Профессиональная ориентация что это такое
Что такое профориентация
Выбрать профессию в 17 лет — и навсегда. Звучит страшновато! Но если следовать несложным правилам, определиться будет проще и есть шанс избежать сожалений.
Рассказываем, как вам поможет профориентация.
Содержание:
Что такое профориентация
Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них. И чем больше информации о специальностях у вас есть, тем проще её проанализировать и найти подходящую.
И это очень важный этап. Ошибки могут стоить дорого — и буквально, потому что высшее образование не всегда бесплатное, и образно говоря, ведь переучиваться в старшем возрасте не так легко.
Суть профориентации
Как правило, впервые таким поиском мы занимаемся накануне окончания школы. В идеале в этом выпускникам помогают сами школы: они организуют встречи с представителями разных профессий, проводят классные часы и тестирования. Все это должно помочь выпускникам разобраться в своих склонностях и узнать, где их можно применить.
Чтобы этот этап профориентации работал как надо, в него, конечно, стоит включиться родителям. Представим, что в вашей жизни так и произошло. Что же дальше?
А дальше профориентация выходит за рамки обязательных мероприятий и становится делом вашей инициативы. В вузе или колледже, например, вы будете проходить практику на производстве, но оставаться там работать или нет — ваш выбор.
Методики профориентации
В предыдущем пункте мы разобрались, что профориентация — это целая система, в которой задействовано очень много участников. И как всякая система, она имеет свои методы.
Профориентация в России
Увы, в большинстве российских школ нет «карьерных бюро», как в европейских странах. Наши школьники встречаются с представителями других профессий в основном только в старших классах, и вся профориентация в целом построена больше на теории, чем на пользе.
У студентов вузов возможностей больше: здесь как минимум обязательно проходить практику. Но чаще всего этого очень мало, и студентам гораздо проще совмещать полноценную работу и учебу, чем после вуза искать работу с нулевым опытом в ней.
Для тех, кто уже закончил и школу, и колледж или университет, основу профориентации составляет все, что проводят местные центры занятости. Обычно это ярмарки вакансий, консультации психологов. Здесь о пробном периоде уже почти не приходится говорить: нужно выбирать вакансию и сразу бросаться в бой.
Остальная профориентация — это уже информация из интернета и от знакомых: отзывы о компаниях, полезные статьи о поиске работы, психологические тесты и многое другое.
Как выбрать профессию
Довольно часто процесс профессионального поиска себя связан со стереотипами. И многие из них заложены в наши головы с детства. «Выбирать надо практичное дело, где ты деньги зарабатывать сможешь», — говорят родители. Денежная мотивация — это, несомненно, очень важно, но престижность и практичность профессии не определяются только размером зарплаты.
«Маркетолог — это кто такой вообще? Вот слесарь — это профессия, я понимаю». Рынок труда не отстает от прогресса, и на нем постоянно появляются новые востребованные профессии и должности. Не всегда это понятно нашим родителям, учителям и даже друзьям. С этим нужно смириться и уметь отстаивать свое право на выбранную профессию.
Можно приводить еще довольно много примеров, но все они сводятся к одному: каждому из нас в поиске себя стоит ориентироваться именно на свои качества и склонности, а не на чужие.
Ниже приведем несколько основных советов на случай, если вы ищете свою профессию прямо сейчас.
Важность профориентации
С одной стороны, выбор, который вы делаете сразу после школы/университета — не приговор на всю жизнь. Вы всегда можете ошибиться и со временем найти себя в чем-нибудь другом.
С другой стороны, равнодушие или легкомыслие в этом выборе чреваты непростыми ситуациями. Школьнику, который поступил «уже куда-нибудь», придется несколько лет провести в нелюбимом вузе. А студент, решивший работать «неважно где», рискует менять работу бесконечно часто и заслужить в глазах эйчаров репутацию «летуна» — несерьезного и ветреного работника, которому нельзя доверять.
Функции профориентации
Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так:
Типичные ошибки выбора профессии
История моего хорошего знакомого (назовем его Л.) — отличный способ разобраться с тем, что в профориентации может пойти не так.
Л. — отличный парень, душа компании и большой весельчак. В детстве он очень любил фильмы про Лару Крофт и Индиану Джонса и вместе с друзьями увлекался поисками кладов. Ему очень нравилось это забавное хобби. А когда он узнал, что настоящие археологи действительно находят клады и получают деньги в своих экспедициях, ему все понравилось еще больше.
В школе Л. увлекался историей, хотя гораздо больше ему нравились исторические романы, нежели реальные факты. Но в институт он поступил на истфак: он же будет вместе с друзьями археологом!
Эта история закончилась довольно грустно. Учиться на историческом факультете Л. оказалось неинтересно и сложно, а к третьему курсу он уже точно знал, что археологом не будет — в отличие от многих своих друзей. Л. с трудом закончил бакалавриат, а потом стал менеджером по продажам в IT-компании, где работает уже несколько лет. Ему не очень нравится его работа, но он обещает найти что-то другое «когда-нибудь обязательно».
Какова же мораль сей басни?
Виды профориентации
Напоследок посмотрим еще и на то, какие виды профориентации бывают.
Анализ профориентации
Профориентация важна не только для вас лично и вашего успешного профессионального пути — она важна и для работы всей экономики в целом. Сейчас процесс профориентации в нашей стране оставляет желать лучшего, и в этом можно убедиться хотя бы на примере вопроса о смене профессий.
В прошлом году «Авито Работа» проводил исследование о смене профессий россиянами и выяснил, что больше половины россиян (65%) задумывались об этом хотя бы один раз в жизни. Как показало исследование, наиболее популярные причины смены работы:
При этом в реальности сменить профессию удалось только 17% задумавших такие перемены.
Говоря о причинах, помешавших им сменить профессию, многие тогда заявили, что отложили этот вопрос для более подходящего момента, треть (33%) не были уверены, что имеют достаточно квалификации, еще треть (33%) назвали в качестве причины страхи перемен и ошибок.
Мы надеемся, что все эти обстоятельства в нынешних условиях больше не играют роли — когда уровень безработицы только по официальным данным вырос в 3,5 раза.
Заключение
Адаптироваться к новым условиям и находить себя в мире профессий нужно уметь всегда. Для этого с вашей стороны нужны усилия. Перечислим их еще раз:
Фото на обложке: Shutterstock / panitanphoto
Основные методы профориентационной работы
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Формы профориентационной работы.
Активные формы профориентации.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).
Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.
Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.
Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.
В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.
Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.
При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.
Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.
Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:
Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты связи);
Г – сенсорные (водительский состав);
Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);
Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).
Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.
Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.
Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, включающего в себя заботу общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер, способствующих профессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занятости молодого человека с учетом его потребностей
и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Переход экономики на рыночные отношения предопределяет новый подход к проблеме социальной и профессиональной ориентации выпускника вуза.
Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.
Это относится как к людям, впервые вступающим на трудовое поприще, так и к людям, которые потеряли работу.
Профилирование на ранних стадиях безработицы способствует раннему выявлению кандидатов в долгосрочные безработные, а также своевременной помощи людям, имеющим возможность более быстрого трудоустройства.
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].
Профориентация способствует выбору профессии в соответствии
с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Профессиональная ориентация включает в себя четыре этапа: 1) профессиональное просвещение; 2) профессиональное воспитание;
3) профессиональное консультирование; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры.
Профессиональное просвещение – это ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Профессиональное воспитание – это формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку, имеют в своей основе:
1) профессиональный подбор – рекомендации учащимся и выпускникам учебных заведений с учетом возможных направлений профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
2) профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности, месту работы)
в соответствии с нормативными требованиями;
3) профессиональную, производственную и социальную адаптацию – систему мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов по профессии, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
Профессиональная ориентация молодежи проводится в целях:
1) обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;
2) достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3) прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
4) содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовлетворенности трудом и собственным
социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации:
– информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
– психологическое и медицинское консультирование;
– психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
– различные педагогические методы.
В связи с переходом России к рыночной экономике расширяются масштабы профориентации. В профориентационных услугах нуждается не только молодежь, но и другие категории населения.
Правовая основа профессиональной ориентации безработных и других категорий населения опирается на положения Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы
занятости», Конвенции МОТ № 142 и Рекомендации МОТ № 150
«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов». Эти акты устанавливают, что государства принимают и развивают программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в частности, через государственные службы.
1.6. Профориентационные тесты и опросники
Работу нужно выбирать сердцем. Но. «Мне 18, и я не знаю, чего хочу», – пел известный музыкант. Что там говорить, даже люди постарше иногда сомневаются, верным ли карьерным путем они пошли. Выбрать новую или первую профессию могут помочь тесты на профориентацию. Какими они бывают и где их можно пройти?
Профориентационные тесты бывают разными. Одни оценивают ваши способности и сопоставляют их с требованиями к той или иной специальности. Другие ищут соответствие вашего характера определенной профессии. Третьи помогают «разобраться в себе», понять, чем вы на самом деле хотите заниматься. Такие тесты называются мотивационными.
Тестирование не дает исчерпывающего ответа на вопрос «Кем стать?», поскольку на выбор профессии влияет слишком много факторов. К тому же у каждой специальности есть свой комплекс требований
к способностям и личным качествам. Если вы не школьник, которому еще далеко до своего первого рабочего дня, то очень многое зависит от вашего образования и профессионального опыта.
Что же делать? Можно самостоятельно сопоставить результаты нескольких тестов (желательно разного типа: оценочных, личностных и мотивационных) с требованиями профессии (они подробно представлены на сайте Департамента по труду и занятости населения города Москвы). Конечно, это трудная аналитическая работа, но она стоит затраченных на нее усилий.
Но если вы не верите, что можете все взвесить самостоятельно, можно обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоимость подобных услуг весьма высока. Другой, более реальный вариант – правильно использовать возможности, описанные в [3, 12–18].
В любом случае тесты на профессиональную ориентацию – только первый шаг в выборе подходящей специальности. Однако если разумно подойти к их результатам, вам будет легче найти верный путь, который приведет вас к любимой работе и успешной карьере.
Профконсультирование
Существует два основных вида консультирования: индивидуальное и групповое, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе индивидуального консультирования клиент и консультант вместе планируют профессиональную деятельность, ищут способы решения возникающих проблем. Но при этом не всегда удается повысить социальную активность человека. При узкопрофилированных групповых консультациях поддержка товарищей по несчастью позволяет уменьшить остроту чувства неопределенности, гармонизирует самооценку, придает большую уверенность человека в себе.
Основа индивидуальной профконсультации – выявление блоков триады «хочу–могу–надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей («хочу»), возможностей личности («могу»), информация о мире профессий и потребности общества в этой профессии («надо»). В настоящее время преобладает третий компонент.
Профконсультация способствует решению выбора профессии только в том случае, если выявлены все три компонента и если они согласованы между собой. Рассогласование этой триады требует продолжения работы, направленной на устранение дефицита информации.
Можно выделить следующие пять этапов собеседования.
1. Введение. На этом этапе необходимо представиться, изложить цель беседы, попытаться вызвать интерес к собеседованию, постараться добиться психологического комфорта у консультируемого.
2. Сбор информации. Задачей этого этапа является определение (совместно с клиентом) цели его прихода к профконсультанту, его видения проблемы и путей ее решения, потенциальных возможностей
с учетом прежней занятости.
3. Диагноз. Этап должен позволить определить идеальный, с точки зрения клиента, выход из создавшейся ситуации (желаемый результат); помочь ему в переоценке своих способностей и опыта; договориться
о том, что нужно сделать в первую очередь; обеспечить поддержку на стадии принятия решений, ответить на вопросы и преодолеть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения проблемы.
4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько альтернатив, предложенных клиентом или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулировать желаемый результат, подтвердить принятое решение.
5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его действий на ближайшее время, подтвердить готовность клиента к ним.
Основной формой проведения индивидуальной профконсультации является беседа. В ходе беседы профконсультант получает сведения о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, мотивах выбора области профессиональной деятельности. Интервью является одним из основных методов получения информации как в профконсультировании, так и в профориентационной работе. В профконсультировании его
используют как специальный метод анализа уникальности ситуации проблем клиента для повышения его мобильности в профессиональном самоопределении. Изучение социально-психологической готовности безработных к продолжению трудовой деятельности позволяет очень четко определить направление работы с ними.
Урок 1. Профориентация
Любой путь начинается с первого шага. Если это ваш профессиональный путь, первым шагом станет профориентация. И точно так, как на любом пути важно иметь правильные ориентиры, профессиональная ориентация должна быть хорошо продуманной и ведущей в нужном направлении.
Пройдя этот урок, вы получите конкретные ориентиры, как выбирать свой профессиональный путь, и конкретный набор вопросов, которые помогут вам это сделать.
Содержание:
Вот в таком порядке мы будем изучать вопросы, связанные с темой профориентации. И, в общем-то, пора приступать!
Что такое профориентация?
Существует множество определений такого понятия как профориентация, или профессиональная ориентация. В целом, суть термина понятна из слов, из которых сложился термин «профориентация». Термин произошел от английских слов profession (профессия) и orientation (ориентация). И практически во всех европейских языках эти слова звучат и переводятся одинаково.
В самом общем виде:
Профориентация – это комплекс научно обоснованных мер и различные мероприятия, позволяющие человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда.
Суть профориентации
Мы преднамеренно не ограничиваем профориентацию исключительно выбором профессии просто потому, что за последние годы произошло много изменений в традиционном понимании содержания большинства профессий. К тому же постоянно появляются новые профессии, которые 20 лет назад было невозможно предсказать.
В 90-е годы 20 века такие профессии как SEO-специалист или SMM-менеджер просто не могли появиться ввиду слабой распространенности Интернета и отсутствия социальных сетей. В начале 2000-х было трудно представить, какое количество специалистов может «впитать» IT-сфера. И если в последние 50 лет при слове «учитель» все представляли школу и класс с детьми, то начиная с 2020 года можно представлять практически что угодно, потому что формат онлайн-обучения находится в стадии становления, и как будет выглядеть профессия учителя в ближайшие 10 лет, в деталях не знает никто.
Именно поэтому сегодня более актуальным является не столько формальный выбор профессии, сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. И, соответственно, развитие универсальных или надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, которые позволяют быстро адаптироваться в большинстве актуальных профессий из той сферы деятельности, которую вы для себя выбираете.
По данным различных экспертных оценок, 65% школьников, учившихся в 2017-2018 годах в начальных классах, в перспективе будут работать по специальностям, которых сегодня не существует [Journalist, 2018]. Как выбрать профессию, которой пока не существует? А ведь по ним тоже кто-то должен будет работать! Какую выбрать профессию: ту, где все понятно на годы вперед, или ту, что дает возможности постоянно узнавать что-то новое?
В любом случае, сегодня профориентационная работа будет носить несколько иной характер, нежели 20 или даже 10 лет тому назад. Разница в следующем. Ранее профориентация носила некий ограничивающий характер, предполагающий выбор одной специальности на всю жизнь из всем известного и десятилетиями не меняющегося списка профессий.
Сегодня шанс проработать по одной специальности всю жизнь ничтожно мал и касается только ряда традиционных профессий: врач, учитель, военный. Да и здесь придется постоянно принимать новые вызовы и осваивать новые навыки, учиться работать с компьютерными технологиями и новой техникой.
Таким образом, суть профориентации не только и не столько в выборе профессии, сколько в понимании того направления, в котором стоит двигаться в профессиональной сфере, и готовности постоянно осваивать новые навыки и новые специализации в выбранной или смежной сфере деятельности. Достичь этого понимания помогают разные виды профориентации.
Виды профориентации
Каким же образом можно понять, в каком профессиональном направлении вам стоит двигаться, освоение каких навыков принесет лично вам наибольшие дивиденды, и с какими вызовами вы готовы справляться и не роптать на трудности, которые, конечно же, возникнут, независимо от того, что именно вы выберете?
Как вы уже поняли, именно для этого и существует профориентация. И это целый комплекс различных мер и мероприятий, позволяющих последовательно найти ответы на все вопросы и релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего на данный момент рынка труда.
Какие бывают виды профориентации:
1 | Общее профессиональное информирование. |
2 | Индивидуальное профессиональное консультирование. |
3 | Профессиональный отбор. |
4 | Профориентация для лиц с особыми физическими потребностями. |
Теперь давайте поговорим о каждом виде профориентации отдельно.
Общее профессиональное информирование
Общее профессиональное информирование – это информация о состоянии рынка труда в целом и его отдельных сегментов в частности. Сюда же входит информация о профессиях, условиях их получения, учебных заведениях, осуществляющих подготовку по тем или иным специальностям.
Такое информирование может осуществляться как традиционными способами – печатные издания, буклеты, теле- и радиопередачи, ярмарки вакансий, встречи с представителями профессий для школьников и подростков, так и с использованием появившихся цифровых возможностей.
Это могут быть виртуальные экскурсии по предприятию, аккаунты предприятий, компаний и учебных заведений на YouTube, в Instagram и Facebook, видеолекции и онлайн-мастер-классы по основам профессии от ведущих специалистов отрасли.
Индивидуальное профессиональное консультирование
Индивидуальное профессиональное консультирование – это помощь специалиста, обычно психолога, в определении профессиональных склонностей и выборе сферы применения этих склонностей с учетом психологических особенностей человека, его характера, состояния здоровья и личностных показателей.
Такие консультации обычно начинаются с беседы и выяснения, что человеку нравится, чем он хочет заниматься и как он сам себе представляет свое профессиональное будущее. По мере углубления беседы совместно с психологом можно наметить план ближайших действий по вхождению в профессию, если нет очевидных противоречий между желаниями и реальностью.
Если четкого понимания своих устремлений у человека нет или наблюдается явное несоответствие между заявленными желаниями и набором личных качеств, ему предлагается пройти тестирование из серии тестов.
Онлайн-тест на профориентацию по методике по Климова
Практически всегда предлагается пройти общий онлайн-тест по методике психолога Евгения Климова (1930-2014), позволяющий выявить предрасположенность человека к той или иной группе профессий [ПрофГид, 2020].
Типы профессий по Е.Климову:
Другими словами, изначально важно выяснить, готов ли человек постоянно общаться или предпочел бы это делать лишь по необходимости, любит ли он в большей степени технику или животных, ощущает ли в себе творческий потенциал. Найти оригинал теста можно в Интернете, но мы предлагаем вам собственную версию.
Онлайн-тест на профориентацию от 4brain
Вы получите более полное представление о ваших профессиональных склонностях, если пройдете онлайн-тест на профориентацию от 4brain. Этот тест является переработкой и адаптацией теста Климова к реалиям сегодняшнего дня. Необходимость такой переработки возникла ввиду того, что большинство разработок Евгения Климова датировано прошлым столетием. С тех пор много чего изменилось, появились новые профессии и сферы деятельности, да и смысложизненные ориентиры в 21 столетии несколько отличаются от тех, что были в 20 веке:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Есть и еще один тест.
Онлайн-тест на смысложизненные ориентации
В рамках профориентационного тестирования будет полезно и познавательно пройти тест на смысложизненные ориентации (сокращенно СЖО). Это адаптированная под наши реалии версия теста Purpose-in-Life Test (сокращено PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Данная методика разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Ее цель – эмпирическая валидизация основных положений этой теории:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
После основного базового тестирования человеку могут предложить тесты на профпригодность к различным профессиям и дать оценку результатов тестов на предмет шансов пройти в будущем профотбор на выбранную специальность или желаемую должность.
Профессиональный отбор
Профессиональный отбор – определение степени профпригодности человека к конкретной профессии, работе, должности путем собеседования, тестирования, конкретных заданий, позволяющих выяснить готовность человека к выбранной деятельности.
В большинстве сфер такой профотбор ведется на этапе приема на работу, однако в ряде профессий, предъявляющих повышенные или особые требования к кандидатам, профотбор организуется на этапе конкурса в учебное заведение.
Сферы деятельности с ранним профотбором:
Если человек задумывается о какой-либо из сфер деятельности с ранним профотбором, подготовку нужно начинать заранее, не позднее начальной школы. В случае с музыкальными или художественными учебными заведениями нужно успеть закончить музыкальную или художественную школу до начала вступительной кампании в вуз или училище.
Для спортивных и хореографических специальностей важно раннее начало занятий спортом, чтобы успеть получить спортивные разряды, а лучше стать мастером спорта по спортивным танцам или другому выбранному виду спорта. Для военных училищ тоже важна ранняя спортивная подготовка, чтобы абитуриент был готов сдать экзамен по физкультуре и уложиться в достаточно жесткие нормативы.
Профориентация для лиц с особыми физическими потребностями
Отдельно стоит выделить профориентацию для лиц с особыми физическими потребностями. Проще говоря, для инвалидов. Для них проблема выбора профессии стоит намного острее, чем для остальных. В этом случае подбор сферы деятельности будет осуществляться, в первую очередь, исходя из физических возможностей человека.
Это достаточно сложная работа для психолога, потому что, помимо традиционной беседы и тестирования, нужно оказать человеку с особыми потребностями психологическую поддержку. Особенно, если он планировал себе сферу деятельности, где тяжело пробиться даже физически здоровым людям, а человеку с инвалидностью практически невозможно.
Кроме того, профессиональные планы инвалида должны быть согласованы с его семьей, потому что жизнедеятельность инвалида обычно напрямую зависит от участия и помощи членов семьи. Таким образом, профориентация лиц с особыми физическими потребностями является сложным многоаспектным процессом, требующим учета гораздо большего количества факторов, чем при профориентации людей без инвалидности.
Впрочем, моральная поддержка и помощь в определении жизненных ориентиров может понадобиться и абсолютно здоровым людям. В том числе молодежи, которая ввиду относительно небольшого жизненного опыта не всегда может верно трактовать свои желания и устремления, не умеет отличать собственные ценности от навязанных и адекватно оценивать свой потенциал и объем усилий, требуемых для достижения цели.
Помочь молодежи разобраться со всеми этими проблемами тоже входит в перечень задач профориентации. Как минимум, у молодых людей в руках должен быть инструмент для правильного выбора сферы деятельности и алгоритм действий для реализации выбранной цели.
Как выбирать профессию правильно?
Выше мы уже начали говорить о профориентации как о неком комплексе мер, предпринимаемых извне и помогающих человеку сориентироваться при выборе профессионального пути. Однако человек и сам может применить для себя комплекс мер, позволяющих ему понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда.
Для этого он должен понимать, как это делается, какие ключевые моменты нужно учитывать и на какие вопросы нужно честно ответить самому себе, даже если этот ответ самому себе не очень нравится. В самом общем виде выбор профессиональной деятельности зиждется на трех «китах» профориентации:
Это, повторимся, в самом общем виде, потому что каждая сфера деятельности включает в себя массу неочевидных нюансов, которые малоизвестны людям за пределами профессионального круга общения и малопонятны, пока не попытаешься прикоснуться к профессии сам. Поэтому для сведения вероятности ошибки к минимуму алгоритм поиска подходящей сферы деятельности в нынешних условиях должен быть намного шире.
С этим алгоритмом детей и подростков должны постепенно ознакомить взрослые, потому что, повторимся еще раз, молодые люди, ввиду относительно небольшого жизненного опыта, не всегда могут верно трактовать свои желания и устремления.
Это могут быть учителя и/или родители, однако в любом случае такое знакомство должно носить исключительно информационный характер и, при необходимости, характер помощи по организационным вопросам. Например, поездки в другой город на День открытых дверей в какой-либо вуз.
Недопустимы никакие формы давления при выборе профессии. Если выбор явно неадекватен физическим способностям ребенка или его уровню коммуникабельности, следует выбрать удобное время для разговора и просто ненавязчиво изложить, что называется, технические аспекты профессии и перечень требований к желающим ее получить.
В придачу к этому можно набросать список, что ребенку придется сделать, чтобы приобрести выбранную профессию. Очень часто корректировки планов у тинейджеров происходят уже на этом этапе, самостоятельно и без конфликтов со взрослыми, даже если они и не выказали однозначного энтузиазма во время вашего спитча.
И уж тем более недопустимо заставлять детей воплощать в жизнь вашу несбывшуюся мечту или выбирать профессию, «как у нашей бабушки», если у них совершенно другие способности и предпочтения. Просто поймите, что это другой человек и если вы не можете взять вашего ребенка на работу в свою фирму и платить ему зарплату до пенсии, лучше избавьтесь от искушения за него решать, куда ему поступать и чему учиться.
Итак, что же должен знать молодой человек для того, чтобы выбрать свое поле профессиональной деятельности, и на какие вопросы ответить самому себе.
Как подбирать профессию:
Проанализировать таланты и способности – какие предметы в школе нравятся, какие даются легче всего, что интересует за пределами школы (спорт, шахматы, рисование, музыка, прочее). | Выяснить баланс индивидуальных и командных предпочитаемых действий – чаще выбирается чтение книг или тусовка с друзьями, предпочитаются командные виды спорта (футбол, баскетбол, парное фигурное катание) или индивидуальные (гимнастика, бокс, рукопашный бой, одиночное фигурное катание). | Выявить свои личные мотивы и свою истинную мотивацию – что стоит на первом месте, важнее доход или возможность саморазвития, быть на виду или возможность ни за что не отвечать, выйти удачно замуж или сделать карьеру, увидеть мир или иметь побольше свободного времени. | Проанализировать готовность к тому образу жизни, который предполагает профессия – предпочтительны частые командировки и возможность посмотреть мир или спокойная сидячая работа до 18.00 с гарантированными выходными в субботу и воскресенье, пугают ли возможные наезды проверяющих инстанций на бизнес или есть готовность решать проблемы по мере их поступления. | Желание и готовность учиться – часть профессий имеют устоявшийся конечный набор требуемых навыков (кладка кирпичных стен, управление автомобилем), а часть требуют постоянного саморазвития (новые тренды в IT-сфере, новые методы лечения и фармацевтические препараты в медицине). |
Если человек честно ответит себе на эти вопросы, он заметно упростит поиск сферы приложения профессиональных усилий. Если эти ответы будут за пределами социально ожидаемых и социально одобряемых, ничего страшного, никто не обязан оповещать о них окружающих.
А вот учитывать при выборе сферы деятельности свои желания и особенности нужно обязательно, иначе можно не заработать денег даже там, где зарабатывают все, кто выбрал занятие хоть сколько-то осознано (бизнес, юриспруденция, банковское дело).
Адекватная самооценка, профориентация и понимание, какую работу хотим, помогут составлению работающего карьерного плана. Вы поймете, стоит вам включать в него профессии будущего, о которых пока ничего неизвестно, или лучше ограничиться сферами деятельности, в которых мало что меняется на протяжении многих десятилетий, какие надпрофессиональные навыки (soft skills) вам нужно развивать в первую очередь, а какие вам пригодятся в меньшей степени.
Но для этого нужно уяснить свои жизненные ориентиры и жизненные ценности хотя бы для самого себя. Именно поэтому о выборе жизненных ориентиров стоит поговорить подробнее.
Жизненные ориентиры при выборе сферы деятельности
Сегодня мир стал более свободным, мобильным и толерантным. Работа постепенно перестает ассоциироваться с обязательным ежеутренним стоянием в автомобильных пробках, 8-часовым сидением в офисе (стоянием за прилавком в магазине, чтением лекции в аудитории, приемом пациентов в поликлинике – нужное подчеркнуть).
События 2020 года наглядно показали, что примерно 90% офисной работы может выполняться удаленно, продажи можно наладить через Интернет, а лекции по большинству предметов в школах и вузах можно читать через Zoom. Исключение составляют только уроки музыки и физкультуры, потому что для физкультуры нужен спортзал, а для полноценных занятий музыкой нужна синхронизация голоса и аккомпанемента, чего нельзя добиться в Zoom из-за задержки сигнала.
Таким образом, список сфер деятельности, доступных для интровертов и домоседов, заметно расширился, а желающие остаться в профессии педагоги, менеджеры, шоумены обязаны овладеть компьютерными технологиями на уровне продвинутого пользователя. Поэтому сегодня профориентация будет полезна даже для взрослых людей с уже устоявшимися представлениями о жизни и сложившейся карьерой.
Что вы собираетесь делать, когда все это закончится: останетесь на «удаленке» или забудете это все, как страшный сон, вернувшись в офисную тусовку с перекурами и обсуждением злого начальника?
Вы в бешенстве, что вам, педагогу с 20-летним стажем, нужно еще чему-то учиться, или вас посетила мысль, что, будь компьютерные технологии четверть века назад развиты, как сегодня, вы бы ни за что не пошли в пединститут?
На самом деле, соответствие сферы деятельности вашим жизненным ориентирам и жизненным ценностям – это очень важный аспект. Ваша работа – это все равно треть вашей жизни, пусть даже и на «удаленке». Разве что с экономией времени на проезд к месту работы и обратно домой.
Хорошая новость состоит в том, что многообразие сфер деятельности позволяет, подумав и приложив некоторые усилия, найти свою нишу в профессиональной деятельности и совместить то, чем вы занимаетесь за деньги, с тем, что вам нравится делать.
Если вы не вполне разумеете, как понять себя, как найти свои ориентиры в жизни вообще и в выборе профессии в частности, рекомендуем короткую видеолекцию Евгения Буянова, сооснователя 4brain и преподавателя МГУ имени М. В. Ломоносова:
И, наконец, разговор о профориентации будет неполным, если не обсудить основные ошибки при выборе своего будущего профессионального пути.
Типичные ошибки при выборе сферы деятельности
Сразу скажем, что типичные ошибки так и останутся ошибками, если не работать над их исправлением. Если же ваш выбор кажется сомнительным исключительно окружающим, а вы не готовы поделиться вслух своими истинными мотивами, зато готовы работать над собой – вперед, и у вас все получится с большей степенью вероятности, чем у людей, мотивированных исключительно деньгами или страхом «загреметь» в армию.
Топ-7 ошибок, мнимых и истинных:
Почему мы употребили слова «мнимых и истинных»? Потому что ничье мнение не является истиной в последней инстанции, когда речь идет о вашей жизни, единственной и неповторимой, и о том, на что вы должны ее потратить. Советы извне слушать можно и нужно, если они конструктивны и помогают вам двигаться к цели. Впрочем, если советы явно не в тему, потому что советчик не осведомлен о ваших мотивах выбора профессии, не спорьте с ним, а просто делайте по-своему.
А теперь подробнее об ошибках в выборе профессии, мнимых и реальных:
1 | Выбор профессии за компанию с друзьями – обычно это плохо, однако в биографиях известных артистов частенько можно встретить признания, что «я пришел на кастинг за компанию с другом, и меня взяли, а его нет». Как знать, удалось бы им добиться успеха, если бы они не пришли поддержать друзей. |
2 | Выбор профессии по настоянию родителей – обычно заканчивается плохо, но, если все советы по профориентации не позволили вам составить свое собственное представление о вашем профессиональном будущем, лучше послушать родителей, чем остаться без образования и специальности. В крайнем случае, потом получите второе высшее образование, когда у вас будет более четкое понимание, чего вы хотите от жизни. |
3 | Выбор так называемой «надежной» профессии только потому, что она «надежна» – в этом мире все меняется очень быстро, и офисный персонал, получивший надежные в традиционном понимании профессии менеджера, юриста и экономиста, в любой кризис попадает под сокращение штатов в первую очередь. Если вы пока не можете выбраться из плена шаблонных суждений, выбирайте хотя бы ту работу, которая не вызывает неприятия. |
4 | Отождествление будущей профессии с любимым школьным предметом – если вам нравится литература, помните, что журналист или писатель должен не только хорошо писать. У журналиста должно быть хорошее здоровье, чтобы выдерживать разъезды по местам событий в течение дня, а писатель должен обладать мощными пробивными качествами, чтобы найти возможности издания книги на выгодных для себя условиях. |
5 | Отождествление профессии с человеком или персонажем, к которому есть симпатии – стану разведчиком, как Штирлиц, бизнесменом, как Уорен Баффет, певицей, как Кристина Агилера. С одной стороны, копировать чью-то биографию – идея заведомо плохая. С другой, вам, возможно, стоит изучить смежные сферы деятельности, и, вполне вероятно, вы найдете свое место в предпринимательстве или шоу-бизнесе и даже сможете лично пообщаться с человеком, которому вы симпатизируете. |
6 | Недостаточная осведомленность о нюансах профессии – многие оказываются неприятно удивлены, узнав, что PR-директору приходится постоянно ездить в командировки, бухгалтеру по полдня сидеть в очереди в налоговую инспекцию, а офис-менеджеру целый день томиться в офисе. Всегда стоит найти возможность, во-первых, пообщаться с представителями понравившейся профессии лично, во-вторых, узнать внутренний распорядок компании до момента трудоустройства. В эпоху соцсетей это не так уж сложно. |
7 | Выбор профессии только потому, что вам так хочется – хочется быть программистом, но неохота изучать языки программирования, хочется быть певицей, однако поете вы так себе, хочется стать политическим обозревателем, но лень смотреть новости каждый день. На самом деле, ничего страшного. Либо желание, не подкрепленное действием, со временем иссякнет само, либо вы начнете делать первые шаги в выбранном направлении, прокачаете ваши hard и soft skills и в любом случае станете улучшенной версией себя. А может, придете к выводу, что лучше стать не программистом, а тестировщиком, не певицей, а концертным директором, не политическим обозревателем, а просто телеведущим. |
Так или иначе, в условиях сегодняшнего дня профессиональная ориентация – это не какое-то разовое мероприятие или комплекс мер. Это системная работа над собой на протяжении всей своей жизни и способность быстро освоить новые навыки как для процветания в своем деле, так и для смены сферы деятельности.
Поможет вам в этом наш курс «Самопознание» и специальная литература по профориентации. В частности, книга «Кем быть? Секреты выбора профессии» [Д. Парнов, 2014]. Много полезного можно найти и в книге «Куда/чему/зачем пойти учиться» [С. Борисов, Ю. Юшкова-Борисова, 2014]. Родителям, заботящимся о будущем своих детей, можно рекомендовать сборник популярных тестов, предназначенных для профессиональной психодиагностики и профориентации детей под названием «Детская психодиагностика и профориентация» [Л. Столяренко, 2016].
Итак, на первом уроке вы узнали, что такое профориентация, в чем ее суть с учетом сегодняшних реалий, и поняли, как выбирать направление профессиональной деятельности.Далее поговорим о получении специальности и процессе поиска работы. И теперь предлагаем закрепить знания.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее поговорим о получении специальности и процессе поиска работы.