятии интервью и подаче авторских взглядов на определенные события. Репортер или журналист часто находится в рисковых ситуациях, потому что его главная задача – получение большего количества информации.
Молодые специалисты, которые готовы постоянно прилагать усилия, смогут быстро составить конкуренцию профессионалам. Средняя заработная плата – 30 000 рублей. Репортеры начинают свое дело в интернете, к примеру, создают интернет-журналы или блоги.
Получить образование можно в государственных и частных вузах по специальности «связи с общественностью» или «журналистика» дистанционно, где также учат на телеведущих. Средняя стоимость обучения – около 50 000 рублей и выше.
Спичрайтер
Обязанности спичрайтера заключаются в связи с общественностью и составлении текстов выступлений для политиков, бизнесменов и других влиятельных личностей. Спичрайтер изучает конкретного кандидата, целевую аудиторию и создает текст, который произведет положительное впечатление и скажется на репутации клиента.
Работают спичрайтеры в PR-агентствах, где занимаются обработкой заказов, а также в качестве помощников чиновников. Средняя заработная плата – 55 000 рублей.
Молодые специалисты должны проявить себя лучшими специалистами, чтобы составить конкуренцию, а также на рынке труда немного предложений для фрилансеров.
Получить образование можно в частных и государственных вузах, которые занимаются подготовкой специалистов по связям с общественностью либо обучающих на специальности связанные с русским языком, потому как правильное владение речью залог успеха для спичрайтера. Стоимость обучения от 20 000 рублей в Курганском государственном университете до 350 000 рублей и выше в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
Имиджмейкер
Обязанности имиджмейкера заключаются в создании внешнего облика личности, учитывая индивидуальные особенности конкретного человека, его внутренние качества и внешние характеристики. Работают имиджмейкеры с политиками, артистами, музыкантами и другими знаменитыми личностями, которые нуждаются в перевоплощении. Средняя заработная плата – 50 000 рублей.
Работать имиджмейкеры могут на фрилансе, а также создают собственные агентства. Молодые работники будут востребованы на российском рынке труда в ближайшее время, особенно с новыми идеями и креативным подходом.
Образование можно получить в вузах по направлениям «дизайн», «реклама и связи с общественностью» и «менеджмент», к примеру, в Институте бизнеса и дизайна (от 48 000 рублей). Также готовят имиджмейкеров в техникумах, колледжах и училищах, к примеру, в Петровском колледже (от 40 000 рублей) или Академия индустрии красоты «ЛОКОН» (от 100 000 рублей).
Где получить образование Digital-стратега
Это одна из новых профессий, которая нуждается в специалистах занимающихся разработкой стратегии бренда и коммуникацией. Digital-стратег должен обладать навыками психолога, чтобы понимать человека и его мотивацию при выборе конкретного продукта, и дизайнера, чтобы оценить качеству бренда. Этот человек занимается разработкой мировых трендов, продумывает новые стратегии популяризации товаров и привлекает новых покупателей. От digital-стратега зависит заинтересованность потребителей в продукте и общий имидж компании или конкретного человека.
Digital-стратеги работают как в небольших, так и крупных компаниях, соответственно заработная плата зависит от места работы и профессионализма. Выпускники вузов получают около 40 000 рублей, а профессионалы – более 120 000 рублей.
Есть небольшое количество digital-стратегов, которые работают на фрилансе и большинство из них имеют опыт работы в офисе.
Еще нет специальности «digital-стратега» в вузовских программах, поэтому стоит обратить внимание на направление «реклама и связи с общественностью». Получить образование можно как дистанционно, так и на очной форме обучения, к примеру, в Институте отраслевого менеджмента (от 180 000 рублей).
Востребованность Event-менеджера на рынке труда
Event-менеджер – это специалист, а обязанности которого входит организация мероприятий и праздников, деловых и корпоративных мероприятий, а также презентаций. Этот работник отвечает за разработку и воплощение идей, включая дополнительные организационные задачи. Работают менеджера в специализированных агентствах и компаниях, которые занимаются организацией мероприятий, а также в крупных компаниях, где предусмотрены внутренние праздники.
Средняя заработная плата – 44 000 рублей, молодые специалисты начинают с низких должностей, но могут дорасти до профессионалов и открыть собственное агентство. Это направление подходит для людей, которые хотят перейти на фриланс или открыть собственное агентство.
Образование можно получить по направлению «реклама и связи с общественностью», к примеру, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (от 217 300 рублей) или Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (от 158 000 рублей) на дистанционной или очной форме.
SMM-менеджер
Главные обязанности SMM-менеджеров заключаются в продвижении web-сайтов, товаров и услуг с помощью социальных медиа-средств. Направление только набирает популярность, поэтому выпускники вузов смогут быстро влиться в эту область. Устроиться на эту работу может и социолог, повысив свою квалификацию. Средняя заработная плата – 47 000 рублей.
Эта специальность подходит для фрилансеров, которые работают, как правило, в Интернете на магазины или публичных блогеров.
Получить образование по направлению «информационная безопасность» или «реклама и связи с общественностью», к примеру, в Московском государственном лингвистическом университете (от 96 000 рублей) и других государственных и частных вузах.
Медиапланер
Основные обязанности медиапланера заключаются в составлении оптимальных планов в соответствии с целями будущего рекламного проекта, а также осуществлении оценки эффективности своей деятельности и деятельности компании в сфере рекламы. Медиапланер также занимается распределением рекламного бюджета в соответствии с планом рекламной кампании.
Большие рекламные агентства нуждаются в таких специалистах и предлагают заработную плату в среднем около 48 000 рублей. Большинство компаний нуждаются в офисном работнике, но есть предложения для фрилансеров. Выпускники вузов, как правило, начинают низких должностей с меньшей оплатой труда.
Получить образование можно в государственных и частных вузах по направлению «реклама и связи с общественностью», к примеру, в Институте отраслевого менеджмента (от 180 000 рублей), Российском государственном гуманитарном университете (от 47 000 рублей) и других.
GR-менеджер
В должностные обязанности GR-менеджера входит коммуникация с органами власти и защита интересов компании в органах государственной власти. Специалисты занимаются переговорами и участвуют в конференциях и других мероприятиях, а также отслеживают изменения в законодательстве и политике.
Работают GR-менеджера в компаниях, политических партиях и других организациях, которые нуждаются в правовой защите. Средняя заработная плата – 50 000 рублей, но выпускники вузов начинают с низких должностей с меньшей оплатой труда. Предложений для фрилансеров на рынке труда нет, а также это не лучший вариант для развития собственного дела.
Получить образование можно по направлениям «реклама и связи с общественностью», «юриспруденция» или социально-экономического профиля в государственных и частных вузах, к примеру, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (от 350 000 рублей).
Арт-директор
В обязанности арт-директора входит подготовка и создание креативного продукта, а также управление подчиненными. Работает арт-директор над собственными проектами, в рекламных организациях, индустрии развлечений или теле- и кинопроизводстве.
Молодые специалисты начинают с небольших должностей и по ходу карьерной лестницы становятся арт-директорами со средней оплатой труда в 60 000 рублей.
Получить образование можно дистанционно или на очной форме в российских вузах, которые занимаются подготовкой специалистов в сфере «связи с общественность». Обучение обойдется в стоимость от 45 000 рублей.
IT-евангелист
IT-евангелист занимается внедрением продукта в жизнь общества при помощи пропаганды в сфере информационных технологий и тесно связаны с it-специалистами. Работают специалисты в крупных фирмах, которые занимаются продвижением услуг или продуктов с последующей фиксацией на рынке как стандарта.
Специальность перспективная, поэтому молодые специалисты смогут себя зарекомендовать. Средняя заработная плата – 45 000 рублей. Некоторые IT-евангелисты создают собственные бренды или продукты.
Получить образование можно дистанционно или на очной форме. Стоимость зависит от выбранного направления и конкретного высшего учебного заведения, к примеру, обучение в Московском техническом университете связи и информатики обойдется в 60 000 за год.
«Реклама и связи с общественностью» это перспективное направление, которое подходит для молодых и креативных людей, которые нацелены на успех. Молодые специалисты имеют шансы составить конкуренцию профессионалам, потому что постоянно требуются новые идеи и подходы. На рынке труда наблюдается конкуренция, но специалисты с необходимыми знаниями смогут найти высокооплачиваемую работу.