Профессиональное испытание в вузе что это

профессиональное испытание по профилю это

В системе отборочного механизма профессиональным испытаниям отводится роль одного из самых надежных методов. Между тем, признавая это, кадровики используют его гораздо реже, чем другие, объясняя это тем, что возможность применения ограничена определенными профессиональными группами (“только для малого вида профессий”).

Профессиональные испытания инсценируют конкретные ситуации из того поля деятельности, для которого подыскивается работник. Кандидат должен показать, как он справляется с поставленной задачей. Образ его действия оценивается несколькими квалифицированными экспертами, регистрируется по определенным критериям с целью познать типичное поведение и при этом сделать вывод, приняв во внимание и личностные качества претендента.

Профессиональные испытания – это:
* своего рода профэкзамен,
* рассмотрение и оценка результатов прошлого труда кандидатов, представленного им в виде образца.

Испытываться должны как рядовые, так и руководящие работники.

Объективность оценки кандидатов во время испытаний зависит от правильности построения процедуры подготовки и использования метода, которую можно представить серией основных шагов.

Шаг 1. Выбор Критического события

Для того чтобы проводить профессиональные испытания, нужно четко представлять стержень будущей профессиональной деятельности испытуемого, основные критические события, или те случаи из каждодневной практики, преодоление которых может говорить об успешности или неуспешности выполнения предстоящей работы. Например,
* руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания;
* инструктор (преподаватель) — доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, причем, принимать во внимание индивидуальные особенности характера инструктируемого;
* продавец — владеть методами ведения разговора;
* руководитель проекта — целесообразно планировать задания.

Для идентификации критических событий необходимо провести точный анализ вакантного места работы и подробно его описать. Одним их способов такого подхода может быть опрос начальником работника, занятого этой или аналогичной работой. Возможно привлечение стороннего эксперта, компетентного в данной узкой сфере деятельности. Согласно опыту, часто из описания наиболее важные моменты работы вырисовываются слабо или не совсем надежно, что происходит в том случае, “когда положение дел отражено в нем недостаточно актуально”.

Шаг 2. Определение формы профиспытания и подготовки экспертов

После того, как экспертом установлены критические моменты, он приступает к подготовке профессионального испытания, принимая во внимание “решающие” способности кандидата, и определяет, на чем должна концентрироваться оценка —
* на определенном результате или
* по-своему решенной испытуемым задаче.

Профессиональные испытания могут быть просты по своей природе, например, написание (или печатание) под диктовку письма, или составление его в соответствии с указаниями (для машинисток и делопроизводителей), или выполнение сварочного шва (для сварщиков).
К сложным относят такие профиспытания, в ходе которых необходимо определить пригодность кандидата к подготовке и проведению учебных занятий, принятию решения и др., что требует более затратного оценивания.

Источник

Дополнительные вступительные испытания в вузах: какие бывают, как пройти?

Современным абитуриентам приходится трудно, ведь ЕГЭ с каждым годом становится сложнее, да и вузы добавляют «веселья» вовсю пользуясь своим правом на дополнительные проверки знаний поступающих.

Профессиональное испытание в вузе что это

Вступительные испытания в вузы – это дополнительные экзамены, которые проводятся при поступлении на обучение некоторым профессиям, т.к. для качественного освоения этих специальностей необходимы творческие способности или особые физические и психологические качества. Наиболее часто мы слышим именно о творческих испытаниях: рисунок, живопись, прочтение стихов и т.п.

Виды дополнительных испытаний

Все дополнительные испытания укладываются всего в 3 общеизвестные формы:

Вузы имеют право устанавливать форму по своему усмотрению и обычно согласуют её со спецификой будущей профессии. Например, дизайнеры сдают рисунок и живопись, архитекторы выполняют творческое задание в виде заданий по черчению, а будущие актеры поют, пляшут или читают стихи.

Для чего необходимы вступительные испытания?

Немного обидно, что уже намучавшись с ЕГЭ мы снова обязаны доказывать свою исключительность проходя еще и эти испытания, но в этом есть острая необходимость. Первейшая цель дополнительных вступительных экзаменов состоит в том, чтобы из всех желающих учится бюджетные места, достались самым талантливым, упорным и наиболее подходящим для своей будущей профессии.

Это особенно важно с учётом перенасыщения трудового рынка в одних сферах и жесткого недобора в других. Многие абитуриенты выбирают профессию не по своим талантам, а исходя из её востребованности и популярности, а также условной простоты освоения.

Например, безработных юристов огромное множество в стране, большая часть специалистов этой сферы не работает по профессии, но их все еще выпускается огромное множество. На выходе мы имеем такую ситуацию, выпускников-юристов много, но их мало работает в профессии, т.к. многие должности не оплачиваются достаточно высоко и в итоге оказывается, что юристов не хватает.

Вторичная цель дополнительных испытаний заключается в том, что таким образом вузы в которых большой конкурс на место помогают себе объективно выбрать лучшего студента для себя, отсеивают «случайных» людей, которые поступают на высшее образование по инерции, потому что положено и т.п.

Как проходят вступительные испытания?

Важно знать, что вступительные испытания также оцениваются в баллах, каждый вуз устанавливает свое минимальное количество этих баллов для отдельных дисциплин. Также как на ЕГЭ за одно испытание всего можно набрать 100.

Процесс дополнительного испытания фиксируется в протоколе проведения экзамена, такие же протоколы ведутся для выпускных экзаменов вуза и защиты дипломной работы. Секретарь проверочной комиссии фиксирует ход экзамена и подшивает к протоколу комментарии и замечания каждого преподавателя из комиссии, фиксирует их вопросы и ответы студентов.

Зачастую на таких экзаменах не делаются поблажки даже для граждан особенных категорий, если конечно испытание действительно можно пройти человеку с повышенными потребностями.

Баллы, полученные на внутренних испытаниях вуза, добавляются к общему количеству баллов абитуриента – отсюда и формируются пороги вхождения в 350 и выше баллов.

Подготовка к прохождению вступительных испытаний

Содержание внутренних испытаний вуза не является секретом, каждый вуз выкладывает на своих сайтах в открытый доступ список и содержание заданий по вступительным испытаниям для каждой специальности, так что вы не окажетесь на экзамене внезапно для себя.

Подготовка к вступительным экзаменам не регламентируется, вы можете готовиться самостоятельно или с репетитором, пойти на подготовительные курсы от самого вуза и т.п., вы вольны использовать любую легальную возможность укрепить свои знания.

Перед проведением экзамена, также есть консультационный день, на котором преподаватели подробно разбирают содержание внутренних испытаний вуза. Кроме прочего, подготовка к этим экзаменам позволит вам лучше понять суть своей будущей профессии, возможно вы передумаете поступать на некоторые специальности после знакомства со списком вопросов дополнительного испытания.

Важно знать, что наличие дополнительных испытаний, а также их содержание можно найти на сайте избранного вами вуза практически с начала учебного года, а значит вы можете готовиться к ним параллельно с подготовкой к ЕГЭ.

Источник

Профессиональное испытание в вузе что это

В системе отборочного механизма профессиональным испытаниям отводится роль одного из самых надежных методов. Между тем, признавая это, кадровики используют его гораздо реже, чем другие, объясняя это тем, что возможность применения ограничена определенными профессиональными группами (“только для малого вида профессий”).

Профессиональные испытания инсценируют конкретные ситуации из того поля деятельности, для которого подыскивается работник. Кандидат должен показать, как он справляется с поставленной задачей. Образ его действия оценивается несколькими квалифицированными экспертами, регистрируется по определенным критериям с целью познать типичное поведение и при этом сделать вывод, приняв во внимание и личностные качества претендента.

Профессиональные испытания – это:
* своего рода профэкзамен,
* рассмотрение и оценка результатов прошлого труда кандидатов, представленного им в виде образца.

Испытываться должны как рядовые, так и руководящие работники.

Объективность оценки кандидатов во время испытаний зависит от правильности построения процедуры подготовки и использования метода, которую можно представить серией основных шагов.

Шаг 1. Выбор Критического события

Для того чтобы проводить профессиональные испытания, нужно четко представлять стержень будущей профессиональной деятельности испытуемого, основные критические события, или те случаи из каждодневной практики, преодоление которых может говорить об успешности или неуспешности выполнения предстоящей работы. Например,
* руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания;
* инструктор (преподаватель) — доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, причем, принимать во внимание индивидуальные особенности характера инструктируемого;
* продавец — владеть методами ведения разговора;
* руководитель проекта — целесообразно планировать задания.

Для идентификации критических событий необходимо провести точный анализ вакантного места работы и подробно его описать. Одним их способов такого подхода может быть опрос начальником работника, занятого этой или аналогичной работой. Возможно привлечение стороннего эксперта, компетентного в данной узкой сфере деятельности. Согласно опыту, часто из описания наиболее важные моменты работы вырисовываются слабо или не совсем надежно, что происходит в том случае, “когда положение дел отражено в нем недостаточно актуально”.

Шаг 2. Определение формы профиспытания и подготовки экспертов

После того, как экспертом установлены критические моменты, он приступает к подготовке профессионального испытания, принимая во внимание “решающие” способности кандидата, и определяет, на чем должна концентрироваться оценка —
* на определенном результате или
* по-своему решенной испытуемым задаче.

Профессиональные испытания могут быть просты по своей природе, например, написание (или печатание) под диктовку письма, или составление его в соответствии с указаниями (для машинисток и делопроизводителей), или выполнение сварочного шва (для сварщиков).
К сложным относят такие профиспытания, в ходе которых необходимо определить пригодность кандидата к подготовке и проведению учебных занятий, принятию решения и др., что требует более затратного оценивания.

Часто при подготовке, проведении и оценке профиспытаний специалисты предпочитают эту процедуру стандартизировать, а чем больше стандартизации, тем в большей степени метод становится схожим с тестовым.

Иногда профиспытания называют “практическим тестом”. Отграничить профессиональные испытания от тестов трудно.

В ряде случаев бывает необходимо проведение комплексных профессиональных испытаний. Ими могут быть практический экзамен перед выдачей водительского листа шоферу или ситуационные задания в рамках заключительного экзамена для “конторских” работников.

В любом случае “приспособленность” профессионального испытания к критическим моментам обязательна. Если, например, будущий руководитель должен гибко реагировать на новые ситуации, в профиспытания включается как элемент “деловое поведение”. Это значит, что претенденту на руководящую должность необходимо исполнить не просто “нечто знакомое”, а фактически справиться с новой постановкой проблемы.

К разработке заданий для комплексных профессиональных испытаний должны привлекаться креативные исследователи, располагающие к тому же необходимым временем, так как для формирования ситуаций, задач, вопросов, согласно опыту, его может потребоваться много.

По выводам практиков, эффективность метода увеличивается с возрастанием числа наблюдателей, до подготовки к профиспытаниям специальным образом обученных. В соответствии с этим метод относят к разряду значительно затратных.

Выбирая форму профессионального испытания, эксперт должен принимать во внимание, будет ли задействован при отборе еще какой-либо метод, например, собеседование с кандидатом. Кандидат во время испытаний может сообщить о сделанной им работе или фактически ее исполнить. Необходимость этого исходит из следующих соображений. В ряде случаев наблюдающий знает о характере действия в общем, но соответствует ли сообщенная кандидатом теория практике оценить может не всегда. Поэтому, если нет возможности организовать полноценное собеседование, более уместным, по советам специалистов, будет проведение практического действия, чем заслушивание устного сообщения.

Задания, подготовленные для профессионального испытания и направленные на вынесение оценки пригодности кандидата, должны быть ясно сформулированы и представлены составителем в письменном виде. Рекомендуется предварительное пробное — проведение — испытаний с уже работающими сотрудниками с целью выяснения, насколько “понятна и выразительна” предлагаемая кандидатам информация, и в случае необходимости ее усовершенствования.

Шаг 3. Проведение профиспытаний

Профессиональные испытания должны засвидетельствовать результат (количество, качество) и способ решения одной конкретной проблемы и сообразно характеру наблюдения, его качеству и глубине получить картину личностных свойств кандидата.

Опыт проведения профессиональных испытаний свидетельствует о том, что значительно помогает этому действию, а затем и его оценке использование ваблюдательного листа, “концентрирующего внимание на главном” и дающего возможность эксперту письменно фиксировать наблюдения. Из желательного момента наличие наблюдательного листа становится обязательным требованием в том случае, если при наблюдении присутствуют другие участники профиспытаний, поскольку они должны знать решающие моменты, которые следует принимать во внимание; или в случае, когда профиспытания комплексные.

Проведение профессионального испытания в зависимости от его характера и количества участников может быть не просто “сухим” деловым мероприятием, а эстетически оформленным действием с привлечением зрителей, т.е. выполнять одновременно задачу профориентации.

Непродолжительные профессиональные испытания могут быть проведены в ходе собеседования. Тому, кто, например, нанимается на должность продавца, интервьюер может предложить во время разговора ролевую игру, где он выступает как покупатель.

Возможны и более короткие “профиспытания”. В одном из советских фильмов директор школы, имея вакансию учителя начальных классов, при собеседовании с одной из кандидатур услышал, что она приехала на встречу с ним на “транвае”. Отказав ей в приеме, он каждой из последующих обязательно задавал вопрос по поводу ее транспортного передвижения, правильно определив, что попадающий в подобную “ловушку” неграмотный педагог вряд ли пригоден для этой работы.

Специалисты считают целесообразным выявить трудовой потенциал кандидата, например, когда он выступает с докладом или сообщением, а также в других профессиональных ситуациях с помощью видеокамеры.

Наиболее точно можно проанализировать и оценить образ действия кандидата сразу после профиспытаний. Удобно и полезно, по мнению практиков, обрабатывать оценочный материал, полученный в видеозаписи. В этом и других случаях можно привлекать для оценки самих кандидатов. Для коллективного обсуждения с ними показанных профессиональных навыков и выявления их самооценки используют ответы на следующие вопросы:
* Как оценивает кандидат свой образ действия?
* В чем он видит свои сильные и слабые стороны?
* Как он может самосовершенствоваться?

Результат профессиональных испытаний эксперт может обсудить с другими наблюдателями. В этом случае обязательно использовать записи членов комиссии или наблюдательный лист. На основании наблюдательного листа проверяется единодушие выставленных оценок и выясняются возникшие противоречия.

При вынесении оценки комиссия, с одной стороны, должна констатировать, отвечает ли кандидат минимальным требованиям вакантной должности, а, с другой стороны, — в какой степени можно с помощью последующего целевого обучения слабые стороны устранить.

Опытные специалисты советуют не устанавливать к кандидатам очень высоких требований. По их мнению, должен быть определен уровень “нынешнего лучшего работника”. Исследователю же необходимо принимать во внимание, что, определив сильные и слабые стороны претендента, он получает информацию о его потенциале.

Проблем при процедуре профессиональных испытаний, согласно выводам специалистов, как правило, не бывает. Если действия кандидата запечатлеваются видеокамерой, то он может возражать, объясняя, что чувствует себя перед камерой стесненно и ведет себя ненатурально. Опыт показал, однако, что кандидат забывает о камере через несколько минут, поскольку сосредоточивается на решении проблемы. Если все же на протяжении длительного времени он продолжает оставаться в заторможенном состоянии и неполностью трудоспособен, нужно выяснить в разговоре, какие имеются для этого причины.

Источник

Вступительные испытания: что это, зачем, виды, как пройти?

Освоить специальность непросто. Для начала необходимо окончить школу и успешно преодолеть ЕГЭ, от результата которых в 90% случаев зависит: поступит ли в дальнейшем индивид в СУЗ/ВУЗ или нет?

Профессиональное испытание в вузе что это

Освоить специальность непросто. Для начала необходимо окончить школу и успешно преодолеть ЕГЭ, от результата которых в 90% случаев зависит: поступит ли в дальнейшем индивид в СУЗ/ВУЗ или нет?

Чтобы освоить ту или иную специальность, абитуриенту предстоит преодолеть ряд преград. Речь пойдет не о пресловутом ЕГЭ, а о вступительных испытаниях. В этой статье мы рассмотрим, что это такое, зачем необходимо, как и когда проходят.

Что такое вступительные испытания?

Сегодня в большинстве случаев абитуриенты поступают в ВУЗ на бакалавриат и магистратуру по результатам ЕГЭ. Но в некоторых образовательных заведениях предусмотрены дополнительные экзамены, по результатам которых комиссия принимает решение о приеме или отказе в приеме.

Вступительные испытания представляют собой дополнительный рубеж, на котором приемная комиссия оценивает абитуриента: его успехи в учебе, достижения, наличие льгот и пр.

Профессиональное испытание в вузе что этоФункции вступительных экзаменов

Вступительные испытания в разных ВУЗах/СУЗах могут отличаться. Они зависят от решения администрации образовательного заведения, на какую специальность или направление поступает абитуриент. Задания вступительных испытаний обновляются и утверждаются ежегодно.

Заранее подготовиться к вступительным испытаниям можно, если уделять особое внимание конкретным предметам еще со школьной скамьи изучать их углубленно и не лениться. Не обязательно нанимать тьютора и репетитора. Достаточно самому разбираться в предмете, но если остаются неясности, то устранять их следует с чьей-то помощью.

Какие бывают вступительные испытания?

Вступительные испытания – это специальный рубеж, призванный отобрать сильнейших и лучших, талантливых и способных выпускников школ, которые в дальнейшем смогут стать высококвалифицированными специалистами. Все абитуриенты проходят конкурсный отбор, который основывается на оценке конкретных параметров (а именно результатов вступительных испытаний).

Профессиональное испытание в вузе что этоВарианты вступительных испытаний

Все вступительные испытания принято делить на два вида:

В перечень дополнительных вступительных испытаний обычно включают то, что не входит в «основную волну». Дополнительные вступительные испытания могут улучшить позиции абитуриента. Если результаты ГЭ зафиксированы и не могут быть изменены, то он может попробовать себя в разных ВУЗах, дополнительные экзамены может сдать лучше.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как проходят вступительные испытания?

Если абитуриент по каким-либо причинам не проходил ЕГЭ, то он будет проходить основные вступительные испытания в стенах ВУЗа. Для этого ему необходимо заранее обратиться в ВУЗ, чтобы прикрепиться к нему как абитуриенту и зарегистрироваться для получения заданий для сдачи ЕГЭ. В назначенный день и время поступающий является в ВУЗ и сдает основные экзамены.

Дополнительные вступительные испытания чаще всего проходят в отношении поступающих на технические специальности, «спасательные» и творческие. Здесь проверяется уровень их одаренности, «боевой готовности» и подготовки, умение быстро принимать решения и действовать по ситуации.

Форма вступительного испытания выбирается администрацией ВУЗа. Это может быть собеседование, тестирование, выполнение эссе и пр.

Основные вступительные испытания оцениваются по определенной шкале, а затем из них отбираются студенты, попадающие в конкретный диапазон. Поступают в ВУЗ лишь те, у кого баллы выше, чем у его соперников.

Дополнительные вступительные испытания могут оцениваться по 5-балльной шкале.

Как пройти вступительные испытания?

Для начала можно изучить статистические данные по ВУЗам: проходные баллы, предметы, конкурс (сколько человек претендует на одно бюджетное место), льготы и пр.

Профессиональное испытание в вузе что этоПомощь перед экзаменом

Определив специальность, на которую будет поступать индивид, нужно узнать вступительные испытания и делать акцент именно на тех предметах, которые в них входят. Чаще всего родители нанимают репетиторов, чтобы улучшить знания учащихся и повысить шансы на успешное преодоление вступительных испытаний.

Если предвидится дополнительный вступительный экзамен, то можно почитать отзывы на различных форумах, пообщаться с первокурсниками, чтобы понять, как он проходит, что требуют педагоги и пр. Такой подход позволит получить реальные представления, узнать, что делали абитуриенты на вступительных экзаменах, как оценивался их труд.

Если для поступления в ВУЗ требуется написание эссе, то лучше всего изучить данный жанр, потренироваться в его выполнении, чтобы подготовить качественный текст.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Вступительные испытания в вузе: кто может сдавать, а кто обязан. Какие бывают.

Профессиональное испытание в вузе что это

В статье я буду ссылаться на действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные со вступительными испытаниями. Далее по ходу статьи я буду их называть документы первый, второй, третий и т.д.

Сегодня, наверное, начнем не совсем типично. Я сначала покажу блок-схему, а потом уже буду раскрывать эти понятия.

Профессиональное испытание в вузе что это

“Дерево” вступительных испытаний. Подготовила Екатерина Александрова

Важно сразу понять, что любой экзамен, учитываемый при приеме в вуз, является вступительным испытанием. ЕГЭ выполняет функцию общеобразовательного вступительного испытания (далее в тексте “вступительное(-ые) испытания” — ВИ).

Часто на сайтах вузов в перечнях ВИ вы можете видеть такую формулировку: “ЕГЭ или (устно) письменно”. Например, у МГПУ.

Профессиональное испытание в вузе что это

Скриншот с сайта МГПУ

Вуз сообщает нам, что результат такого общеобразовательное ВИ как “обществознание” он может принять или в ЕГЭ, или в качестве экзамена, проводимого в письменной форме. Давайте для начала разберемся, кто имеет право сдавать такие ВИ, проводимые организацией самостоятельно.

Общеобразовательные ВИ, проводимые организацией самостоятельно

(Далее в тексте — ВИп).

Общеобразовательными ВИп являются те же предметы, что доступны для сдачи в форме ЕГЭ: русский язык, математика, физика и т.д.

Цитата из пятого документа, пункт 17:

“ Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут сдавать общеобразовательные ВИп (…):

1) вне зависимости от того, участвовал ли поступающий в сдаче ЕГЭ:

а) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);

б) иностранные граждане;

2) по тем предметам, по которым поступающий не сдавал ЕГЭ в текущем календарном году:

(пункт (а) не действует при приеме на обучение на 2021/22 году в связи с особенностями приема)

б) если поступающий получил документ о среднем общем образовании в иностранной организации.

Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) наряду со сдачей общеобразовательных ВИп”.

Цитата из пятого документа, пункт 16:

“ Лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования, могут:

сдавать ВИп на базе профессионального образования вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ ;

наряду со сдачей ВИп использовать результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным вступительным испытаниям (…)”.

Другими словами, ориентируясь на предыдущий скриншот, вы для подачи документов на определенное направление должны предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам. Более ничего не требуется.

Если вы относитесь к названным выше категориям, то вы имеете право комбинировать результаты ЕГЭ и ВИп. Имеете право сдать ВИп, сравнить полученный результат с ЕГЭ. Лучший из них учтет приемная комиссия.

Любое ВИп оценивается как и ЕГЭ по стобалльной шкале. Цитата из пятого документа, пункт 20:

“ Максимальное количество баллов для каждого ВИ по программам бакалавриата и программам специалитета составляет 100 баллов.

Единственное, что у них действительно совпадает это тот балл, ниже которого они не имеют права ставить планку положительного результата за ВИ. Эти баллы приведены в шестом документе. Обратите внимание, что балл, чтобы сдать ЕГЭ (иметь результат, с которым дадут аттестат) и балл для подачи документов в вуз отличаются (по этому приказу) только по одному предмету — русский язык. Для получения аттестата вам достаточно сдать его на 24 балла. А вот вузы уже в свою очередь не имеют права ставить минимальный балл для подачи документов по этому предмету ниже 36 баллов.

Профессиональное испытание в вузе что это

Таблица минимальных значений вступительных испытаний из шестого документа

Еще раз. Эти баллы не являются минимальными для подачи документов во все вузы страны. Нет. Ниже этого балла вузы не имеют права ставить свои минимальные баллы. Вернитесь к скрину из МГПУ. Там ни балл не совпадает с этой таблицей.

Но при этом есть вузы, которые действительно ставят свои баллы для подачи документов равные этим. Например, МВА им. К.И. Скрябина.

Профессиональное испытание в вузе что это

Скриншот с сайта МВА им. К.И. Скрябина

Форму проведения (очно, дистанционно, письменно, устно) и содержание любых ВИ вуз определяет самостоятельно. Не позднее 1 ноября предшествующего года он размещает программу ВИ на своем сайте.

Цитата из пятого документа, пункт 41, подпункт в:

“ В целях информирования о приеме организация размещает информацию о приеме на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. На официальном сайте размещается следующая информация:

для вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, – форма проведения, языки, на которых осуществляется сдача вступительного испытания, программа вступительного испытания ”.

В ней все это подробно и расписывает: как и что вам нужно будет сдать.

Дополнительные вступительные испытания

Если ВИп сдают только определенные категории граждан, которые имеют на это право, то дополнительные вступительные испытания (далее в тексте — ДВИ) (при их наличии) сдают все абитуриенты без исключения.

Я выделяю 3 категории ДВИ:

Теперь давайте рассмотрим каждую из них подробно.

Вузы, которым предоставлено право проводить ДВИ профильной направленности

Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункт 2:

“ При установлении перечня ВИ для лиц, поступающих на обучение на базе среднего общего образования, организация высшего образования:

может установить дополнительное вступительное испытание профильной направленности по одному предмету из числа предметов, по которым организацией высшего образования установлены общеобразовательные ВИ, если организации высшего образования предоставлено право проводить ДВИ профильной направленности в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ ”.

Обращаемся к Федеральному закону. Цитата из первого документа, статья 70, часть 8:

Данный порядок вынесен в начало статьи как второй документ. Одним из критериев для обладания данного права являются хорошие показатели приема.

Цитата из второго документа, пункт 3:

а) приняты на обучение без вступительных испытани й ;

Другими словами, это должен быть топ-вуз, в который стремятся олимпиадники и высокобалльники. На данный момент одним из таких вузов является МГИМО. Он проводит ДВИ по иностранному языку на некоторые направления (не на все). А в 2020-ом, кстати, его отменил по известным причинам.

Профессиональное испытание в вузе что это

Скриншот с сайта МГИМО

То есть помимо трех ЕГЭ для поступления на данное направление нужно еще сдать ДВИ по иностранному языку. Итого: 4 ВИ.

Вернемся опять к Порядку приема. Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункты 5 и 6:

“ (…) 5) может установить дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 9 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ;

6) устанавливает дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 10 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ ”.

Разберем, о каких вузах тут идет речь. Цитата из первого документа, статья 70, часть 9:

“Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить ДВИ профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом”.

МГУ им. М.В. Ломоносова проводит ДВИ профильной направленности по всем своим направлениям (кроме тех ТВИ, о которых речь будет позже). Я думаю, это не новость. А вот СПбГУ не проводит такие ДВИ, хотя имеет на это право.

Цитата из первого документа, статья 70, часть 10:

“ Перечень ДВИ и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя ”.

Вузы, подведомственные Министерству обороны РФ и другим силовым ведомствам проводят свои ДВИ. В статье я их касаться не буду. Те, кто хотят туда поступить, думаю, и так знают, о чем идет речь.

ДВИ и ТВИ

Остальные ДВИ, которые вуз имеет право проводить, утверждены приказом, который обозначен в начале статьи как третий документ. Всего таких ДВИ возможны 3 вида: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

Но тут есть важное уточнение. Не для любого направления подготовки при приеме на бюджетную основу вуз имеет право в принципе проводить ДВИ. Перечень таких направлений указан в документе под четвертым номером в начале статьи. В целом эти специальности можно было бы отнести к слову “творческие”. Но встречаются и исключения.

То есть только по тем направлениям подготовки, что есть в этом документе вуз имеет право просить вас сдавать ДВИ. Например, по 39.03.01 Социологии, 08.03.01 Строительству, 38.03.01 Экономике и т.д. не может такого требовать.

До 2020 года такое ДВИ проводил МГМУ им. И.М. Сеченова на специальностях 31.05.02 Педиатрия и 31.05.03 Стоматология. В 2021 году оно отменено.

А вот что касается приема по договорам об оказании платных услуг, то тут вузы имеют право проводить такие ДВИ на любое направление подготовки. Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункт 4:

Вот вам такой пример. МГУПП проводит собеседование на 38.03.02 Менеджменте. И да, это на базе школы. Не второе высшее.

Профессиональное испытание в вузе что это

Скриншот с сайта МГУПП

А теперь я хочу отдельно поговорить ТВИ. Т.к. я достаточно давно уже собираю базу данных по проходным и многим другим показателям, то неизбежно передо мной встал вопрос не только об отражении наличия ДВИ, то и их классификации. На мой взгляд, консультанту не достаточно просто сказать выпускнику: ”Надо в вузе сдать ДВИ”. А какое? А есть ли похожие? А если я закончил “художественную” школу, могли бы вы мне подобрать что-то подходящее? Не вываливать же на человека просто четвертый документ, который еще к тому же имеет 3 дополнения.

По этой причине в своей базе я придумала систематизацию ТВИ. И хочу ей с вами поделиться. Опять же не претендую на истину в последней инстанции ( я художник, я так вижу ).

Итак, среди вузов Москвы и Санкт-Петербурга я выделяю такие ТВИ (помимо не творческих ДВИ).

Профессиональное испытание в вузе что это

Таблица классификации ТВИ. Подготовила Екатерина Александрова

Иногда в рамках консультаций мы выделяем возможность сдачи таких ТВИ, когда видим, что один из предметов “завалили”. Есть возможность вместо него добрать баллы за счет хорошей подготовки.

Но, конечно, я бы обращала ваше внимание, что если вы никогда профессионально (или любительски на высоком уровне) не занимались музыкой, например, то вы не сдадите такие ТВИ. А вот если у вас есть диплом “музыкальной” школы (хотя бы), то такую возможность рассмотреть можно.

Все зависит от человека. На мой взгляд, к некоторым из этих ТВИ реально подготовиться самому.

P/S Не забывайте, что вы всегда можете написать мне в личные сообщения в вк или телеграм.

Теперь вы можете подписаться мой на канал в телеграме и узнавать о выходе новых статей оттуда.

Если вам нужна индивидуальная консультация по поступлению — см. информацию в профиле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *